Что означает депутатская неприкосновенность кратко

Обновлено: 04.07.2024

Статья 19. Неприкосновенность сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не могут быть:

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

а) привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке;

б) задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу;

в) подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

3. Неприкосновенность сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 440-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. После окончания дознания, предварительного следствия или производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, дело не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации.

6. Сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при голосовании в соответствующей палате Федерального Собрания Российской Федерации и другие действия, соответствующие статусу сенатора Российской Федерации и статусу депутата Государственной Думы, в том числе по истечении срока их полномочий. Если в связи с такими действиями сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы допустили публичные оскорбления, клевету или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом, возбуждение уголовного дела, производство дознания, предварительного следствия или начало производства по делу об административном правонарушении, предусматривающем административную ответственность, налагаемую в судебном порядке, осуществляется только в случае лишения сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.

1. Сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей .

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Судебная практика по статье 98 Конституция РФ:

Конституция Российской Федерации, определяя в статье 98 лишь общее направление и условия действия депутатской неприкосновенности в целях обеспечения основ конституционного строя, связанных с осуществлением народовластия (статья 3 Конституции Российской Федерации с разделением властей и самостоятельностью органов законодательной власти (статья 10), созданием условий для беспрепятственной деятельности парламента, допускает возможность конкретизации ее положений в федеральном законодательстве.

Конституция Российской Федерации, определяя в статье 98 лишь общее направление и условия действия депутатской неприкосновенности, в целях обеспечения основ конституционного строя связанных с осуществлением народовластия (статья 3 Конституции Российской Федерации), с разделением властей и самостоятельностью органов законодательной власти (статья 10), созданием условий для беспрепятственной деятельности парламента, допускает возможность конкретизации ее положений в федеральном законодательстве.

Обращаясь в Государственную Думу с представлением Генеральный прокурор Российской Федерации действовал в рамках полномочий, предоставленных ему в соответствии с частью 2 статьи 98 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление Михеева О.Л. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Для того чтобы депутаты разных уровней могли полноценно исполнять свои обязанности, которые на них были возложены на основании положений действующих норм законодательства, им даются определенные права. Одним из таких прав, которое закреплено в Конституции Российской Федерации, является право на неприкосновенность.

✋ Что такое депутатская неприкосновенность

Ни в одном из нормативных актов, которыми регулируется использование депутатами различных уровней власти права на неприкосновенность, не содержится информации о том, что именно следует подразумевать под неприкосновенностью.

Таким образом, понятия депутатской неприкосновенности, с юридической точки зрения, в действующих нормах права не содержится. Однако на основании правоприменительной практики можно сделать вывод, что под депутатской неприкосновенностью следует понимать невозможность привлечения депутата Государственной думы или члена Совета Федерации к административной или уголовной ответственности, а также к гражданской ответственности без получения на то согласия того органа, где он был выбран.

Результатом этого становится достаточно сложная процедура проведения различных процессуальных мероприятий, которые нацелены на вынесение наказания за совершенные правонарушения или преступления.

💡 Правовые нормы

Правовое регулирование вопросов, связанных с присвоением и – в случае необходимости – лишения депутатской неприкосновенности, регулируется следующими нормативными актами:

    Конституции Российской Федерации; от 8 мая 1994 года. Статья достаточно широко освещает не только порядок применения данной меры защиты участников федеральных выборных органов, но также и определяет то, каким образом неприкосновенность может быть снята с человека в случае выявления явного нарушения им действующего законодательства вплоть до совершения уголовного преступления;
  • если же говорить о муниципальных депутатах (то есть участниках выборных органов власти муниципальных образований), то в привычном понимании депутатская неприкосновенность для них не используется. Однако решение о возможности возбуждения уголовного дела в отношении муниципальных депутатов принимается руководителем следственных органов субъекта Федерации на основании статьи 448 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Если руководителем следственных органов субъекта Федерации принято решение о возможности возбуждения уголовного дела или начале следствия в отношении такого человека, все процессуальные действия в отношении таковых будут осуществляться в общем порядке на основании части 1 статьи 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Как вы относитесь к неприкосновенности депутатов и сенаторов, как к гарантии правильного исполнения ими своих обязанностей?

Нейтрально – если человек честный, то такая гарантия ему только на помощь, чтобы его не отвлекали по пустякам Отрицательно – только и пользуются ею, чтобы оставаться безнаказанными за свои дела Положительно – если человек толковый, то пусть будет защищен – глядишь, больше толку будет от такой защиты

👇 На кого распространяется

Депутатская неприкосновенность распространяется на следующих лиц:

    Государственной думы Российской Федерации;
  • сенаторов Совета Федерации Российской Федерации;
  • муниципальных депутатов в порядке, который установлен действующим законодательством Российской Федерации в отношении участников муниципальных выборных органов самоуправления.

⏰ Срок действия

Депутатская неприкосновенность, установленная указанными выше федеральными нормативными актами, устанавливается на весь срок действия их полномочий.

В рамках такого срока ее действия она распространяется не только на самого депутата, но и на его жилье, на те служебные помещения, которые он занимает, а также на транспорт (как личный, так и служебный) и те средства связи, которые он использует.

Кроме того, досмотру не может подвергаться корреспонденция этого человека и его багаж, а также документы, которыми пользуется лицо, обладающее такой неприкосновенностью.

Илья Пономарёв.

Запрос о лишении депутатской неприкосновенности Ильи Пономарёва может состояться на пленарном заседании 7 апреля.

Что такое депутатская неприкосновенность?

В соответствии с основным законом РФ, депутатская неприкосновенность — это особый статус членов законодательной власти, который может оградить их от гражданского и уголовного преследования, но не освободить от юридической ответственности в случае преступления.

Депутатская неприкосновенность парламентариев закреплена в статье 98 Конституции РФ. Ею в течение всего срока полномочий обладают депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации. Неприкосновенностью также пользуются депутаты региональных законодательных собраний.

Зачем депутату нужна неприкосновенность?

Депутатская неприкосновенность обеспечивает депутату защиту от репрессивных мер со стороны исполнительной власти или частных лиц. По сути, эта гарантия неприкосновенности личности парламентария как члена представительного и законодательного органа. Иммунитет обеспечивает повышенную защиту парламентария в силу осуществляемых им государственных функций.

Что предусмотрено депутатской неприкосновенностью?


Правоохранительные органы не имеют права задерживать, арестовывать, обыскивать (если, конечно, депутат не был задержан на месте преступления) или допрашивать парламентария без согласия Государственной Думы, кроме случаев задержания депутата на месте преступления. Также нельзя проводить личный досмотр, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Неприкосновенность распространяется на дома, офисы, автомобили, телефоны, документы, багаж и переписку народных избранников (ст. 19 Федерального закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы 1994 г. в редакции 1999 г.).

Если депутат Госдумы или член Совета Федерации оказался причастным к уголовному или административному делу, то следователь в трёхдневный срок должен сообщить об этом Генпрокурору РФ. Если правонарушение каким-либо образом связано с работой в статусе парламентария, то Генпрокурор в течение недели должен обратиться в Госдуму или СФ и потребовать лишить депутата статуса и неприкосновенности.

Депутаты Госдумы.

Депутата нельзя привлечь к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, другие действия, кроме случаев, когда депутат допускает публичную клевету, оскорбления и иные нарушения, связанные с депутатской деятельностью.

Как лишить депутата Госдумы неприкосновенности?

Лишение иммунитета происходит по представлению Генпрокуратуры. Совет Федерации или Госдума рассматривают соответствующие обращения, принимают решение и в течение 3 дней оповещают об этом прокурора.

Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания РФ дать согласие на лишение члена Совета Федерации или депутата неприкосновенности исключает производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении.

В рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты вправе участвовать член Совета Федерации, депутат Госдумы, в отношении которых внесено представление о лишении депутатской неприкосновенности.

Читайте также: