Какой вклад в биологию внес ж б ламарк изложите основные положения его эволюционной теории кратко

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ВКЛАД ЖАН БАТИСТА ЛАМАРКА В БИОЛОГИЮ

Жан Батист Ламарк (1744-1829) - французский естествоиспытатель, зоолог, ботаник, эволюционист, внес огромный вклад в развитие биологии.

· Преимуществом эволюционной теории Ж. Б. Ламарка является более глубокое изучение строения растений и животных, которое опиралось на конкретные научные данные. В труде "Философия зоологии" (1809, Основный труд , который он писал целых 9 лет.) он на множестве примеров доказал изменяемость органического мира. Ж. Б. Ламарк занимался также систематикой животных. Впервые по схожим признакам животные были разделены на "позвоночных" и "беспозвоночных", он сгруппировал их в шесть ступеней и четырнадцать классов:

1-я ступень — инфузории и полипы;

2-я ступень — лучевики и черви;

3-я ступень — насекомые и паукообразные;

4-я ступень — ракообразные и улитки (моллюски);

5-я ступень — рыбы и пресмыкающиеся;

6-я ступень — птицы и млекопитающие.

Из них только беспозвоночных разделил на 10 классов:

Жгутиковые; 6. Паукообразные;

Полипы; 7. Ракообразные;

Лучевики; 8. Иглокожие;

Черви; 9. Усоногие;

Членистоногие; 10. Улитки (моллюски).

· допускал происхождение человека от обезьян.

· Предложил 10 признаков, позволяющих отделить живые тела от неживых, поставив на второе место клеточное строение живых тел. Таким образом, Ламарк за 20 лет до разработки клеточной теории обратил внимание на всеобщность строения живых существ.

Главные положения теории Ламарка

Основные положения эволюционного учения Ж.Б. Ламарка

1. Бог сотворил материю и природу, все остальные неживые и живые объекты возникли из материи под воздействием природы.

Самозарождения – это процесс, который постоянно продолжается.

Все растения и животные не существовали вечно и неизменно. Они произошли от своих предшественников, а простейшие продолжают самозарождаться из неживой материи.

2. Живые тела происходят одни от других, переход от низших форм к высшим - градация (эволюция). Механизм градации изначально заложен в каждом живом организме - это стремление к совершенству, к прогрессивному развитию.

Все организмы стремятся к совершенствованию.

Главная особенность развития всего живого на планете – процесс движения от простого к сложному.

3. Разнообразие видов формируется в результате воздействия условий окружающей среды. Изменения, возникающие под влиянием среды, могут передаваться по наследству.

Эволюция живых организмов связана с изменяющейся окружающей средой.

4. Усиленное упражнение органов ведет к их увеличению, а неупражнение - к дегенерации.

Законы Ж.Б.Ламарка

1 закон: У всех организмов существует стремление к совершенству, изначально заложенное в них Богом.

2 закон: Упражнения органов приводит к их прогрессивному развитию, а неупражнения к их редукции.

3 закон: Результаты упражнения и неупражнения органов закрепляются в наследственности организмов и передаются из поколения в поколение.

Ламарк так и не нашел ответа на главный вопрос – в чем причина поразительной приспособленности и приспособляемости живых организмов. Предложенный Ламарком механизм эволюции встретил резкое неприятие большинства биологов его времени и надолго скомпрометировал саму идею эволюции.

2. Чем объясняется господство представлений о неизменности видов в эпоху К. Линнея?

Стр. 16. Вопросы для повторения и задания.

1. Какой вклад в биологию внес Ж. Б. Ламарк? Изложите основные положения его эволюционной теории.

Ламарк стал создателем первой теории эволюции, которая известна сейчас как "ламаркизм". Так же он ввёл в обиход термин "биология". Кроме того он написал огромное количество трудов по биологии(наиболее известные "Философия зоологии" и труды по беспозвоночным).

Основные положения теории Ламарка:

1. Идея изменяемости видов(и,соответственно выделяются законы изменяемости видов)

2. Процесс самозарождения жизни продолжается постоянно

3. У всех организмов существует стремление к совершенствованию

4. Закон упражнения и неупражнения органов(если орган нужен, то это ведёт к его дальнейшему развитию, нет к деградации)

5. Первые организмы произошли из неорганической природы

6. Связь эволюции живых организмов с изменениями условий окружающей среды

7. Наследование благоприятных признаков

2. Охарактеризуйте верные и ошибочные положения теории эволюции Ж. Б. Ламарка?

1. для живой природы характерна эволюция

2. факторы среды принимают непосредственное участие в формировании приспособлений

3. скорость эволюционных преобразований составляет сотни тысяч и миллионы лет

1. эволюционная единица – особь

2. стремление к совершенствованию

3. фенотипические изменения , возникшие в результате воздействия факторов среды

3. Могут ли наследоваться признаки, приобретенные в течении жизни организма?

Приобретенные в течение жизни организма признаки наследуются,е сли их причиной является мутация, которая затрагивает генетический материал гамет.

Без этого наследование приобретенных признаков (например, в результате упражнения и неупражнения органов), невозможно.

4. Как объяснял Ж. Кювье палеонтологические данные о смене форм животных на Земле? Изложите его теорию катастроф.

Для объяснения исчезновения видов, встречающихся в более древних геологических отложениях, французский зоолог Жорж Кювье выдвинул теорию катастроф. Согласно ей, в результате стихийных бедствий на значительной части земного шара погибали все растения и животные. Затем на их место переселялись организмы, уцелевшие на других территориях и никак не связанные с предыдущими. Ученики Кювье впоследствии дополнили его теорию предположением, что после глобальных катастроф совершались новые акты божественного творения.

Подумайте и выполните.

К. Линней эволюцию не признавал и пытался понять Божественный умысел, а Ж. Б. Ламарк строил лестницы существ, внутреннее стремление к прогрессу, градации, эволюционное учение создавал.

2. Можно ли экспериментально проверить и, следовательно, доказать или опровергнуть утверждения Ж. Б. Ламарка?

Ламарк считал, что первоначально всё живое на Земле было сотворено Богом и лишь впоследствии уже развивалось, эволюционировало, совершенствовалось само по себе. Ни у Ламарка, а тем более у Дарвина, никогда не было доказательств. Поэтому доказать нельзя экспериментально утверждения Ламарка.

3. Оцените значимость работ Ж. Кювье для дальнейшего развития наук.

Для того чтобы объяснить исчезновение видов, Кювье выдвинул теорию катастроф. Согласно этой теории, в результате стихийных бедствий на значительной части земного шара погибали все растения и животные, а затем на их место переселялись уцелевшие на других территориях и никак не связанные с предыдущими организмы. Ученики Кювье позже развили эту теорию. Они предположили, что после катастроф, в которых гибло всё живое планеты, совершались новые акты божественного творения. В течение нескольких десятилетий теория катастроф имела широкое научное признание, но прошло время, и большинство учёных предпочли ей эволюционную теорию Дарвина.

Вопрос 1. Какой вклад в биологию внес Ж. Б. Ламарк? Изложите основные положения его эволюционной теории.
Ж. Б. Ламарк (1744—1829) создал первую целостную эволюционную теорию. Он определил предпосылки эволюции (наследственность и изменчивость) и указал ее направление (усложнение организации). Перечислим основные положения теории Ж. Б. Ламарка.
• Первые организмы произошли из неорганической природы путем самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ.
• У всех организмов существует стремление к совершенствованию, изначально заложенное в них Богом. Этим объясняется механизм усложнения живых существ.
• Процесс самозарождения жизни продолжается постоянно, что объясняет одновременное наличие в природе и простых, и более сложных организмов.
• Закон упражнения и неупражнения органов: постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а неупотребление — к ослаблению и исчезновению.
• Закон наследования благоприобретенных признаков: изменения, возникшие под действием постоянных упражнений и неупражнений органов, наследуются. Так, считал Ламарк, сформировалась, например, длинная шея жирафа и слепота крота.

Вопрос 2. Охарактеризуйте верные и ошибочные положения теории эволюции Ж. Б. Ламарка.
К верным положениям следует отнести утверждение об усложнении организации в процессе развития организмов, а также закон упражнения и неупражнения органов. Положение о постоянном самозарождении жизни из неорганической природы неверно. Неверен и принцип наследования благоприобретенных признаков, который был экспериментально опровергнут опытами Августа Вейсмана (1834— 1914). Исследователь отрезал хвосты мышам в течение двадцати двух поколений, однако укорочения хвостов потомков так и не произошло.

Вопрос 3. Могут ли наследоваться признаки, приобретенные в течение жизни организма?
Признаки, приобретенные в течение жизни организма, наследуются, только если их причиной является мутация, затрагивающая генетический материал гамет. Во всех иных случаях наследование признаков, приобретенных в течение жизни (например, в результате упражнения и неупражнения органов), невозможно.

Вопрос 4. Как объяснял Ж. Кювье палеонтологические данные о смене форм животных на Земле? Изложите его теорию катастроф.
Для объяснения исчезновения видов, встречающихся в более древних геологических отложениях, французский зоолог Жорж Кювье выдвинул теорию катастроф. Согласно ей, в результате стихийных бедствий на значительной части земного шара погибали все растения и животные. Затем на их место переселялись организмы, уцелевшие на других территориях и никак не связанные с предыдущими. Ученики Кювье впоследствии дополнили его теорию предположением, что после глобальных катастроф совершались новые акты божественного творения.

Ж. Б. Ламарк (1744-1829) создал первую целостную эволюционную теорию. Он определил предпосылки эволюции (наследственность и изменчивость) и указал ее направление (ус­ложнение организации).

Перечислим основные положения теории Ж. Б. Ламарка.

Первые организмы произошли из неорга­нической природы путем самозарождения. Их дальнейшее развитие привело к усложнению живых существ.
У всех организмов существует стремление к совершенствованию, изначально заложенное в них Богом. Этим объясняется механизм ус­ложнения живых существ.
Процесс самозарождения жизни продол­жается постоянно, что объясняет одновремен­ное наличие в природе и простых, и более сложных организмов.
Закон упражнения и неупражнения орга­нов: постоянное употребление органа ведет к его усиленному развитию, а неупотребление — к ослаблению и исчезновению.
Закон наследования благоприобретенных признаков: изменения, возникшие под дейст­вием постоянных упражнений и неупражнений органов, наследуются. Так, считал Ла­марк, сформировалась, например, длинная шея жирафа и слепота крота.Вопрос 2. Охарактеризуйте верные и ошибоч­ные положения теории эволюции Ж. Б. Ламарка.

К верным положениям следует отнести ут­верждение об усложнении организации в про­цессе развития организмов, а также закон уп­ражнения и неупражнения органов. Положе­ние о постоянном самозарождении жизни из неорганической природы неверно. Неверен и принцип наследования благоприобретенных признаков, который был экспериментально оп­ровергнут опытами Августа Вейсмана (1834- 1914). Исследователь отрезал хвосты мышам в течение двадцати двух поколений, однако уко­рочения хвостов потомков так и не произошло.

Вопрос 3. Могут ли наследоваться признаки, приобретенные в течение жизни организма?

Признаки, приобретенные в течение жизни организма, наследуются, только если их при­чиной является мутация, затрагивающая гене­тический материал гамет. Во всех иных случа­ях наследование признаков, приобретенных в течение жизни (например, в результате упраж­нения и неупражнения органов), невозможно.

Вопрос 4. Как объяснял Ж. Кювье палеонтоло­гические данные о смене форм животных на Земле? Изложите его теорию катастроф.

Для объяснения исчезновения видов, встре­чающихся в более древних геологических отло­жениях, французский зоолог Жорж Кювье вы­двинул теорию катастроф. Согласно ей, в резуль­тате стихийных бедствий на значительной части земного шара погибали все растения и живот­ные. Затем на их место переселялись организмы, уцелевшие на других территориях и никак не связанные с предыдущими. Ученики Кювье впоследствии дополнили его теорию предполо­жением, что после глобальных катастроф совер­шались новые акты божественного творения.

Мы произносим термин "Биология" довольно часто и даже не задумываемся над тем, что у него есть свой автор. Да-да, не удивляйтесь. Автор столь знакомого нам термина - великий французский биолог Жан Батист Ламарк.

Жан Батист Ламарк (1744-1829) - французский естествоиспытатель, зоолог, ботаник, эволюционист, внес огромный вклад в развитие биологии.

Основные положения эволюционного учения Ж.Б. Ламарка

  • Бог сотворил материю и природу, все остальные неживые и живые объекты возникли из материи под воздействием природы.
  • Живые тела происходят одни от других, переход от низших форм к высшим - градация (эволюция). Механизм градации изначально заложен в каждом живом организме - это стремление к совершенству, к прогрессивному развитию.
  • Разнообразие видов формируется в результате воздействия условий окружающей среды. Изменения, возникающие под влиянием среды, могут передаваться по наследству.
  • Усиленное упражнение органов ведет к их увеличению, а неупражнение - к дегенерации.

Законы Ж.Б.Ламарка

1 закон: У всех организмов существует стремление к совершенству, изначально заложенное в них Богом.

2 закон: Упражнения органов приводит к их прогрессивному развитию, а неупражнения к их редукции.

3 закон: Результаты упражнения и неупражнения органов закрепляются в наследственности организмов и передаются из поколения в поколение.

Ламарк так и не нашел ответа на главный вопрос – в чем причина поразительной приспособленности и приспособляемости живых организмов. Предложенный Ламарком механизм эволюции встретил резкое неприятие большинства биологов его времени и надолго скомпрометировал саму идею эволюции.

В КИМах ЕГЭ довольно часто встречаются вопросы по эволюционным взглядам Ж.Б. Ламарка. Приведу пример задания 26 (Эволюция и экологические закономерности). Ответ на поставленный вопрос представлен в виде скана работы моего ученика

Назовите основные положения теории Жана Батиста Ламарка и объясните, в чём заключаются прогрессивность и недостатки этой теории.

PS! Если вы не можете со мной связаться из-за большого количества звонков от моих читателей, пишите мне в личку ВКонтакте, или на Facebook. Я обязательно отвечу вам.

Читайте также: