Как возникло искусство кратко обществознание

Обновлено: 06.07.2024

Вместе с развитием древнейших религиозно-мифологических представлений , изменяется мышление древнего человека и, как следствие этого, рождается искусство. Согласно археологическим исследованиям, первые образцы художественной деятельности человека появляются около 30 тысяч лет до нашей эры. Однако изучать их начали лишь в конце 19 века.

Научные исследования первобытного искусства начались с курьеза. В 1879 году испанский ученый-спелеолог (исследователь пещер) Марселино Санс де Саутуола обнаружил в пещере Альтами́ра (Испания, Кантабрия) изображения животных, которые покрывали все её стены и своды. Когда он объявил о своей находке учёным, то его признали… фальсификатором. В доисторическое происхождение этой живописи тогда никто не поверил. И лишь спустя полвека, дочь Саутуолы добилась признания подлинности найденных отцом свидетельств первобытной культуры.

Так, наличие искусства в первобытном обществе стало признанным научным фактом. Наскальные рисунки стали находить повсюду. Перечислим лишь самые известные места обнаружения первобытной живописи: это пещеры Альтами́ра в Испании, Ласко́ и Фон де Гом во Франции, Тасси́ли в пустыне Сахара в Африке, Ка́пова пещера на Южном Урале в России, и многие др. Отметим, что чаще всего такие образцы древней живописи располагаются в очень труднодоступных участках горных районов и, вследствие этого, имеют достаточно хорошую сохранность.

Но вот вопрос - для чего же человеку понадобилось искусство? Как искусство появилось и какие функции в те времена оно выполняло?

Исследуя сюжеты и образы пещерной живописи, учёные сошлись во мнении, что в первобытные времена искусство выполняло ритуальную функцию и применялось в качестве практической магии. Поэтому оно воспринималось древнейшими людьми не как собственно искусство, а как один из способов выживания. То есть, было жизненно необходимо !

Такие ритуалы, как правило, были связаны не только с живописью или скульптурой. В них рождался весь комплекс искусств. Особенностью существования первобытного искусства (в отличие от современного) была его нерасчлененность на виды и жанры, так называемый синкрети́зм - когда изобразительное искусство, музыка, слово, танец, театральная пантомима, были частью единого магического действа и существовали неразрывно друг от друга.

Нет сомнений в том, что уже тогда существовала музыка. Археологи неоднократно находили древнейшие музыкальные инструменты – ударные, простейшие духовые и струнные. Можно предположить, что ритуал сопровождался не только музыкой и пением, но и произнесением заклинаний – прообраз искусства слова (литературы). Наверняка исполнялись танцы и разыгрывались сцены будущей охоты - зарождение театрального искусства. Но мы не можем о них сегодня судить, так как свидетельств всего этого не дошло до нашего времени. Поэтому рассуждать о первобытном художественном творчестве можно лишь на основании сохранившихся памятников изобразительного искусства.

Как уже говорилось, образ человека в живописи палеолита не занимал значительного места. Однако это утверждение не относится к пластическому искусству, о чём свидетельствуют повсеместные находки скульптур, изображающих женщин. Их принято называть палеолити́ческими Венерами .

Появление таких изображений учёные связывают с Культом Великой Матери и с матриархатом, как следствием этого культа. И вот перед нами возникает очень узнаваемый, характерный женский образ: огромные грудь и живот, но плохо проработанные голова (зачастую отсутствуют черты лица), руки и ноги. Всё это указывает на то, что древний скульптор изображал не женщину как таковую, а лишь пытался изобразить её главную функцию, предназначение – быть матерью, продолжательницей рода. В таком случае, изготовление таких скульптур тоже носило религиозно-магический характер, рассматривалось как возможный способ выживания рода или племени через обращение к Духу Плодородия посредством искусства.

Вам интересно, как развивалось первобытное искусство в последующие периоды? Как отражались в нём изменения в жизни человеческого общества? Об этом читайте в следующей статье.

О первобытной культуре вы можете почитать и другие статьи автора, пройдя по ссылкам ниже :)

Искусство – это, творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность.

Зарождение искусства

Искусство является показателем развития не только духовной, но и материальной культуры. Искусство в определенной степени отражает окружающий мир, то есть является его копией.

Древнейшее искусство неразрывно связано с магией, ритуалами, мифами. Для первобытных охотников пронизанное копьем изображение зверя считалось ритуальным и приносящим успех на охоте. Древние люди создавали различные знаки, выступающие в качестве оберегов и защиты, как самих людей, так и их жилища.

Считается, что отпечаток руки является одним из первых произведений первобытного человека. Чаще всего археологи находили отпечаток левой руки. Такие изображения служили знаком обладания и власти над прилегающей территорией.

По мнению археологов, основные виды искусства начали появляться в эпоху палеолита. Памятники искусства, относящиеся к этому периоду находили в Европе, Северной Африке и южной Азии.

Рисунки древних людей были примитивны. Они изображали животных на известняковых стенах пещер, отпечатки рук, обведенные краской, сделанные пальцем по сырой глине волнообразные полосы.

Со временем в пещерной живописи происходил прогресс и на стенах пещер появлялись цветные изображения. Первобытные художники использовали охру, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь в качестве красок, прибегая в ряде случаев и к технике рельефа.

Рисунок 1. Наскальная живопись. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В период Мадлен (около 20-10 тыс. до н.э.) образы животных приобретают конкретные очертания. Животные изображаются уже не статично, а в движении. Художники начинают использовать не один цвет для раскрашивания, а несколько, что позволяло моделировать объемные формы. Такие рисунки не просто отображали облик животного, а показывали его эмоции, характер, повадки, силу.

Готовые работы на аналогичную тему

Во времена мезолита, центр интереса художников переместился с животного на человека. Постепенно он стал возвышаться над природой, в подтверждение этому служат сюжеты, связанные не только с развитием хозяйственной или военной деятельности, но и с их развлечениями.

В эпоху неолита усиливается роль магии, развивается мифология, происходит переход от матриархата к патриархату, благодаря этому укрепляются родовые связи между людьми.

В наскальных рисунках отмечается схематизм в изображениях, что особенно ярко проявилось в петроглифах, которые высекались на открытых участках прибрежных скал и крупных валунах. Эти изображения достигали высоты до 10 метров и чаще всего это были схематически выполненные фигуры оленей, лосей, медведей, китов, рыб, тюленей. Изредка встречались примитивные изображения людей.

Теории происхождения искусства

На протяжении длительного времени ученые, и историки пытались разгадать тайну зарождения искусства. По современным данным считается, что зарождение искусства начинается со времен палеолита, около 30-40 тысяч лет до н.э.

Насколько искусство разносторонне, настолько много существует различных точек зрения о причинах его появления:

Богословская или религиозная теория предполагает, что зарождение искусства связано с божественным началом. Красота – это имя Божье, а искусство – выражение любви и восхищения к Богу и всему, что он создал.

Теория игры исходила из положения, что человек неразрывно связан с животным миром. Так как у животных игра это биологическое явление, то и искусство считается одним из естественных природных явлений. Сторонники данной теории Ф. Шиллер, Спенсер, К. Блюхер, В. Фриче считали искусство разновидностью игры. По их мнению, искусство возникло ради удовольствия, так как в игре человек не обременен мыслями о заботах и тревогах. В настоящее время теорию игры никто не разделяет. Если бы у древнего человека искусство было как игра, то зачем ему делать свои рисунки глубоко в пещерах, куда не попадает солнечный свет? Или для чего рисовать на потолке, чтобы потом любоваться рисунком с запрокинутой головой?

Лукреций, Конт, Сеченов, Даламбер придерживались теории подражания. Особенно ярко элемент подражания выражается в первобытном искусстве. Из-за слаборазвитого интеллекта первобытные люди подражали повадкам животных. Наблюдая за животными, птицами, насекомыми древние люди у паука научились ткать, а у птиц строить жилища.

Гипотеза информационного взрыва заключается в том, что с появлением и развитием искусства возникла необходимость сохранить и передать культурную информацию. Следы, которые оставлял человек на песке или мягкой земле служили средством общения. В дальнейшем люди намеренно оставляли свои следы с целью самоориентировки и ориентировки в пространстве других людей.

Гипотеза демонстрации трофеев. Предполагалось, что первобытная живопись возникла, как способ демонстрации охотничьих, военных и других успехов. Те, кто демонстрировал свою силу и ловкость, благодаря добытым трофеям, удачно проходили естественный отбор. Выставленные на всеобщее обозрение черепа убитых хищников давали их обладателям преимущество. Но трофеи были легкой добычей для завистников и недругов в отличие от изображений костей и черепов, которые невозможно украсть или испортить. Поэтому представители данной теории Итон и Конки считали, что искусство зародилось благодаря желанию человека выделиться и демонстрировать другим свое преимущество.

Наиболее полно, исторически грамотно и научно обосновано дает ответ на вопрос о происхождении искусства материалистическая теория. По мнению сторонника теории Плеханова к зарождению искусства причастна общественная жизнь и ее основа – труд. Первобытному человеку пришлось сотни лет трудится, чтобы вместо грубого рубила можно было пользоваться острым резцом и выгравировать им первые изображения на камне. Эта же деятельность помогла развить подвижность руки и способность к художественному творчеству.

В процессе трудовой деятельности совершенствовался и сам человек, развивалось его сознание. Благодаря труду произошло развитие духовных способностей, приведших к формированию эстетических чувств и потребностей.

На всем протяжении развития человека искусство играло в этом важную роль. Человек мог бы не стать человеком не будь у него возможности выражать свои мысли, чувства, эмоции в творчестве. Судя по древним произведениям первобытного человека, он обладал не меньшими творческими способностями, чем современный. Искусство для первобытного человека было неотъемлемой частью его жизни и потребностью. Может быть, именно поэтому не ослабевает интерес к феноменам художественной культуры первобытности, наследие которой сказывается на развитии современного искусства и духовной жизни в целом.

Возникновение искусства относят к палеолиту и связывают с зарождением Homo sapiens и стремлением человека познать окружающий мир.

Зарождение искусства относят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы духовной и материальной жизни человека. Многочисленные произведения первобытного изобразительного творчества – наскальная живопись, статуэтки из камня и кости, орнаменты на каменных плитах и кусках оленьих рогов – появились намного раньше сознательного представления о творчестве.

Существует несколько теорий о причинах появления искусства. Сторонники биологической теории считают, что человеку свойственен художественный инстинкт. Поэтому появление искусства закономерно и естественно. Возникновение искусства также связывают с ритуалами, обрядами и магическими представлениями древних людей. Появление изображений стимулировали ритуалы охотничьей магии, в основе которой лежала вера в получение власти над животным через овладение его образом. Рисуя силуэт животного, добыча которого была жизненно необходимой, первобытный человек познавал его. Он не отделял себя от природы, а отождествлял с ней и приписывал себе возможности магического воздействия на явления и силы окружающего мира. Овладевая изображением зверей, человеку казалось, что он обеспечивал себе победу над ними. В этом фантастическом мышлении воплощалось стремление человека овладеть миром, и содержались элементы эстетического восприятия, из которого и развилось искусство.

в первобытном обществе искусство зарождается с видом Homo sapiens как способ человеческой деятельности для решения практических задач. Возникнув в эпоху среднего палеолита, первобытное искусство достигло расцвета в верхнем палеолите, около 40 тыс лет назад, и могло быть социальным продуктом общества, воплощавшем новую ступень освоения действительности. Древнейшие произведения искусства, такие как ожерелье из раковин, найденное в Южной Африке, датируются 75 тысячелетием до н. э. и более. В каменном веке искусство было представлено пещерной живописью, наскальными рисунками, петроглифами и скульптурой.

Появление искусства связывают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе обусловленными мифологически-магическими представлениями.

Первобытное искусство было синкретичным. По утверждению отдельных авторов, оно берет начало в доречевых навыках и приемах передачи, восприятия и хранения в памяти языковой информации. [28] Коммуникативная утилитарность искусства, наряду с развитием эстетического аспекта, ярко наблюдается в дописьменный, фольклорный период культур всех народов. Также существуют теории о искусстве как биологической функции (художественном инстинкте).

когда обезьяна взяла в руки палку и камень и соорудила первую кувалду) ) кувалда - искусственно сооруженный предмет, созданный не природой, так и искусство родилось, и человек появился))

Читайте также: