Как высказывались о пользе физических упражнений мыслители древней греции и древнего рима кратко

Обновлено: 05.07.2024

Формирование физической культуры Античной ГрецииВ конце II тысячелетия до н. э. к западу от государств Ближнего Востока, в районе Эгейского моря, начала развиваться физическая культура общества, совершенно отличного от указанных государств.. В течение VIII века местные особенности стали играть все меньшую роль..

Слово "гимнастика", точнее, гимнастика, происходит от греческого "обнаженный". Античная гимнастика в том, что касается ее цели обучения и упражнений, состояла из 3 основных частей: из подвижных игр, в которых под наблюдением родителей или воспитателей участвовали дети от 1 до 7 лет, а также из обучения калестрике и орхестрике.

1. Упражнения детских игр, проводившихся в рамках физического воспитания, упражнения с мячом, обручем, бег, метание копья, диска и другие упражнения, развивающие ловкость.

2. Элементы физического воспитания, взятого в более узком смысле слова, включала в себя палестра. Это название связано с первоначальными залами для борьбы - палестра, которые были построены в VIII веке вместо турнирных площадок под открытым небом. В рамках системы упражнений основу общей физической подготовки составляло комплексное испытание, пентатлон. Оно включало в соответствии с традициями бег на дистанцию примерно 192-196 м, прыжки в длину с альтерами, метание копья, диска и борьбу. 3. Орхестрика, сформировавшаяся из ритуальных танцев, тесно связанных с древними обрядами посвящения, включала в себя искусство двигаться и упражнения, считавшиеся необходимыми для развития ловкости.

Игра, палестра и орхестрика служили также средством создания греческого физического идеала - калогатии, заключавшегося в каноне красоты в эстетическом понимании. В физическом воспитании калогатия заключает в себе физическую сторону понятия прекрасного и хорошего.

По мнению Л.Куна, определение победителя в пентатлоне осуществлялось на основе принципа выбывания. Состязания в первых четырех видах пятиборья математически могли иметь своим результатом четыре вариации. В силу того что каждый из видов резко отличался от другого по качеству физических усилий, наиболее частым явлением был вариант, при котором победителями в беге, прыжках, метании диска и копья оказывались разные участники состязаний. Физическая культура Спарты, упорно державшаяся за племенные традиции, достигла апогея в VI веке до н. э. Систему физического воспитания Спарты освещают педагогические заметки Платона (427-347 годы до н. э.), по которым игры детей направлялись таким образом, чтобы они с малых лет привыкали к образу жизни взрослых.

Некоторые записи Филостратасвидетельствуют и о наличии у спартанцев своеобразной концепции "улучшения рода".

"Ликург. дабы обеспечить Спарту закаленными для боя атлетами, приказал допускать девочек к тренировкам и публичным соревнованиям по бегу. "Протагор" Платона,- чтобы тело их было обучено, слушалось их благородной души и чтобы из-за телесной слабости им не пришлось на войне или в ином случае брать на себя роль труса". В "Горгии" Платона учитель физического воспитания говорит о том, что желает сделать граждан прежде всего красивыми, а уж затем сильными. При учебных заведениях создавались купальни, бани, бассейны. Появилась постоянная должность мастера игр в мяч. Те же, кого не удовлетворяли элементы движений, содержащиеся в орхестрике, могли брать частные уроки у учителей драматического танца. Точку зрения древних греков на физическую культуру наиболее ясно выражали их философы, которые считали, что "образ жизни свободного человека" немыслим без занятий гимнастикой. Однако критерии системы человеческих ценностей, получившие законченное выражение в агонистике, в V веке до н. э. уже подвергались серьезным сомнениям, а софистами были отвергнуты Аристофан (450-370 года до н. э.) в своем произведении "Облака" устами Правды выступает еще в защиту прежних идеалов. То же самое делает молодой Аристокл (427-347 года до н. э.), который после успехов, достигнутых в соревнованиях по борьбе на истмийских играх благодаря физическим данным, приобрел известность в истории философии под именем Платона.

Конструктивные идеи.Современный спорт во многом развивается по логике античного спорта: от прикладного значения, где ведущим мотивом была готовность, к формам неутилитарной деятельности, целью которой становится гуманистический идеал физического совершенства, к профессионализации и к интересам материальной выгоды, где гуманистика уходит на второй план или же вовсе перестает играть сколько-нибудь существенную роль..

Многие города античности тоже стремились провести престижные соревнования. Причем им было сложней. Современные олимпийские игры проводятся в разных городах, а античные, конечно же, могли проводиться только в одном месте.

В I веке до нашей эры в Греции возникли своеобразные профсоюзы – объединения профессиональных атлетов, защищавшие их интересы. Членство в союзах было платным, но давало атлетам некоторые привилегии. Союзы лоббировали интересы спортсменов на государственном уровне..

Регулярные занятия физической культурой благоприятно влияют на здоровье и физическое состояние человека. Занятия способствуют также профилактике заболеваний, которые могут развиться в старшем возрасте.

В современных условиях развития нашего общества наблюдаются резкое ухудшение состояния здоровья населения и снижение продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7—9 лет, снижается производственный потенциал общества.


Сегодня человек меньше двигается, а значит, его мышцы, система дыхания и система кровообращения мало активны, недостаточно развиваются и быстро стареют. Ухудшающаяся экология в сочетании с малой подвижностью человека ведет к быстрому ослаблению организма, в результате человека начинают преследовать различные болезни. Чтобы избежать этого, надо постоянно тренировать органы и системы организма, т. е. регулярно заниматься физической культурой и спортом.

Систематические занятия физическими упражнениями оказывают существенное положительное воздействие на здоровье человека. Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов.

Физическое благополучие — это когда все органы человеческого тела функционируют в пределах нормы и даже могут при необходимости работать со значительным превышением нормы, т. е. обладают резервом.

Духовное (душевное или психическое) благополучие предполагает преобладание у человека хорошего настроения, его уверенности в своем будущем, положительный настрой на преодоление трудностей и неблагоприятных ситуаций.

Социальное благополучие предполагает устойчивое положение человека в обществе, наличие хорошей и хорошо оплачиваемой работы, семьи.

Доказано, что здоровье человека только на 8— 10 % зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 18—22 % — от генетических факторов, на 17—20 % — от состояния окружающей среды и на 49—53 % — от условий и образа жизни.


Регулярные и правильно дозируемые физические упражнения расширяют функциональные и приспособительные возможности сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма человека, способствуют увеличению общей приспособляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды.

Под влиянием умеренных физических нагрузок увеличиваются работоспособность сердца, содержание гемоглобина и количество эритроцитов в крови, повышается защитная функция крови.

В покое у физически неактивных людей частота сердечных сокращений (ЧСС) обычно составляет 72—84 уд./мин. Для сердца же тренированного спортсмена в покое характерна брадикардия, т. е. частота сокращений ниже 60 уд./мин, а у высококвалифицированных бегунов, лыжников, пловцов пульс достигает 36—38 уд./мин. У физически малоактивных людей сердце совершает за сутки примерно 14 000 лишних сокращений и быстрее изнашивается.


У физически малоактивных людей сердце совершает за сутки примерно 14000 лишних сокращений и быстрее изнашивается.

При большой физической нагрузке возрастает объем циркулирующей в организме крови в среднем на 1 — 1,5 л, достигая в целом 5— 6 л. Поток крови обеспечивает кислородом и энергией возросшие потребности всего организма и в первую очередь мышечной системы.

При систематических занятиях физическими упражнениями существенно изменяются морфофункциональные характеристики дыхательной системы: развиваются дыхательные мышцы, происходит развитие капиллярной сети. Важной характеристикой функционального состояния дыхательного аппарата является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — количество воздуха, которое можно выдохнуть после глубокого вдоха. У нетренированных мужчин со средним физическим развитием ЖЕЛ равна 3000—3500 см3, у женщин — 2000—2500 см3, у мужчин и женщин, регулярно занимающихся спортом, соответственно 4500—6000 и 3500-4500 см3.


Физические упражнения способствуют увеличению ЖЕЛ, расширяют грудную клетку, повышают эластичность межреберных хрящей и подвижность диафрагмы, развивают дыхательную мускулатуру и тем самым улучшают газообмен между легкими и кровью.

Хорошо развитый дыхательный аппарат — надежная гарантия полноценной жизнедеятельности клеток. Ведь известно, что гибель клеток организма в конечном итоге связана с недостатком в них кислорода. Тренированный аппарат внешнего дыхания (легкие, бронхи, дыхательные мышцы) — это первый этап на пути к улучшению здоровья.

В спокойном состоянии в легкие нетренированного человека за 18— 24 дыхательных движения в минуту поступает 3—5 л воздуха, из которого в кровь переходит 200—300 мл кислорода. У тренированных людей в покое дыхание менее частое: 10— 16 вдохов в 1 мин, но более глубокое. Во время интенсивной мышечной работы, например при быстром беге, плавании, количество поступающего в легкие воздуха может увеличиваться в 20 и более раз, достигая 120—200 л/мин. У нетренированных людей максимальная вентиляция легких в аналогичных условиях достигает всего 60— 120 л/мин.

При систематических занятиях физическими упражнениями существенно изменяются морфофункциональные характеристики дыхательной системы: развиваются дыхательные мышцы, происходит развитие капиллярной сети. Важной характеристикой функционального состояния дыхательного аппарата является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) — количество воздуха, которое можно выдохнуть после глубокого вдоха. У нетренированных мужчин со средним физическим развитием ЖЕЛ равна 3000—3500 см3, у женщин — 2000—2500 см3, у мужчин и женщин, регулярно занимающихся спортом, соответственно 4500—6000 и 3500-4500 см3.

У тренированного человека система внешнего дыхания в покое работает более экономно. Из одного и того же объема воздуха, пропущенного через легкие, извлекается большее количество кислорода.

Недостаточно развитый аппарат внешнего дыхания может способствовать развитию различных болезненных нарушений в организме. Такие распространенные болезни, как ишемическая болезнь сердца, гипертония, атеросклероз, нарушение кровообращения головного мозга, так или иначе связаны с недостаточным поступлением кислорода в организм.

Всякое заболевание сопровождается нарушением функций организма, следовательно, возникает необходимость их восстановления. Физические упражнения, в свою очередь, способствуют ускорению регенеративных процессов, насыщению крови кислородом, что ускоряет выздоровление.

Из всех видов физических упражнений наибольшую пользу для здоровья приносят те, которые выполняются длительное время и при достаточно полном обеспечении кислородом, т. е. движения, выполняемые в так называемом аэробном режиме. К таким упражнениям относятся плавание, передвижение на лыжах, оздоровительный бег, езда на велосипеде. Кроме того, оздоровительный и тренирующий эффект оказывают спортивные игры, шейпинг, атлетическая гимнастика, аквааэробика, степ-аэробика.

Вопрос о воздействии физических упражнений па здоровье человека интересовал врачей и ученых с самых древних времен. Физические упражнения как основное средство лечебной физкультуры давно использовались в практической медицине.

Отдельные высказывания о целесообразности использования физических упражнений для укрепления здоровья, предупреждения и лечения заболеваний известны еще во II—III вв. до н.э. В китайской медицине в третьем тысячелетии до н.э. большое значение придавалось медицинской гимнастике, основу которой составляли дыхательные упражнения.

В гимнастике умеренность нужна,
Пусть будет главным правилом она.
Умеренность не изнуряет тела,
Но очищает организм всецело.
Опасны перегрузки в упражненьях,
Которые ведут к изнеможенью
И человек стареет раньше срока,
Бесцельны долгий отдых и покой.
В излишествах нет пользы никакой.
Коль человек недвижен, вредный сок
Заполнит тело и еда не впрок.

Во второй половине XIX в. начала развиваться система механотерапии (Иондер, Крукенберг, Степанов и др.) — локалистическое направление, когда физические упражнения использовались применительно только к пораженному костно-мышечному звену или органу без учета необходимости общей тренировки остальных мышечных групп.

Большое влияние на развитие учения об использовании физических упражнений в целях лечения оказала шведская система Ланта, которая также характеризовалась локалистическими тенденциями: упражнения были направлены на развитие движений в отдельных мышечных группах и суставах; не уделялось внимания использованию естественных движений, развитию двигательных навыков.

В конце XIX — начале XX вв. были разработаны различные методы так называемой врачебной гимнастики. Так, в 1881 г. М. Эртель предложил метод терренкура, в 1884-м П. Шотт — гимнастику для больных с заболеваниями сердца, в 1910 г. Л. Зингер, М. Горбауэр — гимнастику при болезнях легких.

В России распространению лечебной гимнастики способствовали идеи о физическом воспитании, о профилактическом и лечебном применении физических упражнений — идеи, которые развивали отечественные ученые и клиницисты (М.Я. Мудров, С.П. Боткин, Г.А. Захарьин, А.А. Остроумов, П.Ф. Лесгафт). Ведущей идеей П.Ф. Лесгафта являлось гармоничное развитие человека применением физических упражнений, исходя из единства физического и духовного воспитания личности. Пособия по врачебной гимнастике и массажу создали И.Н. Пирусский, Е.Н. Залесова, В.Ф. Диаковский, М.К. Барсов, К.Г. Соловьев и др. Значительный вклад в развитие лечебной физкультуры внесли В.В. Гориневская, В.К.Добровольский, Б.А. Ивановский, И.М. Саркизов-Серазини и др.

3592 1

Сократ: "Многие делают большие ошибки, оттого, что не обладают физическим здоровьем. У кого телосложение крепкое, тот вполне гарантирован от таких невзгод". Платон: "Дитя, — писал он, — должно находиться в непрерывном движении. гимнастические упражнения обязательны для всех мальчиков и девочек. Телесные упражнения, выполненные даже против воли, нисколько не повредят телу".

Знаешь ответ? Добавь его сюда и заработай денег! Ответы проходят модерацию. Минимум 100 символов.

Вера Солодкова

1. В какой стране появился современный бадминтон?
Современный бадминтон появился в Англии на основе старинной игры из Индии.

2. Какой инвентарь необходим для организации игры в бадминтон? (Развернутый ответ с характеристикой инвентаря)
В укомплектование для бадминтона входят:
- Ракетки для бадминтона. Первоначально ракетки изготавливались из дерева. Современные же ракетки изготавливаются из углепластика, алюминия, стали или титана. Вес ракетки — от 70 до 100 грамм. Максимальные размеры ракетки 680 мм в длину и 230 мм в ширину. Профессионалы добиваются лучшего хвата с помощью намотки на рукоятку ракетки.
- Волан. Существует два типа воланов: пластиковые и натуральные перьевые. Пластиковый валан оптимален для любительской игры, а также для тренировок. Он имеет головку из пробки или синтетического материала, к ней прикрепляется юбка из пластика. На состязаниях используются только натуральные снаряды. Их пробковые головки покрываются кожей, а к ней крепятся гусиные перья в количестве 16 штук. Для приклеивания перьев в головке имеются специальные отверстия. После вклеивания перья дополнительно обвязываются нитками. Масса такого снаряда достигает 5 г. Цвет воланчика традиционно белый.
- Игровая площадка для бадминтона - корт. Игра проходит на прямоугольной площадке размером 13,4 на 5,18 метров. Для парной игры используется площадка размером 13,4 на 6,10 метров. Высота сетки 1,55 метра у опор, 1,524 метра по центру (провисание); Сетка ограничена сверху лентой шириной в 7,5-8 см, сложенной вдвое, под которой пропускается шнур. Линии шириной 4 см, наносятся на поле яркой (белой или жёлтой) краской и являются неотъемлемой частью того поля, которое они ограничивают. На расстоянии 1,98 метра от сетки находится линия подачи. Между линией подачи и задней линией находится зона подачи. Центральная линия разделяет зону подачи на правую и левую зоны.

3. Какие разновидности игры существуют и чем они отличаются?
- Одиночная мужская категория.
- Одиночная женская категория.
- Парная мужская категория.
- Парная женская категория.
- Смешанная парная категория.

4. Сколько геймов может быть в матче?
Матч бадминтона состоит из трёх геймов.

5. До какого счёта идет гейм?
Игра ведётся до 21 очка; при счёте 20:20 игра продолжается до превосходства одной из сторон в 2 очка либо до 30 (сторона, первой набравшая 30 очков, выигрывает).

6. Чем отличается площадка для одиночной игры от площадки для парной игры?
Площадки для одиночной и парной игры отличаются размером:
5,18 м х 13,4 м для одиночной игры.
6,10 м х 13,4 м для командной игры.

7. На какой высоте должна быть натянута сетка для игры в бадминтон?
Высота сетки для бадминтона составляет 1,55 м от поверхности корта.

8. Правила подачи в одиночной игре.
- Игроки должны подавать (и принимать) со своего правого поля подачи, когда подающий не имеет очков или имеет четное количество очков в этом гейме.
- Игроки должны подавать (и принимать) со своего левого поля подачи, когда подающий имеет нечетное количество очков в этом гейме.
- В розыгрыше волан должен отражаться последовательно подающим и принимающим до тех пор, пока волан не выйдет из игры.
- Если подающий выигрывает розыгрыш, ему засчитывается очко. Затем он снова начинает подачу с другого поля.
- Если розыгрыш выигрывает принимающий, ему засчитывается очко. Затем принимающий становится новым подающим.

Читайте также: