Интеграция предметов в современной школе как педагогическое явление

Обновлено: 04.07.2024

языка Филипповой Ирины Анатольевны МАОУ «Гимназия № 4 Великого Новгорода).

Интеграция (лат. integratio - восстановление, восполнение) – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном процессе обобщённых знаний в той или иной области.

Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Корни процесса интеграции лежат в далеком прошлом классической педагогики и связаны с идеей межпредметных связей. В основе своей указанная идея родилась в ходе поиска путей отражения целостности природы в содержании учебного материала. Великий дидактик Я. А. Коменский подчёркивал: "Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи". В классической педагогике наиболее полное психолого-педагогическое обоснование дидактической значимости межпредметных связей дал К. Д. Ушинский. Он считал, что "знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками, должны органически строиться в светлый и, по возможности, обширный взгляд на мир и его жизнь".

В современной школе можно выделить внутрипредметный и межпредметный уровни интеграции. Внутрипредметная интеграция предполагает укрупнение дидактических единиц содержания предмета. Её особенность состоит в том, что исходная проблема не теряется из поля зрения учащихся, происходит расширение круга связанных с ней знаний.

Межпредметная интеграция предполагает использование межпредметных связей, проведение интегрированных уроков, создание интегрированных курсов.

Межпредметная интеграция предметов предполагает выполнение трёх условий:

1) объекты исследования должны совпадать либо быть достаточно близкими;

2) в интегрированных учебных предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;

3) интегрируемые учебные предметы строятся на общих закономерностях, общих теоретических концепциях.

Наиболее распространены интеграция математики и физики, биологии и химии, истории и литературы и т.д.

Возможности интеграции математики и русского языка:

1.Соблюдение единого орфографического режима.

Словарные диктанты по математическим терминам: ученик получает две отметки, одну - по математике за знание математических понятий, другую - по русскому языку за правильное написание терминов. (Например: слагаемое, сложение, вычитание, уравнение).

2. Соблюдение единого орфоэпического режима.

Ударение в словах с кратными и дольными приставками.

В словах с кратными и дольными приставками ударение должно падать на корень слова.

В равенстве числительные, стоящие в левой части, читают в им. п., а числительные, стоящие в правой части, читают в дат. п.

Неравенства читают так: левую часть - в именительном падеже, а правую - в родительном падеже.

Чтение суммы и разности.

В сумме и разности числа читают в родительном падеже, а вместо знаков "+" и "–" говорят "сумма" и "разность".

При чтении разностей следите за верным сочетанием глаголов и предлогов: глагол вычесть требует предлога из, глагол отнять требует предлога от.

При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв х, у, z мужского рода, а названия остальных латинских букв среднего рода.

Склонять названия букв в математике не принято.

Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже.

Чтение единиц измерения.

Названия единиц измерения всегда произносятся полностью.

При чтении дробей надо помнить: числитель дроби - количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель - порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.).

Правила чтения равенств, содержащих дробные числа, те же, что и правила чтения равенств с натуральными числами: левая часть произносится в именительном падеже, а правая часть - в дательном.

Правила чтения неравенств, содержащих дробные числа, те же, что и правила чтения неравенств с натуральными числами: левая часть произносится в именительном падеже, а правая часть - в родительном.

3. Зашифрованные задания.

На уроке математики учащиеся выполняют математические действия, по ответам к которым составляют слово. Здесь могут быть зашифрованы фамилии ученых, писателей, литературных героев и т.д.

На уроке русского языка учащиеся выполняют упражнения по орфографии и пунктуации, а проверка осуществляется при помощи графика, математического примера.

4. Решение текстовых задач.

При решении текстовых задач по математике школьники испытывают серьёзные затруднения по разным причинам:

маленький словарный запас не позволяет ученику понять текст задачи;

однообразный набор задач в школьных учебниках не позволяет учащимся решать сюжетные задачи на выпускных экзаменах;

несформированность навыков анализа текста не позволяет ученику переходить к математической модели.

Интеграция математики и русского языка в данном случае является одним из средств разрешения данной проблемы.

5.Интегрированные уроки математики и русского языка.

Мир, окружающий детей, познаётся ими в своём многообразии и единстве. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

6. Исследовательская деятельность учащихся.

Таким образом, интеграция русского языка и математики возможна и продуктивна. Стремление к интеграции учебного материала, несомненно, является естественной и ведущей тенденцией образовательного процесса. Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений существующих проблем.

Похожие документы:

Образовательные кластеры как новое явление в системе образования России

. условиях ФГОС Педагогическое образование и наука. – 2013. - № 1 Горский В. А. Интеграция содержания образования как образовательная технология . Гринкруг М. А. Детское и молодежное движение как явление общественной жизни Никишкин И. В. Создание .

Межпредметная интеграция как одно из продуктивных направлений профессиональной подготовки студентов

. компетенций. Понятие интеграции пришло в педагогическую науку из философии, где интеграция понимается как сторона процесса . -новому события и явления, с одной стороны как обучаемым, а с другой стороны как будущим учителям. Осуществляемый .

Интеграция основного и дополнительного образования

. участников совместной педагогической деятельности. Проблема интеграции в образовании рассматривается в современных педагогических исследованиях как одна из . является неким образом объекта, процесса, явления, представленный в виде схемы, в которой .

Пояснительная записка. 8 Глава I. Игра как психологическое явление Теории происхождения игры 8

. как психологическое явление Теории происхождения игры ------------------------------------------------- 8 Сущность игры как психологического явления . язык). На интеграции дисциплин экономики ( . соответствии с педагогическими условиями формирования .

Педагогические технологии

. чего применяется, каким педагогическим концепциям соответствует, какие задачи она . в направлениях диалектизации, культорологизации и интеграции. В технологиях дифференцированного обучения (Н. . тем или иным внешним явлениям. В технологиях, основанных .

I Этап (1920-1940 г. г.). Процесс интеграции при развитии трудовой школы.

Философ - Дж. Дьюи разработал основную концепцию трудовой школы. Разработанные идеи Дж. Дьюи со временем получили большое признание в России в XX веке. В разработку концепции интеграции Дж. Дьюи большой вклад внесли - Блонский П. П. и Шацкий С. Т. Концепция Блонского П. П. и Шацкого С. Т. была основана на производственной деятельности. По мнению авторов, именно производственная деятельность, является основным фактором интеграции учебного процесса. На основании концепции Дж. Дьюи, Блонский П. П. и Шацкий С. Т. разработали программу комплексного обучения. Комплексный метод являлся одним из первых методов, который стал практическим опытом в организации учебного процесса на интегративной основе.

II Этап. (1950-1970 г. г.). Теория межпредметных связей.

Новый этап развития интеграционного образования начался в России, в период 50-70 г. г. Данным вопросом занимались: Артурова П. Р., Кондакова В. А., Новикова П. Н., Федорова О. Ф. В концепции данных авторов межпредметные связи рассматривались с точки зрения взаимосвязи между предметами и профессионально-техническими знаниями. Основное внимание было направлено на решение задач установления и развития интегративных связей между школьными учебными дисциплинами.

III Этап (1980 г). Интеграция как общенаучный фактор.

Арефьева С. М. отмечает, что интеграцией является средство теоретического синтеза, который используется для получения нового познавательного материала. Она выделила два типа интеграции.

1. Образовательная интеграция.

Данное понятие охватывает все интегрированные процессы, которые происходят в системе образования. К данному типу интеграции относятся :

- создание интегрированных курсов и модулей;

- установление междпредметных и внутрипредметных связей в педагогическом процессе;

- адаптация детей мигрантов;

- социальная интеграция обучающихся.

2. Педагогическая интеграция.

Педагогическая интеграции - это процесс формирования многомерных человеческих ценностей в условиях осуществления интегративно-педагогической деятельности.

ФГОС начального общего образования предполагает развитие ребёнка на основе его индивидуальных особенностей. Одним из способов развития учащегося является применение интеграции в образовании. Интеграция обучения подразумевает создание учебной информации, которая будет коррелировать в соответствии с содержанием учебного материала с целью проведения уроков.

Интегрированным уроком является определённый тип урока, который объединяет в себе обучение по нескольким дисциплинам. Основной характеристикой интегрированного урока является - изучение какого-то одного понятия, темы или явления. Основой интегрированного урока являются :

- ведущая дисциплина, которая выступает интегратором;

- вспомогательная дисциплина, которая способствует расширению и уточнению материала ведущей дисциплины.

Автор, Перевезенцева О. Н. писала, что внедрять интегрированные уроки можно уже в начальных классах. Как пример, автор приводит следующие варианты интегрированных уроков :

1. Математика – литературное чтение.

2. Окружающий мир – информатика.

3. Литературное чтение – изобразительное искусство.

По мнению Перевезенцева О. Н., использование интегрированных уроков способствует развитию у младших школьников творчества, воображения, а также развитию различных видов мыслительной деятельности, а именно: логическое мышление, абстрактное мышление, словесно-логическое и наглядно-образное мышление.

Педагог и психолог Светловская Н. Н., автор методики проведения интегрированных уроков по математике и природоведению, в своей работе описывала различные методы проведения интегрированных уроков. По мнению Светловской Н. Н. для проведения интегрированных уроков следует использовать следующие методы обучения:

А. Словесные методы. К словесным методам относятся: беседа, рассказ, описание сюжета или картинки, объяснение, работа с учебниками.

Б. Наглядные методы. К наглядным методам относятся: наглядно-иллюстративные материалы, демонстрационные материалы.

В. Практические методы. К практическим методам относится: наблюдение, эксперимент, решение познавательных задач.

Как утверждает Светловская Н. Н., в организации и проведении интегрированных уроков важно учитывать следующие факторы:

а) систематичность проведения данных уроков;

б) заинтересованность учителя в организации уроков данного типа;

в) использование технического оборудования;

г) обсуждение с детьми тем, цели и результатов данного урока.

Таким образом, организация и внедрение интегрированных уроков в процессе обучения младших школьников способствует развитию у них мыслительных операций. Включаясь в интегрированный урок младший школьник учится постигать логические задачи. Именно умение логически и самостоятельно мыслить является важным фактором во всем обучении ребёнка.

Интегрированные уроки имеют множество преимуществ, поскольку в первую очередь использование уроков данного типа позволяет решить общеобразовательные задачи. На основе решения общеобразовательных задач учитель может сформировать у учащихся наиболее целостное восприятие мира.

Применительно к системе обучения интегрированный урок имеет два значения:

1. Интегрированный урок как цель обучения. В данном контексте можно рассматривать, что интегрированный урок позволяет создать у учащихся целостное представление об окружающем мире.

Интегрированный урок так же имеет еще одну немаловажную цель, а именно – способность формировать у учащихся основы целостного представления. Младшему школьнику важно посмотреть на предмет с разных сторон : в логическом и эмоциональном плане, в художественном произведении и научно-познавательной статье, с точки зрения биолога, живописца, музыканта.

В современной школе использование и внедрение интегрированных уроков происходит по нескольким направлениям:

а) Внутрипредметный интегрированный урок.

б) Межпредметный интегрированный урок.

В данном случае можно говорить о синтезе двух и более дисциплин. Межпредметный интегрированный урок характеризуется в использовании методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Использование межпредметного интегрированного урока позволяет формировать в сознание учащихся целостную картину мира. Что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний.

Поскольку интегрированный урок определяется как система в деятельности учителя, то основным в работе педагога должен быть конечный результат данного обучения. Конечный результат в интегрированных уроках может заключаться в следующем:

1. В повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий.

2. В изменении уровня интеллектуальной деятельности.

3. В эмоциональном развитии учащихся.

4. В росте познавательного интереса учащихся.

5. Во включении учащихся в творческую деятельность.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, мы можем сделать вывод о том, что интегрированные уроки способствуют расширению кругозора детей младшего школьного возраста. В межпредметных дисциплинах интегрированные уроки способствуют повышению уровня знаний по предметам, эмоциональному и творческому развитию. Возможность использования на интегрированных уроках различных технологий и методов позволяет решать ещё одну не менее важную задачу - здоровьесберегающий подход в обучении. Таким образом, интегрированный урок обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет вести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.

Интеграция, как фактор всестороннего восприятия детей и развития их творчества

Интеграция, как фактор всестороннего восприятия детей и развития их творчества Интеграция как важный принцип осуществления воспитательно - образовательной работы с дошкольниками совершенно необходима. Она позволяет понять.

Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Интеграция как ведущая идея в реализации содержания современного дошкольного образования Педагогическая система каждой исторической эпохи.

Интеграция образовательных областей как средство развития ребенка Дошкольный возраст-яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе гражданско-патриотического воспитания личности в школе VIII вида В настоящее время гражданско-патриотическое воспитание играет особую роль в формировании личности школьника. Только чувство патриотизма.

Интеграция взаимодействия педагога-психолога и воспитателя по подготовке детей к школе Подготовка детей к школьному обучению в старшем дошкольном возрасте всегда была и остается востребованной в дошкольной педагогике и психологии.

Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе готовности к обучению в школе Реализация основных задач дошкольного образования в контексте основных идей ФГОС ДО невозможна без создания особых условий взаимодействия.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях современной ДОО Современные тенденции модернизации системы образования диктуют необходимость организации психолого – педагогического сопровождения детей,.

Роль ИКТ в современной школе на примере суворовского училища Видео РОЛЬ ИКТ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ СУВОРОВСКОГО УЧИЛИЩА Гавриловчук Елена Алексеевна преподаватель спецкурса ГОУ «Тираспольское суворовское.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

1.3 Интеграция предметов в современной школе как педагогическое явление

I Этап (1920-1940 г.г.). Процесс интеграции при развитии трудовой школы.

Философ - Дж. Дьюи разработал основную концепцию трудовой школы. Разработанные идеи Дж. Дьюи со временем получили большое признание в России в XX веке. В разработку концепции интеграции Дж. Дьюи большой вклад внесли - Блонский П.П. и Шацкий С.Т. Концепция Блонского П.П. и Шацкого С.Т. была основана на производственной деятельности. По мнению авторов, именно производственная деятельность, является основным фактором интеграции учебного процесса. На основании концепции Дж. Дьюи, Блонский П.П. и Шацкий С.Т. разработали программу комплексного обучения. Комплексный метод являлся одним из первых методов, который стал практическим опытом в организации учебного процесса на интегративной основе.

II Этап. (1950-1970 г.г.). Теория межпредметных связей.

Новый этап развития интеграционного образования начался в России, в период 50-70 г.г. Данным вопросом занимались: Артурова П.Р., Кондакова В.А., Новикова П.Н., Федорова О.Ф. В концепции данных авторов межпредметные связи рассматривались с точки зрения взаимосвязи между предметами и профессионально-техническими знаниями. Основное внимание было направлено на решение задач установления и развития интегративных связей между школьными учебными дисциплинами.

III Этап (1980 г). Интеграция как общенаучный фактор.

Арефьева С.М. отмечает, что интеграцией является средство теоретического синтеза, который используется для получения нового познавательного материала. Она выделила два типа интеграции.

1. Образовательная интеграция.

Данное понятие охватывает все интегрированные процессы, которые происходят в системе образования. К данному типу интеграции относятся:

- создание интегрированных курсов и модулей;

- установление междпредметных и внутрипредметных связей в педагогическом процессе;

- адаптация детей мигрантов;

- социальная интеграция обучающихся.

2. Педагогическая интеграция.

Педагогическая интеграции - это процесс формирования многомерных человеческих ценностей в условиях осуществления интегративно-педагогической деятельности.

ФГОС начального общего образования предполагает развитие ребёнка на основе его индивидуальных особенностей. Одним из способов развития учащегося является применение интеграции в образовании. Интеграция обучения подразумевает создание учебной информации, которая будет коррелировать в соответствии с содержанием учебного материала с целью проведения уроков.

Интегрированным уроком является определённый тип урока, который объединяет в себе обучение по нескольким дисциплинам. Основной характеристикой интегрированного урока является - изучение какого-то одного понятия, темы или явления. Основой интегрированного урока являются:

- ведущая дисциплина, которая выступает интегратором;

- вспомогательная дисциплина, которая способствует расширению и уточнению материала ведущей дисциплины.

Автор, Перевезенцева О.Н. писала, что внедрять интегрированные уроки можно уже в начальных классах. Как пример, автор приводит следующие варианты интегрированных уроков:

1. Математика – литературное чтение.

2. Окружающий мир – информатика.

3. Литературное чтение – изобразительное искусство.

По мнению Пе ревезенцева О.Н., использование интегрированных уроков способствует развитию у младших школьников творчества, воображения, а также развитию различных видов мыслительной деятельности, а именно: логическое мышление, абстрактное мышление, словесно-логическое и наглядно-образное мышление.

Педагог и психолог Светловская Н.Н., автор методики проведения интегрированных уроков по математике и природоведению, в своей работе описывала различные методы проведения интегрированных уроков. По мнению Светловской Н.Н. для проведения интегрированных уроков следует использовать следующие методы обучения:

А. Словесные методы. К словесным методам относятся: беседа, рассказ, описание сюжета или картинки, объяснение, работа с учебниками.

Б. Наглядные методы. К наглядным методам относятся: наглядно-иллюстративные материалы, демонстрационные материалы.

В. Практические методы. К практическим методам относится: наблюдение, эксперимент, решение познавательных задач.

Как утверждает Светловская Н.Н., в организации и проведении интегрированных уроков важно учитывать следующие факторы:

а) систематичность проведения данных уроков;

б) заинтересованность учителя в организации уроков данного типа;

в) использование технического оборудования;

г) обсуждение с детьми тем, цели и результатов данного урока.

Таким образом, организация и внедрение интегрированных уроков в процессе обучения младших школьников способствует развитию у них мыслительных операций. Включаясь в интегрированный урок младший школьник учится постигать логические задачи. Именно умение логически и самостоятельно мыслить является важным фактором во всем обучении ребёнка .

Интегрированные уроки имеют множество преимуществ, поскольку в первую очередь использование уроков данного типа позволяет решить общеобразовательные задачи. На основе решения общеобразовательных задач учитель может сформировать у учащихся наиболее целостное восприятие мира.

Применительно к системе обучения интегрированный урок имеет два значения:

1. Интегрированный урок как цель обучения. В данном контексте можно рассматривать, что интегрированный урок позволяет с оздать у учащихся целостное представление об окружающем мире.

Интегрированный урок так же имеет еще одну немаловажную цель, а именно – способность формировать у учащихся основы целостного представления. Младшему школьнику важно посмотреть на предмет с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане, в художественном произведении и научно-познавательной статье, с точки зрения биолога, живописца, музыканта.

В современной школе использование и внедрение интегрированных уроков происходит по нескольким направлениям :

а) Внутрипредметный интегрированный урок.

б) Межпредметный интегрированный урок.

В данном случае можно говорить о синтезе двух и более дисциплин. Межпредметный интегрированный урок характеризуется в использовании методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Использование межпредметного интегрированного урока позволяет формировать в сознание учащихся целостную картину мира. Что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний.

Поскольку интегрированный урок определяется как система в деятельности учителя , то основным в работе педагога должен быть конечный результат данного обучения . Конечный результат в интегрированных уроках может заключаться в следующем:

1. В повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий.

2. В изменении уровня интеллектуальной деятельности.

3. В эмоциональном развитии учащихся.

4. В росте познавательного интереса учащихся.

5. Во включении учащихся в творческую деятельность.

Таким образом, исходя из всего вышеперечисленного, мы можем сделать вывод о том, что интегрированные уроки способствуют расширению кругозора детей младшего школьного возраста. В межпредметных дисциплинах интегрированные уроки способствуют повышению уровня знаний по предметам, эмоциональному и творческому развитию. В озможность использования на интегрированных уроках различных технологий и методов позволяет решать ещё одну не менее важную задачу - здоровьесберегающий подход в обучении. Таким образом, интегрированный урок обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет вести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.

Интеграция как педагогическое явление имеет давние традиции. Прежде всего некоторые школьные предметы имеют интергративный характер. Чаще это была интеграция внутрипредметного уровня: например, уроки обучения грамоте (обучение чтению и письму) - уже интегрированный урок (со времён К.Д. Ушинского эти уроки проводятся интегрировано) или школьный курс литературы всегда является интеграцией науки о литзратуре, читательской практики и опытов сочинительства, т.е. явлений разного порядка, связанных между собой на основе целеполагания.

Однако ныне наступил новый этап подхода к единству школьных предметов, когда от стадий реализации межпредметных связей, допускавших рядоположенность явлений из разных предметов, их независимое, как бы параллельное существование, надо перейти к интеграции этих явлений, к рождению новых целостностей, т.е. подлинной интеграции.

В чём же заключается суть интеграции в обучении?
Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:

во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

Интеграция предметов в современной школе - одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческих потенциалов педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного воздействия на учащихся.

Интеграция как явление появилась, прежде всего в "большой" науке, в фундаментальных и прикладных её отраслях. Она возникла на фоне своей противоположности - дифференциации наук и их отраслей, растущего объема знаний к требований к ним в каждой отрасли, ведущих к углублению специализации в науках и внутри науки, неизбежному при углублении сужению круга профессиональных интересов узких специалистов, перестающих подчас понимать друг друга, рождению на этой базе все нового и нового числа наук, отпочковавшихся от одного древа, бывшего прежде единым.

Таким образом, интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным путем ее совершенствованием, преодоление недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.

Задача педагогической науки - помочь учителю осуществлять интегрирование, направленное на восстановление и объединение отдельных элементов и частей разных предметов в единое целое при однотипности целей и функций обучения.

Многолетние наблюдения показывают, что учащиеся начальных классов, а позднее выпускники средней школы, получив подготовку по тем или иным предметам, затрудняются применять "частные" знания, умения при изучении других предметов на практике. Им не хватает самостоятельности мышления, умения переносить полученные знания в сходные или иные ситуации. Все это происходит из-за взаимной несогласованности занятий по различным учебным предметам начальной школы.

В данном случае игнорируется закономерность, заключающаяся в том, что интеграция - не смена деятельности и простое перенесение знаний из одного предмета в другой, а процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современного научного знания.

Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях. Отметим эти уровни:

Сразу же обозначим и особенности отбора содержания при интеграции: интеграция материала .из традиционных, классических предметов и включение в интеграцию нового для школы содержательного материала. На перекрёстке этих подходов могут быть и разные результаты:

а) рождение абсолютно новых предметов (курсов);

б) рождение новых спец. курсов, обновляющих содержание внутри одного или нескольких предметов;

в) рождение циклов (блоков) уроков, объединяющих материал одного или ряда предметов с сохранением независимого существования;

г) разовые интегративные уроки разного уровня и характера.

"Одним из самых существенных результатов интеграции является единство в формировании у растущего поколения ценностей изучаемых в разных предметах, единство в конечных целях образования".

К таким глобальным ценностям относятся язык и речь, культура, взаимоотношения людей, состояние мира как нормы жизни.

В настоящее время используются различные способы интеграции. Это, прежде всего объединение нескольких учебных дисциплин в единый предмет. И следует иметь в виду, что различные способы осуществления интеграции не могут быть абстрактно хорошими или плохими. Суть проблемы в том, чтобы не отвергать один из них и применять другой, а ввести систему интеграционных мер с учётом возрастных особенностей учащихся всех уровней образования.

Введение такой системы, не отвергающей дифференциацию в обучении, а дополняющую её, может, быть в большей степени, чем
традиционное предметное обучение, способствовать воспитанию широко эрудированного молодого человека, обладающего целостным мировоззрением, способностью самостоятельно систематизировать имеющиеся у него знания и нетрадиционно подходить к решению различных проблем.

Создание у школьника целостного представления об окружающем мире рассматривается как цель обучения. Интеграция как цель должна дать ученику те же знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Реализация этой цели должна начаться уже в начальной школе.

Интеграция также - средство получения новых представлений на стыке традиционных предметных знаний.

В первую очередь они призвана дополнить незнание на стыке уже имеющихся дифференцированных знаний, установить существующие связи между ними.

Она направлена на развитие эрудиции обучающихся, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.

Интеграция в начальной школе носит количественный характер, т.е. "немного обо всём и это значит, что дети получают всё новые и новые представления о, понятиях, систематически дополняя и расширяя круг уже имеющихся знаний. Для этого необходима способность к синтезу разрозненных знаний и умений. Результатом же обучения выступает необходимость знать "всё о немногом", а это уже специализация на новом интеграционном уровне.

"В конечном счёте, интеграция должна способствовать воссоединению целостности мировосприятия - единства мира и человека, живущего в нём и его познающего, единство земли и космоса, природы и человека. Здесь имеет место общегуманистическая основа процесса - постановка в центр современного человека, с его местом и ролью в природной и социальной среде".

Для интеграции в начальном обучении и воспитании существуют как благоприятные, так и неблагоприятные факторы. Эти факторы во многом определяют тактику интеграции. К позитивным факторам следует, прежде всего отнести наличие больших потенциальных возможностей в развитии интеллекта
ребёнка, которые в традиционном обучении используются недостаточна.

Первый же негативный фактор - ограниченное число учебных предметов - можно компенсировать тем, что содержание небольшого объёма усваиваемых знаний должно отражать действительную картину мира, взаимосвязь её частей.

И второй негативный фактор - трудность изложения интегрированного курса так, чтобы детали данного возраста было понятно и интересно.

Как видно, проблема интегрированного содержания образования имеет свои трудности. Но в то, же время есть факторы, облегчающие её решение. Одним из них можно назвать факт того,
что в начальной школе основную часть всех предметов, за исключением некоторых, ведёт один учитель. И в этом видится положительная сторона. Учителю начальных классов легче перейти к интегрированному обучению.

I. Можно и нужно ли вообще ставить вопрос об интегрированных курсах в начальной школе?

Такие курсы в начальной школе дело не новое. Природоведение - подобный курс, объединивший, по меньшей мере семь областей знаний. Чтение включает помимо художественных литературных текстов материалы по истории, природоведению. Математика тоже сама по себе интегрированный предмет. Содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал.

Если с такой точки зрения рассматривать вопрос, то нельзя не согласиться с тем, что в начальной школе все учебные
курсы в той или иной мере интегрированные.

2. Каковы пути реализации идеи интегрированного обучения?

Речь пока не идёт о конкретном решении, а лишь о направлении поиска. Есть пути, которые возникают естественным образом и объясняются легко даже : на уровне здравого смысла. Это
касается объединения таких курсов, как изобразительное искусство и художественный труд. Общим предметом здесь должно быть
народное творчество, искусство. Проект программы такого курса
уже разработан.

На каком этапе обучения доступны учащимся подобные задачи? Очевидно, методисты при разработке новых курсов должны
действовать совместно с физиологами и психологами.

Раздел: Педагогика
Количество знаков с пробелами: 151842
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 2

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка.

Введение интеграции предметов в системы образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированное обучение положительно влияет на развитие самостоятельности, познавательной активности и интересов обучающихся. Его содержание, обучающая деятельность учителя обращены к личности ученика, поэтому способствуют всестороннему развитию способностей, активизации мыслительных процессов у обучающихся, побуждают их к обобщению знаний, относящихся к разным наукам, способности приобретать и развивать умения, навыки, компетентности, которые могут использоваться или трансформироваться применительно к целому ряду жизненных ситуаций.

Результат интегрированного обучения проявляется в развитии творческого мышления обучающихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, философской). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.

Уже в младшем школьном возрасте необходимо наполнить познавательную потребность новым содержанием, чтобы сформировать у ребёнка желание понять существенные связи и отношения изучаемых предметов. Важно, чтобы на это была направлена активность, чтобы ребёнок испытывал удовлетворение от самого процесса анализа вещей.

Дети по своим возможностям подготовлены к усвоению более сложного материала и на более высоком уровне, но начальное обучение в некоторых случаях не даёт достаточной нагрузки для интеллектуальной деятельности ребёнка, для удовлетворения его познавательной потребности и стремления к интеллектуальной активности, т.е. недостаточное удовлетворение познавательной потребности – одна из причин снижения интереса к учению.

Проблема внедрения интеграции предметов в обучении призвана решить вопросы такого характера. Исследования показывают, что межпредметные связи на этапах включения их в познавательную деятельность ученика играют роль пускового, побуждающего стимула. Знания, полученные в результате предшествующего опыта, становятся регуляторами его познавательной активности.

Показателем умственного развития ученика является перенос знаний из одного предмета в другой, который характеризует продуктивность познавательной деятельности. Перенос заключается в межпредметном обобщении известного и синтезированием нового, обобщенного знания. Межпредметные связи в обучении вносят элементы творчества в мыслительную деятельность ученика, а также элементы репродукции и поиске, проявляющиеся в познавательной деятельности.

2. Интеграция предметов в начальной школе

Стремление к интеграции учебного материала, является естественной и ведущей тенденцией всемирного и отечественного образовательного процесса. И в настоящее время проблеме интеграции вновь уделяется большое внимание в процессе организации обучения и воспитания.

В законе РФ "Об образовании" особо отмечается, что содержание образования должно обеспечивать формирование у обучающегося адекватной современному уровню и уровню образовательной программы картины мира. Значит, особая роль в процессе обучения должна отводиться развитию системного мышления, умению пополнять свои знания, ориентируясь в потоке информации различной степени сложности, языковой и социально-культурной направленности. Первостепенное значение здесь приобретают компоненты образования, отражающие тенденции интеграции научного знания. Именно интеграция определяет сегодня стиль научного мышления и мировоззрения человека. Философский словарь дает следующее толкование этих понятий: интеграция — сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов.

Интеграция — ведущая тенденция развития научного познания в современных условиях. Она проявляется в синтезе знаний, повышающих эффективность научного исследования. Интеграция и дифференциация являются закономерными процессами развития науки. Два этих процесса соответствуют двум тенденциям человеческого познания, с одной стороны, представлять мир как единое целое, с другой - глубже и конкретнее постигать закономерности и качественное своеобразие различных структур и систем.

В чём же заключается суть интеграции в обучении?
Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:

  • во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
  • во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

По существу, интеграция имеет целью заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать собственное отношение к законам их развития. Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта и т.д.

Таким образом, интеграция между учебными предметами не отрицает предметной системы. Она является возможным путем её совершенствования, преодоления недостатков и направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимостей между предметами.

Интеграция в современной школе идёт по нескольким направлениям и на разных уровнях:

  • внутрипредметная– интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
  • межпредметная– синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
  • транспредметная– синтез компонентов основного и дополнительного содержания образования.

Для внутрипредметной интеграции характерна спиральная структура на основе принципа концентричности. Познание ценности при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему, или от общего к частному. Содержание постепенно обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. Особенность данной формы состоит в том, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Синтез второго уровня – межпредметная интеграция – проявляется в использовании законов, теорий, методов одной учебной дисциплины при изучении другой. Осуществленная на этом уровне систематизация содержания приводит к такому познавательному результату, как формирование целостной картины мира в сознании учащихся, что, в свою очередь, ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятий, категориях, подходах. Межпредметная интеграция существенно обогащает внутрипредметную.

В начальной школе межпредметные связи могут устанавливаться по составу научных знаний (фактические, понятийные конкретные).

Это помогает учащимся увидеть и понять, что факты симметрии имеют место не только в математике, но и в природе, в изобразительном искусстве, в технологии изготовления объектов наблюдения.

Вертикальная тема на уроке занимает от пяти минут и более, ее реализация различна: иной подход к разбору произведения, новое образное сравнение и ассоциации, новые упражнения или творческие задания, краткая беседа по содержанию вертикальной темы, небольшое замечание, акцент по ходу объяснения, проблемный диалог, объяснение.

Выделяют следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая).

Пластообразная – наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания (рис. 1).


Рис. 1. Пластообразная форма организации интегрированного урока

Например, образ природы (весна) раскрывается в изобразительном искусстве, в его различных жанрах (натюрморте, пейзаже), отображается посредством цвета, света, композиции; в литературе – через художественные средства выразительности в тексте; в музыке – через звуки природы, песни и т.п.

Спиралевидная – содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно изменяются (рис. 2). Познание ценности или объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому), или от общего к частному в зависимости от уровня познавательного развития учащихся данного класса в целом. Например, можно сначала оценить красоту пейзажа одного времени года и затем подняться до понимания красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.


Рис. 2. Спиралевидная форма организации интегрированного урока

Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности (добро – зло), познании целого через часть, множества и через единичность. (рис. 3).


Рис. 3. Контрастная форма организации интегрированного урока

Взаимопроникающая форма строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. (рис. 4). Эта форма чаще всего реализуется в начальной школе.


Рис. 4. Взаимопроникающая форма организации интегрированного урока

Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма – самая сложная форма организации интегрированного занятия (рис. 5): дети самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение.


Рис. 5. Индивидуально-дифференцированная форма организации интегрированного урока

Важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей. Средством перевода является продукт, созданный ребенком.

Например, из рисунков можно создать композицию, придумать и поиграть в сказку, создать постройку, изучить и обсчитать ее математически и др. Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.

Высший уровень интеграции содержания может быть охарактеризован как объединение в единое целое содержания образовательных областей начального обучения, организованное по второму уровню интеграции, с содержанием образования, получаемого детьми вне школы, – транспредметная интеграция.

Становление познавательных интересов учащихся, прежде всего, происходит на уроке. Активизирую учебно-познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, употребляя для этого разнообразные задания по целям воздействия и использования на различных уроках. (Приложение 1)

3. Обобщение

Так как интеграция – это не самоцель, а определенная система в деятельности учителя, то должен быть и конечный результат интегрированного обучения:

  • в повышении уровня знаний учащихся по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, закономерностей за счет их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук;
  • в изменении уровня интеллектуальной деятельности, обеспечиваемого рассмотрением учебного материала с позиции ведущих идей, установлением естественных взаимосвязей между изучаемыми проблемами;
  • в эмоциональном развитии учащихся, основано на привлечении музыки, живописи, лепки, литературы и т.д.;
  • в росте познавательного интереса учащихся, проявляемого в желании активной и самостоятельной работы на уроке и во внеурочное время;
  • во включении учащихся в творческую деятельность, результатом которой могут быть их собственные стихотворения, рисунки, панно, поделки, являющиеся отражением личностного отношения к тем или иным явлениям и процессам.

Выделенные аспекты соответствуют образовательным, развивающим и воспитывающим функциям обучения. Это позволяет сформулировать вывод о том, что интеграция предметов способствует общему развитию ребенка и более глубокому изучению тем на уроке, способствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.

Читайте также: