Какой религиозный мотив лежит в основе песни о роланде 7 класс кратко

Обновлено: 05.07.2024

Жеста – это жанр французской средневековой литературы эпического содержания.

История создания, жанр произведения

Жеста – это песнь о деянии.

На сегодняшний день известно около сотни жест, созданных в период с 1 по 13 вв. Бродячие певцы-жонглеры исполняли chansons de geste под аккомпанемент виолы или арфы на ярмарках и в замках феодалов. Объем жест, как правило, составлял от одного до двадцати тысяч стихов, поэтому иногда на исполнение жесты уходило несколько дней.

В жестах могли изображаться конфликты внутри феодальной знати, однако особой популярностью пользовался каролингский эпос.

Готовые работы на аналогичную тему

Этот эпизод жонглеры превратили в картину войны Карла с сарацинами за христианизацию Испании.

Одна тирада содержит 7-17 стихов в строфе, всего 4002 стиха, которые соединены ассонансами.

Поэма по своей форме является эпической и может быть причислена к жанру исторических песен, в которых события прошлого рассказаны через перечисление военных описаний.

Черты эпического повествования прослеживаются во всех строфах произведения.

Идея, тематика, проблематика произведения

С идеей сопряжена главная мысль произведения. Автор воспевает смелость, доблесть, честь главного героя и презирает хитрость, предательство и подлость. Он пытается донести до читателя, что настоящим народным героем может быть лишь человек, обладающий безудержной отвагой. Однако кроме этого качества важно, чтобы герой был прямодушным, человечным, преданным своему народу и своей Родине. Еще одна сторона главной мысли произведения – настоящий герой всегда рассчитывает лишь на себя.

Сюжет и композиция

  • Феодальная месть;
  • Борьба против сарацин.

Вершина развития повествования – Ронсевальская битва. Роланд и его сподвижники – Готье де л’Ом, граф Оливье, архиепископ Турпин – отражают атаки мавров, но погибают. Карл возвращается в Ронсеваль. Император, разгромив врага, обвиняет в измене Гвенелона. Таким образом, композиция произведения состоит из следующих частей:

  • Посольство Блакандрина, предательство Гвенелона;
  • Бой в Ронсевале, смерть Роланда;
  • Разгром врага Карлом, месть императора;
  • Судебный процесс и смерть Гвенелона.

Характеристика героев произведения

Оливье осторожный, вдумчивый, с чувством ответственности за своих солдат. Он разгневан на Роланда за его чрезмерную самоуверенность и упрекает его за то, что тот не трубит о помощи. Оливье отбирает свое согласие на брак Роланда и своей сестры Альды.

Трупин – взявшийся за оружие средневековый церковник. Он пользуется авторитетом, к его мнению прислушиваются и Оливье, и воины, и даже Роланд. Карл Великий – мудрый и справедливый правитель, хранитель страны.

Брамимонда – супруга Марсилия. Она признает превосходство христианства над другими религиями.

Альда – сестра Оливье, возлюбленная Роланда. При известии о смерти Роланда умирает.

"Песнь о Роланде" относится к величайшим памятникам французского героического эпоса.

Поэма дошла до нас в оксфордской редакции, датированной приблизительно 1170 годом. До сих пор ведутся споры о том, была ли поэма творением одного автора или же была порождена народными сказаниями, распространяемыми бродячими певцами-жонглерами, но сейчас исследователи все же отдают предпочтение традиционалистской теории, основываясь на работах Р. Менендеса Пидаля и Р.Лежен.

Историческую основу поэмы составляет эпизод из воинских походов Карла Великого в 787 году. Хроники Эгинхарда, придворного историографа Карла повествуют о неудачной осаде Сарагосы, о последующем отступлении через Пиренеи и о вероломной засаде басков в Ронсевальдском ущелье. Эгинфорд также отмечает, что в числе прочей знати погиб "Хруотланд, маркграф Бретани".

Эти исторические факты и легли в основу "Песни о Роланде", однако за триста лет подверглись серьезным трансформациям.

Одиозный поход превратился в священную триумфальную войну за правое дело христианства, баски - в "поганых сарацин", бесславная, в общем-то, для франков битва- в героическую битву против соединенных сил всего "языческого" мира, а безвестный Хруотланд - в доблестного рыцаря Роланда, племянника самого Карла Великого.

Причины подобных превращений, главным образом, заключаются в желании автора придать произведению глубокий идейный смысл, донести до читателей важные идеи того времени.

Главными темами поэмы являются национально-религиозное противостояние мусульман и христиан, идея патриотического единства франков под началом идеализированного образа Карла, тема социально-политических противоречий феодализма (выраженная эпизодом предательства Ганелона).

Объектом нашего внимания в данной работе является национально-религиозная идея, ярко представленная в "Песни о Роланде".

Основная часть

поема роланд религиозный христианский

Новую идейную окраску сказанию о Ронсевальдской битве придали пропаганда крестовых походов и постоянное противостояние маврам в VIII - IX веках. Идея "священной войны" против мусульман ожила во второй половине XI века во время подготовки первого крестового похода. Важно отметить, что в этот период многие французские рыцари приняли участие в изгнании мавров из Испании под знаменем Альфонса VI Кастильского. В период между VIII - IX веками между французами и арабами шла борьба в форме походов французов в Северную Испанию и в форме защиты юга Франции от набегов мавров. Отсюда поэма получила свое народно-героическое и рыцарское содержание.

Весь рассказ поэмы насыщен идеей религиозной борьбы с "неверными" и особой священной ролью Франции в этой борьбе. Недаром образ Карла в поэме представлен в виде оплота всего христианского мира, идеализированного эпического короля, в чем-то даже мифологической фигуры. В своей христианской твердости Карл проявляет нечеловеческую, но "божественную" жестокость:

Ревнует Карл о вере христианской,

Велит он воду освятить прелатам

И мавров окрестить в купелях наспех,

А если кто на это не согласен,

Тех вешать, жечь и убивать нещадно.

Христианский мотив проявляется в многочисленных молитвах, религиозных призывах, небесных знамениях. Например, восклицание Роланда над телом поверженного врага:

Мы правы, враг не прав - за нас господь".

Или возглас архиепископа Турпена, который одновременно и благословляет на бой рыцарей, и крушит врагов, олицетворяя единение меча и креста в борьбе с сарацинами: "Победу нам послал господь с небес!".

Или молитва умирающего Оливье, объединяющая три "верности" французского рыцаря - верность Родине, верность сеньору и верность другу:

Сошел со скакуна и наземь лег он,

В грехах, свершенных им, признался Богу.

Вот руки он сложил и к небу поднял,

Впустить его в ворота рая просит,

За милый край родной, за Карла молит

И за Роланда, друга дорогого.

Для раскрытия религиозного смысла поэмы также важен эпизод смерти Роланда, умирающего как идеальный вассал Господень:

"Царю небес, от века чуждый лжи,

Кто Лазаря из мертвых воскресил,

Кем был от львов избавлен Даниил,

Помилуй мою душу и спаси,

Прости мне прегрешения мои".

Он правую перчатку поднял ввысь.

Принял ее архангел Гавриил.

…К нему слетели с неба херувим,

И на водах спаситель Михаил,

И Гавриил-архангел в помощь им.

В рай душу графа понесли они.

Подчёркивая торжество христианской веры, автор вводит в поэму эпизод сражения Карла с эмиром Балиганом; характерен ответ Карла на предложение Балигана признать его сюзереном и взять земли в ленное владение:

"Мне это не пристало, - Карл ответил. -

С неверным я не помирюсь вовеки.

Но другом буду я тебе до смерти,

Коль ты согласен воспринять крещенье

И перейти в святую нашу веру."

Таким образом, подчеркивается то, что ненависть франков и арабов основана лишь на противостоянии двух религий (об этом же говорят и описания подданных Марсилия: "одна беда - он не хри

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: п ознакомятся с произведением средневекового французского военного эпоса.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

познавательные: ориентироваться в учебнике; отвечать на вопросы учителя; обобщать, делать выводы; находить нужную информацию в учебнике;

р егулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения;

коммуникативные: формировать готовность вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: проявлять духовно-нравственные качества, уважительное отношение к культуре другого народа.

Методические приемы : выразительное чтение, аргументирование цитатами из текста, рассказ о героях, эвристическая беседа.

Сценарий урока

I. Изучение нового материала.

1. Слово учителя.

– Если бы мы перенеслись в XII век, мы смогли бы убедиться, что средневековая литература существовала в разных формах: 1) н а латыни, хранительнице античности, велось богослужение, создавались новые произведения; 2) на фольклорной основе создавались национальные литературы западноевропейских народов, литература средневековья представляет доавторскую стадию литературного развития, и главным жанром был народно-героический эпос; 3) наряду с эпосом формируется жанровая система средневековой литературы, ее основу составляли религиозные поучения, описания жития святых, исторические хроники, философские и религиозные трактаты, описания животных, растений, минералов (прообраз научной литературы).

И если историки делят средневековье на три периода, то к каждому из них можно отнести следующие литературные памятники.

Таблица представлена на доске.

(устная и письменная формы)

Учащиеся записывают данные таблицы в тетрадь.

Народно-героический эпос возник на основе мифологических традиций и богатырской сказки.

Особенности эпоса: славное историческое прошлое какого-либо народа; реальное историческое событие, изображенное так, чтобы возвеличить события, время, героев; обычно борьба племен или народов; герой – воин, в котором воплощены лучшие черты народного характера; стиль величавый, торжественный, соответствующий величию народного характера.

– Почему в средневековье становится популярен этот жанр? (Соответствие времени, фону, стилю.)

4. Выразительное чтение поэмы.

5. Сопоставление исторической реальности и поэтического воплощения.

Описан поход Карла Великого 778 года в Испанию, вмешательство в междоусобную борьбу в Кордовском эмирате

Как говорится об этом событии
в поэме?

7 лет войны в Испании

Кто был главным противником франков?

Арьергард Карла был разбит в Ронсевальском ущелье басками-христианами

Как называет поэма врагов франков?

Сарацины, нехристи, мавры.

Кто в центре повествования?

Карл Великий, родился в 742 году, король с 768 года, в 800–814 годах – император.

В 778 году ему было 36 лет, всего прожил 72 года. Это значительный возраст для средних веков (средняя продолжительность жизни – 35–40 лет)

Каким предстает Карл в поэме?

Седовлас, Марсилий думает, что ему 200 лет.

Почему так думают о Карле?

Карл – зрелый человек, мудрый правитель, он успешен, популярен, любим:

Каковы итоги похода в Испанию?

Осада Сарагосы не увенчалась успехом, известие об очередном восстании саксов заставило Карла покинуть Испанию. Удалось захватить небольшую приграничную территорию, была образована Испанская марка

Как в поэме показывается поражение франков?

Карл разгромил сарацинов, крестил мавров и вернулся в Ахен

Как зовут главного героя битвы?

Почему герою поэмы не оставлено историческое имя?

Возможно, Роланд – образ собирательный

Исход событий.

Военное поражение в Испании

Исход событий.

Победа франков моральная, в ней торжество христианских идей и справедливости

6. Анализ особенностей сознания средневекового человека.

Рассказ учителя истории .

Мы можем выделить следующие черты сознания средневекового человека:

 коллективное мифологическое сознание;

 полярность представлений о мире: добро – зло, свой – чужой, Бог – дьявол;

 религиозность, следование традициям, соблюдение канонов, почитание авторитетов;

 символизм сознания: каждый жест, слово, вещь наделяются особым значением, смыслом;

 дуализм, сочетание элементов языческого и христианского сознания.

Рассказ учителя литературы. Беседа.

– Литературное произведение живет по своим законам и следует своим целям. С какой целью создавались эпические произведения средневековья? (Нарисовать идеал народного героя.)

 Царь Марсилий – король Карл;

– Как характеризуются мавры и франки? Почему так резко отличаются характеристики этих героев? (Высказывания учащихся.)

– Какие герои выражают не только христианскую, но и национальную идею? (Король, Роланд.)

– На что указывает парная система образов? (Высказывания учащихся.)

– Можем ли мы говорить о преобладании языческого или христианского в сознании средневекового человека? (Сосуществуют черты и христианского, и языческого сознания.)

– Как в этом фрагменте проявляются черты эпического произведения? (Эпический фон, эпические герои, эпический стиль.)

7. Работа над композицией произведения.

– Композиция строится по принципу симметрии.

Описание двух посольств.

Мавры (Бланкандрин) – христиане (Ганелон)

Описание двух сражений.

Описание возмездия.

II. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какие условия повлияли на формирование сознания средневекового человека?

– Как в народном эпосе создается образ величия?

– В чем ценность изучения исторической литературы для современного человека?

Вывод . Изучение исторической литературы удовлетворяет не только познавательный интерес современного человека, но обогащает нас традициями наших предшественников, к нашему представлению о мире добавляется иное представление, мы становимся богаче в своем восприятии самих себя, начинаем понимать, кто мы и откуда.

Домашнее задание: подобрать по 2–3 пословицы на различные темы, объяснить их смысл.

Жеста – это жанр французской средневековой литературы эпического содержания.

История создания, жанр произведения

Жеста – это песнь о деянии.

На сегодняшний день известно около сотни жест, созданных в период с 1 по 13 вв. Бродячие певцы-жонглеры исполняли chansons de geste под аккомпанемент виолы или арфы на ярмарках и в замках феодалов. Объем жест, как правило, составлял от одного до двадцати тысяч стихов, поэтому иногда на исполнение жесты уходило несколько дней.

В жестах могли изображаться конфликты внутри феодальной знати, однако особой популярностью пользовался каролингский эпос.

Готовые работы на аналогичную тему

Этот эпизод жонглеры превратили в картину войны Карла с сарацинами за христианизацию Испании.

Одна тирада содержит 7-17 стихов в строфе, всего 4002 стиха, которые соединены ассонансами.

Поэма по своей форме является эпической и может быть причислена к жанру исторических песен, в которых события прошлого рассказаны через перечисление военных описаний.

Черты эпического повествования прослеживаются во всех строфах произведения.

Идея, тематика, проблематика произведения

С идеей сопряжена главная мысль произведения. Автор воспевает смелость, доблесть, честь главного героя и презирает хитрость, предательство и подлость. Он пытается донести до читателя, что настоящим народным героем может быть лишь человек, обладающий безудержной отвагой. Однако кроме этого качества важно, чтобы герой был прямодушным, человечным, преданным своему народу и своей Родине. Еще одна сторона главной мысли произведения – настоящий герой всегда рассчитывает лишь на себя.

Сюжет и композиция

  • Феодальная месть;
  • Борьба против сарацин.

Вершина развития повествования – Ронсевальская битва. Роланд и его сподвижники – Готье де л’Ом, граф Оливье, архиепископ Турпин – отражают атаки мавров, но погибают. Карл возвращается в Ронсеваль. Император, разгромив врага, обвиняет в измене Гвенелона. Таким образом, композиция произведения состоит из следующих частей:

  • Посольство Блакандрина, предательство Гвенелона;
  • Бой в Ронсевале, смерть Роланда;
  • Разгром врага Карлом, месть императора;
  • Судебный процесс и смерть Гвенелона.

Характеристика героев произведения

Оливье осторожный, вдумчивый, с чувством ответственности за своих солдат. Он разгневан на Роланда за его чрезмерную самоуверенность и упрекает его за то, что тот не трубит о помощи. Оливье отбирает свое согласие на брак Роланда и своей сестры Альды.

Трупин – взявшийся за оружие средневековый церковник. Он пользуется авторитетом, к его мнению прислушиваются и Оливье, и воины, и даже Роланд. Карл Великий – мудрый и справедливый правитель, хранитель страны.

Брамимонда – супруга Марсилия. Она признает превосходство христианства над другими религиями.

Альда – сестра Оливье, возлюбленная Роланда. При известии о смерти Роланда умирает.

Читайте также: