Как связаны между собой размер заработной платы и уровень образования кратко

Обновлено: 05.07.2024

Уровень зарплаты людей зависит от многих факторов, среди ключевых можно выделить: образование, должность, вид деятельности (отрасль), регион проживания, пол, возраст и стаж работы.

Традиционно наибольшая заработная плата у руководящих сотрудников – 84,4 тыс. рублей, ее размер превышает среднюю зарплату по стране почти в 2 раза. В группе управленцев максимальная заработная плата у руководителей предприятий, организаций и органов власти, которая в среднем составляет 132 тыс. рублей (октябрь 2019 года).

Такой разрыв между зарплатой руководителей и средним уровнем не характерен для развитых стран Европы, но присутствует в государствах с высоким расслоением общества по доходам. Можно отметить США, где разница между зарплатой руководителей и средним значением – 2,3 раза (2019 год).

Существенно меньше руководителей зарабатывают специалисты (преимущественно офисные сотрудники) высшего и среднего уровня квалификации, а также квалифицированные рабочие. Их компенсация труда близка к среднему за счет большого вклада зарплат управленцев.

Самые низкие зарплаты характерны для профессий, связанных с физическим трудом, не требующих высокой квалификации и длительного обучения. Это неквалифицированные рабочие и люди, занятые в сфере обслуживания и торговли. Прежде всего: уборщики и прислуга (минимальный средний размер из всех профессий – 20 тыс. рублей в месяц), охранники, сиделки, рабочие с базовыми навыками, а также продавцы магазинов.

Доходы этих групп населения – 20-30 тыс. рублей в месяц (17-26 тыс. рублей после вычета налога) или 1-2 прожиточных минимума. Важно отметить, что их медианная зарплата еще ниже средней, что означает нахождение этой группы людей близко или за чертой бедности.

Большую роль в уровне заработной платы играет вид деятельности организации. Отчасти это объясняется производительностью труда и добавленной стоимостью, квалификацией персонала и трудоемкостью работы.

К отраслям с наибольшей компенсацией труда относятся: добыча нефти и газа, производство табачных изделий, финансы и страхование. Средняя зарплата в компаниях из этих сфер деятельности в 2-2,5 раза выше средней по стране и превышает 100 тыс. рублей в месяц, что отчасти объясняется высокой производительностью труда и добавленной стоимостью. Доля этих отраслей в общей занятости населения не превышает 3%.

Среди самых низкооплачиваемых видов деятельности выделяются: текстильная отрасль (особенно производство одежды), предприятия общепита и гостиничного бизнеса, а также сельское хозяйство. Сотрудники компаний из этих отраслей в среднем зарабатывают менее 30 тыс. рублей в месяц (до вычета подоходного налога) или в 1,5-2 раза меньше среднероссийской зарплаты. Разрыв в стоимости труда между добычей нефти и газа и производством одежды достигает 6,5 раз.

Больше всего разрыв между зарплатой руководителя и подчиненными (служащие и рабочие) в сфере информации и связи, науке, образовании и профессиональной деятельности, а также здравоохранении. Разница в среднем составляет 3-4 раза. Обратная ситуации в культуре, спорте и административно-хозяйственной деятельности, где разница около 2 раз.

В России большая часть сотрудников крупных и средних предприятий не имеют высшего образования (61%). Доля обладателей диплома о высшем образовании (39%) близка к сотрудникам со среднем специальным образованием (34%). Около 25% имеют только полное и неполное школьное образование.

Но насколько уровень образования влияет на заработную плату? Единственная ступень образования, которая действительно сказывается на заработной плате – высшее профессиональное образование. В среднем сотрудники с высшем образованием зарабатывают на 60%-70% больше остальных. Наличие или отсутствие других видов образования минимально влияет на оплату труда: разница между среднем образованием, школьным или вовсе отсутствием даже базового образования – 3-5% (1-3 тыс. рублей в месяц).

Наибольшая заработная плата характерна для среднего возраста – 35-40 лет. После прохождения этого пика следует постепенное снижение до минимума в пенсионном возрасте и старше. Это происходит как из-за структуры занятости в России с преобладанием торговли, транспорта и строительства, где нет премии за опыт и стаж, так и из-за меньшей гибкости более возрастных сотрудников к обучению и освоению новых технологий.

Но для руководителей тенденция иная – после снижения заработной платы с максимальных значений в 35-39 лет зарплата снова начинает увеличиваться с 60 лет.

Как и большинстве стран мира для России характерны более низкие зарплаты женщин по сравнению с мужчинами. Это проявляется практически на всех должностях и видах деятельности. В среднем женщина зарабатывает 72% от заработной платы мужчины, в наибольшей степени это проявляется на руководящих должностях (67%). Среди отраслей экономики можно выделить добычу полезных ископаемых (68%) из-за большой роли тяжелого физического труда.

Больше мужчин женщины зарабатывают только как квалифицированные специалисты сельского и лесного хозяйства.

Заработная плата приводится до вычета подоходного налога для крупных и средних предприятий (для отработавших полный октябрь 2019 года сотрудников) без учета малых компаний и индивидуальных предпринимателей.

Другие статьи по экономике читайте на сайте. Подписаться на новые статьи можно в telegram.

Как образование влияет на зарплату? На первый взгляд может показаться, что связь между образованием и зарплатой прямая. Чем лучше образование, тем выше зарплата и наоборот. Наверное так и должно быть. Во многих отраслях, областях именно такая ситуация и наблюдается. Но так ли это? В настоящее время разрушены многие связи, которые существовали раньше. Человек сейчас даже с минимальным образованием может быть богатым и успешным, особенно если у него не бедные родители. Но разве это правильно? Разве так должна строиться наша жизнь? Зачем тогда вообще учиться, получать образование? Но если задуматься и посмотреть глубже, то конечно, образование очень важно и нужно любому человеку. Что будет делать такой "успешный" человек, когда не станет его родителей? Когда сам он ничего не знает, не учился? Очень быстро вся его красивая жизнь закончится. Чтобы обеспечивать себя самому, свою семью, нужно иметь хорошую работу. А для этого всегда нужно образование. И именно образование, а не диплом в кармане. Поскольку в настоящее время очень распространенным явлением стало приобретение диплома, а не обучение. На любом же серьезном предприятии, фирме и т. д. вот такие дипломы будут видны сразу. И я думаю такой человек здесь долго не задержится, поскольку не может предприятие эффективно работать и приносить прибыль, если работники не компетентны в своей профессии. Все это говорит о том, что образование и образованность не одно и то же. Человек может быть не образованным, глупым, даже имея не одно высшее образование. Очень жаль, что в наше время такая ситуация стала возможной!


С самого детства нас учат тому, что нужно хорошо учиться в школе, а затем поступить в университет и получить высшее образование, поскольку без него невозможно устроиться на престижную и высокооплачиваемую работу. Но действительно ли диплом влияет на успех и уровень доходов? Уделяют ли владельцы бизнеса ему большое внимание или для них намного важнее опыт и профессиональные навыки? Эксперты провели новое исследование и выяснили, как диплом влияет на зарплату. Есть ли прямая зависимость, будет подробно рассказано далее.

Как диплом влияет на зарплату?


юристы — получают около 45 000;

бухгалтера — средняя зарплата составляет 40 000;

программисты — уровень оклада — около 90 000;

маркетологи — зарабатывают порядка 55 000;

секретари — получают по 35 000 в месяц.


Изучив собранные данные, аналитики пришли к выводу, что люди, имеющие высшее образование, получают практически в 2 раза больше, чем их коллеги без диплома. И подобная ситуация наблюдается не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в регионах.

Когда диплом имеет значение?


С каждым годом рынок труда в России становится более гибким. В наши дни работодателей больше интересует не документ об образовании, а уровень знаний и практические навыки кандидатов. Так, например, у сотрудников в области IT-индустрии более ценным является опыт. Как считает 46% опрошенных, именно он является ключевым критерием для построения успешной карьеры.


Несмотря на это, диплом все-таки важен, поскольку от него зависит размер зарплаты. Это связано с тем, что некоторые профессии требуют глубоких теоретических познаний и сильной академической базы, получить которые самостоятельно практически невозможно. Это касается, например, юристов, которые должны хорошо разбираться во всех тонкостях законодательства.


Помимо этого, диплом нужен для трудоустройства в крупные корпорации, которые набирают на работу сотрудников с высшим образованием. В них стажировку могут пройти только студенты вузов. Это же касается и международных компаний, работающих в Российской Федерации. Обучение в престижном университете существенно повышает шанс попасть в них и построить успешную карьеру.

Почему многие россияне работают не по специальности?


Согласно официальной статистике 57% работодателей не учитывают профессию претендентов при трудоустройстве. Около 30% достаточно того, чтобы у кандидата было любое высшее образование, и только 13% хватит среднего специального или профессионального. При этом более 40% граждан работает не по специальности. Больше всего это наблюдается в сфере продаж и управлении персоналом.


Но почему так происходит? Основная причина заключается в неоправдавшихся ожиданиях относительно оплаты труда. Около половины выпускников вузов какое-то время работали по своей профессии, но затем уволились и нашли более оплачиваемую работу. Именно поэтому во многих отраслях бизнеса наблюдается катастрофическая нехватка квалифицированных специалистов.

Важны ли оценки?


Многие люди думают, что они повышают шансы на трудоустройство. Но, как утверждает директор компании TTISI Василий Пигин, это полное заблуждение. Большинству работодателей достаточно просто наличия диплома, они не обращают внимания на оценки.

Большее значение имеет целеустремленность кандидатов, трудолюбие и нацеленность на результат. Особенно если речь идет об узкопрофильных специальностях. А вот людей с несколькими высшими образованиями крупные корпорации нанимают с меньшей охотой. В них считается, что такие сотрудники долго не могут определиться со своими целями, поэтому постоянно прыгают с места на место.


Очень осторожно подходят к найму круглых отличников. Несмотря на высокие интеллектуальные способности, они очень непредсказуемы. Из них могут получиться как ценные кадры, так и проблемные несговорчивые сотрудники. Из-за этого чаще на работу принимают хорошистов, имеющих хотя бы небольшой опыт.

Заключение

В наши дни наличие диплома о высшем образовании не гарантирует хорошее трудоустройство, но вот на размер зарплаты он оказывает большое влияние. Поэтому если вы хотите стать успешным и финансово независимым человеком, то лучше отучиться в каком-нибудь престижном университете. Но не стоит забывать об опыте работы, профессиональных навыках и личностных качествах. Они также очень сильно влияют на построение хорошей карьеры.

Напоследок хотелось бы отметить, что любая деятельность должна приносить не только деньги, но и удовольствие.

Доход московских семей, где у каждого есть диплом вуза, на 20% выше среднего, выяснили эксперты ВШЭ. Если же в семье вообще нет взрослых с высшим образованием, ее благосостояние, напротив, на четверть ниже среднего

Фото: ТАСС

В советское время механизм формирования зарплаты был нерыночным, а зависимость между доходом и образованием — неявной: начинающий инженер с дипломом вуза в 1970-е мог получать 120 руб. в месяц, а рабочий — 200 руб. При этом зарплаты начальника того же завода, который, скорее всего, тоже имел диплом, и университетского профессора были сопоставимы, говорит Кудюкин.

Результаты исследования ВШЭ вполне соответствуют мировым трендам: высшее образование дает прибавку к уровню дохода, говорит он.

Вне столицы ситуация может отличаться, предполагает руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова. В Москве многие компании оказывают услуги, не востребованные в других регионах: платная медицина, дополнительное образование, бизнес-тренинги, говорит она. Эта деятельность приносит высокий доход, и в ней заняты люди с высшим образованием. В то же время в ресурсодобывающих регионах (например, в Ханты-Мансийском АО или Республике Татарстан) зависимость может быть иной: там упор делается на работников производства, для которого высшее образование не нужно. У таких специалистов больше шансов найти работу и получать за нее достойную оплату, говорит Лобанова.

Сопоставимая с московской разница в доходах в зависимости от образования есть в некоторых регионах, например в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, говорит Лебедев из Superjob. В Екатеринбурге и Новосибирске разрыв еще сильнее: здесь выпускники вузов в среднем получают больше на 35–38%, чем специалисты со средним специальным образованием.

Одна из причин, почему образование не всегда определяет уровень дохода — разница в уровне бюджетных зарплат. Бюджетники федерального подчинения отстают по уровню доходов от сотрудников московских организаций, говорит Кудюкин из ВШЭ. Например, преподаватель в региональном госвузе может получать меньше, чем школьный учитель в Москве.

По мнению авторов исследования ВШЭ, причина в том, что люди с высшим образованием зачастую заняты в бюджетном секторе. Это предположение подтверждают данные Росстата: средняя заработная плата российского бюджетника в апреле 2015 года составила 26 930 руб., что на 21% ниже, чем по экономике в целом — 34 377 руб.

Дает ли диплом о высшем образовании существенный прирост к зарплате?

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Влияние уровня образования на заработную плату: теоретический аспект

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

Существует ряд теорий, в которых объясняется взаимосвязь образовательных достижений и последующих результатов выпускников на рынке труда: теория человеческого капитала (Becker, 1964; Mincer, 1989); теория сигналов и скрининга (Spence, 1973; Arrow, 1973; Stiglitz, 1975); экономическая теория конвенций и порядков обоснования ценности (Boltanski, Thevenot, 2006). Большинство этих теорий основано на предположении о положительном влиянии академической успеваемости на уровень заработной платы выпускников.

p, blockquote 4,0,1,0,0 -->

Классический постулат теории человеческого капитала заключается в следующем: образование предоставляет значимые навыки и знания, важные для рынка труда, что делает образованных работников более ценными, тем самым положительно влияя на их заработную плату (Becker, 1964; Mincer, 1989). С точки зрения теории человеческого капитала, академическая успеваемость может отражать объем человеческого капитала, накопленного во время обучения в вузе. В зависимости от способностей и усилий, прилагаемых студентом при освоении профессиональных дисциплин, учащиеся могут получить различный объем знаний и компетенций, как элементов человеческого капитала, которые можно измерить по результатам академической успеваемости. Соответственно студенты, имеющие более высокие показатели академической успеваемости (накопившие больший объем человеческого капитала), получат более высокую отдачу от человеческого капитала, выраженную в более высоком уровне заработной платы.

p, blockquote 5,0,0,0,0 -->

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Когнитивные способности (выявляемые во время обучения в вузе и измеренные на основе академической успеваемости) как элемент человеческого капитала или как сигнал приносят экономическую отдачу при выходе на рынок труда. Соответственно академическая успеваемость, отражающая эти способности, является предиктором будущей заработной платы, которая зависит от способностей выпускников и может оказывать положительное влияние на уровень заработной платы. Кроме того, часть исследователей (в области теории менеджмента) считают, что оценки и академическая успеваемость отражают не только когнитивные способности индивидов, но и мотивацию, добросовестность и другие полезные навыки, с которыми выпускники выходят на рынок труда (Roth, Clarke, 1998).

p, blockquote 8,1,0,0,0 -->

Однако некоторые теории позволяют объяснить наличие отрицательной связи между успеваемостью и заработной платой. Массовизация высшего образования может приводить к изменению стратегий как выпускников, так и работодателей. Когда диплом о высшем образовании обесценивается, значимость академической успеваемости как сигнала о производительности работников снижается. Возникает феномен инфляции оценок (grade inflation), связанный с увеличением среднего балла студентов во всем мире, соответственно разница между способными и менее способными студентами становится меньше, а роль успеваемости как сигнала снижается (Johnson, 2003).

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

В этих условиях студенты стремятся получить опыт работы, который станет важным сигналом на рынке труда и элементом человеческого капитала, а в условиях массового высшего образования принесет дополнительную отдачу (Апокин, Юдкевич, 2008). Кроме того, может действовать обратный эффект: студенты, имевшие опыт работы во время обучения, могут получать более высокую заработную плату после выпуска.

p, blockquote 10,0,0,0,0 -->

Однако приобретение опыта работы связано с дополнительными усилиями и временными издержками, студенты уделяют меньше внимания учебе, что может отрицательно повлиять на академическую успеваемость. Как показывают результаты зарубежных исследований, невысокая интенсивность студенческой занятости (от 12 до 20 часов в неделю) не оказывает влияния на академическую успеваемость или может в определенных условиях даже положительно на ней сказываться. При этом интенсивное совмещение учебы и работы (более 20 часов в неделю) оказывает значимое негативное влияние на успеваемость и существенно увеличивает вероятность отчисления из вуза (Ehrenberg, Sherman, 1987; Hovdhaugen, 2015).

p, blockquote 11,0,0,0,0 -->

p, blockquote 12,0,0,1,0 -->

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

Ряд экономических и социологических теорий также могут объяснять отсутствие связи между успеваемостью и заработной платой после выпуска. Одним из возможных объяснений может выступать идея автономности сфер высшего образования и рынка труда (Boltanski, Thevenot, 2006). Можно предположить, что для высших учебных заведений и для организаций, в которых работают выпускники, характерны разные принципы оценивания, которые не связаны друг с другом и принадлежат к различным сферам. В результате в системе образования и на рынке труда вознаграждаются различные элементы человеческого капитала выпускников.

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

Источник: В. Рудаков, И. Чириков, С. Рощин, Д. Дрожжина. Учись, студент? Влияние успеваемости в вузе на стартовую заработную плату выпускников // Вопросы экономики, № 3, Март 2017, C. 77-102.

Читайте также: