Научно педагогическая школа источниковедения

Обновлено: 23.06.2024

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Главная > Выпуск 1 > Научно-педагогическая школа источниковедения в актуальной социокультурной ситуации

  • Том 1 1
  • Научно-педагогическая школа источниковедения в актуальной социокультурной ситуации
  • Марина Румянцева; Роман Казаков

Комментарии

Любые попытки нарушения закона Российской Федерации об авторском праве будут преследоваться в судебном порядке.

ISSN 2079-8784 | Свидетельство Роскомнадзора о регистрации СМИ Эл № ФС77-71012 от 13 сентября 2017 г.

Дискуссия строилась вокруг нескольких основных проблем:

— философские основания эпистемологической концепции А.С. Лаппо-Да нилевского;

— рецепция идей А.С. Лаппо-Данилевского в современном историческом познании;

— идеи А.С. Лаппо-Данилевского в источниковедении письменных и визу-альных источников;

— источниковедение историографии как предметное поле актуального ис-торического знания и его концептуальные основы.

ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ А.С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКОГО

На обсуждение были вынесены два тезиса: (1) русское неокантианство — само-стоятельное / оригинальное эпистемологическое направление, системообразующее основание и специфика которого — во внимании к объекту исторического позна-ния / историческому источнику в отличие от немецкого неокантианства, сосредо-точившегося на исследовании логики исторического познания (В. Виндельбанд, Г. Риккерт); (2) различие русского и немецкого (Баденская школа) неокантианст-ва — один из существенных факторов, обусловивших различие путей развития методологии истории в России и на Западе на протяжении всего XX века.

Тему соотношения немецкого и русского неокантианства развил О.В. Синицын. Докладчик трактовал становление русского неокантианства как ответ на вызовы позитивистско-материалистического объяснения реальности, с одной стороны, и на религиозно-философское ее понимание, с другой; как поиск действительной трансцендентности, априорных рациональных оснований человеческого бытия. При этом, по мнению О.В. Синицына, русские неокантианцы выступили и как кри-тики немецкого идиографизма, не поддержав резкое разграничение номотетических и идиографических наук по их методу. Акцентируя внимание на специфике отношения русских неокантианцев к проблеме соотношения номотетики и идиографии в историческом познании, О.В. Синицын определил историко-теоретическое направление в России в начале ХХ в. как русский идеалистический историзм.

РЕЦЕПЦИЯ ИДЕЙ А.С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКОГО В СОВРЕМЕННОМ ИСТОРИЧЕСКОМ ПОЗНАНИИ

Выход из методологического кризиса конца XX века потребовал от историков повышенной методологической рефлексии, а также заставил обратиться к рецеп-ции опыта эпистемологических поисков преодоления кризиса научного знания, в том числе и исторического, рубежа XIX—XX вв.

ИДЕИ А.С. ЛАППО-ДАНИЛЕВСКОГО В ИСТОЧНИКОВЕДЕНИИ ПИСЬМЕННЫХ И ВИЗУАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ ИСТОРИОГРАФИИ КАК ПРЕДМЕТНОЕ ПОЛЕ АКТУАЛЬНОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И ЕГО КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ

Роман Казаков, Марина Румянцева

[3] Медушевская О.М. Теория и методология когнитивной ис-тории. М., 2008; Она же. Феноменология культуры: концеп-ция А.С. Лаппо-Данилевского в гуманитарном познании Новейшего времени // Исторические записки. М., 1999. Т. 2 (120). С. 100—136; Она же. Эмпирическая реальность исто-рического мира // Вспомогательные исторические дисцип-лины — источниковедение — методология истории в си-стеме гуманитарного знания: материалы XX междунар. науч. конф. М., 2008. Ч. 1. С. 24—34. См. также: Казаков Р.Б., Румянцева М.Ф. Научное наследие Ольги Михайловны Ме- душевской // Когнитивная история: концепция — методы — исследовательские практики: Чтения памяти профессора Ольги Михайловны Медушевской / Отв. ред. М.Ф. Ру-мянцева, Р.Б. Казаков. М., 2011. С. 9—36.

[4] Концепция когнитивной истории: круглый стол к 90-ле-тию со дня рождения Ольги Михайловны Медушевской [Электронный ресурс].

[5] Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории: В 2 т. / Подгот. текста: Р.Б. Казаков, О.М. Медушевская, М.Ф. Румянцева. М.: РОССПЭН, 2010.

[6] Например: Русская философия: малый энциклопедиче-ский словарь. М., 1995.

[7] Медушевская О.М. Теория и методология когнитивной ис-тории. С. 15—16.

[8] Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы XIV—XV ве-ков: В 2 т. М.; Л., 1948—1951.

[9] Пушкарев Л.Н. Классификация русских письменных ис-точников по отечественной истории. М., 1975.

[10] Каштанов С.М. Очерки русской дипломатики. М., 1970.

[11] Результаты этой работы см.: Данилевский И.Н., Каба-нов В.В., Медушевская О.М., Румянцева М.Ф. Источнико-ведение. История. Теория. Метод. Источники российской истории: Учеб. пособие. М., 1998; Румянцева М.Ф. Теория истории: Учеб. пособие. М., 2002; Источниковедение: Учеб.-метод. модуль: программы курсов и планы семинар. занятий / Сост.: Р.Б. Казаков, О.М. Медушевская, М.Ф. Ру-мянцева. М., 2004; Источниковедение: проблемные лек-ции: Учеб.-метод. модуль / Сост.: Р.Б. Казаков, О.М. Ме- душевская, М.Ф. Румянцева. М., 2005.

Читайте также: