Какой вклад внесли деятели литературы и искусства в победу над фашизмом кратко

Обновлено: 07.07.2024

Вся деятельность советской интеллигенции, все достижения науки, литературы, искусства, всей культуры с самого начала Великой Отечественной войны были поставлены на службу одной цели – делу победы над врагом.

Сергей Васильевич Рахманинов (1873–1943), известный русский композитор, дирижер и пианист, с 1918 года поселился в США. Живя за рубежом, С. Рахманинов оставался русским музыкантом и патриотом. В 1941–1942 годах выступил с концертами, сборы от которых передал в помощь Красной Армии.

Выступления на фронтах концертных бригад, в составе которых были популярные певцы и актеры: М. Жаров, И. Козловский, Н. Крючков, М. Михайлов, Л. Русланова, Е. Самойлов, А. Тарасова, М. Ладынина, Л. Утесов, К. Шульженко и др. поднимали боевой дух защитников Родины.

Для обслуживания фронтовиков во всех советских республиках создавались бригады артистов и даже специальные фронтовые театры. В них участвовало 45 тыс. творческих работников, давших за годы войны 1 млн. 350 тыс. концертов. Во время войны работало 3962 артистические бригады (из них в Москве было сформировано 700, в Ленинграде – свыше 500, в театрах других союзных республик и на периферии РСФСР – свыше 2500)[64]. Первая бригада актеров московских театров была отправлена на фронт в район г. Вязьмы уже в июле 1941 года Репертуар бригад был составлен главным образом из произведений малых форм на злободневные темы (рассказы, фельетоны, монологи, одноактные пьесы).

В конце апреля 1941 года Сталин позвонил Илье Эренбургу (русский писатель, поэт, военный публицист и журналист) и сказал, что его антинацистский роман "Падение Парижа" теперь можно опубликовать (по этому телефонному звонку Эренбург понял, что война с фашистской Германией стала по мнению Сталина, неизбежной).

Очень большую роль в Великой битве за поднятие морального духа советских людей летом 1942 г. сыграл Илья Эренбург; каждый солдат в Красной Армии читал Эренбурга; известно, что партизаны в тылу врага охотно обменивали лишний пистолет - пулемёт на пачку вырезок его статей. Можно любить или не любить Эренбурга как писателя, однако нельзя не признать, что в те трагические недели он, безусловно, проявил гениальную способность перелагать жгучую ненависть всей России к немецким оккупантам на язык едкой, вдохновляющей прозы, этот рафинированный интеллигент интуитивно уловил чувства, какие испытывали простые советские люди.

Чувством грозящей смертельной опасности проникнуто и стихотворение "Мужество", которое написала Анна Ахматова (хотя опубликовано оно было только год спустя) в 1942 году, во время эвакуации в Ташкенте.

Зимой 1941/1942 г. огромную популярность приобрели стихотворения Константина Симонова. Самое знаменитое у К. Симонова:

С момента его опубликования осенью 1941 году и в течение всего 1942 г. это было самое популярное в Советском Союзе стихотворение, которое миллионы женщин повторяли про себя, точно молитву.

Тем, кто не был в СССР в то время, трудно понять спустя столько лет, как много значили такие стихи буквально для миллионов русских женщин. Никто не может сказать, сколько сотен тысяч мужчин погибло на фронте, попало в плен, пропало без вести после 22 июня 1941 г.

Почти такую же важную роль играли другие поэты и писатели. Например, глубоко взволновала читателей поэма Маргариты Алигер "Зоя" о повешенной немецкими оккупантами под Москвой девушке-партизанке Зое Космодемьянской; Эта поэма была переделана в пьесу. Она рисует сновидения нашей девушки в ночь перед казнью, после пыток, которым её подвергли фашисты.

Большое значение имела и поэзия Суркова, например, написанное им в 1941 г. стихотворение в прозе "Клятва воина", заканчивавшееся словами:

"Слёзы женщин и детей кипят в моём сердце. За эти слёзы своей волчьей кровью ответят мне убийца Гитлер и его орды, ибо ненависть мстителя беспощадна" .

Огромное влияние на настроения людей оказывали статьи Эренбурга в газетах "Правда" и "Красная звезда" - яркие блестящие, пользовавшиеся колоссальной популярностью в Красной Армии. Их иногда критиковали за высмеивание немецких агрессоров, забывая, какой это страшный и грозный враг. Михаил Шолохов , Алексей Толстой и многие другие делали то же самое. В трудное лето 1942 г. мотив "все немцы - зло" прозвучал даже ещё отчётливее.

Цели урока:

  • рассмотреть особенности развития музыки, живописи, литературы, кинематографа в условиях Великой Отечественной войны;
  • показать на конкретных примерах, какой вклад в Победу внесли деятели культуры;
  • продолжать развивать умения учащихся анализировать, обобщать, делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

Форма урока: устный журнал

Понятийный минимум: патриотизм, гражданственность, социалистический реализм, публицистика, Кукрыниксы.

  1. Вклад художников в Великую Победу.
  2. Писатели и поэты на войне и о войне…
  3. И музыка врага громила…
  4. Радио и кинематограф.

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Постановка проблемного задания
  3. Поисково-исследовательский этап
  4. Решение проблемного задания
  5. Рефлексивный момент
  6. Задание на дом

Ход урока

I. Организационный момент

Вступительное слово учителя:

Тема Великой Отечественной войны стала ключевой в творчестве советских писателей и поэтов, художников и композиторов, кинематографистов. Именно произведения искусства той поры являются тем мостиком, который связывает разные поколения, позволяет окунуться в то суровое, страшное, героическое время и понять: чем жила страна в годы Великой Отечественной войны, что поддерживало людей и давало им силы выстоять и победить?!

Большую роль в поднятии боевого духа, в формировании патриотизма сыграли деятели культуры. Именно их творчеству и посвящён наш урок.(Слайды 1-2)

II. Постановка проблемного задания

-?- Определите особенности развития культуры в условиях Великой Отечественной войны.

(в течение урока учащиеся обдумывают проблему, свои выводы формулируют в конце урока)

III. Поисково-исследовательский этап

1-я страница. Вклад художников в Великую Победу. (Слайд 4)

Великая Отечественная война 1941-1945 годов ярко показала, что духовная борьба существенно влияет на весь ход военной борьбы. Если сломлен дух, сломлена воля, война будет проиграна даже при военно-техническом и экономическом превосходстве. И наоборот, война не проиграна, если дух народа не сломлен, даже при больших первоначальных успехах врага.

Активно способствовали подъёму этого духа советские художники. Достоянием массовой аудитории стало искусство плаката. Плакаты периода 1941–1945 годов подразделяется на две большие группы:

  • плакат героический
  • плакат сатирический.

Для плакатов героической группы характерно то, что они в основном призывали к оружию, к борьбе за независимость, изображали сцены атаки или единоборства советского воина с фашистом, причём основное внимание художника, как правило, обращено на передачу движения, эмоциональной напряжённости, целеустремлённости. Подчёркивая единство армии и народа, напоминая зрителю славную историю нашей Родины, служащую залогом победы, художники часто прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условно аллегорических изображений, символизирующих Родину:

Большую группу плакатов военных лет занимают сатирические плакаты, главной задачей которых являлось развенчать врага, внушить народу оптимизм, уверенность в победе. Для сатирических плакатов основой является сюжет, остроумные сценки, забавные уподобления, едкие сравнения. Для этой группы плакатов характерно разоблачение звериной сущность фашизма. Злодеяния фашистов побудили советских художников к созданию обобщённого образа фашистской армии в виде различных чудовищ. (Слайд 7)

В годы войны в полной мере проявилась "убойная" сила карикатур Ефимова. Его работы публиковались на страницах "Красной звезды", "Фронтовой иллюстрации", а также во фронтовых, армейских, дивизионных газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта и призывали вражеских солдат сдаваться. В поисках сюжетов для своих работ Борис Ефимов неоднократно выезжал в действующую армию.

Наиболее компетентными и авторитетными критиками творчества художников-карикатуристов в годы войны были сами бойцы, которые по собственной инициативе и очень охотно давали свои отзывы о творчестве художников, находя для этого время среди весьма важных и неотложных дел.

Эти драгоценные отзывы написаны по-разному: одни наспех, карандашом, быстрым неразборчивым почерком, другие — старательно, чернилами, ровными, аккуратными строчками. Написаны и на измятых листках, вырванных из школьных тетрадей, и на обороте каких-то бланков, и на скромных блокнотах армейских газет, и на роскошной трофейной бумаге с тиснеными вензелями. Но обратный адрес у всех один: "Полевая почта, номер такой-то". Вот некоторые примеры:

Уважаемый тов. Ефимов! Рисуйте побольше. Карикатуры — это оружие, могущее не только смешить, но и вызывать горячую ненависть, презрение к врагу и заставляющее еще сильнее драться и уничтожать проклятых гитлеровцев. Дукельский Илья. Полевая почта 68242.

Дорогой тов. Ефимов! Посылаю вам нашу красноармейскую газету "Бей фашистов!". В ней мы напечатали вашу карикатуру. Карикатуры в центральных газетах любят наши воины, порой одна карикатура больше скажет, чем статья. Мы уже напечатали много ваших рисунков. Привет вам от читателей и сотрудников нашей маленькой фронтовой газеты. Ответственный редактор майор Н. Иванов. Простите, что пишу карандашом. Увы! Нет чернил. Полевая почта 43952. Н. И.".

Ваше оружие, оружие советского художника, большая сила в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Если б знали вы, с каким нетерпением ожидаем мы, армейцы, каждый свежий номер газеты "Красная звезда". П/п 24595. В. Я. Корниенко.

Не меньшую популярность получило творчество Кукрыниксов. Кукрыниксы - творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич Соколов Николай Александрович. Вместе, под общим псевдонимом — Кукрыниксы, который расшифровывался следующим образом Ку — Куприянов, Кры — Крылов, НикС — Николай Соколов выступали в основном как графики, карикатуристы и иллюстраторы. А буква Ы указывала на то, что это все же не один художник, а несколько. (Слайды 10-12)

Как художники-сатирики Кукрыниксы заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Кукрыниксы выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов.

Кукрыниксы рисовали не только сатирические карикатуры. Всю войну Кукрыниксы провели, можно сказать, на передовой — они часто бывали на фронте, вплотную соприкасались с ужасной действительностью. Их вклад в победу над врагом был огромным — карикатуристы убивали его своим оружием — смехом и сатирой, поднимавшими боевой дух солдат.

Большую известность получили

- ? – Сделайте вывод: Какую роль сыграли советские художники в приближении Победы?

(Отвечают. Выводы фиксируют в тетрадях)

2-я страница. Писатели и поэты на войне и о войне…

Писатели жили одной жизнью со сражающимся народом: мерзли в окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и . писали.

Февраль 1942 года. Осаждённый Ленинград. Силы города оказались на исходе… Это был месяц смерти… Несколько дней не работало радио, никто не видел газет. Но вот в чёрных тарелках послышалось лёгкое шуршание, а сквозь него то шёпотом, то навзрыд пробивался к людям слабый женский голос, читающий стихи.

Это был голос Ольги Фёдоровны Берггольц. Эта хрупкая, красивая женщина все 900 дней блокады провела в осаждённом городе. Её стихи вошли в каждый дом замерзающих, обессиленных, голодных блокадников, в каждую семью, в сердце каждого, потому что это был голос необыкновенной искренности, душевной стойкости и мужества.

Безусым солдатом, юношески восторженным и по-детски наивным добровольцем ушёл на фронт удивительно обаятельный человек и впоследствии самобытный поэт Эдуард Асадов.

Начинал войну 20-летним лейтенантом, артиллеристом. Он не только выжил в этой страшной войне, но не сломался, не сдался, не очерствел сердцем и душой. (Слайд 25)

Последний бой командира батареи Асадова произошёл утром 4 мая 1944 года на подступах к Севастополю. Боевое задание выполнено! И в это время взрыв вражеского снаряда и… внезапно наступивший мрак. Мрак навсегда. Взрывом мины ему вырвало глаза.

А затем госпиталь. Стихи между операциями, и новая жизненная ступень: литературный институт имени Горького, который незрячий поэт Асадов окончил с отличием. (Слайд 26)

В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, Булат Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной миномётный дивизион. Затем, после двух месяцев обучения, был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. В военных действиях участия почти не принимал; был ранен под Моздоком.

Невиданной популярность пользовалась лирика К.М. Симонова. С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В 1942 году Константину Симонову было присвоено звание старшего батальонного комиссара, в 1943 - звание подполковника, а после войны - полковника. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин. В 1942 году снят первый кинофильм по сценарию Константина Симонова ("Парень из нашего города"). (Слайд 28)

Умер Константин Симонов 28 августа 1979 в Москве. Прах Симонова по его желанию был развеян над местами особенно памятных ему боёв периода Великой Отечественной войны.

К самому сердцу фронтовиков обращались его стихи, в которых горечь утрат военных лет соединилась с радостью любви к жене, матери. И шире – к родимой земле.

Литературный герой, созданный А. Твардовским, Василий Теркин стал главным героем народной войны.

3-я страница. И музыка врага громила… (Слайд 30)

Военный период был одним из самых плодотворных в истории советской музыки. В эти годы композиторы создали множество выдающихся произведений, полных веры в победу справедливого дела. Среди них были и крупные симфонические произведения, и кантатно-ораториальные, и камерные, и оперы, и, конечно, в первую очередь песни.

Боевая песня и марш шагали всю войну рядом с солдатами, поднимая их на героические подвиги. А теплая, задушевная песня украшала досуг в часы затишья между боями, сближала воинов. С первых же дней войны песня стала истинно народным искусством, голосом героической души народа. Примечательно, что лишь за первые два дня войны московские композиторы написали 40 песен, а через четыре дня их было уже более 100.

В произведениях симфонической музыки раскрылись замечательные черты русского национального характера, богатый духовный мир советского человека, его мужество и героизм. Символом стойкости родного города восприняли ленинградцы Седьмую симфонию Д.Д. Шостаковича, исполненную 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде. (Слайд 32)

Поднимали боевой дух советских воинов многочисленные концертные бригады, выезжавшие на фронт. Всенародной любовью пользовались Л. Утёсов, К. Шульженко, Л. Русланова, И. Юрьева – талантливые исполнители народных песен. (Слайды 33-35)

4-я страница. Радио и кинематограф. (Слайд 36)

О положении на фронте население узнавало по радио. На улицах и в общественных местах были установлены репродукторы. Люди с замиранием сердца вслушивались в фронтовые сводки, голос диктора Всесоюзного радио Ю.Б. Левитана стал самым известным в стране. (Слайд 37)

243 оператора-документалиста запечатлели для нас хронику войны. Их называли "солдатами с двумя автоматами", потому что в их арсенале, помимо боевого оружия, главным оставалось оружие профессиональное - кинокамера.

Кинохроника во всех её видах была выдвинута на первый план. Работа фронтовых операторов - постоянный творческий поиск, отбор из огромного количества отснятого материала самого главного в суровых буднях Великой Отечественной.

В первые месяцы войны Ленинградская, Киевская, Минская студии кинохроники оказались выведенными из строя. Оставалась Московская киностудия, которая стала организующим центром, сумела быстро укомплектовать фронтовые киногруппы и разослать их в действующую армию. И уже 25 июня 1941 года в 70-й номер "Союзкиножурнала" были включены первые фронтовые киносъёмки, а с начала июля 1941 года в нём уже была постоянная рубрика "Кинорепортаж с фронтов Отечественной войны".

Среди операторов был и известный советский кинодокументалист, лауреат Ленинской премии режиссер Роман Кармен. Он был участник четырех войн и объездил полмира с кинокамерой. Во время ВОВ оператор запечатлел на кинокамеру сражение под Москвой, блокадный Ленинград, сражения в Сталинграде, штурм Берлина, подписание капитуляции гитлеровской Германии. Кармен был не только оператором, но и талантливым писателем.

Свыше 40 фронтовых кинодокументалистов пали смертью храбрых в годы минувшей войны. Молодой кинооператор, воспитанник ВГИКа Мария Сухова, смертельно раненная, вертела ручку аппарата до того момента, пока не потеряла сознание. Смертью героев пали операторы-фронтовики В. Сущинский, В. Муромцев, П. Быков и многие-многие другие. Их имена начертаны на мемориальных досках в зданиях Центрального Дома кино, Центральной студии документальных фильмов, Центральной студии детских и юношеских фильмов имени М.Горького.

Все эти фильмы напоминали зрителю о мирном труде, о достижениях национальной культуры, которые нужно теперь защищать с оружием в руках.

Кипучая кинематографическая деятельность не прекращалась в Москве ни на одну минуту. Однако в наиболее тяжелые дни, когда бои шли в нескольких десятках километров от нашей столицы, художественные киностудии из Москвы было решено эвакуировать. В Алма-Ате московские кинематографисты создали свои основные произведения военного времени.

В центре стоял образ партийного руководителя. Авторы фильма с большой агитационной силой и художественным мастерством раскрыли на экране народные истоки образа коммуниста, поднявшего людей на смертельную схватку с врагом. Секретарь райкома Степан Кочет в исполнении замечательного актера В. Ванина по праву открыл галерею масштабных, ярких характеров советского кинематографа военных лет.

-?- Как вы думаете, почему? Какие параллели можно было провести между событиями 13 и 20 веков?

IV. Решение проблемного задания

-?- Каковы особенности развития культуры в период Великой Отечественной войны?

(Учащиеся решают проблемное задание, записывают выводы в тетради)

V. Рефлексивный момент

Закрепление изученного материала (учащиеся выполняют тестовые задания – Приложение 2).

VI. Задание на дом

Д/з: § 25, стр.244-246, повт. § 24-25

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Черчетская средняя общеобразовательная школа

Интегрированный урок в 11 классе: история + литература + искусство

Учитель истории и обществознания

высшей квалификационной категории

Головачёва Лариса Сергеевна

рассмотреть особенности развития музыки, живописи, литературы, кинематографа в условиях Великой Отечественной войны;

показать на конкретных примерах, какой вклад в Победу внесли деятели культуры;

продолжать развивать умения учащихся анализировать, обобщать, делать выводы.

Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.

Форма урока: устный журнал

Понятийный минимум: патриотизм, гражданственность, социалистический реализм, публицистика, Кукрыниксы.

Вклад художников в Великую Победу.

Писатели и поэты на войне и о войне…

И музыка врага громила…

Радио и кинематограф.

Наука на службе Отечеству.

Актуализация знаний, определение темы урока

Вступительное слово учителя

Постановка проблемного задания

Решение проблемного задания

Организационный момент

- Здравствуйте. Сегодня мы проводим интегрированный урок, в рамках которого мы объединим изучение таких учебных дисциплин, как история, литература и искусство. Для того, чтобы определить тему нашего урока и кратко повторить изученный материал, давайте решить кроссворд.

Актуализация знаний, определение темы урока

- Уч-ся сами определяют тему урока.

- Уч-ся самостоятельно определяют основные задачи урока.

Сегодняшний наш урок мы проведем в форме устного журнала, листая страницы которого, мы попытаемся заглянуть в героическое прошлое нашей родины и определить вклад деятелей культуры в Великую Победу. Свою работу в течение урока вы будете фиксировать на индивидуальных рабочих листах.

III . Вступительное слово учителя:

Шнитова И.В.: Тема Великой Отечественной войны стала ключевой в творчестве советских писателей и поэтов, художников и композиторов, кинематографистов. Именно произведения искусства той поры являются тем мостиком, который связывает разные поколения, позволяет окунуться в то суровое, страшное, героическое время и понять: чем жила страна в годы Великой Отечественной войны, что поддерживало людей и давало им силы выстоять и победить?!

Большую роль в поднятии боевого духа, в формировании патриотизма сыграли деятели культуры. Именно их творчеству и посвящён наш урок.

I V . Постановка проблемного задания

-?- Определите особенности развития культуры в условиях Великой Отечественной войны.

(в течение урока учащиеся обдумывают проблему, свои выводы формулируют в конце урока)

V . Поисково-исследовательский этап

Головачёва Л.С.

1-я страница. Вклад художников в Великую Победу.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов ярко показала, что духовная борьба существенно влияет на весь ход военной борьбы. Если сломлен дух, сломлена воля, война будет проиграна даже при военно-техническом и экономическом превосходстве. И наоборот, война не проиграна, если дух народа не сломлен, даже при больших первоначальных успехах врага.

Активно способствовали подъёму этого духа советские художники. Достоянием массовой аудитории стало искусство плаката. Плакаты периода 1941–1945 годов подразделяется на две большие группы:

Для плакатов героической группы характерно то, что они в основном призывали к оружию, к борьбе за независимость, изображали сцены атаки или единоборства советского воина с фашистом, основное внимание художника обращено на передачу движения, эмоциональной напряжённости, целеустремлённости. Подчёркивая единство армии и народа, напоминая зрителю славную историю нашей Родины, служащую залогом победы, художники часто прибегали к сопоставлению современных воинов и полководцев прошлого, сцен современного боя и условно аллегорических изображений, символизирующих Родину.

В годы Великой Отечественной войны плакат берет на себя новую функцию – поднимать боевой дух страны против фашистов. За время войны плакаты прочно вошли в жизнь. Тысячи созданных за эти годы листовок облетали всю страну многомиллионными тиражами. Плакат служил средством передачи информации в те районы, в которых не было линий связи, которые были оккупированы, но где действовали советские партизаны. Их содержание пересказывалось из уст в уста, становилось народной молвой. У каждого периода войны были свои задачи, все они требовали безотлагательного решения и в этом, несомненно, важную роль сыграл плакат, историю которого я и изучила подробно.

Таким образом, мы видим, что плакаты начального периода войны призывали к борьбе с врагом, позорили трусов, прославляли подвиги героев фронта и тыла, призывали к партизанской войне, подчеркивали мысль о всенародном характере сопротивления врагу и призывали народ остановить его любой ценой.

Советский военный плакат, как органическая часть общенародной борьбы, отвечал своему назначению: он был оружием, бойцом в строю, одновременно и достоверным документом и хранителем памятных событий военных лет.

В годы войны в полной мере проявилась "убойная" сила карикатур Ефимова. Его работы публиковались на страницах "Красной звезды", "Фронтовой иллюстрации", а также во фронтовых, армейских, дивизионных газетах и даже на листовках, которые разбрасывались за линией фронта и призывали вражеских солдат сдаваться. Бойцы по собственной инициативе и очень охотно давали свои отзывы о творчестве художников. Написаны и на измятых листках, вырванных из школьных тетрадей, и на обороте каких-то бланков, и на скромных блокнотах армейских газет, и на роскошной трофейной бумаге с тиснеными вензелями. Но обратный адрес у всех один: "Полевая почта, номер такой-то". Давайте прочитаем некоторые примеры:

Примеры писем зачитываю уч-ся:

Уважаемый тов. Ефимов! Рисуйте побольше. Карикатуры — это оружие, могущее не только смешить, но и вызывать горячую ненависть, презрение к врагу и заставляющее еще сильнее драться и уничтожать проклятых гитлеровцев. Дукельский Илья. Полевая почта 68242.

Дорогой тов. Ефимов! Посылаю вам нашу красноармейскую газету "Бей фашистов!". В ней мы напечатали вашу карикатуру. Карикатуры в центральных газетах любят наши воины, порой одна карикатура больше скажет, чем статья. Мы уже напечатали много ваших рисунков. Привет вам от читателей и сотрудников нашей маленькой фронтовой газеты. Ответственный редактор майор Н. Иванов. Простите, что пишу карандашом. Увы! Нет чернил. Полевая почта 43952. Н. И.".

Ваше оружие, оружие советского художника, большая сила в борьбе против немецко-фашистских захватчиков. Если б знали вы, с каким нетерпением ожидаем мы, армейцы, каждый свежий номер газеты "Красная звезда". П/п 24595. В. Я. Корниенко.

Не меньшую популярность получило творчество Кукрыниксов. Кукрыниксы - творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич Соколов Николай Александрович. Вместе, под общим псевдонимом — Кукрыниксы, который расшифровывался следующим образом Ку — Куприянов, Кры — Крылов, НикС — Николай Соколов выступали в основном как графики, карикатуристы и иллюстраторы. А буква Ы указывала на то, что это все же не один художник, а несколько. Их вклад в победу над врагом был огромным — карикатуристы убивали его своим оружием — смехом и сатирой, поднимавшими боевой дух солдат.

- ? – Сделайте вывод: Какую роль сыграли советские художники в приближении Победы?

(Отвечают. Выводы фиксируют в рабочих листах)

2-я страница.

Писатели и поэты на войне и о войне…

Февраль 1942 года. Осаждённый Ленинград. Силы города оказались на исходе… Это был месяц смерти… Несколько дней не работало радио, никто не видел газет. Но вот в чёрных тарелках послышалось лёгкое шуршание, а сквозь него то шёпотом, то навзрыд пробивался к людям слабый женский голос, читающий стихи.

Это был голос Ольги Фёдоровны Берггольц. Эта хрупкая, красивая женщина все 900 дней блокады провела в осаждённом городе. Её стихи вошли в каждый дом замерзающих, обессиленных, голодных блокадников, в каждую семью, в сердце каждого, потому что это был голос необыкновенной искренности, душевной стойкости и мужества.

Начинал войну 20-летним лейтенантом, артиллеристом. Он не только выжил в этой страшной войне, но не сломался, не сдался, не очерствел сердцем и душой.

Последний бой командира батареи Асадова произошёл утром 4 мая 1944 года на подступах к Севастополю. Боевое задание выполнено! И в это время взрыв вражеского снаряда и… внезапно наступивший мрак. Мрак навсегда. Взрывом мины ему вырвало глаза.

А затем госпиталь. Стихи между операциями, и новая жизненная ступень: литературный институт имени Горького, который незрячий поэт Асадов окончил с отличием.

В апреле 1942 года, в возрасте 17 лет, Булат Окуджава пошёл на фронт добровольцем. Был направлен в 10-й Отдельный запасной миномётный дивизион. Был миномётчиком, потом радистом тяжёлой артиллерии. В военных действиях участия почти не принимал.

Невиданной популярность пользовалась лирика К.М. Симонова. С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов находился в действующей армии: был собственным корреспондентом газет "Красная Звезда", "Правда", "Комсомольская правда", "Боевое знамя" и др. В качестве военного корреспондента побывал на всех фронтах, был в Румынии, Болгарии, Югославии, Польше, Германии, был свидетелем последних боев за Берлин.

Умер Константин Симонов 28 августа 1979 в Москве. Прах Симонова по его желанию был развеян над местами особенно памятных ему боёв периода Великой Отечественной войны.

К самому сердцу фронтовиков обращались его стихи, в которых горечь утрат военных лет соединилась с радостью любви к жене, матери. И шире – к родимой земле.

3-я страница. И музыка врага громила…

Военный период был одним из самых плодотворных в истории советской музыки. В эти годы композиторы создали множество выдающихся произведений. Среди них были и крупные симфонические произведения, и кантатно-ораториальные, и камерные, и оперы, и, конечно, в первую очередь песни.

Поднимали боевой дух советских воинов многочисленные концертные бригады, выезжавшие на фронт. Всенародной любовью пользовались Л. Русланова, К. Шульженко, Л. Утёсов – талантливые исполнители песен.

4-я страница.

Радио и кинематограф.

О положении на фронте население узнавало по радио. На улицах и в общественных местах были установлены репродукторы. Люди с замиранием сердца вслушивались в фронтовые сводки, голос диктора Всесоюзного радио Ю.Б. Левитана стал самым известным в стране. (звучит голос Левитана)

Кинохроника была выдвинута на первый план. Работа фронтовых операторов - постоянный творческий поиск, отбор из огромного количества отснятого материала самого главного в суровых буднях Великой Отечественной.

Первым публицистическим фильмом о войне стал фильм "Разгром немецких войск под Москвой" режиссёров И. Копалина и Л. Варламова. Среди операторов был и известный советский кинодокументалист режиссер Роман Кармен. Во время ВОВ оператор запечатлел на кинокамеру сражение под Москвой, блокадный Ленинград, сражения в Сталинграде, штурм Берлина, подписание капитуляции гитлеровской Германии .

Свыше 40 фронтовых кинодокументалистов пали смертью храбрых в годы минувшей войны.

Перед художественной кинематографией стояла вторая, не менее важная задача - завершить, несмотря на войну, начатые кинофильмы. Все эти фильмы напоминали зрителю о мирном труде, о достижениях национальной культуры, которые нужно теперь защищать с оружием в руках.

-?- Как вы думаете, почему? Какие параллели можно было провести между событиями 13 и 20 веков?

Головачёва Л.С.

Наука на службе Отечеству

-Учащиеся работают в рабочих листах – заполняют таблицу:

V I . Закрепление - решение проблемного задания

-?- Каковы особенности развития культуры в период Великой Отечественной войны?

(Учащиеся решают проблемное задание, записывают выводы в рабочие листы)

V II . Рефлексивный момент

Поделимся впечатлениями о нашем уроке.

- Урок привлек меня тем…

- Для меня было открытие, что…

- Удалось ли нам решить проблему, поставленную в начале урока?

Отметки за урок.

VI II . Задание на дом

В нас есть суровая свобода:

На слёзы обрекая мать,

Бессмертье своего народа

Своею смертью покупать.

I . Решить кроссворд, определить тему урока:

hello_html_33342b15.jpg

Повесть Василя Быкова, посвященная проблеме предательства в годы Великой Отечественной войны.

Председатель Ставки Верховного Главнокомандования СССР с 10 июля 1941 по 3 августа 1945 года.

Имя вождя фашистской Германии, идеолога мировой войны.

Название плана операции гитлеровцев под Москвой.

Название плана нападения Германии на СССР и военной операции, осуществляющейся в соответствии с этим планом.

Проблемное задание на урок: Определите особенности развития культуры в условиях Великой Отечественной войны.

I страница

Прочитайте письмо с фронта: Дорогой тов. Ефимов! Посылаю вам нашу красноармейскую газету "Бей фашистов!". В ней мы напечатали вашу карикатуру. Карикатуры в центральных газетах любят наши воины, порой одна карикатура больше скажет, чем статья. Мы уже напечатали много ваших рисунков. Привет вам от читателей и сотрудников нашей маленькой фронтовой газеты. Ответственный редактор майор Н. Иванов. Простите, что пишу карандашом. Увы! Нет чернил. Полевая почта 43952. Н. И.".

III . – Сделайте вывод: Какую роль сыграли советские художники в приближении Победы?

II страница

IV . - Прослушать стихотворения, приготовленные наизусть одноклассниками.

III страница

IV страница

VI . – Ответьте на вопрос: как вы думаете, почему можно было провести параллели между историческими событиями 13 и 20 веков?

V страница

VII I . Рефлексивный момент

Поделимся впечатлениями о нашем уроке.

- Урок привлек меня тем…

- Для меня было открытие, что…

- Удалось ли нам решить проблему, поставленную в начале урока?

IX . Задание на дом

В нас есть суровая свобода:

На слёзы обрекая мать,

Бессмертье своего народа

Своею смертью покупать.

I . Решить кроссворд, определить тему урока:

hello_html_33342b15.jpg

Повесть Василя Быкова, посвященная проблеме предательства в годы Великой Отечественной войны.

Председатель Ставки Верховного Главнокомандования СССР с 10 июля 1941 по 3 августа 1945 года.

Имя вождя фашистской Германии, идеолога мировой войны.

Название плана операции гитлеровцев под Москвой.

Название плана нападения Германии на СССР и военной операции, осуществляющейся в соответствии с этим планом.

II . Проблемное задание на урок: Определите особенности развития культуры в условиях Великой Отечественной войны.

I страница

- Прочитайте письмо с фронта: Уважаемый тов. Ефимов! Рисуйте побольше. Карикатуры — это оружие, могущее не только смешить, но и вызывать горячую ненависть, презрение к врагу и заставляющее еще сильнее драться и уничтожать проклятых гитлеровцев. Дукельский Илья. Полевая почта 68242.

III . – Сделайте вывод: Какую роль сыграли советские художники в приближении Победы?

II страница

III страница

IV страница

VI . – Ответьте на вопрос: как вы думаете, почему можно было провести параллели между историческими событиями 13 и 20 веков?

V страница


Одержать победу над фашизмом в советском союзе помогали не только военное мастерство и техника, но также боевой и моральный дух солдат. В сохранении этого боевого духа важную роль играло искусство, которое даже в годы войны не переставало быть важным для людей. В этой статье я хочу рассказать, как искусство помогало бороться с фашистской германией в годы Великой Отечественной войны.

Вливая силы в уставших бойцов и вдохновляя их в бою, песня как бы сокращала расстояния, приближала друг к другу родных и близких. Именно в песне солдат выражал свои чувства к любимой и веру в её любовь.

Многие музыканты в то время ушли на фронт, чтобы сражаться с врагом в рядах Советской Армии. Остальные же, оставшиеся в тылу, тоже служили фронту своим талантом и искусством. Под вражескими пулями звучали тогда арии из опер, песни, произведения камерной и симфонической музыки. Артисты понимали всю ответственность своей миссии: в суровых условиях фронта они выступали в концертных костюмах, стараясь быть в лучшей артистической форме, хотя бы на короткое время создавая для солдат атмосферу праздника.

Не менее важное значение в годы войны имела литература, особенно поэзия. Кроме стихов и песен, популярностью пользовались произведения сатиры (сказки, притчи, эпиграммы). Много погибло на войне молодых поэтов.

Книги в то время сражались на войне, как бойцы, а писатели стали солдатами. Творческое вдохновение их стало оружием, защищающим дух. Фронту нужны были не только физические, но и духовные боеприпасы, которые бы воодушевляли людей, укрепляли их веру в победу. Пропагандистские и публицистические навыки помогали литераторам оперативно откликаться на быстро меняющуюся обстановку.

Широко использовались на войне листовки. Имея целью мобилизацию армии и народа на борьбу с агрессором, разоблачение его пропаганды и деморализацию врага, они содержали призывы мужественно и умело действовать в бою, рассказывали о героических подвигах солдат и офицеров. В зависимости от конкретных военно-политических условий, нередко они адресовались воинам определённого рода войск. Много листовок с рассказами о героическом труде, о передовиках выпускалось и для тружеников тыла.

Активным участником Великой Отечественной войны стало и изобразительное искусство. Оно в то время являлось не только свидетелем-летописцем, но и играло важную роль в мобилизации духовных сил людей для отпора врагу.


Как и листовки, плакаты ставили целью поднять боевой дух солдат, мобилизовать их силы в борьбе с врагом.


Авторы плакатов обращались не только к солдатам, но и к остальному населению, всех призывая объединяться в борьбе с врагом.


Не оставались без внимания и простые рабочие, которых призывали трудиться на благо фронта.


Художники обращались к лучшим чувствам воюющих солдат.


Призывали авторы плакатов и к народной мести фашистам.


Много было сатирических и карикатурных работ. Особенно в этом жанре отличились известные всем Кукрыниксы. Вот одна из их работ.


Кроме злободневного плаката, преобладала также батальная и жанровая живопись. Художники правдиво изображали фронтовые и трудовые будни военного времени, ужасы фашистской оккупации. Многие из них сами были на полях сражений.

Вот, например, знаменитая картина "Таня", созданная Кукрыниксами и посвящённая известной партизанке Зое Космодемьянской.


Полотно художников изображает подвиг замученной фашистами юной девушки, показывает несгибаемое мужество героини, отчаяние крестьян и циничную жестокость немцев.

А это - "бегство фашистов из Новгорода" тех же Кукрыниксов. Художники показывают сцены вандализма фашистов в древнем Новгородском кремле: убегая, мародёры поджигают бесценные исторические здания.


Кроме живописных работ, за время войны была выполнена масса карандашных рисунков, портретов для газет и журналов. Художники-портретисты спешили запечатлеть народных героев.

Тема героической борьбы советского народа против агрессора была основным направлением и в деятельности кинематографа того времени. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. Материалы её использовались для монтажа документальных фильмов.

Художественные фильмы в годы войны тоже были. Они рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, о жизни на оккупированных территориях и о людях, насильно вывезенных в Германию. Фильмы эти различались по материалу и особенностям художественного решения, но всем им было свойственно стремление показать всенародный характер войны.

Подводя итоги, следует отметить, что в большинстве своём советское искусство военного времени носило пропагандистский и агитационный характер. Однако создавались тогда и высокохудожественные, гениальные произведения. В целом же годы войны стали временем высочайшего патриотического подъёма советского искусства. Как, вообще-то, и должно оно быть на любой войне в любом государстве, когда нужно защищаться от врага и спасать свою Родину.

После окончания Великой Отечественной войны тема эта из искусства не ушла. Художники, скульпторы, архитекторы, музыканты, поэты, писатели и режиссёры в красках, камне, бетоне и металле, звуках, нотах и слове навсегда увековечили память об исторических битвах и событиях войны, о подвиге советского народа и отдельных его героях. Обращались к этой теме и те художники, которые не были на войне. И чем дальше, вглубь времени уходили эти страшные события, тем меньше было показной патетики в произведениях искусства, а больше своего личного понимания пережитого на войне.

Читайте также: