Какой религиозный мотив лежит в основе песни о роланде 7 класс кратко
Обновлено: 05.07.2024
Жеста – это жанр французской средневековой литературы эпического содержания.
История создания, жанр произведения
Жеста – это песнь о деянии.
На сегодняшний день известно около сотни жест, созданных в период с 1 по 13 вв. Бродячие певцы-жонглеры исполняли chansons de geste под аккомпанемент виолы или арфы на ярмарках и в замках феодалов. Объем жест, как правило, составлял от одного до двадцати тысяч стихов, поэтому иногда на исполнение жесты уходило несколько дней.
В жестах могли изображаться конфликты внутри феодальной знати, однако особой популярностью пользовался каролингский эпос.
Готовые работы на аналогичную тему
Этот эпизод жонглеры превратили в картину войны Карла с сарацинами за христианизацию Испании.
Одна тирада содержит 7-17 стихов в строфе, всего 4002 стиха, которые соединены ассонансами.
Поэма по своей форме является эпической и может быть причислена к жанру исторических песен, в которых события прошлого рассказаны через перечисление военных описаний.
Черты эпического повествования прослеживаются во всех строфах произведения.
Идея, тематика, проблематика произведения
С идеей сопряжена главная мысль произведения. Автор воспевает смелость, доблесть, честь главного героя и презирает хитрость, предательство и подлость. Он пытается донести до читателя, что настоящим народным героем может быть лишь человек, обладающий безудержной отвагой. Однако кроме этого качества важно, чтобы герой был прямодушным, человечным, преданным своему народу и своей Родине. Еще одна сторона главной мысли произведения – настоящий герой всегда рассчитывает лишь на себя.
Сюжет и композиция
- Феодальная месть;
- Борьба против сарацин.
Вершина развития повествования – Ронсевальская битва. Роланд и его сподвижники – Готье де л’Ом, граф Оливье, архиепископ Турпин – отражают атаки мавров, но погибают. Карл возвращается в Ронсеваль. Император, разгромив врага, обвиняет в измене Гвенелона. Таким образом, композиция произведения состоит из следующих частей:
- Посольство Блакандрина, предательство Гвенелона;
- Бой в Ронсевале, смерть Роланда;
- Разгром врага Карлом, месть императора;
- Судебный процесс и смерть Гвенелона.
Характеристика героев произведения
Оливье осторожный, вдумчивый, с чувством ответственности за своих солдат. Он разгневан на Роланда за его чрезмерную самоуверенность и упрекает его за то, что тот не трубит о помощи. Оливье отбирает свое согласие на брак Роланда и своей сестры Альды.
Трупин – взявшийся за оружие средневековый церковник. Он пользуется авторитетом, к его мнению прислушиваются и Оливье, и воины, и даже Роланд. Карл Великий – мудрый и справедливый правитель, хранитель страны.
Брамимонда – супруга Марсилия. Она признает превосходство христианства над другими религиями.
Альда – сестра Оливье, возлюбленная Роланда. При известии о смерти Роланда умирает.
"Песнь о Роланде" относится к величайшим памятникам французского героического эпоса.
Поэма дошла до нас в оксфордской редакции, датированной приблизительно 1170 годом. До сих пор ведутся споры о том, была ли поэма творением одного автора или же была порождена народными сказаниями, распространяемыми бродячими певцами-жонглерами, но сейчас исследователи все же отдают предпочтение традиционалистской теории, основываясь на работах Р. Менендеса Пидаля и Р.Лежен.
Историческую основу поэмы составляет эпизод из воинских походов Карла Великого в 787 году. Хроники Эгинхарда, придворного историографа Карла повествуют о неудачной осаде Сарагосы, о последующем отступлении через Пиренеи и о вероломной засаде басков в Ронсевальдском ущелье. Эгинфорд также отмечает, что в числе прочей знати погиб "Хруотланд, маркграф Бретани".
Эти исторические факты и легли в основу "Песни о Роланде", однако за триста лет подверглись серьезным трансформациям.
Одиозный поход превратился в священную триумфальную войну за правое дело христианства, баски - в "поганых сарацин", бесславная, в общем-то, для франков битва- в героическую битву против соединенных сил всего "языческого" мира, а безвестный Хруотланд - в доблестного рыцаря Роланда, племянника самого Карла Великого.
Причины подобных превращений, главным образом, заключаются в желании автора придать произведению глубокий идейный смысл, донести до читателей важные идеи того времени.
Главными темами поэмы являются национально-религиозное противостояние мусульман и христиан, идея патриотического единства франков под началом идеализированного образа Карла, тема социально-политических противоречий феодализма (выраженная эпизодом предательства Ганелона).
Объектом нашего внимания в данной работе является национально-религиозная идея, ярко представленная в "Песни о Роланде".
Основная часть
поема роланд религиозный христианский
Новую идейную окраску сказанию о Ронсевальдской битве придали пропаганда крестовых походов и постоянное противостояние маврам в VIII - IX веках. Идея "священной войны" против мусульман ожила во второй половине XI века во время подготовки первого крестового похода. Важно отметить, что в этот период многие французские рыцари приняли участие в изгнании мавров из Испании под знаменем Альфонса VI Кастильского. В период между VIII - IX веками между французами и арабами шла борьба в форме походов французов в Северную Испанию и в форме защиты юга Франции от набегов мавров. Отсюда поэма получила свое народно-героическое и рыцарское содержание.
Весь рассказ поэмы насыщен идеей религиозной борьбы с "неверными" и особой священной ролью Франции в этой борьбе. Недаром образ Карла в поэме представлен в виде оплота всего христианского мира, идеализированного эпического короля, в чем-то даже мифологической фигуры. В своей христианской твердости Карл проявляет нечеловеческую, но "божественную" жестокость:
Ревнует Карл о вере христианской,
Велит он воду освятить прелатам
И мавров окрестить в купелях наспех,
А если кто на это не согласен,
Тех вешать, жечь и убивать нещадно.
Христианский мотив проявляется в многочисленных молитвах, религиозных призывах, небесных знамениях. Например, восклицание Роланда над телом поверженного врага:
Мы правы, враг не прав - за нас господь".
Или возглас архиепископа Турпена, который одновременно и благословляет на бой рыцарей, и крушит врагов, олицетворяя единение меча и креста в борьбе с сарацинами: "Победу нам послал господь с небес!".
Или молитва умирающего Оливье, объединяющая три "верности" французского рыцаря - верность Родине, верность сеньору и верность другу:
Сошел со скакуна и наземь лег он,
В грехах, свершенных им, признался Богу.
Вот руки он сложил и к небу поднял,
Впустить его в ворота рая просит,
За милый край родной, за Карла молит
И за Роланда, друга дорогого.
Для раскрытия религиозного смысла поэмы также важен эпизод смерти Роланда, умирающего как идеальный вассал Господень:
"Царю небес, от века чуждый лжи,
Кто Лазаря из мертвых воскресил,
Кем был от львов избавлен Даниил,
Помилуй мою душу и спаси,
Прости мне прегрешения мои".
Он правую перчатку поднял ввысь.
Принял ее архангел Гавриил.
…К нему слетели с неба херувим,
И на водах спаситель Михаил,
И Гавриил-архангел в помощь им.
В рай душу графа понесли они.
Подчёркивая торжество христианской веры, автор вводит в поэму эпизод сражения Карла с эмиром Балиганом; характерен ответ Карла на предложение Балигана признать его сюзереном и взять земли в ленное владение:
"Мне это не пристало, - Карл ответил. -
С неверным я не помирюсь вовеки.
Но другом буду я тебе до смерти,
Коль ты согласен воспринять крещенье
И перейти в святую нашу веру."
Таким образом, подчеркивается то, что ненависть франков и арабов основана лишь на противостоянии двух религий (об этом же говорят и описания подданных Марсилия: "одна беда - он не хри
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: п ознакомятся с произведением средневекового французского военного эпоса.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;
р егулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;
коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.
Личностные: проявлять духовно-нравственные качества, уважительное отношение к культуре другого народа.
Методические приемы : выразительное чтение, аргументирование цитатами из текста, рассказ о героях, эвристическая беседа.
Сценарий урока
I. Изучение нового материала.
1. Слово учителя.
– Если бы мы перенеслись в XII век, мы смогли бы убедиться, что средневековая литература существовала в разных формах: 1) н а латыни, хранительнице античности, велось богослужение, создавались новые произведения; 2) на фольклорной основе создавались национальные литературы западноевропейских народов, литература средневековья представляет доавторскую стадию литературного развития, и главным жанром был народно-героический эпос; 3) наряду с эпосом формируется жанровая система средневековой литературы, ее основу составляли религиозные поучения, описания жития святых, исторические хроники, философские и религиозные трактаты, описания животных, растений, минералов (прообраз научной литературы).
И если историки делят средневековье на три периода, то к каждому из них можно отнести следующие литературные памятники.
Таблица представлена на доске.
(устная и письменная формы)
Учащиеся записывают данные таблицы в тетрадь.
Народно-героический эпос возник на основе мифологических традиций и богатырской сказки.
Особенности эпоса: славное историческое прошлое какого-либо народа; реальное историческое событие, изображенное так, чтобы возвеличить события, время, героев; обычно борьба племен или народов; герой – воин, в котором воплощены лучшие черты народного характера; стиль величавый, торжественный, соответствующий величию народного характера.
– Почему в средневековье становится популярен этот жанр? (Соответствие времени, фону, стилю.)
4. Выразительное чтение поэмы.
5. Сопоставление исторической реальности и поэтического воплощения.
Описан поход Карла Великого 778 года в Испанию, вмешательство в междоусобную борьбу в Кордовском эмирате
Как говорится об этом событии
в поэме?
7 лет войны в Испании
Кто был главным противником франков?
Арьергард Карла был разбит в Ронсевальском ущелье басками-христианами
Как называет поэма врагов франков?
Сарацины, нехристи, мавры.
Кто в центре повествования?
Карл Великий, родился в 742 году, король с 768 года, в 800–814 годах – император.
В 778 году ему было 36 лет, всего прожил 72 года. Это значительный возраст для средних веков (средняя продолжительность жизни – 35–40 лет)
Каким предстает Карл в поэме?
Седовлас, Марсилий думает, что ему 200 лет.
Почему так думают о Карле?
Карл – зрелый человек, мудрый правитель, он успешен, популярен, любим:
Каковы итоги похода в Испанию?
Осада Сарагосы не увенчалась успехом, известие об очередном восстании саксов заставило Карла покинуть Испанию. Удалось захватить небольшую приграничную территорию, была образована Испанская марка
Как в поэме показывается поражение франков?
Карл разгромил сарацинов, крестил мавров и вернулся в Ахен
Как зовут главного героя битвы?
Почему герою поэмы не оставлено историческое имя?
Возможно, Роланд – образ собирательный
Исход событий.
Военное поражение в Испании
Исход событий.
Победа франков моральная, в ней торжество христианских идей и справедливости
6. Анализ особенностей сознания средневекового человека.
Рассказ учителя истории .
Мы можем выделить следующие черты сознания средневекового человека:
коллективное мифологическое сознание;
полярность представлений о мире: добро – зло, свой – чужой, Бог – дьявол;
религиозность, следование традициям, соблюдение канонов, почитание авторитетов;
символизм сознания: каждый жест, слово, вещь наделяются особым значением, смыслом;
дуализм, сочетание элементов языческого и христианского сознания.
Рассказ учителя литературы. Беседа.
– Литературное произведение живет по своим законам и следует своим целям. С какой целью создавались эпические произведения средневековья? (Нарисовать идеал народного героя.)
Царь Марсилий – король Карл;
– Как характеризуются мавры и франки? Почему так резко отличаются характеристики этих героев? (Высказывания учащихся.)
– Какие герои выражают не только христианскую, но и национальную идею? (Король, Роланд.)
– На что указывает парная система образов? (Высказывания учащихся.)
– Можем ли мы говорить о преобладании языческого или христианского в сознании средневекового человека? (Сосуществуют черты и христианского, и языческого сознания.)
– Как в этом фрагменте проявляются черты эпического произведения? (Эпический фон, эпические герои, эпический стиль.)
7. Работа над композицией произведения.
– Композиция строится по принципу симметрии.
Описание двух посольств.
Мавры (Бланкандрин) – христиане (Ганелон)
Описание двух сражений.
Описание возмездия.
II. Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Какие условия повлияли на формирование сознания средневекового человека?
– Как в народном эпосе создается образ величия?
– В чем ценность изучения исторической литературы для современного человека?
Вывод . Изучение исторической литературы удовлетворяет не только познавательный интерес современного человека, но обогащает нас традициями наших предшественников, к нашему представлению о мире добавляется иное представление, мы становимся богаче в своем восприятии самих себя, начинаем понимать, кто мы и откуда.
Домашнее задание: подобрать по 2–3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл.
Жеста – это жанр французской средневековой литературы эпического содержания.
История создания, жанр произведения
Жеста – это песнь о деянии.
На сегодняшний день известно около сотни жест, созданных в период с 1 по 13 вв. Бродячие певцы-жонглеры исполняли chansons de geste под аккомпанемент виолы или арфы на ярмарках и в замках феодалов. Объем жест, как правило, составлял от одного до двадцати тысяч стихов, поэтому иногда на исполнение жесты уходило несколько дней.
В жестах могли изображаться конфликты внутри феодальной знати, однако особой популярностью пользовался каролингский эпос.
Готовые работы на аналогичную тему
Этот эпизод жонглеры превратили в картину войны Карла с сарацинами за христианизацию Испании.
Одна тирада содержит 7-17 стихов в строфе, всего 4002 стиха, которые соединены ассонансами.
Поэма по своей форме является эпической и может быть причислена к жанру исторических песен, в которых события прошлого рассказаны через перечисление военных описаний.
Черты эпического повествования прослеживаются во всех строфах произведения.
Идея, тематика, проблематика произведения
С идеей сопряжена главная мысль произведения. Автор воспевает смелость, доблесть, честь главного героя и презирает хитрость, предательство и подлость. Он пытается донести до читателя, что настоящим народным героем может быть лишь человек, обладающий безудержной отвагой. Однако кроме этого качества важно, чтобы герой был прямодушным, человечным, преданным своему народу и своей Родине. Еще одна сторона главной мысли произведения – настоящий герой всегда рассчитывает лишь на себя.
Сюжет и композиция
- Феодальная месть;
- Борьба против сарацин.
Вершина развития повествования – Ронсевальская битва. Роланд и его сподвижники – Готье де л’Ом, граф Оливье, архиепископ Турпин – отражают атаки мавров, но погибают. Карл возвращается в Ронсеваль. Император, разгромив врага, обвиняет в измене Гвенелона. Таким образом, композиция произведения состоит из следующих частей:
- Посольство Блакандрина, предательство Гвенелона;
- Бой в Ронсевале, смерть Роланда;
- Разгром врага Карлом, месть императора;
- Судебный процесс и смерть Гвенелона.
Характеристика героев произведения
Оливье осторожный, вдумчивый, с чувством ответственности за своих солдат. Он разгневан на Роланда за его чрезмерную самоуверенность и упрекает его за то, что тот не трубит о помощи. Оливье отбирает свое согласие на брак Роланда и своей сестры Альды.
Трупин – взявшийся за оружие средневековый церковник. Он пользуется авторитетом, к его мнению прислушиваются и Оливье, и воины, и даже Роланд. Карл Великий – мудрый и справедливый правитель, хранитель страны.
Брамимонда – супруга Марсилия. Она признает превосходство христианства над другими религиями.
Альда – сестра Оливье, возлюбленная Роланда. При известии о смерти Роланда умирает.
Читайте также:
- Как повысить качество чтения в начальной школе
- Почему сопротивление сплавов больше чем чистых металлов кратко
- Особенности игровой деятельности в образовательных программах до от рождения до школы детство радуга
- Как высказывались о пользе физических упражнений мыслители древней греции и древнего рима кратко
- Написали плохую характеристику в школе что делать