Какое участие принимает беларусь в осуществлении миротворческих операций кратко

Обновлено: 03.07.2024

1) Гибралтар; 2) Гренландия; 3) Гуам; 4) Индонезия; 5) Исландия; 6) Мадагаскар; 7) Новая Каледония; 8) Пуэрто-Рико; 9) Танзания; 10) Французская Полинезия; 11) Шри-Ланка; 12) Шпицберген.

Ответ: 1, 2, 3, 7, 8, 10.

Абхазия , Донецкая Народная Республика , Западный Курдистан , Исламское государство , Косово , Нагорно-Карабхская Республика .

Как такой статус сказывается на их социально-экономическом развитии?

Такие государства лишины возможности активной экономической деятельности, заключения выгодных торговых контрактов, реализации совместных инвестиционных и инфраструктурных проектов.

б) государства с компактной территорией — Франция, Испания, Польша, Венргия.

в) фрагментированные государства — Индонезия, Филиппины, Малайзия.

г) государства, имеющие в своем составе анклавы / эксклавы, — Италия, ЮАР.

Как пространственная форма государств влияет на геополитическое положение и социально-экономическое развитие стран мира? Приведите примеры.

Компактная форма способствует равноудалённой доступности отдельных регионов. В государствах вытянутой формы и фрагментированных труднее обеспечить равномерное экономическое развитие, организовать охрану государственной границы.

ООН содействует укреплению мира и способствует восстановлению мира при возникновении вооружённых конфликтов. Миротворческие операции были проведены в ДР Конго, ЦАР, Сьерра-Леоне, Косово, Либерии, Гаити и т.д. Членство в ООН в современной системе международных отношений стало символом всеобщего признания государственности.

Какое участие принимает Беларусь в осуществлении миротворческих операций?

С 2010 года национальный миротворческий контингент принимает участие в миссии Временных сил ООН в Ливане. Минестерством обороны обеспечивается ежегодная ротация белорусских миротворцев в составе Временных сил, а также организуется необходимая подготовка и обучение отобранных кандидатов.

1. Региональный конфликт: Северная Ирландия, Великобритания.

Причины: спор между центральными британскими властями и местными националистическими организациями касательно статуса региона.

Последствия: в 1998 г. было подписано соглашение, согласно которому была воссоздана Североирландская ассамблея, были созданы Совет министров Севера и Юга и Британо-ирландский совет.

2. Локальный конфликт: ачехский конфликт, Индонезия.

Причины: между провинцией Ачех и остальной территорией Индонезии исторически существует культурное и религиозное разделение.

Вооруженный конфликт: гражданская война в Ираке.

Причины: обострение обстановки после вывода американских войск.

Последствия: победа правительственных сил; освобождение всей территории Ирака, контролируемой ИГИЛ; переход ИГИЛ к партизанской войне.

Что представляет собой данное подразделение? Сразу оговоримся, что точная чиленность отправленных в Казахстан белорусских миротворцев пока не озвучивается. Исходя из данных СМИ, рота может насчитывать от 40 до 100 человек. И доукомплектовываться переменным составом до 300 человек.

Миротворческая рота изначально была сформирована в 2005 году на базе 120-й бригады в Минске, но позже стала дислоцироваться на безе 103-й воздушно-десантной бригады.

7 белорусских военнослужащих миротворческой роты приняли участие в операции в Ливане под эгидой ООН, в том числе в составе итальянского контингента - это результат соглашения между оборонными ведомствами двух стран.


Созтязания Cambrian Patrol в Уэльсе

В 2018 и 2019 годах военнослужащие роты участвовали в армейских соревнованиях в Британии. В частности, команда из 103‑й отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады завоевала золото среди пеших патрулей Cambrian Patrol в Уэльсе. Белорусские миротворцы заняли 1-е место из 137 команд, представлявших 38 стран мира.


Победа на Cambrian Patrol в Уэльсе

А в 2020-м они принимали отряд британской Королевской морской пехоты для совместных двухнедельных учений под Витебском. В тренировке были задействованы 28 военнослужащих 42-го батальона морской пехоты вооруженных сил Великобритании. На полигоне Лосвидо прошли занятия по медицинской, тактической, инженерной, огневой подготовке.

Программа боевой подготовки миротворческой роты постоянно совершенствуется с учетом опыта, полученного в ходе многонациональных миротворческих учений, обучения военнослужащих роты в миротворческих центрах Швейцарии, Германии, Венгрии, Турции, Польши и других стран.

Эксперт назвал задачи белорусских миротворцев в Сирии

– Андрей Владимирович, какую роль играет миротворческая деятельность во внешней политике Беларуси?

– Участие Беларуси в миротворческой деятельности, прежде всего в рамках ООН, – одна из значимых сфер внешнеполитической повестки государства, как и сотрудничество в гуманитарной области. В случае с Сирией оба эти направления, миротворчество и гуманитарная помощь, осуществляются комплексно.

В Беларуси есть инфраструктура, которая может быть предоставлена республикой для выполнения миротворческих операций. Это миротворческая рота 103-й отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады, военно-транспортная авиация, офицеры вооруженных сил для работы в штабах, группа медиков, полевой госпиталь и другие структуры. Есть и опыт участия в миротворческой деятельности, в частности, участие в миротворческой операции ОДКБ в Казахстане в январе текущего года. В отношениях Беларуси с Сирией сотрудничество в области оказания гуманитарной помощи – один из приоритетов, тем более, руководство Беларуси поддерживает сирийское руководство и ориентируется на более тесное взаимодействие.

– 7 февраля в России одобрили проект межправительстенного соглашения с Беларусью в области оказания гуманитарной помощи Сирии. Что стоит за разработкой соглашения, и какие процедуры требуются для вступления документа в силу?

– Белорусская политика в отношении Сирии корреспондируется с основными целями российской внешней политики в регионе.

Руководство и России, и Беларуси поддерживает дружественные отношения с руководством Сирийской Арабской Республики (САР) и содействует преодолению последствий вооруженного конфликта. Проект Соглашения основан на союзнических обязательствах Беларуси и России и исходит из факта обращения военно-политического руководства САР к руководству Беларуси принять участие в оказании гуманитарной помощи, направив на сирийскую территорию для реализации этих целей воинский контингент. В документе отмечается, что белорусский воинский контингент привлекается к выполнению мероприятий исключительно в гуманитарных целях вне зоны боевых действий.

Следует отметить, что это именно проект Соглашения: еще предстоит провести переговоры с участием представителей министерств иностранных дел и обороны Беларуси и России, согласовать окончательный вариант документа, подписать его и осуществить внутригосударственные процедуры для его вступления в силу.

– Соглашение предусматривает возможность переброски в Сирию белорусского военного контингента численностью до 200 человек. В каком формате это может быть реализовано?

Предполагается, что в основном в операции примут участие военные медики и будет задействована соответствующая инфраструктура. В проекте соглашения предусмотрено, что во время пребывания в Сирии белорусские военные медики будут располагаться в местах дислокации российской авиационной группы. Российская сторона будет обеспечивать белорусских военных в Сирии в материально-техническом отношении, передавать во временное пользование необходимую военную технику, оружие и так далее.

Оказание содействия Сирийской Арабской Республике в гуманитарной сфере – это вклад белорусской стороны в дело укрепления мира и безопасности в регионе, это политическая поддержка правительства Сирии и реальные действия по улучшению жизни сирийских граждан, в частности, в сфере медицинской помощи.

В рамках союзнических обязательств России и Беларуси это направление деятельности, безусловно, содействует укреплению согласованности действий двух стран в области внешней политики и формирования единых подходов к решению региональных и мировых проблем.

– Что работа белорусских военных врачей в Сирии принесет с точки зрения получения опыта, и в чем заключается его ценность?

– Военные действия в Сирии – это продолжительный, с 2011 г. идущий многосторонний и многоуровневый вооруженный конфликт с участием основных мировых и региональных центров силы, в том числе США, России, Турции, Ирана и других стран. Это конфликт, в котором проявились и аспекты гражданской войны, и попытка реализации проекта исламского государства. Такой опыт важен для вооруженных сил любой страны, он изучается, и Беларусь в этом отношении не является исключением.

Предполагаемое участие белорусских военных медиков в гуманитарной операции позволяет решить несколько задач. Первая задача – приобретение опыта реализации своей функции в условиях вооруженного конфликта и постконфликтного регулирования, причем в условиях, осложненных пандемией и специфическими природными, климатическими и культурными факторами. Вторая задача – реальная помощь сирийским гражданам. В настоящее время жизненные условия значительной части населения Сирии зависят от гуманитарной помощи. Третья задача – опыт организации многоуровневого взаимодействия с российским контингентом в Сирии, с местным населением, с международными организациями. Четвертая задача – демонстрация на международном уровне возможностей белорусских вооруженных сил, в частности, в военно-медицинской сфере. Этот опыт может быть востребован в дальнейшем.

– В чем заключается важность подобной совместной работы белорусского и российского контингентов?

– Этот аспект надо рассматривать в контексте усиления взаимодействия ведомств России и Беларуси в последние годы, которое вышло на новый уровень, о чем свидетельствует, в том числе, и динамика совместных мероприятий как в формате Союзного государства, так и в рамках ОДКБ. Что касается совместной работы белорусского и российского контингента в Сирии, то она будет содействовать повышению взаимодействия на уровне глав оборонных ведомств, поскольку необходимо будет решить все вопросы, связанные с международно-правовым обеспечением операции, налаживанием логистики, решением других вопросов, связанных, в том числе, и с инфраструктурой.

Во-вторых, это означает укрепление военно-технического сотрудничества, поскольку здесь, как видно из проекта соглашения, материально-техническое обеспечение осуществляется в основном за счет российской стороны.

Третье – повышение профессиональной подготовки белорусских военнослужащих в условиях вооруженного конфликта и постконфликтного урегулирования. Российские военные медики участвуют в лечении гражданского населения в Сирии, в стране развернуты российские мобильные госпитали. А белорусским военным медикам это направление, судя по всему, еще предстоит освоить на практике с учетом российского опыта и в тесном взаимодействии с российскими военными.

– Насколько актуально подключение союзников России и Беларуси по ОДКБ, в частности, Казахстана, к миротворческой миссии в Сирии?

– Этот вопрос может быть предметом обсуждения в рамках ОДКБ и определяется позициями государств-членов, их интересами и видением процессов регулирования в Сирии. Относительно Казахстана следует отметить, что это государство совсем недавно смогло выйти из кризисной ситуации в том числе благодаря эффективной миротворческой миссии ОДКБ. Процесс урегулирования сирийского кризиса, который стартовал в 2017 г. в столице Казахстана, обязывает руководство этой страны к активной позиции в отношении будущего Сирии.

С помощью специалистов Минобороны TUT.BY узнал, кто такие миротворцы, сколько их в Беларуси и могут ли они стрелять в стране, в которую прибыли с миротворческой миссией.

1. Кто такие белорусские миротворцы, сколько их? Это просто военные или отдельная рота?

В настоящее время единственным штатным миротворческим подразделением в Вооруженных силах Беларуси является миротворческая рота. Это уникальное подразделение численностью 100 человек, которое является частью 103-й отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады Витебска .

2. Какую подготовку проходят специалисты миротворческой роты?

Одной из основных особенностей данного подразделения является интенсивность боевой подготовки и постоянная готовность к направлению для выполнения задач в любом кризисном регионе мира. Особое внимание при подготовке белорусских миротворцев уделяется тактической, огневой, воздушно-десантной, инженерной и медицинской подготовке. Весь личный состав подразделения совершает прыжки с парашютом. В программу боевой подготовки также включен иностранный язык. Весь личный состав проходит обучение на специализированных курсах в Военной академии, а военнослужащие, показывающие лучшие результаты, совершенствуют уровень своей языковой подготовки на курсах иностранных языков в учебных центрах армий иностранных государств.

3. В миротворческую роту может попасть любой солдат?

Решение на ввод Миротворческих сил ООН , может принять только Совет безопасности данной организации, при этом неотъемлемым условием является согласие страны, на территорию которой направляются миротворцы. Кроме того, ряд международных организаций имеют соглашения о возможности использования вооруженных сил стран-участниц в миротворческих целях, при этом решение на использование миротворцев принимают структурные подразделения данных организаций и только в пределах границ стран-участниц организации, а условия о согласии страны пребывания непрекословно соблюдаются.

6.На какой срок вводятся миротворцы?

Мировая практика показывает, что есть миротворческие миссии, которые располагаются в кризисных регионах на протяжении десятилетий, а есть примеры, когда миротворцы достигли своих целей за более короткий срок. Что касается направления белорусских военнослужащих для участия в миротворческих миссиях, то согласно нашему национальному законодательству военнослужащий направляется за пределы Беларуси на срок не более 12 месяцев.

7. Что именно миротворцы делают в стране? Какие у них полномочия?

Мандатом миротворческой миссии может быть предусмотрено и применение только гражданской составляющей для решения проблем, к примеру, постконфликтного региона. В случае санкционирования Советом безопасности ООН так называемого развернутого мандата — с применением силового компонента, в решении Совета безопасности прописываются сроки проведения миротворческой операции, численность контингента и задачи, возлагаемые на них и др.

При проведении операции на миротворческие силы могут возлагаться следующие основные задачи:

— наблюдение за выполнением условий перемирия;

— содействие созданию безопасной обстановки в кризисных районах путем обеспечения видимого присутствия миротворческих сил;

— создание условий для мирного урегулирования конфликта, восстановления законности и правопорядка;

— контроль местности и действий населения в зоне ответственности, содействие обеспечению прав человека;

— контроль за ликвидацией фортификационных сооружений, заграждений и минных полей;

— охрана и оборона жизненно важных объектов;

— контроль перевозок, пресечение противоправного ввоза и вывоза боевой техники, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;

— обеспечение безопасных условий для возвращения беженцев;

— обеспечение беспрепятственных поставок гуманитарной помощи.

8. С какой техникой миротворцы обычно приезжают в страну для миссии? Только с автоматами? Или есть и тяжелая техника: БТР, танки и др.?

Как правило, состав миротворческих сил и его вооружение определяется в зависимости от интенсивности конфликта, имеющихся средств поражения у конфликтующих сторон и множества других факторов. Поэтому наличие боевых вертолетов или танков, окрашенных в белый цвет и с обозначением сил ООН , ни у кого не вызывает удивления. Также можно встретить военных наблюдателей ООН в крайне опасных частях мира, которые вообще не вооружены.

На вооружении белорусской миротворческой роты состоят бронетранспортеры БТР-80, грузовые автомобили МАЗ, квадроциклы. Основными образцами стрелкового оружия в подразделении являются автоматы АКС-74, пулеметы ПКМ, снайперские винтовки СВД, подствольные гранатометы ГП-25 и пистолеты ПМ. Стрелковое оружие оснащено современными ночными, оптическими и коллиматорными прицелами, целеуказателями-осветителями. Порядок их использования будет определяться в зависимости от условий обстановки в регионе выполнения задач.

9. А миротворцам можно стрелять? И если да, то в каких случаях они имеют право открывать огонь? Только в целях самообороны?

Миротворцы при выполнении задач имеют при себе штатное вооружение и несут персональную ответственность за его сохранность и установленный порядок применения.

При выполнении своих функций, в порядке исключения, имеют право применять оружие:

— в целях обеспечения безопасности и защиты от посягательств на жизнь и здоровье в порядке осуществления неотъемлемого права на самооборону;

— в случае попыток насильственного отстранения от выполнения возложенных на них функций;

— для отражения явного вооруженного нападения;

— для защиты гражданского населения от насильственных посягательств на его жизнь и здоровье.

10. В каких странах и когда уже работала миротворческая миссия Беларуси ? И где она тренируется?

Первый военнослужащий для участия в миссии ООН был направлен в Ливан в 2010 году. В настоящее время там находятся пять белорусских военнослужащих: один штабной офицер и четыре медицинских специалиста, среди которых врач-хирург, врач-анестезиолог-реаниматолог и две медицинские сестры. Всего же практику в миротворческой миссии ООН на сегодня получили более 30 белорусских военнослужащих.

Кроме того, миротворческая рота неоднократно принимала участие
в многонациональных миротворческих учениях в Украине , Молдове , Албании , Македонии , Казахстане , России , Киргизии , Армении и Сербии . Личный состав проходит обучение на различных курсах международных миротворческих и учебных центров Великобритании , Венгрии , Германии , Грузии , Индии , Литвы , Польши , Турции , Швейцарии , Швеции и множества других стран.

Военный обозреватель Александр Алесин считает, что вероятность того, что белорусские миротворцы поедут с миссией на Донбасс, очень мала — договориться конфликтующие стороны не смогут, а их согласие необходимо для ввода миротворцев.


Военные в Алматы, утро 6 января. Фото: Reuters

Почему Казахстан запросил помощь стран ОДКБ, там ведь нет внешнего вмешательства?

В 1992 году главы Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана подписали Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Беларусь присоединилась к нему позже, в 1993-м. В 2002 договор был преобразован международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности.

Члены ОДКБ договорились, что в случае совершения агрессии (вооруженного нападения, угрожающего безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету) по отношению к любому из государств — участников организации, он может попросить помощи у остальных. А те должны предоставить ему необходимую помощь, включая военную. Это распространяется не только на случаи внешней агрессии, но и в ситуации внутренних угроз.

— Изначально при создании ОДКБ страны Средней Азии опасались не внешнего вмешательства, а того, что под влиянием радикальных мусульманских течений из Афганистана в их странах может произойти вооруженное восстание террористических элементов. То есть организация создавалась для защиты этих стран от внутренней угрозы. Внешняя была второстепенной. В договоренностях даже было написано, что для защиты конституционного строя, общественного порядка и борьбы с терроризмом могут быть использованы специальные создаваемые коллективные силы оперативного реагирования, которые включают не только военный контингент, предназначенный для защиты от военной угрозы, но и полицейский (или милицейский), то есть силы, предназначенные для борьбы с внутренней опасностью, — объясняет Александр Алесин.

Какие обязательства у Беларуси перед другими членами ОДКБ? Всегда ли наша страна должна отправлять своих людей, если участники организации запрашивают помощь?

— Беларусь в принципе может отказаться [отправлять людей в другие страны ОДКБ] и Александр Лукашенко в свое время долго не соглашался на то, что Беларусь выделит своих военных в Коллективные силы оперативного реагирования и будет отправлять людей за пределы страны. По этому вопросу шла политическая борьба между руководством России и Беларуси, но в конце-концов экономических и политических рычагов у Москвы оказалось достаточно, чтобы с Лукашенко договориться (или принудить его к этому), — рассказывает Александр Алесин. — Кстати, белорусское законодательство и Конституция не позволяли отправлять военнослужащих за пределы Беларуси. Но были приняты специальные нормативные акты, которые говорят о том, что в случае необходимости контрактники могут посылаться в другие страны в составе миротворческих сил и Коллективных сил оперативного реагирования, если эти люди выразят такое желание и напишут заявление на имя президента Беларуси, а он даст разрешение.

Кого Беларусь может отправлять на подобные миссии?

В рамках ОДКБ действуют Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР), которые призваны действовать в случае угрозы безопасности государств-членов организации. В них входит около 18 тысяч человек из разных стран. Кроме них есть миротворческие силы ОДКБ общей численностью 3,6 тысячи человек из специально подготовленного военного, милицейского (или полицейского) и гражданского персонала.

В соглашениях, которые подписали участницы организации, оговорено, что Беларусь выделяет 103-ю воздушно-десантную бригаду Сил специальных операций, в миротворческом подразделении которой служат только контрактники. Также на миротворческие миссии может отправляться подразделение СОБР, люди из Следственного комитета, сотрудники МЧС, медработники и гражданский персонал. Как правило, это специалисты, заранее подготовленные для того, чтобы ликвидировать последствия террористических действий или стихийных бедствий, объясняет военный эксперт.

— Изначально [в соглашениях] было записано, что эти силы могут привлекаться для поддержания конституционного строя, сохранения общественного порядка и борьбы с терроризмом. Именно такие формулировки президент Казахстана применил , когда обратился с просьбой к странам ОДКБ прислать миротворческий контингент. То есть это происходит в рамках международных договоренностей, — подчеркивает собеседник и уточняет, что в Казахстан из Беларуси отправят не всю подготовленную команду. Скорей всего туда отправится часть людей, например, одна рота или чуть больше человек, которые нужны для выполнения операции в той ситуации, которая сложилась в Казахстане.

— Они перебрасываются туда специальными авиационными бортами. Думаю, что они улетели туда уже этой ночью, так как находятся в состоянии постоянной готовности, значит могли собраться и вылететь за несколько часов.

Александр Алесин напомнил, что на основании этих же положений ОДКБ Александр Лукашенко обращался к Владимиру Путину в августе 2020 года, чтобы в случае необходимости прислать помощь в Беларуси. Тогда сообщалось, что Россия сформировала резерв из сотрудников правоохранительных органов, готовых в случае необходимости прийти на подмогу белорусским силовикам.

Что миротворческие силы там будут делать?

— Спешу успокоить, миротворческие силы не будут участвовать в разгоне протестов, подавлении оппозиции или чем-то подобном в Казахстане. У них задача — охрана важнейших военных объектов и инфраструктуры, важных гражданских объектов, представляющих опасность с точки зрения производства, например, химической, нефтеперерабатывающей или атомной промышленности, а также важнейших государственных органов. Думаю, этими силами будут взяты под охрану правительство, президент, местные органы власти. Что касается подавления протестов — это могут делать только местные, — объясняет специалист.

При этом, подчеркивает эксперт, в соглашении об использовании Коллективных сил оперативного реагирования указано, что если в процессе миротворческой деятельности ими будет нанесен ущерб жизни и здоровью местных граждан, объектам инфраструктуры или природе, то принимающая сторона не будет предъявлять к КСОР никаких претензий.

Отправляла ли когда-нибудь Беларусь свои силы в рамках ОДКБ в другие страны?

— Они отправлялись только на учения, которые проводятся регулярно. Это, кстати, одни из самых мобильных сил, которые состоят из наиболее подготовленных военнослужащих контрактной службы и представителей МВД. Они учатся практически каждый год на полигонах и в Центральной Азии, и в Беларуси. Но в боевых действиях или в подобных операциях, как предстоит сейчас в Казахстане, они участия не принимали, — комментирует Александр Алесин.

Что для Беларуси будет означать участие в этой миссии?

— В глазах своих союзников по ОДКБ Лукашенко зарекомендует себя надежным партнером, которому можно доверять и с которым можно вести дела. Ведь идеологически все режимы, которые входят в состав организации, близки по духу (разве что армянский немного выбивается) — это сильные автократические режимы мощным аппаратом вертикали власти и ее сильной централизацией, — говорит Александр Алесин.

Особых последствий как внутри страны, так и за ее пределами в связи с участием Беларуси в совместной операции в Казахстане в рамках миссии ОДКБ эксперт не ожидает, кроме очевидных заявлений оппозиции и возражений со стороны Запада.

— Каких-то протестных настроений по этому поводу внутри страны я тоже не ожидаю. Это также не приведет к усилению раскола в обществе — больше, чем сейчас, оно вряд ли не расколется. Вот если бы подобные силы были введены на территорию Беларуси, то это не понравилось бы многим людям, даже тем, кто лоялен к существующей власти, и поддерживает ее. Думаю, как раз это и было причиной того, что Лукашенко не позвал россиян в 2020 году, так как это могло еще больше увеличить ряды его противников.

Читайте также: