Какой вид духовной деятельности осуществляют дети в школе

Обновлено: 02.07.2024

Мы исходим из того, что окружающая нас действительность представляет собой взаимовоздействие двух миров: мира природы (естественного) и мира социума (социального). Взаимовоздействия (воздействия) в природном и социальном мире различны. Естественные взаимовоздействия не имеют осознанной цели, а воздействия социума (человека на естественные предметы и его взаимодействия с другими людьми) являются сознательными – это социальные воздействия. В социуме при взаимодействии между людьми возникают отношения[1]. Отношения способствуют осуществлению взаимодействий, которые, в свою очередь, реализуют возникающие отношения. С момента возникновения общества (социума) социальные воздействия на естественный мир и мир социума не прекращаются, что позволяет определить их как процесс социализации. Особенность процесса социализации такова, что всё, испытавшее на себе воздействие социума, социализируется, т. е. сохраняет в себе следы социального. Впоследствии из этих социальных и сознательных действий и воздействий развилось социальное явление – деятельность. Именно деятельность и позволяет устанавливать различия между видами социальных явлений.

Общество состоит из взрослых и детей, они взаимодействуют друг с другом. Это – очевидно. При взаимодействии дети овладевают духовно-практическим опытом взрослых (знаниями, умениями ими пользоваться и необходимыми личностными социальными качествами) и уже в ранге взрослых используют опыт своих предшественников. Дети, оказавшиеся вне пределов взаимодействия, не овладевают умениями и навыками взрослых. Это позволяет утверждать, что только взаимодействия взрослых и детей обеспечивают детям владение опытом взрослых. Это тоже очевидно, но обнаруженный факт не позволяет говорить о том, что здесь имеет место передача опыта. Чтобы установить это явление и решить эту проблему, необходимо более внимательно рассмотреть отношения взрослых и детей.

При внимательном, детальном анализе взаимодействий взрослых и детей можно обнаружить, что одна часть взрослых не привлекает к своей деятельности детей и старается не иметь с ними прямых контактов. Другая часть – привлекает к своей деятельности детей, но не помогает им овладевать опытом. Третья – привлекает и помогает; четвертая – помогает. Естественно, дети, которым помогали овладеть духовно-практическим опытом, овладевали им значительно быстрее и полнее, чем те, которым такой помощи не оказывали. Это не могло остаться не замеченным в обществе, и с течением времени стремление оказывать помощь и реальная помощь детям в овладении опытом взрослых образуют деятельность, целью которой становится передача опыта. Эту деятельность можно назвать деятельностью по передаче опыта взрослых детям, или педагогической деятельностью. При оказании помощи[2] детям в овладении опытом взрослых, или при выполнении педагогической деятельности, между ними возникают и реализуются новые отношения, инициированные взрослыми, – это педагогические отношения.

Помощь по передаче опыта развивалась своеобразно. Те стороны педагогической деятельности (помощи), которые позволяли детям быстро и уверенно овладевать знаниями об окружающем мире и умениями применять эти знания, получили весьма быстрое развитие, которое привело к появлению особого вида педагогической деятельности – к учебной деятельности. Выделенная учебная деятельность получила оформление в виде правил ведения учебной деятельности, учебных заведений, классов для проведения занятий, ее исполнителей (учителя и ученика), учебных предметов, учебных программ, закрепленного учебного времени. В связи с этим появляется и новый вид педагогических отношений – учебные отношения.

Наблюдения за детьми, завершающими и завершившими учебную деятельность, показывали, что дети, кроме владения знаниями и умениями, обладают и многими личностными социальными качествами. Такое положение вполне удовлетворяло общество и означало, что личностные социальные качества и владение знаниями и умениями являются результатами учебной деятельности[3] и что нет никаких особых отношений, обеспечивающих образование у детей необходимых личностных социальных качеств.

Учебные отношения, возникающие во взаимодействии детей и взрослых при реализации учебной деятельности, не являются единственными отношениями. Владение опытом взрослых, представленного знаниями и умениями пользоваться ими, есть результат учебной деятельности, и практически все дети владеют одинаковыми знаниями и умениями. Учебная деятельность, если она участвует в образовании личностных социальных качеств, видимо, должна приводить и к одинаково положительным социальным качествам у детей. В действительности же социальные качества оказываются различными у каждого ребенка, они могут быть и отрицательными. Это позволяет предположить, что учебные отношения, обеспечивающие учебную деятельность, не участвуют в образовании у детей одинаково положительных личностных качеств. Очевидно, что во взаимодействии детей и взрослых, участвующих в учебной деятельности, имеют место, кроме учебных отношений, и те отношения, которые оказывают существенное влияние на образование у детей личностных социальных качеств.

Выделение взаимодействий и отношений, влияющих на образование необходимых личностных социальных качеств детей, и выделение самостоятельной деятельности, целью которой явилось бы образование должных социальных качеств, не произошло. Во-первых, не произошло, потому, что общество не испытывало острой необходимости в образовании положительных личностных социальных качеств у будущих граждан. Во-вторых, выделение требовало весьма развитых средств анализа, и, в-третьих, потому, что выделяемые отношения не позволяли усмотреть прямой связи с появлением того или иного личностного социального качества ребенка.

Таким образом, те взаимодействия, которые приводили и приводят к образованию у детей личностных социальных качеств, не были выделены и не получили оформления (как это произошло с учебной деятельностью) как самостоятельный вид педагогической деятельности, который можно и следовало бы назвать воспитательной деятельностью. Эти взаимодействия остались вне организационных и формирующих ее факторов: не было выделено специфического содержания воспитательных программ, воспитательных предметов, исполнителей, воспитательных групп, воспитательных заведений. Общество не получило развития до осознания необходимости выделить вид воспитательной деятельности, ее исполнителей (воспитателя и воспитанника) и подготовки профессиональных специалистов (воспитателей). А личностные социальные качества, представляющие опыт взрослых, продолжают оставаться следствием стихийной и неуправляемой социализации.

Воспитание будет рассмотрено именно как деятельность, а не как процесс, не как воздействие и не как взаимодействие. Подход к воспитанию как деятельности, позволяет, во-первых, отличить воспитание от всех других социальных воздействий и процессов, которые не являются деятельностью, а во-вторых, становится возможным определить воспитание как некоторую профессиональную деятельность по специфическому предмету и цели этой деятельности.

Воспитательная деятельность как деятельность имеет все компоненты деятельности: исполнителя, цель, предмет, средства, совокупность действий, результат. Нам предстоит только выделить особенные признаки компонентов, которые позволят отличить воспитательную деятельность от других видов деятельности.

Определим, прежде всего, цель, ради которой должна осуществляться воспитательная деятельность. Целью педагогической деятельности, по нашему определению, является человек, владеющий частью культуры (совокупностью духовного и практического опыта), представленной обязательными программами в форме знаний и умений пользоваться ими и в форме высших нравственных качеств.

Цель воспитательной деятельности как вида педагогической деятельности более конкретна, а именно: человек, обладающий необходимыми личностными социальными качествами и приемлемыми формами их проявления, которые составляют часть культуры, выделенную для воспитания.

Поскольку цель предшествует началу воспитательной деятельности, а в эту деятельность вступает человек, не обладающий необходимыми личностными социальными качествами и приемлемыми в социуме формами их проявления, то по завершении воспитательной деятельности в качестве результата должна быть достигнутая цель, т. е. человек, обладающий данными качествами и приемлемыми в социуме формами их проявления. Итак, цель и результат, как компоненты воспитательной деятельности, выделены.

Предметом воспитательной деятельности явится выделенная совокупность необходимых личностных качеств и приемлемых в социуме форм их проявления.

Средствами, при помощи которых осуществляется воспитательная деятельность, являются природные свойства и качества, принадлежащие человеку, наличие социальных качеств и вспомогательные средства: художественные тексты, теле- и кинофрагменты, содержащие и представляющие совокупность необходимых лич-ностных социальных качеств, методические пособия, письменные принадлежности, различные инструменты и т. п., использование которых позволяет достичь цели воспитательной деятельности.

Следующим компонентом воспитательной деятельности является совокупность действий. Но при попытке выделить эту совокупность действий выясняется, что она состоит из двух деятельностей: деятельности взрослого и деятельности ребенка. Таким образом, совокупность действий, которыми должна быть выполнена воспитательная деятельность, оказывается не действиями, а двумя деятельностями и не может быть выполнена только одним из этих видов деятельности.

Каждая из этих деятельностей имеет свои признаки компонентов, отличающие их друг от друга, но они не выходят за пределы признаков воспитательной деятельности. Выделим эти компоненты.

Одним из компонентов деятельности является социально образованный человек. Деятельность взрослого и деятельность ребенка выполняются социально образованными людьми. Но деятельность взрослого выполняется социально образованным человеком, имеющим и специальное педагогическое образование, т. е. воспитателем; а деятельность ребенка выполняется социально образованным человеком, не имеющим специального образования, т. е. воспитанником. Вот теперь мы имеем основание сказать, что деятельность взрослого в воспитательной деятельности – это деятельность воспитателя, а деятельность ребенка есть деятельность воспитанника.

Следующими компонентами деятельности являются цель и результат. Поскольку деятельность воспитателя и деятельность воспитанника являются видами, составляющими воспитательную деятельность, то цель и результат деятельности воспитателя и воспитанника, очевидно, должны совпадать по содержанию с целью и результатом воспитательной деятельности. Различие заключается только в характере направленности деятельности: цель воспитателя – это оказание помощи воспитаннику в овладении необходимыми социальными личностными качествами и приемлемыми в социуме формами их проявления, т. е. его действия направлены как бы от себя к воспитаннику. А цель воспитанника – это обладание социальными личностными качествами и приемлемыми в социуме формами их проявления, т. е. его действия направлены к себе, на самого себя. Результатом двух этих деятельностей является воспитанник, обладающий предъявленными воспитателем социальными качествами и формами их проявления.

Обратимся к предмету деятельности. Предметом деятельности воспитателя, на который он воздействует[5], является часть культуры, которая представлена совокупностью социальных качеств и приемлемыми в социуме формами их проявления.

В практической деятельности воспитатель имеет дело не со всей частью культуры, предназначенной для воспитания, а только с частью, которая определена программами воспитания относительно той или иной группы воспитанников. Для каждого воспитателя в зависимости от программы предмет его деятельности может отличаться по качественному содержанию от предметов деятельности других воспитателей. Но какие бы качественные различия эти предметы не имели, они будут представлять собой одно и то же – предмет деятельности воспитателя.

Предметом деятельности воспитанника является продукт, который готовит для него воспитатель, но содержанием предмета деятельности воспитателя и деятельности воспитанника является содержание предмета воспитательной деятельности, или часть культуры, определенная программой.

Средства, которыми осуществляются деятельности воспитателя и воспитанника, такие же, какими осуществляется педагогическая деятельность: природные свойства и качества, принадлежащие человеку: органы чувств и опорно-двигательный аппарат; социальные качества (способность осознавать, понимать, пользоваться знанием и умением), которые развиты и могут быть совершенны у воспитателя и менее развиты и совершенны у воспитанника, а также вспомогательные средства: различного рода инструменты, в том числе книги, письменные принадлежности и т.п.

Перейдем теперь к выделению совокупности действий, совершение которых в деятельности воспитателя и в деятельности воспитанника приводят к достижению цели воспитательной деятельности, или целей воспитателя и воспитанника. Здесь мы вновь встречаемся с аналогичной ситуацией: при ближайшем рассмотрении оказывается, что тот, кого называем воспитателем, и тот, кого называем воспитанником, выполняют не одну деятельность, а несколько. Следовательно, чтобы осуществить воспитательную деятельность, воспитатель и воспитанник должны выполнить не совокупность действий, а несколько деятельностей. Выделим и рассмотрим эти деятельности в той последовательности, соблюдение которой позволяет реализовать воспитательную деятельность.

Прежде всего, воспитатель должен подготовить материал для воспитанника. Обрабатывая предмет, которым является часть культуры, составляющая воспитательную программу, воспитатель выделяет из нее те или иные элементы и превращает их в специфический продукт. Назовем его воспитательным материалом (ВМ). Изготовление такого продукта является целью, организующей первую деятельность воспитателя (А), а подготовленный воспитательный материал является результатом этой деятельности, совпадающим с целью. Этот продукт является целью и результатом.

Произведенный продукт (воспитательный материал) воспитатель должен предъявить воспитаннику. Это можно сделать в том случае, если предметом деятельности воспитателя станет сам процесс предъявления изготовленного им продукта. Для этого он должен осуществить еще одну специальную деятельность, в которой предъявляется изготовленный продукт. Состоявшееся предъявление и явится результатом второй деятельности воспитателя (Б).

При осуществлении второй деятельности воспитателя одновременно выполняется первая деятельность воспитанника (а), целью которой могут быть переживание, осознание и понимание предъявленного воспитателем. Предъявляемый воспитательный материал в данном случае становится предметом деятельности воспитанника. Завершается деятельность воспитанника по переживанию, осознанию и пониманию предъявляемого воспитателем тогда, когда завершается деятельность воспитателя по предъявлению воспитательного материала. Процесс переживания, осознания и понимания материала может продолжаться, но уже вне воспитательной деятельности (деятельности воспитателя и деятельности воспитанника), а как процесс образования, вызванный изменениями воспитанника, возникшими при участии в воспитательной деятельности. Завершая предъявление воспитательного материала, содержащего элементы культуры, можно сделать вывод, что восприятие этого материала и переживание его воспитанником не означают, что воспитанник овладел этим элементом культуры и обладает им. (Если бы предъявления воспитательного материала были достаточными, тогда само наличие культуры, в окружении которой живет ребенок, ее восприятие и переживание были бы достаточными для обладания ею. При таком положении воспитание как социальное явление не могло бы появиться. Не было бы необходимости в его появлении.)

Продукт воспитанника, или получившийся результат, должен поступить к воспитателю и стать предметом нового вида деятельности воспитателя – обработки. Обрабатывая этот продукт (предмет), воспитатель может судить об уровне обладания воспитанником элементом культуры, представленным им, получает возможность спланировать и осуществить свою последующую деятельность, позволяющую привести воспитанника к возможному уровню обладания необходимым элементом культуры, а также оценить проявившееся качество как результат деятельности воспитанника. Это и есть четвертый вид деятельности воспитателя (Г).

Выделенные виды деятельности (табл. 6) составляют основу воспитательной деятельности и фактически исчерпывают воспитание. Если не осуществляется хотя бы один из ее видов, то, с точки зрения теории, воспитательная деятельность не может быть признана состоявшейся.

Виды деятельности, составляющие воспитательную деятельность

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанника

[2] Помощь взрослого ребенку весьма многообразна. Ребенок с момента рождения не в состоянии овладевать опытом взрослых: ему необходима помощь взрослого, без которой он просто не сможет выжить. Это помощь в обеспечении биологической жизнедеятельности. Ее нельзя считать помощью в овладении опытом взрослых. Но именно ее обычно и называют воспитанием (от пищи, питать, питаться, воспитывать), хотя с разработанной и предложенной нами позиции это не оправдано. В данном случае имеет место взаимодействие социально неоформленного существа (ребенка) с социально образованным человеком (взрослым), сознательно влияющим на контактирующее с ним существо, – это и есть социализация.

[3] Этот эмпирически установленный факт и составил впоследствии основу появившихся в педагогике концепций, претендующих на теорию воспитывающего обучения.

[5] В педагогике продолжает существовать понимание, что воспитатель – это субъект, воздействующий на воспитанника, а воспитанник – это объект (предмет), испытывающий на себе эти воздействия. Такое понимание представляет собой заблуждение, поскольку воспитатель воздействует на предмет своей деятельности. И никакие аргументы не могут доказать обратного.


Задание 5 № 15369

Какой вид деятельности осуществляют дети, изображенные на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила, которым следует придерживаться в ходе подобной деятельности, кратко поясните их.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: игра / игровая деятельность и т. п.;

(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.)

2) два объяснения, допустим:

— уважать других участников игры, вежливо относиться к ним (это позволит избежать конфликтов и сделает игру интересной и веселой для всех ее участников);

— необходимо посвящать играм ограниченное время, не в ущерб учебной или трудовой деятельности (иначе игра будет нести вред, так как будет занимать время, необходимое для познания или получения дохода).

Могут быть сформулированы другие правила, приведены другие пояснения.

ИЛИ Дан неправильный ответ на вопрос (ответ на вопрос отсутствует) независимо от наличия других элементов.

ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.


5. Какая модель внеурочной деятельности реализуется всеми педагогическими работниками данной организации?

7. К какому направлению внеурочной деятельности можно отнести встречу с ветеранами Великой Отечественной войны?

в определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей

программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы

программы организации внеурочной деятельности школьников не могут быть разработаны образовательными организациями самостоятельно

9. Какие образовательные формы используются в спортивно-оздоровительном направлении внеурочной деятельности?

планирование внеурочного занятия в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями обучающихся

минимизация финансовых расходов на внеурочную деятельность, создание единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении

организация правового поля для взаимодействия школы с другими учреждениями – участниками образовательного процесса

образовательную деятельность, направленную на возможность создания знаний самим учеником, когда знания не передаются ученику для заучивания в готовом виде, а конструируются, добываются в собственной деятельности

освоение учащимися универсальных учебных действий, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта

образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

17. Модель дополнительного образования как тип организационной модели внеурочной деятельности опирается на…

18. Для того чтобы в игровой внеурочной деятельности получить опыт самостоятельного общественного действия, нужно использовать…

19. Какие образовательные формы в рамках ФГОС используются в общекультурном направлении внеурочной деятельности?

это либо испытываемая школьникам потребность (интерес, включенность, позитивные эмоции) продолжать эту деятельность, либо нежелание, уклонение, избегание

непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности

влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка

21. В рамках этого типа организационной модели внеурочной деятельности проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ

23. Используя в спортивно-оздоровительной внеурочной деятельности спортивные и оздоровительные акции школьников в окружающем школу социуме, можно достичь результатов

выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля их оптимального воздействия на каждом этапе внеурочного занятия

В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная.

По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная — творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).

По соответствию социальным нормам: законная — незаконная, моральная — аморальная.

По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная — реакционная, созидательная - разрушительная.

По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.

По особенностям проявления человеческой активности: внешняя - внутренняя.


Основные виды деятельности, обеспечивающие существование человека и формирование его как личности - это общение, игра, учение и труд.

↑ Общение как вид деятельности

Общение - вид деятельности, в процессе которого происходит передача информации от одного индивида к другому, обмен мыслями, чувствами и эмоциями.

Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию.

Коммуникация - общение, передача информации от человека к человеку, форма взаимодействия людей.

Структура общения:

Субъекты — те, между кем осуществляется общение (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом)

Цель — это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении

Содержание — это идеи, эмоции, которые передаются в межличностных контактах от одного к другому

Средства — это способы передачи (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.)

Еще раз то же самое

Общение — это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.

Субъекты: Реально существующие партнёры; иллюзорные партнёры (им присваиваются несвойственные для них качества субъекта общения, например, разговор с домашним животным); воображаемые партнёры (разговор с самим собой, с художественным образом)

Цели (то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях): передача и получение знаний; согласование разумных действий людей; организация совместной деятельности людей; установление и прояснение межличностных отношений и др.

Содержание (информация, передаваемая в процессе общения): знания, опыт, умения, эмоции, чувства

Средства общения (способы передачи, переработки и расшифровки информации):

  • органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание);
  • устная речь;
  • письменная речь (чертежи, знаки, изображения);
  • технические средства (радио, телевидение, компьютер)
  • коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, группового и общественного взаимодействия);
  • познавательная (олучение новой информации);
  • социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе);
  • психологическая (эмоциональная поддержка);

Виды общения
Прямое - личный контакт, при общение необходимо визуальное восприятие друг другаДеловое (формальное) - общение в профессиональной сфере, в большей степени опирается на документооборот.Вербальное - общение посредством речи.Межличностное - общение между двумя людьми.
Косвенное - общение через других людей.Личное (неформальное) - разговор на любую тему, общение между друзьями, близкими людьми.Невербальное - общение посредством мимики, жестов, поз.Групповое - общение между тремя и более людьми.

↑ Игра как вид деятельности

Игра - это вид деятельности, который направлен на удовлетворение духовных потребностей и целью которого является не производство материального продукта, а сам процесс - отдых, развлечение.

Характерные черты игры:

  • Происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется.
  • В процессе игры используются определенные предметы
  • Нацелена на удовлетворение интереса ее участников
  • Способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

↑ Учение как вид деятельности

Учение — это вид деятельности, целью которой является приобретение, закрепление, совершенствование человеком знаний, умений и навыков.

Учение бывает:

  • Организованное (осуществляется в образовательных учреждениях)
  • Неорганизованное (осуществляется в других видах деятельности, как их побочный, дополнительный результат)

↑ Труд как вид деятельности

Труд - это деятельность человека направленная на получение практически полезного результата, который даёт возможность удовлетворить свои потребности.

В процессе трудовой деятельности человек производит необходимые ему материальные и духовные ценности. В отличие от учёбы и игры труд требует от человека определённый подготовки или квалификации, например: шахтёр не может провести хирургическую операцию.

Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Характерные черты труда:

  • Целесообразность
  • Нацеленность на достижение запрограммированных ожидаемых результатов
  • Наличие мастерства, умений, знаний.
  • Практическая полезность
  • Наличие результата
  • Развитие личности
  • Преобразование внешней среды обитания человека

↑ Материальная и духовная деятельность

По объектам и результатам деятельность делится на материальную и духовную.


Материальная (практическая) деятельность связана с практикой, созданием чего-либо нового или изменением старого порядка вещей.

Материальная деятельность, в свою очередь, подразделяется на две основные группы: материально-производственную и социально-преобразовательную.

Материально-производственная деятельность представляет собой создание материальных благ, обогащение культуры человечества в целом. Например, строительство, заводское производство, ремесло.

Социально-преобразовательная деятельность связанна с изменениями в обществе. К данному виду деятельности относятся издание новых законодательных актов, проведение реформ.

Духовная деятельность представляет собой процесс, связанный с интеллектом и творчеством, направленный на духовное освоение мира.

К ней относятся познавательная, ценностно-ориентировочная и прогностическая деятельность.

Познавательная (учебно-познавательная) деятельность связана с получением новых знаний о мире, событиях и закономерностях.

Установление и формирование духовных ценностей в обществе или ценностное отношение к вещам - это ценностно-ориентировочная деятельность.

Прогностическая деятельность - это составление прогнозов или планов на будущее, предвидение результатов своих действий или будущих событий.

Результатами духовной деятельности являются новые идеи, ценности, представления, которые впоследствии воплощаются в философских концепциях, научных теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и иных нормах.

Историческими формами духовной деятельности являются религия, мораль, искусство, наука, философия, право, политическая идеология, а духовное производство - это результат деятельности в этих сферах, а именно духовные ценности и блага.

Духовное производство - производство духовных ценностей, те. идей, представлений, научных знаний, идеалов, а также вся система деятельности людей, связанная с данным процессом.

Деятельность также может различаться и по характеру. Так, выделяют сознательный (осознанная постановка целей и их достижение), продуктивный (создание полезного продукта), орудийный (создание орудий труда), преобразующий (изменение окружающего мира, общества, самосовершенствование) и общественный (взаимодействие с людьми) характер деятельности.

↑ Творчество как вид деятельности

Творчество - это воодушевленная деятельность человека, которая направлена на открытие или создание нечто качественно нового, никогда ранее не существовавшего.

Основными компонентами творческой деятельности являются вдохновение, фантазия, воображение и интуиция

Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании

Фантазия – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

Интуиция – знания, условия получения которого не осознаются.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Читайте также: