Какие задачи выполняют аварийно спасательные службы мчс россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Аварийно-спасательная служба (АСС) - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование (АСФ) - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Основными принципамидеятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются
(ст. 3 151-ФЗ):

• принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;

• принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

• принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

АСФ не входят в состав ВС РФ, владеют специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования на постоянной штатной основе

Профессиональные АСС и АСФ создаются:

- в федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ) - решениями Правительства РФ по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций РФ, согласованным с МЧС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

- в субъектах РФ – органы исполнительной власти (ОИВ) субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

- в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных АСС, АСФ, - руководством организаций по согласованию с органами управления при ОИВ субъектов РФ, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Создаются в постоянной готовности– АСС, АСФ, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Условие создания - если организация, занимается одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

На нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные

формирования

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования




Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовыватьдеятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетомПримерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований.

Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

по подчиненности: территориальные и организаций;

по численности: отряды, команды, группы, звенья, посты.

Количество и перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций и их возможностей по проведению указанных работ.

Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время - 6 часов, военное время - 3 часов.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).

Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации.

Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях.

Накопление, хранение и использованиематериально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.

На общественных началах - общественные

аварийно-спасательные формирования

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

АСС и АСФ могут быть следующих видов: спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

Все они создаются с целью проведения аварийно-спасательных работ, к которым относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

Вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально - технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами ГО. Комплектуются за счет численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне

Данные формирования будут создавать и поддерживать в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся

в их ведении, в пределах своих полномочий:

Организации:

НФГО подразделяются по численности на отряды, команды, группы, звенья, посты, автоколонны, пункты и станции.

Для НФГО сроки приведения в готовностьк применению по предназначению не должны превышать: в мирное время - 6 часов, военное время - 3 часа.

Аварийно-спасательная служба (АСС) - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование (АСФ) - это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Основными принципамидеятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются
(ст. 3 151-ФЗ):

• принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;

• принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

• принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

АСФ не входят в состав ВС РФ, владеют специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Профессиональные аварийно-спасательные службы и профессиональные аварийно-спасательные формирования на постоянной штатной основе

Профессиональные АСС и АСФ создаются:

- в федеральных органах исполнительной власти (ФОИВ) - решениями Правительства РФ по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций РФ, согласованным с МЧС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

- в субъектах РФ – органы исполнительной власти (ОИВ) субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;

- в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных АСС, АСФ, - руководством организаций по согласованию с органами управления при ОИВ субъектов РФ, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

- в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Создаются в постоянной готовности– АСС, АСФ, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток.

Условие создания - если организация, занимается одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

На нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные

формирования

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования

Основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут создавать, содержать и организовыватьдеятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения мероприятий на своих территориях в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются с учетомПримерного перечня создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований.

Оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований осуществляется в соответствии с Примерными нормами оснащения (табелизации) нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Нештатные аварийно-спасательные формирования подразделяются:

по подчиненности: территориальные и организаций;

по численности: отряды, команды, группы, звенья, посты.

Количество и перечень создаваемых нештатных аварийно-спасательных формирований определяется исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных ситуаций и их возможностей по проведению указанных работ.

Для нештатных аварийно-спасательных формирований сроки приведения в готовность не должны превышать: в мирное время - 6 часов, военное время - 3 часов.

Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований комплектуется за счет работников организаций. Военнообязанные, имеющие мобилизационные предписания, могут включаться в нештатные аварийно-спасательные формирования на период до их призыва (мобилизации).

Зачисление граждан в состав нештатных аварийно-спасательных формирований производится приказом руководителя организации.

Основной состав руководителей и специалистов нештатных аварийно-спасательных формирований, предназначенных для непосредственного выполнения аварийно-спасательных работ, в первую очередь комплектуется аттестованными спасателями, а также квалифицированными специалистами существующих аварийно-восстановительных, ремонтно-восстановительных, медицинских и других подразделений.

Обеспечение нештатных аварийно-спасательных формирований специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами осуществляется за счет техники и имущества, имеющихся в организациях.

Накопление, хранение и использованиематериально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, предназначенных для оснащения нештатных аварийно-спасательных формирований, осуществляется с учетом методических рекомендаций по созданию, подготовке, оснащению и применению нештатных аварийно-спасательных формирований.

На общественных началах - общественные

аварийно-спасательные формирования

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

АСС и АСФ могут быть следующих видов: спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и химического наблюдения, радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

Все они создаются с целью проведения аварийно-спасательных работ, к которым относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

Вид и количество формирований, а также их численность определяются с учетом особенностей производственной деятельности организаций в мирное и военное время, наличия людских ресурсов, специальной техники и имущества, запасов материально - технических средств, а также объема и характера задач, возлагаемых на формирования в соответствии с планами ГО. Комплектуются за счет численности работников организаций, продолжающих работу в период мобилизации и в военное время.

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне

Данные формирования будут создавать и поддерживать в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в отношении организаций, находящихся

в их ведении, в пределах своих полномочий:

Организации:

НФГО подразделяются по численности на отряды, команды, группы, звенья, посты, автоколонны, пункты и станции.

Для НФГО сроки приведения в готовностьк применению по предназначению не должны превышать: в мирное время - 6 часов, военное время - 3 часа.

Статья 6. Задачи аварийно-спасательных служб

1. Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:

поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:

участию в разработке планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2019 N 159-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

абзацы седьмой - девятый утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;

выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;


Сегодня мы с вами поговорим об основных задачах МЧС. Перед этим введем расшифровку аббревиатуры. Итак, МЧС России - это федеральный орган исполнительной власти. Министерство Российской Федерации, занимающееся делами гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидацией последствий различных стихийных бедствий.

задачи мчс

Этот орган (МЧС РФ) осуществляет множество важных функций, например, выработку и реализацию государственной политики, нормативно-правовое регулирование, надзор и контроль, который касается защиты населения от ЧС различного характера:

Далее в статье будет использоваться термин "чрезвычайная ситуация", подразумевая и тот, и другой характер. Помимо этого к задачам МЧС России относятся:

  • обеспечение пожарной безопасности;
  • защита населения на водных объектах.

МЧС России

Итак, МЧС выполняет несколько функций, касающихся области гражданской обороны, защиты людей и территорий от ЧС, а именно:

  • управление;
  • координация;
  • контроль;
  • реагирование;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • обеспечение безопасности на водных объектах.

Задачи МЧС многочисленны, свою деятельность орган осуществляет через:

  • территориальные органы;
  • Государственную противопожарную службу;
  • специально подготовленные войска для гражданской обороны;
  • Государственную инспекцию по маломерным судам;
  • образованные аварийно-спасательные организации;
  • поисково-спасательные формирования;
  • образовательные учреждения;
  • научно-исследовательские организации;
  • медицинские, санитарно-курортные учреждения и другие.

Задачи

задачи мчс россии

Итак, теперь более подробно рассмотрим следующий вопрос: какие задачи решает МЧС России? К основным относят:

  1. выработку и реализацию государственной политики гражданской обороны;
  2. организацию, подготовку и утверждение нормативно-правовых актов, касающихся гражданской обороны;
  3. управление гражданской обороной и надзор за действиями органов исполнительной власти;
  4. нормативное регулирование, необходимое для предупреждения, прогноза и смягчения последствий ЧС;
  5. организация и ведение гражданской обороны;
  6. реагирование в экстренном порядке при ЧС;
  7. защита от ЧС и пожаров как людей, так и территорий;
  8. гуманитарное реагирование как на территории РФ, так и за ее пределами.

Функции

Вы в предыдущем разделе узнали, какие основные задачи решает МЧС России, теперь переходим к основным функциям данного органа.

основные задачи мчс

Итак, здесь можно выделить:

  • разработку и предоставление Президенту РФ проектов нормативно-правовых актов, касающихся компетенции данного органа;
  • предоставление проекта плана ГО (гражданской обороны);
  • предоставление ежегодного доклада о состоянии защиты от ЧС различного характера;
  • разработку и утверждение НПА (нормативно-правовых актов) об органах МЧС;
  • утверждение НПА, касающихся мониторинга и прогнозирования ЧС;
  • разработку методик оценки ущерба от ЧС;
  • организацию работ, которые касаются предупреждения и устранения ЧС;
  • планировку действий для выполнения поставленных задач;
  • подготовку войск для обороны РФ;
  • передачу информации населению о возникших или возможных ЧС;
  • информирование населения о методах защиты от ЧС;
  • осуществление надзора за выполнением требований гражданской обороны;
  • координирование и руководство над действиями всех видов пожарной охраны;
  • предупреждение и ликвидацию ЧС во внутренних водах и территориальном море РФ.

Полномочия

основные задачи мчс россии

После рассмотрения задач МЧС РФ необходимо ознакомиться и с полномочиями данного органа. Этим мы сейчас и займемся. Итак, к полномочиям МЧС РФ можно отнести:

  • издательство различных нормативно-правовых актов, касающихся вопросов гражданской обороны;
  • осуществление контроля за выполнением принятых НПА;
  • создание, реорганизацию и ликвидацию учреждений, которые находятся в ведении данного органа;
  • создание межведомственных, координационных и совещательных органов (комиссий или групп), помимо этого возможно создание других органов - научных, научно-технических, методологических, которые необходимы в ходе обсуждения актуальных вопросов, касающихся деятельности органа МЧС;
  • проведение проверок, которые показывают готовность федеральных органов для осуществления мероприятий, касающихся гражданской обороны;
  • осуществление проверки готовности органов к осуществлению мероприятий по гражданской обороне;
  • возможность связи с воздушными и морскими судами, специализированными транспортными средствами посредством специального оборудования;
  • осуществление деятельности за пределами Российской Федерации по установленному порядку;
  • осуществление надзора по соблюдению требований в установленном законодательством порядке;
  • проведение проверок, в результате которых становится ясно, насколько выполнены федеральные целевые программы в установленном порядке;
  • осуществление функций управления государственным имуществом в установленном порядке;
  • МЧС России - это главный распорядитель средств всего федерального бюджета;
  • запрос и получение необходимых материалов и информации, которые относятся к компетенции МЧС РФ, помощь оказывается различными органами: исполнительная власть, местное самоуправление и другие организации;
  • заключение договоров с организациями (речь идет о международных и неправительственных структурах) в установленном порядке для ликвидации последствий ЧС и помощи иностранным государствам.

Организация деятельности

задачи решаемые мчс

Нами подробно рассмотрены задачи МЧС России. Теперь переходим к организационному вопросу. Очень важно сказать, что глава МЧС - это Министр РФ, который освобождается от президентской должности. Как и у всего начальства, Министр имеет заместителей, которые также освобождаются от должности президента РФ. Их число может быть разным, все зависит от приказа Президента Российской Федерации.

Весь личный состав МЧС РФ имеет специальные служебные удостоверения, которые подтверждают их полномочия. Очень важно и то, что порядок получения данных удостоверений определяется Министром.

Коллегия, которая образуется в МЧС, имеет в своем составе министра (то есть председателя), его заместителей и руководителей других организаций МЧС. При этом численность этой самой коллегии устанавливается Президентом РФ и министром.

Создание советов

Выполнение основных задач МЧС России невозможно без создания советов. О чем идет речь, вы сможете узнать в данном разделе статьи.

Если необходимо рассмотреть и выработать рекомендации, касающиеся важных проблем компетенции органа МЧС РФ, то создается специальный научно-технический совет. Кто же входит в его состав? Сюда относятся представители органов исполнительной власти, научных и общественных организаций. При этом положение обязательно утверждается Министром.

Если необходима разработка направлений международного сотрудничества, то при МЧС РФ создается совет, который решает важные вопросы:

  • оценка международной деятельности;
  • стратегическое планирование деятельности.

Как и в предыдущем случае, положение обязательно утверждается министром.

В заключение данного раздела хочется заметить, что МЧС России - это юридическое лицо, имеющее печать, на которой изображен государственный герб России и наименование. Помимо этого существуют другие печати, штампы, бланки и так далее, которые должны строго соответствовать установленному образцу. МЧС России имеет эмблему и флаг.

Аварийно-спасательные работы

какие задачи решает мчс

Основные задачи МЧС России были бы невыполнимы без множества входящих в его состав органов. В этом разделе мы кратко осветим вопрос, касающийся аварийно-спасательных работ.

Итак, аварийно-спасательная служба - это совокупность элементов, таких как:

  • органы управления;
  • силы и средства, которые необходимы для ликвидации или предупреждения ЧС.

Между собой все элементы взаимосвязаны и объединены в одну систему. А что же такое аварийно-спасательные работы? К ним относят:

  • поисково-спасательную;
  • горноспасательную;
  • газоспасательную;
  • тушение пожаров;
  • ликвидацию последствий ЧС.

Принципы действия аварийно-спасательных служб

какие основные задачи решает мчс

При решении задач МЧС России привлекает множество других служб. В этом разделе вы сможете узнать основные принципы деятельности аварийно-спасательной службы. Среди них:

  • гуманизм и милосердие (приоритет - сохранение жизни и окружающей среды);
  • единоначалие руководства аварийно-спасательной службы;
  • оправданный риск при проведении спасательной операции;
  • постоянная готовность.

Таким образом, при возникновении ЧС обязательно вас предупредят, сделают все возможное, чтобы спасти вашу жизнь. Служба МЧС России никогда не дремлет, и всегда готова прийти на помощь.

Поисково-спасательная служба (ПСС) МЧС России выполняет следующие задачи:

  • проведение поисково-спасательных ра­бот в чрезвычайных ситуациях;
  • оказание пострадавшим первой меди­цинской помощи и эвакуация их в лечеб­ные учреждения;
  • проведение профилактических меро­приятий по снижению или устранению опасности для жизни и здоровья граждан.

Формирования ПСС способны за время от 15 мин до 2 ч после получения сигнала о чрезвычайной ситуации выдвинуться в район бедствия с необходимым инстру­ментом и оборудованием, а по прибытии туда — немедленно приступить к работе.

Вопрос 10. С какой целью создан Центр по проведению спасательных операций особого риска?

Центр выполняет следующие задачи:

  • проведение первоочередных аварийно- спасательных и других неотложных ра­бот особой сложности в труднодоступной местности с десантированием спасателей и грузов;
  • проведение первоочередных спасатель­ных работ на воде и под водой;
  • оказание пострадавшим первой меди­цинской и врачебной помощи;
  • выполнение подрывных и пиротехниче­ских работ;
  • осуществление мероприятий по защите людей, материальных и культурных цен­ностей, объектов экономики в районах чрезвычайных ситуаций;
  • обеспечение сохранности грузов, пере­возимых в качестве гуманитарной помо­щи, безопасности граждан, материальных и культурных ценностей при их эваку­ации из районов чрезвычайных ситуаций.

Вопрос 11. Какой авиационной техникой ос­нащено МЧС России?

Авиация МЧС России включает в себя государственное унитарное авиаци­онное предприятие и отдельные вертолет­ные отряды, находящиеся в подчинении региональных центров. Она располагает разнообразной по своим возможностям и предназначению авиационной техникой. Это транспортные самолеты Ил-76ТД и Ан-74п, пассажирский самолет Ил-62м, оснащенный специальной связью, команд­ный пункт управления на базе самолета Як-42, различные легкие, средние и тяже­лые вертолеты, созданные в конструктор­ских бюро Миля и Камова.

Вопрос 12. Расскажите о других силах и сред­ствах РСЧС.

К другим силам и средствам РСЧС относятся:

  • силы и средства наблюдения и контро­ля (подразделения органов надзора за со­стоянием котлов, мостов, атомных элек­тростанций, газовыми и электрическими сетями и др.; контрольно-инспекционная служба Минэкологии; службы и учрежде­ния ведомств, осуществляющих наблюде­ние за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами; вете­ринарная служба; сеть наблюдения и ла­бораторного контроля гражданской оборо­ны; служба лабораторного контроля за ка­чеством продуктов питания и пищевого сырья; служба предупреждения о стихий­ных бедствиях);
  • силы и средства ликвидации чрезвы­чайных ситуаций (соединения, части и подразделения Министерства обороны, Министерства внутренних дел, невоени­зированные формирования гражданской обороны, а также силы и средства, принад­лежащие другим министерствам и ведом­ствам).

Кроме того, создают, готовят и оснаща­ют такие формирования все субъекты Федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах есть свои подразделения. Это значит, что вез­де, где бы ни произошла авария, катастро­фа или стихийное бедствие, в распоряже­нии соответствующего начальника граж­данской обороны есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

Читайте также: