Семейство пасленовые план урока

Обновлено: 05.07.2024

Словарь: паслёновые, портфолио, технические культуры, дурман, белена, петуния, душистый табак.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация в Power Point, сигнальные карточки, памятки, набор картинок с изображением растений разных семейств, карточки с признаками однодольных и двудольных растений, муляжи плодов.

1. Организационный момент

Приветствие: Добрый день, ребята.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели.

- Пусть вам сопутствует доброе настроение во время всего урока и помогает успешно справляться с заданиями.

Девиз урока

Пусть наш урок пройдёт под девизом

Пусть каждый день и каждый час

Вам новое добудет.

Пусть добрым будет он у вас,

А сердце добрым будет.

-Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с царством растений. Познакомимся с новым семейством цветковых растений. Будем учиться выявлять общие признаки растений, которые объединяются в одно семейство;

II. Проверка домашнего задания

- На какие две группы делятся цветковые растения? (Цветковые растения делят на однодольные и двудольные)

1. Распределите признаки однодольных и двудольных растений.(см.Приложение.Задание1)

На доске расположены карточки, на которых написаны признаки однодольных и двудольных растений. Ученик распределяет карточки с признаками, зачитывая их вслух.

в семени 1 семядоля в семени две семядоли

мочковатая корневая система стержневая корневая система

дуговое и параллельное сетчатое

жилкование листьев сетчатое жилкование листьев

2. Какой класс растений мы изучаем в настоящее время? (класс однодольных)

3. С каким семейством из этого класса мы знакомились на предыдущих уроках? (семейство лилейных)

4. Назовите растения, принадлежащие к семейству лилейных. (лилия, тюльпан, хлорофитум, лук, чеснок, ландыш)

5. Приведите примеры овощных растений (лук, чеснок.)

6. Приведите примеры растений используемых в медицине (ландыш)

7. Назовите цветочно – декоративное растение семейства лилейных (лилия, тюльпан)

III. Актуализация знаний

Чтобы узнать с каким семейством мы будем знакомиться на уроке, нам необходимо разгадать кроссворд.

1. Об этом растении в народе сложена легенда, что в ночь на Ивана Купалы оно зацветает на несколько секунд и тот, кто увидит этот цветок, найдет своё счастье (папоротник)

2. Какой мох называют торфяным? (сфагнум)

3. У родственницы ёлки

Длинные иголки. (сосна)

4. Что без печали

Приводит в слёзы?(лук)

5. Стебель рос без волос,
А серёжками оброс.
Потом сняли серьги эти,
Наварили каши детям.

Ценная злаковая культура, зерно которой используется на корм лошадям, птицам и для получения овсяной муки( овёс)

6. В землю-зубочек

Из земли-клубочек (чеснок)

7. Он злак, он в поле колосится,

Он не ячмень и не пшеница,

Из злака хлеб ржаной хорош,

Когда созреет в поле (рожь)

8. Сестрица сосен, ёлок

Зимует без иголок (лиственница)

9. Он родился в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень-

Он тихо зазвенит. (Ландыш)

10. Красу колючую, как ёж,

Зимой зелёную найдёшь (ель)

- Скажите,ребята, почему слово ландыш написано в кроссворде буквами другого цвета? (потому что оно особо охраняемое растение и занесено в Красную книгу)

- Прочитайте слово по вертикали и вы узнаете, с каким семейством мы будем знакомиться на уроке. (Пасленовые)

- Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с семейством паслёновые, узнаем общие признаки этого семейства, познакомимся с представителями растений семейства пасленовые.

IV. Изучение нового материала

- Ребята,откройте тетради и запишите тему урока в тетрадь.

Наш урок называется урок – портфолио. Что такое портфолио? (СЛАЙД 3)

- Это самая различная информация собранная о ком-то. Например, портфолио ученика содержит информацию об успеваемости, участии в спортивных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и других его отличиях среди школьников. А мы с вами на уроке соберём портфолио семейства паслёновые.

- Что должно содержать в себе портфолио? В первую очередь информацию об отличительных особенностях растений данного семейства. На столе каждого из вас лежат памятки, в них указаны те признаки семейства, на которые мы сегодня обратим внимание, знакомясь с пасленовыми. (У учащихся на парте лежат памятки) (См. приложение. Памятка)Портфолио семейства паслёновые (СЛАЙД 4) (один из учеников зачитывает)

Жизненные формы растений данного семейства

Особенности строения цветка и соцветия

Особенности строения корневой системы, стебля, листьев

Представители семейства, использование их человеком

- И так, ребята, начинаем собирать портфолио семейства паслёновые.

Название семейства нам уже известно . (учитель помещает первую страницу портфолио на доску ). Приложение 1 (СЛАЙД 5)

Растения семейства паслёновые пришли к нам из Южной Америки. Их насчитывается около 3000 видов растений. Жизненные формы паслёновых разнообразны. Большинство растений - травянистые, хотя на родине встречаются кустарники и даже деревья. (учитель помещает вторую страницу портфолио на доску). Приложение 2

-Давайте узнаем от какого растения получило название это семейства?

-Это растение паслён. (СЛАЙД 6)

- Знакомо ли вам это растение?

-Паслён можно встретить на огородах, в поле.

- У паслёна в конце лета созревают чёрные ягоды. С древних времён паслён использовали в лекарственных целях. Его свежие плоды и сок листьев применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но паслён чёрный очень опасное растение. Оно содержит вещество, которое вызывает отравление у животных и человека. Поэтому в пищу можно употреблять только зрелые плоды паслёна чёрного.

Также к этому семейству относятся:

Картофель (СЛАЙД 7)

Томат (СЛАЙД 8)

Перец (СЛАЙД 9)

Баклажан (СЛАЙД10)

-Ребята, а как вы думаете почему эти растения объединили в одну группу?

- По какому признаку растения объединяют в семейство? (строение цветка, плода) Знакомство со строением цветка (по словесной инструкции) (СЛАЙД 11)

a) Рассмотрите схему цветка паслёна. Найдите чашечку, лепестки венчика, тычинки и пестик.

б) Подсчитайте число чашелистиков, лепестков венчика, тычинок и пестиков. Запишите формулу цветка в тетрадь. Ч(5) В(5) Т5 П 1

в) Расскажите о строении цветка паслёна, используя рисунок.

(В цветке пять чашелистиков, пять лепестков венчика, пять тычинок, один пестик)

- У семейства паслёновые встречаются растения с мелкими цветками, собранными в соцветия (паслён, белена, картофель) (СЛАЙД 12)

Не редкость и крупные, одиночные цветки (петуния, дурман) (СЛАЙД 13)

(учитель помещает третью страницу портфолио на доску). Приложение 3

- У паслёновых встречаются плоды ягода или коробочка (СЛАЙД 14) , (СЛАЙД 15)

- Семя состоит из двух семядолей

(учитель помещает четвёртую страницу портфолио на доску) Приложение 4

-Ребята, давайте рассмотрим особенности строения корневой системы, стебля, листьев:

8) какая корневая система у паслёновых (стержневая)

9) Стебель у паслёновых какой…(прямостоячий)

9) Какие листья у паслёновых? (простые, с сетчатым жилкованием)

(учитель помещает пятую страницу портфолио на доску). Приложение 5

- Почему же рассматриваемые растения объединили в одну группу паслёновые?

Вывод: изучаемые растения относятся к паслёновые, так как имеют сходные признаки.

-К какому классу относятся паслёновые ? ( классу двудольных)

1. Первичное закрепление знаний. (Работа с учебником)

Расскажите о признаках паслёновых растений,опираясь на таблицу в учебнике.

Простые, с сетчатым жилкованием

Одиночные цветки, кисть

5 лепестков, 5 тычинок, 1 пестик

Коробочка или ягода

Скажите, почему паслёновые относятся к классу двудольных ?

Вывод: паслёновые растения являются двудольными, так как имеют стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, семя содержит две семядоли.

Вы, наверное, устали,
Ну тогда все дружно встали.(дети повторяют движения за учителем)

- наклоны головы назад, вперёд;

- повороты головы влево, вправо;

- махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот…

- быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти;

- круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль.

2. Элемент проектной деятельности.

(СЛАЙД 17) - Назовите культуры, которые изображены на слайде?

- Для чего люди выращивают эти культуры? (в пищу)

- Каким одним словом мы можем назвать растения, изображённые на слайде? (овощные)

- Расскажите чем полезны овощи?

Верно. В них содержится большое количество полезных для человека веществ и витаминов .

1. Картофель. Клубни картофеля не только питательны, но и целебны. Крахмал, содержащий в картофеле, даёт энергию нашему организму.

2.Томат (помидор) содержит множество полезных веществ, витаминов. Витамины С и А, которые содержатся в плодах томата, укрепляют иммунитет организма и помогают противостоять различным болезням. Особые вещества в томатах улучшают настроение. Ешьте помидоры и будете всегда бодры и веселы!

3.Баклажаны полезны людям с заболеваниями сердца и кровеносных сосудов, склонным к накоплению избыточного веса и ожирению.

4.Перец - безусловный лидер по содержанию витамина С. В зрелом красном перце содержится в шесть раз больше витамина С, чем в лимоне. Болгарский перец богат витамином А, (его там больше, чем в моркови) который, как известно, стимулирует рост волос и ногтей, благотворно влияет на состояние кожи, замедляет процесс старения. Перец нужно кушать людям склонным к плохому настроению. Он полезен для людей с заболеванием сердца, печени.

Кроме овощных растений в составе семейства есть растения лекарственные, цветочно-декоративные. (СЛАЙД 18)

- Составьте схему со слайда в тетради. (учащиеся работают в тетрадях)

- Познакомимся ближе с лекарственными и цветочно – декоративными растениями семейства паслёновые. К лекарственным растениям относятся дурман и белена. Растения - ядовиты. Ядовиты все части растений. (СЛАЙД 19)

Дурман. Цветки издают сильный дурманящий запах. Ядовитые вещества содержатся в плодах и семенах. Растения используются в медицине.

Препараты из этих растений оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему, обладают обезболивающим эффектом.

Белена растёт по обочинам дорог, на пустырях, во дворах и в огородах, то есть встречается недалеко от тех мест, где живёт человек. Цветки грязно-жёлтого цвета с фиолетовыми прожилками. Во время цветения от растения идет довольно неприятный запах. Даже животные обходят белену стороной. Белена — очень ядовитое растение , причём ядовиты все части растения, особенно семена.

Ядовитым растением является табак. (СЛАЙД 20)

- Что изготавливают люди из табака? (сигареты)

- Какое ядовитое вещество в них содержится? (в них содержится вещество – никотин)

У людей употребляющих табак развивается такое заболевания как рак, у них страдает память, внимание.

Математики подсчитали…(СЛАЙД 21)

- каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут;

- каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением;

- за год – это 2,5 миллиона человек:

- приблизительно 1,1 миллиарда человек в мире являются курильщиками.

Цветочно-декоративные растения: петуния, душистый табак (СЛАЙД 22)

- Для чего выращивают цветочно – декоративные культуры? (для красоты)

Они радуют людей прекрасными цветами и неповторимым нежным ароматом.

Просмотр слайд шоу под спокойную музыку "Цветочно-декоративные растения"(СЛАЙД 23)

Мы познакомились с представителями семейства

(учитель помещает шестую страницу портфолио на доску) Приложение 6

- О многих растениях, с которыми мы познакомились на уроке, будем говорить на последующих занятиях, научимся выращивать некоторые из них, посеем семена цветов и вырастим цветочную рассаду для пришкольного участка. Пополним портфолио интересными материалами.

V. Закрепление:

- Соотнесите название растений и их изображения. (СЛАЙД 24)

У вас на столе лежат карточки с буквами А, Б, В, Г, Д, Е, которыми вы можете воспользоваться. Я называю растение, а вы показываете букву, под которой оно изображено.

- К какому семейству относятся изображённые растения? (паслёновые)

- Работа с муляжами. Достать из вазочки только те плоды, которые относятся к растениям семейства паслёновые (задание для слабого состава учащихся)

- Разложите на группы растения изображённые на карточках. (у каждого ребёнка на парте набор карточек с изображением растений из семейства паслёновые и лилейные: белена, картофель, лук, баклажан, ландыш, чеснок, петуния, томат, ) (см. Приложение. Картинки)

- Сколько групп у вас получилось? (две)

- К каким семействам относятся растения изображённые на карточках? (паслёновые и лилейные)

- К какому классу относятся семейство пасленовые? (к классу двудольные)

- Работа по карточкам.

(см. Приложение. Работа по карточкам)

Выписать номера предложений, в которых говорится о признаках паслёновых.

В цветке 5 чашелистиков.

В цветке 4 чашелистика.

В цветке 6 лепестков венчика.

В цветке 5 лепестков венчика.

В цветке много тычинок.

В цветку 5 тычинок.

VI. Итог:

- Как человек использует растения семейства паслёновые? (употребляет в пищу, изготавливает лекарства, украшает свои жилища).

-Назовите ядовитые пасленовые.(белена, табак, дурман)

-Назовите овощные пасленовые. (томат. картофель. баклажан)

Рефлексия (СЛАЙД 25)

Вы видите на экране предложения, дополните их:

- Сегодня на уроке я узнал( познакомился).

- Самым интересным для меня было …

- Урок мне…(понравился/ не понравился)

Домашнее задание (СЛАЙД 26)

Используемая литература и интернет источники:

Клепинина З.А. Биология.Грибы. Бактерии.7 класс :Учебник для спец.(коррекц.) образоват. учреждений VIII вида

  • познакомить учащихся с растениями пасленовых, сформировать общее понятие о них;
  • закрепить ботанические знания о строении, размножении, применении растений;
  • воспитывать умение анализировать, самостоятельно делать выводы;
  • развивать внимание, любовь к природе, интерес к истории растений.
  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

Звучит музыка, на экране сцена бала.

Франция. Конец XVIII в. В стране голод, а королевском дворце бал. Королева Мария Антуанетта, как всегда, ослепительно хороша, ее украшения – сверкающие бриллианты. Но не на них были направлены взоры. Ее прическу украшали невиданные здесь прежде цветы. Их подарил королеве аптекарь Антуан Огюст Пармантье. Он надеялся, что королева окажет покровительство растению, ведь в стране голод, а оно может заменить хлеб. Но Мария Антуанетта и слушать не стала.

Какие цветы украшали прическу королевы Марии Антуанетты? (Цветы картофеля).

Сцена войны с индейцами

Внимание. Это растение очень известно. Более 400 лет оно прославило себя как военное средство. Рано утром осенью 1532 г. испанские конкистадоры вступили в сражение с индейцами. Завоеватели не сомневались в успехе битвы, на их стороне было превосходство в численности войска, в вооружении, в боевой выучке. И, наверное, бой действительно бы закончился победой испанцев, если бы южноамериканские индейцы не прибегли к помощи этого растения. Приблизившись к войскам завоевателей, индейцы на тлеющие угли жаровен сыпали порошок этого растения. В небо взвивались струйки белого едкого дыма. Ветерок понес их в сторону противника, и во вражеском войске началась паника. Солдаты кашляли, чихали, у них слезились глаза, горело лицо. Испанцы залегли, а затем, бросив оружие, бросились в бегство. Так это растение помогло одержать победу. О каком растении из семейства пасленовых шла речь? (Перец).

Следующий вопрос: Листья этого растения набивали в трубку и выкуривали. Из Южной Америке это растение перекочевало в Западную Европу , а затем в Россию. Во времена царя Михаила Федоровича за такое деяние людям отрезали носы и уши. Листья какого растения используются в этом случае? (Табак).

Учитель: Ребята, что же объединяет все эти виды растений, почему о таких разных представителях растительного мира мы говорим сегодня?

Все они относятся к одному семейству: Семейство пасленовых. Это и будет темой нашего урока. Цель нашего урока: поближе познакомиться с этим семейством. Для этого я предлагаю, вам отправится в путешествие по этому маршруту.

  1. Растения семейства пасленовых.
  2. Ядовитые растения семейства пасленовых.
  3. Строение цветка семейства пасленовых.
  4. Строение плода.

Учитель: Когда юная древнеримская богиня Флора, согласно легенде, расселила растения по Земле, она выбрала каждому из них то место, которое в наибольшей степени подходило для его развития. Родина пасленовых Мексика, Чили, Перу, Гватемала, Турция, Индия, Китай. Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томатах, перцах, баклажанах. Привезенные нами из дальних стран, как диковинные растения, они сначала выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя судьба, своя история. Но все они, постепенно завоевывая мир, становились растениями-переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.

В семействе пасленовых насчитывается около 3000 видов растений. Оно включает следующие группы растений:

  • пищевые растения – картофель, томат, перец, баклажан;
  • технические – табак, махорка;
  • декоративные – душистый табак, петунья;
  • ядовитые – белена, дурман, белладонна.

Свое название семейство пасленовых получило от однолетнего травянистого сорного растения – паслена черного. Стебель его прямостоячий, листья простые, очередно расположенные. Цветут летом и осенью до самых заморозков. (Демонстрация гербария).

Паслен черный считается сорняком, но некоторые представители этого семейства выращиваются специально. Одно из представителей этого семейства находится у меня в черном ящике. В этом ящике находится видоизмененный побег, на его поверхности находятся почки, большая часть находится на верхушке. Самая главная особенность – запасать питательные вещества. Этот видоизмененный побег используют при размножении. Что лежит в черном ящике? (Клубень).

Рассказ о картофеле.

Ребята, с какой целью выращивают картофель? Откройте учебник на странице 218, прочитайте последний абзац и скажите, с какой целью выращивается картофель?

Предлагается определить: из плода, какого растения изготовлен этот напиток?

Слово помидор пришло к нам из итальянского и французского языка. Итальянцы именуют плод этого растения “помо д' оро”, то есть золотое яблоко, а французы — “помо д' амур” — яблоко любви. В Мексике помидоры называют туматль. Отсюда другое название – томат. В Европу томат попал в XVI в. Первыми его стали разводить португальцы и испанцы. Потом он попал в Италию. Первоначально томат получил известность как декоративное и лекарственное растение. Только в конце XVIII – начале IXX столетия это растение было признано как овощная культура.

Мы говорили о распространенных видах этого семейства.

А теперь рассмотрим ядовитые растения.

Какое растение называют “одурь”, “дурь-трава”, “бесиво”? Эти названия связаны с действием, которое оказывает на организм это растение. Сильное, нервное возбуждение делает поведение человека непредсказуемым: он бредит, бегает, истерически смеется, прыгает. У этого растения стебель и листья покрыты железистыми волосками. Об этом растении существует загадка: “У тропы стоит неряха, на ней липкая рубаха, на плече кулик узорный до краев с отравой черной”. Как называется это растение?

Да, это белена ядовитое растение семейства пасленовых. Отсюда народное выражение “белены объелся”, “взбеленился”.

Английский драматург В.Шекспир в трагедии “Гамлет” описал действие яда белены, с помощью которого был убит отец Гамлета.

“…когда я спал в саду
В свое послеобеденное время
В мой уголок прокрался дядя
С проклятым соком белены во фляге
И мне в ушную полость влил настой;
Чье действие в таком раздоре с кровью,
Что мигом обегает, словно ртуть,
Все внутренние переходы тела,
Створаживая кровь, как молоко,
С которым каплю уксуса смешали.
Так было и со мной…” —

рассказывает Гамлету призрак отца.

Ребята, в медицине в малых дозах белену используют как лекарственное средство. Она входит в состав лекарств как успокаивающее, обезболивающее средство. Так же к ядовитым растениям семейства пасленовых относят белладонну, дурман.

Много ядовитых содержат веществ содержат листья табака. Какой вред приносит табак? Особенно ядовит никотин. Он подрывает здоровье человека. Откройте учебник на странице 220 и в последнем абзаце прочитайте, какой вред приносит табак?

Мы познакомились с вами с представителями семейства пасленовых, теперь давайте разберем, какие признаки их объединяют.

Цветок этих растений имеет двойной околоцветник: чашечка из 5 сросшихся чашелистиков и венчик из 5 сросшихся лепестков. Тычинок у них по 5, а пестик 1. Формула цветка пасленовых: *Ч (5) Л (5) Т 5 П 1 . Плоды либо ягоды (паслен черный, томат), либо коробочки (петуния, дурман, белена).

Сегодня мы с вами познакомились с семейством пасленовых и собрали большой урожай. Назовите плоды известных вам растений. (корзина с муляжами плодов и клубней). И в заключении давайте закрепим наши знания кроссвордом.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Урок биологии. ТЕМА: Семейство паслёновых.

Образовательные: познакомить с отличительными признаками растений

семейства пасленовые, их многообразием и использованием растений

Коррекционно–развивающие: учить анализировать, сравнивать, обобщать,

выделять главное, самостоятельно делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, воспитывать нетерпимость к

вредным привычкам. Словарь: паслёновые, технические культуры, дурман, белена, петуния, душистый табак.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, презентация в Power P oint, сигнальные карточки, памятки, набор картинок с изображением растений разных семейств, карточки с признаками однодольных и двудольных растений.

Ход урока: 1. Организационный момент

1) Приветствие: Добрый день, ребята.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели. - Пусть вам сопутствует доброе настроение во время всего урока и помогает успешно справляться с заданиями.

II . Проверка домашнего задания - Вспомните, на какие две группы делятся цветковые растения? 1. Распределите признаки однодольных и двудольных растений.

На доске расположены карточки, на которых написаны признаки однодольных и двудольных растений. Ученик распределяет карточки с признаками, проговаривая их.

в семени 1 семядоля в семени две семядоли

мочковатая корневая система стержневая корневая система

дуговое и параллельное сетчатое жилкование листьев жилкование листьев

2. Какой класс растений мы изучаем в настоящее время? (класс двудольные) 3. С каким семейством из этого класса мы знакомились на предыдущих уроках? (семейство розоцветные) 4. Назовите растения, принадлежащие к семейству розоцветные. (Яблоня, груша, слива, вишня, шиповник, роза, лапчатка, сабельник, земляника, малина)

5. Приведите примеры растений, у которых плоды употребляют в пищу (яблоня, груша, земляника, малина, вишня и т.д.) 7. Приведите примеры растений используемых в медицине (боярышник, сабельник, шиповник, рябина, черёмуха) 8. Назовите цветочно – декоративное растение семейства розоцветные (роза)

III . Актуализация опорных знаний

Чтобы узнать с каким семейством мы будем знакомиться на уроке, нам необходимо разгадать кроссворд.

1. Хоть жжет его солнце, одет он в суконце,
А сукно золотистое, тонкое и чистое. (Персик)

2. Царицей цветов я зовусь. На вид я прекрасна, нежна,
Но тронешь меня невзначай, почувствуешь, как я сильна. (Роза)

3. На сучке висят шары, посинели от жары. (Слива)

4. Не жил в ягоде жучок, и не кушал червячок,
А сорвал её с куста, глядь - середка вся пуста. (Малина)

5. На лесной полянке –

Чтоб её увидеть,

Надо поклониться (Земляника)

6. Живёт полезный кустик,
Дотронешься – укусит.
На розу очень я похож,
Колюсь, хотя я и не ёж. (Шиповник)

7. Круглое, румяное
Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко)

8. Долгоножка хвалится: я ли не красавица?
А всего - то косточка да красненькая кофточка. (Вишня)

9. Появились бубенчики - белые горошки,
Распустились колокольчики на зеленой ножке. (Ландыш)

10. Дерево с белоснежными пахучими цветами и вяжущими плодами. (Черемуха)

img2

(СЛАЙД 2)

- Скажите, почему слово ландыш написано в кроссворде буквами другого цвета? (потому что оно не относиться к семейству розоцветные) - Прочитайте слово по вертикали и вы узнаете, с каким семейством мы будем знакомиться на уроке. (Пасленовые) - Правильно, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с семейством паслёновые, узнаем его общие признаки, познакомимся с представителями растений семейства пасленовые.

IV . Изучение нового материала

- Запишите тему урока в тетрадь. – На уроке ы получите информацию об отличительных особенностях растений данного семейства. На столе каждого из вас лежат памятки, в них указаны те признаки семейства, на которые мы сегодня обратим внимание, знакомясь с пасленовыми. ( У учащихся на парте лежат памятки) (СЛАЙД 5)

Жизненные формы растений данного семейства

Особенности строения цветка и соцветия

Особенности строения корневой системы, стебля, листьев

Представители семейства, использование их человеком

Начинаем собирать портфолио семейства паслёновые.

Название семейства нам уже известно . (СЛАЙД 6) Растения семейства паслёновые пришли к нам из Южной Америки. Их насчитывается около 3000 видов растений. Жизненные формы паслёновых разнообразны. Большинство растений - травянистые, хотя на родине встречаются кустарники и даже деревья. - От какого растения получило название это семейства? ( Паслён ) (СЛАЙД 7) - Знакомо ли вам это растение? Где вы его встречали? ( его можно встретить на огородах, в поле) - Пробовали ли вы ягоды паслёна? Какие они на вкус? - Паслён чаще всего называют поздникой, потому что только в конце лета у него созревают чёрные ягоды. С древних времён паслён использовали в лекарственных целях. Его свежие плоды и сок листьев применяли для лечения органов пищеварения и кровообращения. Но паслён чёрный очень опасное растение. Оно содержит вещество, которое вызывает отравление у животных и человека. Поэтому в пищу можно употреблять только зрелые плоды паслёна чёрного. Кроме паслёна к этому семейству относятся: Картофель (СЛАЙД 8) Томат (СЛАЙД 9) Перец (СЛАЙД10) Баклажан (СЛАЙД11) Почему эти растения объединили в одну группу? По какому признаку растения объединяют в семейство? ( строение цветка, плода ) Знакомство со строением цветка ( по словесной инструкции ) (СЛАЙД 12)

a) Рассмотрите схему цветка паслёна. Найдите чашечку, венчик, тычинки и пестик.

б) Подсчитайте число чашелистиков, лепестков венчика, тычинок и пестиков. Запишите формулу цветка в тетрадь.

в) Расскажите о строении цветка паслёна, используя рисунок.

(В цветке пять чашелистиков, пять лепестков венчика, пять тычинок, один пестик)

г ) соберите формулу цветка на доске ( ученик собирает формулу цветка из карточек)

Ч(5) В(5) Т5 П 1

- У семейства паслёновые встречаются растения с мелкими цветками, собранными в соцветия (паслён, белена, картофель) (СЛАЙД 13)

Не редкость и крупные, одиночные цветки (петуния, дурман) (СЛАЙД 14)

- Какие плоды встречаются у паслёновых ? (ягода, коробочка) (СЛАЙД 15) , (СЛАЙД 16)

- Семя состоит из двух семядолей

( СЛАЙД 17) Особенности строения корневой системы, стебля, листьев:

8) какая корневая система у паслёновых ( стержневая )

9) Стебель у паслёновых …( прямостоячий )

9) Какие листья у паслёновых? ( простые, с сетчатым жилкованием )

- Почему же рассматриваемые растения объединили в одну группу паслёновые?

Вывод : изучаемые растения относятся к паслёновые, так как имеют сходные признаки.

1. Первичное закрепление знаний. (Работа с учебником)

Опираясь на таблицу, расскажите о признаках паслёновых растений

Простые, с сетчатым жилкованием

Одиночные цветки, кисть

5 лепестков, 5 тычинок, 1 пестик

Коробочка или ягода

Скажите, почему паслёновые относятся к классу двудольных ?

Вывод: паслёновые растения являются двудольными, так как имеют стержневую корневую систему, сетчатое жилкование листьев, семя содержит две семядоли.

- наклоны головы назад, вперёд;

- повороты головы влево, вправо;

- махом левую руку занести за правое плечо, голову повернуть налево, и наоборот…

- быстро поморгайте глазами, закройте глаза и посчитайте до пяти;

- круговые движения глазами вначале вправо, затем влево 2-3 раза в каждую сторону и посмотрели вдаль.

2. Элемент проектной деятельности.

(СЛАЙД 18) - Какие культуры изображены на слайде?

- Для чего люди выращивают эти культуры? ( в пищу )

- Каким словом можно назвать растения, изображённые на экране? (овощные)

- Чем полезны овощи?

Верно. В них содержится большое количество полезных для человека веществ.

1. Картофель . Клубни картофеля не только питательны, но и целебны. В них содержится большое количество минеральных солей, которые способствуют выведению воды и поваренной соли из организма. Крахмал даёт энергию нашему организму.

2.Томат (помидор) содержит множество полезных веществ: витаминов и минеральных солей, а также каротина. Это низкокалорийный диетический продукт, который обладает отличными вкусовыми качествами. Витамины С и А, которые содержатся в плодах томата, укрепляют иммунитет организма и помогают противостоять различным болезням. Особые вещества в томатах улучшают настроение. Ешьте помидоры и будете всегда бодры и веселы!

3.Баклажаны полезны людям с заболеваниями сердца и кровеносных сосудов, склонным к накоплению избыточного веса и ожирению. Плоды баклажана снижают уровень сахара в крови, а значит, полезны людям, страдающим сахарным диабетом. Они помогают образованию красных кровяных телец, поэтому их рекомендуют людям страдающим анемией (малокровием).

4.Перец - безусловный лидер по содержанию витамина С. В зрелом красном перце содержится в шесть раз больше витамина С, чем в лимоне. Маленькая долька перца удовлетворит суточную потребность взрослого человека в аскорбиновой кислоте. Болгарский перец богат витамином А, (его там больше, чем в моркови) который, как известно, стимулирует рост волос и ногтей, благотворно влияет на состояние кожи, замедляет процесс старения. Особенно важно употреблять сладкий перец в период активного роста, так как витамин А участвует в формировании зубов и костей. Перец нужно кушать людям склонным к плохому настроению. Он полезен для людей с заболеванием сердца, печени, для тех, у кого пониженное давление.

Кроме овощных растений в составе семейства есть растения лекарственные, цветочно-декоративные. (СЛАЙД 19)

- Составьте схему со слайда в тетради . (учащиеся работают в тетрадях)

- Познакомимся ближе с лекарственными и цветочно – декоративными растениями семейства паслёновые. К лекарственным растениям относятся дурман и белена . Растения - ядовиты. Ядовиты все части растений. (СЛАЙД 20)

Белена растёт по обочинам дорог, на пустырях, во дворах и в огородах, то есть встречается недалеко от тех мест, где живёт человек. Цветки грязно-жёлтого цвета с фиолетовыми прожилками. Во время цветения от растения идет довольно неприятный запах. Даже животные, у которых гораздо чувствительнее обоняние, обходят белену стороной. Плод – коробочка, семена по внешнему виду напоминают маковые— мелкие, тёмно-коричневого цвета, появляются в конце лета. Белена — очень ядовитое растение , причём ядовиты все части растения, особенно семена. Больше всего страдают дети, которые путают семена белены со съедобными семенами. Симптомы отравления (спутанность сознания, жар, сердцебиение, сухость во рту, нарушение зрения и др.) проявляются уже через 15—20 минут.

Дурман. Цветки издают сильный дурманящий запах. Ядовитые вещества содержатся в плодах и семенах. Растения используются в медицине.

Препараты из этих растений оказывают успокаивающее действие на центральную нервную систему, обладают обезболивающим эффектом.

Ядовитым растением является табак . (СЛАЙД 21)

- Что изготавливают люди из табака? ( сигареты)

- Какое ядовитое вещество в них содержится? ( в них содержится вещество – никотин)

У людей употребляющих табак развивается такое заболевания как рак, у них страдает память, внимание.

Цветочно-декоративные растения: петуния, душистый табак (СЛАЙД 22)

- Для чего выращивают цветочно – декоративные культуры? ( для красоты)

Они радуют людей прекрасными цветами и неповторимым нежным ароматом.

Мы познакомились с представителями семейства

- О многих растениях, с которыми мы познакомились на уроке, будем говорить на последующих занятиях, научимся выращивать некоторые из них, посеем семена цветов и вырастим цветочную рассаду для пришкольного участка. Пополним портфолио интересными материалами.

V . Закрепление:

- Соотнесите название растений и их изображения. (СЛАЙД 24)

У вас на столе лежат карточки с буквами А, Б, В, Г, Д, Е, которыми вы можете воспользоваться. Я называю растение, а вы показываете букву, под которой оно изображено.

- К какому семейству относятся изображённые растения? ( паслёновые )

- Работа с муляжами. Достать из вазочки только те плоды, которые относятся к растениям семейства паслёновые ( задание для слабого состава учащихся )

- Разложите на группы растения изображённые на карточках. (у каждого ребёнка на парте набор карточек с изображением растений из семейства паслёновые и розоцветные: белена, картофель, земляника, баклажан, груша, яблоко, петуния, томат, дурман)

- Сколько групп у вас получилось? (две)

- К каким семействам относятся растения изображённые на карточках? ( паслёновые и розоцветные)

- К какому классу относятся эти семейства? ( к классу двудольные)

VI . Итог:

- Как использует человек растения семейства паслёновые? (употребляет в пищу, изготавливает лекарства, украшает свои жилища).

Нажмите, чтобы узнать подробности

б)продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать различные группы растений.

Дата проведения: 21.02.2017г.

Тема урока: Семейство Пасленовые

Цель урока: сформировать знания о семействе Пасленовые

1.образовательные: познакомить учащихся с отличительными признаками, многообразием и значением растений семейства Пасленовых; показать их биологические особенности;

2.воспитательная: формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, научное мировоззрение учащихся;

а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления;

б)продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать различные группы растений.

Учащиеся должны знать:

1.особенности строения представителей семейства пасленовые.

Тип урока: Комбинированный урок

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором.

Учебник: §44 (страница 146-148)

Рабочая тетрадь: лабораторная работа №24

Методы обучения: беседа, словесные, объяснительно-иллюстративные, работа с учебником, практическая работа, лабораторная работа.

Формы организации учебной деятельности (УД): фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Проблемный вопрос урока: Что объединяет всех представителей семейства пасленовые?

Технологическая карта урока

Настрой на активную деятельность

Мотивирует к активной деятельности.

Готовятся к уроку. Психологический настрой на активную деятельность на уроке

2.Проверка домашнего задания

Актуализация имеющихся знаний

Проверить подготовленость к уроку

Задает вопросы по домашнему заданию

Отвечают на вопросы. Выполняют индивидуальные задания и задания в микрогруппах.

3.Подготовка к восприятию новой темы

Мотивация к дальнейшей деятельности

Объявление новой темы урока.

Ставит цели нового урока

Записывают в тетради тему урока

4.Изучение новой темы

Активная учебная деятельность. Усвоение нового материала

1.Общая характеристика семейства пасленовые

3. Представители семейства

Объясняет новую тему с использованием мультимедийного оборудования, учебных плакатов, наглядного материала.

Формирование собственной позиции.

Задает вопросы. Просит сформулировать выводы.

Отвечают на вопросы. Делают выводы по пройденной теме.

Дать установку на подготовку к следующему уроку

Делают записи домашнего задания в дневниках

Озвучивает домашнее задание

Записывают домашнее задание

Целостно обобщить полученную информацию

Задает вопросы: Итак, что же мы узнали нового по этой теме и что мы умеем? Что могу я и что умею? ? -Достигнуты ли нами цели урока? -Как вы оцените сегодняшний урок?

Отвечают на вопросы. Делятся впечатлением

1Организационный момент

2Актуализация знаний. Проверка домашнего задания..

Фронтальный опрос:

-Назовите основные признаки покрытосеменных растений.

-Почему покрытосеменные так называются?

-Что такое цветок?

- На какие классы делится отдел покрытосеменные?

- К какому классу относится семейство крестоцветные?

- Какие главные признаки семейства розоцветные?

Игра: Из ниже перечисленных видов выберите тот, который относится к семейству крестоцветные или розоцветные. Назовите его значение.

1.Сурепка обыкновенная, Шиповник коричневый, Груша, Хрен

2. Редька дикая, Арбуз, Малина, Боярышник, Абрикос

3. Капуста, Ива, Яблоня, Спирея, Рябина, Рапс, Редис

У доски. Задание.

Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства крестоцветных.

Выпишите номера признаков, которыми обладают представители семейства розоцветных.

Плоды – ягода, костянка, мнокостянка, яблоко, земляничина.

Чашечка цветка состоит из 4 свободных чашелистиков.

Венчик цветка состоит из 5 свободных лепестков.

В основном травы.

Венчик цветка состоит из 4 свободных лепестков.

Соцветие – щиток, зонтик, кисть.

Цветок имеет 1 пестик и 6 тычинок, из которых 2 короткие и 4 длинные.

Плод – стручок или стручочек.

В цветке пестиков много или один.

Жизненные формы: деревья, кустарники, травы.

Представители: малина, шиповник, черемуха, лапчатка.

Семейство Крестоцветные - 2, 3, 5, 6, 8, 9.

Семейство Розоцветные – 1, 4, 7, 10, 11, 12.

У доски. Задание.

Написать формулы цветков и определить к какому семейству они относятся.


Семейство крестоцветные.

Семейство розоцветные.12 3

1.Формула цветка вишни:

2.Формула цветка розы:

3. Формула цветка шиповника:

У доски. Задание.

Назовите таксономическое положение: Ярутки полевой, Яблони дикой, Сурепки обыкновенной, Земляники лесной.

3Подготовка к восприятию новой темы. Постановка цели урока.

Цель урока: изучить особенности строения представителей семейства Пасленовые.

Слайд 2. Ученики записывают тему урока.

4.Объяснение нового материала.

Учитель: Как вы думаете, какие растения относятся к семейству пасленовые? Давайте откроем учебники, на странице 146, и попробуем определить представителей семейства.

Ученики работают с учебником. Отвечают на вопрос.

Учитель: это не очень многочисленное семейство. К нему относятся около 2,5 тысяч видов и 85 родов. Растения этого семейства распространены в основном в тропических странах Нового Света, но достаточное количество видов распространено в умеренных областях обоих полушарий.

В семействе около 3000 видов

В основном травы, кустарники и небольшие деревья

Распространены по всему миру

Цветки с двойным околоцветником

Ученики записывают общие положения в тетрадь.

Учитель: Слайд 5. Давайте попробуем определить таксономическое положение для семейства пасленовых.

Ученики записывают в тетради таксономическое положение.

Учитель: Жизненные формы растений данного семейства разнообразны. В умеренных широтах семейство представлено преимущественно травянистыми растениями, изредка встречаются полукустарники, ещё реже – кустарники.

В тропиках, особенно в Южной Америке, преобладают лазающие кустарники, а так же встречаются и деревья.

Учитель: Для того чтобы начать изучать цветок давайте вспомним еще раз его части.

Ученик у доски.



Учитель: Слайд 8. Строение цветка. Цветки у растений этого семейства имеют одинаковое строение и являются, как и у многих других растений, ключевым параметром при определении семейства.

Давайте рассмотрим модель цветка картофеля

Правильный цветок с двойным околоцветником, чашечка состоит из пяти сросшихся между собой чашелистиков, а венчик состоит из пяти сросшихся лепестков, тычинок 5 несросшихся, пестик один.

Обратите внимание на диаграмму цветка представителей семейства Паслёновые.

Ученики записывают в тетради основные положения.

Задание.Определить формулу цветка по ее диаграмме.

Ученики выполняют задание.


1

1.Формула цветка картофеля:

Учитель: проверяет правильность выполненного задания.

Ученики записывают формулы в тетради.

Учитель: Цветки одиночные или собраны в соцветие кисть.

Учитель: У семейства пасленовых 2 вида плода: коробочка-сухой, ягода – сочный. Плод паслёновых сочный – ягода (паслён, помидор, картофель), или сухой – коробочка (петуния, табак душистый).

Ученики: записыают название плода и представителей, имеющие его.

Учитель: Для того чтобы узнать значение растений семейства пасленовых давайте заполним таблицу. На столах лежат памятки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

I.Организационный момент (2 мин.)

III. Изучение нового материала (25 – 30 мин.):

А. Особенности строения цветка

Б. Особенности строения плода

В. Жизненные формы

Г. Л.Р : «Строение цветка и плода растений семейства Пасленовые

IV. Закрепление и обобщение (5 мин.)

V. Домашнее задание (2 мин.)

Здравствуйте ребята! Садитесь! На прошлом занятии мы изучили Семейство Пасленовые. Сейчас я проверю, как вы усвоили тему. Я раздам вам листочки с заданиями, а вы будите на них отвечать. Убираем со стола все лишнее и начинаем.

Из списка признаков и названий растений необходимо выбрать тезисы, соответствующие семейству Розоцветные,правильные ответы обвести в кружок.

2. Ягода Б. Земляника

3. Кисть. В. Вишня

4. Семянка. Г. Горчица

5. Костянка Д. Пастушья сумка

6. Зонтик Е. Абрикос

7. Травы Ж. Черемуха

8. Ч4 Л4 Т2+4 П1 З. Левкой

9. Ч5 Л5 Т8 П1 И. Ярутка.

10. Деревья К. Шиповник

Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с растениями класса двудольные, и узнаем о растениях семейства Паслёновые.

Как вы думаете, какая цель стоит перед вами на сегодняшнем уроке?

Совершенно верно, изучить особенности растений семейства Паслёновые, выяснить по каким признакам их объединяют в одно семейство.

Схема описания семейства Пасленовые

1. Название семейства.

2. Численность видов.

3. Распространение (ареалы обитания).

4. Жизненные формы растений данного семейства.

5. Особенности строения цветка и соцветия.

6. Типы плодов и семян, способы распространения.

7. Особенности строения вегетативных органов.

8. Примеры растений.

9. Значение в природе и хозяйственное значение.

Это не очень многочисленное семейство. К нему относятся около 2,5 тысяч видов. Растения этого семейства распространены в основном в тропических странах Нового Света, но достаточное количество видов распространено в умеренных областях обоих полушарий.

Прошла не одна сотня лет, прежде чем в Европе узнали о картофеле, томатах, перцах, баклажанах. Привезённые из дальних стран, как диковинные растения, они вначале выращивались на клумбах, в цветочных горшках, оранжереях. У каждого растения своя судьба, своя история. Но все они, постепенно завоёвывая мир, становились растениями-переселенцами, заняли одно из важнейших мест в жизни людей.

Жизненные формы растений данного семейства разнообразны. В умеренных широтах семейство представлено преимущественно травянистыми растениями, изредка встречаются полукустарники, ещё реже – кустарники.

В тропиках, особенно в Южной Америке, преобладают лазающие кустарники, а так же встречаются и деревья.

Как вы думаете от какого растения произошло название семейства?

Своё название семейство паслёновых получило от однолетнего травянистого растения – паслёна чёрного

Цветки у растений этого семейства имеют одинаковое строение и являются, как и у многих других растений, ключевым параметром при определении семейства.

Давайте рассмотрим модель цветка картофеля

Формула цветка – *Ч(5)Л(5)Т5П1 –

правильный цветок с двойным околоцветником, чашечка состоит из пяти сросшихся между собой чашелистиков, а венчик состоит из пяти сросшихся лепестков, тычинок 5 несросшихся, пестик один.

Обратите внимание на цветок картофеля. Тычинки у этого цветка крупные и плотно прилегают к пестику.

Для чего может служить подобное приспособление, в чём заключается его биологическая роль?

расположение тычинок вплотную к пестику является приспособлением к самоопылению. У картофеля цветки часто раскрываются уже опылёнными, то есть опыление происходит внутри цветка, ещё до того как он раскроется. Учёные-селекционеры при выведении новых сортов картофеля вынуждены удалять тычинки из нераскрывшихся цветков, чтобы избежать самоопыления. Для этого аккуратно раздвигают лепестки нераскрывшегося венчика и удаляют пыльники тычинок, ещё до того как они созреют. В результате, когда цветок раскрывается, в нём нет тычинок, а есть только пестик, соответственно самоопыление произойти не могло, и учёные производят искусственное опыление той пыльцой, которая им нужна.

У растений семейства Паслёновые цветки часто бывают крупные, одиночные (душистый табак, петуния, дурман). Но также часто встречаются растения с более мелкими цветами, собранными в соцветия (паслён, белена).

Посмотрите на эти растения и скажите какое у них соцветие?

Среди соцветий наиболее часто встречаются соцветия кисть (паслён чёрный), завиток (белена чёрная), метёлка.

Большинство растений этого семейства – насекомоопыляемые растения.

Какие приспособления к опылению насекомыми мы можем выявить у этих растений?

У этих растений крупные цветки или более мелкие, но собранные в соцветия. Венчики цветков ярко окрашены. Цветки многих растений семейства паслёновых источают сильный аромат. Кроме того, цветки вырабатывают нектар, который и привлекает насекомых-опылителей. Но растения этого семейства опыляются не только пчёлами, шмелями и так далее.

Такие растения, как душистый табак и петуния, опыляются ночными бабочками-бражниками. У душистого табака есть особые приспособления для опыления именно этими насекомыми.

Как вы думаете, на какие хитрости могут пойти растения для привлечения именно ночных бабочек?

Цветки этого растения распускаются обычно вечером и начинают источать сильный сладкий аромат, привлекающий ночных бабочек. Кроме того, эти цветки имеют белую окраску, хорошо различимую именно в темноте и сумерках.

Плод паслёновых сочный – ягода (паслён, помидор, картофель), или сухой – коробочка (петуния, табак душистый). Ягоды картофеля ядовиты. Семена растений данного семейства с эндоспермом.

Листья у большинства видов семейства паслёновые простые, без прилистников, расположены на стебле очерёдно. Листовая пластинка может быть как цельной (паслён сладко-горький, дурман, белена), так и рассечённой (картофель, томат). Но цельная листовая пластинка встречается чаще. Часто все части растения покрыты железистыми волосками, иногда способными выделять неприятный запах (например, томаты)

Какой будет корневая система у растений семейства паслёновые?

Давайте с вами вспомним о видоизменённых побегах – клубнях, которые образует картофель.

Какова функция клубней картофеля?

В них запасаются питательные вещества (в основном крахмал).

А вы можете доказать, что клубни картофеля – не корни, а видоизменённые побеги?

На клубнях картофеля находятся почки, которые образуются только на побегах и не могут образовываться на корнях растений. Рядом с почками можно увидеть листовой рубец. Листья также могут образовываться на стебле и не могут на корне.

Пищевые растения: Картофель, Томат, Баклажан,Перец(сладкий, пряный)

Лекарственные растения: красавка, скополи, дурман, белена.

Декоративные :некоторые виды табака, перца, петунии, физалиса

Ядовитые растения:Паслён чёрный, Паслён сладко-горький, Табак курительный

Читайте также: