Какие в настоящее время есть инструментальные средства для использования гипертекста кратко

Обновлено: 05.07.2024

В. Буш, научный советник президента Г. Трумэна, в 1945г. анализируя формы представления информации в виде отчетов, докладов, проектов, графиков, планов пришел к выводу об их неэффективности и предложил способ размещения информации по принципу ассоциативного мышления. На базе этого принципа была разработана модель гипотетической машины "МЕМЕКС", а спустя 20 лет Т. Нельсон реализовал его на ЭВМ и назвал г и п е р т е к с т о м.

Наиболее совершенная информационная система — мозг человека — для поиска информации использует ассоциации. Одной из попыток создать подобную систему поиска и является гипертекстовая система. Ее удобство и эффективность оказались настолько велики, что сейчас практически любая прикладная программа содержит справочную систему, использующую элементы гипертекста.

Обычно любой текст представляется как длинная строка символов, которая читается в одном направлении. Гипертекстовая технология заключается в том, что текст представляется как многомерный, т. е. с иерархической структурой типа сети.

Под гипертекстом понимают систему информационных объектов (фрагментов текстов, статей, документов), объединенных между собой направленными связями, образующими сеть.

Обычным способом поиска нужной информации является индексный поиск. При этом все данные должны быть собраны, рассортированы и упорядочены по какому-либо принципу. Примером может служить каталог книг в библиотеке, организованный по алфавитному или тематическому принципу. Поиск в этом случае происходит как спуск по информационному дереву до искомого источника.

Вместо поиска информации по соответствующему поисковому ключу гипертекстовая технология предполагает перемещение от одних объектов информации к другим с учетом их смысловой, семантической связанности. Обработка информации по правилам формального вывода соответствует запоминанию пути перемещения по гипертекстовой сети.

Гипертекст содержит не только информацию, но и аппарат ее эффективного поиска. По глубине формализации информации гипертекстовая технология занимает промежуточное положение между документальными и фактографическими информационными системами.

Гипертекст обладает нелинейной сетевой формой организации материала, разделенного на фрагменты, для каждого из которых указан переход к другим фрагментам по определенным типам связей. При установлении связей можно опираться на разные основания (ключи), но в любом случае речь идет о смысловой, семантической близости связываемых фрагментов.

Каждый видимый на экране фрагмент, дополненный многочисленными связями с другими фрагментами, позволяет уничтожить информацию об изучаемом объекте и двигаться в одном или нескольких направлениях по выбранной связи.

Следуя указанным связям, можно читать и осваивать материал в любом порядке. Текст теряет свою замкнутость, становится принципиально открытым, в него можно вставлять новые фрагменты, указывая для них связи с имеющимися. Структура текста не разрушается, и вообще у гипертекста нет априорно заданной структуры.

Гипертексты, составленные вручную, используются давно — это справочники, энциклопедии, а также словари, снабженные развитой системой ссылок. Область применения гипертекстовых технологий широка. Это может быть издательская деятельность, библиотечная работа, обучающие системы, разработка документации, законов, справочных руководств, баз данных, баз знаний т.д.

С точки зрения систем обработки информации гипертекст — это система, которая не требует формализованной модели представления данных рассматриваемой предметной области. Вместо нее используются семантические (смысловые) связи между фрагментами информации, которые могут не иметь формального описания, однако, на основании этих связей возможно осуществлять просмотр, анализ информации и создание новых фрагментов.

Для создания гипертекстовых документов существует специальный язык SGML (Standard Generalized Markup Language). Он представляет собой инструментальный набор механизмов создания структурированных документов, размеченных с помощью дескрипторов. Дескриптор (позднелат. descriptor, от лат. describо - описываю), лексическая единица (слово, словосочетание) информационно-поискового языка, служащая для описания основного смыслового содержания документов. Дескрипторы служат также для формулировки информационных запросов при поиске документов в информационно-поисковой системе [31].

При этом весь процесс разбивается на три независимые стадии: создания, обработки и форматирования документа. Поэтому технология SGML дает огромный выигрыш при подготовке материалов, которые должны выводиться различными способами. Документы, содержащие дескрипторы SGML, с помощью специальных таблиц стилей могут быть по-разному отформатированы при выводе на экран, на CD-ROM или на печать.

SGML является метаязыком и позволяет описывать другие виды языков разметки, применяемых для создания документов.

Язык SGML представляет собой метод создания структурированных документов, а также языков для их разметки. Этот язык прост в изучении и использовании; это не столько язык, сколько метод представления документов. Документы SGML являются программно- и аппаратно – независимыми, они не привязаны к какой либо конкретной программе, компьютеру или устройству вывода.

SGML – это стандарт для описания языков разметки. Один из таких языков — HTML (HyperText Markup Language) — хорошо известен всем, кто разрабатывает страницы для World Wide Web.

Мультимедиа и гипермедиа

Гипермедиа – это сочетание технологий гипертекста (hypertext) и мультимедиа (multimedia) для единого представления и навигации разнородной информации.

Технологии Multimedia — это интерактивная технология, обеспечивающая работу с неподвижными изображениями, видеоизображением, анимацией, текстом и звукорядом. Одним из первых инструментальных средств создания технологии мультимедиа явилась гипертекстовая технология, которая в данном случае выступала в качестве авторского программного инструмента.

В 1988 году Европейская комиссия по проблемам внедрения и использования новых технологий предложила следующее определение: мультимедиа — продукт, содержащий “коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами (Simulation), и включающий интерактивный интерфейс и другие механизмы управления”.

В свете этого определения можно говорить о мультимедиа-технологиях как о совокупности организационных, технических и программных средств, служащих для разработки мультимедиа-продуктов.

Возможности HTML в области мультимедиа расширяет технология TIME (Timed Interactive Multimedia Extensions), позволяющая стандартизовать взаимодействие мультимедийных компонентов с тэгами HTML. С ее помощью можно синхронизировать проигрывание звуковых файлов с прокруткой текстовых блоков и изображений и просматривать такой документ в любом обозревателе (броузере). Большое количество ссылок о языке SMIL (Synchronized Multimedia Integration Language), реализующем эту технологию, можно посмотреть в [54].

Искусственный интеллект

Исследуя возможность автоматизации человеческой деятельности, проводились регулярные попытки заставить компьютер мыслить, как человек. Эта область научных исследований называется искусственный интеллект.

Непосредственно под искусственным интеллектом понимают область информатики, которая занимается разработкой интеллектуальных компьютерных систем,т.е. систем, обладающих возможностями, которые традиционно связывают с человеческим разумом, - понимание языка, обучение, способность рассуждать, решать проблемы и т.д. [4]

Для реализации задач искусственного интеллекта существуют три основных направления: нечеткая логика, нейросетевые технологии, экспертные системы. Каждое из направлений использует свои методы обработки информации, но все он сходятся в одном – для решения задач используется математический аппарат арифметики, логики, теории вероятности и статистики.

Разработанные в этот период развития искусственного интеллекта методы применяются и сейчас при решении задач в экспертных и вычислительных системах, требующих долгого формализованного расчета по заранее определенным шагам и правилам.

Задача научить компьютер понимать человеческую речь, мыслить и вести диалог так до сих пор и не разрешена. Существует достаточно большое количество наработок в части ввода текста с голоса, тем не менее, осмысленно отвечать на вопросы, произносимые человеком на естественном языке, компьютер не научился.

Четвертый этап развития искусственного интеллекта продолжается с начала 80-х годов XX века по настоящий момент и заключается в развитии Интернет-технологий в составе искусственного интеллекта. В большей степени это наблюдается в создании интеллектуальных поисковых систем. Такие системы основаны на исследовании человеческого мышления при поиске информации и построении логической модели пользователя.

Также в этот этап развития получили свое распространение юридические системы, которые тоже можно отнести к разряду интеллектуальных систем, основанных на анализе текстовой информации, написанной на естественном языке. Эти системы тоже являются поисковыми, но ориентированы они на другие методы анализа информации и построения модели пользователя с учетом предпочтений в процессе поиска информации, направленной на конкретную предметную область и словарных запас человека.

Базы знаний

Одним из его важнейших элементов искусственного интеллекта является база знаний.

Выделенные и организованные в виде отдельных, целостных структур информационного обеспечения знания о предметной области становятся явными и отделяются от других типов знаний, например, общих знаний.

Базы знаний позволяют выполнять рассуждения не только и не столько на основе формальной (математической) логики, но и на основе опыта, фактов, эвристик, т.е. они приближены к человеческой логике

Под базой знаний понимают компонент системы, представленный на специальном языке, хранящий знания о предметной области и формирующий соображения и выводы. [4]

Представление знаний.

Знания, описанные в явном виде, дают представление человека о какой-либо части реального мира, при этом позволяют делать на основе такого описания выводы, решать конкретные задачи. Так, после обработки статистики покупок возможно получение правила, согласно которому с подарочными изданиями в 80% случаев приобретают также и открытки, в том случае если покупка была совершена в течение месяца перед Рождеством. Такое правило будет полезным для работников маркетинговой службы магазина, поскольку поможет с помощью автоматизированных средств предлагать приобретение открыток всем покупателям подарочных изданий в указанный период времени.

Можно получить и более подробные знания в виде множества правил такого вида:

ЕСЛИ покупатель интересуется философией

И он интересуется точными науками

И он старше 30-ти лет

И (имеет ученую степень ИЛИ работает в ВУЗе)

ТО ему, вероятно, будут интересны книги по синергетике, вышедшие за последний год.

Тот факт, что покупатель интересуется точными науками, может быть получен из другого правила:

ЕСЛИ покупатель купил более 3-х книг по математике ИЛИ физике,

ТО он, вероятно, интересуется точными науками.

Знания имеют существенно более сложную природу, чем данные. Представлению данных присущ пассивный аспект: книга, таблица, заполненная информацией память.

В теории искусственного интеллекта особо подчеркивается активный аспект представления знаний: приобретение знания должно стать активной операцией, позволяющей не только запоминать, но и применять воспринятые (приобретенные, усвоенные) знания для рассуждений на их основе.

Использование символического языка, такого, как язык математической логики, позволяет формулировать описания в форме, одновременно близкой и к обычному языку, и к языку программирования. Впрочем, математическая логика позволяет рассуждать, базируясь на приобретенных знаниях: логические выводы действительно являются активными операциями получения новых знаний из уже усвоенных. Принципиальная мировоззренческая установка состоит в рассмотрении ЭВМ как предмета-посредника в познавательной человеческой деятельности. Компьютерная система, подобно другим предметам-посредникам (орудиям труда и предметам быта, инструментам, приборам, знаково-символическим системам, научным текстам и т. д.), играя инструментальную роль в познании, является средством объективизации накопленного знания, воплощением определенного социально-исторического опыта практической и познавательной деятельности.

Четкую грань между данными и знаниями провести можно не всегда, но, тем не менее, эти отличия существуют, и они привели к появлению специальных моделей представления знаний в памяти ЭВМ. Например, можно назвать четыре вида моделей (языков) представления знаний:

· модели (языки) семантических сетей;

· логические языки (модели);

Семантические сети.

В семантической сети вершинам сопоставлены понятия (объекты, события, процессы), а дугам - отношения на множестве понятий. В общем случае это означает, что в виде семантической сети можно отобразить знания, заключенные в текстах на естественном языке. Как показали исследования, в языках индоевропейской группы имеется не более 200 различных, не сводимых друг к другу отношений. Комбинации этих базовых отношений позволяют выразить остальные отношения, фиксируемые в текстах. Конечное число базовых отношений позволяет надеяться, что в базах знаний можно представить любую предметную область.

На примере семантической сети общего вида можно установить различие между базой данных и базой знаний. Предметная область есть множество допустимых состояний своих компонентов. Представленное через общие понятия и отношения между ними, это множество образует базу знаний - в виде абстрактной семантической сети. С другой стороны, в зависимости от ситуации компоненты предметной области будут иметь конкретные значения, свойства, характеристики. Все эти конкретные данные о предметной области будут отображаться в так называемой конкретной семантической сети или базе данных сетевой структуры.

Семантические сети, несмотря на большие возможности средств, используемых для отражения отношений между понятиями и объектами, обладают некоторыми недостатками. Слишком произвольная структура и различные типы вершин и связей требуют большого разнообразия процедур обработки информации, что усложняет программное обеспечение ЭВМ.

Понятиями обычно выступают абстрактные или конкретные объекты, а отношения – это связи типа: это (is); имеет частью (Has part); принадлежит; любит и т.д. (см. Рис. 72).

Web-редактор– программное средство, предназначенное для разработки Web-сайта. Используя самую простую классификацию, можно выделить два типа Web-редакторов: визуальные редакторы и HTML-редакторы.

HTML-редакторы– программные средства, позволяющие создавать код страницы вручную. При работе в таком редакторе требуется знать язык разметки гипертекста HTML. К HTML-редакторам относятся: Блокнот, AS Writer, NotePad++ и др.

Для создания элементов страниц используются следующие инструментальные средства:

- графические редакторы (Adobe Photoshop, Image Ready, Fireworks и др.),

- звуковые и видео редакторы.

Web-сервер, это программное обеспечение, основная функция которого – найти Web-документ по запросу клиента (браузера). Web-серверы бывают разными. Их выбор зависит от операционной системы установленной на сервере. На данный момент наибольшее распространение получили два Web-сервера: Apache и Internet Information Server (IIS). Так как процесс настройки и установки Web-сервера не простой, то на локальные компьютеры рекомендуется устанавливать свободно-распространяемый пакет Denver, включающий: Web-север Apache, интерпретатор PHP, сервер баз данных MySQL, а также набор утилит.

Современный компьютер в совокупности с программным обеспечением является универсальной аппаратно-программной системой инструментальных средств, которая обеспечивает автоматизацию процессов представления, хранения, обработки и передачи информации.

Инструментальные средства,которые обеспечивают автоматическое создание базовых элементов (текста, графики, звука и видеоинформации) в побитовом виде и позволяют их соединять в одном программном модуле (мультимедиа-приложение) или создавать готовый программный продукт на компакт-диске (мультимедиа-продукт), принято называть средствами мультимедиа.

Под мультимедиа-приложениемследует понимать воспроизводимый программный, модуль, в котором базовые элементы мультимедиа соединены между собой интерактивным пользовательским интерфейсом в целую информационную систему мультимедиа.

Информационная система мультимедиа создается с помощью инструментальных средств специализированного пакета прикладных программ. Мультимедиа-приложение всегда связано с той инструментальной средой, в которой оно разработано, то есть инструментальными средствами того программного пакета, в котором оно создано. Перенесение мультимедиа-приложения из одной программной среды в другую зависит от их совместимости.

В рамках интерактивного режима работы можно не только просматривать информационные элементы, но и управлять их взаимодействием. Если пользователю предоставляется структура связанных объектов, то есть элементы мультимедиа уже имеют определенную логическую связь, то интерактивное мультимедиа становится гипермедиа.

Проектом мультимедианазывается совокупность характеристик информационной системы мультимедиа, предназначенных для реализации основной идеи и удовлетворения пользовательской потребности в определенной предметной области деятельности.

· разработки содержания концепции (идеи) мультимедиа;

· отбора содержания базовых информационных элементов мультимедиа;

· структурирования и организации информационной системы мультимедиа;

· выбора аппаратно-программной платформы и инструментальных средств мультимедиа.

Методологическая система мультимедиаявляется научно-теоретической базой, обеспечивающей выбор наилучшего способа реализации авторской идеи в конечный программный продукт с учетом современных требований в области мультимедиа и пользовательского спроса. Такая система позволяет обеспечить необходимое качество содержания информационной системы мультимедиа и качество создаваемого информационного продукта.

Именно искусство использования инструментальных средств авторских систем при создании элементов мультимедиа, а особенно для их гармоничного соединения и компоновки в структуре мультимедиа-приложения, требует развитых навыков творческой работы с разными формами представления информации. Искусство работы с авторскими системами позволяет достигать разнообразных эффектов восприятия многообразия информации.

Под авторскими системами мультимедиапринято понимать инструментальные средства специализированных программных продуктов, позволяющие автоматизировать процесс разработки мультимедиа-приложения.

Авторские системы мультимедиа представляют собой специальные программные продукты, которые требуют определенного аппаратного обеспечения. Такое обеспечение, как уже говорилось выше, называется аппаратно-программной платформой, то есть стандартом мультимедиа PC и с соответствующей операционной системой.

В современной литературе существует разностороннее представление о системах мультимедиа, но не создается целостного взгляда на отношения и связи элементов, поэтому авторы взяли на себя смелость заполнить этот пробел.

На рисунке 33 схематично представлена среда мультимедиа, которая образуется при взаимодействии основных систем мультимедиа. Данная схема взаимосвязей между основными понятиями мультимедиа позволяет систематизировать знания в области мультимедиа в логической последовательности от создания проекта до получения результата. Результатом реализации проекта мультимедиа являются мультимедиа-приложение или мультимедиа-продукт, качество которых полностью зависит от взаимосвязи аппаратно-программной системы (платформы) мультимедиа и системы принципов и методов, выбранных для создания информационной системы мультимедиа.

Рис. 33. Среда мультимедиа

Основой такой взаимосвязи становится технология мультимедиа, которая определяет творческую способность использовать предоставляемые инструментальные средства на всех этапах реализации проекта мультимедиа с помощью авторских систем.

Следовательно, для работы в среде мультимедиа необходимо иметь навыки не только работы с аппаратно-программными средствами, но и иметь представление о результатах воздействия различной символьной информации на человека. Это необходимо для получения наиболее эффективного результата при использовании разработанных мультимедиа-приложений.

Internet является совокупностью эффективных методов коммуникации (на базе современных стандартизированных протоколов связи) и работы с информацией, находящейся на удаленных носителях. Кроме непосредственных функций по транзиту данных любых типов технологии Internet обеспечивают широкий спектр разнообразных информационных услуг, реализуемых различными службами:

Программная индустрия для Web испытывает сейчас настоящий бум: сотни компаний - разработчиков программного обеспечения для Web создают новые технологии и инструментальные средства для навигации, работы в Сети и разработки пользовательских приложений. К их числу можно отнести:

  • программы просмотра и навигации (браузеры);
  • средства поиска и доставки информации ( поисковые машины );
  • программное обеспечение Internet и Web-серверов, серверные приложения и расширения;
  • средства администрирования в сетях;
  • клиентские приложения и расширения (Web-сервисы);
  • инструментальные средства разработки ;
  • средства обеспечения безопасности.

Инструментальные средства разработки Internet-приложений разнообразны и включают:

  • редакторы гипертекста и графические редакторы;
  • средства разметки карт изображений и конверторы изображений;
  • средства мультимедиа (аудио, анимация, видео);
  • средства генерации виртуальной реальности;
  • средства и языки программирования серверных и клиентских приложений и расширений.

Редакторы гипертекста формируют HTML -файлы в режимах программирования или WYSIWYG (What You See Is What You Get ). Можно использовать и обычные текстовые редакторы, а также средства, встроенные в браузеры. К этой же группе относятся конверторы, "перегоняющие" офисные документы в гипертекст . Графические редакторы служат для создания изображений, включаемых в гипертекст .

Средства разметки карт изображений позволяют разбить изображение на участки и связать гиперссылки с каждым из них. Такие средства могут быть встроены в графический редактор . Конверторы изображений обеспечивают преобразование форматов, размеров и цветов, создание специальных эффектов.

Средства мультимедиа предназначены для создания звукового и музыкального сопровождения, анимационных и видеороликов. Часто воспроизведение файлов мультимедиа осуществляется клиентскими расширениями или специальными Helper-программами.

Средства генерации виртуальной реальности позволяют запрограммировать трехмерные сцены и управление ими на языке VRML ( Virtual Reality Modeling Language ). Ввиду того, что процесс воспроизведения виртуальной реальности достаточно сложен, могут потребоваться дополнительные средства автоматизированного проектирования и анимации. Для просмотра Web -страниц с VRML - изображениями необходимо использовать соответствующие браузеры, например: WebSpace от Silicon Graphics или VRML -расширения для Internet Explorer или Netscape Navigator.

Системы программирования клиентских приложений предназначены для разработки и отладки сценариев (на языках VBScript или JavaScript) и мобильных приложений (на языке Java ), выполняемых на стороне клиента. Наибольшие удобство и производительность разработки дают средства визуального программирования. В качестве средств программирования серверных приложений могут применяться как обычные системы программирования ( Visual Basic , C/C++, Java ), так и интерпретаторы команд ( UNIX -shell, REXX и др.) и интерпретаторы и компиляторы сценариев на JavaScript, VBScript и Perl. Для создания клиентских и серверных расширений используются системы программирования , которые позволяют создавать компоненты с использованием механизмов ActiveX или Plug -in, представленных в виде встроенных или дополнительных библиотек интерфейсов.

Средства администрирования, как правило, поставляются в составе программного обеспечения Web -сервера и служат для конфигурирования, активации и мониторинга Web -сервисов, для контроля актуальности гиперссылок и связности гипертекстовой структуры, для учета и протоколирования использования серверов, для настройки и сопровождения системы безопасности.

Средства безопасности могут быть встроены в программное обеспечение Internet -серверов или представлены в виде дополнительных компонентов: комплексов Firewall и Proxy -серверов, выполняющих фильтрацию данных на различных уровнях.

На ранних стадиях развития сеть Internet была "улицей с односторонним движением", так как информация с Web -страниц поступала к пользователю от Web -сервера только при наличии запроса пользователя. С появлением в языке HTML диалоговых свойств пользователь получил обратную связь с Web -сервером. Обмен параметров при этом осуществляется через специальный графический интерфейс ( Computer Graphical Interface - CGI ).

В состав URL входит информация о методе доступа, требующаяся браузеру, чтобы использовать любой из этих протоколов.

Intranet - это внутреннее информационное пространство организации, реализуемое либо в локальной сети LAN ( Local Area Network ), либо в компьютерной сети WAN (Wide Area Network ), охватывающей несколько территорий и включающей в себя десятки и/или сотни тысяч компьютеров) и обладающее всеми возможностями Internet .

Intranet ориентирован, как правило, на применение в рамках одного компактного или распределенного предприятия и отличается высокой безопасностью и скоростью работы. Используется для решения задач по автоматизации документооборота, информационному сопровождению бизнес-процессов, поиска и совместного доступа к данным и документам организации и имеет шлюзы для подключения в Internet . Для примера можно привести Intranet -сети, реализованные на основе технологий Microsoft. Пользователь работает с данными в привычном интерфейсе, пользуясь средствами Microsoft Office для доступа к сетевым данным.

Об удобстве технологий Intranet красноречиво говорит высказывание главы корпорации Microsoft Б. Гейтса (W. Gates ): "Меня убедил опыт собственной компании. В Microsoft мы опубликовали в своей сети Intranet тысячи документов для использования внутри корпорации, но я с удивлением обнаружил, что с вводом у нас сети Intranet число обращений к данным возросло в несколько раз. Это весьма примечательный факт, если учесть, что и раньше ко многим из таких файлов добраться было нетрудно, а пользующиеся ими сотрудники неплохо владеют компьютером и весьма заинтересованы в изучении хранящейся в них информации".

Отметим, что сеть Intranet - отличная платформа для работы с информацией внутри предприятия. Современный Web - браузер доступен для любой клиентской системы. Рынок программного обеспечения для Web -серверов весьма разнообразен - пользователи не привязаны к одному поставщику. Большинство приложений разработано на базе принципа открытых систем и прекрасно взаимодействуют. Технология Web обладает свойством наращиваемости и может применяться в любых вычислительных сетях. Средства разработки приложений в комплексах прикладных программ для пользовательских персональных компьютеров облегчают создание HTML -страниц для Web -серверов.

Многообразие протоколов, служб, клиентских приложений, возможностей работы практически с любыми серверными платформами (Linux, Windows , Solaris, BSD и др.) и операционными системами превратили Internet в мощный инструмент, широко использующийся в бизнесе. Распределенные информационные системы , построенные на Internet -технологиях, стали обычным явлением. Многие сферы бизнеса получили приставку "е" - e-Business, что означает "электронный бизнес". В настоящее время сеть Internet является основой перехода к информационному обществу , а сам он становится глобальной индустрией в информационном, экономическом и социальном пространствах. По оценкам различных международных аналитических служб, общий оборот в Internet -индустрии к 2010 году может составить более 12 триллионов долларов.

Аналитический отдел Yandex опубликовал исследование, посвященное развитию Internet в регионах России. В основу исследования легли данные различных служб самого Yandex, а также информация Фонда "Общественное мнение" (ФОМ), TNS , компании RU-Center и проекта "Черный квадрат".

Выяснилось, что услугами Internet в России пользуется 25% населения, то есть 29 миллионов человек, из них более 6 миллионов - в Москве и Санкт-Петербурге.

Проведенное исследование подтвердило лидерство обеих столиц по всем показателям распространения Internet и активности пользователей . В частности, по проникновению Internet Москва обгоняет регионы больше чем в 2,5 раза, Санкт-Петербург - в 1,5 раза. Уровень покупательской онлайн -активности обоих мегаполисов также значительно выше. Московские покупатели в 16 раз активнее региональных, петербуржцы - в 6 раз.

Что касается регионов, то больше всего пользователей Internet после Москвы и Санкт-Петербурга насчитывается в Центральном федеральном округе (ЦФО) - 17% всех российских пользователей. Отстают по этому показателю Урал и Дальний Восток (6% и 5% соответственно). ЦФО также занял за счет Московской области третье место по числу доменов на тысячу пользователей, почти в 2 раза превысив средний показатель.

По уровню проникновения Internet первое место среди всех федеральных округов занимает Северо-западный федеральный округ (без учета Санкт-Петербурга). Проникновение Internet в этом регионе составляет 31%, что на 9% больше, чем в среднем по округам. Вторую строчку по этому показателю занимает Дальневосточный федеральный округ - 28%. Однако на Дальнем Востоке меньше всего электронных СМИ, при этом они являются самыми активными. Среднестатистическое СМИ из этого округа предлагает 14 новостей в день. Это в два раза больше среднего. Около 70% дальневосточного новостного трафика поступает из Владивостока.

По двум важным показателям Internet - активности пользователей (развитие блогосферы и покупательская онлайн -активность) среди федеральных округов лидирует Урал, опережая среднероссийские показатели в два раза. Очевидно, что на эти результаты сильно влияет Екатеринбург.

Именно этот город оказался самым интернетизированным после Москвы и Санкт-Петербурга. Далее следуют Краснодар и Новосибирск. Также в первую десятку рейтинга интернетизации входят пять поволжских городов - Самара, Пермь, Казань, Уфа и Нижний Новгород. Южный и Сибирский федеральные округа наиболее близки к средним российским показателям развития Интернета.

Кроме разницы между столицами и регионами очень заметна разница между городами и остальной частью России. По данным TNS , Internet используют около 40% жителей городов с населением более 100 тысяч человек. Фактически это означает, что проникновение Internet в маленьких городах и деревнях существенно ниже 20%.

Читайте также: