Какой период времени охватывает древнерусское искусство кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эпохой древнерусского музыкального искусства принято называть исторически очень большой отрезок времени, охватывающий более восьми столетий, с момента возникновения Русского государства (IX в. ) до петровских реформ (конец XVII в.) . Она подразделяется на несколько этапов, которые совпадают с общеисторической классификацией: а) Киевская Русь, б) Новгород и другие города в борьбе с монголо-татарским нашествием, в) централизация феодальных княжеств вокруг Москвы. Каждый из этапов имеет свои ярко выраженные особенности музыкальной культуры. Вместе с тем они объединены принципиально общими чертами.
Источник: [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Эпохой древнерусского музыкального искусства принято называть исторически очень большой отрезок времени, охватывающий более восьми столетий, с момента возникновения Русского государства (IX в. ) до петровских реформ (конец XVII в.) . Она подразделяется на несколько этапов, которые совпадают с общеисторической классификацией:

Искусство Древней Руси представляет собой важную часть культурного наследия всех восточнославянских народов. Многочисленные произведения искусства Древней Руси — результат творчества огромного количества художников, живших на территории современных Украины, Беларуси и России в период с IX до первой трети XIII веков. К сожалению, до наших дней сохранилось лишь небольшое количество работ старинных мастеров.

Искусство Древней Руси сочетает в себе традиции сразу нескольких соседних культур. Помимо славянских корней в нем отчетливо прослеживается влияние византийских и балканских мастеров, живших на территории древнерусского государства в течение нескольких столетий.

Искусство Древней Руси. Височные кольца вятичей, XII век

Основные периоды искусства Древней Руси

Искусство Древней Руси развивалось на протяжении четырехсот лет: от периода создания мощного централизованного государства в середине IX века до монголо-татарского нашествия в конце первой трети XIII века. За это время произошли огромные изменения не только в политической, но и в культурной жизни восточных славян.

Искусство Древней Руси. Софийский собор в Новгороде, XI век

Современными историками принято разделять искусство Древней Руси на два основных периода: дохристианский и христианский. Дохристианский период продлился чуть более ста лет — с момента образования Киевской Руси под предводительством первого летописного князя Рюрика до официального принятия Христианства в 988 году. В это время в искусстве преобладали древние местные культурные традиции, сформировавшиеся в течение многих веков на основе языческих верований восточнославянских племен.

Искусство Древней Руси. Золотые ворота в Киеве (современная реконструкция), XI век

После Крещения Руси Владимиром начался христианский период истории государства, для которого было характерно внедрение новых культурных традиций во все сферы искусства. В эпоху расцвета древнерусского княжества сюда устремились не только христианские миссионеры, но и многочисленные мастера из разных уголков Византийской империи, в том числе из ее столицы — Константинополя, а также греческих и анатолийских земель.

Искусство Древней Руси. Икона святых Петра и Павла, XI век

Особенности искусства Древней Руси

Искусство Древней Руси, главным образом, включает в себя шедевры, созданные умелыми художниками и ремесленниками в сферах:

Искусство Древней Руси. Ювелирные украшения из Вищинского клада, начало XIII века

Помимо этого, большую историческую ценность представляют собой уникальные предметы многих разновидностей декоративно-прикладного искусства (шитья, ткачества, резьбы по камню, художественной обработки металла, плетения и керамики).

Искусство Древней Руси. Фреска в нише северной стены церкви Бориса и Глеба в Кидекше, XII век

Архитектура Древней Руси дохристианского периода до наших дней практически не сохранилась, так как все здания в те времена строились из древесины. Только с принятием христианства появилось каменное зодчество. Первой исторической постройкой, возведенной из камня, историки признают Десятинную церковь в Киеве, созданную приглашенными из Византии мастерами.

Искусство Древней Руси. Киевский Софийский собор, XI век

В последующие два столетия на территории Руси было построено большое количество каменных храмов, в том числе и всемирно известные шедевры архитектуры:

  • Софийский собор, Золотые ворота и комплекс зданий Киево-Печерского монастыря в Киеве;
  • Софийский собор в Великом Новгороде;
  • Успенский собор во Владимире;
  • Рождественский собор в Суздале;
  • Спасо-Преображенский собор в Чернигове.

Искусство Древней Руси. Церковь Покрова на Нерли, XII век

Для архитектуры Древней Руси характерно преобладание крестово-купольной планировки при строительстве храмов. Деревянные оконные рамы мастера украшали витражами, а стены возводили из квадратного кирпича и натурального камня. Для защиты зданий от влажности и перепадов температуры использовалась известняковая штукатурка.

Деревянная и каменная скульптура была широко распространена на Руси в дохристианский период. Основным объектом творчества древних мастеров были идолы — истуканы, изображающие различных божеств языческого пантеона. После принятия христианства эти памятники древнего искусства были повсеместно уничтожены в рамках борьбы с идолопоклонством.

Искусство Древней Руси. Збручский идол, X век

В связи с тем, что в Византийской империи начала второго тысячелетия нашей эры скульптура переживала очевидный упадок, в христианской Киевской Руси эта сфера искусства практически не развивалась. Исключение составляли лишь небольшие рельефы, которые на плитах из известняка создавали мастера для украшения храмов.

Зато живопись в Киевской Руси на протяжении X-XIII столетий переживала подлинный расцвет. Приезжие византийские мастера щедро поделились с местными художниками уникальными секретами создания икон и фресковых росписей. Изображения с ликами святых и сценами из священных текстов украшали интерьеры соборов, а деревянные иконы были важной составляющей не только убранства храмов, но и множества религиозных ритуалов.

Значительных успехов древнерусские художники добились и в сфере мозаики, из кусочков разноцветного стекла (смальты) они выкладывали красочные настенные, напольные и потолочные панно в церквях по византийскому образцу. Но трудоемкое мозаичное искусство в начале XII века было почти полностью вытеснено более легкой в исполнении техникой художественной отделки — фресковой росписью.

С начала XI столетия ведет свой отсчет искусство создания русских летописей — одной из разновидностей книжной миниатюры. Центрами этого ремесла были монастыри, княжеские дворы и места проживания церковных иерархов. Помимо текстов писцы украшали пергаменты всевозможными узорами и цветными иллюстрациями. Наряду с историческими летописями древние мастера также изготавливали уникальные документы на темы:

  • священных христианских текстов;
  • былинных сюжетов;
  • фольклорных народных произведений.

Древнерусская земля также славилась своими ювелирными изделиями. Местные умельцы мастерски владели различными техниками художественной обработки металлов, изготавливали предметы роскоши для знати, праздничную домашнюю утварь, украшения для одежды, а также нательные кресты и миниатюрные образки. К числу уникальных ювелирных изделий местных мастеров можно по праву причислить колты — женские украшения для головных уборов в виде полых металлических подвесок.

Искусство Древней Руси. Колты с изображениями птиц по сторонам древа жизни и цепь-рясна из бляшек для крепления колтов XII век

Искусство Древней Руси сегодня вызывает огромный интерес у историков и коллекционеров. На арт-аукционах шедевры декоративно-прикладного и изобразительного искусства продаются за огромные деньги, а найденные в ходе археологических раскопок уникальные артефакты той эпохи, украшают экспозиции лучших музеев мира.

Эпохой древнерусского музыкального искусства принято называть исторически очень большой отрезок времени, охватывающий более восьми столетий, с момента возникновения Русского государства (IX в. ) до петровских реформ (конец XVII в.) . Она подразделяется на несколько этапов, которые совпадают с общеисторической классификацией: а) Киевская Русь, б) Новгород и другие города в борьбе с монголо-татарским нашествием, в) централизация феодальных княжеств вокруг Москвы. Каждый из этапов имеет свои ярко выраженные особенности музыкальной культуры. Вместе с тем они объединены принципиально общими чертами.
Источник: [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]

Эпохой древнерусского музыкального искусства принято называть исторически очень большой отрезок времени, охватывающий более восьми столетий, с момента возникновения Русского государства (IX в. ) до петровских реформ (конец XVII в.) . Она подразделяется на несколько этапов, которые совпадают с общеисторической классификацией:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Были высоко развиты ремесла, техника деревянного строительства. Особенности древнерусского искусства: христианское понимание миропорядка, духовность, соборность, анонимность, каноничность, символичность. Первые церкви на Руси сооружались по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчлененный четырьмя столбами, - основа, примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Десятинная церковь в Киеве (конец X в.) выстроена в соответствии с византийской традицией греческими мастерами, В соборе Святой Софии в Киеве сочетаются славянские и византийские традиции: на основу крестово-купольного храма поставлены тринадцать глав храма, напоминающих о несохранившемся деревянном Новгородском храме Святой Софии. Массивность, тяжеловесность форм собора. Величественность композиции. Воплощение идеи величия Киевской державы.

Софийский собор в Новгороде (1045-1050) по сравнению с Софией Киевской строже, монолитнее и лаконичнее: 5 куполов, нет мозаик, мрамора. Иной строительный материал: не тонкая изящная плинфа, а местный грубый известняк. В архитектуре второй половины XI века усиливается аскетизм в художественном облике храмов по сравнению с праздничным образом первой половины столетия. Господствует одноглавый трехнефный шестистолпный храм.

3. Зодчество и живопись XIV – XVII вв.

Развитие древнерусского искусства в XIII веке было нарушено монгольским нашествием, многие художественные центры, в том числе Киев, Владимир, Суздаль, были разрушены. Подъем художественной культуры начался в Новгороде, который не подвергся монгольскому нашествию. Особенный расцвет переживают архитектура и живопись Новгорода в XIV в. Новый стиль явен в облике церкви Федора Стратилата (1360-1361) и церкви Спаса Преображения (1374). Для этих сооружений характерны мощь, конструктивность, почти полное отсутствие внешнего декора. Величественные стены храмов членятся четырьмя лопатками, на которые опираются многолопастные арки. Обе церкви характеризуются монументальностью и силой своего архитектурного облика, мужественностью, которая присуща новгородскому искусству.

4. Древнерусская живопись во второй половине XIV – XV вв.

5. Зодчество централизованного государства.

6. Творчество Дионисия.

7. Зодчество XVI столетия.

8. Живопись во время правления Ивана IV.

9. Последний этап древнерусской истории – XVII век.

В архитектуре этого столетия можно проследить три этапа: в первой четверти XVII в. или даже в первые 30 лет в ней еще сильна связь с традициями XVI столетия; середина века – 40–80-е годы – поиски нового стиля, соответствовавшего духу времени, и его расцвет; конец столетия – отход от старых приемов и утверждение новых, свидетельствующих о рождении зодчества так называемого нового времени.

Культовые здания все больше отходили от строгих византийских канонов, что вызывало тревогу церковных властей.

Активизировалось строительство деревянных церквей. Церковь Спаса Преображения в Кижах.

Гражданские постройки ориентировались на западноевропейские образцы. Отсюда строгая симметрия, разделение на этажи, упорядоченность декора. Однако русские мастера придавали зданиям красочность и убранство. Палаты Аверкия Кириллова, Симона Ушакова, князя Голицына, трапезные палаты Новодевичьего монастыря, деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском.

10. Живопись XVII века.

В 1652-1666 гг. Яков Казанец, а затем Симон Ушаков осуществили роспись Архангельского собора. Основная тема фресок – прославление московской династии, поэтому над каждым надгробием помещено изображение святого покровителя того или иного московского князя.

Особую роль в развитии русской монументальной живописи XVII века сыграли ярославские стенописцы. В их произведениях ценились прежде всего занимательность изображения, многочисленные бытовые подробности, многофигурность композиций, передача движения, динамичность, ориентация на европейские образцы. Художники рисовали массовые сцены, и многие лица в толпе были портретно узнаваемы.

В этот период происходит осознанное разделение светской и религиозной живописи. Изографы разделились на иконописцев и живописцев. Живописцы расписывали дворцовые палаты и знамена, походные шатры и игрушки, мебель и повозки, конскую сбрую. Но они же могли писать иконы.

Читайте также: