Какие угрозы демонстрирует нато в отношении россии кратко история

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Россия и НАТО

Отношения между Россией и НАТО были установлены в 1991 году . Россия присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (с 1997 года — Совет евроатлантического партнёрства).

В 1994 году Россия начала участвовать в программе Партнёрство ради мира.

Дипломатическое представительство России при НАТО было учреждено в 1998 году.

В рамках контактов между Россией и НАТО функционировали рабочие группы по сотрудничеству:

- в воздушном пространстве,

- в области тыла и материально-технического обеспечения,

- в области противоракетной обороны.

Расширение НАТО в постсоветскую эпоху сопровождалось протестами России, которая утверждала (и продолжает утверждать) о существовании договорённости о нерасширении НАТО в Восточной Европе, достигнутой в ходе переговоров между СССР и США по объединению Германии в 1990 году.

С 11 августа 2003 года НАТО осуществляло оперативное руководство Международными силами содействия безопасности в Афганистане (МССБ). Тема обеспечения стабильности и безопасности в Афганистане занимала одно из главных мест в политической повестке дня Совета Россия — НАТО.

Российские предложения о взаимодействии по Афганистану, включая транзит войсковых контингентов стран альянса и их переброску по воздуху с использованием российской военно-транспортной авиации. Совет НАТО эти предложения принял.

Осложнение отношений между Россией и НАТО в начале 2008 года вызвало обсуждение в НАТО обращений Украины и Грузии о присоединении к Плану действий по подготовке к членству в НАТО (ПДПЧ). США приложили значительные усилия, чтобы убедить своих союзников по НАТО в необходимости присоединения Грузии и Украины к ПДПЧ на Бухарестском саммите альянса в апреле 2008 года. Позиция США была поддержана прибалтийскими странами, Болгарией, Румынией, Польшей, Чехией, Словакией, Словенией, а также Канадой. В то же время резкое противодействие подключению Украины и Грузии к ПДПЧ оказали Германия и Франция, которых поддержали Италия, Нидерланды, Люксембург, Испания, Бельгия, Португалия. Несмотря на то, что Грузия и Украина не получили официального приглашения стать участниками ПДПЧ, им дали понять, что дорога в НАТО для них расчищена и необходимо лишь немного подождать.

Отношения между Россией и НАТО пребывают в затяжном кризисе. 1 апреля 2014 года НАТО на фоне кризиса вокруг Украины объявило о приостановлении практического сотрудничества с Россией, сохранив при этом политический диалог на уровне послов и выше.

25 декабря 2014 года президент Владимир Путин утвердил новую редакцию военной доктрины России, в которой в качестве одной из внешних военных опасностей определено наращивание силового потенциала НАТО и приближение военной инфраструктуры стран — членов НАТО к российским границам.

В России неоднократно заявляли, что не Москва приостанавливала контакты с НАТО, поэтому именно альянс должен предпринимать шаги по реанимации взаимодействия.

В 2016 году после двухлетнего перерыва состоялись три заседания Совета Россия — НАТО на уровне постоянных представителей. На них обсуждались, в частности, ситуация на Украине, проводимые сторонами учения и меры по предотвращению опасных военных инцидентов в ходе совместной борьбы с ИГИЛ.

С начала 2016 года НАТО предпринимает шаги к усилению своего военного присутствия в Черноморском регионе, выдвигая в качестве основания размещение Россией дополнительных войск и вооружений в Крыму.

В июле 2016 года на саммите НАТО в Варшаве было принято решение о постоянном военном присутствии войск НАТО в прибалтийских государствах (Латвия, Литва, Польша, Эстония).

Россия сохраняет постоянное представительство в штаб-квартире НАТО в Брюсселе, которое до 22 января 2018 года возглавлял Александр Грушко (с тех пор должность вакантна). Должность руководителя информационного бюро НАТО в Москве вакантна с 2015 года.


История создания НАТО

Окончательно западноевропейские страны к сближению, а потом и в объятия Соединенных Штатов подтолкнула устроенная Советским Союзом в 1948 году блокада Западного Берлина. Уже спустя месяц после ее начала в Вашингтоне в обстановке строжайшей секретности начались переговоры между США, Канадой и пятью европейскими державами — Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Великобританией — участниками Брюссельского пакта.

Переговоры продолжались на протяжении трех месяцев и привели к тому, что их участники, а также некоторые другие страны Западной Европы и Скандинавии были готовы признать США в качестве гаранта безопасности от военной агрессии, поступившись в обмен значительной частью своего суверенитета.

Просьба о вступлении

Советские власти решились на дипломатическую провокацию. 31 марта 1954 года Москва отправила западным странам ноту о возможности вступления СССР в НАТО. СССР ничего терял при любом исходе. Согласится Запад (такой вариант не исключался) — хорошо: можно изменить альянс изнутри. Не согласится — тоже не плохо: в таком случае будет вскрыта антисоветская направленность НАТО, за что его тут же можно обвинить в агрессивных планах. Культ учебы и спорта: как учат разведчиков

И это была не унизительная просьба (по типу Грузии или Украины) — это было приглашение мировой державы к своим недавним союзникам по Второй мировой войне к началу диалога о совместном создании новой европейской системы безопасности.


Период теплых отношений Москвы и Брюсселя продлился не долго, ровно до тех пор, пока Кремль не понял, что НАТО не собирается ни в коей мере учитывать интересы России (в том числе, по расширению альянса на восток) и равным партнером ее не считает.

Этапы расширения

На основании договора, подписанного 4 апреля 1949 года в Вашингтоне, в состав НАТО вошли 12 государств: США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Канада, Италия, Португалия, Норвегия, Дания и Исландия.

Первое расширение НАТО произошло 18 февраля 1952 года, когда к договору присоединилась Греция и Турция. Однако с 1974 по 1980 годы Греция не принимала участия в военной организации НАТО из-за напряженных отношений с — Турцией.

Второе расширение альянса состоялось 9 мая 1955 года, когда к НАТО присоединилась Западная Германия.

Третье расширение НАТО произошло 30 мая 1982 года: к альянсу присоединилась Испания. В 2001 году, когда этим государством начали руководить социалисты, Испания вышла из военных органов НАТО, хоть и входит в сам альянс.

Четвертое расширение НАТО включило присоединение к договору трех новых членов — Венгрии, Польши и Чехии. Этот шаг был сделан альянсом 12 марта 1999 года.

Российские дипломаты утверждают, что, приняв решение о включении в НАТО стран Восточной и Центральной Европы, Запад нарушил некую устную договоренность. Якобы в свое время Вашингтон пообещал первому президенту СССР Михаилу Горбачеву в обмен на вывод советских войск из Восточной Германии отказаться от продвижения альянса на восток. Новый фронтовик: на что способен МиГ-35

Западные лидеры существование такой договоренности отрицают. Сам Горбачев говорил о ней уклончиво. В любом случае письменного документа об отказе НАТО к продвижению на восток не существует. А говорить о выполнении тайных устных договоренностей в международной политике, где часто нарушаются зафиксированные нормы — не серьезно.


Затем последовало пятое и самое масштабное расширение НАТО в 2004 году. Тогда к договору присоединились Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония.

Шестое расширение пришлось на 2009 год, когда в НАТО были приняты Албания и Македония. В ближайшее время состоится очередное расширение: в состав альянса примут осколок бывшей Югославии — Черногорию. Если в 1991 году площадь европейских стран-членов НАТО составляла 3 504 603 квадратных километров, то сейчас, учитывая также присоединение Подгорицы, под контролем альянса окажется 4 681 093 квадратных километров.

И не друзья, и не враги

ЕЩЕ ПО ТЕМЕ:

27 мая 1997 года в Париже подписан акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности, учредивший совместный постоянный совет (СПС) Россия-НАТО. Москва согласилась на расширение альянса, получив гарантии, что на территории новых членов не будут размещаться ядерное оружие и наращиваться вооруженные силы. В марте 1998 года открылось представительство РФ при НАТО.

В марте 1999 года после начала бомбардировок Югославии силами НАТО Россия прервала все контакты с альянсом и отозвала постпреда из Брюсселя. 16 февраля 2000 года генсек НАТО Джордж Робертсон и и. о. президента РФ Владимир Путин на встрече в Москве договорились о восстановлении отношений.

Новый виток конфронтации

В 2014 году отношения России и НАТО резко обострились после присоединения Крыма и событий на востоке Украины. Брюссель официально назвал Россию важнейшей угрозой для Европы. В страны Балтии и Польшу были переброшены дополнительные военные контингенты альянса. Все контакты по военной линии были заморожены. Эксперты заговорили о новой холодной войне.


Глобальное противостояние

После объявления российским президентом Владимиром Путиным спецоперации по демилитаризации Украины Москва столкнулась с мощнейшим политическим и экономическим давлением: в ООН была принята резолюция, осуждающая действия России, западные страны вводят все новые и новые ограничения против российской экономики и политиков, а международные компании и сервисы один за другим объявляют о прекращении деятельности на территории страны.

Российская военная техника в районе поселка Октябрьский рядом с российско-украинской границей

Российская военная техника в районе поселка Октябрьский рядом с российско-украинской границей

Фото: Антон Вергун / ТАСС

За поставками вооружений на Украину может последовать более открытое и непосредственное вмешательство в ход военного конфликта — например, переброска в горячие точки добровольцев и наемников из западных частных военных компаний. При этом звучали и более радикальные идеи вроде создания бесполетной зоны над территорией Украины.

Впрочем, как в секретариате Североатлантического альянса, так и в отдельных столицах подобное предложение отвергли: такой шаг сопряжен с риском прямого военного столкновения России и НАТО, а воевать в альянсе не хотят

По мнению Кортунова, скорее всего, дело ограничится косвенной поддержкой Украины: поставками вооружений, отправкой добровольцев и наемников, а также предоставлением Украине разведданных западных спецслужб. Так или иначе, в долгосрочной перспективе Россия останется главным оппонентом и главным объектом интересов НАТО, что явно будет отражено в новой стратегии Североатлантического альянса, которую планируется принять в июне 2022 года на саммите в Мадриде.

Новый Карибский кризис

В силу своей природы человек нередко пытается провести параллели между событиями настоящего и прошлого. В последние месяцы нарастающее напряжение между Россией и Западом неоднократно сравнивали с наиболее острыми моментами холодной войны — Карибским кризисом и ракетным кризисом в Европе конца 1970-х — 1980-х годов. После приказа президента России Владимира Путина привести в режим несения боевого дежурства силы сдерживания, включающие ядерное оружие, эта аналогия перестала быть сугубо умозрительной и теоретической.

Подобный шаг был воспринят на Западе с осуждением и тревогой, а Пентагон принял решение отложить испытание баллистической ракеты Minuteman-3, чтобы не послать России неверный сигнал.

Ядерную войну нельзя выиграть и не следует начинать

Впрочем, в нынешних обстоятельствах сложно исключить эскалацию в сфере неядерных вооружений. НАТО еще до последних событий планировало значительно увеличить свое военное присутствие на восточных рубежах, и вполне естественно, что с нынешней эскалацией эти планы будут лишь форсированы.

В средней и долгосрочной перспективе текущие события приведут к наращиванию вооруженных сил стран НАТО

Генеральный директор РСМД Андрей Кортунов предположил, что нынешний кризис сподвигнет США к ускорению программы по разработке ракетных систем нового поколения. При этом если раньше речь шла о размещении подобных комплексов в Восточной Азии для сдерживания Китая, то сейчас может быть рассмотрен вопрос об их использовании и в Европе. Это создаст угрозу для безопасности России, которая в ответ может разместить аналогичные системы в европейской части страны, чтобы оказать давление на союзников США на континенте.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на саммите альянса в Брюсселе, Бельгия, 25 февраля 2022 года

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг на саммите альянса в Брюсселе, Бельгия, 25 февраля 2022 года

Фото: Yves Herman / Reuters

Тенденция не самая приятная. Будет непросто

За период президентства Дональда Трампа США вышли из соглашений о контроле над вооружениями, на выработку которых в свое время уходили месяцы: это Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) и Договор по открытому небу (ДОН). Еще до этого, в 2001 году, администрация Джорджа Буша-младшего в одностороннем порядке вышла из Договора об ограничении систем противоракетной обороны.

Дональд Трамп

Фото: Erin Scott / Reuters

Основополагающий акт Россия — НАТО, по всей видимости, прекращает свое существование. 25 февраля генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг заявил, что Россия неоднократно нарушила положения документа, в том числе в связи с операцией на Украине, а потому документ больше не работает. Судьба Венского документа о мерах укрепления доверия и безопасности также выглядит крайне туманной.

Все это вместе фактически обнуляет существовавшую до этого архитектуру безопасности. А значит, ее придется создавать заново и, скорее всего, не просто в обновленном, но в полноценно переосмысленном виде

И с чистого листа опять начнем сначала

До разгорания кризиса вокруг Украины Россия уже предприняла попытку обсудить с Западом будущее безопасности в Европе. В США и НАТО были направлены два документа, в которых содержались российские предложения по гарантиям безопасности.

Ключевые требования России — нерасширение НАТО на восток, отказ от предоставления Украине и Грузии членства в альянсе, а также отвод сил и военной инфраструктуры НАТО на позиции 1997 года — были отвергнуты на Западе

Однако некоторые предложения, вроде контроля над вооружениями, транспарентности в военной деятельности и избежания военных инцидентов, все-таки снискали поддержку США и НАТО. Но такой ответ не устроил Россию, которая настаивала на комплексном рассмотрении своих предложений.


Фото: Вера Тюкалова / Коммерсантъ

На нынешнем этапе продолжение переговоров на основании российских проектов соглашений выглядит крайне маловероятным. Однако стороны все же могут вернуться к обсуждению насущных вопросов в сфере контроля над вооружением, пусть и не в краткосрочной перспективе, считает Стефанович.

В интересах не только России, но и всех европейских стран найти какое-то решение, которое не привело бы к дальнейшему наращиванию численности и количества вооруженных сил и техники вдоль линии соприкосновения

По мнению специалиста, стороны могли бы сфокусироваться на вопросах, связанных с носителями высокоточного оружия большей дальности: крылатыми ракетами, противоракетными системами, ударными беспилотниками, — то есть тем вооружением, которое представляет непосредственную угрозу как России, так и Западу.

Кортунов напомнил, что у сторон расходится видение будущего документа: Россия хочет, чтобы он охватывал все стратегические системы — и ядерные, и неядерные; США же настаивают на том, что соглашение должно сосредоточиться на всем ядерном оружии, тактическом и стратегическом.

Компоненты комплекса крылатых ракет SSC-8/9M729

Компоненты комплекса крылатых ракет SSC-8/9M729

Фото: Максим Шеметов / Reuters

Вопрос в том, чтобы не столько количественно, сколько качественно ограничивать гонку вооружений

В НАТО в целом продемонстрировали готовность продолжить с Россией диалог по вопросам стратегической стабильности и контроля над вооружением после завершения острой фазы кризиса на Украине. Осторожный оптимизм питают и российские официальные лица.

Я уверен, что мы от этого дна оттолкнемся и начнем выправлять отношения

Как показали предшествующие глобальные кризисы, вслед за тотальным обнулением наступает период выстраивания новых правил игры, взаимных гарантий и новой архитектуры безопасности. С учетом накопившихся противоречий этот процесс будет весьма продолжительным и непростым, но уже на нынешнем этапе осознается сторонами как критически важный и необходимый, без преувеличения, для будущего всей планеты.

Со времен ракетного кризиса в Европе и уж тем более Карибского кризиса военные технологии шагнули далеко вперед. Время подлета ракет-носителей ядерного оружия сократилось до минут, и цена человеческой ошибки стала как никогда высокой. Именно поэтому так важно сесть за стол переговоров и принять новые правила игры. Но для этого понадобится твердая политическая воля обеих сторон. Как скоро она появится — вопрос открытый.

Эксперты оценили угрозы для России от вступления Финляндии в НАТО


Финское правительство готово к обсуждению вступления государства в НАТО, объявил президент Саули Ниинисте во время своего визита в США. По его словам, ситуация внутри страны изменилась, поэтому власти открыты к дискуссии по этому вопросу с парламентом.

С точки зрения финского президента, ответ на вопрос, вступать ли государству в НАТО, должен дать парламент республики, где уже идет активная дискуссия на этот счет — с начала марта представители политических партий страны провели серию встреч по этому вопросу.

При этом в НАТО уже объявили о готовности принять Финляндию, если страна примет решение о присоединении к альянсу. Как отмечал генсек организации Йенс Столтенберг, в отношении Хельсинки и Стокгольма, где также раздумывают о подключении к блоку, вопрос может быть решен в кратчайшие сроки.

Дополнительный толчок для дискуссии внутри государства дало начало спецоперации России на Украине, запущенной в ответ на просьбу о помощи со стороны ДНР и ЛНР. Согласно опросу Yle, проведенному в конце февраля, 53% финнов поддержали присоединение к НАТО, а против этого выступили лишь 28% респондентов. Как подчеркнули в телекомпании, результаты исследования зафиксировали рост поддержки НАТО на 34% по сравнению с аналогичным опросом в 2017 году.

Впрочем, Финляндия, хоть и поддерживает свой внеблоковый статус, все равно взаимодействует с НАТО. Страна принимает участие в военных учениях блока, обменивается информацией с альянсом и координирует шаги по тем или иным вопросам со странами объединения. Кроме того, Хельсинки активно налаживает оборонное сотрудничество с Вашингтоном, об укреплении взаимодействия в этой сфере Ниинисте как раз договорился в рамках своего визита в Белый дом.

Ждать ли вступления Финляндии в НАТО

«Этот сценарий реалистичен с вероятностью равной статистическим социологическим исследованиям об отношении финского общества к этой теме — то есть 50 на 50, согласно последним оценкам.


В то же время президент Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов уверен, что есть серьезные сомнения в вероятности такого шага со стороны Хельсинки. По его словам, Финляндия вряд ли захочет отказываться от своего нейтрального статуса.

«Финны всегда пользовались своим нейтральным статусом, в прошлом став буфером между Западом и СССР. По сути, экономический рост этой страны во многом связан с тем, что Советский Союз, признав ее нейтральный статус, активно с ней сотрудничал — гораздо сильнее, чем со странами Западной Европы, чем и пользовалась Финляндия.

Сейчас никаких военно-политических проблем между Россией и Финляндией нет, они все были решены еще много лет назад. Поэтому непонятно, зачем Хельсинки вступать в НАТО.

Что это означает для России

В Москве возможное подключение Финляндии к НАТО уже не раз комментировали. К примеру, официальный представитель МИД России Мария Захарова указывала, что российская сторона фиксирует усилия альянса по втягиванию в свой блок Хельсинки и Стокгольма.


С точки зрения Арбатова, помимо угроз по линии безопасности, можно ожидать и общего ухудшения отношений между Россией и Финляндией. По его словам, уровень взаимодействия сторон определенно изменится.

Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

В нем отмечается, что альянс намерен усиливать свои возможности по сдерживанию России, но при этом продолжая диалог о мирном сосуществовании на базе Совета Россия — НАТО. Диалог, как подчеркивается в документе, НАТО готово вести лишь с позиции силы.

На второе место среди угроз своей безопасности альянс поставил Китай, на третье — международный терроризм. Согласно документу, НАТО намерено внимательно следить за сотрудничеством Москвы и Пекина, в особенности за их военно-техническим сотрудничеством.

Министр обороны Белоруссии Виктор Хренин, заместитель государственного секретаря Совета безопасности Владимир Арчаков, Александр Лукашенко и министр иностранных дел Белоруссии Владимир Макей (слева направо) во время сессии Совета коллективной безопасности Организации договора о коллективной безопасности (в режиме видеоконференцсвязи)

Читайте также: