Каким по вашему мнению должно быть обязательное школьное образование в россии

Обновлено: 30.06.2024

Ориентированным на ученика. Именно на ученика, а не на родителя. Интересы ученика - превыше всего. Современная ситуация показывает, что самые большие проблемы системы образования коренятся не в методиках обучения, и даже не в содержании программы, а в мерзкой атмосфере в школе, отсутствии морального благополучия для детей. Спросите у любого подростка (только честно) - что такое школа. 80% ответит, что это гребанный ад.

Поэтому главная цель образования, на мой взгляд, - сделать среду в образовательных учреждений для учащихся если не приятной, то хотя бы выносимой. С

С момента распада СССР и отказа от "всего хорошего" в пользу "всего плохого", прошло уже без малого, добрых три десятка лет. Успело вырасти целое поколение, которое родилось в конце 80-х и начале 90-х, училось в Российской школе, переходного периода, заканчивало школу, которая стояла на пороге ЕГЭ, у этих людей, уже родились свои дети, которые учатся уже в современных Российских школах, не похожих на советские и на Российские школы 90-х и 2000-х. Однако все еще не утихают разговоры о том, что "нынче, хуже, чем вчера". Все, даже те, кто не застал советскую школу, твердят о том, как же хорошо тогда учили, какие все были умные и грамотные, благодаря советской образовательной системе. Но почему-то, никто не может привести ни один веский аргумент, в подтверждение своих слов.

Конечно же, современная Российская система образования, далека от идеальной. При этом, не стоит испытывать никаких влажных мечтаний, о том, как бы наши дети сейчас славно учились по советским методикам, о которых сейчас уже внятно не может сказать даже учитель со с большим стажем. Осталось то далекое и теплое воспоминание, когда все было хорошо и не важно, было ли на самом деле так или иначе. Что было, то было и на сегодняшний день, сложилась такая ситуация, когда старая система себя уже давно изжила и самоуничтожилась при помощи своих же учителей, которые старательно учили нас в 90-х по "соросовским" учебникам, при этом заведомо знали, что занимаются оболваниванием детей, но действовали по принципу - "все Российское и Советское - это плохо, а все западное - хорошо".

Так вот, старая система школьного образования, существовавшая при СССР, уничтожена и забыта, а новая система, так до сих пор и не выстроена. Мы мечемся от классического обучения с устными и письменными экзаменами, к современной западной системе с тестами, ЕГЭ и заучиванием букв и цифр, без понимания их смысла и значения. Потом, когда приходим к чему-то новому, осознаем, что это хуже, чем старое, но только старого уже вернуть нельзя, а с новым оставаться тоже не хочется.

По моему мнению, Российская система школьного образования, так и не нашла своё новое русло, в котором будет развиваться и строить свои новые традиции и методы обучения. И это очень тревожный и печальный факт. Сколько еще поколений людей, должны быть подопытными в образовательных проектах государства? Прямо сейчас, Министерству просвещения, нужно бросить все дела - забыть про маски и санитайзеры в школе, про дистанционное обучение и дрессировку детей к ЕГЭ 2021 и начать разрабатывать такую систему школьного образования, которая будет нацелена на всестороннее развитие детей, их воспитание, социализацию и подготовку ко взрослой и самостоятельной жизни, а также приучение детей к самообразованию и саморазвитию.

Это главные направления, на которые нужно обратить свое внимание, при организации учебного процесса. Ведь все проблемы вовсе не в методах и средствах, а в мотивах и целях. Когда дети изучают предмет не для того, чтобы получить знания и расширить кругозор, а только из-за тренировки к предстоящему тестированию - это не является правильной ориентацией учебного процесса.

Пока мы не начнем ставить во главу угла, сам результат школьного образования и будем зацикливаться на процессе и формализации обучения, ситуация не сдвинется с мертвой точки.

Переход от механического формализма в школьном образовании, цель которого "подогнать" баллы ЕГЭ для поступления "куда-нибудь", к осознанному обучению, целью которого является построение цельной и грамотной личности, а также образованного и психологически здорового человека - приведет нас к оптимальной и подходящей системе школьного образования.

Человек, успешно прошедший курс школьного обучения, должен обладать таким набором знаний и умений, которые позволят ему не только поступить в высшее учебное заведение, но и быть полноценным членом общества, "человеком" - не с биологической точки зрения, а с духовно-нравственной.

Система образования в России должна быть системным. То есть все элементы его должны развиваться вместе, неразрывно, преобразования должны вестись системно, без аврала, без погоней за модой.

Система образования в России должна быть независимой. Независимой от западного и восточного влияния, независимой от прихотей чиновников, независимой от курса доллара и цен на нефть.

Система образования в России должна быть современной. В школах и вузах должны использоваться самая современные технологии и техника.

Система образования в России должна быть демократичной, родители, общественность не должны быть сторонними наблюдателями.

Система образования в России должна быть бесплатной на самом деле, а не на.

Сегодня мы слышим много нареканий в адрес школы. Родители говорят, что учителя плохо учат детей, учителя жалуются на учеников и родителей, а все вместе – на ЕГЭ, органы образования, новые.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Обучение в государственных средних школах (в том числе.

Раньше система образования была направлена на то, чтобы дать молодому человеку определенный объем знаний. Этого объема знаний хватало надолго, многим — на всю жизнь. Но сейчас объем информации в мире многократно возрос. Запихнуть всю эту информацию в свою несчастную голову нет никакой возможности. Да и потребности такой нет, потому что современная информация очень быстро изменяется. А вот потребность быстро сориентироваться в море информации, отыскать правильные ориентиры и смело поплыть в нужную сторону, остались и стали цениться очень дорого.

Индийский ученый Сугата Митра (Sugata Mitra) известен своими исследованиями в области квантовой органической химии и компьютерных сетей. В последние годы он занимается проблемами образования, которые очень существенны для такой огромной страны, как Индия, где проживает большое количество бедного и безграмотного населения. При этом уже давно стало ясно, что прежняя система образования (очень хорошая система, построенная еще во.

Трудное дело

– Наталья Юрьевна, Содружество организаторов воспитательного процесса возникло, благодаря инициативе людей, заинтересованных в повышении воспитательного потенциала образовательных учреждений страны. Каков ваш взгляд на проблемы, существующие в организации воспитательного процесса в российских вузах?

Материалы, присланные пользователями

Система образования в Российской Федерации – это комплекс обучающих программ и госстандартов образования, которые взаимодействуют меж собой. Реализующие их образовательные сети состоят из независимых один от другого учреждений со своими типами и формами организационно-правового подчинения контролирующим и управляющим органам.

Как функционирует

Российская система образования выступает как мощная совокупность сотрудничающих структур. Далее следует описание таких структур.

I. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные типы и дополнительные. К основным общеобразовательным программам относят:

Дошкольные; Начальные; Основные; Средние (полные).

У основных профессиональных встречаются такие:

Ничего принципиально нового о современном образовании сказать нельзя.

Приходится повторять многое из того, что уже было сказано. Например семь лет назад Владамиром Никитиным.

Вот краткое изложение одного из его программых выступлений:

Пришли другие времена


Какие программы, образовательные технологии и школьные предметы нужны России?

— Александр Анатольевич, наука и технологии развиваются семимильными шагами, образовательные технологии за ними явно не успевают. Что необходимо сделать для повышения качества российского образования? Что мешает ему соответствовать требованиям времени?

Объем учебников вырос в несколько раз (более чем вчетверо), а технологии обучения почти не изменились. Классно-урочная система, размер класса, число уроков, фронтальные опросы для проверки знаний – всё прежнее. Школьник старается, зубрит, загружает оперативную память, сдаёт — и благополучно забывает на следующий день.

Во-вторых, массовая неусвоенность материала программы закладывает сомнения в необходимости такой программы, а также — знаний вообще, как таковых. Возникает ощущение ненужности программы и школьного образования.

В третьих, — приучает к лицемерию, фальши. И педагоги, и дети понимают, что школьные знания — это не настоящее, не жизненная необходимость, подделка. Но раз все (учителя, родители, школьники) закрывают на это глаза — значит, так и нужно. И у человека остается установка нормальности поддельного занятия. Такой человек не сможет работать в полную силу.

По моему мнению, в числе первоочередных задач средней школы — необходимость изменения учебного материала к возможностям его усвоения. Программа должна усваиваться как минимум на 80-90%.

— Это не фантастика?

Классно-урочная система с фронтальными опросами предполагает движение всех учеников по усвоению материала с одной скоростью. Но способности и скорость усвоения у всех детей разные! Кто-то всё схватывает на лету и пол-урока скучает, мешает другим, а кому-то и урока мало. Неусвоенный материал мешает пониманию следующих частей.

Для одаренных школьников по всем предметам должна быть дополнительная необязательная программа, добровольно изучаемая школьниками. Ее прохождение и оценки необходимо отражать в аттестате наравне с обязательной. Эта часть программы вполне может быть заочной (дистанционной). Такой программой в СССР служили заочные физические, математические, химические школы при известных вузах.

— Но современный учитель и так перегружен, он один на 30 учеников, и всех вызвать к доске он в принципе не сможет. Где взять ресурсы?

— Ресурсы — это сами учащиеся. Сегодня учитель может проконтролировать знания учеников лишь фрагментарно, технологии опроса не позволяют. Но эта проблема решается, если привлечь в помощь учителю наставников и помощников из числа старшеклассников. Старшеклассник, который прошел эту программу 2-3 года назад, будет вести группу из 3-5 учеников более младших классов, контролировать усвоение учебного материала, проверять задания.

Такой подход позволяет решить сразу несколько задач. Существенно снижается нагрузка на учителя при заметном повышении эффективности учебного процесса. Материал усваивается на порядок лучше. Объясняя что-либо, старшеклассник, во-первых, сам глубже понимает материал, во-вторых нарабатывает навыки наставничества, социальной коммуникации. Такие навыки жизненно необходимы, особенно — для современных подростков, которые с утра до вечера сидят, уткнувшись в свои гаджеты. Более того, эти же навыки им пригодятся и в вузе, и на будущем рабочем месте — для скорейшей социальной адаптации в коллективе.

Еще один крайне важный эффект такого подхода: человек со школьной скамьи осознаёт, что его долг и ответственность при получении знаний — передавать их дальше! Учиться самому и передавать знания — необходимо всегда, в течении всей жизни, — это нормально и естественно. Так мы частично замещаем семейный опыт при отсутствии братьев и сестер, которых надо уметь опекать и наставлять.

— Как стимулировать школьников заниматься наставничеством?

Эти оценки будут иметь особый вес и при поступлении в вуз, и для будущего работодателя. В любой современной компании такие кадры — самые ценные: они работают более эффективно в команде, их поведение осознанней, стабильней. Они целеустремленней и способней в долгосрочных задачах.

В вузах должна быть продолжена эта же технология. Младшие студенты должны помогать старшеклассникам, а старшекурсники — младшекурсникам. Это в интересах вузов — притягивать абитуриентов.

— В учебной программе средней школы сегодня явно избыточно представлен естественно-научный блок дисциплин, в ущерб всем остальным. Как сделать программу более сбалансированной? Из каких основных частей она должна состоять?

— По моему мнению, школьная программа должна состоять из трех основных блоков, гармонизированных и взаимоувязанных. К естественно-научному блоку предметов (математика, физика, химия, биология) и выразительному блоку (словесность, изобразительность, музыка, медиа) необходимо ввести дополнительный смысловой блок.

В группу смысловых предметов войдут литература, история, география и ряд новых для средней школы. Сегодня в преподавании истории делается упор, прежде всего, на исторические факты, по этому критерию выставляются оценки. Гораздо более важно научить школьника понимать смысл и взаимосвязь этих фактов и дат, их значение для развития страны и общества. Точная дата при таком подходе — дело второстепенное. Под этим же прицелом следует преподавать географию, связывая ее с цивилизационным подходом, историей и обществоведением.

Также в смысловой блок необходимо включить базовые предметы самопознания, такие как история религии, включая основы православия, основы семейных отношений, человековедение. Историю религии в школе не преподают, и это серьезное упущение. Именно религия лежит в основе развития любой цивилизации, это ее главный смысловой костяк. На основе религий созданы все мировые цивилизации и культуры. Противоречия между различными конфессиями — причина опустошительных войн и вооруженных конфликтов, с незапамятных времен и до наших дней.

Изучение истории религии дает школьнику возможность осознания своей идентификации, понимание, к какой именно культуре и народу он принадлежит. Позволяет задуматься над сущностными вопросами смысла жизни и смерти человека. Для чего он живет? Зачем ему получать образование, заводить семью, рожать и воспитывать детей?

Сегодня эти вопросы не то, что не рассматриваются — они табуированы в системе образования, находятся под негласным запретом, как будто их не существует. В результате выпускник школы, вступая в самостоятельную жизнь, остается в поле потребительской идеологии, включается в гонку за наслаждениями и наживой

Сейчас это уже не общественная норма и не жизненная аксиома. Огромное количество детей выросло в неполных семьях, мало общаясь с бабушками и дедушками, и не имея опыта построения отношений с сестрами и братьями. Навыки межличностного общения и передачи жизненного опыта стремительно утрачиваются, дети и подростки предоставлены сами себе, компьютерным играм и социальным сетям.

Такие дисциплины как обществоведение также очень важно наполнить смысловой нагрузкой Марксистское понимание обществоведения сегодня уже не актуально — важней давать молодым людям понимание устройства современного государства, его защитных и охранительных функций. Для чего предназначены прокуратура, следственный комитет, ОВД, их функции и возможности, куда и как именно обращаться в случае нарушения своих прав, почему важна борьба с коррупцией? Ответы на все эти вопросы человек должен впитать со школьной скамьи.

Очень важно также понимать устройство управления мировой финансово-экономической системой, которая является отдельной ветвью власти внутри страны.

Вся система школьного образования должна базироваться, как минимум, на двух столпах — опоре на традиционные ценности и доминировании общественных интересов над частными. Нужно передавать ценности российской цивилизации, в том числе понимание, что причиненная другим польза приносит больше радости, чем личный гедонизм.

— Как вы оценивает балльную систему в рамках ЕГЭ, которая используется для на выпускных экзаменах?

— В системе ЕГЭ главная ценность — поступление в вуз. Вся школьная программа при таком подходе теряет смысл, поскольку она не нужна для ЕГЭ. Важнее научиться быстро угадывать, куда поставить галочку при прохождении теста.

Выпускные экзамены в средней школе являются вступительными экзаменами в вуз. В таком случае ЕГЭ автоматически становится только вступительным экзаменом. Что также автоматически обесценивает школьную подготовку до подготовки ЕГЭ. Теряется сам смысл многолетней школьной работы ученика и школьного коллектива. Учителя становятся не важны. Что автоматически вызывает пренебрежение школьников и школой и учителями.

Это принципиально неверно, экзамены надо разделить. Необходимо придать школьной работе самостоятельный смысл, отличный от подготовки к поступлению в вуз.

Собственно, при условии стопроцентного усвоения всех отдельных составляющих частей образования, сама необходимость выпускных экзаменов в школе может исчезнуть или существенно снизиться. Экзамены можно будет рассматривать лишь как тренинг для повышения стрессоустойчивости в экстремальных условиях, при цейтноте и тд. Эти навыки тоже крайне необходимы.

Подготовке к ЕГЭ можно посвятить половину или весь 11й класс, и считать это отдельной от школы деятельностью, частью вузовской системы. Система оценки знаний абитуриентов при поступлении в высшую школу — это отдельная тема.

— Какими Вы видите цели школьного образования?

— Целью школьного образования должно стать не подготовка к поступлению в вуз, а формирование общности российского народа, поддержка его цивилизационной идентичности. Сегодня в воздействии на российское общество по факту доминируют либеральное мировоззрение и потребительские ценности. В их основе — индивидуализм и поощрение конкуренции. Но они не способствует формированию общности.

Образование и современная культура (прежде всего медиа) не дают единого языка, не создают общей культурной и знаниевой базы для взаимопонимания. Общество разделяется на множество страт, не понимающих и не желающих понимать друг друга. Единство российского народа — уже под вопросом, общество всё больше атомизируется потребительскими интересами и ценностями.

В советские времена именно школьная программа обеспечивала базу единства страны, общероссийского менталитета. Дети учились по единой для всех программе, читали одни книжки, смотрели одни фильмы. Благодаря этому выпускники школ из разных регионов и национальных республик прекрасно понимали друг друга.

Задача средней школы — вернуться к формированию глубинной идейно-культурно-смысловой общности народа. Школьная программа должна обеспечивать единство народа. Это очень сложная и важная задача школы и страны.

1 апреля 2010, 13:50
Дарья Рябченко
Публикации >> Начальный уровень


Готовы ли россияне инвестировать в собственный профессиональный рост и гарантию получения качественных знаний?

Исследовательская компания MAR Consult изучила, каким, по мнению жителей крупнейших городов, должно быть образование в России. Опрос проводился в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону и Хабаровске среди 1100 респондентов от 25 лет.

Ни один россиянин не считает, что образование должно быть полностью платным, однако, и сторонников полностью бесплатного образования – меньшинство – 30%. Основная часть россиян считают, что образование должно быть частично платным, частично бесплатным.


Среди людей старшего возраста (старше 35 лет), доля сторонников полностью бесплатного образования выше, по сравнению с общей выборкой – 43%.


Примечательно, что позиция относительно образования не зависит от уровня доходов респондентов.


При этом наблюдается достаточно четкая зависимость между позицией респондента и, собственно, уровнем его образования. Чем ниже уровень образования человека, тем скорее он будет склонен к позиции, что образование должно быть полностью бесплатным. В группе опрошенных, не имеющих высшего образования, доля сторонников бесплатного образования – 51% (каждый второй). Среди имеющих высшее образование – 27% (каждый третий). А среди имеющих 2 высших образования / ученую степень – только 7% (каждый десятый)


Среди опрошенных респондентов обучение детей оплачивает каждый пятый (22%).


Среди людей, оплачивающих образование детей, более распространено мнение, что образование должно быть частично платным, частично бесплатным (32% против 23%), в отличие от тех, кто образование детей не оплачивает.


При этом 2/3 респондентов платят за образование детей до 4 тыс. руб. в месяц. При этом около 20% тратят ежемесячно более 10 000 руб. В среднем же образование детей обходится россиянам в 8 700 руб. ежемесячно.


При этом более трети респондентов (32%) готовы платить более 10 тыс.руб. А 22% не готовы оплачивать образование детей в принципе. В среднем потенциал затрат на образование детей составляет 17 809 руб. в месяц, что в 2 раза выше реальных затрат.


По мнению Ксении Марковой, руководителя Исследовательского департамента компании MAR Consult: «Позиция россиян вполне ясна. Мы постепенно приняли установку о необходимости оплачивать получаемые знания, тем более, когда речь идет о втором высшем, повышении квалификации, получении ученой степени – о тех ситуациях, когда мы осознанно вкладываем средства в собственное развитие, позволяющее нам в будущем эти же средства приумножить.

Однако среднее и среднее специальное образование все же должно быть доступно на бесплатной основе. Об этом свидетельствует высокий процент сторонников полностью бесплатного образования среди тех, у кого это образование закончилось на уровне школы / ПТУ (вероятнее всего, отвечая на вопрос о том, каким должно быть образование, данная группа людей мыслила именно категорией того образования, которое получили они).

Чем младше поколение, тем более распространено в нем мнение о том, что образование не должно быть полностью бесплатным. Среди людей, получивших образование в советское время (поколение 60-70-х) , практически каждый второй является сторонником полностью бесплатного образования – и их можно понять – они получили качественное образование, за которое заплатило государство.

Несмотря на то, что большинство россиян на данный момент не оплачивает образование своих детей, готовность к тратам в данном направлении достаточно высока. Это объясняется с одной стороны – понимаем ситуации с послуплением в ВУЗы (сокращения числа бюджетных мест, существенное увеличение доли полностью платных ВУЗов, сложностями с послуплением на бюджетное обучение и т.п.), с другой стороны, если речь идет о среднем образовании – готовностью платить за качественное образование и комфорт для своих детей.

Чтобы иметь возможность читать или оставлять комментарии, Вам необходимо зарегистрироваться или авторизоваться.


Пригласить друга или партнера

Находясь на этом сайте www.stavropolie.ru Вы ("пользователь") признаете, что ознакомились, поняли и принимаете насебя обязательства следовать перечисленным ниже правилам поведения на сайте.

Администрация ресурса оставляет за собой право менять по собственному усмотрению текущие правила с уведомлениемвсех заинтересованных сторон по электронной почте не позднее, чем за 24 часа до вступления изменений в силу.Присутствие на проекте Ставрополье.ру подразумевает Ваше согласие с последней версией существующих правил.Ответственность за своевременное ознакомление с последней версией правил лежит на пользователе.

Читайте также: