Какой принцип лежит в основе сюиты баха кратко

Обновлено: 02.07.2024

Стремясь постичь ответ на вопрос: что же такое музыка? - люди придумали тучи описательных, конструктивных и практических музыкальных дисциплин. Все они в какой-то мере отдаляют или приближают к пониманию музыки, этой совершенно неуловимой, всегда многозначной и мистической "сущности".

Тем не менее, эти дисциплины позволяют сформировать на начальном этапе (в школе) - некую общность людей с одинаковым взглядом на музыкальный мир, общность любителей определённых музыкальных произведений, давно ставших популярными.

На следующем этапе (уже в профессиональном музыкальном заведении - колледже) - даётся минимум профессиональных навыков, без которых невозможно назвать себя музыкальным профессионалом хотя бы в самой маленькой степени. Это ставшие неоспоримыми сведения в строго определённой музыкальной сфере.

Консерватории (или музыкальные академии) дают более широкий взгляд на музыкальное искусство, более профессиональные навыки, хотя от объёма мировых музыкальных знаний, естественно, это не более 1 процента. Музыкальные традиции имеют очень сильное различие в разных странах и культурах.

Мы изучаем лишь музыкальные традиции Западной Европы и России. Кое-что знаем о народной музыке бывших стран СНГ. Всё это: конкретные жанры, определённые формы, определённый музыкальный строй, определённый муз. язык, музыкальное содержание, отвечающее определённой культуре, определённые музыкальные инструменты, определённая манера пения.

На нашем сайте вы найдете много статей и упражнений по изучению музыкально-теоретических предметов, таких как сольфеджио (напетые номера и аудио-диктанты), теория, анализ, гармония, полифония, музыкальная литература (жанры музыки и разборы музыкальных произведений).

СОЛЬМИЗА́ЦИЯ (от названия звуков соль и ми) — пение мелодий со слоговыми названиями звуков.

СОЛЬФЕДЖИО, сольфеджо (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа): — 1) то же, что и сольмизация. 2) Учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант музыкальный, анализ на слух. 3) Сборники упражнений для одно- или многогол. сольфеджирования или анализа на слух. 4) Специальные вокальные упражнения для развития голоса.

Напетые номера по учебнику "СОЛЬФЕДЖИО". Часть первая. Одноголосие. Составители: Борис Калмыков и Григорий Фридкин. Все напетые 94 номера.



ТЕОРИЯ МУЗЫКИ в музык. школе, или предмет "Элементарная теория музыки" в музыкальных училищах является составной частью профессиональной подготовки учащихся, сосредоточивает в себе элементарные сведения из курсов гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, инструментоведения.


МУЗЫКАЛЬНЫЙ
ДИКТАНТ для муз. школы и для муз. колледжа на 1, 2, 3 и 4 голоса (одна из форм работы на сольфеджио) — запись по слуху одно-, двух-, трёх.- и четырёхголосных музыкальных построений. Один из приёмов развития музыкального слуха. Диктант музыкальный прослушивается в исполнении голосом, на фортепиано или другом инструменте, после чего записывается нотами. Диктант музыкальный требует осмысления элементов лада, гармонии, голосоведения, ритма, музыкальной формы (в так называемом тембровом Диктанте — также инструментовки). Подбор на фортепиано (мелодия с аккордами). Музыкальная игра на развитие абсолютного слуха. Как писать музыкальные диктанты.

И.С. Бах Сюиты и партиты для клавира

Бах Сюиты и партиты для клавира

Сюиты и партиты появились задолго до Иоганна Себастьяна Баха . Полифоническое мышление композитора позволило опоэтизировать сочинения, что вывело циклические формы на новый уровень. Благодаря Баху бытовые танцы, входившие в состав цикла, стали носить одухотворенную окраску.

История создания

Считается, что сюиты и партиты для разных составов оркестра, а также для солирующих инструментов Бах создавал на протяжении всего творческого пути. Тем не менее значительная часть созданных произведений для клавира была написана во времена проживания в Кётене, а именно с 1717 года. В этом городе музыкант занимал должность руководителя придворного оркестра, а также занимался обучением принца Кётенского. Все свободное от работы время Бах мог посвящать сочинению новой музыки. Отсутствие органа определило поле его дальнейшей деятельности. Так, Иоганн Себастьян сочинял именно оркестровую и клавирную музыку.

Иоганн Себастьян Бах

Бах
Клавесин

рукопись Английской сюиты
рукопись Французской сюиты

Интересные факты

Что такое сюита

Сюита представляет собой закрепившуюся последовательность инструментальных композиций, танцев или шествий. Принцип единства основывался на контрасте частей. Сюита прошла многовековой путь, прежде чем, окончательно сформировалась по структуре. Так к 17 веку была ясно представлена идеальная формула камерной сюиты:

  • Аллеманда – преимущественно двудольный танец, характерной особенностью которого является отсутствие острого ритма и резкой контрастности как в тональности, так и в тематизме. Принято писать аллеманду в спокойном темпе. Приветствуется использование большого количества украшений.
  • Куранта – величественный, придворный танец. Трехдольность является характерным признаком, обязательно начинается с затакта. Существуют специальные ритмические формулы, являющиеся отличительными для данного танца.
  • Сарабанда – старинный танец-шествие. Для танца характерна трехдольность, с акцентом на слабые вторую или третью доли такта. Характер носит трагическую окраску, нередко сочинение связано с ритуалом погребения. По смысловому наполнению относится к чаконе или пассакалье. Темп медленный, лад минорный.
  • Жига – подвижный танец, происхождение которого связано с Англией и Ирландией. Считается, что это народный танец пиратов и матросов. Размер трехдольный, хотя можно встретить варианты с двухдольным метром.


В композиторской практике до Баха все номера в сюите имели гомофонно-гармоническую основу, то есть имели мелодию и аккомпанемент. Новаторство Иоганна Себастьяна Баха заключалось в том, что он ввел полифоническую структуру. По значительности содержания, сюиты не уступают место другим барочным жанрам, таким как концерты или мессы. Бытовой интонационный строй заменяется возвышенными мелодическими фигурами, что говорит о новой интерпретации.

Английские сюиты

  • укрупнение цикла;
  • единство тематизма;
  • полифоническое развитие голосов;
  • тональное объединение;
  • контрастное сопоставление частей;
  • увеличение роли средних голосов.

Традиционно сюита состоит из 4 основных номеров. В некоторых сочинениях композитор расширяет цикл, добавляя прелюдию, менуэт, бурре или гавот.

Англия

Сюита объединяется одной тональностью. Можно разделить циклы на мажорные и минорные. К мажорным относят:

  • №1, BWV 806 – Ля мажор;
  • №4, BWV 809 – Фа мажор.

К минорным сюитам можно отнести:

  • №2, BWV 807 – ля минор;
  • №3, BWV 808 – соль минор;
  • №5, BWV 810 – ми минор;
  • №6, BWV 811 – ре минор.

Французские сюиты

Франция

Партиты

Одной из разновидностей концертной сюиты можно считать партиту. Отличительной чертой от сюиты можно назвать увеличение, разрастание конструкции. К четырем основным произведениям, входящим в состав классической сюиты, в партитах также добавлялась прелюдия или вступление, а также вставные контрастные части:

  • Прелюдия – вступительная инструментальная пьеса, написанная в свободной композиционной форме. Нередко основана на тематизме следующих музыкальных композиций в цикле. Требует единства фактуры.
  • Симфония (синфония) – полифоническая пьеса вступительного характера, обычно в партите заменяет прелюдию. Не требует фактурного единства, возможна смена темпа внутри сочинения. Форма свободная.
  • Бурре – это двудольный или трехдольный танец, который основан на прыжкообразном движении. Характеризуется острым ритмом. Возник во Франции. Темп быстрый, стремительный. В партите использовался перед завершающей жиги, а также после сарабанды.
  • Гавот – двухдольный танец, распространенный во Франции с 17 века. В качестве составной части используется чаще всего после сарабанды.
  • Полонез – трехдольный польский танец, напоминающий шествие. Носит торжественный характер.
  • Бурлеска – разновидность скерцо, с французского переводится как шутка. Произведение носит юмористический характер. Обычно написано в быстром темпе.
  • Менуэт – старинный трехдольный танец, зародившийся во Франции. Форма обычно трехчастная повторного строения.
  • Скерцо – инструментальная пьеса, написанная в трехдольном размере. Темп стремительный живой, характерно применение специальных ритмических и гармонических оборотов.
  • Ария – в партите представляет собой инструментальное сочинение, с солирующим голосом и аккомпанементом. Темп может быть умеренным или медленным. Имеет ярко выраженную мелодию певучего характера. Характерна трехчастная форма.

Дополнительный музыкальный материал необходим для расширения музыкального пространства.

Бах партита №6 рукопись

Незыблемым каркасом служат четыре произведения – это аллеманда, куранта, сарабанда и жига. Для партиты характерна свободная последовательность номеров, их количество также определяется автором. Так, первая партита из шести, предъявленных в сборнике Clavier-Ubung I, состоит из прелюдии, аллеманды, куранты, сарабанды, двух менуэтов и жиги. Объединяет композиции тональность Си-бемоль мажор.

Партиты создавались еще до Баха, но композитор эпохи барокко стал настоящим новатором в этом жанре. Изначально данная форма музыкальных сочинений была отдельным видом вариаций хоральной мелодии для органа. Использование было возможно только для духовной музыки в 17-18 веках. В творчестве немецкого композитора термин стал использоваться для светской музыки.

Сюиты и партиты сочетают в себе как традиционные, так и новаторские черты. Многие музыкальные исследовали сходятся во мнении, что именно в творчестве И.С. Баха были смоделированы композиторские принципы сюиты и партиты. Музыка Баха – это вечный источник гармонии разума и души человека.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Партита И.С. Баха

Читайте также: