Каковы характерные особенности старшеклассников в развитии какие качества надо развивать в школе

Обновлено: 06.07.2024

Юношеский возраст - один из самых сложных и наиболее важных, и ответственных в плане формирования личностных периодов. Этот возрастной этап считают третьим миром, существующим между детством и взрослостью. Возраст ранней юности — 15-17 лет — не всегда признавался особым этапом развития личности. Не случайно некоторые ученые считают юность довольно поздним приобретением человечеств. [1]

С развитием общества, производства, культуры возрастает роль юношеского возраста, ибо усложняется социальная жизнь, растут сроки образования, увеличивается возраст, когда людей допускают к участию в активной общественной жизни. Однако было бы ошибочно рассматривать юность только как период подготовки к взрослой жизни. Каждый возраст важен сам по себе, независимо от связи с последующими возрастными периодами.

• хронологический возраст — прожитое человеком число лет;

• физиологический возраст — степень физического развития человека;

• психологический возраст — степень личностного развития;

• социальный возраст — степень гражданской зрелости.

Эти возрасты могут не совпадать у одного и того же лица: существует закон неравномерности созревания и развития. Эта неравномерность является одновременно внутриличностной (гетерохронность развития одного и того же индивида) и межличностной (хронологические сверстники могут фактически находиться на разных стадиях своего индивидуального развития). Поэтому при встрече со старшеклассником часто возникает вопрос: с кем мы фактически имеем дело — с подростком, юношей или уже взрослым человеком? Как правило — решается применительно к какой-то конкретной сфере деятельности.

Помимо гетерохронности и неравномерности развития, нужно учитывать и существование принципиально разных типов развития:

• бурный и кризисный, характеризующийся серьезными поведенческими и эмоциональными трудностями, конфликтом;

• спокойный и плавный, но до некоторой степени пассивный с выраженными проблемами формирования самостоятельности;

• тип быстрых, скачкообразных изменений, не вызывающих резких эмоциональных взрывов.

Говоря о юношеском возрасте, необходимо иметь в виду не просто возрастные, а половозрастные особенности, ибо половые различия весьма существенны и проявляются в психосексуальном развитии, в соотношении этапов и возрастных характеристик профессионально-трудового и брачно-семейного самоопределения.

Констатируется, что центральное новообразование подросткового возраста – самосознание, характерная черта которого – появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую присущими именно ей, в отличие от других людей, качествами (Л.И. Божович, Л.С. Выготский) [3] .

В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план — это план деятельности. Профессиональные планы старшеклассников зачастую недостаточно конкретны. Вполне реалистично оценивая последовательность своих будущих жизненных достижений (продвижение по службе, рост заработной платы, приобретение квартиры, машины и т. д.), старшеклассники чрезмерно оптимистичны в определении возможных сроков их осуществления. Профессиональная ориентация — сложная психологическая проблема, связанная еще и с проблемами социально-экономическими.

Приятно отметить, что сегодня активно проводится профессиональное консультирование школьников и их родителей по проблемам выбора профессии. Решение задач самоутверждения и самоопределения в юношеском возрасте во многом зависит от потребности в достижении. Потребность в достижении понимается рядом исследователей как присущее людям стремление к успеху в деятельности, в соревновании с ориентацией на определенный стандарт высокого качества исполнения. В ранней юности наблюдается усиленное развитие потребности в достижении. Реализуется она по-разному: у одних в сфере познавательной деятельности, у других — в различного рода хобби, у третьих — в спорте и т. д. Есть основания полагать, что у тех старшеклассников, у которых особенно развита потребность в достижении, слабее выражена потребность в общении. В то же время именно в юности потребность в достижении может быть направлена на достижение успеха именно в сфере общения.

Старший школьный возраст — это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения [4] .

Одним из пиков развития у человека потребности в общении является ранняя юность. Можно назвать несколько причин, объясняющих возрастающую заинтересованность в расширении сферы контактов. Наиболее явная из них — постоянное физическое и умственное развитие школьника и, связанное с этим, углубление его интересов. Важным обстоятельством является и потребность в деятельности. Она во многом находит свое выражение в общении. В юности особенно возрастает необходимость, с одной стороны, в новом опыте, а с другой — в признании, защищенности и сопереживании. Это определяет рост потребности в общении и способствует решению проблем самосознания, самоопределения, самоутверждения. С возрастом (от 15 до 17 лет) потребность в понимании заметно усиливается, причем у девушек она сильнее, чем у юношей.

Юноши и девушки находятся в постоянном ожидании общения — для них важен каждый новый человек. Общение в юности отличается особой доверительностью, исповедальностью, что накладывает отпечаток интимности, страстности на отношения, связывающие старшеклассников с близкими людьми. В силу этого в ранней юности так быстро переживаются неудачи в общении. В этом возрасте, по сравнению с подростковым, возникает и потребность в общении со Взрослыми, особенно в ситуации неопределенности, затруднительности самостоятельного решения, то есть в какой-то проблемной ситуации. И доверие в большей степени связано не с интимностью или секретностью передаваемой информации, а со значительностью самой проблемы, с которой старшеклассник обращается к взрослому. Очень важно при этом, как юноша оценивает взрослого.

Показательным примером служат взаимоотношения с учителями. Особенности этих взаимоотношений определяются в первую очередь индивидуальными качествами учителей. Наиболее строгой оценке со стороны старшеклассников подвергаются такие качества, как справедливость, способность к пониманию, эмоциональному отклику, а также уровень знаний учителя и качество преподавания. Наряду с потребностью в общении в юношеском возрасте отчетливо проявляется потребность в обособлении. Это может быть обособление сфер общения, а может быть стремление к уединению.

Потребность в уединении выполняет в развитии старшеклассника разнообразные функции. Ее можно рассматривать и как отражение определенной стадии развития личности, и как одно из условий такого развития. Познание прекрасного, осмысление себя и других может быть эффективно лишь в уединении. Фантазии и мечты, в которых проигрываются роли и ситуации, позволяют компенсировать определенные трудности в реальном общении. Основным принципом общения и психической жизни в целом в юношеском возрасте является выраженный поиск путей к миру через нахождение пути к самому себе [5] .

Таким образом, мы видим, что юношеский возраст является периодом становления личности. Старшеклассник отличается активным стремлением к самосовершенствованию, повышенной познавательной и творческой активностью, любознательностью. В данный период наблюдается интеллектуализация всех остальных познавательных процессов, учение дополняется самообразованием, приобретая более глубокий личностный смысл.

Общение играет важную роль в жизни старшеклассника. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, на которые мы будем опираться при работе с проектами и во время проведения элективных курсов.

Учитывая желание старшеклассником развить свои деловые качества, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны, мы считаем актуальным введение элективных курсов и использование проектной методики в процесс обучения.

1. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебн. пособие для пед. вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Пед. общество России, 2004. – С. 345-349.

3. Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинская, А.Ф. Будько, С.И. Петрова.- Мн.: Выш. шк., 2004.- С. 70-82.

4. Немов, Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд.- М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- С. 114-121, 181-193, 366-377.

5.Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: Владос.-1994. – 496 с.

Старший школьный возраст характеризуется совершенно новой для детей социальной ситуацией. Все познавательные процессы сформированы еще в подростковом возрасте. В старшем школьном возрасте и в дальнейшем они будут только укрепляться и совершенствоваться. Главное для старшего школьника теперь другое — выход во взрослый мир, овладение профессией, а значит, нахождение своего места в мире. Доминантой становится выбор и овладение профессией, поскольку от этого зависит дальнейшая жизнь, которую избирает человек на пороге взрослой жизни. Соответственно новая доминанта изменяет отношение к учению, заставляя соотносить свои старания и практическое их применение. Как правило, школьники старшего возраста к окончанию школы уже определяются со своей будущей профессией, хотя, конечно, многие еще колеблются, надеются на своих родителей. Но, в основном, для них уже ясно, чем бы они хотели заниматься. Это определяет круг учебных интересов. У многих меняется отношение к школьным предметам. Они отдают предпочтение тем, которые им нужны для будущей профессии. Иногда это бывает и в ущерб остальным предметам, иногда школьник совмещает необходимое и полезное.

Ведущее место в учебной деятельности у старших школьников занимают мотивы, связанные с самоопределением и подготовкой к взрослой жизни. Познавательные мотивы связаны с широкими социальными мотивами. На первый план выдвигается произвольная мотивация. Старший школьник в выборе способов деятельности руководствуется уже сознательно поставленной целью.

В старшем школьном возрасте завершается половое развитие. В физическом отношении тоже все спокойно, все функции развиты, и школьник готов к физическим и умственным нагрузкам. Главным становится поиск смысла жизни. Ведь выбор профессии во многом определяет эти поиски. Да еще и многопредметность нашего обучения. Школьники овладевают философией, они стремятся познать окружающий мир, выявить основные его закономерности. Знания являются основой для формирования отношения школьников к разным явлениям мира, к людям, к законам, природе. Основным рефреном в обучении старшеклассников выступает самостоятельность. Этому посвящены и приемы, используемые учителями школ для формирования навыков самообразования у школьников — работа с учебным материалом; работа со справочным материалом; использование компьютерных технологий в поиске материала; написание рефератов, рецензий и аннотаций и многое другое.

В общении со сверстниками и взрослыми старшие школьники тяготеют к дискуссионным формам. Причем тема для дискуссии может быть любая. Главным для них является отстоять свою собственную точку зрения. Основные темы лежат, конечно, в нравственно-этической плоскости. Это своеобразная подготовка к переходу во взрослый мир. Искания старшеклассников, как правило, эмоционально окрашены, экспрессивны. Они горячо и страстно отстаивают свое мнение.

Старший школьный возраст — это время поиска смысла жизни, открытий и экспериментов, готовность проникать в сущность вещей, явлений, устанавливать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы.


Статья посвящена сравнительному анализу особенностей лидерских качеств старшеклассников сельской и городской школ. Проанализированы статьи отечественных и зарубежных учебных по данной проблеме, проведено собственное эмпирическое исследование, даны рекомендации и родителям, и педагогам по развитию лидерских качеств у учащихся старших классов в сельской школе.

Ключевые слова: лидер, лидерские качества, личность, взаимодействие, воспитание, школьный коллектив.

Одной из актуальных проблем в современном российском обществе являются значительные и стремительные изменения социально-экономических условий, что отражается и на требованиях общества к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Обществу требуется социально активная личность, способная быстро приспособиться к меняющимся условиям жизни, адаптироваться в социальных группах.

В современном мире очень важно, чтобы молодой человек научился правильно оценивать окружающий мир и позиционировать себя в нем. Для собственной успешности в социуме, определения собственной жизненной позиции и активно реализовать себя в рамках определенной деятельности, например в качестве руководителя, общественного или политического лидера. Одним их значимых направлений изучения лидерских качеств представляется исследование сельских старшеклассников в контексте проблемы воспитания лидеров: сегодняшние сельские лидеры среди социально активных школьников в будущем могут проявить себя в качестве руководителей фермерских хозяйств, агро-кооперативов восстановить предприятия, связанные с животноводством, выращиванием сельскохозяйственных растений и другие, что поможет развитию и возрождению села. Что позволит производить сельскохозяйственные продукты, в связи с этим мы перестанем ввозить их из-за рубежа, что вызовет снижению на них цены. Организация собственных рабочих мест на селе позволит уменьшить внутреннюю миграцию из села в город. А за счет этого увеличится численность сельского населения и рождаемость.

Необходимо отметить, что анализ научных периодических психологических изданий за последние 10 лет не позволил выявить ни одной публикации, посвященной проблемам развития лидерских качеств у учащихся в сельской местности. Найденные публикации по смежной тематике затрагивают вопросы гендерных различий развития лидерских качеств, признаки лидерства, способы развития лидерских качеств, трансформационное лидерство и др.

В сельской местности в отличие от города основным институтом развития лидерских качеств является школа. Именно от состояния и уровня работы школы в этом направлении во многом зависит не только ценностная ориентация — показатель устойчивости личности старшеклассников сельской школы, но и социальная ситуация на селе в целом. Но функционирования современных сельских школ имеет трудности, некоторые из них нам бы хотелось отметить:

 нехватка учителей, поэтому многие учителя ведут предметы не только по своей специальности, но и замещают коллег;

 отсутствие у школ и их педагогов возможностей для восполнения культурного вакуума (нет возможности посещать театры, музеи, концерты и другие культурные мероприятия) [2].

Таким образом, на наш взгляд, в сельской местности в большей степени, чем в городе не хватает условий для развития лидерских качеств подрастающего поколения.

Для выявления особенностей развития лидерских качеств у старшеклассников сельской школы было проведено эмпирическое исследование. Его целью стало выяснение развития коммуникативных и организаторских способностей, уровня активности, выраженности мотивации достижения успеха.

Объект изучения — личностные характеристики и уровень развития лидерских качеств сельских старшеклассников. Предмет — различия характеристик лидерских качеств сельских и городских старшеклассников с выраженными лидерскими качествами.

Гипотезой исследования выступает предположение, что лидерские качества у старшеклассников в сельской школе менее развиты, чем в городской, что обусловлено спецификой условий проживания и предоставляемыми возможностями.

 во-вторых, это положение в группе: лидер пользуется в группе авторитетом и имеет высокий статус;

 в-третьих, совпадение ценностных ориентаций: нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадает, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы группы;

 в-четвертых, воздействие лидера на группу: влияние на поведение и создание остальных членов группы со стороны лидера, организация и управление группой для достижения групповых целей;

 в-пятых, источник выдвижения лидера в группе старшеклассников [4].

Для подтверждения выдвинутой гипотезы был проведен констатирующий эксперимент, в котором прияли участие учащиеся 10–11 классов МБОУ Елизаровской СОШ Сосновского района, в количестве 26 человек. И учащиеся 11 класса МБОУ Павловской СОШ № 9, в количестве 24 человека.

В качестве психодиагностических методик были использованы Цветная социометрия М. Люшера, методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса, методика коммуникативных и организаторских способностей В. В. Синявского и Б. А. Федошина.

На первом этапе исследования с помощью цветовой социометрии М. Люшера были выявлены учащиеся с выраженными лидерскими качествами в обеих исследуемых выборках. Среди городских школьников было выявлено 66 % таких учащихся, а среди сельских — 46 %. Математическая обработка полученных результатов исследования с помощью углового преобразования Фишера показала, что полученные различия в доле лидеров в обеих исследуемых выборках не являются достоверными. Это значит, что количество старшеклассников с выраженными лидерскими качествами в сельской и городской школе примерно одинаково.

На втором этапе исследования диагностическая работа проводилась со старшеклассниками, имеющими выраженные лидерские качества. Графически результаты эмпирического исследования представлены на рис.1.


Рис. 1. Сравнительный график усредненных результатов психодиагностики старшеклассников, проявляющих лидерские качества

Исходя из представленного графика, можно увидеть очень незначительные различия сельских и городских лидеров-старшеклассников по степени выраженности исследуемых лидерских качеств. Так, можно констатировать, что:

 по уровню коммуникативных склонностей обе группы имеют средние значение (4,2 — сельские и 4,3 — городские старшеклассники);

 по уровню организаторских способностей и сельские и городские школьники имеют средние значения (3,75 — сельские и 3,91- городские);

 по уровню мотивации на успех обе группы имеют умеренно высокий уровень (сельские — 16,75 и городские — 17,83).

Полученные данные позволяют дать обобщенную психологическую характеристику городским и сельским старшеклассникам-лидерам: они имеют в целом средние показатели развития организаторских и коммуникативных склонностей, стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомых, отстаивают свое мнение, планируют свою работу. Наряду с этим, они предпочитают средний уровень риска, характерный при умеренно высоком уровне мотивации достижения успеха.

Математическая обработка результатов психодиагностики старшеклассников-лидеров с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона позволила установить в группе городских старшеклассников статистически достоверную связь между уровнем организаторских склонностей и мотивацией достижения успеха (р=0,49 — достоверно при уровне значимости 0,05). Это значит, что у городских старшеклассников-лидеров с повышением организаторских склонностей увеличивается и мотивация достижения успеха, следовательно, они стараются реализовать свои организаторские способности. В группе сельских старшеклассников такой взаимосвязи не выявлено. Не выявлено и достоверной связи между коммуникативными склонностями и мотивацией достижения успеха. Это значит, что часто у старшеклассников-лидеров даже с развитыми коммуникативными склонностями слова расходятся с делом, т. е. они предпочитают реализовывать свои лидерские наклонности только на вербальном уровне.

Исходя из выше изложенного, выдвинутая гипотеза о большем развитии лидерских качеств у городских старшеклассников подтвердилась частично. Количество старшеклассников с выраженными лидерскими качествами в сельской и городской школе примерно одинаково. Примерно одинаковой оказалась и выраженность лидерских качеств у старшеклассников-лидеров. Но рассмотрение взаимосвязи личностных особенностей и мотивации достижения успеха у городских и сельских лидеров показало, что у городских лидеров с повышением организаторских склонностей, в отличие от сельских, увеличивается и мотивация достижения успеха. Следовательно, мы можем констатировать, что эти различия сформированы социальными факторами, следовательно, их можно изменить. Исходя из результатов эмпирического исследования, можно дать рекомендации по развитию лидерских качеств учащимся старших классов сельской местности.

Практические рекомендации по развитию лидерских качеств у ребенка для учителей:

  1. Постарайтесь стать наставником и советчиком для ребенка, а не надзирателем.
  2. Взаимодействуя со школьным педагогом-психологом, проводите классные часы в форме тренинговых занятий, способствующих развитию лидерских качеств.
  3. Стремитесь к формированию общих целей в классе, как учебных, так и творческих с целью сплочения коллектива. Формирование общих целей способствует распределению ролей в коллективе, следовательно, каждый будет выполнять свою функцию и, тем самым, выделится лидер.
  4. Старайтесь, чтобы в качестве руководителя и организатора попробовали себя как можно больше учеников.
  5. Проводите после каждого мероприятия рефлексию с классом, для того, чтобы вместе узнать к чему следует стремиться, а чего вы уже смогли достичь.

Практические рекомендации по развитию лидерских качеств у ребенка для родителей:

  1. Самоуверенность, уважение к себе напрямую зависит от того, насколько уважительно относились к человеку родители в детстве. Давая понять, что вы верите в его силы, вы уже вносите существенный вклад в развитие его лидерских качеств.
  2. Не стоит совершать распространенную ошибку родителей и излишне опекать подрастающего человека, но и формировать дополнительные трудности не стоит. Преодолевая препятствия, ребенок будет получать столь необходимый ему опыт успешности.
  3. В те минуты, когда ребенок готов разувериться в себе и своих возможностях, имеет смысл подчеркнуть, что без определенной доли риска и разумных усилий невозможнодобиться поставленных целей.
  4. Не стоит мешать ему мечтать и осуществлять свои мечты. Желание реализации мечты служит одним из важнейших стимулов саморазвития для каждого человека. Ребенок должен верить, что если его мечта реальна и осязаема, он сможет воплотить ее в жизнь.
  5. Лидерские качества можно и нужно совершенствовать. Для этого необходимы навыки командной работы, которые ваш ребенок может получить, к примеру, занимаясь командными видами спорта: футбол, волейбол, хоккей.
  6. Одной из ярких характеристик является наличие понимания собственных интересов и предпочтений. Со сформированным в детстве широким кругозором ребенку будет проще найти свое место в жизни. Широкие познания, осознание собственной успешности в избранной области и, самое главное, понимание того, что путь в своей жизни он выбрал сам, будут способствовать постоянному росту уверенности в себе, веры в свои силы.
  7. С самого детства ребенок должен усвоить, что лидерства не бывает без умения доброжелательно общаться с окружающими людьми. Нужно уметь вести себя публично и при этом не бояться публичных выступлений. Ораторский навык можно тренировать и без специальных курсов, достаточно лояльной аудитории в виде родителей, задача которых корректировать и давать доброжелательные советы и рекомендации.
  8. Ваш ребенок должен понять, что быть лидером — это значит, уметь преодолевать трудности и препятствия, уметь строить отношения с окружающими.
  9. Вы можете внушить ребенку мысль и о том, что для лидерства вовсе необязательно обладать какими-то выдающимися способностями. Вполне достаточно точно знать, чего хочешь, и старательно искать пути реализации желаемого в жизни.
  1. Адлер Ю. С. Лидерство, как механизм постоянного обеспечения конкурентоспособности / Ю. С. Адлер — М.: Академия,2000.
  2. Бери Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. — Екатеринбург: Литур, 2000
  3. Кон, И. С. Психология старшеклассника / И. С. Кон — М.: Наука, 1988.
  4. Павлова, О. А. Социально-педагогические условия реализации лидерского потенциала старших подростков во временных детских объединениях: Дис.канд. пед. наук. Кострома, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): качество, мотивация достижения успеха, сельская местность, сельская школа, городской, развитие, старшеклассник, городская школа, группа, лидер.



Возрастные особенности старшеклассников (10-11 класс)

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

10-11 КЛАСС (ЮНОШЕСТВО)

Юность – важный период в развитии человека, в этот период происходит вхождение человека во взрослую жизнь. Это в буквальном смысле "третий мир", существующий между миром взрослых и детей.

Яценко Г.А., педагог-психолог

1. Глебова М.В. Психолого-педагогическое условие развития продуктивного мышления старшеклассника.

Читайте также: