Какое значение придавалось понятию умный в грибоедовскую эпоху кратко

Обновлено: 02.07.2024

У каждого из героев комедии есть своё определение умного человека.

Чацкий — полная противоположность Молчалина. Он умён, у него есть сердце, при этом он безукоризненно честен. Речь Чацкого метка и выразительна, полна иронии и негодования. Любовь его к Софье бескорыстная и честная. Герой — патриот, верящий в силы русского народа, его талантливость. Его раздражает подражание всему иностранному. Он хочет служить настоящему делу, а не унижаться ради чинов. Ум Чацкого — это ум передового человека. Но общество не принимает его взгляды, так как они противоречат укладу московского дворянства.

Софья — девушка неглупая. Ум её тоже практический. Ведь все знания о жизни она черпает из французских сентиментальных романов. Поэтому её возлюбленным становится Молчалин. Всё, как в романах: бедный юноша, которого полюбила девушка из знатной семьи.

ЧАЦКИЙ И РЕПЕТИЛОВ

У каждого из героев комедии есть своё определение умного человека.

Чацкий — полная противоположность Молчалина. Он умён, у него есть сердце, при этом он безукоризненно честен. Речь Чацкого метка и выразительна, полна иронии и негодования. Любовь его к Софье бескорыстная и честная. Герой — патриот, верящий в силы русского народа, его талантливость. Его раздражает подражание всему иностранному. Он хочет служить настоящему делу, а не унижаться ради чинов. Ум Чацкого — это ум передового человека. Но общество не принимает его взгляды, так как они противоречат укладу московского дворянства.

Софья — девушка неглупая. Ум её тоже практический. Ведь все знания о жизни она черпает из французских сентиментальных романов. Поэтому её возлюбленным становится Молчалин. Всё, как в романах: бедный юноша, которого полюбила девушка из знатной семьи.

ЧАЦКИЙ И РЕПЕТИЛОВ

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

В грибоедовское время "ум" понимался широко - как интеллигентность, просвещенность. Понятия "ум", "умник", "умный" употреблялись в значении "вольнодумство", "вольнодумец", человек передовых убеждений, носитель новых идей, независимых свободолюбивых взглядов. Противоположный смысл придавался словам "глупец", "глупость", то есть отсталый, консервативный, реакционный.

Первоначально Грибоедов назвал свою комедию "Горе уму" - этим он хотел подчеркнуть драматическое положение ума в обществе мракобесия и косности. Высказывание самого Грибоедова о замысле и основном конфликте произведения помогает понять смысл заглавия пьесы: "В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим, его никто не понимает, никто простить не хочет, зачем он немножко повыше прочих".

Уже в первом действии комедии определена та политическая обстановка, при которой в обществе нет и не может быть места думающим: "Ведь нынче любят бессловесных". В эпоху Александра I в России усилилась реакция, установился аракчеевский режим, когда нужны были не деятельные умы, а бессловесные, молчаливые исполнители, служащие "не делу, а лицам". Все оригинальное, самобытное, смелое душилось, все, кто осмеливались иметь собственное независимое суждение, казались властям просто сумасшедшими, их уделом было горе от ума.

Именно ум Чацкого - первопричина его столкновения с фамусовским обществом и его личной драмы. Лучшие человеческие качества Чацкого делают его в представлении окружающих сначала "чудаком", "странным человеком", а потом безумцем. Главный герой понимает "предназначенье века" и, будучи гражданином, патриотом, не может "в постыдной праздности влачить свой век младой". Он борется с обществом обличающим словом. бросает в лицо фамусовскому обществу гневные, обличительные слова о бездумном подражании иностранцам, в презрении к родному языку, к народу, национальной культуре. Убеждения Чацкого глубоко выстраданы. Образ жизни московской столичной знати для него неприемлем. Чацкий прекрасно знает, что ждать перемен в высшем свете не приходится:

Что нового покажет мне Москва?Вчера был бал, а завтра будет два.

Прошедший век, которым так восхищался Фамусов, Чацкий называет "веком покорности и страха". В монологе "А судьи кто. " он обрушивается на тех "негодяев знатных", которые меняют слуг на борзых собак, сгоняют для своих затей на крепостной балет "от матерей, отцов отторженных детей" и распродают их "поодиночке". Все выпады Чацкого против великосветской знати согреты горячей любовью к отчизне и к ее "умному и доброму" народу.

Среди гостей Фамусова Чацкий совершенно одинок. Для них, привыкших жить по заветам, оставленным им в наследство "веком минувшим", он чужой, мало того - "карбонарий". Чацкому в комедии противостоят Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Каждый из них по-своему умен.

Грибоедов в образах комедии воплотил свое представление о двух типах "ума". Чацкий - носитель настоящего ума - светлого, пытливого, ищущего истину. Ум фа-мусовцев - житейский, практический, пошлый, служит средством для личного преуспевания. Для Чацкого высшая ценность - "ум, алчущий познаний". Он превыше всего ставит в людях ум и оценивает их по уму. Такие же люди, как Молчалин и Фамусов, понимают "ум", как уменье жить, то есть приспосабливаться к жизни, тратить все свои интеллектуальные силы на то, чтобы "и награжденья брать, и весело пожить".

У людей фамусовского круга свои понятия о ценностях жизни, свои представления о том, как преуспеть в обществе, как продвинуться по службе.

Вот, например, у нас уж исстари ведется,Что по отцу и сыну честь;Будь плохонький, да если наберетсяДуш тысячки две родовых, - Тот и жених.

В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь. Ведь надобно ж зависеть от других.

Репетилов убежден: "умный человек не может быть не плутом". Софья не раз высказывает сомнение в достоинствах и роли ума. "Зачем ума искать и ездить так далеко?" - спрашивает она, имея в виду Чацкого. Софья использует свой острый ум для откровенной лжи и распускания слухов. Именно ей Чацкий обязан сплетней о своем сумасшествии.

Все гости фамусовского дома с презрением относятся к наукам, просвещению. Недаром образованность и свободомыслие Чацкого принимается ими за сумасшествие. Источником всякого зла Фамусов считает просвещение:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,Что нынче пуще, чем когда,Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

У него даже есть рецепт того, как избавиться от этой "чумы": "Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы, да сжечь". Ему вторит Хлестова, проклиная все очаги просвещения - "пансионы, школы, лицеи, Петербургский институт". Скалозуб мечтает о том, чтобы в "лицеях и гимназиях" обучали "по-нашему: раз, два. "

Необразованность, пренебрежение всяческими нравственными принципами, зависимость от мнений высшего света, общественная бесполезность - черты, которые объединяют в комедии всех членов фамусовского общества.

Создав образ Чацкого, Грибоедов показал, что ум - могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом. Именно такой ум расценивался в фамусовском обществе как безумие, сумасшествие. Грибоедов рассказал о горе вольнодумца, противостоящего косному обществу крепостников. Заглавие комедии указывает на неизбежность трагедии умного передового человека в обществе Фамусовых. Трагедия Чацкого - это трагедия лучших людей эпохи.

Название комедии уже намекает на основную тему. Для людей, которые ставят знания превыше всего, ум равносилен счастью. Но, как мы знаем, великие умы во все времена подвергались серьезным испытаниям. Новое и оригинальное не всегда одобряется обществом, а люди, которые пытаются это что-то новое привнести в жизнь, часто считаются сумасбродами.

Тему ума затрагивает и Александр Сергеевич Грибоедов. Его пьеса-это рассказ о новых идеях и их отвержении обществом. Изначально она называлась "Горе уму".

Еще до приезда Чацкого, дом Фамусова полон хаоса, что связано с отношением к обучению и образованию. Обращаясь к Софье, Фамусов говорит ей, что не видит полезного в книгах. Далее каждый герой произведения обозначит свое мнение по этому поводу, а сойдутся они на том, что "Ученье-вот чума".

Каждый герой пьесы по-своему объясняет значение "умного человека".

Для Фамусова умный может быть лишь практичный человек, в этом он признаёт ум Чацкого, однако уверен, что он не подходит для его дочери. По его мнению, Чацкий не в состоянииправильно применять полученные навыки, так как у него нет ни денег, ни чинов. Максима же Петровича Фамусов считает по-настоящему умным, однако он лишь умеет прислуживать, тем кто выше него по рангу, но это помогло добиться ему высот по службе, что так важно для Фамусова.

Молчалин считает, что если человека есть ум, то этот ум должен быть практическим. Молчалин мечтает о высоком чине, ради этого он готов на всё, что угодно , готов пойти на уступки. Однако он не имеет ни какой-либо веры, ни собственных мыслей.

Чацкий же совсем не похож на Молчалина, он умный, но при этом очень добрый и честный. В отличие от Молчалина, он любит Софью искренне, а не потому что "так надо". Этот герой-истинный патриот, не признающий ничего заграничного. Он хочет быть полезным на службе , а не пробиваться к верхушке только ради положения. Ум Чацкого передовой, однако в обществе его не принимают, потому что его убеждения не соответствуют московской знати.

Софья тоже довольно смышленая девушка, обладающая практическим умом, однако все знания жизни она почерпывает из французских книг. Она и любит то Молчалина только потому, что он соответствует ее книжному образу: не богатый парень, понравившейся обеспеченной девушки с хорошей родословной.

В образе служанки Лизы мы можем углядеть еще один тип ума-это житейский ум, простой. Она говорит со всеми честно и только то, что о них думает. Лиза неглупая, находчивая и сообразительная, она верна своей хозяйке.

В своей пьесе Горе от ума Грибоедов представил различные типа ума, показал страх общества перед новым и неизведанным, тем сам дал толчок для того, чтобы люди поступали противоположным образом и не боялись пробовать новое, чтобы выходить из рамок и раздвигать свои горизонты.

2 вариант

Для самого автора и героя-резонёра, говорящего его устами, ум равнозначен интеллекту, образованности, знаниям. Всё это, по мнению Чацкого, способно сделать жизнь человека счастливой, осмысленной. Умный человек будет заботиться не только о собственном довольстве, но и о благополучии окружающих. Поэтому очень важно воспитывать в молодёжи критическое мышление, тягу к наукам и искусству, отстаивать идеи свободы. В глазах молодого человека умным выглядит лишь один представитель фамусовского общества – Софья.

Что касается Молчалина, его ум приравнивается к хитрости. Этот юноша не может похвастаться глубокими рассуждениями о чём-либо, так как считает себя не имеющим права на наличие собственного мнения в силу низкого чина. Все умения и уловки Молчалин направляет на достижение единственной цели – продвижение по карьерной лестнице. Ради такого он готов играть роль мальчика на посылках и возлюбленного Софьи.

Для Фамусова также важен ум в его практическом применении. Глава семьи считает, что все навыки и знания человек должен применить для достижения высот по службе и статуса в обществе. Чацкого он считает смышленым, но не видит в нём жениха для дочери, ведь юноша не стремится к материальному достатку.

Ещё один тип ума представлен в образе служанки Лизы. Несмотря на низкое положение, девушка имеет житейскую мудрость, что позволяет ей хорошо разбираться в людях.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема ума в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Вглядываясь в детали картины Утренний натюрморт Петрова-Водкина, я отмечаю использование множества красок в передаче содержания завтрака. В ней преобладает тёплый фон и бежевые оттенки.

Создавая собственные басни, Крылов, конечно, не хотел изобразить нечто наподобие передачи В мире животных, он не претендовал на достоверность, а через образы животных представлял различные человеческие пороки или особенности отношений между людьми.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о герое коме-дии, дать развернутую характеристику образа в историческом и культурном контексте, через историко – функциональный анализ показать многообразие интерпретации и оценки образа.

Примерное содержание ответа

Биография героя типична для представителя передовой дворянской молодежи 1810-1820 годов.

…уж у нас ему казалось скучно,

И редко посещал наш дом, -

Началась самостоятельная жизнь. В Москве гостила тогда гвардия, только что вернувшаяся с победой из заграничных походов. Горячее патриотическое чувство и идеи вольности охватили и пылкого героя.

Все это решило его судьбу. Ни беспечная светская жизнь, ни счастли-вая дружба, ни даже юношеская, но глубокая и тогда еще взаимная любовь к Софье не могли удовлетворить его.

Вот о себе задумал он высоко…

Охота странствовать напала на него, -

продолжает свой рассказ о его жизни Софья.

Знакомство передовых русских людей с жизнью, философией, историей Западной Европы имело несомненное значение для их идейного развития.

После трех лет отсутствия Чацкий возвращается в Москву в дом Фамусова.

III.Роль Чацкого в пьесе и истории литературы определяется не характером, а убеждениями. Взгляды героя характеризуют его как передового человека своего времени:

• протест против крепостничества, гуманное отношение к крепостным;

• борьба с невежеством, необходимость просвещения;

• осуждение чинопочитания и карьеризма;

• призыв к свободе мысли и высказывания против рабской морали;

• протест против преклонения перед иностранщиной.

Одиночество Чацкого смягчено тем, что у него есть единомышленники: в историческом контексте это декабристы, в пьесе – внесценические персонажи (двоюродный брат Скалозуба, князь Федор).

VI.Чацкий в зеркале критики.

И. Ильин, религиозный философ начала XX века, отмечал, что драма Чацкого состоит в том, что его ум омрачен гордыней. Ум, направленный только на критику и обличение, становится бессердечным и является страшной и пустой силой.

1.Какие проблемы поднимает Грибоедов в своей комедии? Как связаны заглавие комедии и ее поэтика?

2.Что значит быть умным в понимании барской Москвы?

3.Умен ли Чацкий? В чем проявляется его ум?

Читайте также: