Какой этап не входит в комплексный анализ контекстных данных рисковых школ

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " Использование контекстных данных в системе управления качеством образования: теоретические основания, опыт разработки и апробация инструментария Г.А. Ястребов," — Транскрипт:

1 Использование контекстных данных в системе управления качеством образования: теоретические основания, опыт разработки и апробация инструментария Г.А. Ястребов, С.Г. Косарецкий, М.А. Пинская Центр социально экономического развития школы Институт образования НИУ ВШЭ проект при поддержке ПФИ НИУ ВШЭ

12 Содержание проекта Цель проекта Разработка предложений по совершенствованию систем оценки и выявлению образовательных учреждений, демонстрирующих наиболее высокие и наиболее низкие показатели успеваемости с учетом социально-экономических обстоятельств их деятельности (т.н. контекстуализация результатов) Объект исследования (выборка) Школы Московской, Ярославской и Ивановской области (около 1140 школ, представивших сведения о результатах ЕГЭ по двум предметам) Предмет исследования Обусловленность показателей успеваемости характеристиками социального состава учащихся, текущего ресурсного обеспечения школ и характеристиками социально-экономического развития территорий 12

14 Социальные характеристики контингента учащихся Доля учащихся 1. из многодетных семей 2. из неполных семей 3. из семей, находящихся под опекой 4. из семей, где работает один из родителей 5. из семей, где оба родителя являются безработными 6. из семей, где один из родителей является безработным 7. из семей, где хотя бы один из родителей является инвалидом 8. из семей, где оба родителя имеют высшее образование 9. из семей, где один из родителей имеет высшее образование Доля учащихся 1. из семей, находящихся в социально опасном положении 2. из семей, проживающих в благоустроенных квартирах 3. из семей, проживающих в квартирах с частичными удобствами 4. из семей, проживающих в частном секторе 5. для которых русский не является родными языком 6. проживающих в приемных семьях 7. состоящих на различных видах учета (КДН, ОВД, внутришкольный) 14

15 Характеристики поселений и школ Образовательные учреждения 1. Вид образовательного учреждения (лицей, гимназия, школа с углубленным изучением отдельных предметов или обычная среднеобразовательная школа) 2. Численность контингента (размер образовательного учреждения) 3. Соотношение числа учащихся к числу учителей 4. Доля учителей высшей категории 5. Доля учителей первой категории 6. Средний возраст учителей 7. И мн. др. Поселения 1. Статус поселения (городское или сельское) 2. Численность населения 3. Доля ветхого и аварийного жилья в общем жилом фонде 4. Среднемесячная заработная плата работников предприятий и некоммерческих организаций 5. И мн. др., отбракованных в связи с плохим качеством стат. данных 15

16 Аналитическая процедура и ее практический смысл Методы анализа Множественный (иерархический) регрессионный анализ Позволил установить как с результатами успеваемости связаны 1. характеристики образовательных учреждений 2. социальные характеристики учащихся 3. характеристики территорий Практический смысл Установить вклад социальных факторов в дифференциацию образовательных результатов между школами, который проявляется независимо от качественных различий между образовательными учреждениями Установить количественное соотношение между показателями результатов обучения и контекстными показателями (для определения весов последних в конструкции Индекса социального благополучия школы (ИСБШ)) 16

17 Краткая характеристика результатов анализа: контекстные факторы 17 Доля учащихся из семей, где оба родителя имеют высшее образование Доля учащихся - из неполных семей - состоящих на различных видах учета - для которых русский язык не является родным образовательные результаты

18 Связь между результатами ЕГЭ и уровнем образования родителей учащихся 18

19 Связь между результатами ЕГЭ и долей учителей высшей категории 19

20 Связь между результатами ЕГЭ и численностью контингента учащихся 20

24 Конструкция Индекса социального благополучия школы (ИСБШ) 24

25 Корреляции показателей социального контекста с показателями успеваемости 25 Показатели социального контекста средний балл по русскому языку средний балл по математике ИСБШ0,520,46 Процент учащихся из неполных семей–0,21-0,22 Процент учащихся из семей, где оба родителя имеют высшее образование 0,440,38 Процент учащихся, состоящих на различных видах учета – –0,38–0,33 Процент учащихся, для которых русский язык не является родным –0,11–0,09 Показатели успеваемости более тесно связаны с Индексом, чем с лежащими в их основе отдельными компонентами

34 Возможности использования контекстуализации в управлении качеством 1) Дифференцированная политика в отношении разных групп школ: определение школ для применения мер адресной поддержки (специальные нормативы финансирования и оплаты труда, направление квалифицированных кадров и др.) определение школ для поощрения за эффективность в своих условиях выявление школ для реализации программ улучшения образовательных результатов 2) Учёт социально-экономических характеристик семей при регулировании набора: поощрение школ, принимающих неблагополучных учеников. регулирование набора и перераспределение контингента. 3) Выявление и распространение практик, обеспечивающих эффективность в своих условиях

В соответствии пунктом 5.21 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 N 885, федеральным проектом "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденным протоколом от 24 декабря 2018 г. N 16 президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую методику выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Б.А. Чернышова.

приказом Федеральной службы

по надзору в сфере образования и науки

от 19.08.2020 N 847

ВЫЯВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,

ИМЕЮЩИХ НИЗКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯХ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДАННЫХ О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Современная школа сталкивается с целым рядом вызовов и трудностей, связанных с внутренними и внешними условиями их работы, к которым можно отнести организационные особенности, ресурсное, материально-техническое, кадровое оснащение, состав контингента обучающихся, педагогико-методический потенциал коллектива. Сочетание данных факторов в отдельной школе может приводить к росту рисков учебной неуспешности. Однако некоторые образовательные организации демонстрируют способность противостоять влиянию разнообразного сочетания негативных факторов.

В настоящее время поддержка отстающих школ является стандартной практикой стран - лидеров международных образовательных рейтингов. Первостепенной задачей на пути решения указанных проблем является определение адресатов - образовательных организаций с наибольшими запросами на компенсацию ресурсных и компетентностных дефицитов. Для решения данной задачи целесообразно использовать данные о результативности и условиях обучения, собираемые в рамках мониторинговых процедур.

1. Цель и принципы методики

Целью Методики выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся (далее - Методики), является составление списка школ с низкими образовательными результатами для включения в проект адресной помощи и методической поддержки общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся (далее - проект) в текущем году.

С учетом возможных ресурсных ограничений по количеству школ, которым может быть оказана помощь , Методика предусматривает формирование сначала исходного полного списка школ с низкими образовательными результатами, а затем - отбор из этого списка ограниченного количества школ для организации адресной помощи.

В рамках данного проекта будет оказана адресная помощь 250 образовательным организациям из 20 субъектов Российской Федерации.

Принципы отбора ограниченного количества школ из исходного списка:

- Выбранные школы должны впоследствии быть источниками практического опыта для других школ региона, поэтому отобранные школы должны по возможности максимально широко представлять многообразие школ региона.

Для реализации этого принципа школы из исходного полного списка, полученного на начальном этапе, группируются по схожим признакам, а затем из каждой из получившихся групп выбирается небольшое число представителей для включения в проект. Группировка школ осуществляется на основе комплексного анализа данных о результатах оценочных процедур.

- При выборе школ для включения в проект целесообразно учесть всю дополнительную информацию о школах, имеющуюся у органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - ОИВ), поэтому окончательный выбор ограниченного числа школ из сформированных по результатам комплексного анализа групп осуществляется при участии ОИВ.

Таким образом, Методика выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, реализуется в три этапа:

1) формирование начального списка рисковых школ посредством использования данных федеральных мониторинговых процедур, реализуемых на разных уровнях образования для анализа качества освоения образовательными организациями программ общего образования: Всероссийских проверочных работ (ВПР), Основного государственного экзамена (ОГЭ), Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

2) проведение комплексного анализа данных с целью группировки рисковых школ со схожими показателями, такими как: доля слабо успевающих обучающихся; тип школы (городская/сельская) с учетом размера населенного пункта, в котором она находится; транспортная доступность; дефицит кадров и базовой инфраструктуры. Краткая характеристика выбранных для анализа факторов приводится в Приложении 1.

3) отбор школ для участия в проекте выполняется с участием ОИВ региона.

Участие региона на итоговом этапе отбора образовательных организаций обусловлено долгосрочным характером управленческих решений, направленных на поддержку школ с низкими образовательными результатами. Выбор школ на этом этапе может опираться на информацию о квалификации директоров школ и их готовности включиться в проект, на информацию о расположении школ, учитывающую возможность их посещения специалистом, курирующим реализацию программ помощи в этих школах, а также на иные сведения, которыми располагает ОИВ региона.

Роль ОИВ региона в работе по профилактике рисков низких результатов является ключевой. Основные подходы к организации работы по поддержке школ с низкими образовательными результатами изложены в Методике оказания адресной методической помощи образовательным организациям, имеющим риски низких результатов .

Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся, готовится к публикации на сайте ФГБУ "Федеральный институт оценки качества образования" 31.08.2020.

2. Формирование начального списка рисковых школ

Формирование начального списка школ с низкими результатами происходит на основании комплексного анализа результатов национальных оценочных процедур: ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, прошедших за два предыдущих учебных года.

В начальный список включаются общеобразовательные организации (ОО), удовлетворяющие как минимум одному из следующих критериев:

1. ОО, в которых не менее чем по двум оценочным процедурам в предыдущем учебном году были зафиксированы низкие результаты.

2. ОО, в которых хотя бы по одной оценочной процедуре в каждом из двух предыдущих учебных годов были зафиксированы низкие результаты.

Под "низкими результатами" понимаются результаты оценочной процедуры, при которых не менее 30% от общего числа участников оценочной процедуры получили отметку "2" (ВПР) или не преодолели минимальный порог, предусмотренный спецификацией соответствующей оценочной процедуры (ОГЭ, ЕГЭ).

Анализ проводится по результатам следующих процедур:

- ВПР по математике (5 класс);

- ВПР по математике (6 класс);

- ВПР по русскому языку (5 класс);

- ВПР по русскому языку (6 класс);

- ОГЭ по математике;

- ОГЭ по русскому языку;

- ЕГЭ по математике (базовой);

- ЕГЭ по математике (профильной);

- ЕГЭ по русскому языку.

При анализе данных ОГЭ и ЕГЭ учитываются результаты участников, полученные до пересдач, при этом результаты выпускников прошлых лет не учитываются.

При формировании начального списка образовательных организаций с низкими образовательными результатами ОИВ субъекта Российской Федерации, исходя из принятых в регионе критериев и дополнительных данных об образовательной ситуации в регионе, может добавить или исключить образовательные организации из полученного списка, представив необходимые обоснования.

3. Проведение комплексного анализа данных рисковых школ

Комплексный анализ контекстных данных рисковых школ состоит из трех этапов.

1) Определение "образовательного потенциала субъекта РФ": кластеризация регионов по результатам оценочных процедур: ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, прошедших за два предыдущих учебных года. По итогам кластерного анализа выделяются три кластера: с высоким, средним и низким потенциалом.

2) Определение степени неосвоения школами региона образовательных программ: кластеризация школ из начального списка по степени неуспеваемости. Выделение кластеров осуществляется по итогам кластерного анализа. Могут быть выделены три категории школ: сильно, умеренно и базово неуспевающие.

3) Исследование контекстных данных с целью группирования школ по контекстным факторам, обуславливающим низкие результаты.

Исследование контекстных данных ведется с учетом следующих факторов риска (обоснование выбора данного списка факторов представлено в приложении 1):

- территориальная прилежность школы (городская/сельская) с учетом размера населенного пункта;

- транспортная доступность: удаленность от региональных центров концентрации культуры и позитивного опыта;

- дефицит педагогических кадров;

- дефицит базовой инфраструктуры: устойчивого доступа в интернет и достаточного количества компьютерной техники.

Таким образом, по результатам комплексного анализа исходный список ОО в каждом регионе разбивается на несколько групп, причем ОО внутри каждой группы имеют схожие характеристики.

4. Отбор школ для участия в проекте

Из каждой из сформированных групп ОО отбирается не менее одной ОО для участия в проекте.

Всего в рамках рассматриваемого проекта в регионах - участниках отбираются не менее 250 общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся. При этом распределение школ происходит с учетом результатов комплексного анализа, в который входит: образовательный потенциал региона, размеры сформировавшихся в регионе кластеров и специфических групп школ в зависимости от контекстных данных.

Таким образом, отбор ОО в регионе происходит пропорционально размеру кластеров и групп школ, при этом в регионах с низким образовательным потенциалом к проекту будет привлекаться больше школ.

И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ. ВЫБОР КОНТЕКСТНЫХ ФАКТОРОВ

ДЛЯ ГРУППИРОВКИ ШКОЛ

Указанные для использования на этапе отбора школ для участия в проекте факторы являются признанными мировым образовательным сообществом, так как проявляют свое влияние одинаково практически в любой стране. Так, сельские школы почти всегда показывают результаты ниже городских (Рис. 1), а ресурсная необеспеченность негативно сказывается на результатах обучения (Рис. 2).

Транспортная доступность образовательной организации может не иметь выраженной связи с результатами образования, однако в рамках реализуемого проекта она будет иметь особое значение, так как одним из основных механизмов предоставления адресной помощи является посещение школы специально отобранным и подготовленным куратором.

Представленные ниже рисунки иллюстрируют связь результатов обучающихся, постоянных факторов и факторов, требующих управленческих решений высокого уровня. Рисунки 1, 2 демонстрируют данные общероссийской оценки по модели PISA в 2019 году. Выборка является репрезентативной, то есть профиль действия факторов сохраняется во всех регионах (с вариативностью средних результатов).

Рисунок (не приводится)

Рисунок 1. Размер населенного пункта и результаты обучающихся по шкале читательской грамотности PISA

Рисунок (не приводится)

Рисунок 2. Дефициты ресурсов образовательной организации и результаты обучающихся по шкале читательской грамотности PISA относительного среднего результата РФ в PISA-2018

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ
ВЫЯВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ИМЕЮЩИХ НИЗКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДАННЫХ О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ

В соответствии пунктом 5.21 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2018 N 885, федеральным проектом "Современная школа" национального проекта "Образование", утвержденным протоколом от 24 декабря 2018 г. N 16 президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, приказываю:

1. Утвердить прилагаемую методику выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся на основе комплексного анализа данных об образовательных организациях, в том числе данных о качестве образования.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Б.А. Чернышова.

И.о. руководителя
С.М.РУКАВИШНИКОВ

Утверждена
приказом Федеральной службы
по надзору в сфере образования и науки
от 19.08.2020 N 847

МЕТОДИКА
ВЫЯВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ,
ИМЕЮЩИХ НИЗКИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ДАННЫХ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДАННЫХ О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Современная школа сталкивается с целым рядом вызовов и трудностей, связанных с внутренними и внешними условиями их работы, к которым можно отнести организационные особенности, ресурсное, материально-техническое, кадровое оснащение, состав контингента обучающихся, педагогико-методический потенциал коллектива. Сочетание данных факторов в отдельной школе может приводить к росту рисков учебной неуспешности. Однако некоторые образовательные организации демонстрируют способность противостоять влиянию разнообразного сочетания негативных факторов.

В настоящее время поддержка отстающих школ является стандартной практикой стран - лидеров международных образовательных рейтингов. Первостепенной задачей на пути решения указанных проблем является определение адресатов - образовательных организаций с наибольшими запросами на компенсацию ресурсных и компетентностных дефицитов. Для решения данной задачи целесообразно использовать данные о результативности и условиях обучения, собираемые в рамках мониторинговых процедур.

1. Цель и принципы методики

Целью Методики выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся (далее - Методики), является составление списка школ с низкими образовательными результатами для включения в проект адресной помощи и методической поддержки общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся (далее - проект) в текущем году.

С учетом возможных ресурсных ограничений по количеству школ, которым может быть оказана помощь , Методика предусматривает формирование сначала исходного полного списка школ с низкими образовательными результатами, а затем - отбор из этого списка ограниченного количества школ для организации адресной помощи.

В рамках данного проекта будет оказана адресная помощь 250 образовательным организациям из 20 субъектов Российской Федерации.

Принципы отбора ограниченного количества школ из исходного списка:

- Выбранные школы должны впоследствии быть источниками практического опыта для других школ региона, поэтому отобранные школы должны по возможности максимально широко представлять многообразие школ региона.

Для реализации этого принципа школы из исходного полного списка, полученного на начальном этапе, группируются по схожим признакам, а затем из каждой из получившихся групп выбирается небольшое число представителей для включения в проект. Группировка школ осуществляется на основе комплексного анализа данных о результатах оценочных процедур.

- При выборе школ для включения в проект целесообразно учесть всю дополнительную информацию о школах, имеющуюся у органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - ОИВ), поэтому окончательный выбор ограниченного числа школ из сформированных по результатам комплексного анализа групп осуществляется при участии ОИВ.

Таким образом, Методика выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, реализуется в три этапа:

1) формирование начального списка рисковых школ посредством использования данных федеральных мониторинговых процедур, реализуемых на разных уровнях образования для анализа качества освоения образовательными организациями программ общего образования: Всероссийских проверочных работ (ВПР), Основного государственного экзамена (ОГЭ), Единого государственного экзамена (ЕГЭ).

2) проведение комплексного анализа данных с целью группировки рисковых школ со схожими показателями, такими как: доля слабо успевающих обучающихся; тип школы (городская/сельская) с учетом размера населенного пункта, в котором она находится; транспортная доступность; дефицит кадров и базовой инфраструктуры. Краткая характеристика выбранных для анализа факторов приводится в Приложении 1.

3) отбор школ для участия в проекте выполняется с участием ОИВ региона.

Участие региона на итоговом этапе отбора образовательных организаций обусловлено долгосрочным характером управленческих решений, направленных на поддержку школ с низкими образовательными результатами. Выбор школ на этом этапе может опираться на информацию о квалификации директоров школ и их готовности включиться в проект, на информацию о расположении школ, учитывающую возможность их посещения специалистом, курирующим реализацию программ помощи в этих школах, а также на иные сведения, которыми располагает ОИВ региона.

Роль ОИВ региона в работе по профилактике рисков низких результатов является ключевой. Основные подходы к организации работы по поддержке школ с низкими образовательными результатами изложены в Методике оказания адресной методической помощи образовательным организациям, имеющим риски низких результатов .

Методика оказания адресной методической помощи общеобразовательным организациям, имеющим низкие образовательные результаты обучающихся, готовится к публикации на сайте ФГБУ "Федеральный институт оценки качества образования" 31.08.2020.

2. Формирование начального списка рисковых школ

Формирование начального списка школ с низкими результатами происходит на основании комплексного анализа результатов национальных оценочных процедур: ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, прошедших за два предыдущих учебных года.

В начальный список включаются общеобразовательные организации (ОО), удовлетворяющие как минимум одному из следующих критериев:

1. ОО, в которых не менее чем по двум оценочным процедурам в предыдущем учебном году были зафиксированы низкие результаты.

2. ОО, в которых хотя бы по одной оценочной процедуре в каждом из двух предыдущих учебных годов были зафиксированы низкие результаты.

Под "низкими результатами" понимаются результаты оценочной процедуры, при которых не менее 30% от общего числа участников оценочной процедуры получили отметку "2" (ВПР) или не преодолели минимальный порог, предусмотренный спецификацией соответствующей оценочной процедуры (ОГЭ, ЕГЭ).

Анализ проводится по результатам следующих процедур:

- ВПР по математике (5 класс);

- ВПР по математике (6 класс);

- ВПР по русскому языку (5 класс);

- ВПР по русскому языку (6 класс);

- ОГЭ по математике;

- ОГЭ по русскому языку;

- ЕГЭ по математике (базовой);

- ЕГЭ по математике (профильной);

- ЕГЭ по русскому языку.

При анализе данных ОГЭ и ЕГЭ учитываются результаты участников, полученные до пересдач, при этом результаты выпускников прошлых лет не учитываются.

При формировании начального списка образовательных организаций с низкими образовательными результатами ОИВ субъекта Российской Федерации, исходя из принятых в регионе критериев и дополнительных данных об образовательной ситуации в регионе, может добавить или исключить образовательные организации из полученного списка, представив необходимые обоснования.

3. Проведение комплексного анализа данных рисковых школ

Комплексный анализ контекстных данных рисковых школ состоит из трех этапов.

1) Определение "образовательного потенциала субъекта РФ": кластеризация регионов по результатам оценочных процедур: ВПР, ОГЭ и ЕГЭ, прошедших за два предыдущих учебных года. По итогам кластерного анализа выделяются три кластера: с высоким, средним и низким потенциалом.

2) Определение степени неосвоения школами региона образовательных программ: кластеризация школ из начального списка по степени неуспеваемости. Выделение кластеров осуществляется по итогам кластерного анализа. Могут быть выделены три категории школ: сильно, умеренно и базово неуспевающие.

3) Исследование контекстных данных с целью группирования школ по контекстным факторам, обуславливающим низкие результаты.

Исследование контекстных данных ведется с учетом следующих факторов риска (обоснование выбора данного списка факторов представлено в приложении 1):

- территориальная прилежность школы (городская/сельская) с учетом размера населенного пункта;

- транспортная доступность: удаленность от региональных центров концентрации культуры и позитивного опыта;

- дефицит педагогических кадров;

- дефицит базовой инфраструктуры: устойчивого доступа в интернет и достаточного количества компьютерной техники.

Таким образом, по результатам комплексного анализа исходный список ОО в каждом регионе разбивается на несколько групп, причем ОО внутри каждой группы имеют схожие характеристики.

4. Отбор школ для участия в проекте

Из каждой из сформированных групп ОО отбирается не менее одной ОО для участия в проекте.

Всего в рамках рассматриваемого проекта в регионах - участниках отбираются не менее 250 общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся. При этом распределение школ происходит с учетом результатов комплексного анализа, в который входит: образовательный потенциал региона, размеры сформировавшихся в регионе кластеров и специфических групп школ в зависимости от контекстных данных.

Таким образом, отбор ОО в регионе происходит пропорционально размеру кластеров и групп школ, при этом в регионах с низким образовательным потенциалом к проекту будет привлекаться больше школ.

ФАКТОРЫ
И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ. ВЫБОР КОНТЕКСТНЫХ ФАКТОРОВ
ДЛЯ ГРУППИРОВКИ ШКОЛ

Указанные для использования на этапе отбора школ для участия в проекте факторы являются признанными мировым образовательным сообществом, так как проявляют свое влияние одинаково практически в любой стране. Так, сельские школы почти всегда показывают результаты ниже городских (Рис. 1), а ресурсная необеспеченность негативно сказывается на результатах обучения (Рис. 2).

Транспортная доступность образовательной организации может не иметь выраженной связи с результатами образования, однако в рамках реализуемого проекта она будет иметь особое значение, так как одним из основных механизмов предоставления адресной помощи является посещение школы специально отобранным и подготовленным куратором.

Представленные ниже рисунки иллюстрируют связь результатов обучающихся, постоянных факторов и факторов, требующих управленческих решений высокого уровня. Рисунки 1, 2 демонстрируют данные общероссийской оценки по модели PISA в 2019 году. Выборка является репрезентативной, то есть профиль действия факторов сохраняется во всех регионах (с вариативностью средних результатов).

Рисунок (не приводится)

Рисунок 1. Размер населенного пункта и результаты обучающихся по шкале читательской грамотности PISA

Рисунок (не приводится)

Рисунок 2. Дефициты ресурсов образовательной организации и результаты обучающихся по шкале читательской грамотности PISA относительного среднего результата РФ в PISA-2018

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выступление на совещании директоров

Образовательная система высокого качества позволяет каждому обучающемуся достигать высоких результатов, несмотря на условия, в которых его школа реализует образовательную программу. Условия образовательного процесса определяются контекстом и факторами, специфическими для каждой образовательной организации. Низкие образовательные результаты часто являются следствием негативного влияния факторов риска или их сочетания.

Данные национальных и международных исследований качества образования и образовательного процесса, проводимых в России под эгидой Рособрнадзора и Министерства просвещения Российской Федерации, позволяют выявить факторы риска низких результатов.

2 СЛАЙД Методика выявления общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты реализуется в 3 этапа:

I) Формирование начального списка рисковых школ посредством использования данных федеральных мониторинговых процедур, реализуемых на разных уровнях образования для анализа качества освоения образовательными организациями программ общего образования: ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

В начальный список включаются ОО, удовлетворяющие как минимум одному из следующих критериев:

1. ОО, в которых не менее чем по двум оценочным процедурам в предыдущем учебном году были зафиксированы низкие результаты.

2. ОО, в которых хотя бы по одной оценочной процедуре в каждом из двух предыдущих учебных годов были зафиксированы низкие результаты.

Анализ проводится по результатам следующих процедур:

- ВПР по математике 5 класс;

- ВПР по математике 6 класс;

– ВПР по русскому языку 5 класс;

– ВПР по русскому языку 6 класс;

– ОГЭ по математике;

– ОГЭ по русскому языку;

– ЕГЭ по математике; (базовый);

– ЕГЭ по математике (профильный);

– ЕГЭ по русскому языку.

3 СЛАЙД Проведение комплексного анализа данных с целью группировки рисковых школ со схожими показателями, такими как: доля слабо успевающих обучающихся; тип школы (городская/сельская) с учетом размера населенного пункта, в котором она находится; транспортная доступность: удаленность от региональных центров концентрации культуры и позитивного опыта; дефицит кадров; дефицит и базовой инфраструктуры: устойчивого доступа в интернет и достаточного количества компьютерной техники.

Комплексный анализ состоит из 3-х этапов:

2) Определение степени не освоения школами региона образовательных программ: кластеризация школ из начального списка по степени неуспеваемости. Выделение кластеров осуществляется по итогам кластерного анализа. Могут быть выделены 3 категории школ: сильно, умереннно и базово неуспевающие.

4 СЛАЙД В 2021 – 2022 учебном году из 18 общеобразовательных учреждений (в подсчет взяты только юридич.лица, так как если юрлицо попадает в список ШНОР, филиалы автоматически тоже туда входят) 4 учреждения вошли в перечень школ с низкими образовательными результатами: МБОУ СОШ с. Новый Актанышбаш, МБОУ СОШ с. Музяк (с филиалами ООШ с.Раздолье, ООШ с.Никольское), МБОУ ООШ с. Саузбаш и ООШ с.Маянк.

5 СЛАЙД В текущем учебном году по региону как ШНОР определены

всего 104 образовательных учреждения :

6 СЛАЙД – из них как базово неуспевающие отмечены – 39 (в том числе школы с. Новый Актанышбаш, Музяк и Маняк);

7 СЛАЙД как умеренно неуспевающие отмечены 41 школа, в том числе ООШ д.Саузбаш; как сильно неуспевающие отмечены 24 школы, среди нет школ нашего района.

Исследование контексных данных с целью группирования школ по контекстным факторам, обуславливающим низкие результаты:

– территориальная прилежность школы (городская/сельская) с учетом размера населенного пункта;

– транспортная доступность: удаленность от региональных центров концентрации культуры и позитивного опыта;

– дефицит педагогических кадров;

– дефицит и базовой инфраструктуры: устойчивого доступа в интернет и достаточного количества компьютерной техники.

III) Отбор школы для участия в проекте выполняется с участием органов исполнительной власти региона.

IV) В каждой из сформированных групп ОО отбирается не менее одной ОО для участия в проекте.

Всего в рамках рассматриваемого проекта в регионах-участниках отбираются не менее 250 общеобразовательных организаций, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся.

9 СЛАЙД Среди обобщенных факторов риска низких результатов образовательной организации можно выделить: низкий кадровый потенциал, дефицит материальных ресурсов, неблагоприятную учебную атмосферу в школе.

10 СЛАЙД Распространенным приемом поддержки отстающих является направление для работы или консультирования в такие школы представителей ведущих школ как носителей положительного опыта и лучших практик. По запросу Министерства образования и науки РБ нами тоже определены представители ведущих школ для помощи ШНОР: их можете увидеть на слайде.

Но задача помощи школам с рисками низких результатов состоит в повышении эффективности организации работы по этому направлению на всей управленческой вертикали: школьном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Поэтому будут определены еще и методисты из ИРО РБ, которые будут помогать и курировать работу данных школ.

Далее в середине января будет проведено анкетирование педагогов, родителей (законных представителей), администрации школы с целью выявления рисковых профилей в рамках федерального проекта адресной методической помощи 500+. По итогам анкетирования будет определен высокий уровень рисковых профилей. Это может быть низкий уровень оснащения школы, низкое качество преодоления языковых и культурных барьеров, высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности, дефицит педагогических кадров, низкая учебная мотивация обучающихся и т.д. Далее совместно с куратором будет осуществлен выезд в школы, оказана методическая поддержка в составлении самоанализа и дорожной карты по устранению рисковых профилей. Далее будет проведено самообследование и подготовлен самоанализ, составлена концепция программы развития школ, разработана и утверждена краткосрочная программа.

Педагоги из школ с низкими образовательными результатами будут направлены на курсы повышения квалификации.

Учителя-предметники будут включены в процедуру диагностики (выявление профессиональных дефицитов (предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных компетенций) и построение индивидуального образовательного маршрута.

Педагоги из школ с низкими образовательными результатами будут участвовать в апробации модели управления качеством педагогического образования на основе выявления профессиональных дефицитов и построения индивидуальных образовательных траекторий педагогических работников.

Проведение мониторинга качества образования в по предметам русский язык и математика.

Таким образом, одним из важнейших результатов проекта является создание условий, способствующих переходу школ области в эффективный режим развития, т.е. обеспечивающих всем ученикам, создание такой среды, в которой все вне зависимости от того, каковы их способности и проблемы, включая проблемы семьи, получают возможность для максимальных достижений и благополучного развития.

Читайте также: