Проект приобщение детей к истокам татарской народной культуры в доу по фгос

Обновлено: 04.07.2024

В последние годы возросло внимание со стороны деятелей культуры, в
общественном сознании, в системе образования к духовному богатству
культурного наследия народа. Нет ни одного народа, который бы не стремился
к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном
языке, фольклоре, традициях, искусстве. Сегодня ведущим принципом
воспитания следует считать воспитание, осуществляемое на корнях
национальной, этнокультурной традиции. В то же время опора на
национальные традиции воспитания не означает, что следует пренебрегать
опытом воспитания, который имеется в других культурах. Воспитание
целостной личности требует применения взаимосвязанных средств влияния.
В татарской национальной культуре следует выделить наиболее доступные
детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности
компоненты, это:
- устное народное творчество,
- музыкальное народное творчество,
- народные игры,
- праздники,
- декоративно-прикладное искусство,
- традиции и обычаи.

В детском саду приобщение детей к культуре татарского народа строится на основе бесед,
занятий, игровой деятельности, во время которых дети знакомятся с устным народным
творчеством (фольклором), играми, традициями и обычаями татар.
В нашей группе в доступном для детей месте имеется татарский уголок, где находятся
книги татарских писателей, их портреты, иллюстрации к сказкам, альбом татарской
национальной одежды, куклы в национальных костюмах, татарские дидактические игры.

Детская литература, фольклор, как составная часть национальной культуры как наиболее
доступное детскому восприятию средство в наибольшей мере способствует приобщению детей к
народному творчеству, ознакомлению с родным краем. В процессе чтения сказок мы знакомим
детей с моралью татарского народа, с красивыми традициями, глубокой почтительностью и
отзывчивостью, состраданием к ближнему.

Воспитанники нашей группы принимают активное участие в конкурсе чтецов ,
инсценировке сказок, где каждый ребенок показывает свою эмоциональность
исполнения, артистичность, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое
отношение к содержанию стихотворения, произведения.

На занятиях по изобразительной деятельности обращаем внимание детей на татарский
орнамент, выделяя его основные элементы: цветы, листья, основные сочетания цветов –
красный, зелёный, жёлтый, синий. При подготовке к занятиям используем соответствующую
литературу, костюмы казанских татар, татарский народной орнамент. Учим детей приемам
построения простейших узоров на различных изделиях: скатерти, фартуке, камзоле,
тюбетейке, туфлях, ичиги, диванных подушках, коврах: правильному подбору цветовых
сочетаний, созданию типичных цветокомпозиций. Для развития творческих способностей
детей эффективны задания типа: “Украшаем калфак для куклы Гульчечек”, “Ичиги для куклы”,
“Тюбетейка для куклы Ильяс”, “Укрась фартук”, “Узор для украшения праздника Сабантуй”.

Определенное место в нашем саду отведено татарским праздникам: Науруз, Сабантуй, День
принятия суверенитета Республики Татарстан. Любой праздник - это всегда радостное событие в
жизни детей. Они ждут его с нетерпением, готовятся к нему. Яркие впечатления, связанные с ним,
долго живут в их памяти.
Особенно любим детьми татарский народный праздник Сабантуй, который проходит в нашем
саду каждый год.

Немаловажную роль в обучении детей татарской разговорной речи играет семья. От
отношения родителей к родному языку зависит обучаемость детей. В нашей группе для
родителей созданы информационные стенды, проводятся беседы, консультации.
Совместно с родителями проводим выставки в группе и в саду.

Национальная культура может быть сохранена и
продолжена в веках только в случае приобщения и
формирования интереса к ней у подрастающего
поколения.
Поэтому задача приобщения детей к
национальной культуре татарского народа становится
актуальной для педагогов дошкольного учреждения.

Актуальность: В настоящее время перед системой образования остро обозначилась проблема этнокультурного воспитания и обучения детей с целью приобщения новых поколений к исторической памяти народа и сохранение её в наших потомках. Самобытность любого народа начинается с его языка. Родной язык является связующим звеном, помогающим представителям любого народа сохранить свою самоидентификацию и культуру. Каждый язык, независимо от того, кому он принадлежит, или многочисленной нации, или малочисленному народу — это настоящая драгоценность, и мы должны ее беречь. Именно поэтому обойти стороной такую проблему, как сохранение и развитие родного языка невозможно. Стерлибашевский район Республики Башкортостан является многонациональной территорией. Одним из народов, долгое время компактно проживающим на территории района, являются татары. В наш стремительный век изобилия информации и гаджетов, недостатка живого общения многие из них, особенно дети и молодежь, сегодня практически не знают родного языка, затрудняются назвать выдающихся представителей своего народа, рассказать о его культурных достижениях и начинают забывать свой родной язык, в связи с этим постепенно забываются и национальная культура, традиции, обычаи. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте усваивается разговорный язык, дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, восхищается своим народом, гордится своей малой Родиной. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. Основным направлением работы детского сада является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение к национальной культуре. Поэтому вовлечение детей уже с дошкольного возраста к участию в массовых этнографических, краеведческих, культурно-просветительских мероприятиях дает положительный результат при приобщении к родному языку и родной культуре. Реализация нашего проекта "Жемчужины татарского языка" послужит решением некоторых задач.

Цель проекта : Содействие возрождению, сохранению языка, национальной культуры, обычаев и традиций татарского народа путем проведения цикла этнографических, краеведческих, культурно-просветительских мероприятий с детьми дошкольного возраста.

Задачи проекта :

• создать условия для тесного общения и творческого взаимообмена между педагогами, детьми от 3 до 7 лет, родителями (законными представителями);

• формировать нравственно- эстетические ценности;

• воспитать бережного отношения к историческому и культурному наследию народов Республики;

• способствовать приобщению детей к национальной культуре;

• пробудить в детях любовь к родному и земле;

• обогащать речь детей образными выражениями малых форм фольклора.

Тип проекта : познавательный, творческий.

Участники: педагоги, дошкольники и родители.

Продожительность проекта : сентябрь - декабрь.

Реализация проекта.

1. Постановка цели.

2. Поиск форм реализации проекта. Разработка содержания учебно-воспитательного процесса на основе тематики.

3. Организация развивающей, познавательной, предметной среды.

4. Определение направлений поисковой и практической деятельности.

5. Организация совместной (с педагогами, детьми, родителями) творческой, поисковой и практической деятельности.

6. Работа над частями проекта, коррекция.

7. Коллективная реализация проекта, его демонстрация.

1. Проведение анкетирования родителей.

2. Беседа о национальностях проживающих на нашей территории и их обычаях.

3. Знакомство бытом и ремеслом древних татар.



5. Оформление татарского уголка в группе.


6. Посещение краеведческого музея.


7. Заслушивание песен, стихов, чтение художественной литературы; знакомство с фольклором татарского народа.

8. Вечер народных сказок.








13. Организовать и провести народные подвижные игры наших предков (знакомство с народными праздниками).

16. Организовать с детьми день Национальных костюмов.





Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

Умеют играть в русские народные подвижные игры. Используя считалки.

Знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).

Используют атрибуты национальной культуры в самостоятельной деятельности.

1. Дети больше узнали о своей республике, национальностях проживающих в Башкортостане и их обычаях:

2. Проявили творческую активность в познании окружающего мира;

Сознательно применяли сенсорные ощущения в решении практических задач;

3. Улучшились дружеские взаимоотношения: дети разных национальностей более сблизились, стали доброжелательны друг к другу;

4. Проявили способность общаться в детском коллективе по поводу обсуждения совместного плана действий;

5. Научились воспринимать мир природы, осознавая его уникальность, красоту, универсальность.

6. Заинтересованность родителей в продолжение сотрудничества с детским садом: получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни детского сада;

7. Смогли реализовать свои творческие способности.

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края

Народные игры как средство приобщения дошкольников к национальной культуре и традициям различных народов Вятского края Игры: Русская народная игра. Солнцеворот' В цетре круга водящий('солнце, / с обручем,на котором привязаны цветные ленты. Гори,гори ярче,.

Приобщение младших школьников к традициям и культуре кубанского казачества: направления деятельности воспитателя Я работаю воспитателем в общеобразовательной школе казачьей направленности, где существует особый обряд посвящения в казачата, проводимый.

Содержимое публикации

Приобщение дошкольников к истокам татарской национальной культуры.

С первых лет жизни ребенка, приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и

Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни, от первых шагов до старости. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.

Работая над данной темой, я стараюсь формировать в душе ребёнка любовь, бережное отношение к окружающему миру, восхищение красотой предметов, изготовленных народными умельцами, интерес к красоте поэтического слова. Всё это становится неиссякаемым источником нравственного и познавательного развития ребёнка.

Познание детьми народной культуры, татарского народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.

Приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с младшего дошкольного возраста. Детские впечатления неизгладимы.

Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты и любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть

великого татарского народа.

Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его

проявлениях (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). Дети очень доверчивы, открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное искреннее погружение в истоки национальной культуры.

Основная цель в данном направлении: формирование у детей младшего дошкольного возраста положительных эмоций, интереса к окружающему миру через ознакомление с народно-прикладным искусством и художественным словом.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Вводить в мир художественного слова через знакомство с устным народным творчеством: сказки, потешки, песенки, заклички.

2. Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, народным играм.

3. Побуждать эмоциональную отзывчивость к красоте окружающего мира, развивать умение видеть красоту в природе, предметах декоративно-прикладного искусства, музыке.

Работа строится на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.

Необходимое условие приобщение детей к народной культуре – организация развивающей среды.

Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.Я считаю, что детей должны окружать предметы, характерные для татарского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.

Основная задача – возможность введения детей в особый самобытный мир путем его действенного познания. Поэтому помимо натуральных вещей многие предметы преднамеренно стилизованы под реальные: народные игрушки, предметы татарского быта (деревянная и глиняная посуда,

расшитые полотенца, татарский народный костюм и т.д.). Дети с удовольствием рассматривают вещи и играют с народными игрушками, примеряют сарафаны, татарские головные уборы костюмы

В группе есть разнообразные виды театров (пальчиковые, перчаточные, Бибабо и др.), художественные книги (сказки, песенки, потешки), с помощью которых происходит целостное восприятие произведений разных жанров, усвоение их содержания и формирование эмоциональной отзывчивости у детей.

Второе условие – организация образовательного процесса:

- совместная образовательная деятельность и режимные моменты;

- организация самостоятельной деятельности детей;

- взаимодействие с родителями.

Третье условие – выбор содержания:

- малые фольклорные формы (потешки, загадки, считалки, песенки, заклички, короткие сказки);

- народные промыслы (искусство кожаной мозайки, вышивка татарских национальных головных уборов, ювелирное искусство );

- народные игры (подвижные, хороводные, пальчиковые, игры-упражнения);

- общение с природой (наблюдения, прогулки).

Основной формой организации работы с детьми является непосредственно- образовательная деятельность. Занятия проводятся фронтально, подгруппами и индивидуально. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды организации НОД.

Наиболее интересными формами работы по приобщению малышей к народной культуре мы считаем:

1.Использование фольклора в организованной образовательной деятельности, в познавательно-речевых, игровых и продуктивных ее видах.

Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например, на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству (выполняем

упражнения под татарские народные песни), также при умывании, когда просыпаемся и при выполнении многих других ежедневных действий. В татарском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, напевность и музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Рассматривание народных игрушек.

Большое значение в формировании интереса к окружающему миру оказывает знакомство с народными игрушками, предметами народных мастеров. В младшем возрасте мы знакомим детей со сказочными героями. Это могут быть мини-занятия, предметно-манипулятивные игры, используются игрушки и в организованной деятельности.

Большую роль в приобщении детей к народной культуре играет театрализованная деятельность. Уже с младшего дошкольного возраста через театр учим воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому

в своей работе я всегда обращаюсь к игре: как к дидактической, так и к народной. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами- заместителями,

Пальчиковые игры, подвижные народные игры. Продолжительность игры небольшая.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание детей на традициях народной культуры – одно из главных направлений обновления содержания педагогического процесса. Национально-региональный компонент, внесенный в государственный образовательный стандарт, предполагает обучение детей в доступных формах и видах их деятельности государственным языкам Республики Татарстан, а также приобщение их к национальной культуре; воспитание на национальных духовных традициях и ориентирует педагогов на возрождение национального самосознания личности, воспитание личности, способной стать представителем и носителем родной национальной культуры и ее продолжателем.

Приобщение детей к национальной культуре – одна из самых актуальных проблем дошкольного образования на современном этапе в силу коренных изменений, происходящих в нашем обществе. Большое значение в национальном воспитании детей придается приобщению ребенка к искусству, насыщению предметной среды предметами национальной культуры, звучанию национальной музыки.

Огромный потенциал национальной культуры воспитания детей сосредоточен в народной культуре, языке, так называемом национально-региональном компоненте образования. Насыщая жизнь детей в детском саду фольклором, народными играми, праздниками, знакомя детей с традициями татарского народа мы воспитываем детей в духе терпимости, уважения и интереса к татарской культуре.

Великий русский педагог К.Д.Ушинский, проведя сопоставительный анализ, европейских и северо - американской систем образования, пришел к выводу, что, несмотря на сходство преподаваемых предметов и исползуемых методик, педагогические системы обладают четкой национальной спецификой, которая отражает “душу народа”, его менталитет. Любовь к Отечеству, к культуре и обычаям своего народа не разъединяет, а наоборот, объединяет людей.

Понятно, что всю народную педагогику невозможно “втиснуть” в деятельность детского сада, ибо многое в ней определено стандартом программы воспитательной работы. Поэтому из народной педагогики нужно выбрать такой элемент, который бы отражал ее сущность, и, при включении в учебно-воспитательную систему, способствовал бы повышению эффективности работы детского учреждения, давая новые возможности для повышения качества обучения и воспитания ребенка. Хамитов выделяет такие средства народной педагогики:

1. Родной язык. Человек, который стремится красиво говорить, в значительной степени умеет и красиво думать.

2. Народные песни: колыбельные, игровые, о труде, о маме и т.д. В них народ выражает свои представления о совершенном человеке, исполняя их совершенствуется развитие народа.

3. Народные танцы. Они развивают у детей дух народного творчества и помогают формировать настоящего патриота своей республики.

4. Устное народное творчество. Оно помогает детям познавать нравственные идеи, развивать нравственные, эстетические чувства.

6. Этика, эстетика быта народа.

В процессе приобщения детей дошкольного возраста к татарской национальной культуре необходимо учитывать педагогические условия, способствующие успешной реализации задач национального воспитания.

Я считаю, что одним из условий является среда развития и воспитания ребенка.

Педагогическая грамотность, осведомленность педагогов в данном вопросе, а также доступность получаемых знаний, умений и навыков детьми дошкольного возраста являются важными условиями приобщения детей к национальной культуре.

Среда, формирующая ребенка, есть, прежде всего, среда социальная, представляющая конкретное проявление общественных отношений, в которых развивается личность. Задача педагога заключается в переводе социальной среды в среду педагогическую.

В дошкольном учреждении создание оптимальной среды обеспечивает психологический комфорт личности ребенка, направляет его творческую активность. В среде происходит взаимодействие, сотворчество и сотрудничество всех субъектов воспитательного процесса, развитие социокультурного опыта ребенка.

Вопрос о создании социально-педагогической развивающей среды в дошкольных учреждениях находит отражение в государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Развивающая среда создает благоприятные условия для приобщения детей к национальной культуре, для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности, постигает социальные отношения между людьми. Иными словами, среда развития ребенка обеспечивает разные виды его активности (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для его самостоятельной деятельности, условием для самообразования.

В дошкольном образовательном процессе можно выделить примерные требования к развивающей среде ребенка, формирующие у детей представления о человеке, о истории и национальной культуре. Исходя из этого, я считаю, что в детском саду необходимо иметь следующее:

1. Подборки книг и открыток, комплекты репродукции, игры и игрушки, знакомящие с особенностями национальной культуры, трудом, бытом народа, с техническими достижениями человечества.

3. Образцы предметов народного быта.

4. Образцы национальных костюмов (куклы в национальных одеждах и др.).

5. Произведения художественной литературы (народные и авторские сказки).

В государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены следующие требования к развивающей среде дошкольного учреждения, в том числе для осуществления задач приобщения к национальной культуре:

- Специальные образовательные помещения для изобразительной, театрализованной, музыкальной деятельности;

- Эстетическое оформление помещений;

- Разнообразное оснащение художественных видов деятельности, в том числе материалы и оборудование для свободной изобразительной деятельности; для разыгрывания различных сценок и спектаклей; атрибуты для различных детских игр; музыкальные инструменты и т.д.

Как дополнение выступает специально организованное пространство - комната национального быта для приобщения к национальной культуре. Среда, дающая представления о той или иной национальной культуре, содержит в той или иной мере такие компоненты, как предметы, вещи, произведения искусства, символы, знаки, отражающие ее суть и другое, то есть все перечисленное может быть представлено как предметное содержание среды.

Обычаи, традиции, праздники, обряды, игры, танцы также характеризуют национальную культуру, они могут быть усвоены в различных видах художественной деятельности, протекающих в специально созданной среде. И, наконец, социальные отношения, определенные взаимосвязи, общение, без которых не может состояться приобщение детей к национальной культуре. Личность ребенка формируется не только под воздействием специально созданных условий (в частности в дошкольных учреждениях), но и окружающей среды, ее традиций, обычаев. Среда, которая окружает ребенка с детства, это не только социальная, но и также среда этническая. Корни национальной специфики, формирующей целостный образ мира ребенка, национальное самосознание кроются в естественных условиях его окружения и проживания. Необходимо целенаправленно использовать возможности естественной этнопедагогической среды, в том числе при создании предметно-пространственной среды жизни в дошкольном учреждении. Очень важным представляется нам стимулирование связей между двумя возрастными полюсами – миром взрослого и ребенка. Доброжелательная атмосфера дошкольного учреждения должна побуждать взрослых задержаться в детском саду, пообщаться между собой, с воспитателями, с другими детьми, т.к. процесс приобщения детей к национальной культуре происходит эффективнее, когда он обоюдный. При этом происходит взаимное обогащение, создается эмоционально-интеллектуально-нравственное поле, на почве которого произрастает положительный опыт отношений и общения.

Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для приобщения к национальной культуре и всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в процессе приобщения детей к национальной культуре. Здесь ребенок приобретает навыки общения с другими детьми и взрослыми, знакомятся с особенностями национальной культуры, фольклором, традициями, учится организовывать собственную деятельность. Однако насколько эффективным будет этот процесс, зависит от отношения семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольника без участия родителей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения невозможно.

Таким образом, можно заключить, что среда, в которой находится ребенок, имеет важное значение для приобщения ребенка к национальной культуре. Развивающая среда создает благоприятные условия для ознакомления детей с особенностями татарской национальной культуры.

Наиболее доступные детям по содержанию, форме воплощения, эмоциональной насыщенности компоненты национального воспитания – это устное народное творчество, музыкальное народное творчество, народные игры, праздники, декоративно-прикладное искусство, традиции и обычаи. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка, народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Рассмотрим их более подробно.

Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении его многовековой истории. В процессе исполнения произведений народной словесности и музыкального фольклора на различных занятиях и в досуговой деятельности происходит восстановление эмоционально-этической преемственности между взрослыми и детьми.

В фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей того или иного акта творчества, а все присутствующие являются его участниками и создателями. Этот процесс является весьма существенным, поскольку снимается механизм оценивания, ребенок раскрепощается, и сам процесс его участия в песне, танце, игре наделяется смыслом.

В фольклоре есть танцы со сменой партнеров. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже самым маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание. Ценность танцев со сменой партнеров также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку такие танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они пробуждают в ребенке положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, хороводе, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и тем самым нормализации социального микроклимата в детской группе.

Фольклор любого народа необычайно богат и разнообразен. Он представителен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров (колыбельные песни, потешки, прибаутки, скороговорки, считалки, дразнилки, чистоговорки, пословицы и поговорки, загадки).

Большие потенциальные возможности заключаются и в народной музыке. Народная песня – живой подлинный свидетель народного быта, трудового уклада и культа, обрядов и игр. Песни отражают душевный строй и мир эмоций, горе, радость, печаль, веселье, раздумье, юмор. Песня раскрывает душу народа, рассказывает о его чаяниях, думах и мыслях. Народные песни можно классифицировать по-разному:

- по возрастному признаку (для кого предназначены): колыбельные, детские, молодежные и т.д.

- по содержанию: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические и т.д.

- по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде, игровые песни и т.д.

В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки. Песня концентрировала человеческую мудрость и приспосабливалась в старину и к возрасту ребенка, условиям жизни, семьи и общины. Поэтому и ныне в детском саду и семье возможно самое разное использование песни – от ее разучивания и использования до анализа содержания музыки и настроения.

Детская народная песня, начиная с колыбельной, имеет обычно очень простой музыкальный строй и в принципе не требует – как всякое истинно народное музыкально-поэтическое искусство – музыкального сопровождения. Она может исполняться детьми с голоса воспитателя, музыкального руководителя, матери, бабушки. Мелодия такой песни легко запоминается и воспроизводится, позволяет сопровождать песня танцевальными движениями. Кроме того, народную песню ребенок может использовать сам, копируя действия взрослых и включаясь тем самым в систему социальных ролей.

Всякая народная песня, позволяет ее исполнителю вносить любые изменения, соответствующие ситуации. В этом и состоит основная особенность народной песни. Второй особенностью являются анонимность и коллективность автора, ибо каждый исполнитель вносил и может внести в нее что-то свое.

Музыкальные деятели, ученые (Б.Асафьев, Р.Исхакова-Вамба, Д.Кабалевский, Г.Остроух, Д.Шарафутдинов мн.др.) утверждают, что язык песен интернационален. Музыка – более универсальное средство общения народов, отражает единство людей земли, помогает сблизить народы.

Частью культурного национального наследия являются народные игрушки. У каждого народа игрушки имеют свои характерные особенности, которые зависят от национально-психологических черт и культуры народа. Народные игрушки, по словам И.И. Алпощкого, синкретическое явление, в котором соединилось материальное и духовное, труд и ремесло, искусство и игра. Первые исследования, направленные на изучение народной игрушки, проведены такими исследователями, как А.В.Бакушинский, Н.Д.Бартрам, Л.Г.Оршанский, Е.А.Покровский, А.П.Усова, Е.А.Флерина.

Вековой опыт народной педагогики показывает, что игрушки, становились первыми средствами воспитания. Как считает Е.А.Покровский, игрушка сама по себе представляет и цель, и действие, и наслаждение. Среди детских игрушек разных народов республики Татарстан, преобладают подражательные: соха, барона, мельница, тележка, корзины, ушаты, кошелки, колыбельки. Кукла была основной игрушкой. Во многих народных куклах (деревянных, глиняных, тряпичных, соломенных) ничего не было национального, зато в раскраске кукол, одежды до сих пор сохраняются следы национальных традиций.

Все народные праздники связаны с трудовой деятельностью человека, с сезонными изменениями в природе, важными для народа событиями и датами. По утверждению фольклориста И.М.Снигерева, народные праздники – это сильнейший и обильнейший источники к познанию народной жизни. Действительно, в них есть не только красота и поэзия, отдых и веселье,предания и сказания и с каждым связаны свои обряды, особенности, приметы.

Все жанры, формы и элементы фольклора совокупно используются при проведении досугов и праздников на традиционной основе.

II форма – наиболее популярная в настоящее время – концерт самодеятельности, демонстрирующий индивидуальные творческие возможности юных артистов.

В практике можно широко использовать выше перечисленные татарские народные праздники. Подготовка к празднику включает разучивание соответствующих стихотворений, пословиц-поговорок, частушек, песен, игр, загадок, хороводов, драматизацию сказок, игру на музыкальных инструментах. Воспитанники принимают активное участие в украшении помещения накануне праздника, готовят свои рисунки, поделки и т.д. При этом важно создать радостную атмосферу. Дети празднично одеты (используются татарские народные костюмы), находятся в хорошем настроении. Необходимо, чтобы у детей возникли яркие впечатления, связанные и содержанием праздника, что достигается активным привлечением их ко всем моментам подготовки и проведения праздника. Каждый праздник можно превратить в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и взрослые. Такое проведение праздников оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства. Целью проведения таких праздников является приобщение детей к татарской национальной культуре, к традициям и обычаям татарского народа.

Читайте также: