Какое влияние на биосферу земли оказало использование человеком огня кратко

Обновлено: 04.07.2024

Тестовая работа проводится для проверки знаний учащихся 11 классов по теме: "Биосфера".

ВложениеРазмер
proverochnaya_rabota_po_teme_osnovy_ucheniya_o_biosfere.docx 36.74 КБ

Предварительный просмотр:

Проверочная работа по теме: "Основы учения о биосфере"

  1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:
  1. гидросфера;
  2. литосфера;
  3. атмосфера;
  4. биосфера.
  1. Учение о биосфере было создано:
  1. Ж. Б. Ламарком;
  2. В. И. Вернадским;
  3. Э. Зюссом;
  4. Э. Леруа.
  1. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:
  1. 77 км;
  2. 12,5 км;
  3. 10 км;
  4. 2 км.
  1. Пленка жизни на поверхности Мирового океана называется:
  1. планктон;
  2. нектон;
  3. бентос;
  4. нейстон.
  1. В мертвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:
  1. отсутствие воды в жидкой фазе;
  2. концентрация соли свыше 270 г/л;
  3. отсутствие элементов минерального питания;
  4. все перечисленные условия.
  1. Живое вещество - это:
  1. совокупность всех растений биосферы;
  2. совокупность всех животных биосферы;
  3. совокупность всех живых организмов биосферы;
  4. нет правильного ответа.
  1. К основному веществу биосферы относятся:
  1. нефть, каменный уголь, известняк;
  2. вода, почва;
  3. гранит, базальт;
  4. растения, животные, бактерии, грибы.
  1. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:
  1. живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
  2. зеленых растений использовать CO 2 и выделять в атмосферу O 2 ;
  3. хемоавтотрофов окислять химические элементы;
  4. живых организмов накапливать различные химические элементы.
  1. Биосфера - это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом:
  1. да;
  2. нет.
  1. Ноосфера - это:
  1. Сфера прошлой жизни;
  2. сфера разумной жизни;
  3. сфера будущей жизни;
  4. правильного ответа нет.

Ответы: 1 - г; 2 - б; 3 -а; 4 - г; 5 - б; 6 - в; 7 - в; 8 - г; 9 - а; 10 - б.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

  1. Живое вещество является мощной геологической силой, преобразующей лик планет. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли.

( Изменение газового состава атмосферы; накопление горных пород и минералов; вовлечение в круговорот отмерших органических остатков и др. )

  1. Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.

( Биогенные - созданное живыми организмами: нефть, каменный уголь, известняк и др. )

  1. Почему граница биосферы в атмосфере проходит на высоте 77 км?

( Выше - сильное ультрафиолетовое излучение, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации. )

  1. Перечислите функции живого вещества. Раскройте сущность энергетической функции.

( Энергетическая, окислительно - восстановительная, газовая, концентрационная).

Энергетическая состоит в способности зеленых растений ассимилировать и передавать по пищевой цепи энергию Солнца. )

  1. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воды?

( Почва - это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воды, надо поместить небольшое количество почвы в пробирку и нагреть ее - на стенках пробирки появится конденсат. )

( Атомы азота входят в состав многих органических молекул. В отсутствие этого вещества невозможны нормальный рост и накопление фитомассы стеблей и листьев растений. )

  1. Оцените биомассу и продуктивность продуцентов в Мировом океане.

( Биомасса продуцентов в Мировом океане составляет примерно 2,6 млрд т, что составляет примерно 8,5% от общей биомассы.

Однако продуктивность продуцентов составляет 430 млрд т, что составляет всю продуктивность Мирового океана. )

  1. Составьте нектонную пищевую цепь в Мировом океане.

( Например: хамса скумбрия дельфин. )

  1. Какое влияние на биосферу Земли оказало использование человеком огня?

( Негативное - создание пирогенных ландшафтов, опустынивание, изменение экосистем. Например, Сахара, Калахари, саванны Австралии - пирогенные ландшафты. )

  1. Биосфера - это:
  1. водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
  2. воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
  3. твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
  4. часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.
  1. Термин "биосфера" был предложен:
  1. Ж. Б. Ламарком;
  2. В. И. Вернадским;
  3. Э. Зюссом;
  4. Э. Леруа.
  1. Границы биосферы в гидросфере проходят на глубине:
  1. 1 км.
  2. 2 км.
  3. 10 км.
  4. гидросфера заселена живыми организмами полностью.
  1. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется:
  1. планктон;
  2. нектон;
  3. бентос;
  4. нейстон.
  1. В пустыне Уайт Сэндс (США) фактором, ограничивающим распространение жизни, являются:
  1. отсутствие воды в жидкой фазе;
  2. концентрация соли свыше 270 г/л;
  3. отсутствие элементов минерального питания;
  4. все перечисленные условия.
  1. Совокупность всех живых организмов биосферы В. И. Вернадский предложил назвать:
  1. жизнь;
  2. биосфера;
  3. живое вещество;
  4. правильного ответа нет
  1. К биокосному веществу биосферы относятся:
  1. нефть, каменный уголь, известняк;
  2. почва;
  3. грани, базальт;
  4. растения, животные, бактерии, грибы.
  1. Газовая функция живого вещества состоит в способности:
  1. живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
  2. зеленых растений использовать CO 2 и выделять в атмосферу O 2 ;
  3. хемоавтотрофов окислять химические элементы;
  4. живых организмов накапливать различные химические элементы.
  1. Биосфера - это глобальная нерегулирующаяся система, имеющая вход, но не имеющая выхода.
  1. да;
  2. нет.
  1. Эжен Леруа:
  1. создал учение о биосфере;
  2. предложил термин "биосфера";
  3. предложил термин "ноосфера";
  4. был другом В. И. Вернадского.

Ответы: 1 - г; 2 - в; 3 - г; 4 - в; 5 - а; 6 - в; 7 - б; 8 - б; 9 - б; 10 - в.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

( Биосфера - это живая оболочка Земли. Биосфера - это оболочка Земли, населенная живыми организмами, Биосфера - это открытая, глобальная, саморегулирующаяся система со своим входом и выходом. )

  1. Какие факторы определяют границы биосферы в атмосфере?

( Жесткий ультрафиолет, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации и др. )

  1. Каковы основные функции живого вещества в биосфере? Раскройте сущность газовой функции.

( Энергетическая, окислительно - восстановительная, газовая, концентрационная. Газовая состоит в способности живых организмов изменять газовый состав атмосферы, например, зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. )

  1. Какое вещество биосферы является биогенным? Приведите примеры.

( Биогенное - вещество, созданное живыми организмами, например, нефть, каменный уголь, известняк. )

  1. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ?

( Почва - это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ, надо небольшое количество почвы растворить в воде, профильтровать, фильтрат выпарить. На часовом стеклышке останется небольшое количество минеральных солей. )

( Ионы калия присутствуют в цитоплазме всех живых клеток и участвуют во многих биохимических процессах. Одна из функций калия в организме растения - влияние на формирование корневой системы. )

( детрит двустворчатые моллюски морские звезды. )

  1. Оцените вклад редуцентов в биомассу и продуктивность мирового океана.

( Биомасса редуцентов в Мировом океане составляет ничтожную часть от общей биомассы, а продуктивность и того меньше. )

  1. Какое значение оказало возникновение городов на биосферу Земли?

(Негативное влияние - концентрация населения и связанное с ней загрязнение среды бытовыми и промышленными отходами, исчезновение видов растений и животных и др.)

  1. Живая оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:
  1. гидросфера;
  2. литосфера;
  3. атмосфера;
  4. биосфера.
  1. Учение о биосфере было создано:
  1. Ж. Б. Ламарком;
  2. Ч. Дарвином;
  3. Э. Зюссом;
  4. правильного ответа нет.
  1. Границы биосферы в литосфере на суше проходят на глубине:
  1. 100 - 200 м;
  2. 1 - 2 км;
  3. 3 - 4 км;
  4. 100 - 200 км.
  1. Группа пассивно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называются:
  1. планктон;
  2. нектон;
  3. бентос;
  4. нейстон.
  1. На склонах горы Мак - Кинли (Аляска) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:
  1. отсутствие воды в жидкой фазе;
  2. концентрация соли свыше 270 г/л;
  3. отсутствие элементов минерального питания;
  4. все перечисленные условия.
  1. Совокупность всех живых организмов биосферы называется:
  1. косное вещество;
  2. биокосное вещество;
  3. живое вещество;
  4. биогенное вещество.
  1. К биогенному веществу биосферы относятся:
  1. нефть, каменный уголь, известняк;
  2. вода, почва;
  3. гранит, бальзам;
  4. растения, животные, бактерии, грибы.
  1. Окислительно - восстановительная функция живого вещества состоит в способности:
  1. живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
  2. зеленых растений использовать CO 2 и выделять в атмосферу O 2 ;
  3. хемоавтотрофов окислять химические элементы;
  4. живых организмов накапливать различные химические элементы.
  1. Биосфера - это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом:
  1. да;
  2. нет.
  1. Учение о ноосфере было разработано.
  1. В. И. Вернадским;
  2. Э. Леруа;
  3. П. Тейаром - де - Шарденом;
  4. все ответы верны.

Ответы: 1 - г; 2 - г; 3 - в; 4 - а; 5 - в; 6 - в; 7 - а; 8 - в; 9 - а; 10 - г.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

  1. Кто первым создал стройное учение о биосфере?
  1. Какие факторы определяют границы биосферы в гидросфере?

( Высокое давление, отсутствие света, соленость водной среды выше 270 г/л. )

  1. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие концентрационной функции.

( Энергетическая, окислительно - восстановительная, газовая, концентрационная. Концентрационная состоит в способности живых организмов накапливать в себе химические элементы, например, кальций в раковинах моллюсков.)

  1. Какое вещество биосферы называется биокосным? Приведите примеры.

( Биокосное- вещество биосферы, возникающее при взаимодействии живых организмов и окружающей среды, - почва. )

  1. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве гумуса?

( Почва - это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве гумуса, нужно поместить почву в пробирку и нагреть. Через некоторое время появится характерный запах горящей органики. )

  1. Какое значение имеет аэрация почвы в жизни растений?

( Аэрация - это степень насыщенности почвы воздухом. Воздух необходим для дыхания корней растений. )

  1. Как и почему с погружением в глубину меняется окраска водорослей?

( С погружение в глубину окраска водорослей меняется от зеленой до бурой и красной. Это связано с уменьшением количества солнечного света, попадающего в более глубокие слои воды и, соответственно уменьшением количества хлорофилла и увеличением количества каротиноидов. )

  1. Сравните биомассу поверхности суши с биомассой Мирового океана.

( Биомасса поверхности суши примерно в 800 раз больше биомассы Мирового океана. Однако на суше основную часть биомассы составляют продуценты, тогда как в Мировом океане, напротив, более 90% - консументы. )

  1. Перечислите три основных этапа в эволюции человека, которые оказали наибольшее влияние на биосферу.

( Использование огня, неолитическая революция (одомашнивание растений и животных) и научно - технический прогресс. )

  1. Биосфера - это:
  1. водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
  2. воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
  3. твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;
  4. часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами.
  1. Термин биосфера был предложен:
  1. Ж. Б. Ламарком;
  2. В. И. Вернадским;
  3. Э. Леруа;
  4. правильного ответа нет.
  1. Границы биосферы определяются:
  1. наличием воды в жидкой фазе;
  2. благоприятным температурным режимом;
  3. уровнем радиации;
  4. наличием кислорода и углекислого газа;
  5. степенью солености воды;
  6. всеми перечисленными факторами.
  1. Группа активно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:
  1. планктон;
  2. нектон;
  3. бентос;
  4. нейстон.
  1. В арктических пустынях фактором, ограничивающим распространение жизни, является:
  1. отсутствие воды в жидкой фазе;
  2. отсутствие элементов минерального питания;
  3. неблагоприятный температурный режим;
  4. все перечисленные условия.
  1. Совокупность всех живых организмов биосферы В. И. Вернадский предложил назвать:
  1. жизнь;
  2. биомасса;
  3. живое вещество;
  4. правильного ответа нет.
  1. К живому веществу биосферы относятся:
  1. нефть, каменный уголь, известняк;
  2. вода, почва;
  3. гранит, базальт;
  4. растения, животные, бактерии, грибы.
  1. Энергетическая функция живого вещества состоит в способности:
  1. живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
  2. зеленых растений использовать CO 2 и выделять в атмосферу O 2 ;
  3. хемоавтотрофов окислять химические элементы;
  4. живых организмов накапливать различные химические элементы.
  1. Биосфера - это глобальная замкнутая саморегулирующаяся система, не имеющая входа и выхода:
  1. да;
  2. нет.
  1. Ноосфера - это:
  1. стадия разумной жизни;
  2. сфера разумной жизни;
  3. стадия развития биосферы;
  4. все ответы верны.

Ответы: 1 - г; 2 - г; 3 - е; 4 - б; 5 - г; 6 - в; 7 - г; 8 - а; 9 - б; 10 - г.

Здание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

  1. В. И. Вернадский писал: "Живое вещество. подобно массе газа растекается по земной поверхности и оказывает определенное давление в окружающей среде". Как вы понимаете это высказывание?

( Живое вещество распространено почти по всей земной поверхности, там, где есть подходящие условия для жизни. Живое вещество оказывает мощное давление на все оболочки Земли. Например, изменяет газовый состав атмосферы, способствует образованию горных пород (нефть, каменный уголь, известняк) окисляет горные породы и тд. )

  1. Какие факторы определяют границы биосферы в литосфере?

( Наличие воды в жидкой фазе, наличие свободного кислорода и углекислого газа, определенный температурный режим, наличие минимума минерального питания и др. )

( Совокупность всех живых организмов биосферы. )

  1. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие окислительно - восстановительной функции.

( Энергетическая, окислительно - восстановительная, газовая, концентрационная. Окислительно - восстановительная состоит в способности живых организмов окислять и восстанавливать химические элементы. )

  1. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воздуха?

( Почва - это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут, развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воздуха, нужно небольшое количество почвы бросить в воду - будут заметны пузырьки. )

  1. Какое влияние оказывает фосфор на жизнь растений?

( Атомы фосфора входят в состав многих органических молекул. Недостаток этого вещества у растений угнетает процессы цветения и плодоношения.)

( Например: фитопланктон зоопланктон медуза. )

  1. Оцените вклад консументов в биомассу и продуктивность Мирового океана.

( По биомассе консументы составляют более 90% общей биомассы Мирового океана, однако продуктивность их очень невелика по сравнению с продуктивностью продуцентов. )

  1. Какое значение оказало одомашнивание растений и животных на биосферу Земли?

( Негативное - изменение экосистем, исчезновение многих видов растений и животных. )

Хозяйственная деятельность человека неоднократно приводила к ухудшению природных условий, порождала локальные экологические кризисы. Человек, овладев огнем, применял его для уничтожения растительности, как в земледельческих, так и в охотничьих целях. При этом хищнически уничтожались флора и фауна на значительных территориях, что приводило к образованию пустынь. В совокупности рассмотренные процессы приводили к исчезновению древних цивилизаций, например, в Индии (3…2 тысячелетия до н.э.), Майя в Центральной Америке и др.

История свидетельствует, что научно – технический прогресс (НТП) увеличивает возможности воздействия на окружающую среду, создавая предпосылки для возникновения крупных экологических кризисов. С другой стороны, этот же прогресс расширяет возможности предупреждения таких кризисов.

Наиболее отчетливо эти противоположные тенденции проявились во второй половине XX века. Так, например, растительный покров большей части поверхности континентов носит вторичный характер, т.е. заменён нужными человеку растениями. Это обстоятельство привело к нарушению процесса почвообразования, изменению физико-химических свойств почв и их эрозии. В возрастающих масштабах человеком загрязняются атмосфера и воды континентов и океанов.

Понимая экологический кризис как непоправимое за короткий срок ухудшение природной среды, нельзя говорить о глобальном кризисе в настоящее время. Сейчас существует множество локальных кризисов, которые не всегда разрешимы и, накапливаясь, могут принять глобальные масштабы.

Экологический ущерб биосфере не всегда может быть возмещён, например, уничтожение генофонда современных организмов.

Демографические процессы, сопровождающиеся ростом народонаселения, способствуют ускорению проявления как локальных, так и глобальных экологических кризисов, т. к. соответственно увеличиваются масштабы промышленного и сельскохозяйственного производств, исчерпание минеральных ресурсов и количество отходов.

Особо следует отметить влияние человека на климат городов, регионов и планеты в целом за счет загрязнения атмосферы. Атмосфера Земли как компонент биосферы является трансформатором локальных воздействий человека на окружающую среду в глобальные изменения природных условий. Так, современные города, благодаря растущей урбанизации, можно рассматривать как „острова тепла“ и источники выделения газов, паров и аэрозолей. Это обстоятельство вызывает образование туманов, приводящих к смогам, сопровождающимися увеличением концентрации в атмосфере опасных для биосферы веществ.

Постоянный рост количества сжигаемого в энергетических целях топлива органического происхождения способствует повышению температуры у поверхности Земли, что обусловливает изменение климата как в региональном, так и в планетарном масштабах. При этом нарушается естественный ход эволюции биогеоценозов и биосферы в целом.

Климатические изменения, обусловленные хозяйственной деятельностью человека проявляются уже сейчас (повышение средней температуры у поверхности Земли на ~0,5 0 C, перестройка установившейся ранее атмосферной циркуляции воздушных масс и др.), а в недалеком будущем (XXI век и далее) эти изменения усилятся.

Кроме вышеуказанных воздействий на биосферу, человек способствует её радиоактивному загрязнению. Происходит это за счёт извлечения из недр Земли и последующего концентрирования на её поверхности долгоживущих радиоактивных изотопов. Чаще всего это 238 U (период полураспада ~ 4,47∙10 9 лет) и 235 U (период полураспада ~ 0,7∙10 9 лет). При ядерных превращениях (распаде) этих изотопов образуются другие химические элементы и их изотопы, например, 226 Ra, 222 Rn и др., которые, в свою очередь, чаще всего являются радиоактивными. При распаде радиоактивных веществ генерируются корпускулярные ( α, β ) и электромагнитное ( γ) ионизирующие излучения, действие которых на организмы биосферы негативно. Так, у человека возможно образование злокачественных опухолей ( рак ), нарушение функций зрения ( катаракта ), разрушение эритроцитов ( белокровие ), инактивация гонад, мутации потомства и др. негативные изменения. Подобного рода процессы происходят и в других организмах, составляющих биосферу.




На компоненты биосферы воздействует также рентгеновское ионизирующее излучение (с такими же негативными эффектами как и выше), которое генерируется при изменении вектора – скорости движущегося потока заряженных частиц, например, в телевизорах, мониторах ЭВМ, в некоторых медицинских и научных приборах и аппаратах.

Таким образом, не ограничивая масштабы своей деятельности, не применяя специфических экозащитных (природоохранных) мер, человек будет способствовать постепенной деградации биосферы.

Хозяйственная деятельность человека неоднократно приводила к ухудшению природных условий, порождала локальные экологические кризисы. Человек, овладев огнем, применял его для уничтожения растительности, как в земледельческих, так и в охотничьих целях. При этом хищнически уничтожались флора и фауна на значительных территориях, что приводило к образованию пустынь. В совокупности рассмотренные процессы приводили к исчезновению древних цивилизаций, например, в Индии (3…2 тысячелетия до н.э.), Майя в Центральной Америке и др.

История свидетельствует, что научно – технический прогресс (НТП) увеличивает возможности воздействия на окружающую среду, создавая предпосылки для возникновения крупных экологических кризисов. С другой стороны, этот же прогресс расширяет возможности предупреждения таких кризисов.

Наиболее отчетливо эти противоположные тенденции проявились во второй половине XX века. Так, например, растительный покров большей части поверхности континентов носит вторичный характер, т.е. заменён нужными человеку растениями. Это обстоятельство привело к нарушению процесса почвообразования, изменению физико-химических свойств почв и их эрозии. В возрастающих масштабах человеком загрязняются атмосфера и воды континентов и океанов.

Понимая экологический кризис как непоправимое за короткий срок ухудшение природной среды, нельзя говорить о глобальном кризисе в настоящее время. Сейчас существует множество локальных кризисов, которые не всегда разрешимы и, накапливаясь, могут принять глобальные масштабы.

Экологический ущерб биосфере не всегда может быть возмещён, например, уничтожение генофонда современных организмов.

Демографические процессы, сопровождающиеся ростом народонаселения, способствуют ускорению проявления как локальных, так и глобальных экологических кризисов, т. к. соответственно увеличиваются масштабы промышленного и сельскохозяйственного производств, исчерпание минеральных ресурсов и количество отходов.

Особо следует отметить влияние человека на климат городов, регионов и планеты в целом за счет загрязнения атмосферы. Атмосфера Земли как компонент биосферы является трансформатором локальных воздействий человека на окружающую среду в глобальные изменения природных условий. Так, современные города, благодаря растущей урбанизации, можно рассматривать как „острова тепла“ и источники выделения газов, паров и аэрозолей. Это обстоятельство вызывает образование туманов, приводящих к смогам, сопровождающимися увеличением концентрации в атмосфере опасных для биосферы веществ.

Постоянный рост количества сжигаемого в энергетических целях топлива органического происхождения способствует повышению температуры у поверхности Земли, что обусловливает изменение климата как в региональном, так и в планетарном масштабах. При этом нарушается естественный ход эволюции биогеоценозов и биосферы в целом.

Климатические изменения, обусловленные хозяйственной деятельностью человека проявляются уже сейчас (повышение средней температуры у поверхности Земли на ~0,5 0 C, перестройка установившейся ранее атмосферной циркуляции воздушных масс и др.), а в недалеком будущем (XXI век и далее) эти изменения усилятся.

Кроме вышеуказанных воздействий на биосферу, человек способствует её радиоактивному загрязнению. Происходит это за счёт извлечения из недр Земли и последующего концентрирования на её поверхности долгоживущих радиоактивных изотопов. Чаще всего это 238 U (период полураспада ~ 4,47∙10 9 лет) и 235 U (период полураспада ~ 0,7∙10 9 лет). При ядерных превращениях (распаде) этих изотопов образуются другие химические элементы и их изотопы, например, 226 Ra, 222 Rn и др., которые, в свою очередь, чаще всего являются радиоактивными. При распаде радиоактивных веществ генерируются корпускулярные ( α, β ) и электромагнитное ( γ) ионизирующие излучения, действие которых на организмы биосферы негативно. Так, у человека возможно образование злокачественных опухолей ( рак ), нарушение функций зрения ( катаракта ), разрушение эритроцитов ( белокровие ), инактивация гонад, мутации потомства и др. негативные изменения. Подобного рода процессы происходят и в других организмах, составляющих биосферу.

На компоненты биосферы воздействует также рентгеновское ионизирующее излучение (с такими же негативными эффектами как и выше), которое генерируется при изменении вектора – скорости движущегося потока заряженных частиц, например, в телевизорах, мониторах ЭВМ, в некоторых медицинских и научных приборах и аппаратах.

Таким образом, не ограничивая масштабы своей деятельности, не применяя специфических экозащитных (природоохранных) мер, человек будет способствовать постепенной деградации биосферы.

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Таня Масян

Лучший ответ:


Зачетный Опарыш

Негативное – создание пирогенных ландшафтов, опустынивание, изменение экосистем. Например, Сахара, Калахари, саванны Австралии – пирогенные ландшафты




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:

а) гидросфера; б) литосфера; в) атмосфера; г) биосфера.

2. Учение о биосфере было создано:

а) Ж.-Б. Ламарком; б) В.И. Вернадским; в) Э.Зюссом; г) Э.Леруа.

3. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:

а) 77 км; б) 12,5 км, в) 10 км; г) 2 км.

4. Пленка жизни на поверхности Мирового океана называется:

а) планктон; б) нектон; в) бентос; г) нейстон.

5. В Мертвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:

а) отсутствие воды в жидкой фазе; б) концентрация соли свыше 270 г/л;
в) отсутствие элементов минерального питания; г) все перечисленные условия.

6. Живое вещество – это:

а) совокупность всех растений биосферы;

б) совокупность всех животных биосферы;
в) совокупность всех живых организмов биосферы; г) нет правильного ответа.

7. К косному веществу биосферы относятся:

а) нефть, каменный уголь, известняк; б) вода, почва;

в) гранит, базальт; г) растения, животные, бактерии, грибы.

8. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:

а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;
б) зеленых растений использовать СО 2 и выделять в атмосферу О 2 ;
в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;
г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

9. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом: а) да; б) нет.

10 . Опасность воздействия человека на биосферу состоит в том, что в ней

а) значительно увеличивается разнообразие культурных растений

б) чрезмерно увеличивается разнообразие домашних животных

в) круговорот веществ и энергии становится более полным

г) нарушаются процессы саморегуляции, поддерживающие ее целостность

11. К какой функции биосферы относится процесс дыхания организмов?

а) к газовой б) к концентрационной

в) к транспортной г) к окислительно-восстановительной

12 . К биогенным веществам биосферы относят

а) семена растений б) споры бактерий

в) каменный уголь г) вулканический пепел

13. Роль заповедников в охране биосферы Земли состоит в

а) выращивании и размножении культурных растений

б) создании новых сортов растений

в) сохранении редких и исчезающих видов

г) повышении плодородия почвы

14. Как предотвратить нарушения человеком равновесия в биосфере

а) повысить интенсивность хозяйственной деятельности

б) увеличить продуктивность биомассы экосистем

в) учитывать экологические закономерности в хозяйственной деятельности

г) изучить биологию редких и исчезающих видов растений и животных

15. В какой последовательности (начиная с поглощения) осуществляется круговорот углерода в биосфере?

1) включение углерода в состав органических соединений

2) поглощение углекислого газа растениями

3) разложение органических соединений в организме

4) выделение углерода в окружающую среду организмами в виде углекислого газа

16 . Установите соответствие между природным образованием и веществом биосферы согласно классификации В. И. Вернадского.

Д) каменный уголь

Задание №2. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. Живое вещество является мощной геологической силой, преобразующей лик планеты. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли.

2. Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.

3. Почему граница биосферы в атмосфере проходит на высоте 77 км?

4. Перечислите функции живого вещества. Раскройте сущность энергетической функции.

Энергетическая состоит в способности зеленых растений ассимилировать и передавать по пищевой цепи энергию Солнца.)

5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воды?

6. Какое значение имеет азот в жизни растений?

7. Оцените биомассу и продуктивность продуцентов в Мировом океане.

8. Составьте нектонную пищевую цепь в Мировом океане.

9. Какое влияние на биосферу Земли оказало использование человеком огня?

Ответы: 1 – г; 2 – б; 3 – а; 4 – г; 5 – б; 6 – в; 7 – в; 8 – г; 9 – а;10-г; 11-г;12-в; 13-в;14 – в;15 – 2134; 16 - 12211

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

1. Живое вещество является мощной геологической силой, преобразующей лик планеты. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли.

( Изменение газового состава атмосферы; накопление горных пород и минералов; вовлечение в круговорот отмерших органических остатков и др .)

2. Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.

( Биогенное – созданное живыми организмами: нефть, каменный уголь, известняк и др. )

3. Почему граница биосферы в атмосфере проходит на высоте 77 км?

( Выше – сильное ультрафиолетовое излучение, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации. )

4. Перечислите функции живого вещества. Раскройте сущность энергетической функции.

( Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная.

Энергетическая состоит в способности зеленых растений ассимилировать и передавать по пищевой цепи энергию Солнца.)

5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воды?

( Почва – это верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воды, надо поместить небольшое количество почвы в пробирку и нагреть ее – на стенках пробирки появится конденсат. )

6. Какое значение имеет азот в жизни растений?

( Атомы азота входят в состав многих органических молекул. В отсутствие этого вещества невозможны нормальный рост и накопление фитомассы стеблей и листьев растения.)

7. Оцените биомассу и продуктивность продуцентов в Мировом океане.

( Биомасса продуцентов в Мировом океане составляет примерно 2,6 млрд т, что составляет примерно 8,5% от общей биомассы. Однако продуктивность продуцентов составляет 430 млрд т, что составляет всю продуктивность Мирового океана. )

8. Составьте нектонную пищевую цепь в Мировом океане. ( Например: хамса ---> скумбрия ---> дельфин. )

9. Какое влияние на биосферу Земли оказало использование человеком огня?

( Негативное – создание пирогенных ландшафтов, опустынивание, изменение экосистем. Например, Сахара, Калахари, саванны Австралии – пирогенные ландшафты. )

Читайте также: