Какие открытия в естествознании способствовали формированию философии эпохи возрождения кратко

Обновлено: 07.07.2024

На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени.

Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т. е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой. Подобную натурфилософию развивали Бернардино Телезио [1509—1588), основавший в Неаполе академию для опытного изучения природы, и ближайший советник Папы Пия II, кардинал, ученый, философ Николай Кузанский (1401—1464).

Глубокие идеи были высказаны им в теории познания. Он обосновал понятие научного метода, проблему творчества – безграничность возможностей человека, особенно в сфере познания. Вместе с тем и в познании проявляется его пантеизм: Бог заранее есть все, что только может быть. Начало просвечивает во всем, а человек способен мыслить бесконечно, преодолевая любые противоположности.[41]

Философские воззрения Николая Кузанского оказали воздействие на последующую натурфилософскую мысль эпохи Возрождения.

Вместе с тем Дж. Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевленность материи. Но его Бог – это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в этих рассуждениях Дж. Бруно налицо. Нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы; Бог растворен в природе. Материальной природе он посвящает целые гимны: материя живое и активное начало.

Натурфилософские взгляды Бруно соединяются с элементами стихийной диалектики, которую во многом он черпает из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, он утверждал, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты в моря. Интересны его рассуждения о человеке как микрокосме и его связи с макрокосмом (природой). Человек – часть природы, его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его над миром.[43]

В 1592 г. Бруно был обвинен в ереси и заключен в тюрьму. В 1600 г. его сожгли на костре.

Все эти открытия положили начало его ожесточенной полемике со схоластами и церковниками, отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую картину мира. Римская церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов Коперника, а Галилей продолжает работать над совершенствованием доказательств истинности теории.

Галилей призывал отбросить все фантастические построения и изучать природу опытным путем, искать естественные, собственно природные причины объяснения явлений. С его точки зрения, зсе явления можно свести к их точному количественному соотношению. А поэтому, полагал он, математика и механика лежат в основе всех наук.

Он был страстным пропагандистом опыта как пути, который только и может привести к истине. Он считал, что к истине могут привести два метода: резолютивный и композитивный. Резолютивный, или аналитический, метод означает разложение исследуемого явления на более простые элементы, его составляющие. Композитивный – это синтетический метод, состоящий в осмыслении явления как целостности. Оба эти метода всегда применяются совместно и образуют научную методологию, которая включает также эксперимент.

Галилей в научную методологию вводит количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способы исследования природы.

Бог выступает у Галилея как перводвигатель, который сообщил движение планетам. Дальше природа стала обладать своими собственными объективными закономерностями, которые должны изучать науки. Таким образом, Галилей одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу, который затем встречался у мыслителей XVII и XVIII вв.[44]

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

12. Гуманистический антропоцентризм философии эпохи Возрождения

12. Гуманистический антропоцентризм философии эпохи Возрождения Начиная с XV века происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменуя начала новой эпохи, которая вошла в Историю под именем Возрождения.

Тема 5. Философия эпохи Возрождения

Тема 5. Философия эпохи Возрождения Н. КУЗАНСКИЙКнига первая. Об ученом незнанииГлава II . Пояснение предыдущим последующего Прежде чем излагать самую важную из доктрин – учение о незнании, считаю необходимым приступить к выяснению природы максимальности.Я называю

V АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

V АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Философия антропоцентрического гуманизма. 2. Неоплатонизм эпохи Возрождения,3. Пантеистическая натурфилософия Ренессанса.4. Социально-политическая философия гуманизма.КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:Антропоцентризм — философское

2. НЕОПЛАТОНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

2. НЕОПЛАТОНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В решении онтологических проблем философия Возрождения ориентировалась в основном на сочинения Платона. Перед авторитетом схоластического Аристотеля Платон становился символом прогрессивного развития философской мысли.Оживлению

V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Антропоцентризм эпохи Возрождения

Антропоцентризм эпохи Возрождения В период позднего Средневековья возникает период Возрождения (приблизительно XIV–XVI века). В эпоху Возрождения формально остается в силе центральное положение Бога, но действительным объектом философского интереса становится человек

51. Антропоцентризм эпохи Возрождения

51. Антропоцентризм эпохи Возрождения В период позднего Средневековья возникает период Возрождения (приблизительно XIV–XVI века). В эпоху Возрождения формально остается в силе центральное положение Бога, но действительным объектом философского интереса становится

5. Характеристика философии эпохи возрождения Социально-исторические и научные предпосылки ее становления Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения

5. Характеристика философии эпохи возрождения Социально-исторические и научные предпосылки ее становления Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения Эпоха Возрождения сменила средневековье и продолжалась с середины XV века до начала XVI века. Философия этой

3.1. Философия эпохи Возрождения

3.1. Философия эпохи Возрождения Два центра: Бог и человекСредние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В

Глава 1.3 Философия эпохи возрождения

Глава 1.3 Философия эпохи возрождения Антропоцентризм — принцип возрожденческой философииСредневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода

16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха — эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви.Антропоцентризм

Глава 3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Глава 3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т. е. развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало

ДЖОРДАНО БРУНО ТИТАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ДЖОРДАНО БРУНО ТИТАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ НА РУБЕЖЕ ЭПОХOmnia transit – все проходит. Только что невидимые Гении времени объявили конец еще одного века, еще одного тысячелетия бурной истории человечества. Странное, смешанное ощущение надежды и страха рождается вместе с

Д. С. Гусман Магия и алхимия эпохи Возрождения

Д. С. Гусман Магия и алхимия эпохи Возрождения Возрождение, возникшее в XV на Апеннинском полуострове, было подобно пробуждению после длительного периода Средневековья. Выдающиеся люди стряхнули оцепенение этой эпохи сна и затишья и обратили свои взоры на другие моменты

Человек всегда пытался понять, какое место он занимает во Вселенной, что представляет собой этот мир, как он устроен, существовал ли он всегда, а если нет, то возник ли он сам по себе или был кем-то создан. Все свои мысли, представления, идеи, целые теории на эту тему обобщал человек, особенно в различных картинах мира в ходе истории развития цивилизации.

Образ мира можно представить как одну из форм идеологического отражения объективной реальности в общественном сознании, которая является образом реальности, усвоенным на практике. Образ мира всегда был тесно связан с мировоззрением и выступает как один из способов его формирования. Видение мира как образа не было случайным, оно отражало (и продолжает отражать) определенный этап в самопонимании человека и характер его отношения к миру. Таким образом, картина мира является своеобразным результатом поиска мировоззрения.

С появлением научного мировоззрения представление о месте человека во Вселенной коренным образом изменилось. В Средние века земля считалась центром небес, и все имело цель служить человеку. В новом мировоззрении Земля была незначительной планетой, по сути, ничем не примечательной звездой; астрономические расстояния были настолько велики, что Земля по сравнению с ними была просто булавочной головкой. Казалось немыслимым, что эта огромная машина была создана ради каких-то человеческих обитателей этой булавочной головки. Более того, цель, которая была изнанкой научных концепций со времен Аристотеля, перестала существовать. Возможно, некоторые все еще верили, что небеса существуют для того, чтобы возвещать славу Богу, но никто не мог допустить, чтобы эта вера помешала развитию философской мысли. Возможно, у мира и была цель, но она уже не могла быть учтена в научном объяснении мира.

В данной статье будет предпринята попытка проследить и понять возникновение нового научного (естественного) мировоззрения как исторический процесс, предполагающий неизбежный разрыв типов мышления и, в то же время, их историческую преемственность; будет дан краткий анализ содержания философии эпохи Возрождения. Другая цель — показать, как в работах некоторых мыслителей этой эпохи (Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея), преодолев мистические наслоения, донаучные, астрологические и магические представления, может возникнуть научное объяснение мира.

Философия возрождения - Особенности философии эпохи Возрождения

Особенности философии эпохи Возрождения

Философия Возрождения тесно связана с развитием современного естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами изобретения новых инструментов (сложный микроскоп, телескоп, термометр, барометр), благодаря которым научные наблюдения стали гораздо более точными и обширными, чем когда-либо прежде; в естественных науках (рост сведений о живой природе), в медицине (появление научной анатомии, открытие кровообращения и т.д.), в математике и механике.

Философская мысль эпохи Возрождения, растянувшаяся на два с половиной столетия (от раннего гуманизма XIV в. до натурфилософии конца XVI — начала XVII в.), опирается на другие основания, возникает, растет и развивается независимо от схоластической традиции, которая в XV-XVI вв. вошла в состояние глубокого упадка и окостенения. Конечно, это не означает полного разрыва с разнообразным наследием средневековой мысли.

Высшим результатом философского развития эпохи Возрождения стала натурфилософия, которую мыслители понимали не только как объект своего изучения, естественную философию, но и как естественный подход к пониманию законов мироустройства, в отличие от схоластического и теологического знания. Натурфилософия уступает место философии нового времени, которая возникает вне философии Возрождения и связана с появлением нового математического и экспериментального естествознания, особенно классической механики, и с созданием нового механистического (механического) мировоззрения.

Гелиоцентрическая система Николая Коперника

Созданию первого научного мировоззрения предшествовала борьба между двумя концепциями: геоцентрической и гелиоцентрической. Эта борьба закончилась победой гелиоцентризма, согласно которому Земля, вращающаяся вокруг собственной оси, принадлежит к планетам и вращается вместе с ними вокруг Солнца.

Революция Коперника не сводилась к простой перестановке предполагаемого центра мира, к замене центрального положения Земли центральным положением Солнца. Конечно, гелиоцентризм дал иную картину движения небесных тел, он позволил значительно упростить схему небесных движений, привести ее в большее согласие с расчетами, дать, наконец, такое описание движений, которое лучше всего согласовывалось с данными астрономических наблюдений. Но главным было создание объективно истинной картины движения планет, что стало камнем преткновения для принятия коперниканства со стороны теологии. Последний был готов согласиться с теорией Коперника как с математической фикцией, облегчающей вычисления, но никак не претендующей на истинность нового мировоззрения.

Натурфилософия и космологические идеи Джордано Бруно

Основным источником натурфилософского учения Джордано Бруно была гелиоцентрическая астрономия Николая Коперника. Прежде всего, он отстаивал ее — как истинную реальность — в своих многочисленных спорах и аргументах со сторонниками традиционного мировоззрения. Космологическая доктрина является одним из основных компонентов натурфилософии Бруно.

Материалистический характер учения Бруно становится особенно очевидным, когда мы спускаемся с онтологического уровня на уровень собственно натурфилософии, которая непосредственно связана с интерпретацией природы. Такова, например, его позиция, согласно которой материальная субстанция остается в принципе неизменной, независимо от того, сколько изменений и переходов происходит при определенных природных изменениях и преобразованиях. Натурфилософский материализм содержится в традиционных взглядах, восходящих к античности, на основные элементы или стихии, составляющие, так сказать, тело природы. Этот качественный взгляд на античную физику был принят схоластической интерпретацией природы, а также натурфилософией эпохи Возрождения. Она стала существенным элементом космологического мировоззрения Джордано Бруно.

Бруно сделал радикальные выводы из гелиоцентризма и включил его в свою общую философскую систему натуралистического пантеизма. Открытие Коперника послужило для него отправной точкой для развития космологии бесконечной Вселенной.

Научные открытия Галилео Галилея

Итальянский ученый Галилео Галилей (1564-1642) по праву считается основателем метода изучения природы. Его научная деятельность была связана с глубоким осознанием философских основ нового естествознания: Идеи, высказанные Галилеем в этом отношении, делают его первым представителем механистического материализма. Астроном, механик и философ Галилей в своих трудах подробно и стройно изложил экспериментально-математический метод и четко сформулировал суть соответствующего понимания мира.

Таким образом, деятельность Галилея оказалась под угрозой, но ученый продолжал работать над улучшением доказательств истинности теории Коперника. В этом отношении работа Галилея в области механики сыграла огромную роль, даже более важную, чем наблюдение неба через телескоп.

Галилей, проведя ряд экспериментов, создал важную ветвь механики — динамику, то есть изучение движения тел. Изучая различные вопросы механики (равномерное движение тел, свободное движение тел, движение тел по наклонной плоскости, движение тела, брошенного под углом к горизонту и др. ), Галилей открыл ряд фундаментальных законов механики: равномерность скорости падения тел разного веса в безвоздушной среде, неуничтожимость прямолинейного равномерного движения, сообщаемого телу, пока внешнее воздействие не остановит его (то, что позже было названо законом инерции), и другие.

Философское значение законов механики, сформулированных Галилеем, заключалось в том, что эти законы, допускающие математическую формулировку, применимы ко всей природе и ставят понятие природы на строго научную основу.

Эти же законы были применены Галилеем для доказательства физической реальности теории Коперника, которая была непонятна большинству людей, не знакомых с законами механики.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Эпоха Возрождения отличалась существенным прогрессом науки и радикальным изменением миропонимания, которое явилось следствием появления ге­лиоцентрического учения великого польского астронома Николая Коперника (1473-1543).

Инквизиция имела серьезные причины бояться распрос­транения образа мыслей и учения Бруно. В 1592 г. он был арестован и в течение восьми лет находился в тюрьме, подвер­гаясь допросам со стороны инквизиции. 17 февраля 1600 г., как нераскаявшийся еретик, он был сожжен на костре на Площади Цветов в Риме. Однако эта бесчеловечная акция не могла остановить прогресса познания человеком мира.

4. Естествознание Нового времени.

Три столетия — XVII, XVIII, XIX вв. — охватывает эпоха, получившая название Нового времени. В этом трехсотлет­нем периоде особую роль сыграл XVII век, ознаменовавшийся рождением современной науки, у истоков которой стояли такие выдающиеся ученые, как Галилей и Ньютон.

В учении Галилео Галилея (1564-1642) были заложены основы нового механического естествознания.

До Галилея общепринятым в науке считалось понима­ние движения, выработанное Аристотелем и сводившееся к следующему принципу: тело движется только при на­личии внешнего на него воздействия, и, если это воздей­ствие прекращается, тело останавливается. Галилей по­казал, что этот принцип Аристотеля (хотя и согласуется с нашим повседневным опытом) является ошибочным. Вме­сто него Галилей сформулировал совершенно иной прин­цип, получивший впоследствии наименование принципа инерции: тело либо находится в состоянии покоя, либо движется, не изменяя направления и скорости своего дви­жения, если на него не производится какого-либо внеш­него воздействия.

Большое значение для становления механики как науки имело исследование Галилеем свободного падения тел. Он установил, что скорость свободного падения тел не зависит от их массы (как думал Аристотель), а пройденный падающим телом путь пропорционален квадрату времени падения. Га­лилей открыл, что траектория брошенного тела, движущего­ся под воздействием начального толчка и земного притяже­ния, является параболой. Галилею принадлежит эксперимен­тальное обнаружение весомости воздуха, открытие законов колебания маятника, немалый вклад в разработку учения о сопротивлении материалов.

Галилей выработал условия дальнейшего прогресса есте­ствознания, начавшегося в эпоху Нового времени. Он пони­мал, что слепая вера в авторитет Аристотеля сильно тормо­зит развитие науки. Истинное знание, считал Галилей, дос­тижимо исключительно на пути изучения природы при по­мощи наблюдения, опыта (эксперимента) и вооруженного математическим знанием разума.

Величайший след в истории естествознания оставил Исаак Ньютон (1643-1727). Его научное наследие чрезвычайно разнообразно. В него входит и создание (па­раллельно с Лейбницем, но независимо от него) дифференциального и интегрального исчисления, и важные астроно­мические наблюдения (которые Ньютон проводил с помо­щью собственноручно построенных зеркальных телескопов), и большой вклад в развитие оптики (он, в частности, поста­вил опыты в области дисперсии света и дал объяснение это­му явлению). Но самым главным научным достижением Ньютона было продолжение и завершение дела Галилея по созданию классической механики. Благодаря их трудам XVII в. считается началом длительной эпохи торжества механики, господства механистических представлений о мире.

Ньютон сформулировал три основных закона движения, которые легли в основу механики как науки. Данная систе­ма законов движения была дополнена открытым Ньютоном законом всемирного тяготения.

Пожалуй, ни одно из всех ранее сделанных научных от­крытий не оказало такого громадного влияния на дальней­шее развитие естествознания, как открытие закона всемир­ного тяготения. Огромное впечатление на ученых произво­дил масштаб обобщения, впервые достигнутый естествозна­нием. Это был поистине универсальный закон природы, ко­торому подчинялось все — малое и большое, земное и небес­ное. Этот закон явился основой создания небесной механи­ки — науки, изучающей движение тел Солнечной системы.

Идеи Ньютона, опиравшиеся на математическую физику и эксперимент, определили направление развития естествоз­нания на многие десятилетия вперед.

5. Период установления всеобщей взаимосвязи и утверждения эволюционных идей.

В истории изучения человеком природы сложились два прямо противоположных, несовместимых метода этого изу­чения, которые приобрели статус общефилософских, т. е. носящих всеобщий характер. Это —диалектический и ме­тафизический методы. Приметафизическомподходеобъекты и явления окружающего мира рассматриваются изолированно друг от друга, без учета их взаимных связей и как бы в застывшем, фиксированном, неизменном состоя­нии.Диалектический подход, наоборот, предполагает изу­чение объектов, явлений со всем богатством их взаимосвя­зей, с учетом реальных процессов их изменения, развития.

На определенном этапе научного познания природы ме­тафизический метод, которым руководствовались ученые-естествоиспытатели, был вполне пригоден и даже неизбе­жен, ибо упрощал, облегчал сам процесс познания. В рам­ках метафизического подхода к миру учеными изучались многие объекты, явления природы, проводилась их класси­фикация.

Наглядным примером этого может служить весьма пло­дотворная деятельность известного шведского ученого, ме­тафизически мыслящего натуралиста Карла Линнея (1707-1778). Будучи талантливым, неутомимым исследователем, Линней все силы своего огромного ума, обогащенного на­блюдениями в многочисленных путешествиях, употребил на создание классификации растительного и животного мира.

Гипотеза Канта утверждала, что Солнце, планеты и их спутники возникли из некоторой первоначальной, бесфор­менной туманной массы, некогда равномерно заполнявшей мировое пространство. Кант пытался объяснить процесс воз­никновения Солнечной системы действием сил притяжения, которые присущи частицам материи, составлявшим эту огромную туманность. Идеи Канта о возникновении и разви­тии небесных тел были несомненным завоеванием науки середины XVIII в.

Наряду с фундаментальными работами, раскрывающи­ми процесс эволюции, развития природы, появились новые естественнонаучные открытия, подтверждавшие наличие всеобщих связей в природе.

К числу этих открытий относится клеточная теория, со­зданная в 30-х годах XIX века. Ее авторами были ботаники Маттиас Якоб Шлейден (1804-1881), установивший, что все растения состоят из клеток, и профессор, биолог Теодор Шванн (1810-1882), распространивший это учение на животный мир.

Поистине эпохальным событием в химичес­кой науке, внесшим большой вклад в процесс диалектизации естествознания, стало открытие периодического закона химических элементов выдающимся ученым-химиком Дмитрием Ивановичем Менделеевым (1834-1907). Он обнаружил, что существует закономерная связь между хими­ческими элементами, которая заключается в том, что свой­ства элементов изменяются в периодической зависимости от их атомных весов. Обнаружив эту закономерную связь, Менделеев расположил элементы в естественную систему, в зависимости от их родства.

Из вышесказанного следует, что основополагающие прин­ципы диалектики — принцип развития и принцип всеобщей взаимосвязи — получили во второй половине XVIII и особен­но в XIX в. мощное естественнонаучное обоснование.

Контрольные вопросы.

1. Назовите великих ученых античности, внесших свой вклад в развитие естествознания.

2. Каковы основные положения атомистического учения Демокрита?

3. В чем суть геоцентрической космологии Аристотеля?

4. Что явилось причиной упадка науки в Средневековой Европе (вплоть до XII-XIII веков)?

5. В чем суть гелиоцентрического учения Коперника?

6. Какие важные открытия сделал Г.Галилей?

7. Охарактеризуйте роль И.Ньютона в развитии естествознания.

8. Дайте определения диалектического и метафизического подходов к изучению мира.

9. Какие открытия, сделанные на рубеже XIX-XX в.в., подтверждают единство и взаимосвязь объектов материального мира?

На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени.

Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т. е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой. Подобную натурфилософию развивали Бернардино Телезио [1509—1588), основавший в Неаполе академию для опытного изучения природы, и ближайший советник Папы Пия II, кардинал, ученый, философ Николай Кузанский (1401—1464).

Глубокие идеи были высказаны им в теории познания. Он обосновал понятие научного метода, проблему творчества – безграничность возможностей человека, особенно в сфере познания. Вместе с тем и в познании проявляется его пантеизм: Бог заранее есть все, что только может быть. Начало просвечивает во всем, а человек способен мыслить бесконечно, преодолевая любые противоположности.[41]

Философские воззрения Николая Кузанского оказали воздействие на последующую натурфилософскую мысль эпохи Возрождения.

Вместе с тем Дж. Бруно много писал о Боге. Он признавал всеобщую одушевленность материи. Но его Бог – это Вселенная, которая одновременно и творящая и творимое, и причина и следствие. Пантеизм в этих рассуждениях Дж. Бруно налицо. Нет Бога, стоящего над миром и диктующего ему свои законы; Бог растворен в природе. Материальной природе он посвящает целые гимны: материя живое и активное начало.

Натурфилософские взгляды Бруно соединяются с элементами стихийной диалектики, которую во многом он черпает из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, он утверждал, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты в моря. Интересны его рассуждения о человеке как микрокосме и его связи с макрокосмом (природой). Человек – часть природы, его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его над миром.[43]

В 1592 г. Бруно был обвинен в ереси и заключен в тюрьму. В 1600 г. его сожгли на костре.

Все эти открытия положили начало его ожесточенной полемике со схоластами и церковниками, отстаивавшими аристотелевско-птолемеевскую картину мира. Римская церковь принимает решение запретить пропаганду взглядов Коперника, а Галилей продолжает работать над совершенствованием доказательств истинности теории.

Галилей призывал отбросить все фантастические построения и изучать природу опытным путем, искать естественные, собственно природные причины объяснения явлений. С его точки зрения, зсе явления можно свести к их точному количественному соотношению. А поэтому, полагал он, математика и механика лежат в основе всех наук.

Он был страстным пропагандистом опыта как пути, который только и может привести к истине. Он считал, что к истине могут привести два метода: резолютивный и композитивный. Резолютивный, или аналитический, метод означает разложение исследуемого явления на более простые элементы, его составляющие. Композитивный – это синтетический метод, состоящий в осмыслении явления как целостности. Оба эти метода всегда применяются совместно и образуют научную методологию, которая включает также эксперимент.

Галилей в научную методологию вводит количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способы исследования природы.

Бог выступает у Галилея как перводвигатель, который сообщил движение планетам. Дальше природа стала обладать своими собственными объективными закономерностями, которые должны изучать науки. Таким образом, Галилей одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу, который затем встречался у мыслителей XVII и XVIII вв.[44]

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

12. Гуманистический антропоцентризм философии эпохи Возрождения

12. Гуманистический антропоцентризм философии эпохи Возрождения Начиная с XV века происходит целый ряд изменений в социально-экономической и духовной жизни Западной Европы, знаменуя начала новой эпохи, которая вошла в Историю под именем Возрождения.

Тема 5. Философия эпохи Возрождения

Тема 5. Философия эпохи Возрождения Н. КУЗАНСКИЙКнига первая. Об ученом незнанииГлава II . Пояснение предыдущим последующего Прежде чем излагать самую важную из доктрин – учение о незнании, считаю необходимым приступить к выяснению природы максимальности.Я называю

V АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

V АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ФИЛОСОФИИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 1. Философия антропоцентрического гуманизма. 2. Неоплатонизм эпохи Возрождения,3. Пантеистическая натурфилософия Ренессанса.4. Социально-политическая философия гуманизма.КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ:Антропоцентризм — философское

2. НЕОПЛАТОНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

2. НЕОПЛАТОНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В решении онтологических проблем философия Возрождения ориентировалась в основном на сочинения Платона. Перед авторитетом схоластического Аристотеля Платон становился символом прогрессивного развития философской мысли.Оживлению

V. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Антропоцентризм эпохи Возрождения

Антропоцентризм эпохи Возрождения В период позднего Средневековья возникает период Возрождения (приблизительно XIV–XVI века). В эпоху Возрождения формально остается в силе центральное положение Бога, но действительным объектом философского интереса становится человек

51. Антропоцентризм эпохи Возрождения

51. Антропоцентризм эпохи Возрождения В период позднего Средневековья возникает период Возрождения (приблизительно XIV–XVI века). В эпоху Возрождения формально остается в силе центральное положение Бога, но действительным объектом философского интереса становится

5. Характеристика философии эпохи возрождения Социально-исторические и научные предпосылки ее становления Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения

5. Характеристика философии эпохи возрождения Социально-исторические и научные предпосылки ее становления Антропоцентризм и гуманизм в философии возрождения Эпоха Возрождения сменила средневековье и продолжалась с середины XV века до начала XVI века. Философия этой

3.1. Философия эпохи Возрождения

3.1. Философия эпохи Возрождения Два центра: Бог и человекСредние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В средневековье господствовал теоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В

Глава 1.3 Философия эпохи возрождения

Глава 1.3 Философия эпохи возрождения Антропоцентризм — принцип возрожденческой философииСредневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всем видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода

16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

16. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха — эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви.Антропоцентризм

Глава 3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Глава 3 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Эпоха Возрождения знаменуется развитием промышленности, торговли, мореплавания, военного дела, т. е. развитием материального производства, а следовательно, развитием техники, естествознания, механики, математики. Это требовало

ДЖОРДАНО БРУНО ТИТАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ДЖОРДАНО БРУНО ТИТАН ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ НА РУБЕЖЕ ЭПОХOmnia transit – все проходит. Только что невидимые Гении времени объявили конец еще одного века, еще одного тысячелетия бурной истории человечества. Странное, смешанное ощущение надежды и страха рождается вместе с

Д. С. Гусман Магия и алхимия эпохи Возрождения

Д. С. Гусман Магия и алхимия эпохи Возрождения Возрождение, возникшее в XV на Апеннинском полуострове, было подобно пробуждению после длительного периода Средневековья. Выдающиеся люди стряхнули оцепенение этой эпохи сна и затишья и обратили свои взоры на другие моменты

Читайте также: