Какое значение имеет словосочетание скорбный труд кратко

Обновлено: 04.07.2024

  • Обучающая - формировать у учащихся цельное представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина; познакомить с лицейским периодом жизни поэта, с новым лирическим произведением, с понятием послание .
  • Развивающая – развивать умения структурировать и использовать информацию, навыки анализа лирического произведения и выразительного чтения; развивать монологическую и диалогическую речь.
  • Воспитывающая – научить видеть за строчками стихов чувства, переживания, реальные события; воспитывать чувство гордости за славное имя поэта А.С.Пушкина.

Оборудование: учебники литературы для 8 класса, , мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя. Эмоциональный настрой. Определение темы, целей, задач урока.

С ранних лет мы знакомы с творчеством А.С.Пушкина. Каждый год на уроках литературы мы открываем новую страничку жизни этого замечательного поэта, больше читаем, узнаем о его творчестве, его окружении, его времени. Сегодня мы снова возвращаемся к творчеству А.С. Пушкина.

- Помните ли вы, как Пушкин вошел в вашу жизнь?

- Что вы знаете о Пушкине?

- Какие его произведения читали, слышали?

2. Лицейские годы

Каких лицейских друзей А.С.Пушкина вы знаете?

У А.С.Пушкина было много друзей. В лицее процветал культ дружбы. Это не значило, что никто ни с кем не ссорился. Давайте посмотрим на и и узнаем вторые имена лицеистов.

Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими – на всю жизнь дорогими – стали Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер.

Двое из них были поэтами. Все лицейские друзья Пушкина – и он сам прежде всего – были более всего увлечены делами литературными. Лицейское братство было не только человеческим, но и поэтическим братством.

После окончания лицея Пушкин был определен в коллегию иностранных дел, впоследствии (в 1832 году), коллегия преобразовалась в министерство иностранных дел. Среди сослуживцев Пушкина был Грибоедов. Через месяц после поступления на службу Пушкин уже получил отпуск до сентября и около двух месяцев провел в Михайловском, псковском имении матери. Затем Пушкин почти безвыездно оставался три года в Петербурге (не считая поездки в Михайловское летом 1819 года). После лицея в 1817 году Пушкин печатается в журналах, подбирает стихи для своего сборника, хочет выпустить свою книгу. Работает над поэмой "Руслан и Людмила", которую он начал писать в последний год лицея. Литературная обстановка после окончания лицея Пушкиным изменилась.

3. Выразительное чтение стихотворения.

Друзьям посвящены многие лирические произведения Пушкина.

Встретились и подружились некогда в царскосельском лицее два мальчика: Саша Пушкин и Ваня Пущин. Казалось, они были очень разными. Пушкин — порывист и вспыльчив, Пущин — уравновешен, упорен, рассудителен.

11 января 1825 год. Пушкин в ссылке в Михайловском. На предрассветном морозе зазвенел в парке поддужный колокольчик. Пушкин сквозь сон услышал — и не поверил. Думал, чудится. Снова звякнуло. Еще, еще. Сердце бешено заколотилось. Кто это? За ним? К нему? С бедой ли, с радостью? Не помня себя, босиком, в одной рубашке выбежал Пушкин на крыльцо. Кто-то высокий, румяный, в тяжелой медвежьей шубе вылез из саней, схватил его в охапку, потащил в дом. Пущин! Жано!

На шум прибежала Арина Родионовна. Видит, Александр Сергеевич босиком, неодетый, с ним незнакомец в шубе. Смотрят друг на друга, целуются, плачут. Няня поняла: приехал друг — и кинулась к Пущину. Спокойная беседа началась за кофе и трубками. Пущин расположился в удобном кресле. Пушкин не мог усидеть от радости. Его обычная живость проявлялась во всем. Вспоминали Лицей, Петербург, шутили, смеялись от полноты души.

Слайд18 Пушкин, жестикулируя, читает рукопись. Он изображен в центре картины, в центре своего кабинета. Справа от него, удобно расположившись в кресле, внимательно слушает друга Пущин. На заднем плане слева мы видим няню. Она даже прервала свою работу, тоже заслушавшись чтением Пушкина.

Пушкин остался один. Но долго согревал ему душу день, проведенный с другом, вспоминалась их беседа. Этой встрече Пушкин посвятил стихотворение “Мой первый друг, мой друг бесценный”. Они не знали, что видятся в последний раз: в 1826 году декабрист И.И. Пущин был сослан на каторгу в Сибирь.

Жанр стихотворения - дружеское послание.

Послание — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам. Оно рассчитано на широкий круг читателей.

4.1. Анализ стихотворения.

- Стихотворение “И.И.Пущину” написано в жанре послания. СЛАЙД № 16

- Прочитайте еще раз первую строку. С какой интонацией мы ее должны прочитать? Почему?

Наверное, задушевно, грустно, светло.

- Какие обращения подбирает поэт? К кому человеку мы можем обратиться с такими словами?

Друг, друг бесценный; к близкому человеку, к другу.

- Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском?

Благодарностью и нежностью.

- Что соединяет вторую половину стихотворения с первой?

- Объясните выражение “… я судьбу благословил, когда мой двор… твой колокольчик огласил”?

Чувство благодарности за то, что друг его навестил в трудные годы ссылки в Михайловском. Радость встречи так велика, что лирический герой примирился с жизненными невзгодами, даже порадовался своей судьбе, подарившей счастье иметь такого друга.

А.С.Пушкин относился к дружбе как к необходимому явлению жизни. Настоящая дружба по убеждению поэта может поддержать человека в самые тяжёлые минуты. Дружба дарит счастье общения, понимания, сопереживания. Она помогает выстоять. Друзья сохраняют верность на всю жизнь.

- Проследите по тексту стихотворения развитие чувства дружбы к Пущину. Переживает ли лирический герой чувство дружбы как важное явление своей жизни?

- Как нужно читать это стихотворение?

3.5. Стихотворный размер.

- Каким размером написано стихотворение?

Восста́ние декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи, 14 (26) декабря 1825 года.

В первой четверти 19 в. в России зародилась революционная идеология, носителями которой были декабристы. Разочаровавшаяся в политике Александра I часть прогрессивного дворянства решила покончить с причинами отсталости России.

Познакомившееся с политическими движениями Запада во время освободительных походов передовое дворянство понимало, что основой отсталости Российского государства является крепостное право.

В феврале 1816 г. в Петербурге возникло первое тайное политическое общество, целью которого было уничтожение крепостного права и принятие конституции. В его состав входили 28 членов (А.Н.Муравьев, С.И. и М.И.Муравьевы-Апостолы, С.П.Трубецкой, И.Д.Якушкин, П.И.Пестель и др.)

Началась подготовка к вооруженному восстанию.

Смерть Александра I в ноябре 1825 г. подтолкнула заговорщиков к более активным действиям. Было решено в день принесения присяги новому царю Николаю I осуществить захват монарха и Сената и принудить их к введению в России конституционного строя.

Политическим руководителем восстания избрали князя Трубецкого, который в последний момент отказался от участия в восстании.

Утром 14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь вышел Лейб-гвардии Московский полк. К нему присоединились Гвардейский морской экипаж и Лейб-гвардии гренадерский полк. Всего собралось около 3 тысяч человек.

Однако Николай I, уведомленный о готовящемся заговоре, заранее принял присягу Сената и, стянув верные ему войска, окружил восставших. После переговоров Николай I приказал применить артиллерию. Восстание в Петербурге было разгромлено.

По делу декабристов было привлечено 579 человек. Признаны виновными 287. Пятерым вынесен и приведен в исполнение смертный приговор (К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, П.Г.Каховский М.П.Бестужев-Рюмин, С.И.Муравьев-Апостол). 120 человек были сосланы на каторгу в Сибирь или на поселение.

Причинами поражения восстания декабристов явились несогласованность действий, отсутствие поддержки со стороны всех слоев общества, которое не было готово к радикальным преобразованиям. Это выступление было первым открытым протестом и грозным предупреждением самодержавию о необходимости коренного переустройства российского общества.

- Какова интонация стихотворения?

Интонация эмоционально приподнятая и одновременно задушевно лирическая.

- Каким чувством проникнуто стихотворение?

4.4.Выразительное чтение учащимися первой строфы

Стихотворение появилось на волне энтузиазма, который был вызван решительным поступком-подвигом немалой части жён декабристов. Они пренебрегли всем — положением в свете, богатством, знатностью, и отправились вслед за своими мужьями в ссылку.

Особенно тронула Пушкина прощальная встреча с Марией Раевской . Она уезжала в числе первых, в качестве супруги С.Г.Волконского. Наказание Волконского измерялось двадцатью годами каторжных работ.

4.5. Лексическая работа: терпенье.

- В каком значении употреблено слово терпенье в данной строфе?

- Что, по мысли поэта, должно придать силы декабристам?

- Какое значение имеет словосочетание скорбный труд ?

4.6. Лексическая работа: скорбный .

4.7. Выразительное чтение учащимися второй строфы.

4.8. Слово учителя.

4.9. Выразительное чтение учащимися третьего четверостишия.

- Кикой эпитет повторяется дважды в стихотворении ?

4.10. Лексическая работа: мрачный .

- В каком значении употреблено слово?

Новый царь заявил, что освобождает поэта от цензуры. Освобождение кажется поэту залогом будущего освобождения декабристов.

4.11. Выразительное чтение учащимся четвертого четверостишия.

- Какие настроения, господствовавшие в общественной жизни, нашли отражение в стихотворении А.С. Пушкина?

Послание Пушкина не только выражение его личного отношения к декабристам. Оно явилось отражением настроений оппозиционных слоев передового русского общества.

III. Подведение итогов урока.

А.С.Пушкин учит нас любить родину не только в дни ее величия и благоденствия, но и в годину бед и вставать на ее защиту, давая отпор врагу. Он напоминает о ее великой истории, учит гордиться своим отечеством.

IV. Домашнее задание.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

О "скорбном труде"

Опрос показал, что люди понимают эту фразу по-разному.
Потому лучше разобраться.

Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова говорит, что слово "скорбный" имеет несколько значений:

СКОРБНЫЙ скорбная, скорбное; скорбен, скорбна, скорбно.
1. Испытывающий скорбь, выражающий скорбь; печальный, горестный (книжн.).
Скорбный голос. Скорбное лицо. Скорбный стон… в тиши ночной мучительно звучал. /Апухтин/
Старец скорбно (нареч.) поникнул челом. /Некрасов/
Не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье. /Пушкин/

2. Больной, немощный (обл., старин.).
Скорбный телом. Скорбный лист (офиц. устар.) - больничный листок со сведениями о ходе болезни и о лечении больного (ср. скорбь в 3 знач.).

Таким образом, "скорбный труд" имеет значение из п. 1 - горестный, печальный.


В современной речи цитируется шутливо - иронически, как способ поощрить, приободрить, пожелать успеха в решении каких - либо задач.


Как понять выражение принести благодарность?

Как понять выражение принести благодарность.


Как понять выражение разодел ёлочку?

Как понять выражение разодел ёлочку.


Как понять выражение : "синеющей лентой"?

Как понять выражение : "синеющей лентой"?


Как понять выражение чуть свет?

Как понять выражение чуть свет.


Как понять выражение бессильная злоба?

Как понять выражение бессильная злоба.


Как понять выражение "весна пришла"?

Как понять выражение "весна пришла".


Как вы поняли смысл названия стихотворения "ТРУД" Ответьте пожалуйста, даю 20 баллов)?

Как вы поняли смысл названия стихотворения "ТРУД" Ответьте пожалуйста, даю 20 баллов).


Как понять выражение разодел ёлочку?

Как понять выражение разодел ёлочку.


Как понять выражение ему хоть трава не расти?

Как понять выражение ему хоть трава не расти.


Как понять выражение "пшеницу шевелить"?

Как понять выражение "пшеницу шевелить".

Вы открыли страницу вопроса Как понять выражение скорбный труд?. Он относится к категории Литература. Уровень сложности вопроса – для учащихся 1 - 4 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Литература, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.


Пошёл как - то старик на базар . Пришёл и видит продают два платка . И говорит старик эх куплю как я старухе платок смотрит первый и говорит дорого да мило. Смотрит второй платок и говорит дёшево да гнило. Решил старик пройдет годок и купит он кр..


В повести о житие александра невского рассказывается о его подвигах и жизни. Здесь он представлен настоящим идеалом того времени. Он храбрый, достаточно умен, также хорош в дипломатии(что не мало важно для всей страны). Сам князь был человеком вер..


Фонвизин в своем творении поднимает проблему безалаберности и безграмотности даже богатых детей.


Наверно, многие люди любят время. Время учит людей всем премудростям жизни, залечивает душевные раны. "Время - движущийся образ неподвижной вечности", как ещё несколько веков назад сказал знаменитый французский поэт Жан Батист Руссо. Но есть у вре..


Двух личностей главного героя, который очень легко меняет отношение к жизни в зависимости от ситуации. Показано чинопочитание и двуличие людей.


Антон рано начал писать, его первые рассказы и повести появились, когда Чехов был еще учеником гимназии. Юноша мечтал о литературной славе, поэтому посылал свои повести и рассказы в журналы, однако издатели не спешили их публиковать. В 1879 году в ..


Девушка Эля я читала там так было но точно сказать не могу эля.


Потому, что он благословил Дмитрия Донского перед его битвой с монголо - татарами. И в этой битве он одержал победу над ними (монголо - татарами). После этого Сергия Радонежского причислили к лику святых.


Греческие мифы, позднее заимствованные этрусками и римлянами, повествуют о 12 подвигах Геракла, одним из которых было похищение коров великана Гериона. Со слов Страбона, который цитировал Пиндара, следует, что в ходе своего путешествия на запад Гера..


Слово – начало творения и величайшая сила в мире. Слово, сказанное с добрыми или злыми намерениями и с разной интонацией, будет в значительной мере влиять на что - либо. Человеку было дано свыше сильнейшее "оружие" : язык, азбука, букварь. Всем из..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Для А. Пушкина личной трагедией стало известие о восстании декабристов в 1825 году, когда на Сенатскую площадь вышли офицеры, в числе которых были и бывшие соученики — Вильгельм Кюхельбекер и Иван Пущин.

Чтобы раскрыть идею стихотворения — мысль о непобедимости дела декабристов и величии их подвига — поэт широко использует оценочные эпитеты и метафоры: гордое терпенье, скорбный труд, дум высокое стремленье, в мрачном подземелье; придет желанная пора, любовь и дружество до вас дойдут. свобода вас примет радостно у входа и др.

Какими изобразительными и лексическими средствами Пушкин описывает край изгнанников - каторгу?

1сторофа – сибирские руды; скорбный труд;

2 строфа – мрачное подземелье;

3 строфа – мрачные затворы, каторжные норы;

4 строфа – оковы падут, темницы рухнут.

Что противопоставлено темницам?

1 строфа – гордое терпенье, высокое стремленье;

2 строфа – надежда разбудит бодрость и веселье;

3 строфа – любовь и дружество; свободный глас;

4 строфа – свобода.

Вывод: Темницам, каторжным норам противопоставлены любовь, дружество, свобода (контекстуальные антонимы).

Каково главное настроение стихотворения?

Билет №29

Название "предание" точно отражает суть этого жанра. Это рассказ об исторических лицах и событиях, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению. Прошлое в преданиях приукрашивается. Но находят свое отражение в преданиях и реальные обстоятельства. В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири и т.д. Но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам или другим источникам. В документальных источниках не выражено отношение к Пугачеву. В энциклопедии указаны лишь реальные события. Личные чувства и эмоции отсутствуют.

Емельян Пугачев – отважный казак, участвовавший в войне, получил чин хорунжего, бродяжничал, совершил побег из тюрьмы, поднял восстание. В 1775 году в Москве был казнён. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более, что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке.

Каким показан в преданиях Пугачев? Добрый молодец, походы удалые, народный заступник, родный батюшка, красноесолнышко. Народ любит его и гордится им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущество, справедливость.

Для А. Пушкина личной трагедией стало известие о восстании декабристов в 1825 году, когда на Сенатскую площадь вышли офицеры, в числе которых были и бывшие соученики — Вильгельм Кюхельбекер и Иван Пущин.

Чтобы раскрыть идею стихотворения — мысль о непобедимости дела декабристов и величии их подвига — поэт широко использует оценочные эпитеты и метафоры: гордое терпенье, скорбный труд, дум высокое стремленье, в мрачном подземелье; придет желанная пора, любовь и дружество до вас дойдут. свобода вас примет радостно у входа и др.

Какими изобразительными и лексическими средствами Пушкин описывает край изгнанников - каторгу?

1сторофа – сибирские руды; скорбный труд;

2 строфа – мрачное подземелье;

3 строфа – мрачные затворы, каторжные норы;

4 строфа – оковы падут, темницы рухнут.

Что противопоставлено темницам?

1 строфа – гордое терпенье, высокое стремленье;

2 строфа – надежда разбудит бодрость и веселье;

3 строфа – любовь и дружество; свободный глас;

4 строфа – свобода.

Вывод: Темницам, каторжным норам противопоставлены любовь, дружество, свобода (контекстуальные антонимы).

Каково главное настроение стихотворения?

Билет №29

Название "предание" точно отражает суть этого жанра. Это рассказ об исторических лицах и событиях, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению. Прошлое в преданиях приукрашивается. Но находят свое отражение в преданиях и реальные обстоятельства. В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные: например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири и т.д. Но наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным документам или другим источникам. В документальных источниках не выражено отношение к Пугачеву. В энциклопедии указаны лишь реальные события. Личные чувства и эмоции отсутствуют.

Емельян Пугачев – отважный казак, участвовавший в войне, получил чин хорунжего, бродяжничал, совершил побег из тюрьмы, поднял восстание. В 1775 году в Москве был казнён. Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской истории; тем более, что трагедия Пугачёва и пугачёвского бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: Пушкина – в XIX веке, Есенина – в XX веке.

Каким показан в преданиях Пугачев? Добрый молодец, походы удалые, народный заступник, родный батюшка, красноесолнышко. Народ любит его и гордится им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущество, справедливость.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Читайте также: