Через какие испытания проходят петр и феврония кто посылает эти испытания кратко

Обновлено: 05.07.2024

В праздник Всех влюбленных, 14 февраля, я хочу написать не о Святом Валентине, а о русских святых. О святых благоверных князьях Петре и Февронии Муромских .

Именно эти святые символизируют для людей верность и преданность. Я хочу рассказать всем об этих князьях, основываясь на их житии. Житие -это жанр древнерусской литературы, в котором описывается жизнь и духовные подвиги святых за веру.

Жили святые в конце 12 начале 13 века. Петр победил лукавого змея, который искушал жену его родного брата Павла. Но хитрый змей обрызгал Петра своей ядовитой кровью. Петр тяжко заболел. Вылечить его не смогли никакие лекари. Ходили слухи, что в Рязанской земле живут искусные врачеватели и целители. Туда направился отрок князя. Там, в селе Ласково, он и нашел мудрую деву Февронию.

Скорее всего, Феврония была провидицей, и заранее знала, кто к ней придет и что будет просить. Феврония - героиня, которая находится на самой высокой ступени развития. Ее характер на протяжении всего произведения не меняется. А вот Петру придется через страдания духовные и физические, сомнения, разочарования дойти до той нравственной высоты и чистоты, которая есть у его супруги.

Феврония понимает, для того, чтобы вылечить князя, ей нужно быть его супругой. Потому что супруги - это единый организм, едина плоть. А семья - это малая церковь . Это понимание дается Февронии свыше, от Бога. И лечит Феврония Петра не заговорами и заклинаниями, а молитвой. То есть через нее - мудрую вещую деву- Петра лечит Господь .

Петр выздоравливает, но поскольку он нарушает обещание и не женится на Февронии, снова заболевает. Почему князь сразу не женился на Февронии? Петр, впав в гордость , считал, что ему, князю, не пристало жениться на какой-то крестьянке, дочке бортника.

Недуг помог ему переосмыслить свою точку зрения. Вскоре после свадьбы супругов умер брат Петра Павел. Петр стал княжить в Муроме. Бояре и особенно их жены невзлюбили Февронию. Хоть княгиня вела себя достойно, ничем не опорочила имя супруга, она стала неугодной из-за своего простого происхождения. То есть здесь мы видим явные сословные предрассудки.

На пиру перепившие бояре потребовали у князя отпустить Февронию, а себе взять новую жену, ровню по происхождению. Петр понимает, что жена ничем перед ним не виновата. А если он ее бросит, значит, будет виновником разрушения брака. А ведь браки совершаются на небесах . И того, кого сочетал Бог, того не разлучат люди. Князь решает последовать в изгнание за женой.

Супруги с некоторым слугами отплывают на ладьях по Оке. Происходит интересный случай. Один женатый мужчина с интересом посмотрел на Февронию. Она заметила его взгляд и попросила зачерпнуть воды с одной стороны ладьи и с другой. Когда мужчина попробовал на вкус эту воду, княгиня спросила: " Одинакова ли вода? Или какая-то слаще ?" Мужчина ответил: "Одинакова, матушка".

" Так и естество женское одинаково! Так почто ж ты, супругу позабыв, смотришь на другую?!" Человек этот искренне раскаялся в своем проступке.

Мысль автора жития даже шире: не только все женщины одинаковы, а все люди одинаковы перед Богом.

На стоянке Петр закручинился - нелегко ему, урожденному князю, было идти в неизвестность. Как он будет жить, чем заниматься? Феврония подбадривает мужа: " Не бойся, князь. Господь нас не оставит!"

И совершает чудо . Обрубки деревьев, на которых готовили вечером ужин, утром стали большими деревьями с пышными кронами.

Это чудо - жест любви для князя, чтобы он не сомневался и не отчаивался.

Утром же из Мурома приезжают гонцы, слезно просят Пера и Февронию вернуться в Муром. Без князя в городе сплошная анархия. Началась борьба за престол, кровопролитие. Бояре осознали свою неправоту, искренне раскаялись.

Муромские князья возвращаются в город. Они правили около 23 лет. Их правление было мудрым, честным, праведным. Народ очень любил Петра и Февронию. Будучи уже в зрелом возрасте супруги решили уйти в монастыри. Но договорились, что ко Господу они отойдут в один день.

Петр и Феврония, разумеется, жили в разных монастырях. И вот, когда Петр почувствовал, что скоро ему преставиться, он послал к Февронии. Она вышивала воздУх для храма (покрывало с ликами святых). Феврония просит повременить, так как работа еще не доделана. Но Петр торопит, на третий раз Феврония оставляет работу, так как самую тонкую вышивку она уже сделала, а остальное смогут дошить другие.

Супруги вместе отходят ко Господу. После смерти они хотели быть похоронены в едином гробу с перегородкой. Но люди воспротивились: негоже монахам разного полу лежать в едином гробу.

Тела Петра и Февронии положили в разные гробы. Но наутро каким-то чудом тела святых находили в едином гробу. И так происходило несколько раз. Тогда уж люди решили не перечить посмертной воли святых.

И сейчас мощи святых находятся в Муроме в Свято-Троицком Храме.

Я была у мощей святых. Там очень благостная атмосфера.

Святым Петру и Февронии молятся о даровании супругов, о счастливой семейной жизни, о детях.

В статье использованы иллюстрации "Жития Петра и Февронии Муромских" художника Александра Простева .

Автор оставляет за собой право удалять все хамские, оскорбительные комментарии. Так же автор не вступает в диалоги с агрессивными комментаторами, интернет-троллями и воинствующими атеистами.

Уроки Петра и Февронии: о жизни святых супругов

В русской православной традиции святые Петр и Феврония Муромские играют особую роль. Их жизнь — история отношений мужчины и женщины, сумевших преодолеть все сложности долгого и трудного земного пути, явив идеал христианской семьи. Те радости и проблемы, с которыми им пришлось столкнуться восемь столетий назад, актуальны и по сей день, — они лежат вне времени. Святые супруги являют нам именно те душевные и духовные качества человека, которые необходимы всем, кто пытается строить свои отношения с близким человеком. Неслучайно, что именно в день памяти Петра и Февронии, 8 июля, отмечается всероссийский День семьи, любви и верности.

Поиск предназначения

К сожалению, о встрече и знакомстве будущих супругов нам известно достаточно мало. Связано это с тем, что до нашего времени не сохранилось четких документальных свидетельств.

Видимо, не имея достаточных сведений о том, что предшествовало женитьбе князя Петра на простолюдинке Февронии (шаг совершенно невообразимый по меркам общества того времени), автор превращает первую главу в аллегорическую сказку на основе популярных фольклорных сюжетов. В ней говорится о битве Петра с чудовищем.

Петр, защищая жену своего брата, убивает змея-оборотня, пытавшегося искусить ее. Но во время битвы князь оказывается и сам ранен ядом и находится при смерти. Исцелить его удается лишь крестьянке Февронии, которая требует одного: чтобы он навсегда остался с ней. Петр не соглашается, пытается бежать от девушки, но в разлуке с ней снова заболевает…

Потому Феврония и не отпускает князя: она уже чувствует, что без нее он погибнет. Со временем понимает это и сам Петр. Так начинается их совместный жизненный путь и совместный путь к Богу.

На перекрестке

Лишним свидетельством тому может служить и то, что в жизнеописании супругов нет ничего из ряда вон выходящего. Напротив, их жизнь близка большинству из нас, а потому их история никогда не утратит своей актуальности.

С житейской точки зрения, в судьбе Петра и Февронии был только один по-настоящему трудный момент. Сразу же после свадьбы перед князем Петром встает дилемма: молодая супруга или все остальное, что было в его жизни. Женитьба на крестьянке не находит поддержки у городской элиты Мурома. Бояре откровенно заявляют об этом сперва князю, а потом и самой Февронии. Они предлагают князю выбор: отречение от своего звания (а значит, изгнание и бедность) или расторжение брака.

Эта история разрешается неожиданно быстро и благополучно. Оказывается, князь Петр был ключевой фигурой в политической жизни влиятельного города. Борьба за власть начинается сразу же, в первую ночь после его отречения представители боярских кланов пытаются нанести упреждающий удар по противникам, что перерастает в резню. Понимая, что все это может кончиться смутой и гражданской войной, правители Мурома зовут князя обратно.

Уроки Петра и Февронии: о жизни святых супругов
Навсегда

Заранее для супругов был приготовлен общий гроб, в котором они завещали похоронить себя. Однако люди не решаются исполнить эту последнюю волю. Ведь в конце жизни муж и жена добровольно расстались, выбрав монашеский путь, а значит, и после смерти им не приличествует лежать в одном гробу.

Вечером Петра и Февронью готовят к погребению отдельно друг от друга, но уже утром они лежат вместе, в том самом приготовленном гробу — одном на двоих. С тех пор святых супругов никто не тревожит. Им и сейчас можно поклониться в их усыпальнице в Свято-Троицком женском монастыре города Мурома…

Петр и Феврония прожили вместе долгие годы, и, наверное, им пришлось столкнуться с немалым количеством трудностей столь мелких и многочисленных, что ни один летописец никогда не стал бы фиксировать их. Однако именно мелочи, как правило, становятся причиной охлаждения отношений между супругами. Петр и Феврония — люди, прошедшие через эти трудности и сохранившие свое чувство, во многом потому, что оно перестало быть просто земной любовью двух людей. Любовь мужчины и женщины переросла в вечную Любовь, которая победила смерть.

Для Русской Церкви святые Петр и Феврония Муромские имеют большое значение в первую очередь как символ особого духовного пути, на котором постижение Бога неразрывно связано с отношениями двух людей. Мужчина и женщина созданы друг для друга, их соединение — само по себе воплощает Божественный замысел. Но это соединение невозможно, если человек не видит в другом человеке неповторимую личность, созданную по образу Божию.

Князь Петр мог отнестись к своей супруге как к вещи, а не как к человеку. Более того, в их положении подобный поворот был бы логичен и не встретил бы осуждения общества. Ведь их отношения строились за четыреста лет до Домостроя, во времена, когда его нормы показались бы ультра-либерализмом. Мужчина по факту был властителем женщины. И уж тем более властителем своей жены-крестьянки являлся влиятельный и могущественный аристократ — потомок древнего рода.

В повести есть короткие эпизоды, которые говорят о том, что князю Петру было непросто сломать эти стереотипы даже внутри себя. Он с трудом преодолел высокомерие в отношении жены, не знавшей этикета тогдашней элиты*. Однако он знает, зачем идет на это. Ведь для своей супруги он не князь, не представитель какого-то социального слоя или класса. Для Февронии Петр, в первую очередь, человек.

Жизнь во Христе становится для них настоящим счастьем, которое они находят в любви друг к другу.
Навеки соединяясь на земле, они обретают Вечность.

Все знают, что День Семьи, Любви и Верности был "придуман" Светланой Медведевой, все знают о его символе - ромашке, но далеко не все задумываются о том, почему именно 8 июля? А потому что это день памяти святых, которые покровительствуют семье - Петра и Февронии Муромских.

Каким должен быть брак? Автор повести (или монах Ермолай-Еразм, или кто-то нам неизвестный) дает пример в самом начале. Когда к жене муромского князя Павла стал летать змей, она честно все рассказала мужу. В том, что ей досаждала нечистая сила, княгиня виновна не была. Но у этой женщины был выбор: не постыдиться и во всем признаться супругу или же хранить тайну, чтобы не навлечь на себя позор. Княгиня выбрала первое. Это было вернее по-человечески, и это же помогло ей избавиться от змея. Не откройся княгиня мужу, не убил бы змея его брат Петр.

Исцелившись, Петр не женился на Февронии. Он решил от нее откупиться подарками. Подарков девушка не взяла: она знала, что должна стать женой. Тут есть щекотливый момент: когда она лечила Петра в первый раз, то один струп наказала не мазать лекарством. Что же получается - она сама хотела испытать Петра? Убедиться, что он ее достоин? У нас нет четкого ответа. Думается, что, если Феврония была мудра, она предполагала (или наверняка знала), что сразу Петр на ней не женится. Но если этот брак предопределен, надо было каким-либо образом заставить Петра снова обратиться к ней за лечением. Так и произошло. На этот раз свадьба состоялась.

Когда старший брат Павел умер, Петр стал муромским князем. По наущению жен бояре стали наговаривать князю на Февронию: дескать, не соблюдает она этикет, крошки со стола собирает, будто голодная. Придирка бояр ничтожна. Что плохого в том, чтобы бережливо собрать крошки со стола, покормить ими птиц (есть версия, что крошки предназначались для того зайца, который прыгал перед Февронией в ее избе)? Раньше считалось, что в животных могут жить бесы. Не обвиняли ли бояре Февронию в колдовстве?


Князь Петр решает убедиться в невиновности жены. Он специально обедает с ней и, когда та собрала в пригоршни крошки, разжимает ей руки. Что же он видит? - Чудо: крошки превратились в фимиам. Это чудо еще раз доказало ему, что Феврония достойна быть его женой (и сколько раз еще придется доказывать это право?). С тех пор, говорится в повести, князь не сомневался в Февронии.

На берегу, вдалеке от города, князь Петр сокрушается и размышляет: а верно ли, что он оставил город ради Февронии? Неужели он снова будет ее испытывать? Феврония и сама угадала это. Она сотворила чудо - благословила срубленные для костра ветви, и наутро они выросли большими деревьями. Она не прельщала Петра своими чудесами - она просто давала ему понять, что с ними Бог, ведь это Он через нее творил чудеса. Значит, все будет хорошо.

Супруги заповедали похоронить их в одном гробу, но люди похоронили их в разных. Дескать, они монахи, негоже им лежать вместе. Но трижды тела супругов оказывались в совместном гробу, так что их в конце концов похоронили вместе.

Повесть о Петре и Февронии неоднократно пытались отредактировать в XVI, XVII и XVIII веке. Одним из редакторов был даже патриарх Гермоген. Казалось, что в повести недостаточно подробностей и деталей. Была даже попытка ввести в повесть элемент политической пропаганды. В тот месте, где Петр и Феврония возвращаются в Муром, было вставлено описание радости народа при встрече законных правителей. Во времена Ивана Грозного (который в 1552 году, когда ехал брать Казань, заезжал в Муром, чтобы помолиться святым супругам) шло собирание земель вокруг Москвы. Укрепляя свою власть, царь чувствовал сопротивление бояр, которые не желали потерять влияние в обществе. Поэтому повесть должна была быть им образцом: пока не было князей, в городе началась смута. И только князь смог восстановить порядок.

Всем известна фраза из сказок “они жили долго и счастливо и умерли в один день”. Именно так можно сказать о супружеской паре святых Петра и Февронии. Жизнь Петра и Февронии – это пример идеальной супружеской жизни, христианской любви и преданности. Они считаются покровителями православной семьи и брака.

День их памяти отмечается 25 июня/ 8 июля, и в наше время совпадает с Днем семьи, любви и верности.


Эти Святые помогли многим верующим найти свою настоящую любовь, создать и сохранить семью, родить детей до этого бездетным парам. Их Чудотворные мощи покоятся в городе Муроме на территории Свято-Троицкого женского монастыря. В монастыре даже ведут книгу, в которую записывают случаи чудесного исцеления.

Достоверных данных из жизни этих святых очень мало. По историческим летописям Петр и Феврония – это муромский князь Давыд Юрьевич и его супруга. Князь правил в Муроме с 1205 по 1228 год и принял постриг с именем Петра. О его супруге из официальных источников практически ничего не известно.

Много событий их жизни взято из «Повести о Петре и Февронии Муромских”, которую написал монах Ермолай-Еразм. Сделал он это по распоряжению митрополита Макария к московскому церковному собору 1547-го года. Именно в этом году были канонизированы святые муромские супруги.

В качестве источника автор опирался на устные народные предания. Учитывая этот момент, повесть не считается исторически достоверным рассказом о жизни святых. Но она передает суть взаимоотношений святых супругов.

О каких же подвигах, достижениях и качествах супругов говорится в повести?

Петр жил в г. Муроме и был братом князя Павла. К жене Павла стал являться дьявол в облике змея, чтобы соблазнить её на блуд. Она рассказала, что победить змея сможет только брат Петр с помощью Агрикова меча.

Желая помочь своему брату, Пётр стал искать Агриков меч. Однажды во время молитвы в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня ему явился отрок и указал на щель в алтарной стене. В ней и лежало заветное оружие.


В тот же вечер Петр, побеседовав с братом, отправился в покои княгини. Увидев, что княгиня находится наедине с лукавым змеем, Пётр начал сражаться с ним. Змей погиб. Из этой истории можно понять, что Петр обладал благочестием и святостью Божьей, иначе не смог бы победить змея. Но, в ходе сражения Петр был обрызган кровью змея и от этого всё его тело покрылось болезненными язвами и струпьями.

Никто не мог излечить его болезнь. В поисках лекаря Бог долго вел Петра в его странствиях, пока не вывел в Рязанскую землю, деревню Ласково. Там Петр и встретился со своей будущей женой. Звали ее Феврония и была она дочерью древолазца бортника (добывающего дикий мед). Девушка была очень мудрая, и уже смолоду обладала даром прозорливости и исцеления. Феврония согласилась исцелить Петра только в том случае, если он станет её мужем. Так как было ей такое Божье видение. У Февронии было понимание, что необходимо вылечить не только телесные раны Петра, но и дать душевное исцеление. А для этого ей надо было всегда быть рядом с ним. Петр пообещал жениться на ней, но в душе был смущён тем, что эта девушка – простолюдинка, и решил не сдерживать своего обещания. Но Бог опять привел его к Февронии через его болезнь. Феврония излечила Петра, и на этот раз он взял её в жены.

Феврония была необычная женщина. Она обладала прозорливостью, даром исцеления и предвидения, общалась с природой и животными, знала лекарственные травы. И помогла мужу победить в себе гордость, зависимость от чужого мнения, высокомерие. Так стал Петр здоровым и любящим мужем.


Вскоре после этого в Муроме началась кровавая борьба за княжеский престол. Это посеяло раздор и смуту в городе. Тогда бояре, уже не смущаясь крестьянским происхождением Февронии, были вынуждены попросить князя с женой вернуться и продолжить своё правление.

На их долю выпала участь бороться с мирскими страстями. Испытания властью, деньгами, славой – все, что в современном мире порой ставится выше всего. Их жизнь показывает, что сами по себе власть, богатство, собственность – злом не являются. Однако, злой человек употребляет их во зло, а добрые, как эта княжеская чета, во благо.


Сколько детей было у Петра и Февронии, точно неизвестно: в некоторых источниках написано – трое детей, в некоторых – пятеро детей: сыновья Святослав, Юрий, Ярослав, Давид и дочь Евдокия. Впоследствии Евдокия во многом повторила жизнь своей благочестивой матери. Сначала она была супругой князя Святослава Юрьевского, а затем приняла монашеский постриг в Муромском монастыре.

Мощи Петра и Февронии с 19 сентября 1992 года находятся в Свято-Троицком женском монастыре г. Мурома. В монастырь ежедневно приходят супруги просят о защите семьи от бесовских нападений, от деяний и мыслей злых людей, от всего, что может разрушить брак, уничтожить любовь. Также святым молятся о том, чтобы супруг оставался верным и в любви, и в дружбе.

Феврония, будучи при жизни великой целительницей, неизменно помогает всем, кто просит от всего сердца, полного горячей веры в силы Господа и угодников его.

Обращаясь к Петру, люди нередко возносят молитвы об обретении силы духа, мужественности и отваге, а также о защите от зла и несправедливости. Ведь именно такие качества были присущи при жизни праведному князю, сумевшему побороть огромного злобного змия. Те же, у кого пока нет второй половинки, молятся Петру и Февронии о ее скорейшем обретении. Праведников просят подсказать, где найти того самого единственного или единственную, с которой суждено прожить долгие счастливые годы.

Можно и нужно молиться и о благополучном зачатии здорового малыша,так как святые всегда с большим теплом и добротой относились к чужим малышам.

Сегодня тысячи людей приходят поклониться мощам Петра и Февронии и получают от них помощь. Десять лет назад в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме была замечена странная пара. На протяжении месяца они каждый день по много часов проводили на коленях перед мощами. Оказалось, что это супруги, и хотя им было уже по 50 лет, Бог не дал им детей, которых они так хотели. И случилось чудо: она забеременела! Их молитвы были услышаны, и в течение нескольких лет у них родилось пять детей!

Поскольку сама история княжеской четы связана с чудесным исцелением, то перед иконкой часто молятся и об избавлении от самых страшных, безнадежных болезней.

День памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских отмечается православной Церковью дважды в году. Первый раз в честь перенесения мощей – в воскресенье, предшествующее 19 сентября. Второй раз 8 июля, в день их праведной кончины, это Всероссийский День семьи, любви и верности.

Праздник этот является частью забытой традиции нашего народа. Раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви. Символом праздника стала простая и близкая каждому ромашка – как символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.


Молитва Петру и Февронии о сохранении семьи и семейном благополучии

Молитва Петру и Февронии о зачатии ребенка

Молитва Петру и Февронии о любви и замужестве

Молитва Петру и Февронии о возвращении любимого человека

Читайте также: