Чем отличается подход к охране природы в петровскую эпоху кратко

Обновлено: 08.07.2024

Широко известны Сестрорецкие дубовые рощи на северном побережье Финского залива между Лахтой и рекой Сестрой: Дубки Ближние, Средние и Дальние (Сестрорецкие). Часть этих рощ была посажена лично Петром Великим, некоторые же деревья имеют возраст, много превышающий триста лет.

В нынешнем Году экологии хотелось бы напомнить о том, что Петра I можно с полным правом считать первым российским природоохранителем. Распространено представление, что он лишь сажал дубы и заботился исключительно о корабельном лесе, то есть беспокоился не столько о природе, сколько о потребностях государства.

Лесные богатства в ту пору действительно чаще всего использовались именно в утилитарных целях. При Петре стали охранять наиболее ценные корабельные леса. Их объявляли заповедными лесами, а дуб и липу - заповедными деревьями.

Кроме кораблестроения лес шел в огромных количествах на производство поташа, который с древнейших времен использовался для стирки белья. Для получения золы (сырья поташа) сжигали огромное количество леса твердолиственных (вяз, ильм, дуб, бук) и мягколиственных пород (ива, липа). Кстати, Петр своими указами ограничил производство поташа.

Большое количество сосны шло на смолокурение и дегтярное производство. По производству смолы Россия в XVII веке стояла на первом месте в мире. Большие площади лесов истреблялись для получения древесного угля, важнейшего продукта тогдашней металлургии и кузнечного производства. Для отопления жилищ требовалось большое количество дров, в том числе во вновь строившейся столице. Значительные объемы леса расходовалось на выварку соли. Кроме того, дерево было важнейшим строительным материалом домов, мостов, набережных.

Природоохранительное законодательство Петра ставило своей целью улучшение, говоря современным языком, экологической обстановки. Наибольшее число указов было направлено на запрещение рубить деревья в полосах вдоль сплавных рек, вблизи корабельных верфей и в столичной Петербургской губернии (указы 1703, 1705 и последующих годов).

Уже первым лесным указом от 19 ноября 1703 года предписывалось описать все леса вдоль сплавных больших рек на пятьдесят, а малых - на двадцать верст в обе стороны.

Охрана природы – система мер, направленных на поддержание взаимодействия между человеком и окружающей природной средой, обеспечивающего сохранение и восстановление природных ресурсов.

Охрана природы в допетровскую эпоху.

В Русской правде – своде законов XI в. – содержались нормы ответственности за недозволенные действия в отношении земель и рек, порчу леса и самовольный сбор дров. Наказания в виде штрафов и возмещения убытков устанавливались за хищение добычи из ловчих орудий, самовольную охоту на пушных зверей и охоту в чужих землях.

В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче было принято соборное уложение, в котором нашли свое отражение и вопросы, касающиеся охраны природы и разграничения пользования природными ресурсами.

В допетровской России можно выделить неявные, неосознанные начала природоохранной деятельности, которые можно выделить в следующие категории:

- заповедание отдельных лесных участков;

- защита прав собственности на бортные деревья;

- охрана бобровых поселений;

- ограничение пользования участками леса – местами княжеской охоты;

- запрет лесопользования в засечных (оборонных) лесах и охрана их от пожаров;

- введение элементарных правил охоты.

Охрана природы в Петровскую эпоху.

Петр Великий был первым царем, узаконившим природоохранные мероприятия, направленные на благополучие не только собственных угодий, но и всего государства.

Первым общегосударственным указом стал Указ от 1 февраля 1703 г., требующий описания все лесов заповедных пород, пригодных для кораблестроения. За самовольную порубку дуба предусматривалась смертная казнь, деревьев других заповедных пород – ссылка на каторгу и денежный штраф.

В этот период были достигнуты результаты:

- введены начала лесоуправления;

- заложены основы лесного и природоохранного законодательства;

- запрщена или значительно ограничена охота на лосей и птиц, введены жесткие сроки охоты;

- начаты работы по искусственному лесовосстановлению и лесоразведению;

- внимание к чистоте рек и морей, укреплению берегов каналов, рек и водоемов;

- улучшено санитарное и противопожарное состояние лесов.

Охрана природы в послепетровский период до 1917 г.

В конце 60-х гг. XVIII в. Начались знаменитые экспедиции Академии наук России. Результаты этих экспедиций дали богатый материал о местах распространения и среде обитания животных в то время.

После отмены крепостного права в 1861 г. состояние лесов резко ухудшилось. Для охраны государственного леса от порубки была введена повсеместная наемная лесная стража из лесников и объездчиков.

В 1905 г. был принят новый Лесной устав, который стал толчком в развитии лесного и природоохранного законодательства в России.

С 16 апреля 1912 г. начинается история заповедников в России. В этот день было принято правительственное постановление о неотложном выделении «охранных участков, которые служили бы местом для спокойного существования и размножения соболей и центром их расселения в прилегающие охотничьи районы.

Охрана природы в советское время.




К концу 70-х гг. XX в. На основе тщательных научных разработок стало формироваться законодательство, связанное с рациональным использованием и охраной животного мира, разворачивалась планомерная работа по борьбе с браконьерством.

Охрана природы – система мер, направленных на поддержание взаимодействия между человеком и окружающей природной средой, обеспечивающего сохранение и восстановление природных ресурсов.

Охрана природы в допетровскую эпоху.

В Русской правде – своде законов XI в. – содержались нормы ответственности за недозволенные действия в отношении земель и рек, порчу леса и самовольный сбор дров. Наказания в виде штрафов и возмещения убытков устанавливались за хищение добычи из ловчих орудий, самовольную охоту на пушных зверей и охоту в чужих землях.

В 1649 г. при царе Алексее Михайловиче было принято соборное уложение, в котором нашли свое отражение и вопросы, касающиеся охраны природы и разграничения пользования природными ресурсами.

В допетровской России можно выделить неявные, неосознанные начала природоохранной деятельности, которые можно выделить в следующие категории:

- заповедание отдельных лесных участков;

- защита прав собственности на бортные деревья;

- охрана бобровых поселений;

- ограничение пользования участками леса – местами княжеской охоты;

- запрет лесопользования в засечных (оборонных) лесах и охрана их от пожаров;

- введение элементарных правил охоты.

Охрана природы в Петровскую эпоху.

Петр Великий был первым царем, узаконившим природоохранные мероприятия, направленные на благополучие не только собственных угодий, но и всего государства.

Первым общегосударственным указом стал Указ от 1 февраля 1703 г., требующий описания все лесов заповедных пород, пригодных для кораблестроения. За самовольную порубку дуба предусматривалась смертная казнь, деревьев других заповедных пород – ссылка на каторгу и денежный штраф.

В этот период были достигнуты результаты:

- введены начала лесоуправления;

- заложены основы лесного и природоохранного законодательства;

- запрщена или значительно ограничена охота на лосей и птиц, введены жесткие сроки охоты;

- начаты работы по искусственному лесовосстановлению и лесоразведению;

- внимание к чистоте рек и морей, укреплению берегов каналов, рек и водоемов;

- улучшено санитарное и противопожарное состояние лесов.

Охрана природы в послепетровский период до 1917 г.

В конце 60-х гг. XVIII в. Начались знаменитые экспедиции Академии наук России. Результаты этих экспедиций дали богатый материал о местах распространения и среде обитания животных в то время.

После отмены крепостного права в 1861 г. состояние лесов резко ухудшилось. Для охраны государственного леса от порубки была введена повсеместная наемная лесная стража из лесников и объездчиков.

В 1905 г. был принят новый Лесной устав, который стал толчком в развитии лесного и природоохранного законодательства в России.

С 16 апреля 1912 г. начинается история заповедников в России. В этот день было принято правительственное постановление о неотложном выделении «охранных участков, которые служили бы местом для спокойного существования и размножения соболей и центром их расселения в прилегающие охотничьи районы.

Охрана природы в советское время.

К концу 70-х гг. XX в. На основе тщательных научных разработок стало формироваться законодательство, связанное с рациональным использованием и охраной животного мира, разворачивалась планомерная работа по борьбе с браконьерством.

С момента возникновения человечества его представители наносили вред природной среде — убивали животных и птиц, вырубали леса, загрязняли водоемы, оставляли в любом, даже самом неподходящем для этого месте, отходы своей жизнедеятельности. Однако на исходе первого тысячелетия после рождества Христова (а может быть, и раньше), по мере роста численности населения, человек стал ощущать нарастающий дискомфорт от последствий своей бездумной расточительности в отношении природных ресурсов. За строительным материалом или топливом для своих жилищ приходилось уходить все дальше и дальше от места обитания, за дичью нужно было долго гоняться по лесам и полям, из водоема, который находился вблизи хижины, не хотелось пить воду, поскольку она была загрязнена отходами деятельности обитателей жилья, местами становилось трудно дышать воздухом, в котором носилась пыль с территорий, где был полностью уничтожен плодородный слой. Появление и развитие собственности, сначала частной, а потом и государственной, на природные ресурсы — землю, леса, луга, водоемы — дополнительно усилили внимание к проблеме их сохранения или бережного использования, поскольку владельцев ресурсов (князей, бояр, царей, настоятелей монастырей и др.) совершенно не устраивало обесценивание их имущества из-за антропогенного воздействия на него.

Даже не выпуская каких-либо письменных распоряжений, собственники природных ресурсов назначали (нанимали) людей, которые могли бы обеспечить сохранность принадлежащих им лесных насаждений или водных угодий, предотвратить истребление зверей, боровой или водоплавающей дичи, деградацию сенокосных угодий. Эти люди (стражники, егеря, лесники и др.) становились предтечей будущих природоохранных структур самой различной специализации и масштаба.

Охрана природы с ХI по Х VIII век


В разных списках появляются статьи вида:

— Тихомиров М. Н. Пособие по изучению Русской Правды. — М., 1953. — С. 75-86.

В других редакциях всё было расписано подробнее:

— Тихомиров М. Н. Пособие по изучению Русской Правды. — М., 1953. — С. 87-112.

Также крупными штрафами карались кража из ловчих сетей бобров, уток, гусей, лебедей, журавлей, ястребов и соколов. За бобра полагался штраф, равный штрафу за кражу холопа.

— Тихомиров М. Н. Пособие по изучению Русской Правды. — М., 1953. — С. 111-131.

В отличие от народных традиций положения Русской правды руководствовались частнособственническими интересами. По сути, охранялись не сами природные объекты, а владельческие права на них. И под защиту природные объекты (бобры, бортные деревья и пчёлы) попадали только став чьей-либо собственностью.

И в более поздние времена в различных княжествах или административных единицах типа Новгородской республики появлялись документы, в которых содержались статьи об ответственности за недозволенные действия по отношению к землям, лесам, диким животным.

В XIII веке князь Владимир Волынский ограничивал охоту в Беловежской пуще, прежде всего на зубров, создав тем самым прообраз первого заповедника.


Рис. 2 Князь Владимир Волынский



Рис. 3 Государь Иван IV Грозный


Рис. 4 Худ. Дмитрий Шмарин - Соколиная охота Царя Алексея Михайловича

Охота запрещалась в окрестностях Москвы. На семи островах у Мурманского побережья охранялись места гнездования ловчих птиц — соколов и кречетов. Приблизительно в это же время был выпущен ряд царских указов, направленных на обеспечение чистоты городской среды, в которых запрещалось продавать больных животных и хоронить их в городской черте.

Природоохранная деятельность Петра I

Экологическое право в России в полном соответствии с современным его пониманием появилось при правлении Петра I. Существовавшее до той поры регулирование природопользования он кардинально изменил. В первую очередь изменение произошло в отказе от охраны сословных привилегий и переходе к государственному регулированию.


Рис 5 Петр I сажает дуб.


Рис. 6 Дуб, посаженный Петром Первым, 1957 год.


История охраны природы в Россий

Осознание необходимости защищать и охранять природу появилась у наших предков очень давно. Природоохранная деятельность в древние времена в России шла по трем направлениям:

1. Заповедники (эталоны дикой природы)

2. Охрана лесов (в первую очередь особо ценных и государевых)

3. Охрана диких животных и птиц, контроль их истребления.

первый указ о регулировании рыбной ловли (1699);

указы о регулировании охоты, прежде всего царской;

Значение: ограничение снижения видового разнообразия, охрана лесов.

В 1689-1725 гг. царь Петр I издал многочисленные природоохранные указы, направленные на решение общегосударственных задач, в том числе:

устав о рыбной ловле, запрещающей хищнические способы добычи;

указ о сохранении почвенного покрова при рубке лесов (1712);

устав об охране лесов от пожаров;

указ об охране чистоты водоемов (1718).

Значение: общегосударственное, повышение численности животных, обогащение фауны, увеличение количества зеленых насаждений.

В 1762-1796 гг. императрица Екатерина II издала:

закон об охоте (1763) - запрещение охоты с 1 марта по 29 июня (за исключением хищников). Регламентированные сроки сохранялись в России до Октябрьской революции.

Регламент лесопользования, предписывающий беречь лес от скота, гнать смолу из пней и корней, использовать для изготовления поташа второсортную древесину, а для заготовки дров - ветровал и бурелом.

Значение: повышение численности животных, сохранение лесов.

В 1882 г. в районе Кроноцкого вулкана на Камчатке создан первый в России общественный заказник для размножения соболя (позднее - заповедник).

Становление и развитие экологической политики как системы мер, направленных на сохранение окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, в Советской России происходило сложно и противоречиво. Об этом свидетельствуют многочисленные документы партийных и советских органов, публикации в средствах массовой информации, архивные материалы. В настоящее время специалисты выделяют несколько этапов формирования и развития природоохранной политики в стране, как правило, совпадающих с этапами социально-экономического развития общества в XX веке:

1. 1917 г. - конец 1920-х гг.,

2. начало 1930-х - первая половина 1950-х гг.,

3. вторая половина 1950-х - конец 1960-х гг.,

4. начало 1970-х - конец 1980-х гг.,

5. 1990-е гг. - 2008 г.

Особенности экологической политики того или иного периода неразрывно связаны со спецификой экономического, социального, политического и культурного развития общества. В связи с этим, большое влияние на экологическую политику оказывают следующие факторы: масштабы природопользования, темпы развития производства, экономическая и социальная стабильность, уровень экологической культуры населения и т.п.

С момента возникновения советское государство придавало большое значение проблемам сохранения и рационального использования природных богатств. Это подтверждается тем, что в первые годы после революции издавались декреты, распоряжения, постановления об охране земель, лесов, вод, растительного и животного мира. По данным В.В. Соколова, в 1917-1920 годах было издано 268 декретов, постановлений, распоряжений руководящих органов, посвященных проблемам природопользования и охраны природы. В значительной степени это было связано с хищническим использованием природных ресурсов в предшествующий период.

Период с начала 1930-х до 1950-х гг. труднее всего поддается объективной оценке в силу ряда причин. Индустриализация набирала обороты, быстрыми темпами строились промышленные предприятия металлургического, химического, машиностроительного, лесохимического профиля, осваивались новые территории. Как правило, эти процессы происходили без учета влияния народного хозяйства на окружающую природную среду, что обусловило появление целого ряда экологических проблем в регионах. В то же время продолжалось совершенствование природоохранного законодательства, направленного на сохранение лесных и водных ресурсов, разрабатывались нормативы качества водной и воздушной среды, принимались меры по охране здоровья населения.

В 1978 г. вышла в свет Красная книга СССР и принята Конвенция об охране антарктических тюленей.

В 1970-1980-е гг. в СССР проблемы охраны окружающей среды были признаны приоритетными. В связи с этим в начале 1970-х гг. стало меняться отношение к проблемам природопользования, были разработаны новые подходы к решению этих проблем, активизировалась работа по усовершенствованию механизмов природопользования и охраны окружающей среды, усилилось влияние общественности на процесс принятия экологически значимых решений. В этот период были разработаны и приняты фундаментальные законы о земельных и водных ресурсах, недрах, лесах, атмосферном воздухе, животном мире и здравоохранении.

В 1990-е годы в государственной политике России произошли значительные изменения, которые были вызваны рядом причин: высоким уровнем загрязнения природной среды и ухудшением здоровья населения; изменениями в социально - экономической и политической сферах, обусловленными перестройкой активизацией общественности, обеспокоенной экологическим неблагополучием; низкой эффективностью экологической политики предшествующих столетий. Рост масштабов производства и экстенсивное развитие хозяйства в предшествующий период привели к накоплению экологических проблем в ряде многоотраслевых регионов и как следствие, к ухудшению качества окружающей среды в целом по стране.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.


Охрана природы (или охрана окружающей среды) — научный комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов и естественной окружающей среды, в том числе видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод, лесов и атмосферы Земли. Охрана природы имеет экономическое, историческое, социальное и государственное значение. Охрану природы (как научную дисциплину) изучают в высших учебных заведениях.

История охраны природы в России

В России основы научного подхода в области охраны природы были заложены во второй половине XIX века такими учёными, как А. И. Воейков, Д. Н. Анучин, В. В. Докучаев, И. П. Бородин.

В 1917 году В. П. Семёнов-Тян-Шанский представил на рассмотрение Природоохранительной комиссии Русского географического общества первый научно обоснованный проект географической сети заповедников России.

После революции в России были созданы природоохранные комиссии, занимавшиеся координацией природоохранных работ по охране природы на местном уровне.

В 1924 году было организовано Всероссийское общество охраны природы. Новый период активизации природоохранной деятельности пришёлся на 1960—1980-е годы.

1978 — Лесной кодекс РСФСР от 8 августа 1978 года

В июне 2016 года было объявлено о создании Региональной природоохранной прокуратуры на Дальнем Востоке, которая будет осуществлять надзор на территориях Приамурья, Приморья и Хабаровского края. Аналогичная структура Поволжского региона была создана в 1990 году; в неё вошли Самарская, Саратовская, Нижегородская, Ульяновская, Волгоградская, Ярославская, Костромская, Ивановская, Рязанская, Чебоксарская, Казанская, Осташковская, Тверская и Череповецкая межрайонные природоохранные прокуратуры.

Мероприятия по охране природы

На основании статьи 98 и 84 лесного кодекса на муниципалитет возложена обязанность осуществления муниципального лесного контроля, владение, пользование, распоряжение лесными участками; установление ставок платы и аренды лесных ресурсов; учёт древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, созданий муниципальных лесничеств.

Мероприятия, связанные с охраной природы, можно разделить на следующие группы:

  • естественнонаучные,
  • технико-производственные,
  • экономические,
  • административно-правовые.

Мероприятия по охране природы могут осуществляться в международном масштабе, общегосударственном масштабе или в пределах отдельного региона.

Первой в мире мерой по охране свободно живущих в природе животных стало решение об охране серн и сурков в Татрах, принятое в 1868 году земским сеймом во Львове и австро-венгерскими властями по инициативе польских естествоиспытателей М. Новицкого, Э. Яноты и Л. Зейснера. В 1872 году на западе США был создан первый в мире национальный парк — Йеллоустонский.

Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды и, вследствие этого, угроза существованию на Земле живых организмов (в том числе человека) потребовали решительных практических мер по защите и охране природы, правового регулирования использования природных ресурсов. Среди таких мер — очистка окружающей среды, упорядочение использования химикатов, прекращение производства ядохимикатов, восстановление земель, а также создание заповедников.

В России природоохранные меры предусмотрены в земельном, лесном, водном и другом федеральном законодательстве.

В ряде стран в результате осуществления правительственных природоохранных программ удалось существенно улучшить качество окружающей среды в отдельных регионах (например, в результате многолетней и дорогостоящей программы удалось восстановить чистоту и качество воды в Великих озёрах).

Судебная защита природы

На основании п. 1 ст. 32 Конституции (Основного Закона) Российской Федерации в части непосредственного участия граждан в управлении делами государства, а также ст. 58 Конституции (Основного Закона) РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

На основании части 2 ст. 46 Конституции (Основного Закона) РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суде. Если дела подсудны Уголовному кодексу РФ, бездействие следственных органов также может быть обжаловано в суде — в порядке ст. 125 УПК РФ, без уплаты государственной пошлины.

Международное сотрудничество в области охраны природы

Читайте также: