Чем занимается управа района в москве кратко

Обновлено: 02.07.2024

Управа – официальный орган исполнительной власти. Муниципалитет – орган местного самоуправления. Бюджетными средствами распоряжается управа района, главу управы, назначает мэр. Роль муниципалитетов была в решении вопросов местного значения.

Местное самоуправление появилось в России еще при Лужкове, потому что Москва подписала международную хартию о местном самоуправлении. Полномочия муниципальных депутатов Москвы и Санкт-Петербурга меньше, чем полномочия депутатов в других регионах. Вся Россия живет по федеральному законодательству, по нему у местного самоуправления полномочий гораздо больше.

В России только два города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург, в этих городах у местного самоуправления изначально было мало полномочий. Почему так?

Остаток этих полномочий можно увидеть, если зайти на сайт любого муниципалитета. Они одинаковы во всех районах, кроме Щукино.

Для своих функций и полномочий глава Р.У. на основании рекомендаций районного Собрания образует следующие комиссии и советы: по делам несовершеннолетних, административную, межведомственную, жилищную, конкурсную по нежилым помещениям, наблюдательную, гаражно-стояночную, по мелкорозничной торговле, по защите прав детей, координационный совет по информированию населения и оказанию содействия средствам массовой информации, попечительский совет. Комиссии Р.У. выполняют распорядительные и иные функции Р.У. в соответствии с положениями о комиссиях, утвержденными районным Собранием. В пределах своей компетенции У. может заключать договоры с государственными органами, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями и гражданами, а также с Р.У. других районов для решения вопросов, представляющих совместный интерес. Материально-финансовые ресурсы района, используемые Р.У., составляют: собственность города, переданная Р.У. в оперативное управление; собственность, приобретенная на средства района; средства, переданные из бюджета г. Москвы для расходования в соответствии со сметой; дотации и субвенции из средств бюджета г. Москвы; средства внебюджетного фонда финансовых ресурсов района, других внебюджетных фондов района; заемные средства. В пределах утвержденной сметы доходов и расходов Р.У. самостоятельно распоряжается финансовыми ресурсами района.

Решения районного Собрания и распоряжения главы Р.У., принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения как должностными лицами Р.У., так и находящимися на территории района предприятиями, учреждениями и организациями, а равно органами территориального общественного самоуправления. Р.У. является юридическим лицом, имеет гербовую печать, штампы, счета в банках.

Полезное

Смотреть что такое "РАЙОННАЯ УПРАВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ" в других словарях:

УПРАВА (РАЙОННАЯ УПРАВА) — в городе Москве орган власти района, состоящий из районного собрания и главы Управы, возглавляющего районное собрание и администрацию района … Юридическая энциклопедия

УПРАВА — (РАЙОННАЯ УПРАВА) в городе Москве орган власти района, состоящий из районного собрания и главы Управы, возглавляющего районное собрание и администрацию района … Энциклопедический словарь экономики и права

Управа района Соколиная гора — Соколиная Гора Восточный административный округ Площадь: 7,9 км² … Википедия

Управа района Соколиная Гора — Соколиная Гора Восточный административный округ Площадь: 7,9 км² … Википедия

Местное самоуправление в Москве — Местное самоуправление в Москве совокупность органов муниципальной (местной) власти в городе Москве. Местное самоуправление организовано в границах муниципальных образований, в ведении которых находятся вопросы местного значения, то есть… … Википедия

Сокол (район Москвы) — Район Сокол Муниципальное образование Сокол Герб … Википедия

Бирюлёво Восточное — У этого топонима есть и другие значения, см. Бирюлёво. Район Бирюлёво Восточное Муниципальное образование Бирюлёво Восточное Герб … Википедия

Новогиреево (район Москвы) — У этого термина существуют и другие значения, см. Новогиреево. Район Новогиреево Муниципальное образование Новогиреево Герб … Википедия

Остров фантазий (посёлок) — В данной статье или разделе имеется избыток цитат либо слишком длинные цитаты. Излишние и чрезмерно большие цитаты следует обобщить и переписать своими словами. Возможно, эти цитаты будут более уместны в Викицитатнике или в Викитеке … Википедия

Марьино (район Москвы) — У этого термина существуют и другие значения, см. Марьино. Район Марьино Муниципальное образование Марьино Герб … Википедия


Откуда берется глава управы района? Могут ли его выбирать жители? Как он связан с муниципальными депутатами? Как добиться его отставки? Зачем этот институт придумал Юрий Лужков?

Кто такой глава управы и какие у него полномочия?

Глава управы — это глава территориального подразделения исполнительной власти в Москве. Управа — это часть правительства Москвы, у которого есть такие подразделения в каждом районе.

Его полномочия описаны в отдельном постановлении . У главы управы есть базовые функции: организация работ по ЖКХ, благоустройству на своей территории. Грубо говоря, глава управы — это начальник дворников. Он отвечает за всю местную хозяйственную жизнь до самых мелочей.

Правда жизни, скрытая от внешнего наблюдателя, заключается в том, что на глав управ сваливают всю работу на местном уровне.

Например, когда проходят выборы, у ЦИК, который никак формально не связан с исполнительной властью, есть обязанность материально обеспечивать участковые избирательные комиссии (УИК), чтобы хватало в помещении столов, стульев, масок и средств индивидуальной защиты. Но на самом деле этим будет заниматься главы управ. Поэтому они так не любят дни голосования: им приходится бросать хозяйственную работу и на неделю отключаться, потому что им нужно обеспечить выборы.

Принципиальная разница в том, что в любом другом субъекте федерации, кроме Москвы, мэр — лицо, представляющее местное самоуправление.

Что не находится в ведении главы управы?

Работа бюджетных учреждений, которые подчинены другим ветвям правительства Москвы. Главе управы не подвластны никакие медицинские учреждения, управа не будет ни в каком виде заниматься вопросами поликлиник, роддомов, больниц. То же самое с образовательными объектами: глава управы не может вмешиваться в жизнь школ, колледжей, а также федеральных ведомств и всяческих органов. Все остальное, что государственного бюджетного в районе есть, попадает в зону ответственности главы управы.

Могут ли жители избрать главу управы?

Нет, но это было бы очень хорошо. Это одно из базовых требований реформы местного самоуправления.
Вся вертикаль власти в Москве, которая отвечает за бюджет города, за всю хозяйственную жизнь, подчинена одному выборному лицу — мэру Москвы. Когда мы выбираем мэра, мы на самом деле в пакете с ним выбираем 125 глав управ, 11 префектов, глав всех департаментов, а также около 20 тыс. работников правительства Москвы.

Кто и как увольняет глав управ?

Формально он назначается и отстраняется от должности указом мэра Москвы. Такие указы можно найти на сайте мэра.

Но на самом деле не сам мэр сидит и занимается кадровой политикой, размышляя о 125 глав управ. Есть вертикаль территориальных органов. Решения мэра об отставке или назначении глав управ принимаются префектом и людьми из департамента территориальных органов.

Почему обычно увольняют глав управ?

За 10 лет нахождения Собянина в должности мэра их очень редко увольняли. Это происходило из-за достижения предела по возрасту — 65 лет, либо после какого-то районного скандала, когда глава управы уже не контролирует ситуацию.

Кроме того, они редко уходят в отставку насовсем. Чаще глава управы переходит куда-то. Люди об этом не знают — им кажется, что есть ротация, что власть меняется в Москве. На самом деле глав управ просто переставляют местами [в Ховрино и.о. главы управы назначили бывшего главы управы Нагорного района — «Наш Север"]

Откуда взялся институт глав управ?

Это придумал Юрий Лужков. Глубокое убеждение Лужкова было в том, что в городе невозможно местное самоуправление, а власть должна быть централизованной.

До 1993 года в Москве действовала советская система: существовали крупные районы в других границах. В них были районные исполнительные комитеты — райисполкомы. Это партийная система, и к 1993 году она вошла в чудовищный кризис, связанный с конституционным кризисом. Система сама по себе развалилась, потому что не было одной партии. Какой может быть райисполком партии, если партий теперь много?

Надо было райисполкомы в новом виде создать. Управы — это то же самое, только в других масштабах. Районы стали поменьше, районов стало побольше. А так Лужков то же самое сделал, что было до этого.

Как жители могут влиять на главу управы?

Формально — никак. Они могут повлиять на главу управы раз в пять лет, когда избирают мэра Москвы. В реальности на глав управ очень сильно давит руководство города в части социально-политических настроений.
У них есть установка, что им необходимо прислушиваться к жалобам местных жителей. Мэрия так представляет себе обратную связь. Если главы управ будут внимательны к потребностям местные жителей, то те будут любить наше правительство и нашего мэра. Если люди не могут влиять на управы хотя бы через выборы, то можно оказаться в ситуации, когда ты не слышишь москвичей. Они тебя возненавидят скоро. Эта вещь понятна даже тем, кто работает в мэрии Москвы.

Многие главы управ сидят в соцсетях в районных группах. Например, отвечают на критические посты. Главы управ ведут личный прием. С определенного момента их обязали раз в месяц проводить открытую встречу с жителями района по конкретной тематике, но на них мало людей ходит. Они никак не продвигаются и особо не рекламируются.

Каждый гражданин имеет право обратиться в управу письменно, как и в любой другой орган государственной власти по 59-ФЗ .

В департамент так не сходишь. Он находится в центре, никто не знает, как в него попасть и к кому там обращаться. Управа находится на вытянутой руке по сравнению с остальными органами исполнительной власти.

Какие есть показатели эффективности у главы управы?

У глав управ есть свой KPI [показатель эффективности — «Наш Север"]. Департамент территориальных органов ведет табличку, где есть критерии. Если по ним достаточно набирается достаточно критических оценок, главу управы могут снять. Разумеется, это не публичный документ. Я его видел, но никогда никто не подтвердит, достоверно ли то, что я видел, или я видел чью-то рисовку.

Если глава управы хочет повышения или хотя бы оставаться в собственной должности, он должен соответствовать критериям. Среди них в том числе уровень обратной связи с местными жителями. Вас просто заставили — у вас нет мотивации политической, у вас мотивация административно-командная.

Кроме того, учитывается количество жалоб по некоторым темам: уборке территории зимой от снега, в осенний и весенний периоды. Есть еще интересный критерий — глава управы обязан отчитываться перед советом депутатов о работе за год. Если у него оппозиция в совете, то у управы всегда стрессовая ситуация. Среди этих критериев есть результат отчета. Если совет разгромил главу управы и вынес решение с критикой, то в табличке появится красная ячейка — в работе с местными депутатами глава управы не справляется.

Представим ситуацию, что жители страшно недовольны работой главы управы. Могут ли они повлиять на его отставку?

Пожалуй, это единственный чиновник исполнительной власти в руководящей должности в Москве, на отставку которого реально повлиять. Для сравнения — я не помню ни одной отставки префекта под давлением общественности.

Как? Ответ простой — нужно развернуть широкую и продолжительную общественную кампанию. Можно запустить петицию, собрать подписи за отставку главы управы и все это сопровождать публичной критикой. Чтобы в префектуре, департаменте территориальных органов мэрии Москвы было постоянно видно, что это проблемный район и люди недовольны местным главой управы, нужно его снять и как-то это разруливать. Мэр выпускает свой указ о снятии с должности — никаких других путей не существует.

В Москве существует система власти, неадекватная реальной жизни. Перечни посадки кустов, которые появляются у вашего или моего дома, составляются в одном департаменте для всей Москвы. Он находится на Новом Арбате, называется департамент природопользования. Это абсурдная система, которая слишком централизована. Она пытается приспособить вертикаль к жизни.

Разрыв связан с тем, что система власти не может так работать, как в своей архитектуре задумана.

Какое будущее у института главы управы?

Очевидный пункт для любой реформы местного самоуправления в Москве — упразднение института глав управ и передача функционала местному самоуправлению.

Есть вопрос, какие будут территориальные единицы местного самоуправления. Может, префектов тоже надо упразднить. Упразднение — вопрос времени. Гнить можно очень долго.

Согласно постановлению Московской городской Думы от 11 сентября 1996 г. N 91 о введении в действие настоящего Закона, положения статьи 2 распространяются на районные Управы, сформированные в соответствии со статьями 4 и 12 настоящего Закона

Статья 2. Функции и полномочия Управы

Управа обеспечивает в пределах своих полномочий и под свою ответственность решение вопросов местного (районного) значения, осуществляет руководство хозяйственными и социальными службами района, являющимися структурными подразделениями администрации района.

К функциям и полномочиям Управы относятся:

1) формирование, утверждение, исполнение сметы доходов и расходов района с учетом средств, предусмотренных в бюджете города Москвы для передачи району в виде финансовых ресурсов, а также собственных источников доходов и заемных средств; в случаях, предусмотренных Уставом города Москвы, - формирование, утверждение и исполнение бюджета района;

ГАРАНТ:

Согласно постановлению Московской городской Думы от 11 сентября 1996 г. N 91 пункт 2 части 2 статьи 2 настоящего Закона вводится в действие после вступления в силу Закона г. Москвы, устанавливающего порядок формирования сметы доходов и расходов района

2) формирование и утверждение программ (планов) социально-экономического развития и застройки района;

ГАРАНТ:

Распоряжением Мэра Москвы от 15 декабря 1997 г. N 996-РМ утверждено Положение о программе (плане) социально-экономического развития и застройки территории района в г. Москве

3) управление собственностью города, переданной району в хозяйственное ведение или оперативное управление;

4) содержание и ремонт жилищного фонда, внутриквартальных дорог, проездов, инженерных сетей и сооружений, объектов социально-культурного и бытового назначения; уборка и благоустройство территории района;

5) представление префекту административного округа (далее - префект) предложений по строительству школ, дошкольных учреждений, поликлиник, аптек, учреждений культуры, спортивных сооружений и других объектов социального назначения;

6) учет граждан, нуждающихся в социальной защите, разработка и реализация районных программ и формирование районных фондов социальной защиты инвалидов, одиноких и престарелых граждан, членов семей погибших военнослужащих, малоимущих и других граждан, нуждающихся в социальной защите; организация питания для малоимущих;

7) организация строительства автостоянок и гаражей, предоставление мест на автостоянках, предоставление земельных участков для садоводства и огородничества в пределах выделенных району лимитов;

8) организация работы с детьми и подростками по месту жительства, работы с семьей по вопросам охраны прав материнства и детства;

9) учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставление муниципального жилья, служебной площади, изменение договоров найма жилой площади;

10) контроль за деятельностью предприятий, учреждений и организаций по вопросам экологии, благоустройства, санитарного состояния, обеспечения пожарной безопасности, гражданской обороны;

11) контроль за обеспечением установленного правовыми актами города Москвы порядка в сфере потребительского рынка и услуг, соблюдением условий приватизации;

ГАРАНТ:

О Концепции организации контроля в сфере потребительского рынка и услуг г. Москвы см. постановление Правительства Москвы от 27 августа 2002 г. N 692-ПП

12) организация деятельности комиссий, советов и иных общественных органов, образуемых при Управе;

13) координация деятельности районных служб и инспекций, а также органов санитарно-эпидемиологического, пожарного надзора, статистики, записи актов гражданского состояния, других территориальных подразделений и отделений органов Московской городской администрации;

14) организация совместно с органами внутренних дел работы по охране правопорядка и безопасности, осуществление контроля и координация работы органов охраны общественного порядка, взаимодействие с органами Государственной автомобильной инспекции по вопросам организации движения транспорта и с органами Государственной противопожарной службы по вопросам организации выполнения и осуществления мер пожарной безопасности;

15) взаимодействие с военным комиссариатом по вопросам мобилизационной подготовки, призывной и военно-учетной работы;

16) взаимодействие с органами гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций города Москвы в области защиты населения при чрезвычайных ситуациях; обеспечение создания, подготовки и поддержания готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций локального характера; обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

17) участие в организационном, информационном и материально-техническом обеспечении выборов в федеральные и городские органы государственной власти и местного самоуправления, общероссийских, городских и местных референдумов, в организации проведения социологических исследований, опросов общественного мнения;

18) контроль и содействие деятельности органов территориального общественного самоуправления в части переданных территориальной общине полномочий;

19) содействие деятельности общественных объединений, благотворительных организаций, редакций газет и студий кабельного телевидения, имеющих юридический адрес или действующих на территории района;

20) рассмотрение предложений, заявлений и жалоб граждан, индивидуальных и коллективных обращений, работа с населением;

21) осуществление в соответствии с Уставом города Москвы и законами города Москвы иных функций и полномочий органов государственной власти, переданных Московской городской Думой и Московской городской администрацией вместе с необходимыми для их осуществления материальными и финансовыми ресурсами;

22) информирование жителей о деятельности органов власти города и района, отчет перед жителями о деятельности Управы.

Управа способствует обеспечению жизнедеятельности города Москвы в целом и осуществлению городом функций столицы Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации".

Управа самостоятельно ведет дела, находящиеся в ее ведении, в пределах своей компетенции может заключать договоры с государственными органами, предприятиями, учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами, а также с Управами других районов города для решения вопросов, представляющих совместный интерес.

ГАРАНТ:

Согласно Закону г. Москвы от 10 марта 1999 г. N 13 полномочия районной Управы могут быть ограничены

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Читайте также: