Что оказывает влияние на гендерную социализацию кратко

Обновлено: 06.07.2024

Общие сведения

Существуют и другие концепции гендерной социализации, которые фактически сводятся к тому, чтобы описать влияние полоролевой адаптации личности в обществе на саму суть данной личности, ее особенности развития, восприятия, общения, межгруппового и межличностного.

Процесс гендерной социализации фактически не отделим от человеческой жизни, так как он начинается фактически с рождения человека. Если ребенок социализируется с позиции гендера, то он скорее всего во взрослой жизни будет воспроизводить гендерные стереотипы во взрослой жизни.

Гендер – это социальный пол.

Паттерны гендерного поведения прививаются не только внутри семьи, но и при участии друзей, учителей, воспитателей, коллег. Даже если родители максимально отказываются от подобных установок, то на их детей скорее всего повлияют одноклассники или ближайшее окружение.

В большинстве случаев стремление к соответствию гендерным стереотипам рисуется как единственно верный ход вещей. Если он нарушается, то этот факт высмеивается, порицается членами общества.

Готовые работы на аналогичную тему

Гендерные установки – это готовность к определенному виду социальной активности в системе межполового взаимодействия.

Сегодня максимально часто реклама может транслировать гендерные установки. Проблема подобного подхода заключается в том, что он не оставляет свободы выбора. Многие люди даже не думают о том, что возможны иные варианты адаптации в обществе. Население впитывает эти установки и транслирует их из поколения в поколение.

Гендерные стереотипы – это упрощенные, схематизированные, эмоционально четко окрашенные устойчивые образы мужчин и женщин, распространяемые обычно на всех представителей той или иной гендерной общности, независимо от личных особенностей тех или иных представителей.

Установки и гендерные стереотипы

В обществе присутствует большое количество установок, которые подкрепляют гендерные стереотипы. К ним относят категории:

Этот стереотип определяет рамки поведения человека еще до того, как он сам начинает осознавать себя личностью, проявлять собственный характер и интересы. С детства в девочках поощряется такие качества как скромность, милость доброта. Для мальчиков лучшими считают качества: стремление к лидерству, мужественность, активность.

Если девочка или мальчик показывают качества, которые характерны для другого пола, то общество порицает эти проявления. Часто очень строгими бывают требования к мужской и женской внешности. Но зацикленность на внешнем виде часто негативно сказывается на психике женщин, ввиду чего у них может развиться расстройство пищевого поведения или дисморфообия.

Дисморфофобия – это психическое расстройство, при котором человек чрезмерно обеспокоен и занят незначительным дефектом или особенностью своего тела. Обычно начинается в молодом или подростковом возрасте.

Сегодня фактически большая часть мира живет в модели, где мужчина является лидером во всех жизненных сферах. Он наделяется властным и моральным авторитетом. При такой системе женщина отодвигается на второй план. Она вынуждена подчиняться и думать не о себе, а о других.

Но при этом гендерная социализация иногда негативно сказывается и на мужчинах. Если мужчина не стремиться доминировать, то он также подвергается общественному порицанию.

В обществе господствует стереотип о том, что девочки раньше взрослеют, проявляют прилежность и аккуратность. Но с точки зрения гендерной социализации к девочкам во многом предъявляется больше требований, их воспитывают раньше, приучают более аккуратно относиться к вещам, помогать маме и быть послушными.

Минимизация негативных аспектов гендерной социализации

Чтобы минимизировать негативные аспекты гендерной социализации, необходимо:

  • освобождаться от излишнего влияния гендерных установок;
  • переосмысливать некоторые аспекты собственного поведения;
  • приобретать навыки рефлексии, обращая внимание на собственные ценности, интересы, мотивы, мышление.

Современным взрослым людям часто сложно разобраться в собственном внутреннем мире, проанализировать паттерны собственного поведения. Необходимо обращаться к психотерапевту и психологу в случае возникновения психологических трудностей.

Кроме того, для современных людей важно учиться отказываться от стереотипов, в том числе и гендерных, чтобы выявить истинные, а не внушаемые ценности. Необходимо четко понимать, есть ли у человека право на собственные решения, проявления желаний, которые могут отличаться от установленных в обществе норм.

Целесообразно учиться выстраивать личные границы и отстаивать собственное мнение. Часто преодолеть трудности гендерной социализации можно при смене круга общения. Обстановка вокруг человека не дает задуматься о себе и вести себя так, как хочется. Если человек навязывает собственные ценности другому, то лучше минимизировать контакты или совсем прекратить общение. Нельзя стесняться игнорировать непрошенное мнение.

Гендерная социализация детей и подростков: роль семьи и СМИ

Гендерная социализация представляет собой процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное конструирование различий между полами. Основными социализирующими факторами (агентами) являются социальные группы и контексты – семья, институты образования, сверстники, СМИ, клубы по интересам, церковь и др.

Гендерная социализация начинается буквально с рождения, а ожидание рождения ребенка определенного пола также предвосхищает определенное отношение к нему родителей. Семья как институт гендерной социализации претерпевала и претерпевает изменения.

Влияние отца на процесс гендерной социализации детей также значительно. Это влияние осуществляется в двух формах – непосредственной и опосредованной. При непосредственном взаимодействии отца с ребенком значительную роль оказывают его личностные качества. Отец показывает образец социализированного поведения, например, взаимодействия с противоположным полом.

Как показали исследования, хорошие отношения с отцом как у мальчиков, так и у девочек способствуют формированию такой Я-концепции, которая позволяет более успешно справляться с когнитивными задачами и задачами межличностного общения, чем у детей, растущих без отца (Бернс Р., 1986).

В некоторых семьях на гендерную социализацию оказывает влияние не родной отец, а отчим. Имеются данные о том, что девочки из семей с отчимом хуже учатся, реже ориентированы на поступление в вуз, чаще курят, чаще имеют внешний локус контроля, для них характерны высокие показатели по нейротизму. Мальчики из таких семей чаще выпивают (Голод С.И., 1998).

Большую роль в формировании гендерной социализации играют сиблинги. Как отмечает С.И. Розум (2006), если в семье имеются дети разного пола, то преимущественно у младших детей обнаруживается больше черт противоположного пола. У мальчиков наличие старшего брата связано с ярко выраженным предпочтением мужской половой роли.

Важную роль в ходе гендерной социализации детей и подростков играют СМИ, так как транслируют гендерные стандарты поведения мужчин и женщин. Гендерные стереотипы СМИ представляют мужчин активными, агрессивными и эффективно действующими, то есть наделенными типично маскулинными качествами, а женщин – пассивными, зависимыми и эмоциональными, то есть наделенными типично феминными качествами (Богомолова Н.Н., 2008). Большой объем информации дети и подростки получают из телевизионных передач. В рекламных роликах, музыкальных клипах действия мужских и женских персонажей типизированы по признаку пола. Эти персонажи оказывают определенное влияние на полоролевое поведение детей и подростков.

Ребенок, подросток не является пассивным объектом в ходе личностного и гендерного становления. На формирование гендерной идентичности оказывает влияние собственный жизненный опыт, анализ поведения, деятельности и общения.


Сегодня мы предлагаем поговорить о том, что такое мужская и женская гендерная социализация (МГС и ЖГС). Из-за нее многие вынуждены жить не своей жизнью и по чужим правилам. Следование ЖГС и МГС может привести к большим сожалениям и упущенным возможностям, стать источником физических и психических травм, а ведь не все даже осознают, какое влияние гендерная социализация на них оказывает. Ниже мы рассмотрим особенности МГС и ЖГС, их недостатки и как можно уменьшить их влияние.

Что такое гендерная социализация?

Особенности мужской и женской гендерной социализации

Гендерные паттерны прививаются не только членами семьи, но и друзьями, воспитателями и учителями, партнерами, коллегами и пр. Даже если, например, родители максимально откажутся от подобных установок, на детей наверняка будут влиять или даже давить одноклассники, учителя и другие люди из их окружения.

Огромную роль в гендерной социализации играет искусство: в фильмах, книгах, журналах, музыке мужское и женское постоянно противопоставляются. В большинстве случаев соответствие гендерным стереотипам рисуется как единственно возможный ход вещей, а если он нарушается, то подается как нечто исключительное или высмеивается. Даже реклама за редким исключением транслирует традиционные гендерные установки.

Мужская и женская гендерная социалиазация: особенности, различия и проблемы

Хотя об этом непринято говорить и многие об этом просто не задумываются, но в обществе существует множество установок, которые формируют и подкрепляют гендерные стереотипы. Вот некоторые из них, определяющие различия мужской и женской гендерной социализации:

Оба пола учат сдерживать эмоции: девочкам нельзя проявлять злость, несогласие, высказывать свое мнение, мальчикам нельзя быть сентиментальными. Запрет на эмоции в детстве может привести к различным проблемам в старшем возрасте.

Женщина в обществе воспринимается, как украшение мужчины. Все поздравления с праздниками обязательно включают в себя пожелание оставаться красивой, радовать глаз и т.д.

Нельзя не упомянуть о гендерном разрыве в оплате труда – по данным Международной организации труда (МОТ), в среднем женщины зарабатывают примерно на 20% меньше, чем мужчины (при прочих равных характеристиках работников).

Эти примеры показывают, насколько сильно гендерные установки способны формировать нашу личность: начиная с внешнего вида, одежды, поведения, образования и заканчивая правом распоряжаться своими отношениями и телом. Следуя таким установкам, многие принимают навязанные желания за собственные, а правила, от которых на самом деле можно отказаться, – за непреложную необходимость.

По факту большая часть современного мира живет по модели, где мужчина является лидером во всех сферах жизни, имеет власть и моральный авторитет. Такая система отодвигает женщин на второй план, диктует им правила поведения и учит в первую очередь думать о других (тогда как мужчин МГС учит ставить себя на первое место). Впрочем, гендерная социализация также не щадит и мужчин, которые не стремятся доминировать: многие из них подвергаются моральному и даже физическому насилию.

Считается, что девочки раньше взрослеют, прилежнее, аккуратнее и пр. Но существует теория, что это также может быть следствием гендерной социализации – к девочкам просто изначально предъявляется больше требований, их раньше воспитывают аккуратнее относиться к вещам, быть послушной, помогать маме и пр.

Как минимизировать влияние ГС

Освободиться от мешающих гендерных установок полностью вряд ли возможно, поскольку они воспитывались в нас всю жизнь и окружают нас практически во всем. Однако полное переосмысление своего поведения уменьшит их негативное влияние. Что может помочь:

Как избавиться от ЖГС и МГС

  • Рефлексия. Обратите внимания на себя, свои ценности, интересы, желания, мотивы, мышление. Подумайте, какие установки были вам навязаны, а какие действительно ваши. Спросите себя, чего вы на самом деле хотите, что вам нравится, что вас интересует, мотивирует, вдохновляет. Старайтесь отслеживать свои мысли, слова и реакции: что из этого сформировано гендерными установками? Когда вы научитесь замечать их у себя (и у других), вам будет проще минимизировать их влияние.
  • Работа с психологом. Взрослому и сформировавшемуся человеку порой сложно самостоятельно проанализировать себя и начать работать над собой. Если у вас возникли трудности, можно воспользоваться помощью специалиста – психолога или психотерапевта.
  • Отказ от стереотипов. Отказаться от привычных паттернов очень сложно, ведь на протяжении всей жизни нам внушают определенные ценности. На этом этапе нужно четко понять, что у вас есть право на собственные желания и решения. Выстраивайте личные границы, отстаивайте свое мнение.

Социализация – процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения, процесс вхождения в социальную среду.

Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил, социальных установок в соответствие с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Гендерная социализация – направление в гендерной психологии, сформировавшееся на основе психологии развития. Основные усилия исследователей сфокусированы на анализе процесса формирования гендерной идентичности личности, т.е. на выяснении того, каким образом мальчики и девочки превращаются во взрослых людей, демонстрирующих типичное для своего пола поведение. Для объяснения процесса формирования гендерной идентичности личности и усвоения гендерной роли используются как хорошо известные психологические теории (психоаналитическая, теория социального научения, теория когнитивного развития), так и специализированные гендерно-ориентированные теории: теория социального конструирования гендера (Дж. Лорбер, С. Фаррел, К. Уэст, Д. Зиммерман) м теория гендерной схемы (С, Бем).

Анализ влияния разных институтов социализации (семьи, общества, сверстников, СМИ) на процесс формирования гендерной идентичности личности (S. Golombok, R. Fivush) свидетельствует о том, что мужчины и женщины вырастают в дифференцированных по половому признаку психолгических контекстах, что не способствует их полноценному личностному развитию (недостаточность самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин – в семейной).

В настоящее время проблемы, связанные с гендерной социализацией, являются актуальными. Помимо работ, которые всесторонне раскрывают проблемы гендерной социализации, существуют исследования, посвященные более узким проблемам. Так, изучена проблема усвоения и воспроизводства половых ролей, есть работы, посвященные гендерной социализации в системе образования, многие авторы обращаются к изучению вопроса СМИ как института гендерной социализации.

Социализация является двусторонним процессом. С одной стороны, происходит усвоение социального опыта (т.е. имеет место воздействие среды на индивида), с другой – социализация включает в себя активное воспроизводство социального опыта (т.е. человек воздействует на социальную среду). В рамках гендерной социализации начиная с момента рождения ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной, т.е. происходит усвоение социально принятых моделей поведения, которые в данном обществе рассматриваются как мужские и женские. Таким образом, общество оказывает воздействие на человека, предлагая ему для воспроизведения жесткие полотипичные модели поведения. Усвоив эти модели поведения, человек воспроизводит их на практике.

Гендерная социализация осуществляется с помощью механизмов социализации. К основным механизмам социализации относятся: подражание, внушение, убеждение, конформность и идетификация.

В процессе ранней гендерной социализации наиболее сильными механизмами являются подражание и идентификация с родителем своего пола. Девочки стремятся быть похожими на маму, мальчики, соответственно, на папу. Далее ребенок может выбрать для подражания как реального человека, так и киногероя или героя книги.

Конформность как механизм гендерной социализации скорее присуща взрослым, нежели детям. Взрослые люди часто (порой неосознанно) подстраиваются под общепринятые гендерные нормы. Так, мужчины носят короткую стрижку не потому, что она им идет или нравится, а потому, что так принято в обществе и считается, что женщина должна быть хорошей хозяйкой.




Как правило, в обществе имеет место одобрение гендерно-типичных форм поведения и порицание гендерно-нетипичных. Таким образом, стремление к поощрению подталкивает человека к реализации поведения, которое соответствует биологическому полу. Если ожидаемое и реализуемое поведение не соответствует внутренним потребностям индивида, то возникает гендерно-ролевой конфликт. Так, от женщины ждут реализации в роли матери. Если же женщина не стремится быть матерью, она чувствует общественное осуждение, у нее возникает ролевой конфликт.

И.С. Клецина

Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. 5

Социализация – процесс усвоения социальных норм, правил, особенностей поведения, процесс вхождения в социальную среду.

Гендерная социализация – процесс усвоения норм, правил, социальных установок в соответствие с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе.

Гендерная социализация – направление в гендерной психологии, сформировавшееся на основе психологии развития. Основные усилия исследователей сфокусированы на анализе процесса формирования гендерной идентичности личности, т.е. на выяснении того, каким образом мальчики и девочки превращаются во взрослых людей, демонстрирующих типичное для своего пола поведение. Для объяснения процесса формирования гендерной идентичности личности и усвоения гендерной роли используются как хорошо известные психологические теории (психоаналитическая, теория социального научения, теория когнитивного развития), так и специализированные гендерно-ориентированные теории: теория социального конструирования гендера (Дж. Лорбер, С. Фаррел, К. Уэст, Д. Зиммерман) м теория гендерной схемы (С, Бем).

Анализ влияния разных институтов социализации (семьи, общества, сверстников, СМИ) на процесс формирования гендерной идентичности личности (S. Golombok, R. Fivush) свидетельствует о том, что мужчины и женщины вырастают в дифференцированных по половому признаку психолгических контекстах, что не способствует их полноценному личностному развитию (недостаточность самореализации женщин в профессиональной сфере, а мужчин – в семейной).

В настоящее время проблемы, связанные с гендерной социализацией, являются актуальными. Помимо работ, которые всесторонне раскрывают проблемы гендерной социализации, существуют исследования, посвященные более узким проблемам. Так, изучена проблема усвоения и воспроизводства половых ролей, есть работы, посвященные гендерной социализации в системе образования, многие авторы обращаются к изучению вопроса СМИ как института гендерной социализации.

Социализация является двусторонним процессом. С одной стороны, происходит усвоение социального опыта (т.е. имеет место воздействие среды на индивида), с другой – социализация включает в себя активное воспроизводство социального опыта (т.е. человек воздействует на социальную среду). В рамках гендерной социализации начиная с момента рождения ребенок усваивает, что значит быть мальчиком и девочкой, мужчиной и женщиной, т.е. происходит усвоение социально принятых моделей поведения, которые в данном обществе рассматриваются как мужские и женские. Таким образом, общество оказывает воздействие на человека, предлагая ему для воспроизведения жесткие полотипичные модели поведения. Усвоив эти модели поведения, человек воспроизводит их на практике.

Гендерная социализация осуществляется с помощью механизмов социализации. К основным механизмам социализации относятся: подражание, внушение, убеждение, конформность и идетификация.

В процессе ранней гендерной социализации наиболее сильными механизмами являются подражание и идентификация с родителем своего пола. Девочки стремятся быть похожими на маму, мальчики, соответственно, на папу. Далее ребенок может выбрать для подражания как реального человека, так и киногероя или героя книги.

Конформность как механизм гендерной социализации скорее присуща взрослым, нежели детям. Взрослые люди часто (порой неосознанно) подстраиваются под общепринятые гендерные нормы. Так, мужчины носят короткую стрижку не потому, что она им идет или нравится, а потому, что так принято в обществе и считается, что женщина должна быть хорошей хозяйкой.

Как правило, в обществе имеет место одобрение гендерно-типичных форм поведения и порицание гендерно-нетипичных. Таким образом, стремление к поощрению подталкивает человека к реализации поведения, которое соответствует биологическому полу. Если ожидаемое и реализуемое поведение не соответствует внутренним потребностям индивида, то возникает гендерно-ролевой конфликт. Так, от женщины ждут реализации в роли матери. Если же женщина не стремится быть матерью, она чувствует общественное осуждение, у нее возникает ролевой конфликт.

Читайте также: