Какой авиационной техникой оснащено мчс россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

В составе А. МЧС России имеются специальные транспортно-десантные и пожарные самолеты Ил-76ТД, многоцелевые самолеты-амфибии Бе-200ЧС, универсальные транспортные самолеты короткого взлета и посадки Ан-74П, многоцелевые региональные самолеты Ан-3, воздушные командные пункты управления Як-42Д и Ил-62М, оснащенные специальной связью и предназначенные для перевозки людей и выполнения специальных полетов. Самолеты Ил-76ТД оснащаются при необходимости двумя выливными авиационными приборами (ВАП-2), вмещающими 42 тыс. л воды или огнегасящей жидкости. Используются также водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-15 емкостью 5 и 15 м 3 соответственно на вертолетах Ми-8 и Ми-26, позволяющие наносить точечные водяные удары по очагам огненной стихии. Оборудованный в варианте командного пункта Ил-62М способен: управлять силами и средствами, привлекаемыми для ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций; выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, экспертов др. министерств и ведомств (до 114 чел.). Кроме того, в трех отдельных смешанных авиационных эскадрильях имеются самолеты-амфибии Бе-200ЧС, региональные Ан-3 и вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т, которые могут обслуживать самые труднодоступные территории. Они осуществляют перевозку пассажиров, доставку в города и поселки севера страны всего необходимого для нормальной жизнедеятельности людей в условиях полярной и приполярной зимы, выполняют поисково-спасательные задачи, ведут инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку, патрулирование водных акваторий и прибрежных экономических зон, лесных массивов и торфяников, борьбу с крупными лесными пожарами, ледяными заторами, участвуют в гуманитарных и эвакуационных операциях, осуществляют трансляцию и ретрансляцию информации в чрезвычайных ситуациях и т.д.

В вертолетной эскадрилье ФГУАП имеются вертолеты Бо-105 и Бк-117, которые с помощью самолета Ил-76ТД перевозятся на большие расстояния в места производства поисковых и аварийно-спасательных работ. С мая 1997 санитарные вертолеты Бо-105 и Бк-117 используются в Москве для перевозки тяжелобольных и пострадавших, нуждающихся в экстренной медицинской помощи. В перспективе Бо-105 войдут в состав аэромобильного авиационно-спасательного комплекса по поиску и спасанию воздушных судов. Дальнейшее совершенствование авиационной техники МЧС России связано с оснащением эскадрилий аварийно-спасательными вертолетами легкого класса Ка-226А для доставки пострадавших в клиники, патрулирования крупнейших автомагистралей и экологического мониторинга окружающей среды; глубокой модернизацией двигателей ТРДД Д-30КП самолетов Ил-76 по шумам и эмиссии, установкой современного навигационного оборудования, оснащением системой предупреждения столкновения с землей; модернизацией авионики вертолетного парка и расширением их возможности применения в темное время суток и в сложных погодных условиях.

Авиапарк МЧС России в последние годы пополнился тремя многоцелевыми самолетами-амфибиями Бе-200ЧС, способными вести поисково-спасательные работы на водных акваториях, забирать 12 т воды в режиме глиссирования, что существенно повышает эффективность их использования при пожаротушении. Поступившие в эксплуатацию турбовинтовые бипланы Ан-3 предназначены для решения региональных транспортных задач, подготовки парашютистов-спасателей, мониторинга, разведки, а также борьбы с лесными пожарами.

Источник: Гражданская защита: Энциклопедия в 4 томах. Том I (А–И); под общей редакцией С.К. Шойгу; МЧС России. – М.: Московская типография № 2, 2006.

Поисково-спасательная служба (ПСС) МЧС России выполняет следующие задачи:

  • проведение поисково-спасательных ра­бот в чрезвычайных ситуациях;
  • оказание пострадавшим первой меди­цинской помощи и эвакуация их в лечеб­ные учреждения;
  • проведение профилактических меро­приятий по снижению или устранению опасности для жизни и здоровья граждан.

Формирования ПСС способны за время от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о чрезвычайной ситуации выдвинуться в район бедствия с необходимым инстру­ментом и оборудованием, а по прибытии туда — немедленно приступить к работе.

Вопрос 10. С какой целью создан Центр по проведению спасательных операций особого риска?

Центр выполняет следующие задачи:

  • проведение первоочередных аварийно- спасательных и других неотложных ра­бот особой сложности в труднодоступной местности с десантированием спасателей и грузов;
  • проведение первоочередных спасатель­ных работ на воде и под водой;
  • оказание пострадавшим первой меди­цинской и врачебной помощи;
  • выполнение подрывных и пиротехниче­ских работ;
  • осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных цен­ностей, объектов экономики в районах чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение сохранности грузов, пере­возимых в качестве гуманитарной помо­щи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эваку­ации из районов чрезвычайных ситуаций.

Вопрос 11. Какой авиационной техникой ос­нащено МЧС России?

Авиация МЧС России включает в себя государственное унитарное авиаци­онное предприятие и отдельные вертолет­ные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров. Она располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой. Это транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п, пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью, команд­ный пункт управления на базе самолета Як-42, различные легкие, средние и тяже­лые вертолеты, созданные в конструктор­ских бюро Миля и Камова.

Вопрос 12. Расскажите о других силах и сред­ствах РСЧС.

К другим силам и средствам РСЧС относятся:

  • силы и средства наблюдения и контро­ля (подразделения органов надзора за со­стоянием котлов, мостов, атомных элек­тростанций, газовыми и электрическими сетями и др.; контрольно-инспекционная служба Минэкологии; службы и учрежде­ния ведомств, осуществляющих наблюде­ние за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами; вете­ринарная служба; сеть наблюдения и ла­бораторного контроля гражданской оборо­ны; служба лабораторного контроля за ка­чеством продуктов питания и пищевого сырья; служба предупреждения о стихий­ных бедствиях);
  • силы и средства ликвидации чрезвы­чайных ситуаций (соединения, части и подразделения Министерства обороны, Министерства внутренних дел, невоени­зированные формирования гражданской обороны, а также силы и средства, принад­лежащие другим министерствам и ведом­ствам).

Кроме того, создают, готовят и оснаща­ют такие формирования все субъекты Федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах есть свои подразделения. Это значит, что вез­де, где бы ни произошла авария, катастро­фа или стихийное бедствие, в распоряже­нии соответствующего начальника граж­данской обороны есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

Авиация МЧС России активно применяется для проведения авиационной разведки паводкоопасных и пожароопасных участков местности, тушения природных пожаров на территории Российской Федерации, санитарно-авиационной эвакуации больных и пострадавших как на территории Российской Федерации, так и из-за рубежа, а также доставки гуманитарных грузов, обеспечения тренировок, в том числе международных.

По состоянию на 01.02.2022 г. на оснащении авиации МЧС России состоит 84 воздушных судна, из них 23 самолёта и 61 вертолёт.

На оснащении беспилотной авиации МЧС России находится 464 беспилотных воздушных судов самолетного, вертолетного и комбинированного типов, представленных в десятке модификаций, в том числе в составе 10 новых беспилотных авиационных систем (2020 года выпуска), конструктивно оборудованных на базе передвижных пунктов управления – автомобильных шасси повышенной проходимости, из них:

  • 415 вертолетного типа;
  • 39 самолетного типа;
  • 10 комбинированного типа.
  • 109 беспилотных воздушных судов оборудованы тепловизорами.

В 2021 году общий налёт в авиации МЧС России составил около 13 тыс. часов, выполнено более 14,8 тыс. полётов, из них:

  • на чрезвычайные ситуации совершено 1 635 полётов с налётом 2 121 час;
  • для тушения очагов природных пожаров совершено 1 988 полетов с налетом 2 330 часов, при которых произведено 6 889 сливов, на очаги пожаров слито более 39 тысяч тонн огнегасящей жидкости.

Доставлено более 18 тыс. тонн различных грузов, в том числе 123,4 тонны гуманитарных грузов.

Авиацией МЧС России перевезены почти 20 тыс. человек, в том числе эвакуировано 864 человек на территории Российской Федерации и 226 российских граждан из зарубежных государств (Республика Филиппины, Государство Палестина, Арабская Республика Египет и Исламский Эмират Афганистан).

БВС за 2021 год выполнено более 35 300 полётов по всей территории Российской Федерации с общим налетом составил более 9632 часа, из них:

На счету авиации МЧС России - многие тысячи спасенных жизней и неоценимый вклад в обеспечение национальной безопасности. Для того, чтобы первыми прийти на помощь терпящим бедствие людям и эффективно противостоять угрозам природного и техногенного характера, авиация МЧС России обновляет и пополняет парк летательных аппаратов, воздушных судов специального оборудования. Авиасалон МАКС традиционно уделяет пристальное внимание передовым образцам летной спасательной техники и следит за развитием новейших спасательных авиационных технологий.

Авиация МЧС России: крылья спасения

Пожарно-спасательный вертолёт Ка-32А

Сегодня на оснащении авиации МЧС России находится 79 воздушных судов, включая 22 самолета и 57 вертолетов. Кроме того, авиация МЧС России насчитывает 1 820 беспилотных авиационных систем, из них - 1 688 единиц вертолетного типа и 38 единиц самолетного типа. Помощь пострадавшим от стихийных бедствий, переброска спасателей к месту ликвидации ЧС, эвакуация больных и пострадавших, доставка гуманитарных грузов, тушение крупных лесных и техногенных пожаров, авиационная разведка паводкоопасных и пожароопасных участков местности, поиск потерпевших катастрофу воздушных судов - для авиации МЧС России это обычная повседневная работа.

История создания

Официально датой создания авиации МЧС России считается 10 мая 1995 года, однако фактически свою историю ведомство ведет с 1991 года, когда Указом Президента в подчинение ГКЧС России (Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) из состава Минобороны были переданы четыре отдельных вертолетных отряда. Уже тогда, с первых дней создания авиации МЧС, было очевидно, что для эффективного выполнения спасательных и гуманитарных миссий на обширной территории России необходимо иметь парк современной, специально оснащенной многофункциональной авиационной техники и отлично подготовленных специалистов. Ни одна задача, связанная с оказанием помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций, не могла быть успешно решена без применения спасательной авиации.

С тех пор началось планомерное строительство структуры авиации МЧС и обучение профессиональных спасателей. Параллельно с накоплением бесценного опыта шла непрерывная работа - создание и отладка на практике новых авиационно-спасательных технологий, которые бы позволяли оперативно и с максимальной отдачей использовать авиацию при ликвидации последствий ЧС на территории России и за рубежом.

Местом дислокации авиационного отряда МЧС России является аэродром ЛИИ имени М.М. Громова. Здесь же, в Жуковском, базируется аварийно-спасательный отряд МЧС. Такая совместная локация спасателей и авиационной техники позволяет обеспечить трехчасовую готовность к вылету по ЧС в любую точку мира.

Трудно перечислить все спасательные операции, в которых принимали участие подразделения авиации МЧС России. Вот только некоторые из них, которые требовали исключительного профессионализма и мужества спасателей: ликвидация последствий землетрясения на Сахалине, борьба со страшными по силе лесными и торфяными пожарами в Подмосковье, ликвидация пожаров в Центральном федеральном округе, Сибири, на Дальнем Востоке и в Приморском крае; тушение горящего отстойника нефтепродуктов в Волгограде, ликвидация последствий катастрофических наводнений в Южном федеральном округе России и Республике Саха, беспримерные гуманитарные операции в Чечне и Южной Осетии, тушение сильнейших лесных пожаров в Хорватии, Греции, Франции, ликвидация пожара на нефтехимическом комплексе после сильного землетрясения в Турции. Кроме того, на счету авиации МЧС обеспечение безопасности проведения крупных международных массовых мероприятий, таких как Всемирная летняя универсиада в Казани и Олимпиада в Сочи.

Постепенно парк авиации МЧС пополнялся современными самолетами и вертолетами, проводились оптимизация состава авиации, реформирование организационных структур и создание авиационных группировок центра и регионального подчинения. При комплектовании авиационных частей региональных центров МЧС было принято решение об оснащении их новыми многоцелевыми самолетами-амфибиями Бе-200ЧС, которые по летно-техническим характеристикам не имеют аналогов в мире. Сегодня авиационный парк МЧС России включает самолеты Ил-76ТД, Ан-74П, Ан-148, Ан-3Т, Бе-200ЧС, Як-42Д и SSJ100-95LR, вертолеты Bo-105, BK-117, Ка-32А, Ми-8МТВ-1, Ми-26Т, а также беспилотники Supercam S-350, ZALA 421-22 и другие аппараты.

Авиация МЧС России на МАКС

"Летающий пожарный" Бе-200 в демонстрационной программе МАКС

Сотни выполненных авиацией МЧС России спасательных миссий позволили разработать уникальные авиационные технологии спасения людей, которые успешно применяются на практике по всему миру.

Летательная техника авиации МЧС на протяжении многих лет демонстрируется на авиасалонах МАКС и вызывает большой интерес профессионалов и любителей авиации. Начиная с 1999 года "летающий пожарный" Бе-200 является постоянным участником авиасалонов в Жуковском и не только демонстрируется на статической стоянке МАКС, но и по праву считается эффектным украшением его летной программы. Появление новых модификаций уникального самолета-амфибии Бе-200ЧС можно проследить по истории МАКС, на площадке которого самолет с каждым годом привлекает все большее внимание специалистов благодаря своей успешной работе в рамках спасательных миссий по всему миру. Не имеющая аналогов в мире, эта машина позволяет осуществлять забор 12 тонн воды за 12 секунд в режиме глиссирования и прицельно сбрасывать воду на предельно малых высотах. Практически на каждом авиасалоне холдинг "Вертолеты России" демонстрирует обновленную линейку спасательных версий своих многоцелевых вертолетов, включая Ми-8МТВ-1, Ми-26Т, Ка-32А11ВС и другие машины.

Одной из ожидаемых премьер предстоящего МАКС-2021 является Ка-32А11М - модернизированная версия пожарно-спасательного вертолета Ка-32А, входящего в вертолетный парк авиации МЧС России. Более мощные двигатели ВК-2500ПС-02 и новая система пожаротушения, позволяющая сбрасывать до четырех тонн воды и выполнять горизонтальное тушение - важные характеристики новой машины, которые позволят повысить эффективность выполнения спасательных миссий.

Желаем всем сотрудникам и личному составу авиации МЧС России крепкого здоровья, безопасных полетов и успешного выполнения всех будущих спасательных миссий. А посетителей авиасалона приглашаем узнать больше о новейшей авиационной спасательной технике на МАКС-2021!

[image]

На счету авиации МЧС России - многие тысячи спасенных жизней и неоценимый вклад в обеспечение национальной безопасности. Для того, чтобы первыми прийти на помощь терпящим бедствие людям и эффективно противостоять угрозам природного и техногенного характера, авиация МЧС России обновляет и пополняет парк летательных аппаратов, воздушных судов специального оборудования. Авиасалон МАКС традиционно уделяет пристальное внимание передовым образцам летной спасательной техники и следит за развитием новейших спасательных авиационных технологий.

Сегодня на оснащении авиации МЧС России находится 79 воздушных судов, включая 22 самолета и 57 вертолетов. Кроме того, авиация МЧС России насчитывает 1 820 беспилотных авиационных систем, из них - 1 688 единиц вертолетного типа и 38 единиц самолетного типа. Помощь пострадавшим от стихийных бедствий, переброска спасателей к месту ликвидации ЧС, эвакуация больных и пострадавших, доставка гуманитарных грузов, тушение крупных лесных и техногенных пожаров, авиационная разведка паводкоопасных и пожароопасных участков местности, поиск потерпевших катастрофу воздушных судов - для авиации МЧС России это обычная повседневная работа.

История создания

Официально датой создания авиации МЧС России считается 10 мая 1995 года, однако фактически свою историю ведомство ведет с 1991 года, когда Указом Президента в подчинение ГКЧС России (Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) из состава Минобороны были переданы четыре отдельных вертолетных отряда. Уже тогда, с первых дней создания авиации МЧС, было очевидно, что для эффективного выполнения спасательных и гуманитарных миссий на обширной территории России необходимо иметь парк современной, специально оснащенной многофункциональной авиационной техники и отлично подготовленных специалистов. Ни одна задача, связанная с оказанием помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций, не могла быть успешно решена без применения спасательной авиации.

С тех пор началось планомерное строительство структуры авиации МЧС и обучение профессиональных спасателей. Параллельно с накоплением бесценного опыта шла непрерывная работа - создание и отладка на практике новых авиационно-спасательных технологий, которые бы позволяли оперативно и с максимальной отдачей использовать авиацию при ликвидации последствий ЧС на территории России и за рубежом.

Местом дислокации авиационного отряда МЧС России является аэродром ЛИИ имени М.М. Громова. Здесь же, в Жуковском, базируется аварийно-спасательный отряд МЧС. Такая совместная локация спасателей и авиационной техники позволяет обеспечить трехчасовую готовность к вылету по ЧС в любую точку мира.

Трудно перечислить все спасательные операции, в которых принимали участие подразделения авиации МЧС России. Вот только некоторые из них, которые требовали исключительного профессионализма и мужества спасателей: ликвидация последствий землетрясения на Сахалине, борьба со страшными по силе лесными и торфяными пожарами в Подмосковье, ликвидация пожаров в Центральном федеральном округе, Сибири, на Дальнем Востоке и в Приморском крае; тушение горящего отстойника нефтепродуктов в Волгограде, ликвидация последствий катастрофических наводнений в Южном федеральном округе России и Республике Саха, беспримерные гуманитарные операции в Чечне и Южной Осетии, тушение сильнейших лесных пожаров в Хорватии, Греции, Франции, ликвидация пожара на нефтехимическом комплексе после сильного землетрясения в Турции. Кроме того, на счету авиации МЧС обеспечение безопасности проведения крупных международных массовых мероприятий, таких как Всемирная летняя универсиада в Казани и Олимпиада в Сочи.

Постепенно парк авиации МЧС пополнялся современными самолетами и вертолетами, проводились оптимизация состава авиации, реформирование организационных структур и создание авиационных группировок центра и регионального подчинения. При комплектовании авиационных частей региональных центров МЧС было принято решение об оснащении их новыми многоцелевыми самолетами-амфибиями Бе-200ЧС, которые по летно-техническим характеристикам не имеют аналогов в мире. Сегодня авиационный парк МЧС России включает самолеты Ил-76ТД, Ан-74П, Ан-148, Ан-3Т, Бе-200ЧС, Як-42Д и SSJ100-95LR, вертолеты Bo-105, BK-117, Ка-32А, Ми-8МТВ-1, Ми-26Т, а также беспилотники Supercam S-350, ZALA 421-22 и другие аппараты.

Сотни выполненных авиацией МЧС России спасательных миссий позволили разработать уникальные авиационные технологии спасения людей, которые успешно применяются на практике по всему миру.

Авиация МЧС России на МАКС

Летательная техника авиации МЧС на протяжении многих лет демонстрируется на авиасалонах МАКС и вызывает большой интерес профессионалов и любителей авиации. Начиная с 1999 года "летающий пожарный" Бе-200 является постоянным участником авиасалонов в Жуковском и не только демонстрируется на статической стоянке МАКС, но и по праву считается эффектным украшением его летной программы. Появление новых модификаций уникального самолета-амфибии Бе-200ЧС можно проследить по истории МАКС, на площадке которого самолет с каждым годом привлекает все большее внимание специалистов благодаря своей успешной работе в рамках спасательных миссий по всему миру. Не имеющая аналогов в мире, эта машина позволяет осуществлять забор 12 тонн воды за 12 секунд в режиме глиссирования и прицельно сбрасывать воду на предельно малых высотах. Практически на каждом авиасалоне холдинг "Вертолеты России" демонстрирует обновленную линейку спасательных версий своих многоцелевых вертолетов, включая Ми-8МТВ-1, Ми-26Т, Ка-32А11ВС и другие машины.

Одной из ожидаемых премьер предстоящего МАКС-2021 является Ка-32А11М - модернизированная версия пожарно-спасательного вертолета Ка-32А, входящего в вертолетный парк авиации МЧС России. Более мощные двигатели ВК-2500ПС-02 и новая система пожаротушения, позволяющая сбрасывать до четырех тонн воды и выполнять горизонтальное тушение - важные характеристики новой машины, которые позволят повысить эффективность выполнения спасательных миссий.

Желаем всем сотрудникам и личному составу авиации МЧС России крепкого здоровья, безопасных полетов и успешного выполнения всех будущих спасательных миссий. А посетителей авиасалона приглашаем узнать больше о новейшей авиационной спасательной технике на МАКС-2021!

Читайте также: