Какие условия необходимо соблюдать при выставлении отметки в начальной школе в психологии

Обновлено: 02.07.2024

ЛЕКЦИЯ № 72. Оценки и отметки в учебном процессе

Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков с теми эталонами, которые представлены в учебной программе. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах.

Практически во всех школах нашей страны принята 5-балльная система отметок. Но существуют и другие, например 0-12-балльные. Их чаще всего используют за рубежом. Надо сказать, что в современной отечественной школе действуют также 4-балльные и 3-бальные системы отметок, так как часто единицы и двойки не ставят.

У оценки есть свои функции:

1) с помощью оценки учитель высказывает свое мнение о знаниях ученика;

2) оценка информирует ученика о его успехах и неудачах;

3) оценки ориентируют ученика об уровне его знаний.

Есть несколько способов выставления оценки:

1) нормативный, когда знания ученика оцениваются, исходя из требований стандарта образования и программных требований;

2) личностный, при котором ответ ученика сравнивается с его действиями и ответами в прошлом;

3) сопоставительный, когда учитель сравнивает действия одного ученика с действиями другого.

Современная дидактика выдвигает такие требования к оценкам, при которых лучше всего использовать личностный способ оценивания, так как он позволяет проследить за индивидуальными результатами каждого ученика.

При выставлении оценок учитель должен придерживаться следующих правил.

1. Контроль знаний должен охватывать все важные элементы знаний, умений и навыков учеников.

2. При выставлении оценок учитель должен исходить из личностного и нормативного способа оценивания.

3. При выставлении оценок учитель должен объяснить, почему он именно так оценивает знания ученика.

4. При выставлении оценок учитель должен использовать разнообразные методы контроля.

6. Кроме учительского контроля при выставлении оценок должен присутствовать ученический самоконтроль и самооценка.

Современная система оценок имеет свои отрицательные черты.

1. Для многих учеников оценка становится конечной целью их учебной деятельности, которая в конечном итоге заслоняет истинные мотивы учебно-познавательной деятельности. Поэтому ученики учатся только ради получения хорошей оценки, а не ради получения новых знаний.

2. На уроке контролю знаний и их оцениванию подвергается только часть учеников, поэтому учителю бывает трудно установить, как на самом деле ученики усвоили пройденный материал.

3. В школе главным становится оценка учителя, а самоконтролю и самооценке уделяется меньше внимания, или же вообще не уделяется.

4. Часто оценка ученика становится оценкой работы учителя. Если ученик получил высокий бал за свой ответ, значит учитель был настолько хорош, что смог хорошо объяснить материал, и наоборот. Такой подход мешает многим учителя объективно оценивать ответ учеников.

Большую роль играет вербальная оценка учителя, особенно, если это касается формирования у ученика самооценки. Учитель не должен сравнивать успехи учеников, так как это может испортить межличностные отношения в классе. Поэтому лучше сравнивать уровень знаний ученика с его прошлыми заслугами.

На поведение человека влияют общепринятые нормы, которые подтверждены морально и нравственно. Если по каким-то причинам личность их намеренно нарушает, это имеет свое определение — асоциальное поведение. Его способны проявлять абсолютно все, независимо от образования, возраста и материального достатка.

Асоциальное поведение – устойчивое отклонение от общепринятых норм.

Виды асоциального поведения

  • Неодобряемое – эпизодическое озорство и шалости.
  • Порицаемое – вызывает систематическое осуждение со стороны взрослых.
  • Девиантное – аморальные и безнравственные поступки.
  • Аддиктивное – поступки, совершаемые под действием алкоголя и наркотиков.
  • Делинквентное – предпреступное, административно-деликатное.

Преступное – противоправное, нарушение предписаний законодательства

Противозаконные действия могут заключаться в мелких кражах, угонах, а также оскорблении людей. За такие поступки человек не несет уголовной ответственности, но он является потенциальным преступником. Аморальные поступки часто осуждаются общественностью, хоть и не несут в себе прямой угрозы. Антисоциальное поведение подразумевает беспорядочные половые связи, попрошайничество и бродяжничество.

Причины появления у детей

Биологические. Префронтальная кора головного мозга, ответственная за когнитивный контроль, только начинает развиваться. Поэтому при принятии решений мозг задействует лимбическую систему, ответственную за сферу эмоций. Поступки подростка кажутся взрослым нелогичными. В действительности маленький человек еще просто не в состоянии контролировать эмоциональные перепады и потребность в сильных ощущениях.

Социальные – влияние СМИ и гендерных норм, психологический климат в семье и роль в среде сверстников. Жестокие методы воспитания, сексуальное насилие, дискриминация и социальная изоляция, издевательства и социально-экономические проблемы повышают риски асоциального поведения.

Группы риска – сироты, члены меньшинств, подростки, рано ставшие родителями или вступившие в брак, в том числе принудительно.

Педагогические – воспитательная стратегия родителей и педагогов (например, гипоопека или гиперопека).

Психологические – сидром дефицита внимания и гиперреактивности, неврологические и соматоформные расстройства, расстройства аутического спектра, умственная отсталость.

Признаки асоциального поведения у детей

У ребенка дошкольного возраста антисоциальное поведение характеризуется агрессией, а также неумением нормально контактировать с другими людьми. Дети школьного возраста отличаются непослушанием. Основными причинами таких расстройств могут быть:

  1. Наследственная предрасположенность.
  2. Неправильные действия родителей при воспитании.
  3. Психологические факторы, которые могут сформироваться за счет неправильного воспитания или медицинских патологий.
  4. Материальное и социальное неравенство.

Когда проблема игнорируется родителями, это приводит к девиантному поведению, а в дальнейшем — к деликвентному.

Проявления в подростковом возрасте

Чаще всего к асоциальности склонны подростки, поведение которых не поддавалось коррекции в младшем возрасте. Часто такая молодежь гордится своим антиобщественным поведением и безнаказанностью со стороны родителей и преподавателей. Для них характерными являются создание хулиганских групп, пристрастие к алкоголю, сигаретам и наркотикам.

Бывают случаи, когда вести себя подобным образом начинают подростки из благополучных семей. На такое поведение влияют следующие факторы:

  • деградация личности из-за плохого примера родителей;
  • влияние современных субкультур;
  • желание самоутвердиться;
  • физические проблемы из-за перенесенной болезни.

Причины девиантного поведения подростков

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. Первая – особенности социальной среды:

  • Неполные семьи. В условиях воспитания одним родителем высок риск формирования патологических отношений с ребенком, основанных на требовании безусловного подчинения, недостаточном участии, непонимании. Отсутствует образец взаимодействий с противоположным полом.
  • Конфликтные, асоциальные семьи. Напряженность между родителями, частые ссоры, отсутствие взаимопонимания негативно отражаются на воспитательном процессе. Преобладание антиобщественных тенденций, паразитический образ жизни, алкоголизм становятся образцом действий.
  • Учебно-воспитательные ошибки. Недостаточное внимание педагогов, неумение установить контакт с подростком становится основой для формирования неуспеваемости, конфликтов с классом, учителями.

Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

  • Отягощенная наследственность. Развитию девиаций способствуют сниженные защитные механизмы, ограниченные приспособительные функции личности. Данные особенности наблюдаются при наследовании умственной недостаточности, аномальных черт характера, склонности к алкоголизму, наркомании.
  • Патологии центральной нервной системы. Биологическая неполноценность нервных клеток мозга развивается при тяжелых заболеваниях на первых годах жизни, черепно-мозговых травмах. Она проявляется эмоциональной неустойчивостью, снижением адаптивных возможностей.
  • Особенности пубертатного периода. Гормональная перестройка организма, активное созревание отделов коры головного мозга, формирование высших психических функций может проявляться заострением характерологических черт, асоциальными поступками.

Профилактика и предупреждение асоциального поведения несовершеннолетних

Направлена на укрепление психического здоровья. Призвана усилить способность контролировать эмоции, отказаться от рискованных форм поведения в пользу альтернатив, выработать жизнестойкость, чтобы справляться с трудными ситуациями. Помогает сформировать благоприятную социальную среду и систему взаимоотношений.

Основными профилактическими действиями являются правильные примеры, хорошее воспитание и удовлетворение потребностей ребенка, включая и эмоциональные. В данном случае нужно быть настроенным на формирование просоциального поведения. Кроме того, ребенку необходимо помогать развивать мозг, когнитивные функции и интеллектуальные способности.

Практические советы родителям

Доверьте ребенку бытовые обязанности, это тренирует ответственность и адекватную самооценку. Дети, следящие за чистотой своей одежды, быстрее наводят порядок в отношениях и делах. Когда ребенок знает, сколько пыли скапливается в комнате за неделю, он начинает ценить труд родителей и соблюдать собственные границы поведения.

Заранее установите правила и санкции за их нарушения. Случайные наказания неэффективны. Кроме того, крик – это демотиватор, а физические наказания – насилие. Они разрушают эмоциональный контакт. В то же время, обсуждать негатив благодушным тоном не совсем логично – подростка просто запутают ваши сигналы. Вы вправе говорит тоном, адекватным ситуации, но не выходя за рамки. Следовать установленным правилам нужно обязательно.

Не используйте в качестве наказания запрет на общение с друзьями. Социальная жизнь и стремление соответствовать ожиданиям сверстников крайне важны для подростка.

С медицинской точки зрения, подросток – еще ребенок. Приобщение к вредным привычкам – это желание испытать новые сильные эмоции. Поэтому не читайте ему морали о здоровье и своих переживаниях, а давайте простые и рациональные объяснения последствий его поступков.

По возможности контролируйте поступление необходимого адреналина – например, путем совместного просмотра фильмов ужасов или катанием на американских горках.

Не принижайте проблемы ребенка и не сваливайте на него свои. Вместо этого выслушивайте, обсуждайте его чувства и делитесь опытом.

Если ребенок найдет понимание в семье, то не будет искать его в альтернативных сообществах.

Психологические требования к оцениванию деятельности учащихся

Система требований к педагогической оценке.
Оценка учителя должна быть:
объективной – непредвзятой, беспристрастной; в педагогической оценке не должны содержаться субъективные мнения учителя о конкретном ребенке;
адекватной – соответствовать реальным показателям конечного результата – количественным и качественным, а также вложенным в его достижение усилиям;
мотивированной – содержащей четкое обоснование того, почему она выражена тем или иным баллом; для этого учитель должен прибегнуть к доводам, доказательствам, обоснованию и убеждению, показателям того, что оценка убедительно выступает фактом совпадения оценки педагога с самооценкой ученика;
критической – содержащей указания на определенные недостатки в работе, ориентирующей ученика на эталоны, образец; воспитывающей чувство неудовлетворенности;
стимулирующей – побуждающей к продвижению вперед, к намеченной перспективе, содержащей оптимистическое начало;
дифференцированной – состоящей из отдельных частных оценок, содержащих в себе четкие указания;
заинтересованной – выражающей интерес к личности ребенка, радость по поводу его успехов, веру в его возможности;
выразительной – показывающей искренность мнения педагога, убеждающей школьника как в значимости оценки, так и в получении результатов;
понятной – четкой и просто сформулированной, доступной пониманию ребенка, без иносказаний и заумностей;
уважительной – вежливой, не оскорбляющей чувство собственного достоинства ребенка, признающей его права на собственные ошибки.


Почему же отметка и оценка так важны в жизни ребенка?

Прежде всего потому, что она тесным образом связана с такими психологическими характеристиками как:
• самооценка,
• мотивация достижения,
• тревожность,
• эмоциональной комфорт,
• взаимоотношения с окружающими,
• творчество.
1. Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Мнение педагога о ребенке формирует его самовосприятие. Каждый сниженный балл уменьшает в глазах ребенка его собственную ценность. Не отделяя себя от продукта своей деятельности, ребенок видит утверждение в сниженной оценке, что он плохой. И тут включаются механизмы психологической защиты: если человек не успешен в одной области, то он будет искать успеха в другой, иногда не самой лучшей (дворовые компании и т. д.). И, наоборот, при высоких отметках ребенок ощущает себя способным, любимым - тем самым формируется высокая самооценка.
2. Оценочная деятельность педагога также может оказывать воздействие и на мотивацию достижения. Мотивация достижения - это стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.
Идя в школу трепетным первоклассником, каждый ребенок видит себя отличником и по началу искренне стремится им стать. Однако если учитель - сторонник строгости при выставлении отметок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не получилось, некоторое время горюет … и решает махнуть рукой. У такого ребенка потребность в достижении цели не сформируется, т. к. достигать чего - то любой человек стремиться только при положительной оценке своей деятельности.
3. Школьная тревожность, которую психологи часто выявляют у учеников, также напрямую связана с оцениванием и отметками. Причем тревожен может быть и отличник и двоечник. Ребенок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает страх самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан негативный опыт. Как показывают исследования, самый большой страх в школе - это страх проверки знаний.
4. Огромное влияние оказывает оценивание на развитие творческих способностей ребенка. Очень часто ребенок мыслящий нестандартно сталкивается в школе с непониманием: "Тебе что, больше всех надо", - говорят ему одноклассники; "Ты делаешь не так, как все и не так, как я требую" - говорит учитель. Результат, отличающийся от стандарта, далеко не всегда заслуживает высокой оценки. Естественно, скоро ученику становится понятно, что процесс хорош, если он приводит к получению хорошей отметки. Тем самым закладываются основы стиля поведения, при котором главное - цель, а средства ее достижения второстепенны, причём стандартные - лучше. Смена внутренней мотивации на внешнюю происходит очень быстро. Может быть внешняя мотивация не так уж и плоха, если приводит к повышению образовательного уровня? Но нельзя образовывать не воспитывая. Ведь заложенная в школе мотивация основной деятельности определяет качество всей последующей жизни. От этой мотивации зависит, будет ли человек делать свою работу только за зарплату или, исходя из внутренней мотивации, раскроется в полную силу своих возможностей (см. тест "Направленность на отметку", "Направленность на приобретение знаний").
5. И, наконец, значительное влияние оказывает оценивание на взаимоотношения детей с окружающими. Отметки могут быть и причиной высокого и низкого авторитета среди сверстников, источником конфликта и в самом страшном проявлении отметка может быть причиной суицида.
Коммуникативный фактор оценки и отметки очень важен. О чём спрашивает родитель свое чадо, вернувшееся из школы? - об отметках. О чем больше всего говорит учитель, сообщая результаты проверенных работ? - об отметках. Что большую часть времени обсуждают педагоги? - отметки.
Отметки превратились в некий язык, понятный всем. Там, где от них отказались, родители часто жалуются, что им трудно понять требования педагога и представить себе уровень достижения ребенка. Казалось бы, в качестве средства коммуникации отметка имеет немало положительных качеств. С другой стороны, такое упрощение грозит потерей основного смысла общения родителей и педагога, предполагающего взаимопомощь в воспитании ребенка.
Исходя из вышесказанного, хотелось бы подчеркнуть, что в ваших руках, в руках учителя великая сила, которая может двигать вперед развитие ребенка, заставить его верить в свои силы, а может и уничтожить.
Поэтому особую важность приобретает психологический аспект оценивания.
Психологические аспекты оценивания.
Может возникнуть вопрос, что же теперь вообще плохих отметок не ставить? Нет, ставить иногда надо, но отметки и оценки должны быть объективны.
Существует ряд психологических факторов, которые могут повлиять на объективность оценивания:
А) При оценивании свою роль может сыграть негативная установка. Представьте себе такую ситуацию: к вам приходит новый ученик, его бывший учитель рассказывает вам о нем предварительно, как о лентяе, глупце. И при оценивании ребенка вы можете невольно опираться на эту оценку личности ребенка, что может найти отражение в отметках.
Б) Существует так называемый "эффект ореола". Например, ребенок несимпатичный внешне, неопрятный, из неблагополучной среды может в нашем сознании связаться с образом ученика неспособного.
Для того чтобы ребенок даже отрицательную отметку воспринял как справедливую, необидную можно использовать простые правила:
• при оценивании сначала человеку говорится хорошее, то положительное, что есть в его деятельности. Затем преподносится критика в очень тактичной форме, не затрагивая личность (нельзя говорить: "Ты глупый, ты лентяй"). Оценивается только действие, а не личность: не "Ты лентяй", а "Ты поленился" (Чувствуете разницу?) Здесь имеет смысл объяснить, почему именно такая отметка поставлена. И далее следует показать ребенку перспективу, т. е. что надо делать, чтобы результат улучшить и обязательно выразить веру в силы ребенка: "У тебя обязательно получится", "Я верю в тебя" - такие слава педагога способны совершить переворот в душе ученика.
• Хвалите! Похвала должна возникать спонтанно, ее не стоит планировать. Похвала должна быть заслуженна. Похвала должна быть точно адресованной. Благодарность получить всегда приятнее, если она адресована не в общую массу, а тебе одному теплыми словами. Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, согласных ходить всю жизнь в неудачниках. Заставьте ученика произнести: "И я не хуже других!"
• Извлекайте максимум стимулов из ошибок: "Прекрасная ошибка! Твое мнение не совсем правильно, но дает пищу для размышлений". Необходимо помнить, что любой человек имеет право на ошибку.
• Есть еще одно психологическое правило, которое должно стать законом для любого учителя: ребенок сравнивается только с самим собой, а не с другими детьми.
• Стрессовой ситуацией для детей являются контрольные работы. Травмирующее влияние можно уменьшить. Важен психологический настрой на работу. Для этого иногда достаточно улыбнуться, встречая детей у дверей класса, тепло поприветствовать, выразить веру в их силы. Во время контрольной работы учитель может подойти к ученику, который испытывает затруднение (степень помощи фиксируется учителем), иногда можно дать дополнительное время на работу (особенно касается учеников-флегматиков).Каждая работа должна завершаться самопроверкой. Самостоятельно найденные и исправленные ошибки не являются поводом для снижения отметки.
Когда нельзя ставить отрицательные отметки:
• нельзя наказывать отметкой (ставится "2" за плохое поведение);
• если мы знаем, что у ребенка в данный момент сложная жизненная ситуация, которая сама по себе травмирующая, то относится к отметкам надо предельно осторожно, чтобы не спровоцировать суицид или неблагоприятную спонтанную реакцию;
• если отметка спорная, то ставим в пользу ребенка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контроль знаний учащихся тесно связан с оценкой. Более того, это необходимый элемент контроля знаний учащихся. От объективности оценки, положительной мотивации зависит об­щий настрой учащегося, его желание заниматься в дальнейшем, а значит и качество приобре­таемых знаний.

При оценке знаний необходимо учитывать основные качественные характеристики овла­дения учебным материалом: имеющиеся у учащихся фактические знания и умения, их полноту, прочность, умение применять на практике в различных ситуациях, владение терминологией и специфическими способами обозначения и записи.

Результат оценки зависит от наличия и характера погрешностей, допущенных при устном ответе или в письменной работе. Среди погрешностей можно выделить ошибки, недочеты и мелкие погрешности.

Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что ученик не овладел основными знаниями и умениями и их применением.

К недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно прочном ус­воении основных знаний и умений или отсутствии знаний, которые в соответствии с програм­мой не считаются основными. Недочетом также считается погрешность, которая могла бы рас­цениваться как ошибка, но допущена в одних случаях и не допущена в других аналогичных случаях. К недочетам относятся погрешности, объясняемые рассеянностью или недосмотром, небрежная запись.

К мелким погрешностям относятся погрешности в устной и письменной речи, не иска­жающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Вопрос об отнесении погрешности к ошибкам, недочетам или мелким погрешностям ре­шается учителем в соответствии с требованиями к усвоению материала на данном этапе обучения.

К ошибкам, например, относятся: неправильное использование служебных слов алгорит­мического языка; неверное указание аргументов и результатов; присваивание величине одного типа значения другого типа; нарушение порядка выполнения команд при исполнении алгорит­ма и т.п.

Примеры недочетов: пропуск или неправильная запись служебного слова алгоритмиче­ского языка; неполное описание промежуточных величин; случайные вычислительные погреш­ности при проверке условий составных команд; небрежное оформление записи алгоритма и т.п.

Если одна и та же ошибка (недочет) встречается несколько раз, то это рассматривается как одна ошибка (один недочет).

Зачеркивания и исправления ошибкой считать не следует.

Задание считается выполненным безупречно, если содержание ответа точно соответст­вует вопросу, указывает на наличие у школьника необходимых теоретических знаний и прак­тических навыков, окончательный ответ дан при правильном ходе решения и аккуратном оформлении.

Задание считается невыполненным, если ученик не приступил к его выполнению или до­пустил в нем погрешность, считающуюся в соответствии с целью работы ошибкой.

Оценка за усвоение темы выставляется на основе всех текущих отметок. Особый вес придается оценкам за итоговую контрольную работу или ответы учащихся на зачетном занятии по всей теме.

При выставлении тематической оценки учитель может не учитывать текущих отметок, если по результатам тематической контрольной работы или зачета эти отметки учащимися не подтверждены (например, неудовлетворительные оценки, полученные за пробелы в знаниях и умениях, которые затем были ликвидированы).

Годовая оценка должна отражать фактический уровень знаний учащихся на конец учеб­ного года.

В процессе обучения учитель обязан комментировать выставляемые оценки на основе критериев, сформулированных в ГОС.

В школах России принято оценивать результаты обучения по пятибальной системе. Можно пользоваться следующими примерными нормами оценок.

Конкретизировать критерии выставления фиксированной отметки можно следующим об­разом:

- безошибочно излагает материал устно или письменно;

- обнаружил усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответст­вии с программой;

- сознательно излагает материал устно и письменно, выделяет главные положения в тек­сте, легко дает ответы на видоизмененные вопросы;

- точно воспроизводит весь материал, не допускает ошибок в письменных работах;

- свободно применяет полученные знания на практике.

- обнаружил знание программного материала;

- осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны;

- обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при отве­те на видоизмененные вопросы;

- в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.

- обнаружил знание программного материала, но испытывает затруднения при его само­стоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя;

Оценкой называют процесс сравнения знаний, умений и навыков с теми эталонами, которые представлены в учебной программе. Отметкой является количественная мера оценки, выраженная в баллах.

Практически во всех школах нашей страны принята 5-балльная система отметок. Но существуют и другие, например 0-12-балльные. Их чаще всего используют за рубежом. Надо сказать, что в современной отечественной школе действуют также 4-балльные и 3-бальные системы отметок, так как часто единицы и двойки не ставят.

У оценки есть свои функции:

1) с помощью оценки учитель высказывает свое мнение о знаниях ученика;

2) оценка информирует ученика о его успехах и неудачах;

3) оценки ориентируют ученика об уровне его знаний.

Есть несколько способов выставления оценки:

1) нормативный, когда знания ученика оцениваются, исходя из требований стандарта образования и программных требований;

2) личностный, при котором ответ ученика сравнивается с его действиями и ответами в прошлом;

3) сопоставительный, когда учитель сравнивает действия одного ученика с действиями другого.

Современная дидактика выдвигает такие требования к оценкам, при которых лучше всего использовать личностный способ оценивания, так как он позволяет проследить за индивидуальными результатами каждого ученика.

При выставлении оценок учитель должен придерживаться следующих правил.

1. Контроль знаний должен охватывать все важные элементы знаний, умений и навыков учеников.

2. При выставлении оценок учитель должен исходить из личностного и нормативного способа оценивания.

3. При выставлении оценок учитель должен объяснить, почему он именно так оценивает знания ученика.

4. При выставлении оценок учитель должен использовать разнообразные методы контроля.

6. Кроме учительского контроля при выставлении оценок должен присутствовать ученический самоконтроль и самооценка.

Современная система оценок имеет свои отрицательные черты.

1. Для многих учеников оценка становится конечной целью их учебной деятельности, которая в конечном итоге заслоняет истинные мотивы учебно-познавательной деятельности. Поэтому ученики учатся только ради получения хорошей оценки, а не ради получения новых знаний.

2. На уроке контролю знаний и их оцениванию подвергается только часть учеников, поэтому учителю бывает трудно установить, как на самом деле ученики усвоили пройденный материал.

3. В школе главным становится оценка учителя, а самоконтролю и самооценке уделяется меньше внимания, или же вообще не уделяется.

4. Часто оценка ученика становится оценкой работы учителя. Если ученик получил высокий бал за свой ответ, значит учитель был настолько хорош, что смог хорошо объяснить материал, и наоборот. Такой подход мешает многим учителя объективно оценивать ответ учеников.

Большую роль играет вербальная оценка учителя, особенно, если это касается формирования у ученика самооценки. Учитель не должен сравнивать успехи учеников, так как это может испортить межличностные отношения в классе. Поэтому лучше сравнивать уровень знаний ученика с его прошлыми заслугами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и

ГЛАВА 13. ОТМЕТКИ ВО ВРЕМЕНИ. Верстовые столбы на дороге к восстановлению

ГЛАВА 13. ОТМЕТКИ ВО ВРЕМЕНИ. Верстовые столбы на дороге к восстановлению Некоторые моменты имеют для вас особое значение. В главе 4 было дано описание шагов, которые придется пройти по пути восстановления после горя. Здесь я привожу поворотные моменты на этом пути.

Базовые оценки

Базовые оценки В ходе эволюции Система 1 выработала способность обеспечивать постоянную оценку основных задач, которые организм должен решать для выживания: как идут дела? не возникла ли угроза? не появилась ли хорошая возможность? все ли нормально? приблизиться или

ОЦЕНКИ

ОЦЕНКИ Я — Мудрый ворон. — Мудрый? А с кем сравнивали? Принцесса Майя — До безобразия много связано в нашей жизни с оценками и сравнениями. На каждый плюгавый факт найдется куча увесистых мнений и никчемных рассуждений. Нет спасу от вшивых любителей интеллектуальной

Эффект оценки

Эффект оценки Любой человек, которого негативно оценивают по каким-либо параметрам его внешности, поступкам, одежде, социальному положению или другим вещам, связанным с ним, начинает смущаться, отшучиваться, оправдываться и стараться показать себя с лучшей стороны. Это

9 Просите в учебном заведении

9 Просите в учебном заведении Дети приходят в школу как вопросительные знаки и покидают ее как точки. Нейл Постмен Вы нуждаетесь в большем внимании? В дополнительных объяснениях? В ответах на вопросы? В репетиторе? Вам нужен человек, всегда готовый выслушать вас?

Ориентировочные оценки

Ориентировочные оценки Как нам представляется, здоровый и талантливый ребенок, родившейся в очень обеспеченной и благополучной семье, имеет стартовое заполнение своего накопителя порядка 5–6 %.Здоровый младенец, родившийся в стране со стабильной экономикой у родителей

Примерные оценки

Оценки

Читайте также: