Чем должен обеспечивать детский сад группу

Обновлено: 02.07.2024

  1. Как получить место.
  2. Как, куда и когда подавать заявление на детский сад.
  3. Стоит ли судиться с администрацией, если место не дали.
  4. Какие выплаты полагаются на ребёнка, если он не устроен в детский сад.
  5. Как оплатить детский сад за счёт государства.

Денежная компенсация за непосещение детского сада

Если детский сад не дали или дали так далеко, что ездить туда невозможно, приходится нанимать няню или отдавать в частный детский сад. Часто плата за них составляет половину заработка.

Это не значит, что у мамы нет выбора.

  1. В некоторых регионах есть пособие на детей, не посещающих детский сад, или частичная компенсация родительской платы.
  2. Частный детский сад можно оплатить средствами материнского капитала.
  3. За образование ребёнка можно сделать налоговый вычет.

Пособие детям, оставшимся без садика

На федеральном уровне пособие не закреплено. Его устанавливают местные власти регионов, где особенно остро стоит проблема с местами в детских садах.

Выплаты детям, которым не досталось место в детском саду, полагаются в следующих регионах:

  1. Архангельск
  2. Киров
  3. Красноярский край
  4. Липецк
  5. Пермь
  6. Самарская область
  7. Смоленская область
  8. Томск
  9. Ханты-Мансийский АО
  10. Ямало-Ненецкий АО
  11. Ярославская область

Правила выплат устанавливает тоже регион. Например, в Кирове выплаты делают на ребёнка 1,5 — 3 лет. В Липецке на детей 3 — 6 лет.

Критерий нуждаемости тоже устанавливают местные власти. Так, в Кирове долгое время платили пособие всем детям, неустроенным в детский сад, но позже закон пересмотрели, и на данный момент выплаты получают малообеспеченные семьи. В Смоленской области пособие назначается семьям, где один из родителей инвалид I или II группы.

Размер пособия тоже определяют местные власти. Например, в Самаре это 1 000 рублей на ребёнка от 1,5 до 3-х лет, в Перми — 5 300 на ребёнка от 1,5 до 3-х лет и 4 500 с 3-х до 6-и.

Для всех регионов есть одно общее правило — ребёнок должен быть прописан именно в той местности, где действует этот закон. Например, ребёнок прописан в районе Кировской области, но фактически живёт в самом городе Кирове и претендует на садик в нём. Пособие не полагается, поскольку нет прописки в городе. Чтобы узнать все подробности получения пособия, надо обращаться в Департамент образования своего региона.

Компенсация платы за частный детский сад

Это тоже региональная выплата, которая есть не везде. Так, её выплачивают в Москве и Ханты-Мансийском АО.

Размер и порядок выплат устанавливают местные власти. Например, в Москве за частный детский сад можно вернуть:

  1. 20% родительской платы за первого ребёнка.
  2. 50% - за второго.
  3. 70% - за третьего.

При назначении компенсации учитываются дети до 18 лет или до 23 лет, если они учатся на очной форме.

Критериев нуждаемости нет. Для получения компенсации надо предоставить в образовательное учреждение заявление, паспорт, свидетельство о рождении. Возврат делается только за оплату детского сада, который имеет лицензию на образовательную деятельность.

Оплата детского сада за счёт средств материнского капитала

С 2018 года средства материнского капитала можно тратить на оплату образования ребёнка, не дожидаясь, пока ему исполнится 3 года. Сюда же входит оплата частного детского сада, дополнительного образования и услуг по уходу и присмотру. Важное условие — у образовательного учреждения должна быть лицензия.

Предположим, что ребёнок будет ходить в садик с 2-х до 4-х лет. Ежемесячная плата — 12 000 рублей. Итого из маткапитала потратится 288 000 рублей. Остаток — 286 918. Его можно потратить на любые другие цели — образование второго ребёнка, оплату ипотеки, покупку жилья, пенсию мамы.

Налоговый вычет с оплаты детского сада

Налоговый вычет — возврат уплаченного в пользу государства НДФЛ за социально значимые траты. Например, мама или папа работают, от их зарплаты работодатель уплачивает в налоговую 13%. За покупку жилья, лечение, образование эти деньги можно вернуть обратно.

Налоговый вычет можно получить, если у детского сада есть лицензия на образовательную деятельность.

Максимальная сумма, с которой можно получить вычет — 50 000 рублей. То есть, государство возвращает 13% этой суммы — 6500 в год. Налоговый вычет можно вернуть за три последних года. Если ребёнок ходил в садик, а мама официально работала, то налоговый вычет за три года составит 19 500.

Садик можно оплачивать средствами материнского капитала. Фото: yandex.kz

Если деньги на уплату садика направлялись из маткапитала, то налоговый вычет не полагается.

В теории попасть в садик просто

Внешне устроить ребёнка в детский сад совсем несложно. Всего три шага до до заветного места.

Шаг первый — заявление о постановке на учёт для зачисления в детский сад

Заявление можно подать через портал Госуслуг, МФЦ, сайт Департамента образования или при личном обращении.

Перечень документов, необходимых для подачи заявления, закреплён на федеральном уровне, поэтому требовать что-то сверх этого местные власти не могут.

Чтобы подать заявление в детский сад, потребуются:

  1. Паспорт одного из родителей или законного представителя.
  2. Свидетельство о рождении ребёнка.
  3. Свидетельство о регистрации ребёнка по месту жительства или пребывания (если есть).
  4. Документ, подтверждающий внеочередное, первоочередное или приоритетное право на детский сад (если есть).

Часто возникает вопрос о прописке: нужна она или нет при определении ребёнка в детский сад. Иногда это становится причиной отказа, что неправомерно.

  1. Нет мест.
  2. Детский сад с углублённым изучением отдельных предметов, поэтому туда принимают на конкурсной основе.
  3. Детский сад, в который пытаются попасть родители, специальное учреждение Министерства иностранных дел.

Как видим, регистрация в другом регионе (её отсутствие) в список не входит и не может быть причиной отказа.

На практике местные власти могут устанавливать свои правила формирования очереди в детский сад. В некоторых регионах дети с пропиской будут получать садик в первую очередь. Это не значит, что в садике откажут совсем.

После того, как заявление отправлено, его проверяют. Если сведения указаны недостоверные, то родителей об этом уведомят, заявление аннулируют, но сохранят право написать ещё одно.

Шаг два — направление на зачисление ребёнка в детский сад

Зачисление в детский сад производится в течение всего учебного года. Но с оговоркой — при наличии мест.

В зависимости от региона может незначительно отличаться процедура получения направления. Где-то надо идти в Департамент и получать соответствующую бумагу, где-то надо сразу идти в садик с документами.

Шаг три — заявление в детский сад

Это последний этап. Если на сайте детского сада есть техническая возможность подать документы в электронном виде, можно воспользоваться ею. Нет — придётся идти в садик лично.

Для зачисления надо предоставить ряд документов:

  1. Паспорт законного представителя ребёнка.
  2. Свидетельство о рождении + 2 копии.
  3. Направление Департамента образования.
  4. Заявление о приёме ребёнка в детский сад (заполняется в садике).
  5. Согласие на обработку персональных данных (заполняется в садике).
  6. Договор об образовании (заполняется в садике).
  7. Медицинская карта ребёнка по форме № 026-у.
  8. Карта профилактических прививок по форме № 063-у.
  9. Сертификат прививок.

На практике не всё так просто

По закону место в детском саду обязаны дать после того, как ребёнку исполняется 3 года. До этого — при наличии мест в яслях. Как только ребёнку исполнилось 3 года, можно идти в Департамент образования и просить место. Они его обязательно найдут, поскольку закон на стороне родителей. Однако детский сад может быть в десятках километрах от дома. В федеральных законах нет привязки дошкольного образовательного учреждения к месту жительства.

Брать или не брать — решение родителей. Многие место берут, пишут заявление на перевод и продолжают сидеть дома.

Перевод детей осуществляется тоже в порядке очереди при наличии мест. Большой разницы между тем, кто уже устроен и тем, кто пойдёт впервые, в большинстве случаев нет. Но, пока кто-то просто держит место и не пользуется им, другой остро нуждается в садике, но не может туда попасть.

Когда писать заявление?

Многие пишут заявление сразу после рождения ребёнка. Не стоит надеяться на то, что чем раньше напишешь заявление, тем быстрее дадут детский сад. Распределение идёт в порядке очереди. Принцип её формирования устанавливают местные власти. Чаще всего — по дате рождения. В любом случае, места в первую очередь дадут льготникам, потом тем, кому уже давно исполнилось 3 года, затем кому исполняется 3 года на момент зачисления, а затем по наличию мест и в порядке очереди (опять же по дате рождения).

Место в очереди можно отслеживать через портал Госуслуг или сайт Департамента образования. Иногда очередь может быстро продвигаться вперёд. Например, открыли пару новых садиков и сотни детей получили места. Однако очередь может двигаться обратно. Например, поступило много новых заявлений от детей, родившихся раньше или имеющих льготу.

Кто имеет льготу?

Есть ряд категорий, которые могут попасть в садик без очереди или в первую очередь. Однако не надо путать федеральных льготников, которые имеют право на садик вообще без очереди, и региональных льготников, которые имеют первоочередное право на садик.

К первым относятся дети:

  1. Прокуроров
  2. Судей
  3. Чернобыльцев, получивших лучевую болезнь
  4. Сотрудников Следственного комитета РФ
  5. Граждан из подразделений особого риска

Если родитель относится к одной из этих категорий, то его ребёнок пойдёт в садик без очереди, даже если понадобятся ясли.

Вторую категорию местные власти могут менять. Чаще всего первоочередное право на получение садика имеют дети:

  1. Сотрудников полиции.
  2. Дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей.
  3. Военных, проходящих службу по контракту.
  4. Из многодетных семей.
  5. Медицинские работники.
  6. Работники образования.

Надо понимать, что льготников много и на них тоже не хватает мест в детском саду. Из них тоже формируют очередь и выдают путёвки согласно дате рождения.

Поможет ли суд, если не дали место в садике?

Кто-то выигрывает суд, кто-то проигрывает. Зависит от конкретных обстоятельств, критериев нуждаемости, весомости аргументов и позиции суда.

Если родители ребёнка, которому исполнилось 2 года, пошли в суд требовать садик, то велика вероятность, что они получат отказ. Обоснование может быть следующим: группы в садиках не бесконечные — есть санитарные нормы, в очереди стоят десятки детей, и суд не может удовлетворить требования одних родителей, ущемляя права других. Даже если заявитель очень нуждается и очень настойчив.

Впрочем, суд может принять сторону родителей. Обеспечивать детей садиками — обязанность городской администрации. Как она это будет делать — не забота родителей. Если администрация отказывает в месте или даёт его на другом конце города, значит, она не выполнила свои обязанности по обеспечению детей доступным дошкольным образованием.

Впрочем, судебная практика показывает, что родители получают подобные решения, дойдя до Верховного суда. На разбирательства уходят годы. За это время уже подходит очередь по дате рождения.

от 15 мая 2013 года N 26

(с изменениями на 27 октября 2020 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28;
отменено с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 8 октября 2020 года N 1631
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В докумене учтено:

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.1), ст.2; 2003, N 2, ст.167; 2003, N 27 (ч.1), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; 2006, N 52 (ч.1) ст.5498; 2007, N 1 (ч.1) ст.21; 2007, N 1 (ч.1), ст.29; 2007, N 27, ст.3213; 2007, N 46, ст.5554; 2007, N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; 2008, N 29 (ч.1), ст.3418; 2008, N 30 (ч.2), ст.3616; 2008, N 44, ст.4984; 2008, N 52 (ч.1), ст.6223; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40, ст.4969; 2011, N 1, ст.6; 25.07.2011, N 30 (ч.1), ст.4563, ст.4590, ст.4591, ст.4596; 12.12.2011, N 50, ст.7359; 11.06.2012, N 24, ст.3069; 25.06.2012, N 26, ст.3446), Указом Президента Российской Федерации от 19.03.2013 N 211 "О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 25.03.2013, N 12, ст.1245) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; 2004, N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (приложение).

2. С момента вступления в силу СанПиН 2.4.1.3049-13 считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила и нормативы:

в Министерстве юстиции

29 мая 2013 года,

регистрационный N 28564

Приложение

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.1.3049-13

(с изменениями на 27 октября 2020 года)

I. Общие положения и область применения

1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности, а также при осуществлении деятельности по уходу и присмотру в дошкольных группах, размещенных во встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам зданиях (помещениях) и зданиях административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к:

- условиям размещения дошкольных образовательных организаций,

- оборудованию и содержанию территории,

- помещениям, их оборудованию и содержанию,

- естественному и искусственному освещению помещений,

- отоплению и вентиляции,

- водоснабжению и канализации,

- приему детей в дошкольные образовательные организации,

- организации режима дня,

- организации физического воспитания,

- личной гигиене персонала.

Наряду с обязательными для исполнения требованиями, санитарные правила содержат рекомендации по созданию наиболее благоприятных и оптимальных условий содержания и воспитания детей, направленных на сохранение и укрепление их здоровья.

Рекомендации - добровольного исполнения, не носят обязательный характер.

Санитарные правила не распространяются на дошкольные группы, размещенные в жилых помещениях жилищного фонда.

1.4. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также на дошкольные образовательные организации, осуществляющие услуги по развитию детей и дошкольные группы по уходу и присмотру (далее - дошкольные образовательные организации).

1.5. Настоящие санитарные правила не распространяются на объекты, находящиеся в стадии проектирования, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию на момент вступления в действие настоящих санитарных правил.

Ранее построенные здания дошкольных образовательных организаций эксплуатируются в соответствии с проектом, по которому они были построены.

1.6. Функционирование дошкольных образовательных организаций, реализующих основную образовательную программу, осуществляется при наличии заключения, подтверждающего его соответствие санитарному законодательству и настоящим санитарным правилам, выданного органом, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей в целях лицензирования образовательной деятельности.

1.7. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

1.8. В дошкольную организацию принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. Подбор контингента разновозрастной (смешанной) группы должен учитывать возможность организации в ней режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.

1.9. Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) комнаты - для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 метра квадратного на 1 ребенка и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) - не менее 2,0 метра квадратного на одного ребенка.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 16 августа 2015 года постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 июля 2015 года N 28, распространяется на правоотношения, возникшие c 9 мая 2014 года (со дня вступления в законную силу решения Верховного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2014 года N АКПИ14-281). - См. предыдущую редакцию)

1.10. Количество и соотношение возрастных групп в дошкольной образовательной организации компенсирующего вида, осуществляющей квалифицированную коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии, определяется с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

1.11. Рекомендуемое количество детей в группах компенсирующей направленности для детей до 3 лет и старше 3 лет, соответственно, не должно превышать:

- для детей с тяжелыми нарушениями речи - 6 и 10 детей;

- для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи в возрасте старше 3 лет - 12 детей;

- для глухих детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

- для слабослышащих детей - 6 и 8 детей;

- для слепых детей - 6 детей для обеих возрастных групп;

- для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием - 6 и 10 детей;

- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - 6 и 8 детей;

- для детей с задержкой психического развития - 6 и 10 детей;

- для детей с умственной отсталостью легкой степени - 6 и 10 детей;

- для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой в возрасте старше 3 лет - 8 детей;

- для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет - 5 детей;

- для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) - 5 детей для обеих возрастных групп;

- для детей с иными ограниченными возможностями здоровья - 10 и 15 детей. Допускается организовывать разновозрастные (смешанные) группы детей в дошкольных образовательных организациях компенсирующей направленности с учетом возможности организации в них режима дня, соответствующего анатомо-физиологическим особенностям каждой возрастной группы.

1.12. В дошкольных образовательных организациях комплектование групп комбинированной направленности, реализующих совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями, осуществляется в соответствии с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Рекомендуемое количество детей в группах комбинированной направленности:

а) до 3 лет - не более 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;

- не более 10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;

- не более 15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и (или) косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

- не более 17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

II. Требования к размещению дошкольных образовательных организаций

2.1. Здания дошкольных образовательных организаций размещаются на внутриквартальных территориях жилых микрорайонов, за пределами санитарно-защитных зон предприятий, сооружений и иных объектов и на расстояниях, обеспечивающих нормативные уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха для территории жилой застройки и нормативные уровни инсоляции и естественного освещения помещений и игровых площадок.

2.2. В районах Крайнего Севера обеспечивается ветро- и снегозащита территорий дошкольных образовательных организаций.

III. Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных образовательных организаций

3.1. Территорию дошкольной образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений, при наличии у дошкольной образовательной организации собственной территории. Озеленение деревьями и кустарниками проводят с учетом климатических условий.

Территорию рекомендуется озеленять из расчета 50% площади территории, свободной от застройки. Для районов Крайнего Севера, а также в городах в условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается снижение озеленения до 20% площади территории, свободной от застройки.

Зеленые насаждения используются для разделения групповых площадок друг от друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны.

Требования к оборудованию дошкольных образовательных учреждений устанавливаются в соответствии с действующими нормативами СанПиНа 2.4.1.3049-13. Они касаются как самих помещений детского сада, так и прилегающей территории.

Территория

По нормам СанПиНа, территорию дошкольной образовательной организации рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений. Предполагается, что озеленение должно составлять 50% площади незастроенной территории. Также на территории детского сада обязательно должно быть наружное электрическое освещение.


На улице должна быть оборудована игровая зона, включающая площадки отдельно для каждой группы, и как минимум одна физкультурная площадка. Игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из безопасных для здоровья материалов. Ещё по действующим нормам на территории детского сада должен быть установлен теневой навес, а также место для хранения колясок, велосипедов и санок.

Групповая ячейка

Групповая ячейка дошкольного учреждения представляет собой изолированные помещения для каждой детской группы. Такая ячейка должна включать следующие комнаты:

  • раздевалку для приема детей и хранения верхней одежды;
  • групповую для проведения игр, занятий и приема пищи;
  • спальню;
  • буфетную для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды;
  • туалетную, совмещенную с умывальной.

В раздевальной комнате, помимо оборудованных мест для хранения одежды, должны быть обеспечены условия для просушивания верхней одежды и обуви. Все шкафы для одежды и обуви должны иметь индивидуальные крючки и полки для головных уборов. Приемная для детей младенческого и раннего возраста должна иметь место для кормления грудью, быть оборудована пеленальными столами и раковиной для мытья.


Вся детская мебель должна соответствовать возрасту детей и быть из безвредных для здоровья материалов. Остекление окон следует делать только из цельного стеклополотна, разбитых стекол быть не должно. При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение, которое должно быть достаточным и безопасным.

Размещать аквариумы, а также клетки с животными или птицами в помещениях групповых комнат нельзя. В групповых и спальнях также не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках. Про наличие телевизоров в нормах СанПиНа ничего не сказано, а значит, устанавливать их разрешено.

Туалетные помещения включают умывальную зону и зону санитарных узлов. В умывальной зоне должны быть размещены детские умывальники и душевой поддон, а в зоне санитарных узлов — унитазы. Согласно требованиям, в туалетах младшей и средней групп должно быть не меньше четырех унитазов. В старшей и подготовительной группах — 1 унитаз на 5 детей, при этом унитазы рекомендуется устанавливать в закрывающихся кабинках.

В соответствии с нормами рекомендуется организовывать отдельные туалетные комнаты для персонала. В зданиях детского сада обязательно должна быть канализация, горячая и холодная вода, отвечающая санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.

Возраст имеет значение не только для комфортного развития, но и для адаптации малышей к новой обстановке.

Пищеблок

В детских садах пищеблоки должны эксплуатироваться в соответствии с проектом постройки. В построенных недавно необходимо оборудовать пищеблок, где еда будет готовиться из полуфабрикатов, или буфет-раздаточную для приема готовых блюд, поступающих из организаций общественного питания.

Музыкальный зал и спортзал

Обязательных требований к оборудованию спортивного и музыкального залов нет. В строящихся и реконструируемых зданиях их рекомендуют обустраивать. Если воспитанников меньше 120, разрешается иметь один общий зал для занятий спортом и музыкой.

Медицинский блок

В нормах СанПиНа указано, что в существующих дошкольных учреждениях допускается наличие помещений медицинского назначения в соответствии с проектами, по которым они были построены. А вот во вновь строящихся детских садах должен быть предусмотрен медицинский блок, состоящий из медицинского и процедурного кабинетов, а также туалета.

Прачечная

В детском саду рекомендуется организовать постирочную комнату, но при этом указано, что в случае ее отсутствия возможна организация централизованной стирки постельного белья в иных прачечных.

Дети проводят в детском саду большую часть времени. Поэтому окружающая среда должна отвечать их интересам, развивать, давать возможность свободно играть и общаться со сверстниками, развивать индивидуальность каждого ребенка. Поэтому наполнить группу играми и игрушками недостаточно. С ведением Федерального государственного образовательного стандарта появились новые приоритеты в создании развивающей предметно-пространственной среды (РППС). Она должна быть комфортной уютной рационально организованной наполненной разными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые стимулировали бы познавательную речевую двигательную и иную активность детей. Развитие познавательно-речевых способностей — это одна из главных задач дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) — это определенное пространство, организованно оформленное и предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна обеспечивать:

1. Гармоничное всестороннее развитие детей с учетом особенностей возраста, здоровья, психических, физических и речевых нарушений.

2. Полноценное общение между собой, а в процессе учебной деятельности с педагогом, дать возможность уединиться по желанию ребенка.

3. Реализацию образовательной программы ДОУ.

4. Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Согласно требованиям ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Насыщенность РПП среды предполагает:

— разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе;

— соответствие возрастным особенностям и содержанию программы.

Полифункциональность материалов предполагает:

— возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т. д.).

Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

— от образовательной ситуации;

— от меняющихся интересов детей;

— от возможностей детей.

Вариативность среды предполагает:

— наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения);

— периодическую сменяемость игрового материала;

— разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;

— появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

— доступность для детей всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

— свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;

— исправность и сохранность материалов и оборудования.

— соответствие всех ее элементов по обеспечению надежности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.

Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:

  1. Социально – коммуникативная;
  2. Познавательная;
  3. Речевая;
  4. Художественно – эстетическая;
  5. Физическая.

В каждой области имеются свои центры.

— Центр пожарной безопасности;

— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).

— Центр сенсорного развития;

— Центр конструктивной деятельности;

— Центр математического развития;

— Центр речевого развития или уголок речи и грамотности;

— Центр ИЗО или уголок творчества;

— Центр музыкально-театрализован-ной деятельности.

— Центр физического развития;

Игра — основной вид деятельности наших малышей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно-ролевых игр:

В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.

Большой популярностью у детей пользуется центр науки. В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т.п.

Центр математического развития: пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.

Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Имеется крупный и мелкий строитель, разнообразное лего, конструкторы.

В уголке природы подобраны безопасные растения, имается необходимое оборудование по уходу за ними.

Направление играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.

Художественно — эстетическое развитие.

Театрализованные игры решают следующие задачи:

  1. Развивают артикуляционную моторику;
  2. Развивают артикуляционную моторику;
  3. Расширяют словарный запас;
  4. Развивают монологическую и диалогическую речь;
  5. Развивает общую и мелкую моторику.

Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.

Создавая развивающую предметно-пространственную среду мы учитываем, что:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Алгоритм проектирования развивающей предметно-пространственной среды .

  1. Сформулировать цели и задачи работы по созданию развивающей среды.
  2. Определить игровое и дидактическое оборудование для решения образовательных задач.
  3. Определить дополнительное оборудование.
  4. Определить, как разместить оборудование в игровой комнате.

Вывод.

Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Подготовила педагог - воспитатель высшей квалификационной категории - Магомедова Заира Ниматулаевна

Требования к оборудованию дошкольных образовательных учреждений устанавливаются в соответствии с действующими нормативами СанПиНа 2.4.1.3049-13. Они касаются как самих помещений детского сада, так и прилегающей территории.

Территория

По нормам СанПиНа, территорию дошкольной образовательной организации рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений. Предполагается, что озеленение должно оставлять 50% площади незастроенной территории. Также на территории детского сада обязательно должно быть наружное электрическое освещение.

Что должно быть в детских садах? Нормы и правила

На улице должна быть оборудована игровая зона, включающая площадки отдельно для каждой группы, и как минимум одна физкультурная площадка. Игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из безопасных для здоровья материалов. Также по действующим нормам, на территории детского сада должен быть установлен теневой навес, а также место для хранения колясок, велосипедов и санок.

Групповая ячейка

Групповая ячейка дошкольного учреждения представляет собой изолированные помещения для каждой детской группы. Такая ячейка должна включать следующие комнаты:

  • раздевалку для приема детей и хранения верхней одежды;
  • групповую для проведения игр, занятий и приема пищи;
  • спальню;
  • буфетную для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды;
  • туалетную, совмещенную с умывальной.

В раздевальной комнате, помимо оборудованных мест для хранения одежды, должны быть обеспечены условия для просушивания верхней одежды и обуви. Все шкафы для одежды и обуви должны иметь индивидуальные крючки и полки для головных уборов.

Приёмная для детей младенческого и раннего возраста должна иметь место для кормления детей грудью, оборудовано пеленальными столами и раковиной для мытья.

Что должно быть в детских садах? Нормы и правила

Вся детская мебель должна соответствовать возрасту детей и изготовлена из безвредных для здоровья материалов. Остекление окон следует выполнять только из цельного стеклополотна, разбитых стёкол быть не должно. При проведении занятий в условиях недостаточного естественного освещения необходимо дополнительное искусственное освещение, которое должно быть достаточным и безопасным.

Размещать аквариумы, а также клетки с животными или птицами в помещениях групповых комнат нельзя. В групповых и спальнях также не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках. Про наличие телевизоров в нормах СанПиНа ничего не сказано, а значит, устанавливать их разрешено.

Туалетные помещения включают умывальную зону и зону санитарных узлов. В умывальной зоне должны быть размещены детские умывальники и душевой поддон, а в зоне санитарных узлов — унитазы. Согласно требованиям, в туалетах младшей и средней групп должно быть не меньше четырёх унитазов. В старшей и подготовительной группах — 1 унитаз на каждые 5 детей, при этом унитазы рекомендуется устанавливаться в закрывающихся кабинках.

В соответствии с нормами рекомендуется организовывать отдельные туалетные комнаты для персонала. В зданиях детского сада обязательно должна быть канализация, горячая и холодная вода, отвечающая санитарно-эпидемиологическим требованиям к питьевой воде.

Возраст имеет значение не только для комфортного развития, но и для адаптации малышей к новой обстановке.

Пищеблок

В детских садах пищеблоки должны эксплуатироваться в соответствии с проектом постройки. В построенных недавно необходимо оборудовать пищеблок, где еда будет готовиться из полуфабрикатов, или буфет-раздаточную, предназначенную для приема готовых блюд, поступающих из организаций общественного питания.

Музыкальный зал и спортзал

Обязательного требования к оборудованию спортивного и музыкального залов нет. В строящихся и реконструируемых зданиях их рекомендуют обустраивать, причём если воспитанников меньше 120 разрешается иметь один общий зал для занятий спортом и музыкой.

Медицинский блок

В нормах СанПиНа указано, что в существующих дошкольных учреждениях допускается наличие помещений медицинского назначения в соответствии с проектами, по которым они были построены. А вот во вновьстроящихся детских садах должен быть предусмотрен медицинский блок, состоящий из медицинского и процедурного кабинетов, а также туалета.

Прачечная

В детском саду рекомендуется организовать постирочную комнату, но при этом указано, что в случае ее отсутствия возможна организация централизованной стирки постельного белья в иных прачечных.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: