Организация проектной деятельности по физической культуре начальная школа

Обновлено: 07.07.2024

нравственно - волевые качества человека для достижения эталонов физического развития.

2 . Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве -

умения вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совме стной

3. Формирование способности к организации проектной деятельности и управ лению ею -

✓ умение ставить цель и формулировать конкретные задачи для ее достижения

✓ выработка умения выбирать конкретные методы в собс твенном исследования

✓ формирование умения самос тоятельно планировать, подбирать необходимые упражнения,

4. Формирование умения работать с полученной информацией -

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый проду кт:

✓ олимпийская игру шка, костюм, эмблема и символ команды или турнира

✓ виды спорта(история возникновения, основны е этапы становления, спорт олимпийский и

неолимпийский, разновидности в рамках одного вида спорта и т.д. )

✓ знаменитые спортсмены (м ира, страны, области, города, спортивные династии,

✓ мой спорт (каким видом спорта у влекается или занимается ученик, личные достижения)

2. развитие физических качеств (гибкость, координация, скорость, выносливость)

✓ методы ра звития физических качеств (на у роке, дома, во внеурочной деятельности)

✓ методы подготовки к успешной сдаче норм ГТО в ра зличных возрастных ступенях

✓ режим дня дошк ольника, школьника, сту дента, рабочего, пенсионера

Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап –

интеллектуальный поиск. При его организации основное внимание у деляется наиболее

существенной части – мысленному прогнозированию, создание замысла (относительно

возможного устройства изделия в целом или его части, относительно формы, цвета, материала,

способов соединения деталей изделия и т.п.) в с трогом соответствии с поставленной целью

(требованиями). В процессе поиска необходимой информации у ченики доступные источники

инф ормации, расспрашивают взрослых по теме проекта. Зде сь же разрабатывается вся

необходимая документация (рису нки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и

Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с

внесением необходимых корректировок или практическа я деятельность практически

Главная цель защиты проектной работы – арг у ментированный анализ получе нного

результата и доказательство его с оответствия поставленной цели или требованиям, поэтому

основным критерием успешности выполненного проекта является соблюдение в изделии

(деятельности) требований или условий, которые были выдвинуты в начале работы. Ученики

особо следит за соблюдением доброжелательности, тактичности, проявлением у детей

внимательного отношения к идеям и творчеству других.

Проектная деятельность является добровольной и предусма тривает уч астие в ней всех

учащихся класса как с низкими, так и с высокими резу льтатами в обл асти физи ческой ку льтуры

по мере их мотивированности, в том числе по причине временного отсу тствия по болез ни.

Проектная деятельность на уроках физической ку льтуры позволяет реализовать требования к

результатам освоения образовательной программы по ФГОС, которые предусма тривают

развитие личностных, метапредме тных и предметных у мений. В процессе урока формир у ется

понимание роли и значение физической ку льтуры в формировании личностных качеств, в

активной включении в здоровый образ жизни, у креплении и сохранении индивидуа льного

здоровья; освоение умений отбирать физические у пражнения и регулировать физи ческую

нагру зк у для самос тоятельных систематичес ких занятий с различной фу нкциональной

направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, лече бной) с учетом

индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих

занятий, включать их в режим учебного дня и у чебной недели; приобретение опята организации

самостоятельных систематических занятий физической культу рой с соблюдением правил

техники безопасности, а также формиру ются общеучебные умения и навыки: умение

осмыслить задачу, умение отвечать на вопросы, умение са мостоятельно изобретать способ

действия, умение находить варианты решения проблемы, умение взаимодействовать с любым

партнером, умение отстаивать свою точку зрения, презентационные навыки, ум ение уверенно

Педагог по физической ку льт у ре выступает как организатор детской двигательной

деятельности, он источник информации, консультант, эксперт. Он – основной руководитель

проекта и последующей исследовательской, игровой, ху дожественн ой, практико -

ориентированной деятельности, координатор индивидуа льных и гр у пповых усилий детей в

Метод проектов – это один из методов, который позволяет ставить ученика в позицию

активного деятеля, раскрывать его потенциальные возможности, развивать его личное

своеобразие, стимулировать поиск новых знаний. Метод проектов является одним из наиболее

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Проектно-исследовательская деятельность

младших школьников на уроках физической культуры.

Данилова Александра Владимировна,

учитель начальных классов.

1. Актуальность педагогического опыта, инновационная значимость опыта и данной методической разработки.

В настоящее время процесс обучения все больше связывают с деятельностным подходом и освоением детьми новых знаний. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Таким образом, проектность ( в личном и социальном плане)- определяющая черта современного мышления, один из важнейших признаков современной культуры едва ли не во всех ее аспектах, связанных с творческой деятельностью человека. Проектная деятельность становится самостоятельным видом деятельности, овладевать которым необходимо в процессе специально организованного обучения. Ведь навыки проектирования необходимы в любой деятельности. Проектные задачи могут стать одним из средств, с помощью которых могут быть решены разнообразные педагогические задачи.

За годы существования метода проектов в содержание и методику организации проектного обучения внесено много нового, но сохраняется цель – развитие интереса обучающихся к постановке и решению проблем, которые требуют не только применения полученных знаний, но и приобретения новых в рамках самостоятельного и совместного со взрослыми исследования.

Организуя учебное проектирование, учитель может осуществлять индивидуальный, дифференцированный подход к учащимся. Для этого используются различные по уровню сложности проектные задания. Их можно подразделить на несколько групп: репродуктивные задания на воспроизведение по образцу; поисковые задания, связанные, как правило, с усовершенствованием конструкции уже известных объектов; творческие задания, направленные на создание новых объектов. Приступая к проектированию с младшими школьниками, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Затягивание времени может привести к потере мотивации к работе, незаконченному проекту.

2. Цели и задачи проекта.

Цель работы:

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач.

  1. Формировать навыки проектно-исследовательской деятельности.
  2. Изучить литературу, материалы в сети Интернет об Олимпийских играх.
  3. Развивать первоначальные навыки анализа представленной информации.
  4. Развивать познавательный интерес к процессу обучения.

Ожидаемые результаты:

-обеспечение целостности педагогического процесса, осуществление в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

-развитие проектного мировоззрения и мышления;

-формирование познавательных мотивов учения, так как учащиеся

видят конечный результат своей деятельности, который повышает их самооценку и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и навыки.

Методы исследования:

- анализ источников информации;

- обобщение полученных данных.

3. Основная педагогическая идея.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям 21 века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества.

Ребята разбились на группы по интересам: кто-то захотел подбирать информацию о зимних видах Олимпийских игр, кто-то – о летних, другая группа очень заинтересовалась Олимпийским факелом, а так же - спортсменами-медалистами. Далее перед нами встал вопрос: как оформить все наши работы так, чтобы они стали единым целым, как их объединить? Необходимо было отобрать наиболее рациональные идеи, чтобы избежать непродуктивных затрат, тогда нам не придется изобретать уже известное. Нам понравились рефераты.

4. Новизна методической разработки инновационного опыта.

Основные условия применения метода проектно-исследовательской деятельности сводятся к следующему:

- существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;

- значимость предполагаемых результатов ( практическая, теоретическая, познавательная);

- применение творческих методов при исследовании;

- структурирование этапов выполнения проекта;

- самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Проектная деятельность осуществляется поэтапно, как в производстве, так и в учебной деятельности. На каждом этапе используются определенные методы обучения.

Основными этапами работы над проектом, как правило, являются:

1 – подготовительный. Он включает в себя: планирование работы; сбор информации из разных источников: энциклопедии, собственный опыт, Интернет-ресурсы; учиться самостоятельно задавать вопросы, выдвигать гипотезы, планировать свою работу.

Но в работе с младшими школьниками этого недостаточно. В процессе работы стало ясно, что необходимо увеличить количество этапов. Теперь их стало четыре: 1- выбор и обоснование проекта, 2- исследовательская деятельность, 3- практическая работа: оформление отчета по проекту, 4- защита проекта.

Основная часть

Деятельность учащихся по выполнению творческих проектов от идеи до ее полного воплощения в изделие является проектной деятельностью. Но изделие-это практическая сторона, главное интенсивное развитие интеллектуальных и физических качеств школьников, их духовного мира. Человек всю жизнь проектирует, не всегда осознанно, интуитивно. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

- возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

- содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;

- навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;

- заинтересованностью ученика в работе.

Этапы работы над проектом.

При работе над проектом решили использовать групповые формы работы. Дети по желанию разделились на группы по 4-5 человек.

Каждая группа выдвигала свои гипотезы. Планировали свою работу: с чего начать работу, где искать информацию, кто и как будет оформлять, защищать проект.



Толковый словарь ОЖЕГОВА .

ОЛИМПИА́ДА , ы, ж. [фр. olympiade индикт (во 2-м знач.). 2. с прописной буквы. Олимпийские (во 2-м знач.) игры.Зимняя О. || Ср. спартакиада , универсиада . 3. Соревнования в спортивном, интеллектуальном и т. п. мастерстве. Городская спортивная о. Математическая о. О. коллективов художественной самодеятельности. Олимпиа́дный — относящийся к олимпиаде (во 2-м и 3-м знач.), олимпиадам.

Толковый словарь УШАКОВА .

олимпиады, ж. [греч. olympias]. 1. В древней Греции - четырехлетний промежуток времени между двумя празднованиями олимпийских игр, служивший единицей летосчисления (истор.; см. олимпийский). В третий год двадцать шестой олимпиады. 2. Олимпийские игры в древней Греции (истор.; см. олимпийский). Одержал победу на олимпиаде. 3. Международные спортивные состязания в Западной Европе, устраиваемые через каждые четыре года, наподобие античных олимпийских игр, а также название спортивных состязаний в СССР, ср. спартакиада (спорт.; см. олимпийский). В 1918 г. в Амстердаме состоялась восьмая олимпиада. 4. Международный или межнациональный культурный праздник, сопровождающийся смотром сил в какой-н. области культуры (нов.). Советская театральная олимпиада.

Словарь русского языка С. И. Ожегова

факел - поток воздуха и горящих частиц, образующийся в топке при сжигании пылевидного, жидкого или газообразного топлива
факел – факел, а также вообще конусообразное пламя (спец.)
факел - факел светильник на рукоятке, обычно короткая палка с намотанной на конце просмоленной паклей Олимпийский фунт; фут (укрепленная на рукоятке чаша с горючей смесью).

"Толковый словарь живого великорусского языка" В. Даль

ФАКЕЛ - малый; мужской род немецкое; слово немецкого происхождения светоч пеньковый витень, пропитанный салом, смолою, для освещенья. Факельный свет. Факельщики идут четами впереди погребального шествия.

Затем ребята собирали информацию, уточняли, дополняли. Знакомились с ней каждый в своей группе и обсуждали.

1. Заключительный.

Кроме того работа над отчетом помогла при защите проекта, ведь она позволила вспомнить весь творческий процесс с самого начала. Сколько радости было в глазах ребят, когда они с гордостью говорили о том, как много нового и интересного узнали, чему научились во время работы над проектом.

Отчет по проекту.

1страница. Название проекта.

3 страница. Дизайн-лист. (фото, рисунок)

4 страница. Исследовательская деятельность.

К проектному изделию предъявляются такие требования, как технологичность, экономичность, безопасность, системность, творческая направленность, эстетичность, значимость и другие.

Итак, в ходе работы над проектом ученики 4-а класса узнали, какие виды зимних и летних олимпийских игр существуют, о талисманах Олимпиады, о чемпионах предыдущих Олимпийских игр, о Олимпийском факеле.

развитие личностных компетентностей учащихся;

интегрированность процесса обучения;

экономия времени на самом уроке.

Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов получил распространение в первой половине ХХ века. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского метода (принципа) он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала. В повышении физической активности учащихся играет большую роль применение технологий проектного обучения. Технология проектов подходит для обучающихся начальной, основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся.

Актуальность проектной технологии обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально.

Проектная деятельность – это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Виды проектов разнообразны. Выделяют четыре основные категории:

информационный и исследовательский проект,

Проекты на уроках физкультуры - это проекты по исследованию влияний ФК на организм человека, по исследованию истории спорта, подготовке и проведению соревнований и спортивных праздников и т.д.

Применение технологии проектного обучения делает учебный процесс более увлекательным для учащихся: ребята самостоятельно собирают материал по теме, теоретически обосновывая необходимость выполнения того или иного комплекса физических упражнений или овладения теми или иными физическими умениями и навыками для собственного совершенствования, воспитания волевых качеств. Некоторые проекты становятся интегрированными, охватывают содержание других учебных предметов. У учащихся при разработке собственного проекта закладываются основы знаний в применении разнообразных методик поддержания здоровья и физического совершенствования. Такой вид работы при отсутствии у ребят учебных пособий формирует и некоторый уровень образованности в области физической культуры, закладывает основы для самообразования, самовоспитания.

Информация, самостоятельно добываемая учащимися для собственных проектов, позволяет осознать жизненную необходимость приобретаемых на уроках двигательных умений. Ученики, таким образом, становятся компетентными и в теории предмета, что необходимо как условие грамотного исполнения физических упражнений. Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок общеобразовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами.

Детям такое необычное преподнесение нового материала позволяет вникать в суть вопроса. Есть дети, имеющие ограничения в двигательной активности, и в старших классах, даю задание учащимся - подготовить презентацию. Оцениваем её вместе с детьми. Как правило, презентации выполняются на хорошем уровне, дети ищут материал в интернете, у них повышается интерес к предмету, расширяется кругозор.

Командно-административными методами привлечь учащихся к участию в проекте можно, но должного эффекта это не возымеет, гораздо важнее заинтересовать детей, а для этого необходимо реализовать следующую схему:

1. Подготовка к проекту

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

– предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;

– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта

4. Презентация проекта

5. Подведение итогов проектной работы

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них.

Проектная технология, применяемая в преподавании физической культуры, формирует у учащихся следующие компетенции:

учебно-познавательные (ставится и решается проблема);

социокультурные (выделение значимости проблемы для человека и общества);

ценностно-смысловые (в проекте обозначается отношение ученика к проблеме, раскрывается ее ценностный смысл).

Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами и несомненно повышает авторитет учителя физической культуры.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000

Чуракова О.В,, И.С.Фишман Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии., выпуск1, Самара, 2002.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектные технологии на уроках физической культуры в начальных класс.

Проектные технологии на уроках физической культуры

развитие личностных компетентностей учащихся;

интегрированность процесса обучения;

экономия времени на самом уроке.

Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы метод проектов получил распространение в первой половине ХХ века. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского метода (принципа) он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала. В повышении физической активности учащихся играет большую роль применение технологий проектного обучения. Технология проектов подходит для обучающихся начальной, основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Актуальность проектной технологии обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Проектная технология на уроке физической культуры позволяет строить обучение на активной основе, через целенаправленную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом. Составляя проект, он превращается из объекта в субъект обучения, самостоятельно учится и активно влияет на содержание собственного образования. В этом случае он обучается посредством организации собственной деятельности. Такая работа дает возможность осознать, что уроки физической культуры развивают не только физически, но и интеллектуально. Проектная деятельность – это создание проблемных ситуаций, активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев).

Виды проектов разнообразны.

Командно-административными методами привлечь учащихся к участию в проекте можно, но должного эффекта это не возымеет, гораздо важнее заинтересовать детей, а для этого необходимо реализовать следующую схему:

1. Подготовка к проекту

Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:
– предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
– выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта

Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

3. Выполнение проекта

4. Презентация проекта

5. Подведение итогов проектной работы

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности. Начало проектной деятельности школьников обычно очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них.
Проектная технология, применяемая в преподавании физической культуры, формирует у учащихся следующие компетенции:

учебно-познавательные (ставится и решается проблема);

социокультурные (выделение значимости проблемы для человека и общества);

ценностно-смысловые (в проекте обозначается отношение ученика к проблеме, раскрывается ее ценностный смысл).

Все это превращает урок физкультуры из урока лишь двигательной активности в урок образовательного направления, ставит его в один ряд с другими основными предметами и несомненно повышает авторитет учителя физической культуры.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000

Чуракова О.В,, И.С.Фишман Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии., выпуск1, Самара, 2002.

Читайте также: