Почему в школе сажают мальчик девочка

Обновлено: 04.07.2024

ВложениеРазмер
trudnyh_sosedey_ne_byvaet_ili_zachem_nuzhno_peresazhivanie_v_shkole.rar 16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Работая в школе, мы все часто сталкиваемся с проблемами, которые надо решать самостоятельно. Одной из таких проблем является необходимость пересаживания учеников с парты на парту через определенный промежуток времени. Невольно возникает вопрос: а кому и, главное, зачем это нужно?

В нормах санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях ничего не сказано о необходимости регулярного пересаживания. Кроме того, на различных педагогических форумах встречаются отрицательные отзывы родителей по отношению к этому школьному процессу. Они считают, что регулярное пересаживание создает серьезный психологический дискомфорт, особенно страдают маленькие дети. Они пришли в незнакомое место, у них новая сфера деятельности, их окружают новые люди. Если ребенок сталкивается еще с постоянной процедурой пересаживания, у него возникает долго не проходящее ощущение новизны, которое, по мнению некоторых родителей, близко к психологическому стрессу.

Скажу несколько слов в защиту этой школьной процедуры.

Пересаживание – это необходимая мера для профилактики нарушения зрения ребенка. Во время обучения создается особый режим зрительной нагрузки. Необходимо ученику предоставить комфортное рабочее место. Оно должно быть достаточно освещено, световое поле равномерно распределено по всей площади рабочего пространства, лучи света не должны попадать прямо в глаза. Но не каждое место в классе соответствует этим условиям. При смене места меняется и угол зрения, угол падения света, угол отражения света от блестящих поверхностей или экрана, например, телевизора. Таким образом, пересаживание помогает предупредить переутомление и сохраняет оптимальный уровень работоспособности.

Как же сделать так, чтобы пересаживание не стало настоящим стрессом для ребенка, а приносило значимую пользу? Самый оптимальный вариант, на мой взгляд, сделать процедуру пересаживания в форме игры. Сейчас мои дети уже в 7 классе, но игра, как форма работы, до сих пор не потеряла актуальность.

Мы пересаживаемся 1 раз в 3 недели (чтобы не возникала путаница с дежурными по классу, так как дежурим мы парами). Меняемся партами, рядами, соседями. Обязательное условие – девочка с мальчиком. Учимся общаться, доверять друг другу, заботиться друг о друге. За первые парты садятся обычно те, у кого есть нарушение зрения. Они приносят справку от врача- окулиста. Эти дети меняются только рядами и соседями. Когда в классе есть система пересаживания, не возникает вопрос первой и последней парты. Каждый ученик побывает и на том и на другом месте, за исключением разве что детей с ослабленным зрением. Но таких, как правило, не очень много.

Формы пересаживания, так же, как и при смене микроколлективов, придумывают организаторы. Сложилось уже несколько традиционных вариантов, среди которых есть наши любимые.

После того, как выбраны пары, начинается рассаживание учеников по партам. Сначала заполняем первые парты, затем вторые и так далее. Когда дети сядут на свои новые места, я всегда смотрю на полученный результат и вношу свои поправки. Стараюсь, чтобы на одном варианте не оказались близкие друзья или подружки, так как соседство будет им мешать во время урока. Меняю тогда их вариантами или даже пересаживаю на другой ряд. Также вношу изменения, если подряд на одном варианте сидят несколько мальчиков: они будут разговаривать, постоянно поворачиваться друг к другу. Тогда через одного меняю вариант так, чтобы между ними оказалась девочка.

Как видим, пересаживание – это по-настоящему творческий процесс, направленный на то, чтобы создать все условия для хорошей учебы, и даже маленькие дети способны через какое-то время принять и оценить эту процедуру по достоинству.

Особенно удивляет, что психически нестабильного ребёнка, который ест живьём насекомых, сажают к тихому и спокойному.

Но вот у моей сестры обучение проходило поинтереснее. К ней подсаживали отпетых хулиганов и довольно странных детей, которых она вспоминает по сей день.

Моя сестра была с детства просто ангелом, в отличие от меня. Помимо скромности, острого ума и воспитанности, сестре сопутствовали такие качества, как прекрасное чувство юмора и стрессоустойчивость.

Именно поэтому к ней сажали мальчиков, мягко говоря, проблемных. Для перевоспитания.

Встречались ребята, которые просто плохо учились, были те, кого постоянно обижали, поэтому они находились в глубоком стрессе, но попадались и отпетые хулиганы. И далеко не все они являлись выходцами из проблемных семей.

Был такой субъект, который выбивался из коллектива даже ну очень злостных драчунов и двоечников. На него не действовали ничего. И, конечно, такая мера, как посадка за одну парту с моей по всем статьям положительной сестрой тоже. Назовём его Виталя.

Мальчик являлся выходцем из очень обеспеченной и влиятельной семьи. Даже в 80-е годы он приносил на уроки радиоуправляемые машинки. Но, даже такие нереальные в советские времена гаджеты, не делали Виталю счастливее.

Мальчика точила боль изнутри. Его мама рано ушла из жизни, и ребёнок никак не мог смириться с утратой. Виталино положение отягощалось ещё и тем, что отец привёл в дом молодую и красивую мачеху. Женщина из кожи вон лезла, чтобы войти в доверие к пасынку, терпела его жуткие выходки и покупала подарки. Но ничего не помогало. Психологическое состояние ребёнка становилось всё более нестабильным, а временами пугающим.

Сначала Виталя печалил родителей своим нежеланием учить уроки. Затем он стал вступать в конфликты с одноклассниками и учителями. Потом дело дошло до двух диких выходок, которые привели к переводу подростка в спецшколу.

А сделал он следующее.

Как-то раз учитель вызвал мальчика к доске и задал задачу. Виталя пытался что-то нацарапать на доске, но затем его внимание привлёк огромный таракан, который бежал совсем рядышком по стене. Ловким движением ученик схватил насекомое, повернулся к классу, и к ужасу всех присутствующих, затолкал несчастного членистоногого себе в рот и, разжевав, съел.

Это был случай номер раз.

Последней каплей для принятия решения об отчислении стала выходка номер два.

Виталя посчитал нормальным, подойти на перемене к столу учителя, вылить воду из вазы с цветами и заменить жидкость без цвета и запаха на другую. С ярко-жёлтой окраской и специфическим ароматом. Грубо говоря, он пописал в вазу.

Но если Вы думаете, что на этом дело закончилось, то ошибаетесь. Виталя долил в сосуд ещё немного воды и начал бегать за одноклассниками, стараясь их облить.

Вот и случай номер два.

Ещё хочу заметить, что, по словам моей сестры, никто из двоечников или хулиганов, сидя рядом с ней, не перевоспитывался.

Так для чего такую практику вели и ведут до сих пор? Мне это не очень понятно.

Я буквально вчера читала историю современной школьницы, которая "благодаря" соседству с двоечником, из отличницы превратилась в троечницу. А мальчик, не желающий учиться, так и остался на прежнем уровне.

В современном обществе принято делать скидки представительницам слабого пола. Однако всегда ли эти поблажки оправданны?

В современном обществе принято делать скидки представительницам слабого пола. Однако всегда ли эти поблажки оправданны?

Сорванец в юбке

Жительница Новосибирска Ангелина Чехова рассказала, что в классе её одиннадцатилетнего сына появилась девочка, которую, очевидно, не научили правилам поведения в обществе. Школьница нередко ругается матом на своих соклассников, а с недавних пор нашла более изощрённые развлечения. Девочка писала оскорбительные записки, дальше в ход пошли кулаки.

Сейчас устанавливаются все обстоятельства произошедшего, по результатам проверки будет принято процессуальное решение.

Проблема осложняется, когда папы и мамы в подобных ситуациях встают на сторону дочерей. Ведь часто заносчивые в школе девочки дома превращаются в послушных и спокойных детей. Кроме того, для каждого родителя его ребёнок – априори самый лучший.

Кроме того, девочки взрослеют и социализируются гораздо раньше парней. Поэтому они, как правило, быстрее обучаются способности манипулировать людьми.

Психолог Ирина Сякина считает, что проблему необходимо рассматривать всесторонне.

Для девочек же такое отношение – это способ самоутвердиться, решить внутренние проблемы своей компании (ссоры, разногласия) через другого человека либо возможность влиться в иерархию класса и занять там не последнее
место.

А где ягодки?

Родителям порой кажется, что, давая сыну установку на снисхождение к девочкам, они воспитывают доброго и внимательного мальчика, но чаще это работает в обратную сторону. Так они могут вырастить человека, который так и не научится давать отпор своим обидчикам, и это может очень сильно мешать уже во взрослом возрасте. Излишней мягкостью могут начать пользоваться окружающие. Такой мальчик в будущем обречён стать жертвой намеренных провокаций и манипуляций.

Теперь на занятиях преподаватели будут учить робототехнике, а вот ручного труда станет ещё меньше.

Одно из самых неприятных и набирающих сейчас популярность последствий такого воспитания – домашний буллинг, или травля, во время которого мужчина подвергается психологическому насилию со стороны жены.

Наше восприятие мира, умение выстраивать отношения с окружающими закладываются ещё в детстве и напрямую связаны с воспитанием. То есть детей следует воспитывать в дискурсе равноправия, учить верно интерпретировать важные жизненные принципы, а также уметь отвечать на издевательства и действовать по ситуации.

Никого обижать нельзя

Телеведущая и блогер Василина Катаева:

Нужно защищать

Психолог-психотерапевт Андрей Смирнов:

– Лично я считаю: воспитывая детей, нужно подчёркивать, что девочек обижать нельзя. Конечно, при этом нет необходимости делать акцент на том, что девочки – слабый пол, так как это не всегда соответствует действительности. К примеру, по выносливости женщины могут дать фору мужчинам, да и по продолжительности жизни тоже. Но женщина слабее мужчины физически, и этот факт нельзя не учитывать. Также издревле женщин охраняли как продолжательниц рода, защищали и даже обожествляли. И я убеждён, что эта традиция не должна прерываться. Просто омерзительно читать хронику о домашнем насилии, когда мужчины поднимают руку на женщин. Я считаю, что такое существо не достойно называться мужчиной. Если в нашем обществе изменится отношение к женщинам и к ним не будет снисхождения, ничего хорошего не выйдет. Так что девочек обижать нельзя, их защищать нужно.

Уважение и взаимопонимание

Уполномоченный по правам ребенка в Новосибирской области Людмила Зябрева:

Совершенно уверена при этом, что воспитывать любого ребёнка необходимо в атмосфере уважения к окружающим, в том числе к детям, независимо от их пола, национальности, физических возможностей. Также необходимо учить ребёнка решать все спорные вопросы исключительно мирным путем, находить взаимопонимание и с мальчиками, и с девочками.

В Российской империи гендерную сегрегацию практиковали почти все учебные заведения. Потому что перед выпускниками и выпускницами стояли разные задачи в зависимости от их пола.

В новом порядке, установленном после 1917 года, пол стал второстепенным фактором: строить коммунизм предстояло всем без исключения. С 1918 года ввели обязательное смешанное обучение, которое с небольшим перерывом в годы Великой Отечественной таковым и оставалось всю историю СССР и продолжило традицию обучения и уже в современной России.

В начале 90-х появились первые экспериментальные школы с раздельными классами для мальчиков и девочек. Сегодня в России таких несколько сотен из 40 тысяч школ. Каждый год к эксперименту присоединяется всё больше школ. Сейчас в России есть два вида школ с раздельным обучением: традиционные (кадетские и религиозные) и экспериментальные.

1. Если разделить мальчиков и девочек — повысится успеваемость


Сторонники раздельного обучения придерживаются мнения, что учить одним и тем же вещам мальчиков и девочек следует по-разному. Потому у них разное устройство мозга и восприятие информации. Ключевым постулатом обычно становится утверждение, что у мальчиков и девочек разные нейробиологические характеристики. Это очень спорно, потому что очередные недавние исследования мужского и женского головного мозга показали, что мозг мужчины и женщины на самом деле очень похож, и разницу нельзя трактовать как половой диморфизм. Для каждой области, по которой у мужчин и женщин есть различия, есть и совпадения.

Остальные аргументы сторонников раздельного обучения обычно укладываются в такой список:

  • мальчикам нужна соревновательность, девочкам — командная работа;
  • девочки наблюдают, разбираются, затем действуют. Мальчики действуют и по ходу действия разбираются;
  • девочкам и мальчикам нужна разная система мотивации;
  • мальчикам нужно больше времени, чтобы сосредоточиться. Если девочкам можно начать объяснять тему в самом начале урока, то с мальчиками нужно подождать хотя бы 15 минут, чтобы они могли начать плодотворную работу;
  • мальчики стесняются в присутствии девочек, а девочки — мальчиков;
  • в первые годы учёбы девочки сильно обгоняют мальчиков в развитии.

Мальчики лучше учатся в более низких температурах, им нужно пространство, движение, соревновательность и постоянное одобрение. Девочкам нужно много цвета, для них важны доверительные отношения с учителями и контролируемый риск — то есть умеренно-опасные условия, которые чему-то учат, но не вгоняют в стреcc.

Американская психологическая ассоциация опубликовала результаты анализа 184 исследований, в котором участвовали 1,6 миллиона учеников из 21 страны мира. Согласно ним, в школах в раздельным обучением ничуть образование не лучше, чем в смешанных.

Классы с раздельным обучением формируются, как правило, с согласия родителей. Под их же давлением могут расформировываться — как, например, произошло в гимназии-интернате № 664 в Санкт-Петербурге. Гимназия возвращается сейчас к смешанному обучению. По словам директора, родители не хотят и дальше разделять детей, несмотря на положительную динамику образовательного процесса.

Елена Кадина, директор школы № 664 в Санкт-Петербурге

2. У них будет меньше проблем со здоровьем — психологических и физических



Психологический климат в однополом классе — тоже вопрос спорный.


Считается, что при раздельном обучении мальчики и девочки меньше отвлекаются от учёбы на противоположный пол. Но гормоны отключить невозможно. Поэтому объект для романтического увлечения так или иначе найдётся. Живая иллюстрация к этому — исследование английских учёных, которые отмечают, что среди выпускников мужских школ существует больший процент разводов, нежели у тех, кто ходил в общую школу.

В конечном итоге всё упирается в вопрос отношения к школе в целом. Для одних родителей (и их детей) школа нужна в первую очередь для учёбы, для других — это опыт социализации. Если в вопросах успеваемости половой состав класса большой роли не играет, то в социализации раздельное обучение — большой минус.

Даже без гендерного разделения школа — искусственная конструкция: никогда больше, кроме школы и армии, в жизни людям не приходится находиться только в окружении сверстников. Постоянно быть в окружении сверстников своего пола — совсем надуманная среда, далёкая от жизни.

Поэтому гендерный подход в обучении смотрится сильно устаревшим в контексте современных образовательных трендов, когда обучение становится персонализированным в зависимости от особенностей и потребностей каждого отдельного ученика. Безо всякой привязки к полу.

Читайте также: