Какое настроение создавала у верующих архитектура готического собора кратко

Обновлено: 03.07.2024

Собор — это одновременно образ созданной творцом Вселенной и энцикло­педия, вобравшая в себя главные представления эпохи Средневековья. Средневековый человек читал фасад собора как книгу: скульптурные изо­бражения рассказывали ему о природном и животном мире, о христианской истории и символах. После Тридентского собора Тридентский собор — XIX Вселенский собор Католической церкви, открывшийся по ини­циативе папы Павла III 13 декабря 1545 года в Тренте (или Триденте) и закрывшийся там же 4 декабря 1563 года. Целью собора было дать отпор Реформации. привычные представле­ния о человеке и устройстве мироздания ушли в прошлое, а язык готических храмов постепенно стал забываться. Только в конце XIX — начале XX века ученые вновь нашли в средневековой архитектуре смысл. Первым рас­шифровал фасады готических соборов французский искусствовед Эмиль Маль (1862–1954): соотнося с изображениями средневековые тексты, он определял, кто есть кто на поверхности храмовой стены.

Четыре стены и их значение

Здание собора устремлено с запада на восток, и каждая сторона имеет свое символическое значение. Северный фасад задуман как царство холода и сум­рака, это метафора Ветхого Завета. Светлый и солнечный, южный фасад оли­цетворяет Новый Завет. На западном почти всегда изображается Страшный суд: закатное солнце освещает устрашающую сцену последнего вечера мира. Восточный фасад — венец капелл Капелла — отдельное пространство в храме, имеющее собственное название: по имени святого или церковному празднику. Венец капелл — несколько капелл, окружающих полукруглый выступ — апсиду. — символизирует спасение и вечную жизнь.

Средневековые теологи постоянно делали упор на избранности и важности правой стороны относительно левой. Например, Петра, первого из апостолов, изображали по правую руку от Учителя. Точно так же верхняя часть стены более важна, чем нижняя.

Статуи


Ветхозаветные цари на соборе Нотр-Дам-де-Пари. Париж, XIX векНа фасаде — копии статуй, скинутых и обезглавленных во время революции. © Dietmar Rabich / CC BY-SA 4.0

Каждый из фасадов украшен множеством скульптур. Статуи и рельефы распо­лагаются в тимпанах Тимпан — внутреннее треугольное или полу­круглое поле фронтона. порталов, на откосах, центральном столбе и архиволь­тах Архивольт — обрамление арочного проема, выделяющее дугу арки из плоскости стены. . Фигуры могут находиться и в нишах контрфорсов Контрфорс — вертикальная опора, предста­вляющая собой выступающую часть стены. и на карнизах. Это герои Ветхого и Нового Завета, аллегории добродетелей и пороков, персонифи­кации cеми свободных искусств, знаков зодиака, изображения ремесел и сцены сельскохозяйственных работ, представители флоры и фауны и все то, что было или должно было быть известно о мироздании и месте человека в нем. На фа­саде также часто можно увидеть резную арочную галерею — так называемую Галерею королей Занимает средний ярус собора Парижской Богоматери. Вдоль всего западного фасада здания расположен карниз с двадцатью восемью нишами, в которых находятся фигуры ветхозаветных царей. Во время Великой французской революции они были скинуты со своих мест и обезглавлены, так как ассоциировались у сторонников Республики с французскими монархами. . Иногда она расположена над порталами, как в Нотр-Дам-де-Пари, иногда — над окном-розой, как в соборе Шартра. Размер скульптур зависит от их близости к зрителю, расположения и места в иерархической системе.


Учебник по Истории 6 класс Агибалова Донской
of your page -->

Проверьте себя

1. На основании текста и иллюстраций составьте рассказ о романских и готических соборах. 2. Разработайте таблицу для сопоставления романского и готического соборов по отдельным частям их плана, архитектурным элементам, внутреннему убранству. 3. Какие мысли и чувства стремились выразить в своих произведениях средневековые архитекторы и скульпторы? Какими средствами они этого достигали? 4. Каков был эффект от использования витражей в готическом храме? 5. Что нового внесло позднее Средневековье в книжную миниатюру и фресковую живопись?

Подумайте

Проверьте себя

1. Романские храмы были вдохновлены архитектурой Рима. Здания были массивными, но очень просторными, благодаря этому напоминали замки, из-за чего нередко служили убежищами для населения. Готическая же архитектура была немного другой, в городах было не так много места для зданий, поэтому их делать узкими, арки стали стрельчатыми, и благодаря им, здания становились высокими, словно стремились ввысь. 2.

Название стиля План здания Архитектурные элементы Внутреннее убранство
Романский Массивное здание с почти гладкими стенами, высокими башнями. Всюду повторяются очертания полукруглой арки – на сводах, оконных проемах, входах в храм. Внутри он состоит из 5 нефов; центральный неф поднят над боковыми.
Готический Легкий и высокий стрельчатый свод опирается внутри на пучки узких, высоких колон, а снаружи – на массивные столбы и соединительные арки. Благодаря широким проходам и сквозным галереям, соборы кажутся прозрачными Большое количество окон, каменной резьбы. Повторяющиеся очертания стрельчатых арок создает впечатление стремительного прорыва ввысь Залы просторные и высокие, в них поступает больше света и воздуха, они богато украшены живописью, резьбой, барельефами.
3. Безгрешность и возвышение через страдание и милосердие - вот главная мыль средневекового искусства. Эти чувства достигались изображениями сцен с святыми. Художники старались раскрыть богатство души, мыслей и чувств человека, в отличии от античного искусства, которое восхваляло красоту тела. 4. Витражи заполняли огромные окна, через них проникал солнечный свет, играя на колоннах, сводах, создавая нарядный праздничный вид. 5. Изображения людей в минуту труда, отдыха, во взаимоотношениях, связях с природой, передача света, использование светотени – таковы были новшества в книжной миниатюре и фресковой живописи.

Подумайте

1) Готические соборы создают впечатление величия, стремления ввысь. Многообразие статуй, фресок вызывает чувство невероятного, будто это создано не человеком, а словно живые существа, люди сами окаменели и застыли в удивительных позах. 2) Готический стиль зародился в условиях городской жизни, нужны были архитектурные решения, которые позволили бы создавать величественные сооружения в условиях города, где пространства для строительства было не так много. 3) Католические храмы в основном строились в самом городе, в его в центре, и лучше всего для этого походил готический стиль, так как в таком стиле храмы были высокими, и их было видно из далека, и они вписывались в пейзаж города. Православные же храмы строили в обособленных местах, и их делали просторными, что бы вместить как можно больше людей, и нередко такие храмы становились убежищами, поэтому часто их строили в романском стиле. 4) В отличие от античного искусства, прославлявшего красоту человеческого тела, художники Средневековья стремились раскрыть богатство души, мыслей чувств человека. В готических статуях святых больше движения, их тонкие вытянутые фигуры особенно живо передают подлинный облик людей. 5) Вот я и впервые в большом городе, и в первую очередь я решил пойти помолится, что бы у меня все сложилось хорошо здесь. Как только я подошел к храму, я ощутил его величие, будто его вершины касаются облаков. Я долго стоял, не решаясь заходить, все рассматривал собор, и все больше удивлялся статуям, витражам. Войдя все таки внутрь я поразился еще больше, свет, проходивший через витражи создавал разноцветный узор, создавая загадочную атмосферу. Внутри было просторно и достаточно много народу, но не было тесно. Когда я помолился, я точно знал, что меня услышат. Я, переполненный эмоциями, вышел и подумал, что приду еще раз.

1. Рыночная площадь. Центром средневекового города обычно была просторная рыночная площадь. Сюда горожане приходили не только чтобы что-нибудь купить или продать. Здесь встречались, обменивались новостями, слушали глашатаев, объявлявших последние решения властей.

На рыночной площади разбирались тяжбы между купцами, и судья тут же прилюдно объявлял своё решение. Виновного не в очень тяжком преступлении могли прямо на площади высечь или выставить к позорному столбу, чтобы каждому стало известно о его проступке.

По праздникам на рыночной площади устраивались игры, танцы и даже рыцарские турниры. Здесь давали представления заезжие циркачи и актёры. Сюда же по тревоге собирались вооружённые горожане, чтобы выступить против врага.

Посреди площади нередко был устроен красиво украшенный колодец или фонтан, из него брали воду не только торговцы, но и все жители соседних кварталов. Доставка чистой воды в город и избавление от воды использованной были одной из постоянных забот горожан. Строительство водопровода и канализации было очень сложной задачей, и в большинстве средневековых городов её решить не могли.



На городском рынке. Миниатюры. XIV в.

Чем центр средневекового города отличался от современного города?


Мальчик, играющий на дудочке, — украшение фонтана в городе Нюрнберге (Германия). XIV в.

2. Ратуша. Рядом с рыночной площадью обычно располагалась ратуша — здание, где заседал городской совет — правительство города. В ратуше хранились городское знамя, ключи от городских ворот, городская печать. Там же, в прочных сундуках за многими замками, сберегали казну и архив. Из архивных документов особенно тщательно хранили грамоты, в которых были записаны права, вольности и привилегии города.


Ратуша в городе Брюгге. XIV в.

Со временем в жизни городов всё большую роль начинали играть ремесленники. Они были недовольны, что власть в городе оказалась в руках богатых семейств — патрициата. Во многих городах споры между ремесленниками и патрициями перерастали в столкновения.

Порой вооружённые ремесленники под руководством цеховых старшин шли на штурм ратуши, арестовывали и изгоняли из города патрициев, устанавливали собственное правление. Однако в конце концов восставшие либо терпели поражение, либо договаривались с патрициями и делили с ними власть.

1. Какие предметы и документы хранились в ратуше? Какое значение они имели для города?

2. Какой из трёх перечисленных способов формирования городского правительства представляется вам более демократичным? Какие группы городского населения в любом случае не допускались к городскому управлению?


1. Романский собор в городе Шпейере (Германия). XI в.

2. Готический собор в городе Реймсе (Франция). XIII в.


Романская церковь Святого Михаила в Хильдесхайме (Германия). XI в.

3. Городской собор. Тут же, над площадью, возвышались башни городского собора. Он посвящался святому, считавшемуся главным небесным покровителем города и его обитателей.

Соборы строились такими большими, чтобы в них могли собраться для молитвы или решения насущных дел все жители города. Горожане гордились своим главным храмом и не жалели ни средств, ни сил, ни времени на то, чтобы сделать его как можно величественнее и прекраснее. Некоторые соборы строились и перестраивались веками, в течение жизни многих поколений. Если в казне города кончались деньги, строительство замирало. Порой оно прекращалось навсегда, так что во многих местах можно видеть храмы, у которых не хватает, например, башни.

Повсюду в Европе, и в деревнях, и в отдалённых монастырях, встречаются прекрасные средневековые церкви. И всё же самыми знаменитыми стали соборы, возведённые средневековыми мастерами именно в городах. Их строили во славу Бога и святых, но величественный собор прославлял и Церковь, и город, и епископов, при которых его закладывали и строили. Прославлял он и мастеров, своим трудом создававших подлинные чудеса.


1. Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). Южный фасад. Конец XII—XIII в.

2. Готический собор в городе Лане (Франция). XIII в.



1. Два французских собора в разрезе Слева — романский храм, справа — готический. Какие новые технические решения позволили строителям поднять своды?

2. Характерные черты романского (слева) и готического (справа) стилей в архитектуре

Назовите основные черты обоих стилей, последовательно сравнив: толщину стен и сводов; форму сводов; очертания и размеры оконных проёмов; соотношение горизонтальных и вертикальных линий в рисунке фасадов зданий; форму башен; другие детали.

Почему горожане тратили столько средств, сил и времени на возведение соборов?

4. Романские и готические соборы. Церкви, строившиеся в Западной Европе со времени Карла Великого и вплоть до Крестовых походов, были суровы на вид.

Толстые каменные стены, мощные колонны, небольшие окна настраивали верующих на строгий, торжественный и строгий лад — даже несмотря на то, что храмы тогда любили расписывать яркими красками снаружи и внутри. Многие церкви этой поры напоминают по виду крепости. Их действительно строили так, чтобы за толстыми стенами можно было при необходимости укрыться от врагов.

Зодчие, работавшие в раннем Средневековье, нередко использовали приёмы древнеримских строителей. Поэтому историки называют стиль западноевропейской архитектуры I Х—XII вв. романским.

На смену романскому стилю в XII—XIII вв. приходит готический. У готических храмов тонкие стены, иногда почти целиком состоящие из огромных окон. Изящные колонны поддерживают очень высокий и на вид невесомый потолок. Шпили, башенки, окна собора — все эти многочисленные детали сделаны так, что они как бы тянут храм ввысь.


Сцена Страшного Суда над входом в собор города Бамберга (Германия). XIII в.

Над входом в храм прихожане могли воочию увидеть и вострубивших ангелов, и Иисуса Христа, вновь явившегося на землю в роли сурового судьи, и святых заступников, умоляющих Его о милосердии к грешникам, и самих грешников, которых зов ангельской трубы заставил встать из гробов. Теперь черти безжалостно волокут их в ад на бесконечные муки. С другой же стороны, по правую руку от Иисуса, — праведники, которых ожидает райское блаженство.

Зачем скульптор изобразил одного из грешников в короне, а другого — в епископском головном уборе — митре?


Готические своды и витражи. Сент-Шапель. Париж. XIII в.

И романские, и готические храмы украшались скульптурами, рельефами и статуями. Так, над главным порталом (входом в церковь) обычно помещали изображение Страшного Суда. Пусть верующие не забывают, что за все проступки в конце концов воздастся по заслугам.

1. Как вы думаете, почему романские храмы напоминали крепости? Почему они названы романскими? Чем они напоминают архитектурные памятники Древнего Рима?

2. Какое настроение создавала у верующих архитектура готического собора?

1. Представьте себе, что вы путешественник, прибывший в средневековый город. Опишите, что вы увидели в городе. Что показалось вам необычным?


Менялы. Живопись. XV в.

Место менялы на рынке можно было заметить издалека: только менялы покрывали свои столы коврами.

ОТ МЕНЯЛ К БАНКИРАМ

Из далёких стран купцы привозили с собой на рынок или ярмарку те деньги, что были обычными в их краях. Чтобы договориться друг с другом о покупке, им требовался меняла, знавший толк в монетах разных стран и времён.

Какое значение имела деятельность менял в средневековом обществе?

ПЕРЕСТРОЙКА ХРАМОВОЙ БАШНИ В АНГЛИЙСКОМ ГОРОДЕ

Мастера, которым поручалась работа, были более обеспокоены красотой, нежели прочностью. Они не сделали ни базы для колонн, ни сами колонны достаточно прочными, чтобы нести огромный вес великолепной постройки, и, хотя их слабость легко можно было увидеть по расширяющимся трещинам и расколам в некоторых мраморных колоннах, они всё же не желали останавливаться.


Сцена строительства. Миниатюра. XIII в.

На миниатюре виден подъёмный кран, работавший благодаря усилиям человека, ходившего в ту или другую сторону внутри большого колеса. Объясните, чем занят каждый из строителей.

В конце концов, священники и народ из страха отказались входить в церковь. В октябре священник, которого мучила бессонница, позвонил к заутрене на час раньше положенного. Когда все священники собрались, несколько камней упало с башни. Не успели ещё (священники) выйти, как вся башня обрушилась.

1. Как вы думаете, в каком архитектурном стиле возводилась башня?

2. Чем объяснить, что мастера допустили при строительстве столь серьёзные ошибки и к тому же не обращали внимания на предупреждения?

Предыдущую статью я закончила на том, что главной городской достопримечательностью, средоточием общественной, культурной и духовной жизни города был собор.

Если в романский период собор часто становился крепостью и был частью монастырского (сельского) ансамбля, то в период готики предназначение и философия храмовой архитектуры существенно изменились.

Напомню, что термин "готика" происходит от слова "готсткий", т.е. "варварский" (по названию одного из древних германский племен). Так этот стиль назвал теоретик искусства эпохи Ренессанса Джорджо Вазари, сравнивая средневековые постройки с античной архитектурой.

Находясь внутри города, храм утрачивал свою функцию защиты и, в связи с этим, более не нуждался в толстых массивных крепких стенах.

Кроме того, городская жизнь диктовала свои требования – количество прихожан было внушительным (население среднестатистического европейского средневекового города составляло примерно 3 - 5 тыс. человек), поэтому возникала потребность в расширении внутреннего пространства собора. Однако, при очень тесной жилой застройке, храм не мог разрастаться вширь, его объём мог увеличиваться только в одном направлении - вверх. Следовательно, появилась необходимость в принципиальном изменении архитектурной конструкции храма.

Внутри готического собора, взамен массивных опорных столбов, стали использовать тонкие полуколонны, собранные в пучки. Они возносятся на головокружительную высоту и расходятся под самым потолком многочисленными выступающими рёбрами – нервю́́рами , которые, распределяя давление сводов между колоннами, образуют, подчас, сложный орнамент (веерообразный, цветочный, звёздчатый, сетчатый и т.д.).

Одной из главных характерных особенностей готической архитектуры становится новый тип арок и сводов. Они приобретают стре́льчатую (заострённую кверху) форму, которая многократно повторяется в разных деталях собора – пролётах между частями храма, оконных и дверных проёмах и т.д.

И теперь сам собор, весь его интерьер, каждая его деталь, теряя свою внешнюю массивность, устремляются ввысь, выражая тем самым стремление человеческого духа к Небу и Богу. Венчающие всю эту громаду собора высоченные башни и остроконечные шпили (например, высота башен кафедрального собора в Кёльне составляет 157 метров!), уходят под самые облака, теряя чёткие очертания и контуры.

Благодаря новой системе опор и сводов, стены храма утрачивают значение главных несущих конструкций, что даёт архитекторам возможность нарушить их монолитность, прорезав множеством ниш и окон.

Многочисленные оконные проёмы, пропускающие внутрь огромное количество света, заполнялись витража́ми – картинами, составленными из кусочков цветного прозрачного стекла.

Проходя, сквозь них, свет, льющийся в храм, преображается, придавая всему интерьеру фантастическую, радостную атмосферу, благодаря чему молящимся казалось, что здесь действительно пребывает Бог, и свет этот – свет потустороннего го́рнего мира.

Кроме того, все интерьеры готических храмов ярко раскрашивались.

Пожалуй, лучше всего выразил впечатление, которое производит готический собор на человека Николай Гоголь, который писал о готической архитектуре следующее:

Затем этот стиль архитектуры распространился по всей Европе. Назову лишь небольшое количество примеров готического храмового зодчества: многочисленные соборы Франции, среди которых особое значение имеют кафедральные (главные) соборы Парижа, Ре́ймса, Амье́на, Ша́ртра, храмы аббатств Мон Сен-Мише́ль, Клюни́, часовня Сент-Шапе́ль в Париже; яркие примеры готики в Германии – соборы в Ма́рбурге, На́умбурге, Кёльне; замечателен собор Святого Ви́́та в чешской Праге; выдающиеся памятники английской готики – соборы в Со́лсбери, Ке́мбридже, О́́ксфорде, Ве́стми́нстерском аббатстве; своеобразный вариант стиля был выработан в Италии сиенскими, миланскими и венецианскими мастерами.

Читайте также: