Какой должна быть школа искусств

Обновлено: 08.07.2024

О путях развития детских школ искусств через сохранение традиций прошлого и внедрение новых форм работы.

ВложениеРазмер
доклад о путях развития школы искусств 48 КБ

Предварительный просмотр:

Детская школа искусств: её настоящее и будущее

Содержанием современной государственной культурной политики России

является создание и развитие системы воспитания и просвещения граждан на

основе традиционных для России нравственных ценностей, гражданской ответственности и патриотизма посредством освоения исторического и культурного наследия России, мировой культуры, развития творческих способностей личности, способностей к эстетическому восприятию мира, приобщения к различным видам культурной деятельности. Признаётся приоритетность образовательной, воспитательной роли культуры и искусства, всемерная поддержка и развитие просветительской миссии культуры.

Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" закрепил за школами искусств реализацию двух видов образовательных программ - предпрофессиональные и общеразвивающие дополнительные общеобразовательные программы в области искусств.

На основании этого документа за детскими школами искусств закрепился правовой статус, в большей степени соответствующий их профессиональному предназначению. Это значит , что мы, детские школы искусств, остались в сфере дополнительного образования, но отныне проведена резкая граница между образовательными учреждениями дополнительного образования детей в виде домов и центров творчества и детскими школами искусств как реализующими дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств. Таким образом, школы имеют предпрофессиональный статус, обеспечивающий более четкую преемственность школ искусств с учебными учреждениями профессионального уровня.

Основными целями дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства являются:

- формирование художественно-эстетических взглядов, моральных и нравственных установок, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать многообразные культурные и духовные ценности;

- воспитание детей в позитивной творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.

Реализация дополнительных предпрофессиональных образовательных программ в области искусства направлена на решение следующих задач: творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие обучающихся; выявление и продвижение одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте; создание комфортных условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности, стилевыми традициями, особенностями композиторской индивидуальности; создание теоретико-практической основы для приобретения учащимися опыта исполнительской практики; воспитание у детей культуры и опыта сольного и ансамблевого исполнительства и музицирования; приобретение детьми опыта творческой деятельности (фестивальной, концертной, конкурсной) и т.п.

Основной принцип, заложенный в федеральных государственных требованиях, - преемственность новых программ по отношению к действующим примерным и типовым учебным планам 1980-х и 1990-х гг. и учебным планам 2000-х годов.

Основные изменения с введением предпрофессиональных общеобразовательных программ касаются:

■ направленности обучения на результат, который четко формулируется в разделе “Требования к минимуму содержания дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы” (достигнутые знания, сформированные умения, навыки в предметных областях и по предметам);

■ введения дополнительного (9-го или 6-го) года обучения в целях продления предпрофессиональной общеобразовательной программы для детей, не освоивших программы основного общего или полного общего образования в силу возраста, а также детей, желающих поступить в профессиональные учебные заведения, где прием осуществляется на базе данных уровней общего образования ;

■ новой структуры учебных планов , которые делятся на разделы: обязательная часть, вариативная часть, консультации, аттестация.

Изменения в законодательство возвращают нас в историческое прошлое школ искусств, когда были сформулированы цели и задачи, соответствующие сегодняшнему понятию "предпрофессиональное образование”. Опыт прошлого определяет особенность предпрофессионального образования как обучения способных, "отобранных” при приеме детей с целью определения их будущего и создания условий для их профессионального самоопределения. В этой ситуации невозможно ждать стопроцентной поступаемости выпускников школы в профессиональные учебные заведения. Школе нужно обучать значительное количество детей школьного возраста (в среднем по России – 12%), и только самые способные и мотивированные на будущую профессию в сфере искусства пополнят ряды абитуриентов в профессиональные учебные заведения.

Сложность ситуации для руководителей и преподавателей заключается в том, что за последние 20 лет школа находилась в постоянной борьбе за выживание, в ситуации хронического недофинансирования, демографического спада. Все это привело к отсутствию конкурса при приеме, падению качества образования, "сворачиванию” программ академического образования. В целях самосохранения школе пришлось открывать общеэстетические отделения, где учат "всему понемногу”. Тем не менее, при всей сложности нынешней ситуации Школы должны вернуть утраченные позиции. Именно на это и направлены изменения в законодательстве об образовании.

Вот что говорит о новых программах И.Е.Домогацкая, директор Института развития образования в сфере культуры и искусства: "Есть неправильное понимание предпрофессиональной программы как очень сложной, обязательно ведущей ребенка в профессию. Но вспомните, ведь и раньше наши школы фактически работали по предпрофессиональным программам. Это был четко установленный учебный план, с годами обучения, с промежуточной и итоговой аттестацией. В принципе, ничего не изменилось, просто законодательно закреплено то, что наши школы делали всегда. При этом сегодняшний закон говорит и о том, что федеральные государственные требования и даже государственные образовательные стандарты, устанавливая определенные нормы, предполагают возможность вариативности учебного материала, то есть уровень сложности может быть разным. Открыв перечень федеральных государственных требований, вы не прочтете, что на выпуске из школы дети должны играть, скажем, Пятую фортепианную сонату Бетховена. И вообще не увидите названий конкретных произведений. Вы найдете общие требования: какие жанры, какие элементы фактуры должен освоить ребенок. Он, например, обязательно должен играть полифонию, освоить определенные технические стороны музыкального исполнительства. Но конкретно ничего не обозначено – вся конкретика в программах, которые каждая школа самостоятельно разрабатывает. Мы же, разрабатывая программы школьных учебных предметов в прошлом году, рекомендовали, например, несколько вариантов исполнительских программ – от упрощенных ко все более сложным. Так что в новый образовательный процесс можно будет встроиться самым разным детям.

С другой стороны, а какова же тогда роль общеразвивающего блока? Давайте представим, что к какому-то моменту ребенок поймет, что ему сложно нести объем предпрофессиональной программы. И тогда школа предложит ему другие программы, более доступные и менее объемные, на которые он может перейти, осваивать их и ставить для себя иные задачи. Смысл общеразвивающих программ, в частности, и в этом: удовлетворить разные образовательные потребности с учетом склонностей, способностей различных детей, с учетом того, как они себя в этом образовательном процессе начинают ощущать."

С 1 сентября 2013 года н начали работать по новому законодательству. Огромная работа проделана руководителями и преподавателями в этот острый период реформирования. Были внесены изменения в Уставы, получены лицензий на основе установленных норм, написаны новые образовательные и рабочие программы, составлены новые учебные планы и локальные акты, регламентирующие деятельность многочисленных внутренних вопросов ДШИ. Проделана работа по приведению всего комплекса документации, учебного процесса в соответствие с требованиями нового законодательства.

Как нам жить дальше? Нужно ли бояться предпрофессиональных программ или всё же стоит разобраться в новых реалиях и подняться на новый уровень ответственности за свои результаты работы. Нам необходимо осваивать новые программы. Иначе нам грозит скатывание на дилетантский уровень, уровень художественной самодеятельности. Чему можно научить по программе фортепиано за 3-4 года? Работая же по предпрофессиональной программе, мы получаем наконец возможность дать детям уроки ансамбля и аккомпанемента - всем в обязательном порядке, а не единицам. Уроки специальности в старших классах по 2,5 часа в неделю. Есть обязательные часы консультаций, те самые дополнительные уроки, которых нам так не хватает перед экзаменами. Мы получили возможность отбирать детей, но даже если мы ошиблись и ребёнок не оправдал наших ожиданий, у нас есть возможность перевести его на общеразвивающую программу.

Да, предпрофессиональные программы ставят перед преподавателями и учащимися новые, повышенные требования.

Преподаватель - отныне обязан не просто добросовестно вести свои уроки. Он обязан организовать творческую и культурно-просветительскую работу с каждым учеником своего класса. Концертная практика, конкурсно-фестивальная деятельность, воспитание заинтересованного, образованного зрителя-слушателя - отныне это не "внеклассная работа", а обязательная составляющая образовательного процесса.

Ученик - обязан упорно, "по-настоящему" трудиться не только в классе, но и дома. В федеральных государственных требованиях прописаны минимальные часы самостоятельной работы по каждому учебному предмету. И это требование является обязательным для всех учеников музыкальных школ на территории России.

Родитель - обязан обеспечить регулярность и эффективность домашней работы своего ребенка, организовать режим дня, обеспечить контроль и поддержку домашних занятий юного музыканта. Заинтересованность родителей, их глубокая вовлеченность в процесс, их постоянное присутствие на концертах и фестивалях, участие в проектах школы - обязательно условие успешности обучения наших детей!

На протяжении всех этих трудных лет наши школы не только сохранили себя, но и устойчиво развивались, благодаря высокопрофессиональным педагогическим кадрам, благодаря традициям профессионального музыкального образования, накопленным школами за годы работы.

Но чтобы школа имела будущее, она должна соответствовать духу времени. Продолжая развитие академического направления школы, мы должны находить новые ресурсы развития школы – это требование времени.

Новое законодательство дает большие возможности, но и накладывает на каждого преподавателя большую ответственность за качество преподавания, сохранение устойчивого интереса учащихся к обучению. XXI век – век новых технологий и высокого профессионализма во всех областях науки и искусства. И сфера музыкального образования в данном случае не является исключением.

Как отметил Президент Российской Федерации В.В. Путин в своём

Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года, «мы знаем всеохватывающую, объединяющую роль культуры, истории, русского языка для нашего многонационального народа и с учетом этого должны выстраивать государственную политику, в том числе в сфере образования. Нам нужны школы, которые не просто учат, что чрезвычайно важно, это самое главное, но и школы, которые воспитывают личность. Граждан страны - впитавших ее ценности, историю и традиции. Людей с широким кругозором, обладающих высокой внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить".

Нам с вами строить эти школы, нам воспитывать творческих людей. А трудности - они были всегда, нам к этому не привыкать. Желаю всем успехов на этом непростом, но интересном пути.

Построить бизнес на искусстве – сложное занятие, требующее как материальных, так и творческих вложений. Сфера образования предполагает особый подход к делу, сбор большого количества документации и ряд других сложностей, что снижает интерес предпринимателей к такой деятельности.

Анализ рынка

Человеку, ставящему на первый план свой азарт и креативные возможности, открыть конкурентоспособную школу творчества будет проще, ввиду дефицита на рынке таких учреждений и повышенного интереса со стороны потенциальных учеников. Важно правильно расставить приоритеты – определить возрастную категорию воспитанников (школа для детей или взрослых), и направление (живопись, рукоделие, веб-дизайн, гончарное дело, танцы и другие).

Организация и регистрация бизнеса

  • создание образовательного негосударственного учреждения;
  • открытие индивидуального предприятия.

Первый вариант более сложный, требующий значительных затрат времени и средств, но дающий возможность нанять сразу нескольких квалифицированных педагогов и выдавать по окончанию курса лекций сертификат об образовании. Финансовых вложений больше, но и оборот гораздо больше. Можно набрать несколько групп учеников (по 15-20 человек), преподавать несколько предметов одновременно.

В услуги индивидуального предприятия входит обучение людей, желающих получить определенные знания исключительно для саморазвития и получения удовольствия. Такая деятельность обычно основывается на самом учредителе, имеющем соответствующее образование. Уроки, как правило, частного характера и прямо на дому, по крайней мере, первое время. Группы здесь немногочисленные (7-8 человек) и заработок скромнее, чем в первом варианте.

Необходимая документация

Открытие частной школы искусств по всем правилам как образовательного негосударственного учреждения предполагает получение и оформление следующих документов:

Для регистрации индивидуального предприятия необходимо заявление учредителя, его паспорт с регистрацией и оплата госпошлины.

Поиск помещения и ремонт

Целесообразно выбрать помещение недалеко от центра, вблизи от станций метро и транспортных магистралей. В зависимости от масштаба деятельности школа может занимать как одно, так и несколько помещений. Площадь зависит от рода деятельности и количества учеников:

  1. Например, для художественной школы необходимо просторное светлое помещение, с хорошей вентиляцией и обязательно с раковиной для мытья кистей и рук. Площадь рассчитывается исходя из количества мольбертов и стульев. Школа танцев подразумевает большой зал с хорошим освещением, большим количеством зеркал и комнатой для переодевания.
  2. Школа искусств должна быть опрятной и просторной при выборе любого направления. Косметический ремонт, фотографии и работы на стенах, оборудование должны создавать приятную и уютную атмосферу, располагающую к творчеству.

В случае индивидуального предпринимательства лучше начинать с уроков на дому, затем, когда соберется группа, можно и помещение арендовать.

Оборудование и оснащение

Выбор оснастки школы зависит от направления:

  • художественная школа подразумевает мольберты, стулья, кисти, краски и так далее;
  • для декоративно-прикладного искусства нужны столы, стулья, материалы для работы;
  • музыкальное учреждение – соответствующие инструменты и мебель.

Выбор направлений

Наиболее популярным на сегодняшний день являются:

  1. Художественное направление.
  2. Музыкальное направление.
  3. В последнее время наблюдается тенденция роста интереса к декоративно-прикладному искусству.

Художественное учреждение может быть рассчитано как на детскую, так и на взрослую аудиторию. В план образования могут входить такие дисциплины как графика, живопись, портреты, исторические данные об искусстве и прочее. Оборудовать помещение необходимо мольбертами (2000-3000 рублей), стульями (около 1000 рублей), моделями, бумагой, краской и кистями.

Важно на этапе планирования предусмотреть количество учеников.

Индивидуально заниматься можно сразу максимум с 6-8 учениками, чтобы каждому уделить должное внимание. График работы также важен. Преподавание взрослым должно осуществляться в удобное для них время (после работы вечерами или в выходные дни), детям в зависимости от возраста (после школы/сада).

Музыкальное заведение требует значительных затрат на покупку инструментов (струнных, духовых или клавишных) и мебели (парты, стулья и прочее). Если планируется хореографическое отделение, тут надо подумать об оборудовании зала зеркалами, станком, музыкой и другими атрибутами.

Заниматься декоративно-прикладным искусством вообще можно арендовав, скажем, классное помещение в общеобразовательной школе в неурочное время. Атрибуты для такого творчества минимальны. Например, амигуруми требует ниток, крючков и идей; оригами – бумаги и терпения; бисероплетение – бусин и проволоки и так далее.

Учебные материалы и программа

Программа частной школы искусств составляется в зависимости от направления, но обязательно должна включать:

  • методическую литературу;
  • план работы.

В планы должны входить тематика занятий и навыки, которые они дадут, количество часов на изучение. Программа должна включать лекционные и практические занятия.

Организация учебного процесса

Учебный процесс должен быть увлекательным и познавательным как для детей, так и для взрослых. Обстановка – спокойной и умиротворяющей. Все это обеспечить можно благодаря высококвалифицированным специалистам, умеющим подобрать подход к каждому ученику, указать на ошибки и научить исправлять их.

Персонал

Реклама

Грамотный маркетинг очень важен при становлении любого бизнеса. Посодействовать привлечению потенциальных учеников помогут:

  1. Красочные листовки.
  2. Визитные карты с координатами.
  3. Создание собственного сайта.
  4. Реклама по городу в виде баннеров, щитов и СМИ.
  5. Бесплатные мастер-классы.

Как правило, школы искусства чаще всего затрагивают детскую аудиторию, практически не касаясь взрослых.

Финансовая составляющая бизнеса

Любая предпринимательская деятельность предполагает определенные финансовые затраты. Дороже всего открывать частную музыкальную школу, дешевле – школу декоративно-прикладного искусства. Но и тот и другой вид бизнеса является популярным и рентабельным.

Музыкальное частное учреждение предполагает начальные затраты на:

  • регистрацию бизнеса (предпочтительно как образовательное негосударственное учреждение);
  • покупку музыкальных инструментов и мебели;
  • аренду помещения;
  • дополнительные затраты (ремонт, методические и дидактические материалы и прочее).

Декоративно-прикладное искусство требует:

  • аренды помещения;
  • регистрации бизнеса (предпочтительно ИП);
  • инструменты и материалы (в зависимости от вида).

Стоимость открытия и поддержания

Открытие, к примеру, небольшой художественной школы предусматривает следующие затраты:

Итого: 120 000 рублей начальных затрат, из которых 110 000 будут ежемесячными постоянными затратами.

Размер будущих доходов

Для приблизительного подсчета дохода необходимы такие данные:

  • длительность одного занятия – 2 часа;
  • стоимость одного занятия, скажем, живописью – стоит 500 рублей. При том, что уроки будут вестись 3 раза в неделю (понедельник, среда, суббота), в месяц получится 6000 рублей с одного ученика.

Таким образом, одна группа из 15 человек ежемесячно будет приносить 90 000 рублей только по одному предмету. Две группы увеличат доход вдвое, а если добавить занятия, например, графикой и написанием портретов, то вообще затраты могут окупиться за полгода, при условии полной наполненности групп.

Срок окупаемости

Учреждения образовательной сферы достаточно специфичны, и в первую очередь требуют желания поделиться опытом, научить чему-то, и уже на второй план ставят непосредственный заработок от бизнеса. Потребителям интересны такие учреждения. Родители хотят всесторонне развивать своих отпрысков, а взрослые – забыть о реалиях современной жизни и погрузиться в мир творчества.

Новоселова А.А., начальник юридического отдела ФГОУ ВПО "Российская академия музыки имени Гнесиных".

Основой профессионального образования в сфере культуры и искусства является развитая сеть учреждений дополнительного образования детей, к которой согласно законодательству Российской Федерации относятся детские школы искусств, кружки, студии, секции при Домах культуры или народного творчества и т.д. Согласно Закону Российской Федерации "Об образовании", Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей деятельность данной категории учреждений целиком ориентирована на общеэстетическое развитие подрастающего поколения. Подобную задачу выполняет и общеобразовательная школа, вводя в программы обучения предметы художественно-эстетической направленности (музыка, рисунок, хоровой класс, танец и т.д.).

В настоящее время в Российской Федерации в системе художественного образования функционируют 17,6 тысячи учреждений дополнительного образования детей, из них 95% являются муниципальными. Данная сеть охватывает 10,9 млн. детей и молодых людей от 5 до 18 лет, что составляет 49% от их общего количества.

Дополнительное образование детей, которое реализуется в кружках, творческих студиях, секциях, а также в общеобразовательных школах традиционно находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, поскольку целью данного образования является общеэстетическое развитие подрастающего поколения.

К учреждениям дополнительного образования детей относятся и детские школы искусств, составляющие одну треть от общего количества данных учреждений. В отличие от общеэстетического развития подрастающего поколения детской школой искусств (музыкального, художественного, хореографического) на протяжении целого столетия ставились иные цели и задачи.

Традиционно сложилось, что основная цель детской школы искусств - выявление талантливых детей и ранняя их профессионализация. Учебные программы детской школы искусств, сформированные и зарекомендовавшие себя на протяжении XX в., были направлены не столько на общеэстетическое воспитание подрастающего поколения, сколько на овладение детьми профессиональными навыками, необходимыми для поступления в средние специальные образовательные учреждения (музыкальные, художественные, хореографические училища). Поэтому традиционно система детских школ искусств относилась к отрасли культуры, отвечающей за государственную политику в этой сфере.

К сожалению, в настоящее время ведомственная принадлежность в ряде регионов признается не столь важной, что приводит к утрате методической и кадровой преемственности в цепи детская школа искусств - среднее профессиональное образование в области культуры и искусства.

Согласно статистике число детских школ искусств (музыкальных, художественных, хореографических) в 1985 г. составляло 5890, в 1990 г. - 6591, 2001 г. - 5837, 2005 г. - 5555, 2007 г. - 5477. Однако при сокращении общего количества детских школ искусств число обучающихся в 2007 г. составило 1336130 детей, тогда как в 2001 г. обучалось 1293430 детей. При явно положительной тенденции увеличения количества обучающихся в детских школах искусств настораживает заметное сокращение количества выпускников, многие из которых составляют основную часть будущих абитуриентов среднего специального образования в сфере культуры и искусства.

Количество детских школ искусств (музыкальных, художественных, хореографических) в 1985 - 2007 гг.

Например, в детских школах искусств в 2001 г. было 145368 выпускников, в 2002 г. - 148405, а в 2007 г. - 143563 выпускника. Согласно статистическим данным к выпускному классу остается только 50% обучающихся от количества поступивших в детскую школу искусств.

Причины могут быть разными - это и потеря интереса в получаемом образовании, отсутствие у родителей возможности приобрести дорогостоящий музыкальный инструмент, отсутствие у детей необходимых творческих способностей и, к сожалению, основные две причины, появившиеся в последние годы, - крайне низкий социальный статус работника сферы культуры и искусства в силу низкого уровня оплаты труда и ограниченного набора социальных льгот, а также зачастую отсутствие заинтересованности самого преподавателя в подготовке выпускника детской школы искусств, в том числе и будущего абитуриента среднего профессионального учебного заведения культуры и искусства, отвечающего необходимым для этого критериям.

Именно с целью сохранения методической и творческой связи между детской школой искусств и средним специальным образовательным учреждением отрасли культуры и искусства необходимо сохранить их ведомственную принадлежность. К сожалению, за последнее время в ряде регионов страны детские школы искусств перешли в ведение органов управления образованием. Среди таких регионов Вологодская область, Тюменская область, Калининградская область и др. В ряде регионов положительными факторами данного перехода явились улучшение материально-технического состояния детских школ искусств, повышение уровня оплаты труда педагогических работников. Однако при этом в деятельности детских школ искусств намечаются тенденции к разрушению связей с отраслью культуры и искусства, профессиональной направленности обучения и постепенное их приближение к целям и задачам клубной деятельности, кружков, творческих секций и т.д.

Но не только проблема ведомственной разобщенности детской школы искусств разрушает ее традиции. Статус детской школы искусств как учреждения дополнительного образования нивелирует раннюю профессиональную составляющую сущности реализуемого образования, при этом у преподавателя школы утрачивается нацеленность на подготовку из выпускника школы будущего абитуриента музыкального, хореографического или художественного училища, владеющего необходимыми навыками и умениями для продолжения образования. Таким образом, с переводом детской школы искусств в разряд дополнительного образования детей, основной задачей которого является удовлетворение запросов населения в общеэстетическом развитии, детские школы искусств перестают выполнять главную и важнейшую функцию - профессионального самоопределения детей и молодежи.

Разработанные в 2000-х годах на федеральном уровне Примерные учебные планы для детской школы искусств, в которых отражены необходимый перечень предметов и объем часов по ним, имеют, к сожалению, лишь рекомендательный характер, так как реализация учебного плана в детской школе искусств зависит от объемов финансирования, наличия педагогических кадров и состояния материально-технической базы образовательного учреждения.

Статус детской школы искусств как учреждения дополнительного образования детей не предполагает и выдачу выпускнику после окончания детской школы искусств документа государственного образца, кроме того, отсутствует даже примерная форма (образец) документа негосударственного образца об окончании школы. Что парадоксально, законодательством Российской Федерации предусмотрена процедура государственной аккредитации детской школы искусств, которая при оценке деятельности детской школы искусств должна учитывать и качество реализуемого образования. Однако процедура государственной аккредитации в основном проводится органами управления образованием субъектов Российской Федерации, представители которых не имеют профильного образования для отрасли культуры и искусств, и поэтому "оценить" качество реализуемого образования в конкретной детской школе искусств, по сути, является невозможным. Кроме этого, для оценки качества реализуемого образования детской школой искусств необходимы критерии, а они устанавливаются в каждом регионе индивидуально, при этом основной критерий - выполнение некоего стандарта в части перечня необходимых предметов и объема часов по ним - отсутствует по причине рекомендательного характера разработанных на федеральном уровне примерных учебных планов.

Аналогичная проблема возникла и при проведении аттестации педагогических и руководящих работников на высшую и первую квалификационные категории. Данная процедура согласно нормам законодательства должна проводиться органами управления образованием, в связи с чем возникает парадоксальная ситуация: аттестацию руководящих работников, преподавателей и концертмейстеров детских школ искусств в ряде регионов проводят непрофильные специалисты по неадаптированным к отрасли критериям.

Таким образом, отсутствие обязательных нормативов по реализации образовательного процесса в детских школах искусств (например, государственных требований), передача полномочий по проведению процедур государственной аккредитации и аттестации педагогических и руководящих работников органам управления образованием привели к следующим последствиям:

  • к формальному характеру государственной аккредитации детских школ искусств, не ставящей своей целью оценку качества реализуемых в детских школах искусств образовательных программ;
  • утрате традиционных методических связей среднего звена (музыкального или художественного училищ) с детской школой искусств;
  • резкому снижению на протяжении последних 10 лет качества подготовки абитуриентов, поступающих из детской школы искусств в среднее специальное образовательное учреждение;
  • отсутствию конкурсной ситуации при приеме абитуриентов в среднее специальное образовательное учреждение отрасли культуры и искусства по ряду специальностей.

Особенно остро стоит вопрос о подготовке профессиональных кадров в области музыкального искусства (исполнительства на духовых и струнных инструментах, теории музыки). В ряде регионов России в детских школах искусств закрываются хоровые отделения, исчезают оркестры духовых и народных инструментов.

Многие обозначенные проблемы детской школы искусств неразрывно связаны с нормами законодательства, а также с социально-экономическими условиями функционирования детской школы искусств, как, например:

  • нерешенность вопроса о продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) в детских школах искусств: при одинаковых затратах и условиях работы ставка заработной платы в младших классах детской школы искусств предполагает нагрузку 24 часа в неделю, а в старших классах - 18 часов. В то время как в учреждениях дополнительного образования детей системы Министерства образования и науки Российской Федерации норма часов за ставку заработной платы единая и составляет 18 часов;
  • вопрос о трудовых пенсиях в части отмены ограничения права на досрочное назначение трудовой пенсии преподавателям детской школы искусств;
  • рост родительской платы за обучение, не предусмотренной законодательством Российской Федерации, но становящейся нормированной и обязательной частью бюджетного финансирования в ряде регионов страны (Псковская область, Ростовская область, Калининградская область, Тюменская область и др.);
  • материально-техническое состояние детских школ искусств и методическое обеспечение (учебниками, хрестоматиями, учебными пособиями). Согласно статистике из общего количества детских школ искусств (5477) требуют капитального ремонта 2602 школы, при этом из 1939 детских школ искусств, расположенных в сельской местности, крайне необходим капитальный ремонт 903 школам.

С целью поддержки материально-технического обеспечения детских школ искусств в 2006 - 2007 гг. из резервного фонда Президента Российской Федерации были выделены средства на приобретение музыкальных инструментов. Безусловно, данный шаг способствовал обновлению парка музыкальных инструментов в детских школах искусств, но полностью проблему не решил.

Вышеназванные вопросы относительно функционирования и деятельности детских школ искусств должны не просто лишний раз обнажить наболевшие за последние годы у работников образовательных учреждений проблемы, но и решить их.

В настоящее время в Государственной Думе в стадии разработки находится проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования государственной поддержки дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства.

Проект федерального закона разрабатывается в целях определения специфики функционирования детских школ искусств, имеющей многолетние традиции, но не отраженной в законодательных и нормативных актах в области образования.

Законопроект направлен на сохранение уникальной системы подготовки творческих кадров в сфере искусства, обозначенной в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1244-р.

В настоящее время специфика детских школ искусств не отражена в Законе Российской Федерации "Об образовании" и Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей.

При разработке законопроекта депутаты исходят из того, что деятельность детских школ искусств как образовательных учреждений должна строиться на основе программ, учебных планов, классно-урочной системы, с промежуточной и итоговой аттестацией, выпускными экзаменами и выдачей соответствующего итогового документа об окончании школы. Обучающиеся в этих школах наряду с получением общего художественно-эстетического образования приобретают навыки и знания, необходимые для получения в дальнейшем профессионального образования в этой сфере.

Для законодательного закрепления специфики осуществления образовательного процесса в детских школах искусств необходимо:

во-первых, ввести новый тип образовательного учреждения;

во-вторых, ввести новый образовательный уровень - предпрофессиональное образование и новый вид образовательных программ - дополнительные внеуровневые общеобразовательные программы, которые подразделяются на общеразвивающие образовательные программы и предпрофессиональные образовательные программы;

в-третьих, установить требования к организации образовательного процесса при освоении предпрофессиональных образовательных программ, а также требования к приему граждан при поступлении в учреждения данного типа.

Также необходимо расширить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение предпрофессионального образования, посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации предпрофессиональных образовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников данных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, что позволит повысить уровень обучения в детских школах искусств.

Сохранение и развитие сети детских школ искусств как одной из важных составляющих образовательного пространства отрасли - одна из первоочередных задач и федеральных, и региональных органов исполнительной власти. Для любого специалиста очевидно, что утрата первого звена трехступенчатой модели образования в сфере культуры и искусства приведет к невосполнимой утрате завоеванных позиций отечественного образования в области культуры и искусства, признанного во всем мире.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Как поступить в музыкалку и сколько учатся в художке? 8 вопросов про школы искусств

1. Школа искусств — это как кружок?

Школа искусств — это полноценное учебное заведение. Просто ребенок ходит в него после обычной школы. Здесь всё серьёзно: ученики московских школ искусств проходят от 3 до 11 классов обучения, осваивают разные предметы и дисциплины. Тут, как и в обычной школе, нельзя прогуливать, есть зачёты и экзамены, существует академическая программа, а по окончании обучения выдается свидетельство, которое будет нужно в случае, если ребенок захочет продолжать профильное образование в колледже или вузе. Преподаватели школ искусств имеют профильное творческое образование, которое не всегда есть у их коллег из кружков по аналогичным направлениям. Школа искусств — это первая ступень в системе подготовки творческих кадров.

Московские школы искусств — это музыкальные, хоровые, художественные, архитектурные, хореографические, театральные школы и колледжи. Их ключевое отличие от кружков или репетиторов — качество обучения.

Программы в школах искусств делятся на предпрофессиональные и общеразвивающие. На предпрофессиональных программах одарённых детей с раннего возраста готовят к творческой карьере, а общеразвивающие ориентированы на эстетическое воспитание более широкого круга детей и взрослых.


2. В каком возрасте поступать в школу искусств?

На предпрофессиональные программы в зависимости от направления обучения принимают детей с 6,5 до 12 лет. На общеразвивающие программы — с 6,5 до 17 лет. Верхняя граница возраста размыта, потому что она зависит от направления обучения. Например, фортепианное отделение принимает детей до 9 лет, а народные инструменты — до 12 лет. А ещё в некоторых школах есть программы раннего творческого развития, куда можно отдать и 3-летнего ребёнка.

Основное правило, которое действует в государственных школах искусств, — ученик должен окончить ее до 18 лет. Поэтому, например, нельзя пойти учиться скрипке в музыкальную школу на предпрофессиональную программу на бюджетное место после 11 лет, потому что обучение длится 7 лет. А вот на общеразвивающую платную — можно.

3. Сколько стоит обучение в школах искусств?

Большинство учеников школ искусств учатся бесплатно. Только на учебный год 2021/2022 в московских школах искусств выделено более 15 тысяч бюджетных мест.

Но нужно предусмотреть стоимость инструментов и материалов, которые понадобятся для учёбы. Хорошая скрипка может стоить огромных денег, но ребенку в начале обучения хватит и инструмента за 10–20 тысяч (подойдёт и подержанный инструмент, взятый у знакомых). Если он хочет быть художником, все гораздо бюджетнее. Мольберт, холст и кисти обойдутся в 5–10 тысяч рублей. Сэкономить можно, купив подержанные инструменты или запросив их у самой музыкальной школы: там с этим тоже могут помочь.


4. Как поступить в школу искусств?

В музыкальной школе после заполнения заявления в приемную комиссию родителей с ребенком пригласят на прослушивание. Приемная комиссия оценит данные ребенка: его чувство ритма, память, артикуляцию и музыкальный слух. Ребенка для этого, как правило, просят исполнить любую детскую песню и прохлопать ритм.

В остальных школах происходит похожее испытание — основываясь на предрасположенностях и способностях ученика, комиссия решит, может ли он проходить обучение и какие направления ему стоит попробовать.

Приемная кампания в московских школах искусств проходит с 15 апреля по 15 июня ежегодно. И в этот же период проходят прослушивания. В случае недобора объявляется дополнительный набор до 15 августа. На платное отделение сроки отбора зависят от формы и направления программы обучения.

5. Сколько длится обучение?

В основном государственная программа в школе искусств длится от 3 до 8 лет в зависимости от специализации. Предпрофессиональные программы длятся от 5 до 8 лет, общеразвивающие — от 3 до 7 лет, раннее творческое развитие — от 1 года до 4 лет.

6. Кто выбирает направление обучения?

Направление обучения выбирает ребенок и его родители (или другие законные представители). В приемной комиссии могут посоветовать какое-то определенное направление, которое больше всего подходит ребенку. Но финальное решение — за семьей.


7. К какой нагрузке готовить ребенка?

Нагрузка на учеников музыкальных и художественных школ немаленькая. Будь то обучение скрипке или танцам, ребенку придется прикладывать много усилий, чтобы сдать финальные и промежуточные экзамены. В случае, если ученик школы искусств завалит экзамены, он сможет их пересдать или уйти из школы.

Расписание большинства школ устроено так, что ученики могут совмещать их с уроками в школе. Но в старших классах нагрузка на ребенка возрастает, усиливается фокус на профессиональное ориентирование. Так что относиться к той же музыкалке как к необязательному кружку не получится.

8. Что будет дальше?

Когда ребенок получит свидетельство об окончании школы искусств, он может продолжить обучение в среднем и высшем учебном заведении — в художественном или музыкальном колледже, в консерватории, художественном вузе или, например, архитектурном институте. Но даже если выпускник не захочет идти дальше, опыт занятий искусством всегда будет для него полезным, а ещё, скорее всего, он найдёт в школе хороших друзей.

Читайте также: