План урока ткани растений и животных

Обновлено: 06.07.2024


– Обобщить понятие о тканях.

– Повторить особенности их строения, функции и месторасположения тканей.

– Установить аналогии между тканями растений и животных.

– Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

– Продолжить формирование умения работать с микроскопом и микропрепаратами.

– Продолжить процесс формирования средствами учебного предмета умений работать с различными источниками информации, анализировать, преобразовывать её из одной формы в другую.

Планируемые результаты обучения.

Обучающиеся должны знать:

– основные виды тканей растительного и животного организма;

– особенности строения и функции растительных и животных тканей, понимать связь их строения и функций.

Обучающиеся должны уметь:

– узнавать типы тканей на рисунках и микропрепаратах;

– определять местонахождение тканей в растительных и животных организмах.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, микроскоп, готовые микропрепараты, модели листа и корня, опорные слова на доску, дидактический материал на каждую парту – информационный лист, волшебная шкатулка с натуральными объектами.

1. Н.И.Сонин. Биология. 6 кл. Живой организм. М.: Дрофа, 2010 г.

2. И.А Акперова. Уроки биологии в 6 классе. М.: Дрофа, 2005 г. (задания для информационного листа).

I. Актуализация знаний.

Урок начинается с вопроса: что такое гистология?

Гистология – наука о тканях.

Учитель: Вам знакома эта тема? Вы знаете строение тканей? А что вам еще известно о тканях? (Перечисляют ткани, функции тканей, где ткани могут располагаться в организме).

II. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Учитель: Глядя на то, что вас окружает на партах, демонстрационном столе, предположите цель и задачи урока. Посмотрим, кто был близок к мыслям учителя?

III. Систематизация знаний.

Открывается доска, на которой бессистемно расположены карточки с надписями: образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная, эпителиальная, нервная, соединительная, мышечная, кровь, хрящевая, костная, жировая, пробка, фотосинтезирующая и т.д.

Учитель: Выделим главное, обобщающее понятие (ткани), обратим внимание на те термины, которые сразу не были названы, затем распределим на два столбика (растительные и животные ткани) и к некоторым типам тканей подберем соответствующие разновидности.

В процессе работы можно вспомнить особенности строения этих тканей, их функции, попытаться установить аналогии между тканями растений и животных. Если это задание вызовет затруднение, то вернуться к нему в конце урока или обратиться за помощью к классу.

Пока у доски отдельные учащиеся готовят свои ответы, весь класс подбирает наиболее точные обобщающие понятия.

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

покровная, проводящая, основная, механическая, образовательная – …..(ткани растений);

эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная – …..(ткани животных);

кровь, жировая, хрящевая, костная – …..(соединительная);

основная, соединительная – ……..(хорошо развито межклеточное вещество) и т. д.

Последнее (основная, соединительная) всегда вызывает затруднение, поэтому возвращаемся в конце урока (это пример на новую тему: аналогии между тканями растений и животных).

IV. Смысловое чтение как осмысление цели чтения; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов; определение основной и второстепенной информации.

Читая специальный дидактический текст, ученики делают остановки там, где стоит значок /, при этом самостоятельно комментируют фрагмент, или отвечают на вопросы учителя. Идея таких текстов родилась у Н.Н. Сырцевой, учителя биологии из города Кирова. Один из героев её рассказов – умный черный кот Макс, который вечно попадает в какие-нибудь необычные ситуации. Экземпляр текста должен быть на парте.

Задание №1. Читая текст, назовите ткани, встретившиеся на пути кота Макса, и укажите признаки, по которым вы узнали каждую из них.

Глядя на банку, в которой рос перец, Макс вдруг почувствовал, что начинает уменьшаться. От удивления кот подпрыгнул и моментально очутился в воде. Он сразу же увидел перед собой корни перца. Клетки на самом кончике корня плотно прилегали друг к другу, и Максу никак не удавалось найти между ними щелочку, чтобы попасть в растение. / Вдруг кот заметил царапину на корне и бросился к ней, мигом оказавшись внутри. Сначала Макс с трудом пробирался между клетками, где почти не было межклеточного вещества. / Вот он поднимается все выше и выше и оказывается рядом с маленькими-премаленькими клетками. Увидев их содержимое через тонкую оболочку, ему стало жутко – он увидел огромные ядра и копошащиеся хромосомы. / Поднимаясь выше, Макс оказался в какой-то трубе, очень длинной и довольно мрачной. Труба была практически пустой, если не считать горьковато-солоноватого раствора, который поднимался вверх и очень помог Максу. / Вместе с этим раствором Макс оказался в листе и, перебравшись через межклеточное пространство, попал в другую трубочку. Оглядевшись, кот увидел, что под ногами и над головой находится что-то похожее на сита. / Жидкость в этой трубочке была сладковатая (Макс попробовал). Она двигалась вниз, чуть-чуть не захватила с собой Макса. / Но он успел сбежать в соседнюю клетку и быстро пожалел об этом. Оболочка этой мертвой клетки была такая плотная, что через нее ничего не было видно. / С огромным трудом удалось Максу сбежать к ярким, зеленым клеткам. Здесь сразу стало как-то светлее, дышать стало легче. / Погуляв среди зеленых клеток, он добрался до бесцветных клеток, прижавшихся друг к другу, и пошел вдоль. / Вдруг он увидел промежуток, через который и выбрался наружу, превратившись снова в обычного умного кота.

Комментарии: учить выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнение и анализ фактов и на основе анализа и сравнения устанавливать закономерности в развитии строения, делать выводы и обобщения по проблеме урока – вот главная педагогическая цель.

1. Рассмотрите готовый микропрепарат под микроскопом.

2. Определите тип ткани.

3. В чем вы видите особенности этой ткани? Что она образует в организме.

4. Сделайте общий вывод.

5. Сравните с готовым микропрепаратом на интерактивной доске, сделайте вывод.

Вопрос: нередко ткань определяют как группу клеток, имеющих общее происхождение и одинаковых по строению и функции. Решите, можно ли это определение считать универсальным (применимо ко всем тканям). Дайте обоснование вашего ответа.

VI. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений.

После длительного умственного напряжения и перед следующим сложным заданием предлагаю ребятам небольшую эмоциональную разрядку или подзарядку. На демонстрационном столе традиционная волшебная шкатулка с натуральными объектами.

Учащиеся объединяются в группы и устанавливают аналогии.

Учащимся предлагаются (информационный лист с заданием №3) цепочки биологической зависимости, в ходе рассуждений ребята должны придти к мысли о взаимосвязи строения и выполняемой функции тканей, придумав разные варианты окончания предложений. Обобщая ответы, учимся устанавливать аналогии.

Установите причинно-следственные связи, придумав разные варианты окончания предложений.

1) Как ______________ , так и _______________ .

2) Сравнивая _____________ и _________ , можно сказать ____________ .

3) _________ткань выполняет функцию __________, и поэтому ______.

4) _____________ткань состоит из клеток, потому что _________.

5) Клетки ткани , и поэтому________________________.

6) _____ткань выполняет функцию_________, потому что ее клетки___ .

7) Животные, в отличие от растений, (не) имеют____ткань, и поэтому ____.

8) Растения, в отличие от животных, (не) имеют ___ ткань, и поэтому _____.

9) По сравнению с ____________ .

10) Так же, как и _________________ .

VII. Рефлексия. Закончите предложение:

А я и не знал(а), что…

Наконец-то я понял(а), что…

Такой итог позволяет учащимся еще раз осмыслить информацию, а учителю увидеть наиболее удачные приемы, которые обязательно назовут ребята, и вопросы, требующие интеллектуального напряжения, на которые можно будет найти ответ сразу на уроке, или дома.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Контроль за уровнем усвоения знаний, умений и навыков осуществлялся непосредственно в ходе урока. Для этого использовались различные приемы: ответы у доски учащихся по традиционной пятибалльной системе, а так же за каждое правильное задание ученики зарабатывают один балл – карточку. В конце урока баллы суммируются, если набирается 4 или 5 карточек, то оценка выставляются в журнал, если меньше, то баллы переносятся на следующий урок. На протяжении всех уроков работает накопительная система оценок. Такая форма контроля позволяет удерживать внимание учеников в течение всего урока и создает ситуацию успеха.

В качестве задания на дом вопросы на информационном листе.

1. Найдите в средствах массовой информации сведения о пересадке тканей.

2. Сочините сказку или стих о тканях.

3. Выясните, какие изменения в тканях человека происходят с возрастом.

4. Опишите (словами или рисунками) путешествие кота Макса по тканям животного организма.

Проблемные вопросы и задачи (дополнительный материал)

1) Представьте, что кожица листа перестала быть прозрачной. К каким последствиям это могло бы привести? Почему?

2) Как должно измениться количество и расположение устьиц на листе у растения, переходящего от водного к наземному образу жизни? Объясните причины этих изменений.

3) Чем различаются покровные ткани стебля и листа? Чем можно объяснить эти различия?

4) Какие растения — водные или наземные — имеют более развитую механическую ткань? Дайте обоснованный ответ.

5) Какие клеточные органоиды можно обнару­жить только в клетках фотосинтезирующей тка­ни, а каких органоидов будет много в запасаю­щей ткани?

6) Известно, что среди папоротников встреча­ются деревья высотой до 25 м, а размеры самых крупных мхов не превышают 15—20 см. Предпо­ложите, какие ткани лучше развиты у папорот­ников по сравнению с мхами.

7) Назовите ткани растений, образованные мертвыми клетками. Чем можно объяснить та­кие особенности строения?

8) Есть ли в животном организме ткани, обра­зованные мертвыми клетками?

9) Из маленького кусочка растительной ткани ученым удается вырастить несколько тысяч взрослых растений. Как вы думаете, какую ткань растения берут для этих опытов? Почему не удаются подобные опыты на животных?

8) Почему ростом растений управлять значи­тельно проще, чем ростом животных?

9) Возможно ли существование животного, у которого отсутствует какой-нибудь из типов животных тканей?

Приведу в качестве примера домашнее задание Копытова Сергея, ученика 6 класса, а ныне студента СПбГУ 1 курса.

Сон-путешествие по тканям животных

Однажды со мною случился аврал,

Я в клетку животную как-то попал.

Иду, путешествую я не спеша,

А ткани животных встречают меня.

Поверхности тел да и органов тоже,

Собой выстилает, ребята, не кожа.

Здесь клетки друг к другу так плотно лежат,

Как будто в единую слиться хотят.

И первой встречает, как быстрая лань,

Меня эпителиальная ткань.

И дальше иду я, да вот не пойму:

То в жир провалюсь я, то в хрящ упаду,

То плотная кость окружает, как дверь,

То жидкая кровь раскачает, поверь,

Какое пространство меж клеток большое –

А ткань называется просто и ладно –

Соединительной, это понятно.

Потом очутился я в мышцах, и тоже

Здесь клетки на клетки совсем не похожи.

Там в клетках одних есть лишь по ядру;

В волокнах других — много ядер найду.

И первая — гладкая ткань получилась,

За нею скелетная ткань появилась,

Её поперечно-полосатой зовут.

И с мышечной тканью простился я тут.

Последняя — нервная ткань на пути,

И в нервную клетку пришлось мне зайти.

Здесь клетки из тел состоят и отростков,

Один из них длинный, без всяких приростков,

Причудливой формы. Зайдя далеко,

Из нервной системы я вышел легко.

И вновь, наконец, очутился средь вас,

И вижу знакомые стены и класс.

Мне сон этот чудный помощником стал:

О клетке живой я все разузнал.

Строение тканей теперь знаю я,

Надеюсь, что в этом помог вам, друзья.

Читайте также: