Почему а романову хотелось управлять без патриарха и земских соборов кратко

Обновлено: 04.07.2024

Земский собор — это орган сословного представительства.

Предпосылками для его появления послужили три обстоятельства:

    и советы, как традиции истории России;
  • обострение межклассовой борьбы;
  • сложное положение страны на внешнеполитической арене, требующее для правительства поддержки в сословиях (не утверждающее и устанавливающее вече, а орган совещательного характера).

Учреждение Земского собора было осуществлено с целью укрепления власти с опорой на ведущие общественные силы. Необходимо было создать государственный орган, поддерживающий политику власти и благодаря которому власть смогла бы узнавать о потребностях общества и обращаться к народу.

Первый Земский собор состоялся в 1549 г., после происшествий, связанных с недовольством народа (пожар в Москве и обвинение в поджоге Глинских). Тогда приближенные советники Ивана Грозного (Избранная рада) проводили реформы середины 50-х гг. 16-го в. Созванный впервые Земский собор был назван историками также Собором примирения. На нем было принято решение о новом Судебнике, изданном уже в 1550 г. Благодаря Земскому собору 1549 г. упрочнялись уже проведенные реформы Избранной рады.

Земские соборы проводились и позднее, но регулярным этот вид государственного органа не стал.

Второй Земский собор был созван в 1566 г. На нем обсуждался вопрос мира с Латвией (война за Ливонию): стоит ли соглашаться на предложенные литовским королем условия?

В 1584 г. был созван избирательный Земский собор, на котором впервые был избран царь — Федор Иоаннович (младший сын Ивана Грозного). Он не был указан в завещании (в отличии от своего брата, скончавшегося в 1581 г.). Его юридический титул был неясен, так как после смерти старшего сына Иван 4-й не составил новое завещание.

В 1598 г. был созван избирательный Земский собор, на котором было принято решение о возведении на престол царя-боярина. Правителем стал Борис Годунов.

Цари, избранные Земским собором, — это практически все цари, правящие Русским государством, за исключением:

Самым известным из избирательных стал Земский собор 1613 г., на нем был избран Михаил Романов. Последними правителями, прошедшими эту процедуру, стали Петр 1-й и Иван 5-й.

В 1649 г. состоялся Уложенный собор, имеющий особое значение: на нем было принято Соборное уложение.

Весь материал Уложения был собран в 25 глав и 967 статей.

Законы, сформулированные в нем, сохранили значение закона Русского государства до 1-й половины 19-го в.

Создание Сборного уложения — это первая попытка сбора всех действующих правовых норм в единый свод законов. Основой для него послужили:

    ;
  • указные книги Поместного, Земского, Разбойного и остальных приказов;
  • коллективные челобитные дворян и посадских людей;
  • Кормчая книга;
  • Литовский статус 1588 г. и др.

На протяжении 16-17-го вв. созывалось немало соборов. Историк Черепнин перечисляет 57 соборов, при этом включает в них и три церковно-земских собора из-за присутствия на них земского элемента. Кроме того, вопросы религиозного характера, затрагиваемые на этих трех соборах, имели светское значение.

Историки единодушны в отношении первого Земского собора, но о прекращении созыва соборов единого мнения нет.

Одни считают последним Земский собор 1653 г. (о присоединении Украины к Русскому государству), после которого соборная деятельность стала менее активной и постепенно сошла на нет.

Другие считают, что последний собор состоялся в 1684 г. (о вечном мире с Польшей).

Земские соборы: условная классификация

Земский собор по составу можно разделить на присутствующую в полном составе Боярскую думу, высшее духовенство и представителей разных чинов (поместное дворянство и купечество). Ремесленники и крестьяне не присутствовали на нем.

По роду деятельности соборы делят на совещательные и избирательные.

Если рассматривать общественно политическую значимость Земского собора, то можно выделить четыре группы:

  • соборы, которые были созваны царем;
  • соборы, созванные царем по инициативе сословий;
  • созыв сословиями;
  • избирательные — на царство.

Чтобы более полно понять роль соборов, рассмотрим еще одну классификацию:

Классификация соборов дает возможность понять содержание их деятельности.

История-ЕГЭ-2022 | FRESH HISTORY

История-ЕГЭ-2022 | FRESH HISTORY

История-ЕГЭ-2022 | FRESH HISTORY запись закреплена

✨

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ

Первая половина XVII в. стала временем расцвета Земских соборов. Укажите причину данного исторического явления. Назовите одно любое решение Земского собора, принятое в этот период. Объясните, почему в царствование Алексея Михайловича деятельность Земских соборов угасла.

Причина:
В годы Смуты центральная государственная власть была сильно ослаблена. Выбранный Земским собором царь Михаил Романов стремился опереться на единственно легитимный орган государства, на поддержку разных сословий, представленных на Земских
соборах.

Решение:
- Избрание на престол М. Романова
- Земский собор 1642 г. принял решение отказаться от Азова и предложил казакам покинуть его
- Принятие Соборного Уложения 1649 г.

Почему роль ЗС угасла?
При Алексее Михайловиче укрепилось самодержавие, царская власть в середине XVII в. не нуждалась в совете с сословиями.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема 5. Россия в XVI - XVII вв.: от великого княжества к царству.

УРОК № 42 (5.8)

Тема урока: Реформы патриарха Никона. Практическое занятие № 9: Реформы патриарха Никона. Церковный раскол.

образовательные – выяснить причины проведения церковных реформ, причины конфликта царя и патриарха, итоги проведения реформ и конфликта светской и церковной власти;

развивающие – продолжить формирование умения работать с учебным материалом, использовать ранее полученные знания, делать выводы;

воспитательные – воспитывать толерантность; развитие эмоциональной сферы – сопереживание, эмоциональное отношение к происходящим событиям;

МЕТОДИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА:

Тип урока: комбинированный;

Методы урока: различные сочетания словесного, наглядного и практических методов (информационный, частично-поисковый, проблемный, исследовательский);

Межпредметные связи: Православная культура. Обществознание.

Оснащение урока: учебник История. Наглядный материал: Иллюстративный материал.

Организационный момент: принятие рапорта дежурного, объявление темы урока, постановка цели урока.

Актуализация опорных знаний.

Дай определение: абсолютизм, патриарх, Земский собор, Соборное уложение, приказы, Боярская дума, местничество, полки нового строя, рекрутская система.

Работа с группой:

- Каковы были последствия Смутного времени для России?

- Почему М. Романов подчинялся главе РПЦ?

- Почему А. Романову хотелось управлять без патриарха и Земских соборов?

- Удалось ли установить А.Романову единоличную власть?

- Как называется такая форма правления?

- Какие факты говорят о становлении абсолютизма в России во второй половине 17 века?

3.Формирование новых понятий и способов действий.

Церковь после Смуты.

Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть священнослужителей во главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1, а сам патриарх короновал его на царство. Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и Русской православной церкви. Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных оказался и фактический глава Русской православной церкви митрополит Филарет. Но все это не сломило, а наоборот, укрепило духовные силы верующих в священнослужителей.

Доклад студента. Патриарх Филарет.

Главное, что удалось добиться Филарету, - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были решены при нем. Среди них главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов.

Почему было принято решение провести церковную реформу?

Реформа патриарха Никона.

В середине 17 века стало ясно, что в русских церковных книгах, переписывающихся от руки из века в век, имеется много описок и искажений текста в сравнении с оригиналом. Немало сомнений вызывали обычаи многоголосия во время церковной службы, когда все молились используя разные молитвы, крещения пальцами. По отношению к этому вопросу мнения верующих разделились.

Другие считали, что следует обратиться не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время переписывались.

Новым главой Русской православной церкви был избран Никон – митрополит новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу.

В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы. Какие изменения были введены в ходе церковной реформы?

В 1653-1655 годах началось осуществление церковной реформы. Было введено:

Крещение тремя пальцами;

Поясные поклоны вместо земных;

Исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги.

Как восприняло русское общество нововведения?

Эти изменения вызвали протест широких слоев населения. К тому же начавшаяся война с Речью Посполитой связанные с ней жертвы и утраты простые люди расценивали как Божью кару за нарушение церковных традиций. Созванный в 1654 году церковный Собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствии не только с греческой, но и с русской традицией.

Усиление разногласий между церковной и светской властью.

Новый патриарх был человеком своенравным, волевым и даже фанатичным. Получив необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти над царской и предложил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета.Эти заявления и нравоучения патриарха царь не пожелал долго терпеть. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей и удалился в Воскресенский монастырь. Там Никон стал ждать, что царь раскается и будет просить его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных патриархов из других стран.

Церковный Собор 1666-1667 годов.

Какие решения принял церковный Собор 1666-1667 годов?

Собор 1666-1667 годов углубил раскол в Русской православной церкви.

Личность Протопопа Аввакума. Доклад студента.

Какой вывод можно сделать?

Вывод: таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, пыталась занять господствующее положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к конфликту власти и церкви. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для превращения ее в придаток государственной власти.

4.Формирование умений и навыков.

Выполнение практического занятия № 9 Реформы патриарха Никона. Церковный раскол.

Преподаватель: - Взгляните на эту картину. Перед нами одна из самых богатых и знатных женщин Москвы XVII века – боярыня Морозова. Здесь мы не видим ее в богатых одежах и парадных санях, художник изобразил ее закованной в цепи в сопровождении стражи; с гневом обращается она к собравшимся. Единственный, кто открыто осмеливается поддержать боярыню, - юродивый, сидящий в лохмотьях прямо на снегу.
В толпе одни откровенно плачут, другие смеются и ликуют. Судьба этой женщины будет страшной – посаженная в земляную тюрьму, она умрет мучительной смертью.

Доказать, что раскол Русской Православной Церкви стал трагической страницей в истории России?

Работа учащихся с учебником стр.187
- Какие задачи стояли перед новым патриархом? (Главным был вопрос обновления церковных книг и обрядов).
– Чего ему удалось добиться?


1.3. Церковная реформа. Патриарх Никон и протопоп Аввакум. (слайд Никон и Аввакум)
Два активных участника церковной реформы: Патриарх Никон и протопоп Аввакум, неординарные личности.

Задание: Поработав в группах с дополнительными информационными источниками (Документ 1.1 и 1.2), составьте сравнительную характеристику Никона и Аввакума по следующему плану:

2.Воспитание и образование.

5. Нравственные качества.

В 1651 году, по предложению царя Алексея Михайловича, новым патриархом был избран митрополит Новгородский Никон. Ему и было поручено провести церковную реформу, преимущества были на его стороне. В 1654 году церковный собор утвердил основные положения реформы, предложенные Никоном.

1.4. Содержание церковной реформы.
Самостоятельная работа с дополнительным и учебным материалом.
Проанализируйте полученную информацию и выделите самое важное для заполнения второй колонки таблицы.

(Заполнение таблицы на листе)


Таблица к документу с заполненной первой колонкой

После реформы

Крещение двумя перстами;
Земной поклон;
Двукратное пение "аллилуйя";
Движение верующих в церкви вокруг алтаря по солнцу;
Написание имени Христа Исус

Крещение тремя перстами;
Поясной поклон;
Троекратное пение "аллилуйя";
Движение верующих в церкви вокруг алтаря против солнца;
Написание имени Христа: Иисус

Дополнение учащихся:

-изменены чины миропомазания, крещения, покаяния, елеосвящения, брака.

-изменение в иконописи. Все иконы, написанные по старым образцам, подлежали уничтожению.

Какими же методами осуществлялась реформа?

Реакция народа на проведение реформы была неоднозначна. Высшие слои общества, приближенные царя, восприняли ее как продолжение преобразований Алексея Михайловича, а часть бояр, общественность, священники подали челобитную царю. Царь не отреагировал на жалобу, в отличие от Никона.(Обращение к картине В.Сурикова)

1.5.Церковный Собор и раскол церкви.

Вопрос преподавателя: Как вы думаете, как отреагировал царь на такое заявление патриарха? (обсуждение)
- А теперь обратимся к учебнику стр.187 и проверим наши высказывания.

Вы уже догадались, что перед нами сторонница старообрядцев. Взгляните на ее выразительное лицо, отразившее ее волю и веру. Измученная, но не покорившаяся , закованная в кандалы, но не побежденная – такой запоминается Морозова, ставшая на века символом трагедии раскола Русской православной церкви.

§ 29 стр. 187, творческое задание: Можно ли провести параллель между церковным расколом в России в 17 веке и Реформацией и Контрреформацией в Европе в 16 веке?

Возврат к цели урока. Мы сегодня познакомились с причинами проведения церковных реформ, причинами конфликта царя и патриарха, и итогами проведения реформ и конфликта светской и церковной власти.

Приложения к уроку

Костомаров Н.И. «Русская история в жизнеописаниях ее

Никон, в миру Никита Минов, родился в 1605 году в селе Вельдеманово (в пределах нынешнего Макарьевского района, Нижегородской области), в семье крестьянина. Рано лишившись матери, он вытерпел много горя от злой мачехи. Впрочем, ему удалось выучиться грамоте, и уже отроком он очень увлекался чтением.

В 1617 году, двенадцати лет от роду, Никита ушёл из семьи в Макарьев-Желтоводский монастырь на Волге, имевший в то время большую библиотеку.

По смерти отца Никита женился. Хорошо умеющий читать и понимать церковные книги, он сначала нашёл себе место причётника, а потом, посвятившись, и священника одной из сельских церквей …

Семейное счастье длилось лишь десять лет, неожиданно умирают дети, Никита уговорил жену уйти в монастырь, а сам принял монашеский постриг на Соловках.

Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил…..

Житие протопопа Аввакума им самим написанное

Протопоп Аввакум написал житие по благословению инока Епифания, своего духовного отца.
Родился Аввакум в Нижегородской земле. Его отец был священником, его звали Петром, а мать — Марией, в иночестве — Марфой. Отец любил выпить, а мать была постница и молитвенница. Один раз Аввакум увидел у соседа мертвую скотину и потом ночью плакал о душе своей, думая о смерти. С той поры он привык молиться каждую ночь. Получил домашнее образование и воспитание. Отец Аввакума умер. Мать женила сына на осиротевшей дочери кузнеца Марка, Анастасии. Девица жила в бедности, часто ходила в церковь и молилась о том, чтобы выйти замуж за Аввакума. (в этом браке родилось 8 детей). Потом мать умерла в иночестве.
В двадцать один год Аввакум был рукоположен в дьяконы, через два года в попы, а еще через восемь лет стал протопопом. Всего у Аввакума было около пятисот или шестисот духовных детей, потому что везде, где он показывался, он учил людей слову Божьему.

Соборы исчезли в результате того, что в них отпала надобность. Собор был средством укрепления царской власти, становления ее единодержавия. По мере укрепления царской власти значение соборов ослабевало. Период правления Алексея Михайловича, период наивысшего расцвета царской власти в Московском государстве, - начало упадка соборов. С исчезновением причин, породивших соборы, исчезают и Земские Соборы.

Существование земских соборов, как и Боярской думы, означало известную слабость не только носителя верховной власти - царя, но и государственного аппарата централизованного государства, в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к прямой и непосредственной помощи феодального класса и верхов посада.

Первым земским собором надо считать совещание, созванное Иваном Грозным в феврале 1549 года. Совещание продолжалось два дня и было достаточно напряжённо. Были три выступления царя, выступление бояр, наконец, состоялось заседание Боярской думы, принявшей указ о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) детей боярских наместником. Б.А. Романов пишет, что земский собор состоял как бы из двух палат: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи; вторую - воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне.

После волнений чёрных людей 1547 года был созван земский собор, который должен был обеспечить феодальный правопорядок. В 1565 году задачей собора было парализовать возможность волнений. Инициативу этого взяли на себя представители господствующего класса феодалов и новая социальная сила, ранее не входившая в состав земского собора - купцы и посадские верхи.

В январе 1565 года земский собор в Москве действует не как совещание при царе, а как орган, ведущий переговоры с царём.

До нас дошли довольно подробные известия о земском соборе, собранном во время Ливонской войны в 1566 году. Создание коалиции Ливонского ордена с
Польшей, Швецией и Данией, первые неудачи войны и предложение Польшей невыгодного мира вызвали потребность в созыве земского собора.
Сохранившаяся приговорная грамота собора даёт возможность подсчитать его состав: Собор состоял из Боярской думы (30 человек), духовенства (32 человека), дьяков и приказных (33 человека), дворян (20 человек), и торговых людей (75 человек). Последние две группировки, по-видимому, ещё не избранные на местах, а приглашённые на собор правительством, составляли почти три четверти и определили те социальные силы, которые в будущем играли наиболее активную роль в истории земских соборов.

Крайне скудны сведения о соборах 70-80-х годов 16 века.

Собор, собравшийся в январе 1613 года, после изгнания польских интервентов из Москвы, был наиболее многолюдным из всех земских соборов
(700-800 человек). Это был единственный Земский собор , на котором присутствовали представители стрельцов, казаков и даже черносошных крестьян. На соборе развернулась борьба различных группировок, предлагающих кандидатуры В.В. Голицына, Д.Г. Трубецкого, Д.М. Пожарского, И.В.
Воротынского и даже В. Шуйского.




Первая половина 17 века явилась периодом расцвета сословно- представительной монархии, когда важнейшие вопросы внутренней и внешней политики государства решались с помощью земских соборов.

В первые годы правления царя Михаила Романова в условиях разрухи и тяжёлого финансового положения после интервенции и социальных потрясений правительство особо нуждалось в опоре на основные группировки господствующего класса. Земские соборы заседали почти непрерывно: с 1613 года по конец 1615 года, в начале 1616-1619 годах, в 1620-1622 годах. На этих соборах основными вопросами были: изыскание финансовых средств для пополнения государственной казны и внешнеполитические дела.

С 20-х годов 17 века государственная власть несколько окрепла, и земские соборы стали собираться реже. Соборы 30-х годов также связаны с вопросами внешней политики: в 1632-1634 годах в связи с войной в Польше, в
1636-1637 годах в связи с войной с Турцией. На этих соборах были приняты решения о дополнительных налогах на ведение войны.

Одним из важнейших земских соборов был собор, собравшийся в условиях городских восстаний летом 1648 года. На соборе были поданы челобитные от дворян с требованием усиления феодальной зависимости крестьян (сыска их без урочных лет); посадские в своих челобитных выражали желание уничтожить белые (т.е. не обложенные налогами и сборами) слободы, жаловались на непорядки в управлении и в суде.

Восстание псковских городских низов в 1650 году заставило правительство срочно созвать Земский собор.

Земские соборы 1651 и 1653 годов были связаны с разрешением вопроса о войне с Польшей. На соборе 1653 года был положительно решён вопрос о воссоединении Украины с Россией.

Все последующие земские соборы были неполными и являлись фактически совещаниями царя с представителями определённых сословий. Земские соборы способствовали укреплению самодержавной власти царя и государственного аппарата. Созывая Земский собор, правительство расчитывало на получение от его членов информации о положении дел на местах, а также на моральную поддержку с их стороны различных внешнеполитических, финансовых и прочих мероприятий правительства.

Решения Земского собора оформлялись в соборный акт - протокол за печатями царя, патриарха, высших чинов и крестоцелованием чинов пониже.

Читайте также: