Какими показателями оцениваются малярные свойства красок кратко

Обновлено: 05.07.2024

Тема: ПЗ № 9. Оценка лакокрасочных материалов по внешним признакам. Определение растворимости лакокрасочных материалов в бензине и растворителе № 646.

Конспект:

Определение лакокрасочных материалов по внешним признакам.

Лакокрасочные материалы (JIKM) наносятся только на пред­варительно подготовленную поверхность, с которой удаляются

пыль, грязь, следы нефтепродуктов, ржавчина, окалина, остатки негодного старого покрытия.

Сцепление первого слоя покрытия с плохо подготовленной поверхностью получается очень слабое. При плохой адгезии кор­розия развивается невидимо под слоем JIKM. Наиболее опасной в этом отношении является окалина, которую следует особенно тщательно удалять. Окалина ~~ это продукт окисления поверхно­сти металла при взаимодействии с внешней средой.

Металлические детали, очищенные от загрязнения, как пра­вило, подвергаются пассивированию. Под пассивированием, или пассивацией, понимают повышение коррозионной устойчивости по­верхности металла с помощью создания на ней защитной пленки.

Если пассиватор вводится в состав первого слоя JIKM (грун­товки), то процесс пассивирования не предшествует окраске, а совмещается с ней. Таким пассиватором обычно бывают соли хромовой кислоты (РbCrO4, ZnCr04).

Ответственные изделия, работающие в условиях повышенно­го коррозионного воздействия, подвергаются предварительной пассивации (фосфатированию). Для этого используется орто- фосфорная кислота или препараты на ее основе. Создаваемая при этом на поверхности металла фосфатная пленка кроме за­щитных свойств обладает пористым строением, что значительно улучшает адгезию и препятствует распространению коррозии при местном разрушении.

На подготовленную поверхность наносится первый слой покры­тия — грунт.

Он служит для обеспечения высокой адгезии между металлом и последующими слоями покрытия. Грунтовка — материал, из кото­рого образуется грунт, наносится кистью, распылением или оку­нанием. Важно, чтобы разрыв во времени между окончанием подготовки поверхности под покраску и нанесением грунтовки был как можно меньше.

Шпатлевание

Высушенный грунт имеет толщину слоя порядка 15—20 мкм, поэтому видимые дефекты на поверхности металла сохраняются. Чтобы их устранить прибегают к местному и общему шпатлева­нию. Местное шпатлевание выравнивает крупные дефекты. Об­щее позволяет получить гладкое покрытие по всей поверхности окрашиваемой площади.

При местном шпатлевании шпателем или куском листовой резины наносится слой шпатлевки на дефектные участки, при этом его толщина не должна превышать 0,5 мм, в противном случае слой получится недостаточно эластичный, будет растрес­киваться и крошиться. Каждый слой просушивается и шлифует­ся грубой абразивной шкуркой № 80—120, затем очищается от пыли и зерен абразива. Общее число слоев шпатлевки должно быть не более двух. При необходимости окончательное выравни­вание достигается нанесением на всю поверхность шпатлевочного слоя толщиной 50—100 мкм. После этого проводится сушка и шлифование мелкозернистыми шкурками № 150—220. При этом шпатлевка разбавляется растворителем до необходимой вязкости и наносится обычно при помощи краскораспылителя.

Готовая к применению краска должна обладать оптималь­ной вязкостью. При повышенной вязкости возрастает толщина пленки одного слоя и снижается ее прочность, при понижен­ной — уменьшается толщина слоя и увеличивается расход рас­творителя.

Вязкость Л КМ измеряется в секундах, потребных для выте­кания 100 мл его из вискозиметра ВЗ-4 (рис. 6.1) через отверстие в дне диаметром 4 мм при температуре 18—20 °С. Это время дол­жно находиться в пределах от 15 до 45 секунд. Если же окраска будет производиться при помощи кисти, то ее вязкость должна составлять от 30 до 60 секунд.

Оценка малярных свойств краски

Для этого вискозиметр заполняется испытуемой краской в количестве 100 мл (стандартный вискозиметр ВЗ-4 имеет ем­кость при заполнении до краев 100 мл), а затем по секундомеру определяется время его опорожнения. Секундомер пускается в тот момент, когда проволочка вместе с припаянным к ней шари­ком быстрым движением вынимается из емкости. Для точности определения вязкости замеры повторяют три-четыре раза и за­тем выводят среднее арифметическое.




К роме того, при приготовлении краски необходимо опреде­лить тип растворителя, с которым она совместима. Это испыта­ние связано с тем, что краски на основе, например, нитроцел­люлозы с бензином не совместимы и при смешивании с ним свертываются и выпадают в осадок, в то время как другие явля­ются совместимыми с бензином. Краски же на основе нитроцел­люлозы хорошо совмещаются с растворителем № 646, который наиболее распространен и применяется в автомалярном произ­водстве.

Одним из показателей красок является их укрывистость. Укрывистостъ — это способность краски полностью скрывать цвет окрашиваемой поверхности.

Укрывистость измеряется количеством Л КМ в г/м 2 , потреб­ным для закрашивания пластинки из бесцветного стекла таким количеством слоев, при котором не просматриваются черные и белые квадраты у подложенной под пластинку шахматной доски.

От укрывистости зависят расход JIKM и число слоев краски в покрытии. Укрывистость автоэмалей находится в пределах от 30 до 70 г сухой пленки на 1 м 2 окрашиваемой поверхности.

Окраска

Обработанный шпатлевочный слой, а при его отсутствии грунтовочный покрывается несколькими слоями краски. Краски наносят теми же способами, что и грунты. Самый распростра­ненный способ — пневмораспыление.

Краску разводят до вязкости 17—30 с по ВЗ-4 и распыляют под давлением сжатого воздуха 200—600 кПа. Предварительный подогрев Л КМ снижает их вязкость, что позволяет выполнять работу при пониженном давлении, используя меньшее количест­во растворителя. При этом расход растворителя уменьшается на 30—40 %, а толщина слоя покрытия увеличивается в 1,5—2 раза и сокращаются потери на туманообразование.

Ручные краскораспылители обеспечивают производитель­ность 100—200 м 2 /ч. Сжатый воздух перед распылением реко­мендуется очищать от влаги и масла, принципиальная схема установки для пневмораспыления приведена на рис. 6.2. Для уменьшения колебаний давления сжатого воздуха устанавливают дополнительную емкость большого объема — ресивер. На рис. 6.3 показана схема пневматического краскораспылителя. При воздействии на спусковой крючок 7 оттягивается со своего седла запорная игла 8, при этом поступающий через канал в ру­коятке сжатый воздух будет вырываться с большой скоростью из сопел распылительной головки 1, образуя разряжение в зоне центрального отверстия, освобожденного иглой 8. Краска, пода­ваемая из бачка 2, будет вытекать из этого отверстия, подхваты­ваться, дробиться и увлекаться воздушным потоком.

Сжатый воздух для краскораспылителей обеспечивает любой компрессор, создающий давление 300—600 кПа.

Каждый слой краски проходит этап сушки, а наружные слои могут подвергаться шлифованию, полированию и покрытию ла­ком.

Повышение температуры воздуха, при которой происходит сушка, сокращает время, отводимое на нее. Некоторые виды эмалей предполагают только горячую сушку. Сушку покрытий в естественных условиях используют при окрашивании быстровысыхающими JIKM (такие, как акриловые, виниловые, нитроцел- люлозные, перхлорвиниловые и др.).

6.3.5. Твердость и прочность при ударе

В автомобильном производстве эти показатели качества ла­кокрасочного покрытия наряду с адгезией являются наиболее важными.

Твердость покрытий определяется на маятниковом приборе М-3 (рис. 5.2, с. 103). Этот прибор состоит из основания 2, пли­ты 6, маятника 4 и шкалы 3. Маятник выполнен в виде буквы П, и через два стальных шарика опирается на испытуемое покры­тие, которое нанесено на стеклянную пластинку 8. С помощью специальной рамки маятник устанавливается в нулевое положе­ние, а затем пусковым приспособлением 1 отводится на угол 5°. При этом шариковые опоры не должны смещаться с того места, которое соответствовало нулевому положению. Затем маятник освобождается и замеряется время его колебания, пока амплиту­да не достигнет 2°. По формуле (6.1) определяется твердость по­крытия.

где t1 — время до затухания колебаний маятника (от 5 до 2°), точки опоры которого лежат на стеклянной пластинке, покры­той ЛКП, с; t2 — стеклянное число прибора, т. е. время затуха­ния колебаний маятника(от 5 до 2°), точки опоры которого ле­жат на совершенно чистой стеклянной пластинке, с.

ЛКП автомобилей должны иметь твердость не менее 0,2.

Прочность покрытия при ударе оценивается с помощью спе­циального прибора У-1 . Он состоит из станины 1, наковальни 7, бойка 2, направляющей трубы со шкалой 3, груза 5 массой 1 кг и пусковой кнопки. При испытании на нако­вальню устанавливается стальная пластинка размером 100x100 мм покрытием в сторону бойка. Место, которое будет подвергаться удару, должно отстоять не менее чем на 20 мм от краев пластинки или от центров участков, по которым ранее на­носился удар. Результатом испытания является определение той максимальной высоты (в см) падения груза, при которой не об­наруживаются трещины, смятия и отслаивания покрытия.

ЛКП автомобилей должны иметь прочность при ударе не ме­нее 30 см.

В табл. 6.1 показаны причины возможных дефектов при окраске поверхностей пневмораспылением.

Таблица 6.1. Возможные дефекты покрытий при окраске пневмораспылением

Поверхность покрыта пылью или мел­кими крупинками

Матовость и побеление покрытия

Конспект:

Тема: ПЗ № 9. Оценка лакокрасочных материалов по внешним признакам. Определение растворимости лакокрасочных материалов в бензине и растворителе № 646.

Конспект:

Определение лакокрасочных материалов по внешним признакам.

Лакокрасочные материалы (JIKM) наносятся только на пред­варительно подготовленную поверхность, с которой удаляются

пыль, грязь, следы нефтепродуктов, ржавчина, окалина, остатки негодного старого покрытия.

Сцепление первого слоя покрытия с плохо подготовленной поверхностью получается очень слабое. При плохой адгезии кор­розия развивается невидимо под слоем JIKM. Наиболее опасной в этом отношении является окалина, которую следует особенно тщательно удалять. Окалина ~~ это продукт окисления поверхно­сти металла при взаимодействии с внешней средой.

Металлические детали, очищенные от загрязнения, как пра­вило, подвергаются пассивированию. Под пассивированием, или пассивацией, понимают повышение коррозионной устойчивости по­верхности металла с помощью создания на ней защитной пленки.

Если пассиватор вводится в состав первого слоя JIKM (грун­товки), то процесс пассивирования не предшествует окраске, а совмещается с ней. Таким пассиватором обычно бывают соли хромовой кислоты (РbCrO4, ZnCr04).

Ответственные изделия, работающие в условиях повышенно­го коррозионного воздействия, подвергаются предварительной пассивации (фосфатированию). Для этого используется орто- фосфорная кислота или препараты на ее основе. Создаваемая при этом на поверхности металла фосфатная пленка кроме за­щитных свойств обладает пористым строением, что значительно улучшает адгезию и препятствует распространению коррозии при местном разрушении.

На подготовленную поверхность наносится первый слой покры­тия — грунт.

Он служит для обеспечения высокой адгезии между металлом и последующими слоями покрытия. Грунтовка — материал, из кото­рого образуется грунт, наносится кистью, распылением или оку­нанием. Важно, чтобы разрыв во времени между окончанием подготовки поверхности под покраску и нанесением грунтовки был как можно меньше.

Шпатлевание

Высушенный грунт имеет толщину слоя порядка 15—20 мкм, поэтому видимые дефекты на поверхности металла сохраняются. Чтобы их устранить прибегают к местному и общему шпатлева­нию. Местное шпатлевание выравнивает крупные дефекты. Об­щее позволяет получить гладкое покрытие по всей поверхности окрашиваемой площади.

При местном шпатлевании шпателем или куском листовой резины наносится слой шпатлевки на дефектные участки, при этом его толщина не должна превышать 0,5 мм, в противном случае слой получится недостаточно эластичный, будет растрес­киваться и крошиться. Каждый слой просушивается и шлифует­ся грубой абразивной шкуркой № 80—120, затем очищается от пыли и зерен абразива. Общее число слоев шпатлевки должно быть не более двух. При необходимости окончательное выравни­вание достигается нанесением на всю поверхность шпатлевочного слоя толщиной 50—100 мкм. После этого проводится сушка и шлифование мелкозернистыми шкурками № 150—220. При этом шпатлевка разбавляется растворителем до необходимой вязкости и наносится обычно при помощи краскораспылителя.

Готовая к применению краска должна обладать оптималь­ной вязкостью. При повышенной вязкости возрастает толщина пленки одного слоя и снижается ее прочность, при понижен­ной — уменьшается толщина слоя и увеличивается расход рас­творителя.

Вязкость Л КМ измеряется в секундах, потребных для выте­кания 100 мл его из вискозиметра ВЗ-4 (рис. 6.1) через отверстие в дне диаметром 4 мм при температуре 18—20 °С. Это время дол­жно находиться в пределах от 15 до 45 секунд. Если же окраска будет производиться при помощи кисти, то ее вязкость должна составлять от 30 до 60 секунд.

Оценка малярных свойств краски

Для этого вискозиметр заполняется испытуемой краской в количестве 100 мл (стандартный вискозиметр ВЗ-4 имеет ем­кость при заполнении до краев 100 мл), а затем по секундомеру определяется время его опорожнения. Секундомер пускается в тот момент, когда проволочка вместе с припаянным к ней шари­ком быстрым движением вынимается из емкости. Для точности определения вязкости замеры повторяют три-четыре раза и за­тем выводят среднее арифметическое.

К роме того, при приготовлении краски необходимо опреде­лить тип растворителя, с которым она совместима. Это испыта­ние связано с тем, что краски на основе, например, нитроцел­люлозы с бензином не совместимы и при смешивании с ним свертываются и выпадают в осадок, в то время как другие явля­ются совместимыми с бензином. Краски же на основе нитроцел­люлозы хорошо совмещаются с растворителем № 646, который наиболее распространен и применяется в автомалярном произ­водстве.

Одним из показателей красок является их укрывистость. Укрывистостъ — это способность краски полностью скрывать цвет окрашиваемой поверхности.

Укрывистость измеряется количеством Л КМ в г/м 2 , потреб­ным для закрашивания пластинки из бесцветного стекла таким количеством слоев, при котором не просматриваются черные и белые квадраты у подложенной под пластинку шахматной доски.

От укрывистости зависят расход JIKM и число слоев краски в покрытии. Укрывистость автоэмалей находится в пределах от 30 до 70 г сухой пленки на 1 м 2 окрашиваемой поверхности.

Окраска

Обработанный шпатлевочный слой, а при его отсутствии грунтовочный покрывается несколькими слоями краски. Краски наносят теми же способами, что и грунты. Самый распростра­ненный способ — пневмораспыление.

Краску разводят до вязкости 17—30 с по ВЗ-4 и распыляют под давлением сжатого воздуха 200—600 кПа. Предварительный подогрев Л КМ снижает их вязкость, что позволяет выполнять работу при пониженном давлении, используя меньшее количест­во растворителя. При этом расход растворителя уменьшается на 30—40 %, а толщина слоя покрытия увеличивается в 1,5—2 раза и сокращаются потери на туманообразование.

Ручные краскораспылители обеспечивают производитель­ность 100—200 м 2 /ч. Сжатый воздух перед распылением реко­мендуется очищать от влаги и масла, принципиальная схема установки для пневмораспыления приведена на рис. 6.2. Для уменьшения колебаний давления сжатого воздуха устанавливают дополнительную емкость большого объема — ресивер. На рис. 6.3 показана схема пневматического краскораспылителя. При воздействии на спусковой крючок 7 оттягивается со своего седла запорная игла 8, при этом поступающий через канал в ру­коятке сжатый воздух будет вырываться с большой скоростью из сопел распылительной головки 1, образуя разряжение в зоне центрального отверстия, освобожденного иглой 8. Краска, пода­ваемая из бачка 2, будет вытекать из этого отверстия, подхваты­ваться, дробиться и увлекаться воздушным потоком.

Сжатый воздух для краскораспылителей обеспечивает любой компрессор, создающий давление 300—600 кПа.

Каждый слой краски проходит этап сушки, а наружные слои могут подвергаться шлифованию, полированию и покрытию ла­ком.

Повышение температуры воздуха, при которой происходит сушка, сокращает время, отводимое на нее. Некоторые виды эмалей предполагают только горячую сушку. Сушку покрытий в естественных условиях используют при окрашивании быстровысыхающими JIKM (такие, как акриловые, виниловые, нитроцел- люлозные, перхлорвиниловые и др.).

6.3.5. Твердость и прочность при ударе

В автомобильном производстве эти показатели качества ла­кокрасочного покрытия наряду с адгезией являются наиболее важными.

Твердость покрытий определяется на маятниковом приборе М-3 (рис. 5.2, с. 103). Этот прибор состоит из основания 2, пли­ты 6, маятника 4 и шкалы 3. Маятник выполнен в виде буквы П, и через два стальных шарика опирается на испытуемое покры­тие, которое нанесено на стеклянную пластинку 8. С помощью специальной рамки маятник устанавливается в нулевое положе­ние, а затем пусковым приспособлением 1 отводится на угол 5°. При этом шариковые опоры не должны смещаться с того места, которое соответствовало нулевому положению. Затем маятник освобождается и замеряется время его колебания, пока амплиту­да не достигнет 2°. По формуле (6.1) определяется твердость по­крытия.

где t1 — время до затухания колебаний маятника (от 5 до 2°), точки опоры которого лежат на стеклянной пластинке, покры­той ЛКП, с; t2 — стеклянное число прибора, т. е. время затуха­ния колебаний маятника(от 5 до 2°), точки опоры которого ле­жат на совершенно чистой стеклянной пластинке, с.

ЛКП автомобилей должны иметь твердость не менее 0,2.

Прочность покрытия при ударе оценивается с помощью спе­циального прибора У-1 . Он состоит из станины 1, наковальни 7, бойка 2, направляющей трубы со шкалой 3, груза 5 массой 1 кг и пусковой кнопки. При испытании на нако­вальню устанавливается стальная пластинка размером 100x100 мм покрытием в сторону бойка. Место, которое будет подвергаться удару, должно отстоять не менее чем на 20 мм от краев пластинки или от центров участков, по которым ранее на­носился удар. Результатом испытания является определение той максимальной высоты (в см) падения груза, при которой не об­наруживаются трещины, смятия и отслаивания покрытия.

ЛКП автомобилей должны иметь прочность при ударе не ме­нее 30 см.

В табл. 6.1 показаны причины возможных дефектов при окраске поверхностей пневмораспылением.

Таблица 6.1. Возможные дефекты покрытий при окраске пневмораспылением

Основные параметры, характеризующие лакокрасочные материалы и их качество содержатся в Нормативной документации (ГОСТ или ТУ) и отражаются в паспорте качества (сертификате) на поставляемую потребителю продукцию.

Основные и наиболее важные из них:

    Степень перетира — определяется размером твердых частиц краски, и чем она ниже, тем выше качество материала, выражается в мкм (микрометрах);

Вязкость — определяется временем истечения определенного объема краски через калиброванное отверстие, характеризует малярные свойства. В зависимости от показателя вязкости краску наносят на поверхность кистью или краскопультом, окунанием или обливом, выражается в с (секундах);

    Блеск – сияние, зеркально отражение света от поверхности. При попадании света на лакокрасочное покрытия часть света диффузно рассеивается, а часть отражается под тем же углом; отношение интенсивности отраженного света к рассеянному дает качественную характеристику блеску. Блеск, (точнее глянец), одна из основных характеристик декоративности лакокрасочных покрытий.

Укрывистость — определяется как масса краски, необходимая для окраски 1 кв. м. поверхности, позволяет оценить расход материала, и чем ниже показатель, тем расход ниже, выражается в гр/м 2 .(грамм на метр квадратный);

  • Время высыхания — определяется как продолжительность периода отверждения покрытия, позволяет оценить время нанесения следующего слоя краски и готовности покрытия к эксплуатации, чаще всего выражается в часах;
  • Адгезия — характеризует прочность скрепления лакокрасочного покрытия с окрашенной поверхностью, выражается в баллах (1 балл - наивысший балл, 4 балла наинисший – покрытие отваливается от подложки);
  • Твердость - одна из основных механических и эксплуатационных характеристик промышленных лакокрасочных материалов, способность лакокрасочной пленки (ЛКП) сопротивляться деформации или разрушению под воздействием внешних нагрузок. Обычно твердость оценивают динамическими методами: например, по затуханию маятника при соприкосновении с лакокрасочным покрытием. Прибор М-3 или ТМЛ, твердость выражается в условных единицах.
  • Эластичночть – характеризует способность к дефермации покрытия и заключается в определении минимального диаметра металлического цилиндрического стержня, изгибание на котором окрашенной металлической пластинки не вызывает механического разрушения или отслаивания однослойной или многослойной лакокрасочной пленки, выражается в мм (диаметр металлического цилиндра).
  • Прочность при ударе - метод основан на определении максимальной высоты, при падении с которой груз определенной массой не вызывает видимых механических повреждений на поверхности пластинки с лакокрасочным покрытием, выражается в см;
  • Водостойкость — способность лакокрасочного покрытия выдерживать без изменения цвета и внешнего вида покрытия воздействие пресной или морской воды, выражается в часах;
  • Атмосферостойкость — способность лакокрасочного покрытия сохранять в течение продолжительного срока свои защитные и декоративные свойства в атмосферных условиях, выражается в часах.

Внешний вид и долговечность любого покрытия определяется:

  • правильностью, тщательностью и качеством подготовки поверхности перед непосредственным нанесением ЛКМ;
  • качеством и маркой применяемой лакокрасочной продукции с учетом особенностей дальнейшей эксплуатации поверхности;
  • правильностью приготовления лакокрасочного материала к работе и правильностью последующего нанесения ЛКМ на поверхность.

Подготовка поверхности под окраску при строительстве и ремонте включает в себя:

  • удаление непрочно держащихся участков поверхности, в том числе остатков старой краски (и ржавчины, если это металл), полное удаление старой краски если она несовместима с вновь наносимой;
  • ремонт поврежденной поверхности (грубое выравнивание, заделка трещин, раковин, сколов и др.);
  • сушка поверхности перед нанесением защитных и декоративных материалов;
  • обязательное упрочняющее грунтование поверхности;
  • финишное выравнивание поверхности (шпатлевание с последующей шлифовкой);
  • обеспылевание и в некоторых случаях обезжиривание поверхности;
  • грунтование непрозрачным грунтом для повышения адгезии (сцепления) к лакокрасочному материалу.

Таким образом, задачами подготовки поверхности под окраску являются выравнивание, упрочнение и повышение адгезии к краске и улучшение внешнего вида.

Одной из самых трудоемких операций при подготовке поверхности под окраску является первая. Чаще всего она выполняется вручную щетками, шпателями, скребками и другими средствами.

Сушка поверхности является крайне необходимым этапом при подготовке поверхности.

Грунтование непрозрачным грунтом обеспечивает снижение расхода краски и увеличивает адгезию защитно-декоративного покрытия.

Большое влияние на качество и долговечность лакокрасочных покрытий оказывают климатические условия при выполнении окрасочных работ: температура и влажность воздуха, температура окрашиваемой поверхности, увлажнение поверхности.

Лакокрасочные материалы естественной сушки рекомендуется наносить при температуре от 5 °C до 35 °C.

В случае выполнения окрасочных работ при отрицательных температурах не допускается присутствие льда и инея на поверхности. Также не допускается окрашивать во время осадков или по еще влажной поверхности.

Непременное условие при окраске — обеспечение влажности воздуха ниже 85 %, так как при относительной влажности воздуха свыше 85 % резко снижается скорость испарения растворителей из лакокрасочной пленки и возрастает опасность конденсации влаги на поверхности, которая может вызвать сильное пузырение или шелушение поверхности.

Основные параметры, характеризующие лакокрасочные материалы и их качество содержатся в паспорте (сертификате) на поставляемую потребителю продукцию.

Основные и наиболее важные из них это:

Степень перетира

Определяется размером твердых частиц краски, и чем она ниже, тем выше качество материала.

Рис. 1. Измерительная плита и скребок для определения степени перетира ЛКМ

Испытание проводят проводят при температуре (23±2) °С. Прибор устанавливают на ровную горизонтальную поверхность. Образец испытуемого материала помещают в глубокий конец паза так, чтобы он несколько переливался через края паза, избегая при этом попадания в образец пузырьков воздуха. Берут скребок, и устанавливают лезвие перпендикулярно к поверхности прибора за самым глубоким концом паза, при этом длина скребка должна быть параллельна ширине прибора. С небольшим нажимом скребок перемещают под углом 90° по измерительной поверхности плиты от максимальной глубины паза за нуль с равномерной скоростью в течение 1-2 с, при этом паз должен быть полностью заполнен образцом для испытаний, а избыток удален. Поверхность слоя испытуемого материала сразу же (в течение 6 с) осматривают на свету при направлении взгляда перпендикулярно к длине паза, под углом зрения не более 30° и не менее 20°, и определяют положение частиц в пазе, где они стали видимыми.

Вязкость

Определяется временем истечения определенного объема краски через калиброванное отверстие, характеризует малярные свойства.

В зависимости от показателя вязкости краску наносят на поверхность кистью, валиком или краскопультом.

Рис. 2. Измерение вязкости краски вискозиметром ВЗ-246

Вязкость краски измеряется вискозиметром при нормальном давлении 0,1 МПа и температуре (23±2) °С. Вискозиметр может состоять из воронки определенного объема и сопла определенного диаметра. Вискозиметр ВЗ–246 измеряет условную (ньютоновскую) вязкость — время истечения заданного лакокрасочного материала через калиброванное отверстие сопла, когда на ЛКМ не воздействуют никакие усилия, кроме силы тяжести самой краски.

Укрывистость

Определяется как масса краски, необходимая для окраски 1 кв. м. поверхности, позволяет оценить расход материала, и чем она меньше, тем лучше.

За укрывистость краски, эмали или укрывистость лака принимают способность лакокрасочного материала при равномерном нанесении на одноцветную поверхность делать невидимым цвет последней или при нанесении на черно-белую подложку уменьшать контрастность между черной и белой поверхностями до исчезновения разницы между ними.

В испытании на укрывистость, как правило, используют визуальный метод определения укрывистости с применением черно-белой шахматной доски. Сущность метода заключается в нанесении слоев лакокрасочного материала на стеклянную пластинку до прекращения просвечивания черных и белых квадратов шахматной доски, подложенной под стеклянную пластинку. Обычно применяют пластинки стеклянные размером 90х120 мм, толщиной 1,2-1,8 мм. Допускаются иные методы определения укрывистости ЛКМ, регламентированные техническими условиями.

Время высыхания

Определяется как продолжительность периода отверждения покрытия, позволяет оценить время нанесения следующего слоя краски и готовности покрытия к постоянной эксплуатации. Степень высыхания характеризует состояние поверхности лакокрасочного материала, нанесенного на пластину, при определенных времени и температуре сушки.

Время высыхания краски — промежуток времени, в течение которого достигается определенная степень высыхания слоя краски при заданной толщине лакокрасочного слоя и при определенных условиях сушки.

В испытаниях на определение степени высыхания используют пластинки из стекла размером 9х12 см. Пластинки со слоем лакокрасочного материала естественной сушки выдерживают помещении, защищенном от пыли, сквозняка и прямого попадания солнечных лучей, при температуре (20±2) ºС и относительной влажности воздуха (65±5) %, в течение времени, указанного в нормативно-технической документации на испытуемый лакокрасочный материал, а затем проводят испытание на степень высыхания и определяют время высыхания. Испытание по определению времени и степени высыхания краски производят на трех образцах на расстоянии не менее 20 мм от края образца после сушки нанесенного слоя.

Адгезия

Характеризует прочность скрепления лакокрасочного покрытия с окрашенной поверхностью, чем она выше, тем лучше.

Испытание проводят при температуре (20±2) °С и относительной влажности воздуха (65±5) % на двух образцах ЛКП и не менее, чем на трех участках поверхности каждого образца. На каждом испытуемом участке поверхности образца на расстоянии от края не менее 10 мм делают режущим инструментом по линейке или шаблону или с помощью устройства АД-3 не менее шести параллельных надрезов до металла длиной не менее 20 мм на расстоянии 1, 2 или 3 мм друг от друга. Режущий инструмент держат перпендикулярно поверхности образца. Скорость резания должна быть от 20 до 40 мм/с. Аналогичным образом делают надрезы в перпендикулярном направлении. В результате на покрытии образуется решетка из квадратов одинакового размера. Расстояние между соседними решетками должно быть не менее 20 мм. Контроль прорезания покрытия до металла осуществляется при помощи лупы. После нанесения надрезов для удаления отслоившихся кусочков покрытия проводят мягкой кистью по поверхности решетки в диагональном направлении по пять раз в прямом и обратном направлении. Адгезию оценивают в соответствии с требованиями ГОСТ 15140-78.

Водостойкость

Способность лакокрасочного покрытия выдерживать без изменения воздействие пресной или морской воды.

Метод определения водостойкости ЛКП сводится к тому, что испытываемый лакокрасочный материал наносят на две металлические пластинки размером 70X150 мм по режиму, предусмотренному в стандарте или технических условиях на данное лакокрасочное покрытие. После высушивания подвешенные вертикально пластинки с покрытием погружают на 2/3 высоты в стеклянную ванночку с дистиллированной водой. Предварительно торцы по периметру пластинок покрывают менделеевской замазкой, чтобы вода не попадала через торец пластинки внутрь покрытия. После выдержки в воде при температуре (20±2) °С в течение времени, обусловленного техническими условиями, пластинки вынимают из воды, осушивают фильтровальной бумагой, выдерживают на воздухе 1-2 часа и оценивают внешний вид и цвет пленки. Не допускаются белые матовые пятна, отслаивание, сыпь, пузыри и другие разрушения. Аналогично проверяют щелочестойкость и кислотостойкость лакокрасочных покрытий, но в этом случае вместо дистиллированной воды используют соответствующие растворы щелочей или кислот.

Атмосферостойкость

Способность лакокрасочного покрытия сохранять в течении продолжительного срока свои защитные и декоративные свойства в атмосферных условиях.

Атмосферостойкость лакокрасочных покрытий определяют по ГОСТ 6992-68 на площадке, расположенной на открытом воздухе. Окрашенные образцы устанавливают на стендах под углом 45° к горизонту лицевой стороной на юг. Испытуемые образцы осматривают через промежутки времени, установленные стандартом. При этом определяют степень разрушения (потеря блеска, изменение цвета, бронзировка, белесоватость, грязеудержание, меление, выветривание, растрескивание, отслаивание, сыпь и пузыри, коррозия) в процентах от общей площади образца с покрытием. Атмосферостойкость лакокрасочных покрытий определяют по декоративному виду (по пятибалльной шкале) и защитным свойствам (по восьмибалльной шкале). Шкалы приведены в стандарте.
Ускоренным способом атмосферостойкость материалов определяют в лабораториях на приборе, называемом визирометром. В этом приборе окрашенные пластинки подвергаются попеременному воздействию тепла и холода, влаги и сухого воздуха, ультрафиолетовых лучей. Продолжительность испытаний 150-200 часов.


Показатели качества лакокрасочных материалов и покрытий из них

Маркировка и классификация

К наиболее важным показателям малярных свойств лаков и красок относятся вязкость, время высыхания, укрывистость, адгезия, прочность и твердость пленки, вод0. и маслобензостойкость, розлив, токсичность и огнеопасность.

Вязкость. Вязкость красок выражают временем в секундах, в течение которого из вискозиметра ВЗ-4 вытекает под собственным весом 100 мл испытуемого материала. В большинстве случаев вязкость при 18… 20 °С составляет 15… 20 с, для нанесения распылителем 20…30 с и при окраске кистью 30…60 с.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:

Время высыхания. Время высыхания при заданной температуре измеряется в минутах до момента образования тонкой пленки на поверхности — так называемое высыхание от пыли; или до полного испарения растворителя — полное высыхание. Продолжительность высыхания зависит от характера материала и температуры воздуха. Наиболее быстросохнущие — нитроэмали. Время их полного высыхания при 18…20 °С — 15…20 мин.

Укрывистость. Укрывистостью называется свойство краски при нанесении ее тонким равномерным слоем делать невидимым цвет закрашиваемой поверхности. По показателю укрывистости судят о расходе краски при нанесении ее на окрашиваемую поверхность.

Твердость пленки. Твердость пленки выражается отношением времени затухания колебаний маятника, установленного на поверхности пленки, ко времени затухания колебаний того же маятника, установленного на стеклянной пластинке.

Прочность при ударе. Прочностью при ударе называют способность пленки не разрушаться при действии ударной нагрузки, определяемой на лабораторном копре, у которого масса бойка маятника равна 1 кг, а высота ее отклонения — 1 м. Максимальная высота отклонения груза, не вызывающая разрушения покрытия при ударе по нему бойком, характеризует прочность пленки на удар.

Прочность при изгибе/Прочность при изгибе лакокрасочного покрытия характеризуется минимальным диаметром стержня (20, 15, 10, 5, 3 и 1 мм), изгибание на котором окрашенной металлической пленки не вызывает механического разрушения покрытия.

Прочность при растяжении. Прочность при растяжении измеряется в миллиметрах глубины прогиба металлической пластинки в момент разрушения нанесенной на нее пленки покрытия. Прочность при изгибе и прочность при растяжении характеризуют эластичность пленки лакокрасочного покрытия.

Розлив. Розливом называют способность красок давать ровную, гладкую поверхность, без штрихов от кисти и без рябин при нанесении пульверизатором, сглаживанием под влиянием поверхностного натяжения. Розлив считается удовлетворительным, если штрихи исчезают не позднее чем через 10 мин после нанесения лакокрасочных материалов на поверхность.

Кроме перечисленных свойств покрытия, к свойствам лаков и красок следует отнести адгезию, выражающуюся в их способности прилипать к окрашиваемой поверхности, а также способность противостоять изменению состояния пленки (отслаивания, появления морщин и пузырей) при ее нахождении в бензине или масле в течение определенного времени и действию воды и температуры.

Ниже приводится характеристика качества наиболее распространенных лакокрасочных материалов и покрытий из них.

Нитроэмали быстро высыхают на воздухе и после шлифования и полирования дают ровную, блестящую пленку. Однако вследствие недостаточной механической прочности на покрытиях нитроэмалью, пленка в процессе эксплуатации растрескивается. Адгезия к металлам нитроэмалей недостаточна и их наносят обязательно на загрунтованные поверхности.

Глифталевые эмали образуют прочную пленку, обладающую глянцевой поверхностью и устойчивостью к воздействию атмосферы. Однако они обладают недостаточной высыхаемостью. Процесс пленкообразования этих эмалей происходит 30…40 ч при- комнатной температуре. Поэтому применяют сушку при температуре 100… 110 °С в течение 1 ч.

Меламиноалкидные эмали дают покрытия с высоким устойчивым блеском без применения трудоемкой полировки пленки. Эти пленки обладают высокой твердостью, водо- и атмосферостойкостью даже в условиях тропического климата. Покрытия из этих эмалей устойчивы к действию бензина и минерального масла.

Покрытие масляной краской чаще всего не требует грунтовки, оно обладает высокой адгезией, хорошей атмосферностью, большой эластичностью и нерастворимостью в нефтепродуктах. Однако покрытия масляными красками не дают блестящих поверхностей после высыхания и даже после шлифования и полирования. Кроме того, масляные покрытия долго высыхают. Один слой покрытия высыхает не менее суток при комнатной температуре.

Лакокрасочные материалы маркируются пятью группами знаков.

Вторая группа знаков определяет основную смолу, входящую в состав пленкообразующего вещества, и обозначается двумя буквами ГФ — глифтали, ПФ — пен-тафтали, ФЛ — фенольные, МЛ — меламинные, ЭП — эпоксидные, ВЛ — поливинилацетатные, АС — сополимеры полиакриловых смол, НЦ — нитроцеллюлоза, МА — масла растительные и др.

Третья группа знаков определяет ту группу, к которой отнесен лакокрасочный материал по его преимущественному назначению: 0 — полуфабрикатные грунтовки и лаки; 00 — шпатлевка; 1 — атмосферостойкий; 2 — стойкий внутри помещения; 5 — специальные (для кожи, резины и т. д.); 7 — стойкий к различным средам; 8 — термостойкий; 9 — электроизоляционный. Между второй и третьей группами знаков ставится тире.

Четвертая группа знаков определяет порядковый номер, присвоенный данному лакокрасочному материалу и обозначается одной, двумя или тремя цифрами.

Если цвету эмали присвоен номер, то в пятой группе знаков указывается сначала номер цвета, а затем пишется цвет полностью словами, при этом между четвертой и пятой группами знаков ставится тире.

Лакокрасочные покрытия классифицируют по материалу покрытия, внешнему виду поверхности покрытия (класс покрытия) и по условиям эксплуатации (группа покрытия).

Читайте также: