Какие виды лкм используются на автотранспорте кратко

Обновлено: 02.07.2024

Состав автоэмалей

Все автоэмали имеют схожий состав:

  • Пигмент, который отвечает за цветовой тон автоэмали и формирует защитный слой.
  • Связующее вещество, которое обеспечивает краску отличной адгезией к поверхности и надежно закрепляет на кузове пигмент.
  • Растворитель придает краске такое свойство как текучесть для равномерного распределения по кузовной поверхности. С течением времени растворитель полностью испаряется.

Основные функции лакокрасочного покрытия

  • Защитная. Предохраняет поверхность автомобиля от внешних воздействий, таких как повышенная влажность, ультрафиолетовые лучи, высокие температуры, химикаты, растворители и др.
  • Эстетическая. Обеспечивает привлекательный вид автомобилю.
  • Мягкость либо жесткость определяет защитные свойства лакокрасочной продукции. Твердая эмаль лучше сдерживает появление дефектов. Но высокая твердость порождает высокую плотность и имеет сниженные характеристики эластичности. Излишне твердый слой может провоцировать возникновение трещин в областях с повышенной вибрацией. Мягкий слой более эластичен, но подвержен повреждениям со стороны внешней среды, особенно это касается царапин. Оптимальным решением будет материал с умеренными показателями мягкости и твердости, который обеспечит надежную защиту поверхности автомобиля и продлит срок службы всех окрашенных элементов.

Разновидности лакокрасочных покрытий по химическим свойствам

По химическим свойствам лакокрасочные покрытия разделяют на однокомпонентные и двухкомпонентные.

Двухкомпонентные становятся твердыми в результате реакции, возникающей в процессе слияния между основным элементом и отвердителем. Временные затраты на отверждение могут зависеть от разных факторов, таких как температура окружающей среды и самого материала.

Однокомпонентные эмали отверждаются благодаря влаге, содержащейся в воздухе. Временные рамки отверждения зависят от уровня влажности.

Основные виды лакокрасочных материалов

Акриловая эмаль

Акриловые эмали являются достаточно популярной разновидностью автоэмалей. Содержат в своем составе синтетические смолы, производящиеся из нефтепродуктов. Состоит из двух компонентов: отвердителя и окрашивающего пигмента. Отверждение эмали происходит в результате вступления в химическую реакцию обоих компонентов. Благодаря отвердителю данная эмаль быстро сохнет без применения высокой температуры. В процессе сушки возможна коррекция дефектов на слое. Распространенная причина спроса на акриловую эмаль среди потребителей заключается в том, что после полного высыхания она не нуждается в последующей полировке и обретает равномерный блеск. Данная эмаль ложится тонкими пластами и поэтому ее необходимо наносить в несколько слоев.
Не требует покрытия лаком, поскольку имеет отличные светоотражающие свойства. В исключительных ситуациях допустимо нанесение с использованием лака, что позволит получить более насыщенный цвет. Прежде чем наносить лак на поверхность необходимо хорошенько высушить акриловую эмаль и обработать ее мелкозернистой абразивной бумагой.

Алкидная эмаль

Алкидные эмали также весьма популярны. Несмотря на более низкую цену, чем у акриловых красок, они являются достаточно надежными. Данная эмаль производится из алкидной смолы, имеющей маслянистую консистенцию. Обладает однокомпонентным составом. Отличительной характеристикой этой разновидности является сочность цветов и склонность к скорой полимеризации без вспомогательных манипуляций.
Легка в нанесении, ложится аккуратным ровным слоем. После полного высыхания слой становится глянцевым и прочным. Иногда данную эмаль разбавляют растворителями для получения вязкой консистенции. Во избежание порчи материала необходимо подобрать качественный растворитель, желательно от той же торговой марки, что и эмаль. Алкидная эмаль сохнет достаточно долго при обычной температуре. Для ускорения данного процесса необходимы особые производственные условия с высокой температурой.

Базовая эмаль

Данная эмаль имеет однокомпонентный состав. Иногда ее смешивают с разбавителем для базы или металлика. Применяется в формате двухслойной технологии - для нее необходим дополнительный слой акрилового прозрачного лака. Лак обеспечивает покрытию защиту и стойкость.

Для доведения продукта до рабочего состояния необходимо соединить эмаль и разбавитель в пропорциях 2:1. В качестве инструмента для нанесения идеально подойдет пневматический распылитель. Накладывать слой можно только на предварительно подготовленную поверхность. Оптимально наносить в 2-3 слоя. Время сушки между слоями от 10 до 20 минут. В качестве финального слоя наносят акриловый бесцветный лак.

Акриловый бесцветный лак

Акриловый прозрачный лак является жидким материалом для окраски. В своем составе не содержит пигментирующих веществ. Накладывается тонким слоем, образуя прозрачную пленку.

По защитному аспекту акриловые лаки подразделяют на два вида:

  • те, что образуют мягкий слой – MS;
  • те, что образуют твердый слой – HS.

Лак MS обладает мягкими свойствами, пониженной вязкостью, отлично растекается. Содержит умеренное содержание твердых элементов в составе. Оптимально наносить пару слоев. Хорошо поддается полировке и обработке.
Лак HS обладает твердыми свойствами, благодаря наличию в составе жестких элементов. Стойкий к внешним воздействиям, имеет малую усадку при окрашивании. Является весьма экономичным. Рекомендованное количество слоев от 1,5 до 2. Первый слой наносится легким распылением, второй – плотным покрытием. Поддается обработке сложнее чем лак MS. Ориентирован на обширные поверхности.

Целлюлозная краска

Давно вошли в обиход, одни из первых красок для автомобилей. В составе данной краски содержится нитро растворитель, который способствует быстрому высыханию краски при обычной температуре, что понижает шансы загрязнения краски пылью во время сушки.
Существенными минусами данной разновидности краски являются скорое выцветание, огнеопасность, образует тонкий слой, требующий повторного покрытия. Целлюлозной краске необходима полировка, чтобы добиться эффекта блестящей поверхности.
Сегодня краски из целлюлозы применяются достаточно редко.

Глифталевая эмаль

Применяются в автомобильной промышленности достаточно давно. Основным компонентом данного продукта являются синтетические смолы. По функциональным возможностям данный вид эмали несколько лучше, чем целлюлозная краска. При нанесении глифталевая эмаль формирует более плотную пленку и блестящую поверхность, которую не нужно обрабатывать.
Недостатком этого продукта выступает долгая сушка при температуре 20-25°C. Для полного и окончательного отвердения краски понадобиться от 15 суток и более. В течение месяца после окрашивания эмаль может повредиться при механических воздействиях. Ускорить данный процесс можно с помощью высокой температуры, свыше 70°C, либо благодаря вспомогательным веществам таким как различные отвердители и активаторы сушки. Данный лак весьма уязвим к перепадам температуры и может менять свои свойства. Это нужно учесть, когда будете разводить краску. Пропорции разведения составляют примерно от 15 до 30 %.

Меламиноалкидная эмаль

Состоит из суспензии меламино-алкидного лака с пигментными частицами. Имеет повышенную прочность. Разнообразие цветовых палитр дает возможность смешивать цвета, а также добавлять эффект металлика, матовых и перламутровых основ. Эту разновидность эмалей применяют только в особых условиях, т.к. для ее сушки необходима высокая температура – 110-120 °C.

Порошковая краска

Порошковая краска - это мелкодисперсный порошок. В ее состав входят полимерные гранулы, пигментирующая основа, отвердитель, различные наполнители и добавки.

Данные краски наносятся с использованием специального оборудования. Частички краски намагничивают, затем распыляют на кузовную поверхность. Далее их плавят под воздействием высокой температуры и в результате образуется надежное покрытие.

Порошковые краски применяются не только на металлических поверхностях - их можно наносить на пластиковые и стеклянные элементы. Недостатком данной разновидности является отсутствие возможности использовать без специального оборудования.

Рассмотрим основные популярные типы лакокрасочных покрытий автомобиля, охватим их техническую сторону и научимся различать между собой.

Как известно, превосходный внешний вид и цвет автомобиля обеспечивает его лакокрасочное покрытие, сокращенно его называют ЛКП. Каждый специалист по кузовному ремонту хорошо знает, что лакокрасочные покрытия бывают разных типов, но не все автолюбители это знают и сегодня мы, продолжая небольшой "ликбез" в своем блоге, рассмотрим самые популярные покрытия автомобиля. Итак, на сегодняшний день самыми распространенными среди всех ЛКП автомобилей (именно те, с которыми повседневно сталкивается в жизни автолюбитель) будут следующие варианты:

Причем, стоит учесть, что доля ЛКП в виде базовой автоэмали, покрытой лаком постоянно растет, а акриловые и алкидные автоэмали все больше вытесняются с производством новых автомобилей, в том числе в сторону спецтехники и коммерческого транспорта. Поэтому вероятнее всего, если автомобиль выпущен не более 20 лет назад, то он будет иметь покрытие именно типа: база + лак. Отметим, что среди всех покрытий, именно вариант база + лак будет иметь самый лучший эстетический, нарядный и глянцевый вид. Далее мы рассмотрим то, как устроены эти покрытия и как происходит процесс окраски для каждого типа. Но для начала рассмотрим еще такой вопрос, как деление всех лакокрасочных материалов на два основных вида по химическим свойствам.

  • Однокомпонентные - это самостоятельные материалы, которые не требуют добавления дополнительных химических составов для получения готового продукта и последующего отверждения (различных агентов и отвердителей). То есть такие материалы наносятся как готовый продукт, самостоятельно отвердевают и образуют готовое покрытие;
  • Двухкомпонентные - это материалы, полимеризация которых наступает в результате химической реакции при смешении двух компонентов, как правило, это основное вещество с добавлением отвердителя или ускорителя. После смешения двух компонентов получившийся продукт затвердевает и образует готовое покрытие.

Базовая автоэмаль, покрытая акриловым лаком

В самом популярном типе покрытия база + лак, в основе лежит достаточно простая идея - тонкий базовый слой автомобильной краски покрывается сверху более толстым и твердым слоем автомобильного лака. При этом краска выполняет только декоративную роль, дает определенный цвет и сочность оттенка, в некоторых случаях добавляет эффект металлика или перламутра. Сама краска наносится только поверх загрунтованной и идеально гладкой поверхности. Но, к сожалению, базовая краска не устойчива к воде, солям и растворителям, и тем более физическим воздействиям. Поэтому сверху базовая краска покрывается слоем специального прозрачного автомобильного лака. Лак обеспечивает целиком защитную функцию, он в том числе пропитывает собой краску и еще сильнее закрепляет ее на поверхности грунта. Именно слой лака будет защищать в дальнейшем все нижние слои на весь срок службы лакокрасочного покрытия от солнечного воздействия, воды и солей, царапин и небольших ударов. Благодаря толщине слоя прозрачного лака, в котором распространяет свет и отражается от краски и получается этот великолепный внешний вид покрытия.

Базовые краски могут иметь сплошной оттенок цвета (без различных вкраплений), это так называемые солиды (от английского solid - "сплошной"). Либо иметь небольшие вкрапления продолговатых металлических частиц или металлической пудры, придающие краске дополнительный металлический блеск и "игру на солнце" - так называемый эффект "металлик", а такие краски называются металлики. Есть еще и перламутровые краски, в основе которых лежат специальные микроскопические кристаллы, дающие из-за разного преломления особый эффект перламутрового блеска.

Но и это еще не все тонкости, например, среди базового покрытия могут встречаться двухслойные и трехслойные варианты окраски. Двухслойные - это классический вариант - краска и сверху слой лака. Трехслойные покрытия - вариант, при котором краска наносится в два слоя, например, краска-"подслой" с основным красящим пигментом, задающим общий цвет покрытия, далее верхний слой прозрачного перламутрового пигмента, и только затем слой лака. Благодаря этому, цвет трехслойной краски становится более глубокий и появляется перламутровый блеск. Такие краски также и самые дорогие, потому что идет двойной расход материала (два слоя).

Базовые автоэмали могут выпускаться в виде готовых к использованию красок, но преимущественно их получают подбором цвета, когда они колерованы из красящих пигментов колористом, через системы подбора цвета, например, такие как Dynacoat или Challenger.

Автомобильный лак для базовой краски

И теперь немного о лаке. Лак данном случае используется, как правило, двухкомпонентный. При смешивании акрилового или уретанового лака с отвердителем - на выходе получается состав с коротким временем жизни, в течении которого необходимо произвести нанесение. Лаки бывают разных типов, но преимущественно все они делятся на MS и HS лаки. MS лаки с средним сухим остатком (medium solid) - это стандартные лаки, после высыхания которого остается среднее кол-во затвердевшего материала. Такие лаки наносятся обычно в два слоя. MS лаки достаточно мягкие, текучие и легко поддаются полировке. HS лаки (high solid), напротив, содержат более высокое количество твердого вещества, которое остается после высыхания. HS лаки обеспечивают более упругое и твердое защитное покрытие, также они сложнее поддаются последующий полировке. Такие лаки наносятся в 1,5 - 2 слоя (легкий и основной плотный слой). Все лакокрасочные материалы и в том числе лаки, имеют определенную текучесть. Важно не переборщить с нанесением толщины слоя лака и не получить капли и подтеки на поверхности.

Акриловая автоэмаль

Акриловая автоэмаль использовалась в автомобилях много лет назад и остается до сих пор популярной среди автолюбителей, благодаря простоте в использовании. В случае с акриловой краской - слои не разделяются на красящий слой краски и защитный слой лака, напротив, крепкая акриловая смола уже несет в себе красящий пигмент. Получается, что вся толщина получаемого лакокрасочного покрытия содержит красящий пигмент. Акриловые покрытия обычно представляют собой солиды и обеспечивают сплошной оттенок цвета.

Наносятся акриловые эмали почти также, как акриловый лак - в два или три слоя, но тонкими слоями и с сушкой между ними. Акриловые автоэмали могут быть, как однокомпонентными, так и двухкомпонентными, что зависит от производителя. Стоит учесть, что двухкомпонентные акриловые автоэмали будут гарантированно обладать большей прочностью, чем однокомпонентные. Акриловые автоэмали уже имеют защиту от внешнего воздействия и их не требуется покрывать сверху лаком, а также не требуется последующая полировка.

Выпускаться акриловые автоэмали могут в виде готовых к использованию красок, а также могут быть колерованы из красящих пигментов колористом, через системы подбора цвета.

Алкидная автоэмаль

Алкидные автоэмали - это однокомпонентные материалы, обычно имеющие насыщенный цвет и которые несут в себе красящий пигмент и алкидную смолу, обеспечивающую твердость после высыхания. Алкидные эмали еще более просты в применении, чем акриловые, так как не требуют отвердителя и поэтому также популярны среди автолюбителей. После высыхания алкидной эмали образуется ровный глянцевый слой, не требующий дополнительной обработки. Алкидная автоэмаль достаточно прочная, но среди всех ранее указанных типов, именно она имеет самый тонкий слой в готовом покрытии.

Алкидные автоэмали, как правило, выпускаются на рынке в виде готовых к использованию банок с определенными цветами.

Алкидные и акриловые автоэмали менее дорогие и поэтому чаще всего используются на коммерческом транспорте и спецтехнике, а также классических моделях ВАЗ. На современных же автомобилях практически везде используются базовые краски с металлик-эффектом под лаком, при этом некоторые дорогие комплектации моделей автомобилей используют и более дорогие перламутровые краски.

Совместимость покрытий при ремонте

При ремонте ЛКП правильнее всего использовать покрытия одного типа и максимально избегать сочетаний, особенно с алкидными эмалями. Но если доступ к материалам ограничен, то необходимо соблюдать следующие правила.

Базовую краску можно подобрать под цвет акриловой и нанести на акриловую, затем покрыть лаком. Переход при этом будет не заметен и образуется устойчивое и надежное покрытие. А вот сделать наоборот - не получится. Акриловая краска поверх базовой сразу выдаст себя на переходах.

Застывшую, полностью высохшую алкидную эмаль возможно перекрыть сверху акриловой краской и при этом образуется достаточно устойчивое покрытие, особенно при использовании акрилового грунта. Но наносить алкидную краску на акриловую - не рекомендуется, так как материалы могут отслаиваться и алкидной смоле будет тяжело "зацепиться" на поверхности акрила.

Как определить тип автоэмали - акриловая, базовая или алкидная?

Если Вы видите вблизи на краске вкрапления металлика, значит перед вами краска база + лак. Если цвет сплошной и без вкраплений, то самый простой способ узнать тип автоэмали на автомобиле - это взять мелкозернистый абразив, например, размером P2000-P2500 и намочив его - немного потереть ЛКП автомобиля в незаметном месте (Например, проем двери или багажника. В этом месте останется легкая потертость, которую можно будет отполировать). После этого взглянуть на абразив, если на абразиве остался цвет автомобиля (красящий пигмент), значит это акриловая краска, именно та самая, которая несет в своей толще красящее вещество. Если же на абразиве ничего не осталось, либо присутствует чуть белесый-прозрачный след, значит это лак и перед вами снова вариант окраски база + лак.

Чтобы определить краску на предмет, алкидная она или нет - возьмите кусочек ткани, смочите его растворителем 646 и также слегка потрите в малозаметном месте окрашенной поверхности. Если поверхность ткани окрасится в цвет краски, то это алкидная эмаль, если нет, то перед вами акриловая поверхность (база + лак или акриловая эмаль).

Общие правила для автоэмалей

Стоит учесть, что для всех видов лакокрасочных материалов (с отвердителями и без них) время высыхания во многом зависит от влажности воздуха и температуры окружающей среды. Поэтому все лакокрасочные материалы имеют описание и инструкции по применению от производителя (окружающая температура, кол-во слоев, пропорции смешивания, размер дюзы для нанесения, условия сушки и т.п.), которые необходимо обязательно соблюдать.

Соблюдение условий и следование инструкциям - обязательное условие для качественного и долгосрочного ремонта.

  • Если Вы решили покрасить автомобиль самостоятельно, то помните, что при подготовке любой густой базовой или акриловой краски к нанесению краскопультом её обязательно разбавляют растворителем - так называемым разбавителем, согласно инструкции. При выборе разбавителей и растворителей предпочтение должно отдаваться одному производителю. После нанесения краски растворитель быстро испарится и на поверхности останется только красящий пигмент.
  • Краска в аэрозольных баллончиках особенно удобна при небольшом ремонте, обеспечивает хороший факел распыления, не требует разбавления и уже готова к применению. Более того, Вам не придется заниматься подготовкой компрессора, пневматического инструмента и его последующей промывкой.
  • Краску всегда наносят только на подготовленную, сухую и чистую, загрунтованную поверхность, которая была предварительно обработана обезжиривателем или антисиликоном. Окраска должна производиться только в сухом и чистом помещении. Почему подготовка и обезжиривание поверхности - это очень важно, читайте в нашей статье: Обезжириватель для автомобиля.
  • Обязательно используйте средства индивидуальной защиты.

Соблюдая все эти правила Вы непременно получите требуемый качественный результат при ремонте автомобильного ЛКП.

Качество окрашивания автомобиля зависит не только от точности выполнения всех этапов, но и от правильно подобранных материалов. Сегодня на рынке в многообразии представлены разные виды автомобильных красок и автоэмалей, которые при грамотном применении могут обеспечить идеальный результат покраски кузовных элементов авто.

Известный китайский производитель YATU выпускает широкий ассортимент продуктов Easicoat для покраски кузова авто. Они поставляются во многие страны мира, поскольку соответствуют жестким международным стандартам в области качества.

Состав, характеристики и особенности автокрасок

Состав, характеристики и особенности автокрасок

Все виды автомобильных красок независимо от производителя и назначения имеют практически одинаковый состав. Их основными компонентами являются:

  • Пигментные добавки. Порошкообразные компоненты, которые добавляются в краску для достижения однородного яркого цвета;
  • Связующее вещество. Обеспечивает адгезию состава и равномерное распределение красящего пигмента, что является гарантией ровного тона окрашенной поверхности кузова автомобиля;
  • Растворитель. Основной компонент состава краски, использующийся для создания однородной жидкой консистенции. В процессе окрашивания элементов кузова растворитель испаряется, оставляя состав автоэмали двухкомпонентным.

Разные виды красок имеют отличные характеристики такие, как плотность, твердость, эластичность, устойчивость к действию внешних факторов. К примеру, высокая твердость краски (около 50-60 процентов) позволяет создать на поверхности кузова прочный финишный слой, препятствующий образованию сколов, царапин и других дефектов.

Все характеристики автомобильных красок взаимосвязаны между собой. Так, например, чем выше твердость состава, тем выше его прочность и эластичность.

Виды автоэмалей

В зависимости от состава принято выделять следующие виды автомобильных красок:

  • Алкидная эмаль. Широкое распространение получила благодаря оптимальному соотношению цены и качества. Главными преимуществами этой разновидности краски является простота нанесения, хороший результат окрашивания – равномерная и блестящая поверхность, устойчивость к действию внешних факторов;
  • Меламиноалкидная (синтетическая) эмаль. Однокомпонентная автомобильная краска, способная обеспечить великолепный результат окрашивания. Ее основным недостатком является длительный период высыхания и необходимость создания особых условий (температуры в 130 градусов);
  • Целлюлозная. Автоэмаль этого вида получила широкую востребованность на рынке за счет быстрого периода сушки, благодаря чему окрашенная поверхность не успевает запылиться. К недостатком эмали относится огнеопасность (за счет присутствия в краске растворителя), отсутствие блеска на финишном лакокрасочном покрытии, необходимость нанесения нескольких слоев для получения яркого насыщенного цвета;
  • Нитрокраска. Этот тип лакокрасочного покрытия подходит для использования при необходимости окрашивания небольших участков кузова. Она очень быстро высыхает (при температуре 20 градусов за 30 минут);
  • Акриловая автомобильная краска. Двухкомпонентная эмаль, получившая широкое распространение на рынке. Краска этого вида отличается высокой устойчивостью к внешним факторам и потрясающим блеском, благодаря чему окрашенная поверхность кузова не нуждается в дополнительном нанесении лака. Другими ее преимуществами является долговечность и простота использования, а недостаток краски – высокая стоимость;
  • Металлики и перламутры. Краска этого вида позволяет добиться при окрашивании кузова авто необычного эффекта, который достигается за счет добавления в состав особых пигментов. Перламутр дает возможность создать эффект мерцания и перелива оттенка, а металлик – холодного тона;
  • Краска на водной основе. Современный вид автомобильных красок, который после своего выхода на рынок моментально получил популярность и признание. Эмаль на водяной основе можно наносить на старое лакокрасочное покрытие, при этом нет необходимости проводить дополнительное выравнивание поверхности кузова. Краски на водной основе имеют экологичный состав, поскольку не содержат растворителей. Их главный недостаток – длительный период высыхания окрашенной поверхности.

Эффекты эмали

С помощью разных видов автомобильных красок можно добиться интересных эффектов и кардинально преобразить внешний облик автомобиля:

  • Глянец. Такого эффекта позволяют добиться практически все автоэмали, за исключением алкидных. После нанесения лакокрасочного состава создается прочное и блестящее финишное покрытие, которое не нуждается в дополнительном слое лака;
  • Матовая поверхность. Для матирования кузова или отдельных элементов авто больше всего подходит алкидная эмаль;
  • Металлик. Эффект металлического блеска создается благодаря добавлению в состав краски специального светоотражающего пигмента. Автоэмаль этого типа достаточно сложно наносить, поэтому окрашивание кузова авто в этом случае лучше доверить профессионалам;
  • Хамелеон. Такого необычного эффекта возможно достичь при использовании специальной автоэмали и процедуры трехслойного окрашивания;
  • Перламутр. Эффект мерцания и перелива получается благодаря добавлению в состав автомобильной эмали особого пигмента, который переливается при попадании на него солнечных лучей под разным углом.

Все виды красок подходят как для самостоятельного, так и для профессионального применения. Для их нанесения может быть использовано специальное оборудование (краскопульт/аэрограф), аэрозоль или карандаш.

Вы ищите качественную автомобильную краску, способную вернуть первоначальный внешний облик кузову авто? Продукция Easicoat от известного китайского производителя в широком ассортименте представлена на рынке – солиды, металлики, перламутры и ксералики. Мы гарантируем идеальное соотношение цены и качества любой нашей краски.

Важные понятия

Перед тем как перейти к рассмотрению особенностей различных автомобильных красок, определимся с понятиями. Краска – это смесь из цветового пигмента, растворителя, наполнителя и веществ, необходимых для связывания этих компонентов и улучшения адгезии. Понятие общее, так что оно включает в себя и т.н. автомобильную эмаль. Если основой наполняющего пигмента (красящего вещества) является лак или же смола, то краска является эмалевой. По этой причине между автомобильной краской и автоэмалью ставит знак равно. Но это не всегда верно, особенно если подробно ознакомиться с составом автоэмали и сравнить его с составами некоторых других красок. Вопрос состава будет раскрыт далее.

Укрывистость – это способность чистого пигмента или же пигментированного лакокрасочного материала перекрывать цвет поверхности, на которую он наносится, по ходу нанесения. Согласно европейским стандартам, укрывистость краски выражают в м2/л. Если по-простому, то укрывистость краски определяет, насколько хорошо она перекрывает цвет поверхности нанесения. Для оценки укрывистости обычно пользуются тест-картами, напоминающими поле для игры в шахматы.

Адгезия – явление сцепления поверхностей разнородных тел. В случае красок это способность состава прочно сцепляться с окрашиваемой поверхностью. Хорошая адгезия также отличает хорошую грунтовку от некачественной. Качество адгезии определяют по методике ISO 2409, но по-простому он называется методом решетчатых надрезов. Этим методом можно пользоваться как при оценке качества автомобильных красок для восстановления ЛКП, так и при подготовке к строительным работам.

Полимеризация – образование полимеров в результате множественных присоединений молукел низкомолекулярных веществ к активным центрам в молекуле полимера. Данное определение близко к научному, а по-простому полимеризацией называют процесс перехода жидких или аэрозольных красок в твердое состояние при определенных условиях. В случае некоторых составов дополнительные условия не требуются – они застывают при комнатных температурах при контакте с атмосферным воздухом.

Цвет краски – это вполне конкретный параметр, зависящий от наполняющего вещества. От свойств веществ зависит, каким будет оттенок окрашенной поверхности. Если была выбрана укрывистая краска, то она сделает предыдущий слой (неважно, окрашен он или нет) полностью незаметным. Для определения цвета краски часто пользуются специальными шкалами. Оценка проводится на глаз, что негативно сказывается на точности. Если водитель хочет произвести локальный ремонт ЛКП, то ему нужно знать точный цвет заводской краски. Его можно определить по VIN-коду, однако в результаты поиска попадут все возможные варианты цветов кузова для конкретной модели, конкретного года выпуска, комплектации и т.д. Нужный код краски написан на табличке в стойке двери, в области багажника, под капотом или в сервисной книжке. Пример такого кода: 371 – амулет, оттенок темно-зеленый, металлик.

Классификация красок

Как читатель уже догадался, основное отличие красок друг от друга заключается в их химическом составе. Разновидностей много, однако основных групп все три. А именно:

  • Алкидные эмали;
  • Акриловые эмали;
  • Меламиноалкидные эмали.

В качестве примера возьмем акриловый состав. В него входит основа из смол, довольно быстро застывающих при затвердевании, пигментный наполнитель (или просто пигмент) и набор наполнителей, улучшающий стойкость, пластифицирующие свойства и скорость схватывания краски. Расширенная классификация красок по составу выглядит так:

  • Алкидная эмаль. Это недорогой состав. Прост в нанесении, создает блестящую, равномерную поверхность с хорошей устойчивостью ко внешним факторам, в числе которых действие ультрафиолета, механические воздействия, перепады температур и т.д.;
  • Нитроэмаль. Эмаль на основе целлюлозы. Часто обозначается как НЦ. Универсальный состав, которым можно покрасить предварительно оштукатуренные или отгрунтованные поверхности – кузов авто, стены, изделия из дерева (их можно не грунтовать);
  • Синтетическая эмаль. Она же меламиноалкидная. Состав долго наносится, напыляется в несколько слоев и полностью схватывается при температурах от 110°С и выше;
  • Целлюлозная эмаль. Быстро наносится и высыхает, вследствие чего такая эмаль востребована в малярных мастерских при мелком ремонте ЛКП. Состав не формирует яркого, насыщенного цвета, так что его наносят в несколько слоев;
  • Акриловая краска. Двухкомпонентный состав, отличающийся стойкостью ко внешним факторам и отличным блеском. После нанесения акриловой краски на кузов не обязательно наносить лак;
  • Краски на водной основе. Экологичные и простые в нанесении составы. Недостатком является продолжительное время высыхания;
  • Металлики, перламутры. Служат для придания необычного цвета кузова и добавления эффектов – переливов, мерцаний, холодного тона. Отличаются от обычных красок особыми пигментами.

Далее мы рассмотрим достоинства и недостатки наиболее распространенных видов автомобильных красок. А перед эти разберемся, какие эффекты могу давать эмали. Это особенно важно, если вы хотите полностью заменить старое ЛКП или восстановить поврежденное – эффекты должны совпадать или не перебивать друг друга. А они могут быть такими:

  • Матовая поверхность. Придание кузову такого эффекта называют матированием. Визитная карточка алкидных эмалей;
  • Глянец. Глянцевую поверхность формируют практически все автомобильные краски за исключением алкидных;
  • Металлик. Эффект достигается нанесением красок со светоотражающими пигментами. Нанесение подобных красок лучше доверять специалистам;
  • Перламутр. Также задается специальным пигментом. Результат: переливы цветов кузова авто под разными углами.

Если вам не интересны яркие краски с особыми эффектами, вроде ксераликов и металликов, то отличным решением станут автоэмали солид . Так называют краски однотонного типа. Обычно это акриловые или биндерные базовые составы. Последние нужно покрывать лаки. Отметим, что беззерновая автокраска типа солид вполне может быть и базовой, хотя менеджеры магазинов автохимии нередко называют их обычными акриловыми красками. Другое и даже более точное название: неэффектные краски.

Что стоит знать об алкидных красках

Алкидные эмали быстро полимеризуются даже в гаражных условиях и отличаются простотой в нанесении. Срок службы алкидных эмалей не всегда доходит даже до 5-6 лет. Однако с учетом невысокой стоимости такие составы могут стать хорошим вариантом для тех, кто хочет произвести быстрый и недорогой ремонт ЛКП . Выделим такие достоинства алкидных эмалей:

  • Быстрое высыхание;
  • Относительная простота в нанесении;
  • Высокая устойчивость ко внешним воздействиям (кроме ультрафиолета).

Алкидные эмали делятся на пентафталевые и глифталевые – тип зависит от спиртовой составляющей. По факту, такой состав является эволюцией масляных красок. Механизм образования пленки и затвердевания у них идентичный. Возможно смешивание состава с добавками и наполнителями. Разбавлять алкидные краски нужно теми растворителями, которые указал производитель.

Слой краски легко отполировать и не он не образует подтеков при соблюдении техники нанесения. Полировка проводятся после полного высыхания краски. Учтите, что одно из главных достоинств алкидов – скорость высыхания – оборачивается одним серьезным недостатком. Краска будет высыхать неравномерно. Однако профессиональные малярные навыки для ее нанесения не требуются, так что новички могут смело отдать свое предпочтение именно таким краскам. Другой недостаток: краска выгорает под действием ультрафиолета. Помните, что алкидные составы крайне токсичны.

Что стоит знать об акриловых красках

Автолюбители часто спорят о том, какие краски лучше – акриловые или алкидные. Для начала разберемся с преимуществами акриловых составов. Они набирают все большую популярность среди рядовых автолюбителей и обо всех их особенностях знают опытные маляры. Обычно выделяют следующие:

  • Нет необходимости в нанесении слоя лака;
  • Быстрое высыхание;
  • Продолжительный срок службы;
  • Стойкость к действию ультрафиолета;
  • Сохранение свойств в разных климатических зонах, в т.ч. холодных.

Также стоит выделить такие преимущества акриловых красок, как малая токсичность и малая усадка – образовавшийся слой не подчеркивает дефекты окрашиваемой поверхности. Однако здесь стоит отметить, что наносить краски, к примеру, на голый металл не стоит. Рекомендовано использование пары грунтов – первичного (праймера) и порозаполнителя (филлера).

Акриловые краски делятся на твердые (HS) и мягкие (MS). Если нужно создать прочное и ровное покрытие, то в дело идут твердые эмали. Такое покрытие плохо поддается полировке. Мягкие эмали подходят для локального ремонта или же для вторичной покраски. Главным недостатком подобных эмалей является низкая укрывистость . По этой причине их наносят в несколько слоев. Для улучшения глубины цвета и лучшей защиты слоя краски завершать работу можно нанесением 2-3 слоев лака.

Что стоит знать о меламиноалкидных красках

  • Высокая прочность образующегося покрытия;
  • Сохранение свойств в течение длительного времени;
  • Возможность создания множества эффектов;
  • Богатство цветовой палитры.

Главным недостатками меламиноалкидов являются высокие требования к технике нанесения, а также соблюдение условий сушки. К примеру, если такая краска наносится на кузов авто, то его нужно предварительно прогреть до 110-130°С. Сам состав наносится минимум в три слоя . Сушка занимает много времени. Это основные причины, по которым меламиноалкидные краски используются только промпредприятиями и малярными мастерскими с высоким уровнем оснащения.

Выбор автоэмали

Разновидностей автоэмалей много, что сильно затрудняет их выбор. А если учесть, что они выпускаются большим числом производителей, подбор обещает быть еще более сложным и долгим. Мы рекомендуем опираться на следующее:

  • Тип краски;
  • Желаемый цвет;
  • Расход;
  • Ваш бюджет;
  • Имеющееся оборудование для нанесения и опциональной полировки слоя краски;
  • Требования к качеству и особенностям краски – ресурс слоя, устойчивость к ультрафиолету, эффекты и т.д.

Акриловые краски весьма универсальны, относительно просты в нанесении и не предъявляют высоких требований к навыкам маляра. Алкидные краски имеют меньший ресурс, они токсичны, но зато стоят небольших денег. Денежный вопрос стоит не на последнем месте! К примеру, вы можете приобрести краску водяного типа , которая имеют массу достоинств, но долго сохнет. Не самый серьезный недостаток, но вот сравнение цен между водорастворимой и акриловой красками может склонить чашу весов в пользу второй (хоть акриловые краски и не назовешь дешевыми). Рекомендуем изучать описания каждой из найденных вами красок и изучать рекомендации производителя. Химпром также выпускает специализированные краски. К примеру, краски для работы с бамперами авто.

Рейтинги автоэмалей меняют каждый год, однако опираясь на них можно понять, продукцию какой фирмы высоко оценивают рядовые водители, маляры и специалисты. Как правило, чем именитее бренд, тем выше общее качество его продукции и лучше отношение цена-качество . Выделим такие бренды:

  • Sikkens (Нидерланды);
  • Duxone (США);
  • Colomix (Словения);
  • HB Body (Греция);
  • R-M (Франция);
  • Mobihel (Словения).

Хорошие аэрозольные краски выпускает японский Soft99 , хоть компания и известна как производитель премиальной автокосметики. Достойные краски из бюджетного сегмента предлагает российская фирма Vika. А вот продукция нидерландского Sikkens относится к премиальному сегменту – это хороший вариант для тех водителей, которые готовы выделить значительный бюджет на покупку всего необходимого для работы над ЛКП.

Вывод

С другими новостями автомира можно ознакомиться здесь .

Если Вам понравилась публикация, поделитесь новостью в социальных сетях и подписывайтесь на канал .

Читайте также: