Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор жизненного пути кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока: Профессиональные интересы, склонности и способности

Развивающая: способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету;

Воспитательная: способствовать воспитанию правильного отношения к общечеловеческим ценностям;

Профориентационная: способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку .

Методическое оснащение урока:

Материально – техническая база:

методики интересов, склонностей, способностей

материалы для контроля знаний учащихся:

Методы обучения: эвристический, тренинговый, объяснительный, аналитический

Тип урока: комбинированный.

(Эпиграф на доске)

Когда не удовлетворяются потребности, жить трудно;
когда не получают пищу интересы или их нет — жить скучно.
М. Эриксон

Организационный момент.

проверка явки учащихся;

заполнение учителем классного журнала;

проверка готовности учащихся к уроку;

настрой учащихся на работу;

Актуализация знаний.

У меня растут года

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

Чем заниматься?

Поднимите руки, кто уже решил, кем станет в будущем? (ответы учащихся)

Кто скажет, совпадают ли ваши желания с вашими интересами и способностями (ответы учащихся)

Вы можете дать определение, что такое интерес, склонность, способность? (ответы учащихся)

Цель нашего сегодняшнего занятия: дать определения этим понятиям.

Прежде чем приступить к объяснению понятий, я хочу прочесть вам одну историю:

Остальное похоже на чудо. Все его сбережения отданы идее. Он трудился без сна и отдыха, преодолевая неимоверные препятствия: малярию, несговорчивость рабочих, недоверие ученых всего мира, считавших его, мягко говоря, чудаком. Он буквально следовал детским впечатлениям: начал копать там, где указал Гомер. Переворошил 250 тысяч кубометров земли. И сказка стала действительностью. Руки Генриха Шлимана держали сокровища царей, четыре тысячи лет пролежавшие в земле.

Дусавицкий А.К., Формула интереса

Изложение нового материала

Так что такое интерес?

Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет. Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении

Интересы различаются по содержанию (литература, музыка, техника, животные, цветы, компьютеры, спорт и т. д.), по глубине, по широте, по длительности. Способность проявлять интерес связана с особенностями темперамента человека: у меланхоликов и флегматиков интересы более устойчивые и глубокие. Зато у холериков и сангвиников интересы шире.

Определить свои интересы вам поможет следующая методика.

Человек принимает в своей жизни много решений, но главным становится для него выбор жизненного пути. Возникновение такой потребности связано с осознанием себя в обществе, а также с размышлением о собственных потребностях. По мнению ученых, люди живут, преследуя цель самореализации, ведь именно благодаря наполнению жизни смыслом, человек ощущает собственную значимость и ценность в обществе.

В мире отсутствует пример существования пары абсолютно одинаковых людей, каждый выбирает собственную дорогу проб и ошибок, именуемую поиском самого

Нет разницы, какой путь выбран индивидуумом, ведь именно благодаря осуществлению поиска человек превращается в личность.

Без поиска предпочтительного для себя занятия человек не способен к осознанию собственного отношения в жизни общества.

Над проблемой, касающейся выбора жизненного пути человеком, размышлял А. Приставкин. При раскрытии этой темы, автор ведет рассказ о трех детдомовцах, которым выпала участь жить в военное время.

Все дети оказываются в сложных условиях, при которых, чтобы выжить, нужно начать воровать. Однако они интересуются

совершенно разными вещами. Коля предпочитает заниматься искусством, Шибаеву нравиться воровская судьба, а самому же рассказчику – учиться и стать честным человеком. А. Приставкин хочет донести до сознания своего читателя то, что в равных условиях у каждого человека есть шанс на выбор жизненного пути, который приведет или к добродетели, или к воровству.

Многим из нас близка точка зрения автора – каждый человек обладает собственными жизненными ценностями и интересами, которые становятся ключевыми при осуществлении выбора.

В произведении Достоевского “Братья Карамазовы”, главные персонажи изначально воспитываются Григорием, затем попадают под влияние опекунов, соответственно, вырастают разными людьми: выбором Дмитрия стала дорога кутежей, предпочтением Ивана является журналистика, а Алексей мечтает вести монашескую жизнь.

Каждый человек должен прожить свою жизнь с достоинством, то есть быть добрым, великодушным, правдивым, и хорошим другом. Даже одинаковые условия предусматривают выбор людьми по жизни совершенно разных дорог.

Интересы человека — это мотивы, которые заставляют его максимально глубоко вникать в факты в определенной области, овладевать новыми знаниями и по возможности применять их в жизни. Интересное занятие для человека всегда окрашено приятным эмоциональным фоном. Удовлетворенный интерес не угасает. Он способствует внутренней трансформации личности, заставляет ее искать возможности, чтобы удовлетворить стремление к знаниям, еще глубже понять особенности предмета или сферы интереса.

Интересы человека — какие они бывают и как влияют на жизнь

Интересы и увлечения человека — почему они настолько важны

Понятия “интерес” и “увлечение” — не одно и то же. Под интересом имеется в виду особое отношение человека к определенному, особенно ценному предмету или явлению. Оно окрашено яркими положительными эмоциями, удовлетворение интереса сопряжено с определенным душевным состоянием. Предмету своего интереса человек готов уделять много времени, нередко интерес определяет выбор профессии и образа жизни.

Увлечение тоже вызывает у человека приподнятое настроение и воодушевление. Но, в отличие от интереса, увлечению уделяется меньше времени. Зачастую полностью сосредоточиться на увлечении (хобби) удается только в свободное от других дел время.

Увлечения и интересы человека — источник положительных эмоций, ощущения наполненности, счастья и радости. Эти эмоции помогают поддерживать энергетический баланс, не зацикливаться только на работе, повседневных бытовых хлопотах. Те, у кого есть интересы и увлечения, не страдают от скуки, реже испытывают разочарование, настроены оптимистично и верят в свои силы.

Интерес удерживает внимание человека на предмете или объекте долгое время, не надоедает. Увлеченный человек получает больше удовольствия от процесса, чем от реализации своего интереса.

Для многих людей их интересы становятся смыслом жизни, мотивом для того, чтобы хорошо зарабатывать. Полученные деньги увлеченные люди тратят на свои интересы. В то же время, удовольствие от реализации интересов дает большой заряд положительной энергии, которую человек направляет на работу, отношения с близкими. В этом заключается выгода от интереса.

Схематически это можно изобразить так:

Интересы человека — какие они бывают и как влияют на жизнь

Если человек не получает выгоды (материальный, эмоциональной) от занятия, то интерес к определенному предмету ослабевает. При этом потребность в интересе сохраняется — тогда человек направляет свое внимание в новую сферу.

В течение жизни у человека может быть несколько интересов, много увлечений, они могут иметь разную направленность. Все они дают толчок к развитию, мотивируют к действиям.

Если вспомнить об иерархии потребностей человека, созданной Абрахамом Маслоу, то реализация интересов — это часть самоактуализации личности. Это наивысшая ступень развития личности. За реализацией интересов стоит стремление предъявить себя миру, раскрыть свой потенциал, принести пользу другим.

Как влияют личные интересы человека на его жизнь

У каждого человека свои интересы и увлечения. Они могут кардинально отличаться от того, что интересно его близким. В зависимости от направленности интересов они трансформируются в хобби или перерастают в основное занятие, которое приносит не только приятные эмоции, но и становится источником дохода. Независимо от того, насколько много места для реализации интересов есть в жизни человека, они очень важны.

В зависимости от того, какие у разных людей бывают интересы, они являются стимулом для новых достижений, для работы над собой. Реализация интересов приводит к повышению качества и уровня жизни, делает человека более уверенным в себе. Он осознает собственную ценность, понимает, что полезного он может дать окружающим. Заинтересованный в определенном предмете человек находит для себя единомышленников, получает возможность делиться собственным опытом и получать поддержку от других.

Какие бывают интересы — основные виды

Интересы условно делят на несколько групп:

  • социально направленные — они касаются социальных классов, групп, национальностей, отдельных индивидов;
  • общественные — политические экономические, духовные;
  • направленные на развитие общества — консервативные, прогрессивные, реакционные;
  • отражающие — реальные, абстрактные, стихийные, осознанные.

Интересы человека — какие они бывают и как влияют на жизнь

Уже имеющиеся интересы могут способствовать появлению заинтересованности в новых предметах. В зависимости от того, какую выгоду человек получает от своего интереса, он может отдавать предпочтение материальному или духовному, общему или личному, опосредованному или непосредственному.

  • непосредственный — связан со стремлением добиться успеха непосредственно от выполнения определенного процесса. Например, студент учится чтобы получить знания и применить их в работе, которая потом принесет хороший доход, даст определенный социальный статус. Получение диплома для такого студента не является приоритетной задачей;
  • опосредованный — связан со стремлением к получению результата через использование определенных возможностей. Например, студент видит своей приоритетной задачей получение диплома, ради него он учится. Знания, возможность применить их на практике для него не главное;
  • материальный — связан с потребностью перекрыть дефициты, улучшить качество жизни, избежать угрожающих ситуаций. Материальные интересы тесно связаны с экономическими потребностями человека. Если для него материальный интерес основной, то он стремится найти высокооплачиваемую работу, соглашается на сделки, не обращая внимания на их морально-этическую и духовную составляющую. Материальные интересы мотивируют к новым открытиям, изобретениям, которые повышают уровень комфорта, облегчают труд, помогают обогащаться. Если цель работающего — увеличение дохода, то работа может превратиться для такого человека в основное увлечение;
  • духовный — позволяет человеку максимально проявить свои личностные качества, расширить кругозор. Реализация духовного интереса не связана с изменением материального положения, обогащением. За счет духовного интереса человек достигает гармонии во взаимоотношениях с окружающими и самим собой, испытывает эмоциональную удовлетворенность, спокойствие. Он стремится к познанию мира, реализации своих талантов.

Когда речь идет о духовном интересе, то критерий его удовлетворения, для каждого человека свой. Кто-то удовлетворяется паломнической поездкой, для другого же важно в совершенстве овладеть ремеслом и передать свои знания о нем следующим поколениям. Во втором случае духовный интерес реализуется в течение всей жизни.

  • личный интерес — это совокупность взглядов, мотивов и желаний, присущих отдельному человеку. Они согласуются с его ценностями, потребностями. Личный интерес возникает на базе личностной позиции, переживаний и желаний человека, его материальной ситуации. Заставить испытывать интерес к чему-либо или навязать личный интерес невозможно. Человек решает, что ему интересно, а что — нет, самостоятельно.
  • Социальный интерес — совокупность потребностей, пожеланий, побуждений, достижений, затрагивающих группу людей. Все компоненты социального интереса в определенной мере связаны с внутренними побуждениями каждого участника группы.

Интерес социальной группы зависит от статуса ее участников, их материального положения. Зачастую социальные интересы реализуются в политической и экономической сфере.

Интересы человека — какие они бывают и как влияют на жизнь

Какие интересы влияют на восприятие внешнего мира

Социальные и личные интересы тесно связан, но не являются идентичными. Личные интересы отражают потребности отдельного индивида, а социальные — целой группы людей.

Совокупность личных интересов участников социальной группы формирует общий, социальный интерес. Позиция участников группы может полностью или частично совпадать.

Социальные интересы реализуются в разных сферах — культуре, науке, политике.

У каждого члена социальной группы имеется собственное видение этих сфер, оно отличается от представлений других участников. Объем интереса у отдельных людей тоже разный — кто-то испытывает глубокий интерес, другой человек — поверхностный.

Чаще всего личные и социальные интересы переплетаются и реализуются в таких занятиях:

  • литература — многие люди увлекаются чтением, но каждый выбирает литература по собственному вкусу. Кто-то читает, преимущественно научно-популярную литературу или романы, другие же любят поэзию или детективы;
  • общение — стремление к общению зачастую является потребностью, но когда у человека достаточно общения, он не испытывает дефицита, то разговор с интересным человеком приносит удовольствие;
  • спорт — занятия разными видами спорта становятся общим интересом разных людей. Они могут играть в одной команде или болеть за нее;
  • музыка — из множества направлений и стилей музыкального искусства каждый выбирает для себя то, что соответствует его вкусу.

Здесь перечислена только небольшая часть тех увлечений, которые могут объединять людей и, одновременно, быть поводом для разногласий. Именно поэтому сопоставление социальных и личных интересов — ошибочная тактика.

Какую роль играют социальные интересы личности в ее жизни

Социальные интересы заставляют человека проявлять активность, когда индивид включается в общественную жизнь, он становится членом группы. На формирование социального интереса влияют несколько факторов:

  • потребности;
  • условия жизни;
  • осознание необходимости удовлетворить потребность;
  • способность выбрать действия для реализации потребности.

Социальный интерес базируется на способности человека разделять чувства других участников группы, умении воспринимать себя самого, как ее часть. В социальную группу входят не только близкие люди, она более глобальна. Зарождение социального интереса начинается с первых лет жизни и продолжается до ее конца.

Проявление социального интереса — стремление человека к сотрудничеству с разными людьми, в разных условиях, желание не столько получать, сколько отдавать окружающим, умение сопереживать, делиться своим и перенимать чужой опыт. у человека, настроенного на сотрудничество, всегда есть друзья, любящие люди, он понимает и доверяет близким и получает то же в ответ.

Часто социальный интерес подразумевает не только сотрудничество между членами одной группы, но и соперничество с другой. Как пример можно привести противостояние между фанатами разных футбольных команд.

Есть такие социальные интересы, которые объединяют большие группы, становятся едиными для миллионов людей. Такие интересы касаются защиты окружающей среды, борьбы за мир, против инфекций, голода.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Под интересом понимается активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет.

Применительно к выбору профессии интересы – это положительное отношение к определенной области труда, стремление к познанию и деятельности в этом направлении

Интересы различаются: по содержанию (например, музыкальные, технические и т. п.), по широте (широкие, т. е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет или его сторону), по глубине (глубокие или поверхностные), по длительности (устойчивые и неустойчивые).

Интересы различаются:

Значение интереса:

благодаря интересам человек

1). Овладевает знаниями

2). Расширяет кругозор

3). Помогает преодолевать препятствия

Основные характеристики интереса:

Как рождается интерес?

Любопытство (необходима интеллектуальная активность) - любознательность (стимулирует потребность в познавательной деятельности) – интерес

Профессиональный интерес – это эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности. Интерес способствует повышению продуктивности работы, учебы.

Профессиональный интерес – это эмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности. Интерес способствует повышению продуктивности работы, учебы.

Интересы проходят несколько этапов : 1. Временные – положительное отношение к определенному предмету. Если эти интересы не развивать, то они могут скоро ослабеть и угаснуть. 2. А если интересы закрепляются при изучении того или иного предмета, то они становятся устойчивыми. Устойчивые интересы часто переходят в склонности

Интересы проходят несколько этапов :

1. Временные – положительное отношение к определенному предмету.

Если эти интересы не развивать, то они могут скоро ослабеть и угаснуть.

2. А если интересы закрепляются при изучении того или иного предмета, то они становятся устойчивыми.

Устойчивые интересы часто переходят в склонности

Склонность – стремление заниматься определенной деятельностью, постоянно накапливать знания и совершенствовать умения и навыки, соответствующие этой деятельностью.

Интересы выражаются формулой

а формула склонностей

Успешность деятельности зависит от способностей человека .

 Способности - это умения, то есть, такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности. Общие способности необходимы для широкого круга занятий. К общим способностям относятся такие качества, как трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность. Эти качества важны во всех профессиях и видах деятельности Специальные способности - это качества, обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К таким, например, относится зрительная память, понимание людей, хорошо развитая чувствительность рук. Формирование способностей происходит в процессе деятельности на основе задатков .

Способности - это умения, то есть, такие индивидуальные качества человека, от которых зависит возможность успешного осуществления деятельности.

Общие способности необходимы для широкого круга занятий. К общим способностям относятся такие качества, как трудолюбие, внимательность, сообразительность, целеустремленность. Эти качества важны во всех профессиях и видах деятельности

Специальные способности - это качества, обеспечивающие успех в узком круге видов деятельности. К таким, например, относится зрительная память, понимание людей, хорошо развитая чувствительность рук.

Формирование способностей происходит в процессе деятельности на основе задатков .

Задатки – это врожденные физиологические особенности человека (строение мозга, особенности органов чувств ) Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность. Талант – это высшая степень развития способностей личности к определенной деятельности. Гениальность – это наивысшая степень творческих проявлений личности Структура способностей: Задатки – условия развития – способности – талант – гениальность

Задатки это врожденные физиологические особенности человека (строение мозга, особенности органов чувств )

Высшими уровнями развития способностей является талант и гениальность.

Талант – это высшая степень развития способностей личности к определенной деятельности.

Гениальность – это наивысшая степень творческих проявлений личности

Структура способностей:

Задатки – условия развития – способности – талант – гениальность

Вывод: Каждый человек на что-то способен, т.е. в каждом из нас природой заложены разнообразные задатки, которые могут проявляться и развиваться только в деятельности . Задание №1 Выделите общие и специальные способности: Трудолюбие Настойчивость Любовь к детям Хорошее запоминание способов решения задач Сообразительность Память на числа, цифры, формулы Техническая наблюдательность Целеустремленность Скорость и точность реакций и движений Эмоциональность

Вывод: Каждый человек на что-то способен,

т.е. в каждом из нас природой заложены разнообразные задатки, которые могут проявляться и развиваться только в деятельности .

Выделите общие и специальные способности:

Проанализируйте нижеперечисленные примеры и

определите, в каких случаях речь идет о способностях, в каких нет .

  • Высокий рост баскетболиста
  • Стремление ученика быть чем-то занятым
  • Хорошая осведомленность в области астрономии
  • Человек хорошо различает оттенки разных цветов
  • Ученик правильно декламирует на уроке стихотворение
  • Школьник быстро запоминает и правильно повторяет

мелодию новой песни

Воспользуйтесь советом:

Профессию лучше выбирать в соответствии со своими устойчивыми интересами и склонностями.

Интересы и склонности становятся профессиональными только в том случае, если с ними связаны жизненные планы человека.

Интерес формируется в реальном деле – пока не попробуешь не поймешь, твоё это или нет.

Поэтому попробуйте свои силы в разных видах деятельности.

Практическая работа №1

Инструкция: Данные вопросы касаются вашего отношения к различным направлениям деятельности.

Нравится ли вам делать то, о чем говорится в опроснике?

Практическая работа №2

При выборе профессии важно учитывать свои склонности.




Домашнее задание

1. Задание: проанализируйте нижеперечисленные примеры и определите, в каких случаях речь идет о способностях, в каких нет:

  • А) высокий рост баскетболиста;
  • Б)стремление ученика быть чем-то занятым, трудолюбие;
  • В)хорошая осведомленность в области астрономии;
  • Г)человек хорошо различает оттенки разных цветов;
  • Д)ученик правильно декламирует на уроке стихотворение, выученное дома;
  • Е)школьник быстро запоминает и правильно повторяет мелодию новой песни на уроке музыки.

2. Задание: покажите с помощью стрелочек взаимосвязь между назва­ниями и определениями специальных способностей.

А) Способности к воздействию на другого человека с целью обучения и воспитания

Б) Способности к литературной деятельности, овладение языками

В) Творческое воображение, образное мышление

Г) Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределять работу между людьми

6. Способности к искусствам

Д )Умение логически мыслить, анализировать, обобщать

Е) Стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, черчения и др.

Читайте также: