Каким образом развитие науки в 20 веке было связано с проблемами мировой политики кратко

Обновлено: 05.07.2024

Новое направление в международных отношениях западные исследователи зафиксировали еще в 60-х годах прошлого века. Дж. Най и Р. Кохейн представили мировую политику в виде развернутой паутины, системы связей, которые соединяют многочисленных участников международных отношений, в том числе различные организации, неправительственные организации, транснациональные корпорации, финансовые центры и группы, систему высшего образования и науки, и т.д. Многие из возникающих связей не зависят от воли государств и находятся за пределами их контроля. В дальнейшем пришло понимание, что сами международные отношения образуют политическую целостность.

В российской науке, как указывает Г.А. Дробот, сложилось два подхода к мировой политике:

  • мирополитический (политико-социологический);
  • историко-политический подход.

Первый подход фиксируется на современных изменениях в глобальной политической системе. В рамках второго подхода производится исторический и системный анализ, благодаря чесу современные международные процессы приобретают корни своего роста в прошлом. Однако при таком подходе возникает угроза недооценки настоящего.

Для мировой политики характерно понимание целостности современного мира, признание его преемственности, существования у акторов своих интересов и целей, которые они пытаются осуществить путем использования самых различных средств – от переговоров до насилия. Специфику этому явлению придает глобализация.

Мировая политика в системе наук

Мировая политика соприкасается, прежде всего, с системой международных отношений. На развитие международных отношений оказывала влияние не только социальная среда, но и природа, которая является предметом изучения таких наук, как география, биология, геология, экология и т.д. Так появилось такое направление, как геополитика. Помимо того, следует отметить, воздействие это двухстороннее – человек также значительно изменяет природную среду, что тоже оказывает влияние на мировую политику. Так, экологические проблемы стали носить глобальный характер, и попытка их решить требует участия большого числа государств мира.

Готовые работы на аналогичную тему

Мировая политика тесно связана с экономическими науками. Сама система хозяйствования, определяющая тип экономики государства, а значит и внутреннюю его политику, определяет то, как будет выстраивать государство свои отношения на внешнеполитической арене. Исчерпание ресурсов, поиск новых, создание новых технологий, цена рабочей силы, поиск рынков сбыта и новых ресурсов, финансы – это те факторы, которые определяют поведение игроков на мировом рынке.

Образование и мировая политика

В современном мире неуклонно повышается ценность образования, поскольку на первый план выступает именно человек как двигатель прогресса, а значит, от его образовательного уровня зависит будущее. Так образование стало политикообразующим фактором. Сейчас происходит выстраивание новой сферы – искусственных интеллектуальных отраслей, в которых главное место принадлежит интеллектуальным технологиям. Знания (а это также опыт, квалификация, умение создавать новое) являются важнейшим экономическим ресурсом. По данным Всемирного банка, сейчас первичные материальные ресурсы (физический капитал) составляют только 16% от мирового богатства, в то время как человеческий капитал 64%.

Произошли значительные сдвиги в мотивации к обучению. Если ранее получение хорошего образования и самообразование стимулировалось будущим материальным вознаграждением (в частности, более высокая заработная плата), то сейчас много людей учится для себя, собственной самореализации и саморазвития.

состав : крестьяне и холопы ,терские, волжские и запорожские казаки ,тульское , рязанское, северское дворянство .

причины ; закрепощение крестьян, введение урочных лет , политическая нестабильность, голод, вследствие чего восстание носило отчетливый антибоярский характер . главари : болотников , г.шаховский , прякопий ляпунов , истома пашков.

в августе 1606 года войско трубецкого было разбито восставшими в битве под кромами .в сражении под ельцем потерпело поражение войско воротынского. 23 сентября 1606 болотников одержал победу под калугой, где сосредотачивались основные силы армии шуйского. в октябре 1606 посад коломны был взят ими приступом .болотников направился по коломенской дороге в москву. в селе троицкое коломенского уезда ему удалось разбить правительственные войска. армия болотникова расположилась в селе коломенское под москвой . 7 октября войско болотникова осадило москву . в ноябре к восстанию присоединились казаки илейки муромца . 2 октября были разбиты и отошли к калуге и туле. в туле при осаде царские войска перегородили плотиной протекавшую через город реку упу и тем самым вызвали в городе наводнение .причины поражения : неоднородный состав участников, неорганизованность, сплочённость дворян вокруг шуйского .

1. богиня исида. после убийства мужа осириса, она прятала своего сына в болотах, т.к. боялась что его тоже убьют.

2. сет-бог пустыни и песчанных бурь. из-за зависти, и захвата власти убил своего старшего брата осириса.

3. аммат - богиня-чудовище, демон из царства мертвых с телом гиппопотама,львиными лапами,гривой и пастью крокодила. после смерти человека его сердце взвешивалось на весах истины, и если человеку выносился приговор(его злые дела перевешивали его добрые), его сердце съедала амамат. душа человека после этого исчезала.

преображенский приказ - это административное учреждение, занимавшееся делами по политическим преступлениям в россии

Урок по всеобщей истории

Охарактеризовать изменения и направления в мировой науке в XX веке.

Выделить связь научных достижений с проблемами мировой политики XX века, определить какой вклад внесли отечественные учёные в развитие научной мысли.

Обсудить основные научно-технические достижения в XX веке и их влияние на жизнь общества.

Учить работать в группах, высказывать свои мысли, делать выводы.

Воспитывать интерес, любознательность к достижениям мировой науки XX века.

Основные понятия: НТП, НТР, мегаполис.

I Организация урока.

II Вступительное слово учителя.

Учитель: - Современное общество характеризуется высоким уровнем использования технических средств, предназначенных для удовлетворения жизненных потребностей человека. Современные технические средства становятся все более энергонасыщенными и автоматизированными.

(слайд 1) Эпиграф: Целый мир, охватив от земли до небес,

Всполошив не одно поколение,

По планете шагает научный прогресс.

Что стоит за подобным явлением?

III Беседа.

Учитель: - Что такое прогресс?

Ученик: (прогресс – это развитие, движение вперёд)

Учитель: - Что такое научно-технический прогресс?

Ученик: (развитие науки и техники, применение научных открытий в технике, совершенствование производства на основе развития науки и техники)

Учитель: ( на слайде 2) Научно-технический прогресс (НТП) — взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой — в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях. Современной формой НТП является научно-техническая революция. Учитель: - Что такое научно-техническая революция?

Ученик: (коренные изменения в науке и технике, скачкообразный процесс в развитии производства на основе научных знаний)

Учитель: (на слайде 3) НТР — коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор развития общественного производства, в непосредственную производительную силу. Научно-технический прогресс имеет две формы — эволюционную и революционную. Эволюционная форма — это совершенствование действующих технологий, модернизация традиционной техники; научно-техническая революция — это вторая форма научно-технического прогресса — создание и освоение новых машин и оборудования, принципиально новых технологий, обеспечивающих многократное повышение производительности труда.

Учитель: - Кто движет прогрессом?

Учитель: - Что движет человеком?

Ученик: (мысль, человеческий разум, желание)

Учитель: - Для чего, с какой целью?

Ученик: (для облегчения труда, желание жить с комфортом)

Учитель: В каких сферах жизни общества проявился прогресс, на современном этапе?

Ученик: (в науке, технике)

Учитель: - Тема нашего урока: Научно-технический прогресс. (слайд 4)

- На уроке мы обсудим основные научно-технические достижения XX века, выясним какие изменения и направления произошли в мировой науке. Выделим связь научных достижений с проблемами мировой политики, определим какой вклад внесли отечественные учёные в развитие научной мысли.

- И основная задача нашего занятия решение главной проблемы влияния НТП на жизнь общества:

Учитель: Вспомните и назовите этапы развития научно-технической революции в науке и технике. (слайд 5 Схема развития НТР)

Первая научная революция XVII век

(Эпоха географических открытий)

Вторая научная революция конец XVIII века — первая половина XIX века.

(Эпоха модернизации и Просвещения)

Третья научная революция вторая половина XIX века — начала XX в.

(Эпоха физики, пара, электричества, радио)

Четвёртая научная революция XX век:

1. мануфактурное производство, развитие торговли, мореплавания

2. переход от ручного труда к машинному

3. развитие производительных сил на машинной основе, развитие науки на базе техники

4 графа - ф.и. учёных, конструкторов, космонавтов.

1.Основные научно-технические достижения XX века в развитии транспорта и ядерного оружия. Значение – мегаполис. (проверка заполнения таблицы)

2. Научно-технические достижения XX века в космонавтике и компьютерных технологий. (проверка заполнения таблицы)

Развитие транспорта. В двадцатое столетие человечество входило с пароходами, поездами, трамваями, автомобилями. В 1903 г. в США братья У. и О. Райт совершили первый полет на самолете. В течение всего XX в. происходило совершенствование транспортных средств.

На железной дороге паровозы были вытеснены тепловозами, которые, в свою очередь, уступили место электровозам. Первая в СССР электрифицированная железнодорожная линия Баку—Сабунчи была введена в эксплуатацию в 1924 году. Во второй половине века появились скоростные железные дороги. В Японии, например, они связывают Токио с югом острова Хоккайдо, а во Франции — Париж с Марселем. Во многих крупных городах мира действуют линии метро, которые часто выходят в пригородные зоны. Это позволяет миллионам людей в течение дня быстро перемещаться в пределах мегаполисов.

Густая сеть автомобильных дорог общей протяженностью в несколько десятков миллионов километров покрыла планету. После Первой мировой войны автомобиль стал одним из основных транспортных средств. Благодаря внедрению конвейерного производства появились модели машин, доступные людям со средним достатком. В 1924 г. в СССР на заводе АМО (ныне — ЗИЛ) были произведены первые полуторатонные грузовики. После Второй мировой войны автомобиль завоевал весь мир, превратился в один из символов XX века. Повсеместно началось строительство скоростных автомагистралей, предприятия выпускали машины разного назначения и разных марок, миллионы людей стали владельцами личных автомобилей.


Летчик Ч. Линдберг. 1927 г.

Ядерное оружие и атомная энергетика. Развитие физики микрочастиц привело к концу 30-х гг. к созданию технических предпосылок для использования атомной энергии. За год до начала Второй мировой войны немецкие физики О. Ган и Ф. Штрасман произвели расщепление атома урана. Но первой страной, где появились ядерные реакторы и была создана атомная бомба, стали США. В разной степени к ее созданию были причастны крупнейшие физики из разных стран, эмигрировавшие в Америку: итальянец Э. Ферми, построивший первый ядерный реактор в Чикаго, венгры Э. Теллер и Л. Сцилард, датчанин Н. Бор. Лабораторию в Лос-Аламосе, где работали эти ученые, возглавил американский физик Р. Оппенгеймер. 16 июля 1945 г. в пустыне штата Нью-Мексико был произведен взрыв первой атомной бомбы.

В Советском Союзе первый ядерный реактор был запущен в 1946 г., а спустя три года проведены испытания атомной бомбы. Над этим работал коллектив ученых, в который входили И. В. Курчатов, Я. Б. Зельдович и Ю. Б. Харитон, совместно в 1939—1941 гг. рассчитавшие цепную реакцию урана. СССР стал второй ядерной державой.

В 1953 г. были осуществлены испытания атомной бомбы в Англии, первых водородных бомб — американской, созданной группой ученых под руководством Теллера, и советской. В СССР теоретические основы создания бомбы, а также управляемой термоядерной реакции разработали И. Е. Тамм и А. Д. Сахаров. Позже к числу ядерных держав присоединилась Франция, а затем — Китай. В самом конце XX в. ядерным оружием обзавелись Индия и Пакистан.

Использование атомной энергии в военных целях привело к созданию подводных лодок с атомным реактором. Первая из них в 1954 г. была спущена на воду в США, а в 1960 г. американская атомная подводная лодка, не поднимаясь на поверхность, за 84 дня совершила кругосветное плавание. Подобные многодневные плавания, в том числе и подо льдом Северного Ледовитого океана, совершали советские подводные лодки.

Благодаря разработке управляемой термоядерной реакции стало возможным применение атомной энергии в мирных целях. В 1954 г. в СССР, в городе Обнинске, начала работать первая в мире экспериментальная атомная электростанция, а в 1956 г. в Англии вступила в действие первая промышленная атомная электростанция.

Ракетостроение и космонавтика. К первым десятилетиям XX в. относится теоретическое (физическое, математическое и техническое) обоснование возможности космических полетов. Основоположником научной космонавтики в России стал учитель физики из Калуги К. Э. Циолковский, разработавший инженерные решения конструкции ракет и жидкостного ракетного двигателя. К основоположникам ракетостроения и космонавтики можно отнести также работавшего в Германии, Италии и США Г. Оберта, который написал первый в Западной Европе фундаментальный труд, посвященный космическим полетам.



Радиобашня, построенная по проекту инженера В. Г. Шухова на Шаболовке в Москве в 1922 г.

Первые электронно-вычислительные машины (ЭВМ) появились в послевоенное десятилетие, и с тех пор одно поколение компьютеров периодически сменяет другое. Совершенствование техники привело в 70-х гг. к созданию персонального компьютера. Широкое распространение персональных компьютеров, внедрение роботов и автоматизация производства ознаменовали технологический переворот на основе микроэлектроники, переход сообщества стран Запада в постиндустриальную стадию. Появление на исходе XX в. глобальной компьютерной сети интернет позволило накапливать, хранить и распространять любую информацию (научную, техническую, экономическую, политическую, художественную и др.) по всему миру. Мобильная спутниковая телефонная связь позволяет вести разговор, минуя стационарную сеть и находясь в любой точке земной поверхности. В то же время важную роль в человеческом общении продолжает играть более дешевая кабельная связь. Не случайно в 90-х гг. был проложен трансокеанский подводный кабель из Англии в Японию протяженностью в 25 тыс. миль.

В 2000 г. Нобелевскую премию по физике получили американские ученые Г. Кремер и Дж. Килби и российский академик Ж. Алферов за исследования 60—70-х гг., приведшие к созданию интегральных транзисторных схем, солнечных батарей на космических станциях, развитию лазерной техники.

Подведем итоги

Никогда раньше научные достижения так быстро, так часто и так существенно не вторгались в жизнь людей, как в XX веке. На протяжении всего столетия благодаря непрерывным революционным по своему значению открытиям и изобретениям научно-технический прогресс резко изменял облик мира.

ВОПРОСЫ

1. Какие новые направления научно-технического прогресса характерны для XX века?

2. Каким образом развитие науки в XX веке было связано с проблемами мировой политики? Какие еще факторы способствовали внедрению в жизнь достижений ученых?

3. Какой вклад внесли отечественные ученые в развитие научной мысли?

4. Почему показателями государственной мощи в конце XX в. стали не объемы добываемых природных ресурсов и производства стали, алюминия, различных сплавов, металлообрабатывающих станков и т. д., а развитие и массовое использование новых высоких технологий, в первую очередь информационных?

ЗАДАНИЯ

Читайте также: