Какую роль в композиции романа играют пушкинские эпиграфы кратко

Обновлено: 04.07.2024

В двадцатые годы XIX века у русской публики большой популярностью пользовались романтические романы Вальтера Скотта и его многочисленных подражателей. Особенно любим был в России Байрон, чья возвышенная разочарованность эффектно контрастировала с недвижной отечественной повседневностью. Романтические произведения привлекали своей необычностью: характеры героев, страстные чувства, экзотические картины природы волновали воображение. И казалось, что на материале русской обыденности невозможно создать произведение, способное заинтересовать читателя.

Масштабность и в то же время камерность сюжета, единство эпических и лирических характеристик позволили автору дать самобытную интерпретацию жизни, ее наиболее драматических конфликтов, которые максимально воплотились в образе Евгения Онегина. Современная Пушкину критика не раз задавалась вопросом о литературных и социальных корнях образа главного героя. Часто звучало имя байроновского Чайлд Гарольда, но не менее распространено было указание и на отечественные истоки.

Воспроизведение с энциклопедической полнотой проблем и характеров, актуальных для российской действительности 20-х годов XIX века, достигается не только подробнейшим изображением жизненных ситуаций, склонностей, симпатий, моральных ориентиров, духовного мира современников, но и особыми эстетическими средствами и композиционными решениями, к наиболее значимым из которых относятся эпиграфы. Цитаты из знакомых читателю и авторитетных художественных источников открывают для автора возможность создать многоплановый образ, рассчитанный на органичное восприятие контекстных значений, выполняя роль предварительных разъяснений, своеобразной экспозиции пушкинского повествования. Поэт перепоручает цитате из другого текста роль коммуникативного посредника.

Когда Пушкин во второй строфе обращается к своим читателям:
Друзья Людмилы и Руслана,
С героем моего романа
Без промедленья, сей же час
Позвольте познакомить вас, –

мы уже имеем некоторое представление о нем.

Перейдем к непосредственному анализу роли эпиграфов перед отдельными главами пушкинских романов.

Тройной эпиграф к седьмой главе создает разнообразные по характеру интонации (панегирическую, ироническую, сатирическую) повествования. Дмитриев, Баратынский, Грибоедов, объединенные высказываниями о Москве, представляют разнообразие оценок национального символа. Поэтические характеристики древней столицы найдут развитие в сюжете романа, наметят специфику решения конфликтов, определят особую оттенки поведения героев.

Эстетика эпиграфов наряду с другими художественными решениями Пушкина формирует дискуссионно-диалогический потенциал произведения, окрашивает художественные явления в особые смысловые интонации, подготавливает новый масштаб обобщения классических образов.

Художественные функции эпиграфа и его употребление в произведениях А.С. Пушкина. Роль эпиграфа в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" и в романе "Евгений Онегин". Анализ художественного текста и творческих работ А.С. Пушкина, места эпиграфа в них.

Рубрика Литература
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 08.11.2012
Размер файла 36,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

РОЛЬ ЭПИГРАФОВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.С. ПУШКИНА

1. Художественные функции эпиграфа в произведениях А.С. Пушкина

Многие считают, что эпиграфы - вещь необязательная и старомодная, что в художественных произведениях они нужны для того, чтобы блеснуть эрудицией, а не заострить внимание читателя на главной проблеме произведения, подчеркнуть его главную мысль.

Частое обращение к эпиграфу, более характерное для европейской, чем для русской литературной традиции, по-видимому, объясняется особой значимостью для писателей этого структурного элемента, который встречается в самых важных, этапных произведениях А.С. Пушкина. Откровенно подчеркнутые эпиграфом, связи текста с литературными и культурными явлениями как прошлого, так и настоящего, как русскими, так и всемирными, одновременно акцентируют внимание на самом главном в произведении.

Литературный энциклопедический словарь определяет эпиграф как надпись, проставляемую автором перед текстом сочинения или его части и представляющую собой цитату из общеизвестного текста, произведения художественной литературы, народного творчества, пословицу, изречение; в афористической краткой форме эпиграф, как правило, выражает основную тему, идею или настроение предваряемого произведения, способствуя его восприятию читателем. Эпиграф позволяет выразить авторскую идею (точку зрения или оценку) под прикрытием некоей маски, как бы от другого лица; важно, чтобы эпиграф выглядел не как сочиненный автором, а как исходящий из какого-либо авторитетного источника и имел конкретную отсылку, хотя бы к общей молве. Иногда сами авторы сочиняют эпиграфы, снабжая их ложной отсылкой, мистифицирующей читателя.

Словарь иностранных слов определяет эпиграф как фразу, помещенную перед сочинением или перед отдельным его разделом, в которой автор поясняет свой замысел, идею произведения или его части.

Толковый словарь русского языка под редакцией C.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова эпиграф определяет как изречение, предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредотачивающее мысль на его идее.

Словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова эпиграф определяет как - короткий текст, придающий своеобразное освещение основной идее произведения.

Словарь стилистических терминов эпиграф определяет как текст небольшого объема, формирующий эстетическую, идейную или психологическую установку читателя.

По мнению Т.Ф. Ефремова, эпиграф - это короткий текст, изречение, помещенные автором перед своим произведением или перед отдельной его частью и характеризующие их основную идею. Эпиграф намекает на то, что

будет увидено потом в произведении. Эпиграф должен соответствовать литературному и общественному настроению.

В.А. Кухаренко отмечает, что эпиграф является читательской установкой на восприятие литературного текста.

Я. Зунделович считает, что эпиграф - это фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами. В качестве эпиграфа часто берут пословицы, поговорки, слова из общеизвестных литературных произведений, из священного писания и тому подобное.

В современном понятии эпиграфы вошли в моду, становятся отдельной манерой использования их в написании литературных произведений. Период наибольшего распространения эпиграфов пришелся на первую половину XIX века, когда ими охотно блистали в качестве выражения начитанности и уменья применить чужую мысль в новом смысле.

Таким образом, эпиграф - это зачин литературного произведения. Он формирует читательскую установку, выполняет роль стимула, провоцирует читательский интерес к литературному произведению. Эпиграф является неотъемлемой частью художественного произведения и имеет существенное значение для понимания художественного смысла текстового целого.

Опираясь на приведённые выше определения эпиграфа, можно сказать, что его основная функция заключается в выражении идеи произведения и авторской позиции.

Эпиграф не есть что-то случайное в произведении. Он необходим для автора, как ключ для композитора, в котором будет звучать произведение. Это визитная карточка книги или отдельных глав её. Выбор темы реферата обусловлен ее интересностью и неоднозначностью и возможностью использования фактического материала, которым можно подтвердить свои выводы.

1. Художественные функции эпиграфа в произведениях А.С. Пушкина

Особенностью пушкинских произведений является присутствие эпиграфа. В эпиграфах А.С. Пушкин создает своеобразный художественный мир, который гармонично связан с повествовательным миром произведения.

А.С. Пушкин использовал эпиграфы во всех жанрах: в лирике, поэмах, драмах, в романе в стихах, в художественной прозе, статьях и даже письмах.

Я начал жить, а не дышать.

Не скоро ели предки наши,

Не скоро двигались кругом

Ковши, серебряные чаши

С кипящим пивом и вином.

То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.

Митрофан по мне.

Я поклялся застрелить его по праву дуэли

(за ним остался еще мой выстрел).

Вечер на бивуаке

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий…

Вот в сторонке божий храм

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Чутко смотрят в темну даль,

Не зрим ли каждый день гробов,

Седин дряхлеющей вселенной?

Почтовый станции диктатор.

Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.

Leporello. O statua gentilissima

Del gran' Commendatore!

(Лепорелло. О преславная статуя великого Командора. Ах, хозяин!)

Многие, так же как и я,

Посещали сей фонтан; но

Иных уже нет, другие

The power and glory of the war,

Faithless as their vain votaries, men,

Had pass'd to triumphant Czar.

Мощь и слава войны,

Как и люди, их суетные поклонники,

Перешли на сторону торжествующего царя.

Procul este, profane.

Прочь, непосвященные (лат.)

Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?

В 1970-е - 80-е годы проблемой изучения эпиграфов А.С. Пушкина занимались Ю.М. Лотман, М.П. Алексеев, В.Э. Вацуро, С.Г. Бочаров, И.Г. Мушина, Л.А. Степанов, Н.И. Михайлова, Н.Н. Петрунина, А.В. Кулагин, и другие.

О некоторых пушкинских эпиграфах в 1990-е годы писали В.М. Маркович, С.А. Фомичев, В.П. Старк, В.С. Непомнящий, О.С. Муравьева, А.А. Белый и другие. Статьи этих авторов содержат многие уточнения и по-новому интерпретируют уже исследованные эпиграфы.

В настоящее время проблемами эпиграфа занимаются В.С. Листов, В.А. Сайтанов, Т.Г. Мальчукова и другие. И, тем не менее, проблема никак не может считаться охваченной во всем ее объеме.

В анализе происходящего участвует сам автор. Его позиция проявляется в подборе эпиграфов к каждой главе.

Пословица, взятая А.С. Пушкиным в качестве эпиграфа ко всему роману, обращает внимание читателя на идейно-нравственное содержание произведения: одна из главных проблем романа - проблема чести, нравственного долга.

Полностью эту пословицу вспоминает отец Петруши, Андрей Петрович Гринев, служивший при графе Минихе. Он ставит честь превыше всего - выше карьеры, состояния и душевного комфорта. Для сына своего он выбирает путь честного офицера, отправляя его не в блистательный гвардейский полк, к которому Петруша был приписан с рождения, а в армию, в далекий гарнизон.

-Был бы гвардии он завтра ж капитан.

- Того не надобно; пусть в армии послужит.

- Изрядно сказано! пускай его потужит…

- Да кто его отец?

Сторона ль моя, сторонушка,

Что, не сам ли я на тебя зашел,

Что, не добрый ли да меня конь завез:

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.

Мы в фортеции живём,

Хлеб едим и воду пьём,

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку.

В третьей главе описывается жизнь в Белогорской крепости, поэтому А.С. Пушкин в качестве эпиграфа взял строки из солдатской песни, описывающие обычные занятия людей, живущих в крепости.

Ах ты, девка, девка красная!

Не ходи, девка, молода замуж;

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду-племени;

Накопи, девка, ума-разума,

Буде лучше меня найдёшь, позабудешь,

Если хуже меня найдёшь, воспомянешь.

Внимание молодой девушки привлекает Швабрин, сосланный в Белогорскую крепость за участие в дуэли. Поначалу ее привлекает образованность и начитанность молодого офицера. Однако вскоре Швабрин совершает ряд подлых поступков, что заставляет Машу с негодованием отвергнуть его домогательства. Настоящую любовь Маша встречает в лице Гринева.

Автор как будто Маше советует не спешить выходить замуж, а подумать самой и спросить у родных. Но если смотреть на эти строки, то, скорее всего, они обращены к Гринёву, а не к Маше, ведь именно ему отец не дал благословения на женитьбу, сославшись на его молодость и неопытность. Второй эпиграф даёт понять читателю, что расставание героев, действительно, произошло.

В эпиграф к главе шестой поставлена песня:

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывати.

В этой главе в Белогорскую крепость приходит известие о начале пугачёвского восстания. Основные действия в главе связаны с профессиональной деятельностью Иваном Кузьмича и его соратников, опытных служивых. Молодые офицеры столкнулись с реальной опасностью, с настоящими военными проблемами.

Эпиграф к этой главе - народная песня:

Голова моя, головушка,

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года.

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе, ни радости,

Как ни слова себе доброго

И ни рангу себе высокого;

Только выслужила головушка

Два высокие столбика,

Ещё петельку шелковую.

Смысл эпиграфа к этой главе заключен в том, что служба, которую несли Иван Кузьмич, Гринёв и другие, не принесла им ни богатства, ни славы, а привела их лишь к виселице. Эта глава является одной из ключевых, так как в ней описано взятие крепости Пугачёвым и поведение каждого в этой ситуации. Кто-то, перешагнув через свои моральные принципы, мог присягнуть самозванцу, а кто-то, оставшись верным истинному государю, попадёт на виселицу.

Сладко было спознаваться

Мне, прекрасная, с тобой;

Грустно, грустно расставаться,

Грустно, будто бы с душой.

Заняв луга и горы,

С вершины, как орёл, бросал на град он взоры.

За станом повелел соорудить раскат

И, в нём перуны скрыв, в нощи привесть под град.

В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

Спросил он ласково.

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей, у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить - то её некому,

Благословить-то её некому.

Он исполнен грусти и переживания за девушку-сироту.

- Извольте, я готов; но я в такой надежде,

Что дело объяснить изволите мне прежде.

Эта пословица в качестве эпиграфа выбрана Пушкиным, потому что именно из-за людской молвы Гринёв был отдан под суд. Но пословица также гласит, что эта молва неверна и шатка и проходит, как волна. Так и Маша сумела изменить мнение императрицы. Ведь помилование Петруши происходит не благодаря императрице, а благодаря Маше. Она отправляется в Петербург, именно Маша сумела объяснить, чем были вызваны поступки Гринева, именно она заставила императрицу поверить себе.

Вся история пугачёвского восстания разделяет людей на две группы: первая - дворяне, а вторая - простой народ. Пушкин тоже смог это сделать в своём произведении при помощи эпиграфов. Большая их часть -- фольклорные тексты: пословицы и отрывки из народных песен. Они отражают истинно народный взгляд автора на события.

эпиграф пушкин творческий

Весомость пушкинского эпиграфа часто отмечалась пушкинистами: из поясняющей надписи эпиграф превращается в выделенную цитату, которая находится в сложных, динамических отношениях с текстом.

С одной стороны, читатель понимает, что в этой главе речь пойдёт о жизни в деревне, с другой - с помощью эпиграфа А.С. Пушкин выражает своё мнение, что, по преимуществу, Русь - деревня, важнейшая часть жизни проходит именно там.

Эпиграфы к седьмой главе:

Москва, России дочь любима,

Где равную тебе сыскать?

Как не любить родной Москвы?

Гоненье на Москву!

Что значит видеть свет!

Эпиграф у А.С. Пушкина выполняет важную роль. А.С. Пушкин использовал эпиграфы во всех жанрах: в лирике, поэмах, драмах, в романе в стихах, в художественной прозе, статьях и даже письмах.

Эпиграфы выявляют и уточняют особенности философских и эстетических взглядов А.С. Пушкина.

Всё выше сказанное ещё раз доказывает, что у А.С. Пушкина нет лишних слов.

Выполняя эту работу, я многое узнала об эпиграфе, я освежила в своей памяти сюжеты изученных нами произведений и , действительно, научилась вчитываться в эпиграфы, ведь раньше я считала их не очень важной частью повествования. Для меня выполнение этой работы было процессом трудоёмким, но очень познавательным и интересным.

1. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина [Текст] / С.Г. Бочаров. - М., 1974. - 345 с.

2. Веселовский А.Н. Историческая поэтика [Текст] / А.Н. Веселовский. -

3. Гуковский Г.А. Пушкин и проблемы реалистического стиля [Текст] / Г.А. Гуковский. - М., 2005. - 225 с.

5. Домашнев А.И. Интерпретация художественного текста [Текст] / А.И. Домашнев. - М., 1989. - 296 с.

6. Кауфман И.М. Литературный энциклопедический словарь [Текст] / И.М. Кауфман. - М., 1990. - 768 с.

7. Коровин В.Я. Пушкин в школе [Текст] / В.Я. Коровин. - М., 1998. - 276 с.

8. Красухин Г.Г. В присутствии Пушкина [Текст] / Г.Г. Краснухин. - М., 1993. - 264 с.

9. Кржижановский С. Искусство эпиграфа. [Текст] / С. Кржижановский. // Литературная учеба. - М., 1998. - №3. с. 16-25.

10. Кузьмина Н.А. Эпиграф как лингвостилистическое средство и его роль в композиции стихотворения. [Текст] / Н.А. Кузьмина. // Композиционное членение и языковые особенности художественного произведения. -

11. Кухаренко В.А. Интерпретация текста [Текст] / В.А. Кухаренко. - М., 1988. - 275 с.

12. Лейдерман Н.Л. Введение в литературоведение [Текст] / Н.Л. Лейдерман. - Екатеринбург, 1991. - 432 с.

16. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. [Текст] / Ю.М.Лотман. - М., 2003. - 197 с.

17. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И.Ожегов. - М., А ЗЪ, 1993.- 632 с.

18. Петрова Т.С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе [Текст] / Т.С. Петрова. - М., 2002. - 286 с.

19. Скляревская Г.Н. Словарь стилистических терминов. [Текст] / Г.Н. Скляревская Г.Н. - Проспект. СПб, 1994. - 434 с.

20. Храмченков А.Г. Эпиграф как особый вид цитации // Взаимодействие структурного и функционально-стилистического аспектов языка. [Текст] / А.Г. Храмченков. - Минск, 2005. - 436 с.

22. Штерн М.С. Символика художественного пространства. [Текст] / М.С. Штерн. - Екатеринбург, 2008. - 332 с.

23. Яновский Н.В. Словарь иностранных слов. [Текст] / Н.В. Яновский. -СПб., 2006. 754 с.

Подобные документы

Образ Зурина в романе. Судьбы героев романа "Капитанская дочка". Темные и светлые лики истории в романе Пушкина. Пугачёв как фигура трагическая. Судьба Ивана Игнатьевича и Василисы Егоровны. Вопросы чести, морали и смысл эпиграфа "Береги честь смолоду".

контрольная работа [20,3 K], добавлен 17.11.2010

Представление жанра исторической повести в романе "Капитанская дочка" Пушкина. Выявление глубокого синтеза и взаимодействия различных жанровых элементов в сочинении: роман-воспитание, элементы семейно-бытовой и психологической повести, любовного романа.

реферат [23,9 K], добавлен 13.12.2011

Роль и значение романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин" в русской литературе. Образ Евгения Онегина, его характер и противоречивость взглядов на жизнь и общество. "Евгений Онегин" как роман не только самого Пушкина как автора, но и о нем самом как личности.

реферат [17,6 K], добавлен 27.03.2010

Образ Мироновой Марии и Василисы Егоровны в произведении "Капитанская дочь" А.С. Пушкина. Татьяна и Ольга Ларина, их изображение в романе "Евгений Онегин". Повесть "Дубровский", анализ образа Маши Троекуровой. Марья Гавриловна как героиня "Метели".

реферат [3,5 M], добавлен 26.11.2013

"Капитанская дочка" А.С. Пушкина как прощальное произведение великого писателя, основная идея повести и особенности ее изложения. Историческое начало "Капитанской дочки" и отражение в ней духовных переживаний героев, этапы описания образа предателя.

презентация [1,8 M], добавлен 26.12.2011

Высказывания классиков о произведении А.С. Пушкина "Капитанская дочка", освещающем события крестьянского восстания. Описание образов благородного Петра Гринева, самоотверженной Марии Мироновой, справедливого Емельяна Пугачева. Содержание финала повести.

презентация [2,8 M], добавлен 05.12.2012

Онегин–добрый мой приятель. Лирические отступления Пушкина р романе "Евгений Онегин" о творчестве, о любви в жизни поэта. Любовь к родине, природе. Духовный мир, мир мыслей, переживаний. Характеристика влияния Байрона и западноевропейского романа.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Определение эпиграфа………………………………………….4 - 5

Актуальность.

Эпиграф относится к числу необязательных элементов композиции художественного произведения, следовательно, его применение несёт важную смысловую нагрузку.

Мы знаем, насколько многообразен и велик талант А.С. Пушкина. В его произведениях нет ничего случайного, неважного. Моя работа позволила мне ещё раз прикоснуться к творчеству великого писателя и поэта и подробнее рассмотреть ещё одну, менее изученную, грань таланта А.С. Пушкина – использование эпиграфов в его произведениях.

Перед началом работы я провела анкетирование в своём классе, попросила ребят ответить на несколько вопросов. В опросе приняло участие 20 человек.

Проанализировав ответы на вопросы, я сделала вывод, что мои одноклассники точно не знают, что такое эпиграф, не могут привести примеры, и считают, в основном, что эпиграфы - вещь необязательная.

Проанализировать эпиграфы в произведениях А.С. Пушкина.

Определить функции эпиграфов и особенности их взаимоотношения с текстом.

Сформулировать выводы по результатам исследования.

Гипотеза : насколько важны эпиграфы в художественных произведениях А.С. Пушкина или это вещь необязательная?

Объектом исследования в представленной работе является произведения А. С. Пушкина.

Методы исследования : сравнительно-описательный метод, анализ научной литературы, интертекстуальный, обобщение, систематизация.

Практическая значимость исследования.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования на уроках литературы в средней школе

Материалы исследования могут быть использованы при изучении русской литературы XIX века, при подготовке семинаров по изучению творчества А.С. Пушкина.

Что такое эпиграф?

Словарь иностранных слов определяет эпиграф как фразу, помещенную перед сочинением или перед отдельным его разделом, в которой автор поясняет свой замысел, идею произведения или его части.

Толковый словарь русского языка под редакцией C.И. Ожегова эпиграф определяет как изречение, предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредотачивающее мысль на его идее.

Словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова эпиграф определяет как короткий текст, придающий своеобразное освещение основной идее произведения.

Словарь стилистических терминов эпиграф определяет как текст небольшого объема, формирующий эстетическую, идейную или психологическую установку читателя.

По мнению Т.Ф. Ефремова (автора и редактора одного из современных словарей), эпиграф - это короткий текст, изречение, помещенные автором перед своим произведением или перед отдельной его частью и характеризующие их основную идею. Эпиграф намекает на то, что будет увидено потом в произведении.

Я. Зунделович (известный советский литературовед, доктор филологических наук) считает, что эпиграф - это фраза в заголовке литературного произведения или перед отдельными его разделами. В качестве эпиграфа часто берут пословицы, поговорки, слова из общеизвестных литературных произведений, из священного писания и тому подобное.

Литературный энциклопедический словарь определяет эпиграф как надпись, проставляемую автором перед текстом сочинения или его части и представляющую собой цитату из общеизвестного текста, произведения художественной литературы, народного творчества, пословицу, изречение; в афористической краткой форме эпиграф, как правило, выражает основную тему, идею или настроение предваряемого произведения, способствуя его восприятию читателем.

Проанализировав все определения эпиграфа, я сделала вывод: функции эпиграфа в произведениях русской литературы XIX века таковы:

выражение авторской позиции писателя;

выражение идеи произведения;

Источники эпиграфов:

библейская реминисценция - слова, устойчивые словосочетания и более крупные отрезки текста прямо или косвенно восходящие к тексту Библии или к библейским сюжетам;

стилизация - нарочито подчеркнутая имитация оригинальных особенностей определенного стиля или особенностей языка определенной социальной среды, исторической эпохи в художественном произведении;

Обращает внимание читателя на идейно-нравственное содержание произведения: одна из главных проблем романа - проблема чести, нравственного долга.

-Был бы гвардии он завтра ж капитан.

- Того не надобно; пусть в армии послужит.

- Изрядно сказано! пускай его потужит…

- Да кто его отец?

Эпиграф подчёркивает влияние отца на формирование характера Петра Гринёва, обычного дворянского недоросля. В главе раскрываются причины несения воинской службы Петром Гринёвым.

Ответ на последний вопрос раскроется в финале, когда Екатерина дарует жизнь Петруше из-за заслуг его отца.

Сторона ль моя, сторонушка,

Что, не сам ли я на тебя зашел,

Что, не добрый ли да меня конь завез:

Завезла меня, доброго молодца,

Прытость, бодрость молодецкая

И хмелинушка кабацкая.

Мы в фортеции живем,

Хлеб едим и воду пьем;

А как лютые враги

Придут к нам на пироги,

Зададим гостям пирушку:

Зарядим картечью пушку.

Старинные люди, мой батюшка.

Первый эпиграф – солдатская песня, предположительно написанная самим Пушкиным.

В третьей главе описывается жизнь в Белогорской крепости, поэтому А.С. Пушкин в качестве эпиграфа взял строки из солдатской песни, которые описывают обычные занятия людей, живущих в крепости.

Второй эпиграф стилизован под речь Василисы Егоровны. Комендантша расскажет о случае со стрельбой в пушку.

— Ин изволь, и стань же в позитуру. Посмотришь, проколю как я твою фигуру!

Эпиграф не несёт скрытого смысла. Он предсказывает, что будет дуэль, на которой один из её участников “проколет” другого.

Ах ты, девка, девка красная!

Не ходи, девка, молода замуж;

Ты спроси, девка, отца, матери,

Отца, матери, роду-племени;

Накопи, девка, ума-разума,

Буде лучше меня найдешь, позабудешь.

Если хуже меня найдешь, воспомянешь.

Автор как будто советует Маше не спешить выходить замуж. Но, скорее всего, эти строки обращены к Гринёву, а не к Маше, так как именно ему отец не дал благословения на женитьбу. Сославшись на его молодость.

Второй же эпиграф передаёт чувства героини: Маша понимает, что необходимо разорвать отношения. Её же сердце наполнено болью и страданием.

Вы, молодые ребята, послушайте,

Что мы, старые старики, будем сказывати.

Эпиграф представляет собой отрывок из песни о взятии Казани Иваном Грозным

Голова моя, головушка,

Послужила моя головушка

Ровно тридцать лет и три года.

Ах, не выслужила головушка

Ни корысти себе, ни радости,

Как ни слова себе доброго

И ни рангу себе высокого;

Только выслужила головушка

Два высокие столбика, Перекладинку кленовую,

Еще петельку шелковую.

Смысл эпиграфа к этой главе заключен в том, что служба, которую несли Иван Кузьмич, Гринёв и другие, не принесла им ни богатства, ни славы, а привела их лишь к виселице. Эта глава является одной из ключевых, так как в ней описано взятие крепости Пугачёвым и поведение каждого в этой ситуации. Кто-то, перешагнув через свои моральные принципы, мог присягнуть самозванцу, а кто-то, оставшись верным истинному государю, попадёт на виселицу.

Незваный гость хуже татарина.

Толкование эпиграфа неоднозначно. В этой главе Гринёв становится гостем у Пугачёва. Но присутствует он там по приглашению. А вот Пугачёва и его шайку в крепость никто не приглашал. Поэтому, скорее всего, незваный гость – это Пугачёв.

Сладко было спознаваться

Мне, прекрасная, с тобой;

Грустно, грустно расставаться,

Грустно, будто бы с душой.

Эпиграф представляет собой отрывок из стихотворения М. М. Хераскова "Вид прелестный, милы взоры. "

Заняв луга и горы,

С вершины, как орел, бросал на град он взоры.

За станом повелел соорудить раскат

И, в нем перуны скрыв, в нощи привесть под град.

Эпиграф ярко раскрывает смысл главы: Пугачёв, лев, был и сыт, и свиреп (о его злодеяниях мы уже читали на страницах романа). Уже в эпиграфе мы чувствуем, что между героями состоится важный разговор, несмотря на грозный тон, хозяин будет ласков с Петром.

Как у нашей у яблоньки

Ни верхушки нет, ни отросточек;

Как у нашей у княгинюшки

Ни отца нету, ни матери.

Снарядить-то ее некому, Благословить-то ее некому.

Эпиграф представляет собой переделанную Пушкиным свадебную песню.

Не гневайтесь, сударь: по долгу моему

— Извольте, я готов; но я в такой надежде,

Что дело объяснить дозволите мне прежде.

Данное четверостишие написано самим Пушкиным.

Мирская молва — Морская волна.

Эта пословица в качестве эпиграфа выбрана Пушкиным, потому что именно из-за людской молвы Гринёв был отдан под суд. Но пословица также гласит, что эта молва неверна и шатка и проходит, как волна. Маша сумела изменить мнение императрицы. Ведь помилование Петруши происходит не благодаря императрице, а благодаря Маше.

Эпиграфы имеют двухступенчатую организацию: они взаимодействуют и с текстом предшествующей главы и с текстом всего произведения. Они перекликаются друг с другом и с общим эпиграфом.

Эпиграфы композиционно выстроены: пословица начинает и замыкает произведение, а также стоит в центре повести. Имена поэтов и драматургов XVIII века чередуются с народными песнями: литературный стиль эпохи, условности классицизма противостоят народности песенных эпиграфов.

Источники эпиграфов: УНТ – 7; литературные реминисценции – 6 (отсылки к произведениям Я. Б. Княжнина, А Сумарокова, Д.И. Фонвизина, М. М. Хераскова), стилизация – 3.

То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.

Митрофан по мне.

Эпиграф связан с отношением А.С. Пушкина к героям повестей. Пушкин все время иронизирует по поводу своих героев. Часто это горькая ирония, потому что герои переживают подлинную трагедию

Я поклялся застрелить его по праву дуэли

(за ним остался еще мой выстрел).

Вечер на бивуаке

Эпиграф имеет значение: каким бы странным ни казалось поведение человека, нужно в первую очередь постараться разобраться в мотивах его действий и лишь после этого выносить свои оценки.

Кони мчатся по буграм,

Топчут снег глубокий…

Вот в сторонке божий храм

Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Чутко смотрят в темну даль,

Эпиграф задаёт определённую тональность повествованию.

Не зрим ли каждый день гробов,

Седин дряхлеющей вселенной?

Почтовый станции диктатор.

Эпиграф соотносится с текстом повести по контрасту и тем самым способствует передаче идеи повести.

Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.

Ироническое начало повестей Пушкина создаётся во многом за счёт контрастности или полемичности текста по отношению к эпиграфу.

В словах эпиграфа заключена закономерность жизни, когда радость сменяется горем, полнота жизни - пустотой. Глава является пограничной, разделяющей жизнь героя на две принципиально разные судьбы

Эпиграфами у А.С. Пушкина служат не только строчки из произведений русских писателей, но и зарубежных.

Эпиграф у А.С. Пушкина выполняет важную роль. Он является неотъемлемой частью художественного произведения и имеет существенное значение для понимания художественного смысла текста.

А.С. Пушкин использовал эпиграфы практически во всех жанрах: в лирике, поэмах, в художественной прозе и др.

Эпиграфы выявляют и уточняют особенности философских и эстетических взглядов А.С. Пушкина.

В качестве эпиграфов А.С. Пушкин употребляет, в основном, высказывания, стихи различных мыслителей и литераторов - российских и зарубежных. Это доказывает обширную эрудицию поэта.

Некоторые цитаты были изменены поэтом: переделаны слова, переставлены фразы. Но при этом смысл не был изменён.

Выполняя эту работу, я многое узнала об эпиграфе, я освежила в своей памяти сюжеты изученных нами произведений и , действительно, научилась вчитываться в эпиграфы, ведь раньше я, как и мои одноклассники, считала их не очень важной частью повествования. Для меня выполнение этой работы было процессом трудоёмким, но очень познавательным и интересным.

Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина [Текст] / С.Г. Бочаров. - М., 1974. - 345 с.

Кауфман И.М. Литературный энциклопедический словарь [Текст] / И.М. Кауфман. - М., 1990. - 768 с.

Кузьмина Н.А. Эпиграф как лингвостилистическое средство и его роль в композиции стихотворения. [Текст] / Н.А. Кузьмина. // Композиционное членение и языковые особенности художественного произведения. М., 2003. - 342 с.

Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И.Ожегов. - М., А ЗЪ, 1993.- 632 с.

Скляревская Г.Н. Словарь стилистических терминов. [Текст] / Г.Н. Скляревская Г.Н. - Проспект. СПб, 1994. - 434 с.

Яновский Н.В. Словарь иностранных слов. [Текст] / Н.В. Яновский. -СПб., 2006. 754 с.

Результаты анкетирования.

Вопрос №1. Что такое эпиграф?

hello_html_m9520813.jpg

Вопрос по литературе:

Какую роль в композиции романа играют "пушкинские" эпиграфы?
"Капитанская дочка"

Трудности с пониманием предмета? Готовишься к экзаменам, ОГЭ или ЕГЭ?

Воспользуйся формой подбора репетитора и занимайся онлайн. Пробный урок - бесплатно!

  • 27.01.2016 09:39
  • Литература
  • remove_red_eye 8603
  • thumb_up 22
Ответы и объяснения 2

Эпиграфы дают нам представление о том,что будет в главе. Но не полностью. Они позволяют нам выдвинуть свою идею развития событий. Пушкин, в эпиграфах, выражал свои чувства,мысли.

Знаете ответ? Поделитесь им!

Как написать хороший ответ?

Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Этого делать не стоит:

Есть сомнения?

Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Литература.

Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи - смело задавайте вопросы!

Литература — в широком смысле слова совокупность любых письменных текстов.

Эпиграфы дают нам представление о том,что будет в главе. Но не полностью. Они позволяют нам выдвинуть свою идею развития событий. Пушкин, в эпиграфах, выражал свои чувства,мысли.

По моему литература является сборником интересных произведений. Благодаря изучению литературы в школе, я понял что существуют разные стили стихов, народных историй. Так чему научила меня литература? Стиль языка. Благодаря литературе я написал вот таким взглядом это сочинение.

Это стихотворение в 1828 году написал Пушкин,
а Есенина в том году ещё, как говорится, и "в проекте не было".

Мне очень понравился рассказ Александра Сергеевича Пушкина"Дубровский". Рассказ этот назвали, в честь Владимира Дубровского. Главный герой этого рассказа Владимир Дубровский. Владимир был, единственным сыном Андрея Гавриловича. У Владимира не было, ни братьев, ни сестёр, его мама умерла уже давно. Владимир уехал, в Питер учится, но он проигрывал в карты, все деньги, который присылал ему отец на учёбу. Владимир получает письмо, от своей няне. В котором написано, что его отец болен и ему нужна поддержка. Владимир успевает увидеть отца живым, но отец умирает при видя Троекурова. троекуров забрал имение Дубровских, себе, так ка он смог найти бумаги что это как-будто не принадлежит Дубровским. Поэтому Дубровскому и его крестьянам пришлось скитаться. Дубровский решил отомстить Троекурову. Когда Владимир был на почтовой станции и он случайно познакомился с учителем французом, то Владимир предложил 10 тысяч французу на обмен, его документов и вещей. Когда Дубровский познакомился дочкой Троекурова, то он влюбился и понимал, что не может отомстить Троекурову, так как будет его возлюбленной плохо. И поэтому Владимир решил отменить план мести. В этом рассказе очень захватывающий сюжет. Очень интересная композиция, сначала происходит действие, а потом уже объяснение и размышление героя. Очень жалко, что в таком произведении грустная концовка.

Пожалуйста очень очень кратко ,,Детство,, М.Горький( В Читательский дневник, желательно в 5-6 предложениях)

William Shakespeare Romeo and Juliet Кто такой Тибальт?А)брат Ромео; Б) брат Джульетты В)жених Джульетты Г) друг РомеоКто такой

Читайте также: