Проект превращения гусеницы в бабочку в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Выполнила работу:
ученица 4-б класса
Плаксина Кристина
Научный руководитель:
Байбарова С.А.

2.1. История происхождения бабочек……..……………….……3-4

2.2. Метаморфоз – что это. 4

2.3. Жизненный цикл бабочки…………………………….……..4-5

2.4. Строение и внешний вид бабочек…………………..….…. 5-7

2.6. Интересные факты о бабочках .……………………….……. 8

3. Посещение выставки тропических бабочек…………….……. 9

4. Анкетирование учащихся………………………………. .. .9-10

Поэтому я выбрала предметом своего исследования - процесс превращения гусеницы в бабочку.

Гипотеза: гусеница может превратиться в бабочку в домашних условиях.

Цель исследования – наблюдать удивительное превращение бабочки в домашних условиях.

1. Узнать историю происхождения бабочек.

3. Описать жизненный цикл бабочек.

4. Изучить строение бабочек, их образ жизни.

4. Провести анкетирование одноклассников, с целью выявления их знаний о бабочках.

5. Провести эксперимент по превращению бабочки из гусеницы в домашних условиях.

7. Сделать выводы о проделанном исследовании.

История происхождения бабочек.

Бабочки относятся к виду чешуекрылых насекомых, потому что их крылья покрыты мелкими, как пыль, чешуйками. Учёные считают, что возраст самых первых бабочек может быть 250 миллионов лет. Бабочки летали уже тогда, когда на нашей планете ещё не было динозавров.

Чешуекрылые являются одной из крупнейших групп насекомых, включающей в себя более 160 000 видов. Предполагается, что до 100 000 видов остаются всё ещё не известными науке.

Множество бабочек появилось в результате распространения на планете цветковых растений. Это произошло около 100 миллионов лет назад. Бабочки активно помогали распространению таких растений – они опыляли их.

Метаморфоз – что это?

Метаморфоз позволяет различным стадиям одного и того же вида избежать конкуренции между собой за пищу и за места обитания. Ведь личинка питается другой пищей и живет в другом месте, между личинками и взрослыми особями не возникает никакой конкуренции. Гусеницы грызут листья, взрослые бабочки спокойно кормятся на цветах — и никто никому не мешает. С помощью метаморфоза один и тот же вид одновременно занимает несколько экологических ниш (питание, как на листьях, так и цветах в случае с бабочками), что также повышает шансы вида на выживание в условиях постоянно меняющейся окружающей среды. После очередной перемены хотя бы одна из стадий уцелеет, а значит, выживет, продолжит свое существование и весь вид.

Жизненный цикл бабочки.

Жизненный цикл бабочки состоит из 4 фаз:

В этой стадии насекомому присуща червеобразная форма. Ротовой аппарат у гусениц грызущего типа . Особенностью гусеницы является наличие у нее особых желез, которые вырабатывают вещество, быстро затвердевающее от соприкосновения с воздухом и образующее подобие прочной шелковой нити. Питаются гусеницы бабочек в основном растительной пищей: плодами, цветами и листьями растений. Однако существуют гусеницы, рацион которых составляют шерсть, роговые вещества и даже воск. В процессе роста гусеница несколько раз линяет — меняет свою внешнюю оболочку. В среднем линек бывает 4-5, но есть и такие виды, которые линяют до 40 раз. После последней линьки превращается в куколку.

Куколка совсем беззащитна, единственное, что позволяет ей выжить, это ее относительная незаметность для врагов – птиц и хищных насекомых.

В зависимости от видовой принадлежности куколка может иметь вытянутую цилиндрическую и даже круглую форму. Однотонный кокон иногда имеет рисунок, образованный полосами, точками и пятнами. В этой стадии развития у бабочки уже присутствуют в зачаточном состоянии крылья, хоботок и ноги.

Обычно развитие бабочки в куколке продолжается 2-3 недели, однако у некоторых видов куколка является стадией, впадающей в зимнюю диапаузу.

Из куколки выходит взрослое насекомое - бабочка. Оболочка куколки лопается, и бабочка, цепляясь ногами за край оболочки, при этом прилагая немало усилий, выползает наружу. Новорожденная бабочка еще не может летать – ее крылышки маленькие, будто свернутые, и влажные. Насекомое обязательно взбирается на вертикальное возвышение, где остается до тех пор, пока полностью не расправит крылья. За 2-3 часа крылья теряют свою эластичность, отвердевают и приобретают окончательную окраску. Теперь можно совершить первый полет.

Продолжительность жизни взрослой особи варьирует от нескольких часов до нескольких месяцев, но в среднем век бабочки составляет 2-3 недели.

Бабочка уже способна к размножению и расселению, что являются ее основной функцией.

Строение и внешний вид бабочек.

Тело взрослой бабочки состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка. Оно покрыто волосками, щетинками, чешуйками.

Очень зоркие глаза у ночных бабочек.

Все бабочки видят предметы лишь на близком расстоянии, но отлично различают цвета, улавливают движение предметов и изменение их освещенности.

Ночные бабочки очень часто погибают, прилетев на свет зажженной лампы, фонаря, свечи. Это связано с те, что ночью они ориентируются по свету звезд, как по компасу. Бабочки летят постоянно под прямым углом к лучам света. А если зажженная лампа оказывается близко, то свет, который исходит от нее, сбивает бабочек с пути. Они начинают кружиться вокруг лампы, пока не наткнутся на нее.

Органами обоняния бабочкам служат усики. Чем больше размер усиков, тем лучше для бабочки. На усиках расположены чувствительные клетки сенсиллы. Например, у ночных бабочек их более 100 тысяч.

Обонятельные сенсиллы есть на губных щупиках и на задних лапках. На вкус еду, бабочка пробует ногами. Если задней лапкой бабочка попадет в раствор сахара, она сразу развернет хоботок и начнет сосать сладкую жидкость.

На груди прикреплены три пары членистых конечностей и две пары крыльев.

Брюшко состоит из десяти сегментов. Внутренние органы находятся в основном в брюшке. У бабочек есть сердце. Оно похоже на длинную трубку, которая, как насос проталкивает по всему телу желтоватую, зеленоватую или бесцветную жидкость.

Дышат бабочки кислородом воздуха, который попадает в организм через отверстия на теле и поступает в тонкие трубочки – трахеи, пронизывающие все тело.

Если посмотреть на бабочку, то на крыльях можно заметить сеть жилок. У каждого семейства они образуют определенный рисунок. Жилки служат механической опорой крыла. В них содержатся воздух и кровь.

Все крыло, словно черепицей, покрыто крошечными чешуйками, которые могут быть различны по размерам. На одном крыле может располагаться до 1 миллиона чешуек.

Чешуйки содержат разные пигменты. По-разному окрашенные чешуйки создают яркую и необыкновенную расцветку крыла. Красящие вещества запасают еще гусеницы, когда откармливаются на растениях. Чешуйки не только придают различную окраску бабочке, но и облегчают ее полет, защищают ее от холода.

Размер бабочки, или лучше сказать размах крыльев бабочки, может колебаться от 2 мм до 31 см.

Образ жизни бабочек.

Ареал распространения бабочек по планете очень широк. Он не включает в себя только ледяные просторы Антарктиды. Наибольшее количество видов обнаружили на территории Перу и Индии. Эти порхающие насекомые совершают свои полеты не только в цветущих долинах, но и высоко в горах.

Некоторые бабочки нуждаются в различных микроэлементах и дополнительной влаге. Их источником являются пот крупных животных и человека. К примеру, бабочки из тропических лесов Амазонки пьют слезы черепах и крокодилов.

Есть виды бабочек, у которых отсутствует ротовой аппарат: для поддержания жизнедеятельности они расходуют те запасы питательных веществ, которые были накоплены еще в стадии гусеницы.

Примечательно, что зимовку бабочки проходят по-разному. Существуют виды бабочек, которые покинув куколку, живут только на протяжении лета, и с наступлением холодов погибают. Некоторые пережидают зиму в стадии яйца, но большая часть делает это, будучи куколкой. Есть виды, которые встречают холода уже взрослыми насекомыми и прячутся от них в дуплах деревьев или глубоких трещинах в коре. Такими являются крапивница, репейница и лимонница.

Но существуют и исключения из правил. Некоторые представители чешуекрылых предпочитают покинуть места обитания, не дожидаясь наступления неблагоприятных условий. Они просто перелетают в более теплые края.

Примечательно, что бабочки приносят как большую пользу, так и вред для сельского хозяйства. В стадии гусеницы они уничтожают листья на плодовых деревьях, что ведет к потере урожая. В то же время взрослые бабочки помогают перекрестному опылению и самоопылению растений. Как гусеницы, так и бабочки служат кормом для многих птиц. А о пользе тутового шелкопряда и говорить не приходится – это производитель натурального шелка. Перед окукливанием гусеница строит кокон из очень прочной нити длиной около километра. После обработки коконы разматывают и из нитей ткут шелковую ткань. Я принесла показать вам настоящие коконы этих бабочек. Их шелковая нить тоньше человеческого волоса в 8 раз, очень прочная, ведь призвана защищать гусениц от голодных насекомых, и водоотталкивающая.

Интересные факты о бабочках.

Посещение выставки бабочек.

В наш город приезжала выставка тропических бабочек. Я побывала на ней и получила огромное впечатление от увиденной красоты. Бабочки, которых не встретишь у нас в природе, без опаски садились на нас и позволяли любоваться собой. Вот некоторые из них.

Крылья снизу у нее украшены большими глазками, похожими на глаза совы в темноте. Эти глазки отпугивают хищников и отвлекают их внимание от жизненно важных частей тела бабочки.

Благодаря своим размерам и манере полёта она и получила своё название – Птицекрылка.

Названа в честь графа Румянцева, организовавшего экспедицию, в ходе которой бабочка была открыта.

Имеет таинственный черный окрас.

Бабочкам поддерживают определенные условия содержания. Теплый и влажный воздух способствует их размножению. Здесь можно наблюдать процесс появления бабочки из куколки.

Анкетирование.

Я решила узнать, что знают ребята из моего класса о бабочках и провела анкетирование, в котором приняли участие … ученика.

1. Что такое метаморфоз?

а) название редкой бабочки;

б) вид насекомых;

в) изменение формы.

2. Откуда появляется бабочка?

3. Какова продолжительность жизни большинства бабочек?

б) несколько дней;

4. Где находятся вкусовые рецепторы у бабочек?

5. Что происходит с бабочками зимой?

а) пережидают зиму в виде яйца или куколки;

б) прячутся в коре;

в) впадают в спячку или улетают в теплые края;

г) все ответы верные.

6. Как называется единственный материк, где не были обнаружены бабочки?

Эксперимент.

Изучив достаточно литературы, я решила самостоятельно, в домашних условиях, вывести бабочку.

На берегу реки, рассмотрев несколько кустов крапивы, я, действительно, нашла яйца. Дома поставила крапиву в банку с водой и поместила банку в террариум. Спустя несколько дней яйца потемнели. Я подумала, что это появляются маленькие гусенички. Но меня ждало разочарование. Из яиц появилась обыкновенная тля!

Бабушка привезла для меня лист боярышника с яйцами, в надежде, что их отложила бабочка Боярышница. Но нет, снова тля! Я продолжала тщательно искать яйца дальше, и обнаружила их на ягоде жимолости, но из них тоже появляется тля!

Мне никак не удавалось найти яйца, отложенные бабочкой.

Но потом папа нашел на земле куколку, сказав, что она упала с какого-то растения, и уже не выживет. Папа предложил взять ее домой. Куколка была твердая, но ее хвостик забавно двигался в разные стороны.

Через несколько дней из куколки появилось насекомое с небольшими крылышками, но очень длинным хоботком. Это оказалась бабочка Бражника. Я узнала, что бражники питаются цветочным нектаром, при этом на цветок они не присаживаются, а зависают над ним и всасывают нектар длинным хоботком. Этот полет считается самым сложным, это высший пилотаж, им обладают не все насекомые, но он не способствует опылению растений. Некоторые Бражники предпочитают употреблять пчелиный мёд. Тогда я развела в небольшой емкости мед с водой и поставила Бражнику. Он тут же размотал свой хоботок и запустил его в приготовленный нектар (видео). На следующее утро мы не узнали Бражника, он, наверное, всю ночь кушал свое лакомство и стал крупнее и толще. В этот же день мы выпустили его на свободу.

На этом мои эксперименты не закончились. Мама нашла удивительной красоты куколку на кусте жимолости. Она была словно позолочена и переливалась на солнце. Мы подумали, что из такой красивой куколки появится необыкновенная бабочка. В один чудесный день я обнаружила, что куколка открыта. Приготовившись любоваться на прекрасную бабочку, я начала искать ее в террариуме. И вдруг, откуда-то сверху спрыгивает вот это насекомое! Я читала про это явление в книге, но не думала, что мне удастся его наблюдать.

Это наездник, который отличается от ос отсутствием жала, его заменяет яйцеклад. Наездники откладывают яйца в гусениц. А их личинки выводятся внутри жертвы. Иногда наездников специально разводят и выпускают в поля, чтобы защитить урожай от гусениц.

Но я так и не вывела бабочку из гусеницы. На счастье, моя сестра Ксюша находит красивую пушистую гусеницу. Ее длина примерно четыре сантиметра, окрас черный, с оранжевым рисунком. Тело покрыто длинными волосками. Гусеница была очень активной, торопливо ползала. Мы тут же поместили ее в банку и повезли домой. Я хотела пересадить ее в террариум, нарвала разной зелени для еды, но гусеница уже в дороге начала плести кокон. Мы не стали ее тревожить, и поставили банку в террариум. Два дня гусеничка занималась строительством. Видно было, как она разворачивалась в коконе то в одну, то в другую сторону (видео). Кокон становился все плотнее. 2 и 3 июля гусеница активно трудилась, а потом затихла. Кокон стал темнее, шел процесс превращения. А 15 июля из кокона выбралась вот такая пушистая белоснежная бабочка.

Мне стало интересно, как называется эта бабочка, какие у нее особенности. За ответом я обратилась к сети интернет и выяснила, что моя бабочка называется Златогузка или золотистый шелкопряд. Это самец, у него брюшко на конце желтого цвета. У самок окрашена большая часть брюшка.

Размах крыльев златогузки 30-35 мм. Они не способны к дальним перелетам и распространяются с помощью ветра, который переносит коконы и яйца на дальние расстояния.

И хотя бабочка выглядит нежной и пушистой, она является вредителем. Так как гусеницы златогузки очень прожорливы и могут оставить садоводов без урожая. Предпочитают листья фруктовых деревьев. Синицы и кукушки помогают бороться со златогузками.

Вечером мы выпустили бабочку на свободу (видео).

Все лето я занималась исследованиями по выведению бабочек.

Полученные мною результаты показали, что метаморфоз гусеницы в бабочку можно наблюдать в домашних условиях.

Моя гипотеза подтвердилась, и я достигла поставленной цели, увидев собственными глазами эти чудесные превращения.

От звезды до росинки. 120 удивительных явлений/ Й. Зентген; пер. с нем. О. Теремковой. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 335 с.: ил.

Насекомые. Научно-познавательная литература. Для младшего школьного возраста. - Москва. РОСМЭН, 2009. – 16с.: ил.

3. Бейко В.Б., Березина М.Ф., Богатырева Е.Л. и др.

Дети подготовительной группы, воспитатели,мед. сестра,родители.

Цель проекта:

Стать свидетелем одного из чудесных превращений в природе, формировать у детей представления о жизни насекомых, воспитывать гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о природе.

Задачи:

1. Собрать информацию о жизни бабочек и дать элементарные представления о насекомых ;

2. Расширять и пополнять словарный запас по данной тематике: брюшко, лапки, куколка, кокон, гусеница, жизненный цикл и тд.

3. Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

4. Формировать желание стать другом природы, беречь и охранять ее;

5. Развивать эмоциональную отзывчивость;

6. Воспитание бережного отношения к природе.

Предполагаемый результат:

1. Сформированная база знаний у детей о бабочках и мире насекомых в целом.

2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, гусеницу и т. д.

3. Знать о пользе или вреде насекомых, которую приносят людям и растениям.

4. Развитие умения рассуждать, наблюдать.

5. Развитие речи у детей, активного словаря.

6. Формирование у детей интереса к экспериментальной деятельности. - формирование у детей представлений о жизни насекомых, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

Основная часть:

Гуляя на площадке с ребятами, в мороз, мы нашли гусеницу, которая пробудилась раньше времени, согревшись обманчивым весенним солнышком. Мы даже и предположить не могли, что это выльется в целый исследовательский проект.

Пожалев насекомое, мы решили приютить ее у себя в группе, пока не спадут морозы. В уголке природы, дети организовали уютное местечко для гусеницы, и тут у нас появился первый вопрос : а чем же она питается? В нашей группе есть несколько энциклопедий о насекомых, но там мы ничего не нашли о нашей гусенице. К сожалению, информации о гусеницах и бабочках в нашем детском саду нашлось мало, по этому за ответами мы отправились на просторы всемирного интернета.



Методом сравнивания гусениц, определили, что наша похожа на Медведицу Кайя (Arctia caja)– отряд ночных бабочек из семейства Медведиц.

Узнав о нашем пушистом жителе, в саду мало кто остался равнодушным. И дети, и воспитатели несли гусенеце разные растения. Гусеница выглядела сонной, ничего не ела.

Утром второго дня, ребята с радостью заметили, что гусеница стала активно ползать по банке, и даже подкрепилась травой. Стоит заметить, как трепетно относились к ней дети, в течение дня постоянно наблюдали за ней и прибывали в состоянии восторга. Так как морозы по утрам еще были, отпустить гусеницу мы не могли, а вечером, заметили, что гусеница начала плести себе шерстяной кокон, откусывая свои собственные шерстинки.


Какое же это увлекательное занятие следить за постройкой кокона. Так как банка была прозрачной, нам повезло вдвойне : с одной стороны стенкой кокона была банка, и мы могли наблюдать за тем, что происходит в коконе.


Вернувшись в группу после выходных выяснилось, что дети были очень заинтересованы Медведицей и искали дома информацию о ней вместе с родителями. Обменявшись информацией мы узнали, что из этой гусеницы должна появиться бабочка, примерно в середине мая. Ничего не оставалось делать, как набраться терпения, ждать и наблюдать. А тем временем ребята из других групп с любопытством приходили посмотреть на наш проект. Наша гусеница внутри кокона окуклилась и стала блестящей.

Утром десятого дня, ребята как всегда войдя в группу проверили: “ как там наш житель?”. И с криками подбежали ко мне. Рядом с коконом в банке сидел какой-то жук, дети увидели что крышка приоткрыта и подумали что он туда забрался, но при ближайшем рассмотрении было видно, что в коконе отверстие, и этот самый жук и есть наша Медведица. Дети прибывали в недоумении.



“Жук” на глазах ребят стал оформляться в бабочку, брюшко вытянулось, расправились крылышки, усики побелели, на крылышках стал появляться узор, брюшко стало ярко-красным, а лапки оранжевыми.




К удивлению ребят, наш мотылек был совсем не похож на Медведицу Кайя и нам пришлось продолжить наше исследование. Пересмотрев энциклопедию насекомых и вооружившись помощью родителей, было выяснено, что Медведиц насчитывается свыше 8000 видов по всему миру. А наша бабочка называется Медведица бурая (лат. Phragmatobia fuliginosa) — бабочка из семейства медведиц. Другое название: толстянка бурая, медведица подвижная, медведица красно-коричневая.

Когда на улице стало тепло, мы торжественно выпустили нашу Медведицу.

Ребята часто вспоминают о ней и даже скучают. Теперь наша группа на участке очень внимательно и трепетно относится ко всем ее обитателям. Ведь губить и боятся насекомых, после такого близкого знакомства с ними совсем не хочется!

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Исследование процесса превращения гусеницы в бабочку в домашних условиях.

Руководитель : Гендунова Татьяна Жамьяновна, воспитатель.

Паспорт проекта

Возраст: ребенок 4 года.

Участники проекта: семья Живоглядовых: ребенок Лиза и мама Татьяна Алексеевна, воспитатель средней группы № 5

Тип проекта : исследовательский, семейный.

Продолжительность: долгосрочный

Форма защиты: презентация проекта в детском саду для детей, и на сайте ДОУ.

Объект исследования : гусеница.

Предмет исследования : процесс превращения гусеницы в бабочку.

Гипотеза: появится ли бабочка из гусеницы в домашних условиях.

Цель проекта : стать свидетелем одного из чудесных превращений в природе, появления бабочки.

Задача: провести эксперимент по превращению бабочки из гусеницы в домашних условиях.

Актуальность:

Исследование превращения гусеницы в бабочку

Этапы работы по выращиванию бабочки:

Поместили ее в садок

Наблюдали за гусеницей, подкармливали ее

Наблюдение за куколкой

Отпустили ее на волю

Вывод: Результаты исследования показали, что при создании хороших условий гусеница превращается в бабочку в домашних условиях.

Предполагаемая перспектива : вырастить бабочку в искусственных условиях в группе детского сада.

Список используемой литературы :

1. Вахрушев А. А. Здравствуй, мир. Методические рекомендации. Москва, 2009.

2. Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми. Минск, 2001.

3. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Москва, 1995.

4. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. Цикл лекций. Москва, 2009.

5. Савенков А. И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. Цикл лекций. Москва, 2007.

Вот какое исследование провела семья Живоглядовых!

hello_html_2ccd5486.jpg

Ура! Наша Лиза – исследователь!

Членами комиссии были даже педагоги БГУ.

hello_html_m45ce082a.jpg

Поздравляем Лизу с первым успехом! Желаем творчества и вдохновения!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Писала грантовый проект 4 раза. Хотелось получить средства на сенсорную комнату от благотворителей. Название проекта за это время претерпевало изменения -"Волшебная комната", "Из гусенницы в бабочку".Спустя два года написаний проектов у нас "Центр сенсорной интеграции".Это не какой-то шикарный центр,но очень горжусь,что смогли это сделать.Еще очень много планов по развитию среды этого центра,есть к чему стремиться!

Центр сенсорной интеграции

Организация центра сенсорной интеграции

Одним из современных средств реализации метода сенсорной интеграции является специально оборудованная сенсорная комната. Она представляет собой искусственно созданное окружение, где ребёнок, пребывая в безопасной, комфортной обстановке, наполненной разнообразными стимулами, самостоятельно или при ненавязчивом сопровождении специалиста исследует среду. Сенсорная комната предлагает гораздо больше различных впечатлений, чем традиционное окружение и позволяет их использовать более длительное время. В условиях комнаты используется массированный поток информации на каждую сенсорную систему (через зрение, слух, движение, ощущения). Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.

Уникальность проекта в том, что созданная среда позволит организовать более качественную психологическую помощь в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья детей и педагогов (профилактика эмоционального выгорания), поскольку возможности сенсорной комнаты широки. Это и сенсорная интеграция, и песочная терапия, психогимнастика, релаксация, игровая терапия, арттерапия.

Проект рассчитан на учащихся, их родителей и педагогов. Возможно оказание помощи детям из других образовательных организаций города.

Ожидаемые результаты:

- Создание развивающей среды поможет в развитии и гармонизации эмоционально-волевой сферы детей: снятие психоэмоционального напряжения; саморегуляция и самоконтроль; умение управлять своим телом, дыханием; умение передавать свои ощущения в речи; умение расслабляться, освобождаться от напряжения; формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях; уверенность в себе.

- Грамотное использование возможностей сенсорной комнаты обеспечит развитие коммуникативной сферы детей: эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку; формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков; преодоление негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

- Опыт, полученный в сенсорной комнате стимулирует развитие психических процессов и моторики детей: произвольность внимания, его устойчивость и переключаемость; память, мышление, воображение, восприятие (зрительное, тактильное, слуховое), умственные способности; развитие координации, в том числе зрительно-моторной.

Читайте также: