Развитие мышления в учебной деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Панова Наталья Александровна

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

г. Чебоксары

Почему дети плохо учатся? В обычном понимании можно ответить на этот вопрос очень просто: одни потому, что не могут учиться, а другие потому, что не хотят. [15]

С точки зрения психолога, ребенок не может хорошо учиться по нескольким причинам.

Первая из них — он не владеет способами и приемами учебной деятельности.

Дали ребенку задание, и он его выполняет. Например, ему надо всего лишь выучить стихотворение, запомнить таблицу умножения, переписать буквы несколько раз и т.п.. Все очевидно, но оказывается, что любое даже самое простое задание можно выполнить несколькими способами, и не все они оптимальны.

И ребенку приходится находить оптимальные способы интуитивно, поскольку в школе способам и приемам учебной деятельности не учат, а просто дают задание с просьбой выполнить его. Каждый ищет их сам и не всегда может найти. Именно невладение приемами выполнения учебных заданий может быть причиной неуспеваемости.

Несформированность учебных действий возникает отчасти из-за недостаточной подготовки ребенка к учебе. Ведь для того чтобы успешно вступить в учебную деятельность, нужно обладать определенным уровнем психологической готовности. А она подразумевает сформированность мышления, которое, в свою очередь, позволяет найти нужные способы выполнения учебных задач.

Вторая причина плохой успеваемости детей — несформированность психических процессов, на которых базируется познавательная деятельность.

В первую очередь это относится к мышлению. Хотя учителя и родители очень часто говорят о плохой памяти или отсутствию внимания у ребенка.

Но, как показывают исследования психологов, у детей без медицинских отклонений очень хорошая механическая память. Проводились эксперименты, в которых сравнивались группы успевающих и неуспевающих детей. Оказалось, что если им дают запоминать отдельные, не связанные между собой слова, простые небольшие тексты, числа, то они ничем не различаются по объему памяти. Разница возникает в том случае, когда приходится запоминать сложные и длинные тексты. Это происходит потому, что здесь задействована уже не механическая память, а память, опосредованная мышлением. Чтобы запоминать сложный и большой по объему материал, мы подключаем мышление. Необходимо сначала прочитать текст, понять его смысл, выделить основные мысли, связать их между собой, а уже потом воспроизвести.

Именно несформированность мышления мешает неуспевающим детям запоминать сложный материал. Поэтому можно с уверенностью сказать, что мышление — основной познавательный процесс.

Похожая картина наблюдается и при изучении внимания. Хотя неуспевающие дети действительно рассеянные и невнимательные, но рассеянность — не причина, а следствие их неуспеваемости.

Дело в том, что некоторые дети не в состоянии выполнить то, что им предлагает учитель. И эта невключенность в учебную деятельность заставляет их заниматься чем-то другим.

Психологами проводилось сравнение различных параметров внимания у успевающих и неуспевающих детей. Выяснилось, что там тоже нет никаких различий.

Таким образом, в основе этих двух причин лежит несформированность мышления. Именно по этой причине, в данной методической разработке рассматриваются не все познавательные процессы (восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь), а именно мышление.

Несколько слов о другой категории неуспевающих детей – это дети, которые не хотят учиться. У них не сформирована учебная мотивация. К учебной мотивации относится абсолютно все, что заставляет детей учиться (а не только стремление что-то узнать или чему-то научиться.). Но это предмет совсем другого разговора.

Вообще мотивация, познавательные возможности ребенка и приемы учебной деятельности тесным образом взаимосвязаны, и при стойкой неуспеваемости очень сложно сказать, что в этом клубке первично, а что — вторично.

В данной методической разработке рассматривается именно мышление, так как с началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский) и ста­новится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер.

Часто бывает, что дети, которые хорошо учатся в начальной школе, становятся неуспевающими в средней. Здесь опять сказывается несформированность, прежде всего, мышления. Ведь начальная школа позволяет использовать примитивные способы выполнения заданий, например ту же механическую память.

В таком случае ребенку нужна помощь, и оказывать ее нужно своевременно. Чаще всего при этом обращаются к психологу.

В массовой школе психолог не всегда имеет возможность заниматься с детьми столько, сколько необходимо, и в этом случае нужна помощь и родителей и учителя, работающего с классом. Родителям нужно заниматься с ребенком (самостоятельно или с помощью специалистов). А педагогу необходимо дополнительно включать в учебный процесс (использовать на уроках) специальные игры, задания и упражнения, направленные на развитие мышления.

В настоящее время в магазинах имеется множество литературы, в которой можно найти большое количество игр, упражнений и заданий, направленных на развитие мышления. Но не все эти игры легко включаются в учебный процесс, для проведения некоторых нужно создать специальные условия.

Целью данной методической разработки является создание методических рекомендаций для педагогов начальной школы по развитию мышления ребенка младшего школьного возраста на уроке.

Задачами , которые стояли перед автором являлись:

- ознакомить педагогов с мышлением, как психическим процессом;

- рассказать об особенностях умственного развития младшего школьника при обучении в школе и о роли мышления в нем;

- из множества существующих игр, заданий и упражнений, способствующих развитию мышления выделить и показать педагогам начальной школы те, которые можно включить в урочную деятельность, не нарушая ее структуры.

В отличие от деловых игр, которые в большинстве случаев занимают целый урок, предложенные игры, упражнения и задания можно использовать на отдельных этапах урока, используя для них программный материал. Особенно они актуальны при закреплении, повторении и проверке материала урока.

Наблюдения показывают, что игровые приемы, задания и упражнения, использующие программный материал вызывают у школьников активизацию умственной деятельности, способствуют возникновению внутренних мотивов учения и таким образом влияют на формирование мотивации учения.

1.Мышление как психический процесс

1.1.Виды мышления

Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений.

Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышлениярасширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения раскрыть то, что не дано непосредственно в восприятии. [21, с.170 ]

Задача мышленияраскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Мышление оперирует понятиями и принимает на себя функции обобщения и планирования.

Мышление — наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. [21 с.170 ]

Навыки и способы мышления развиваются у человека при воздействии среды — человеческого общества. Известно, что человек, выросший в полной изоляции от человеческой культуры, так никогда и не сможет научиться правильному, с нашей точки зрения, мышлению.

Развитие мышления ребенка происходит постепенно.

Наглядно-действенное мышление, наглядно-образное мышление и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития.

Наглядно-действенное мышление (появляется в конце 1-го – начале 2–го года жизни ребенка) – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-действенное мышление формируется в дош­кольном возрасте в процессе овладения игровой деятель­ностью, которая должна быть определенным образом организована и протекать под контролем и при специаль­ном участии взрослого.

К моменту поступления в школу у ребенка уже должно быть сформировано наглядно-действенное мышление, которое является необходимым базисным образо­ванием для развития мышления наглядно-образного, со­ставляющего основу успешного обучения в начальной школе.

Ребенок с высоким уровнем развития нагляд­но-действенного мышления хорошо справляется с любы­ми видами продуктивной деятельности, где для решения поставленной задачи требуется умение работать по на­глядному образцу, соотносить размеры и формы предме­тов (блоков конструктора, деталей механизмов).

Наглядно-образное мышление (с 4-6 лет) – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. Для него характерно умение решать задачу, прежде всего, в плане представления и лишь затем – на конкретной предметной основе.

Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.

Словесно-логическое мышление (с 6,5-7 лет) – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Логическое мышление предполагает наличие у ребенка способности к выполнению основных логических операций: обобщения, анализа, синтеза, сравнения, классификации.

Также различают следующие виды мышления: теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

Теоретическое и практическое мышление различают по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

Проводится также различие между интуитивным и аналитическим мышлением. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое - связано с реализацией желаний человека (человек выдает желаемое за действительно существующее).

Продуктивное мышление характеризуется высокой новизной своего продукта, своеобразием процесса его получения и, наконец, существенным влиянием на умственное развитие. Оно является решающим звеном в умственной деятельности, так как обеспечивает реальное движение к новым знаниям. В результате продуктивного мышления возникает нечто оригинальное, принципиально новое для субъекта, т. е. степень новизны здесь высока. Условие возникновения такого мышления — наличие проблемной ситуации, способствующей осознанию потребности в открытии новых знаний, стимулирующей высокую активность решающего проблему субъекта.

В своем становлении мышление проходит две стадии: допонятийную и понятийную . [21]

При нормальном развитии наблюдается закономерная замена мышления допонятийного , где компонентами служат конкретные образы , мышлением понятийным (абстрактным), где компонентами служат понятия и применяются формальные операции .

Итак, мышление развивается от конкретных образов к совершенным понятиям, обозначенным словом.

Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (в строгом смысле). Существенные сдвиги в интеллектуальном развитии ребенка возникают в школьном возрасте , когда его ведущей деятельностью становится учение, направленное на усвоение понятий по различным предметам. Формирующиеся у младших школьников мыслительные операции еще связаны с конкретным материалом, недостаточно обобщены, образующиеся понятия носят конкретный характер. Мышление детей этого возраста является понятийно-конкретным . Но младшие школьники овладевают уже и некоторыми более сложными формами умозаключений, осознают силу логической необходимости.

Школьникам в среднем и старшем возрастах становятся доступны более сложные познавательные задачи. В процессе их решения мыслительные операции обобщаются, формализуются, благодаря чему расширяется диапазон их переноса и применения в различных новых ситуациях. Совершается переход от понятийно-конкретного к абстрактно-понятийному мышлению.

Интеллектуальное развитие ребенка характеризуется закономерной сменой стадий, в которой каждая предыдущая стадия подготавливает последующие. С возникновением новых форм мышления старые формы не только не исчезают, а сохраняются и развиваются. Так, наглядно-действенное мышление, характерное для дошкольников, приобретает новое содержание, находя, в частности, свое выражение в решении все усложняющихся конструктивно-технических задач. Словесно-образное мышление также поднимается на более высокую ступень, проявляясь в усвоении школьниками произведений поэзии, изобразительного искусства, музыки.

Считается, что особенности мышления определяются от рождения: одному досталось лучшее, другому - худшее, и ничего тут не поделаешь.

Однако целый ряд психологических экспериментов, в которых удавалось заметно улучшить мышление даже у детей, считавшихся безнадежными в этом отношении, опровергает такое положение. Не будет преувеличением сказать: наше мышление в наших руках. Его можно развивать, улучшать, совершенствовать.

1.2.Операции мыслительной деятельности

К разрешению задачи мышление идет с помощью многообразных операций, таких как сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение.

Сравнение – мышление сопоставляет вещи, явления и их свойства, выявляя сходства и различия, что приводит к классификации.

Анализ – мысленное расчленение предмета, явления пли ситуации для выделения составляющих элементов.

Синтез – обратный анализу процесс, который восстанавливает целое, находя существенные связи и отношения.

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Анализ без синтеза приводит к механическому сведению целого к сумме частей, также невозможен синтез без анализа, так как он должен восстановить целое из выделенных анализом частей.

Абстракция – выделение одной какой-либо стороны, свойства предмета или явления и отвлечение от остальных. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях.

Обобщение – отбрасывание единичных признаков при сохранении общих, с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества.

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях, поэтому основные формы логического мышления – это понятия, суждения и умозаключения. [21, с.180]

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

Суждение - основная форма результата мыслительного процесса - это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть ложными и истинными.

Рассуждение – это работа мысли над суждением.

Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод.

1.3.Качества мышления

Широта мышления – это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частностей.

Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Это качество ума проявляется в постановке целей, проблем, выдвижении гипотез и самостоятельном решении этих задач, причем существенные индивидуальные различия по этому параметру экспериментально обнаружены уже у младших школьников.

Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

При гибком уме человек легко переходит от прямых связей к обратным, от одной системы действий к другой, если этого требует решаемая задача, он может отказаться от привычных действий и т. д. Инертность ума проявляется в противоположном: в склонности к шаблону, в трудности переключения от одних действий к другим, в длительной задержке на уже известных действиях, несмотря на наличие отрицательного подкрепления и т. д.

Быстрота ума – способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Критичность ума – умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Чтобы мыслить, необходимо обладать некоторым чувственным и практическим опытом, закреплённым памятью. К концу первого года жизни у ребёнка можно наблюдать проявления элементарного мышления.

Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.

Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности — познавательные интересы.

Мышление развивается на протяжении всей жизни человека в процессе его деятельности. На каждом возрастном этапе мышление имеет свои особенности.

Мышление ребёнка раннего возраста выступает в форме действий, направленных на решение конкретных задач: достать какой-нибудь предмет, находящийся в поле зрения, надеть кольца на стержень игрушечной пирамиды, закрыть или открыть коробочку, найти спрятанную вещь, влезть на стул, принести игрушку и т.п. Выполняя эти действия, ребёнок думает. Он мыслит, действуя, его мышление наглядно-действенное.

Овладение речью окружающих людей вызывает сдвиг в развитии наглядно-действенного мышления ребёнка. Благодаря языку дети начинают мыслить обобщённо.

Дальнейшее развитие мышления выражается в изменении соотношения между действием, образом и словом. В решении задач всё большую роль играет слово.

Мышление учащихся среднего школьного возраста (11-15 лет) оперирует знаниями, усвоенными главным образом словесно. При изучении разнообразных учебных предметов — математики, физики, химии, истории, грамматики и др. — учащиеся имеют дело не только с фактами, но и с закономерными отношениями, общими связями между ними.

В старшем школьном возрасте мышление становится абстрактным. Вместе с тем наблюдается и развитие конкретно-образного мышления, в особенности под влиянием изучения художественной литературы.

Обучаясь основам наук, школьники усваивают системы научных понятий, каждое из которых отражает одну из сторон действительности. Формирование понятий — процесс длительный, зависящий от уровня обобщённости и абстрактности их, от возраста школьников, их умственной направленности и от методов обучения.

В усвоении понятий существует несколько уровней: по мере развития учащиеся всё ближе подходят к сущности предмета, явления, обозначенного понятием, легче обобщают и связывают друг с другом отдельные понятия.

Для первого уровня характерно элементарное обобщение конкретных случаев, взятых из личного опыта школьников или из литературы. На втором уровне усвоения выделяются отдельные признаки понятия. Границы понятия учащиеся то сужают, то излишне расширяют. На третьем уровне учащиеся пытаются дать развёрнутое определение понятия с указанием основных признаков и приводят верные примеры из жизни. На четвёртом уровне происходит полное овладение понятием, указание его места среди других моральных понятий, успешное применение понятия в жизни. Одновременно с развитием понятий формируются суждения и умозаключения.

Для учащихся 1-2 классов характерны суждения категорические, утвердительной формы. Дети судят о каком-либо предмете односторонне и не доказывают своих суждений. В связи с увеличением объема знаний и ростом словаря у школьников 3-4 классов появляются суждения проблематические и условные. Учащиеся 4 класса может рассуждать, опираясь не только на прямые, но и на косвенные доказательства, особенно на конкретном материале, взятом из личных наблюдений. В среднем возрасте школьники употребляют также разделительные суждения и свои высказывания чаще обосновывают, доказывают. Учащиеся старших классов практически владеют всеми формами выражения мысли. Суждения с предположением выражения, допущения, сомнения и т.д. становятся нормой в их рассуждениях. С одинаковой лёгкостью старшие школьники пользуются индуктивными и дедуктивными умозаключениями и умозаключением по аналогии. Самостоятельно могут ставить вопрос и доказывать правильность ответа на него.

Развитие понятий, суждений и умозаключений происходит в единстве с овладением, обобщением и пр. Успешное овладение мыслительными операциями зависит не только от усвоения знаний, но и от специальной работы преподавателя в этом

Фотография Развитие мышления школьника

Многие родители переделяют должное внимание раннему умственному развитию своих детей с самых первых месяцев жизни, и такой подход совершенно оправдан и эффективен. Постепенно усложняя задачи и развивающие игры, можно добиться прогрессии в интеллектуальном совершенствовании личности, однако, стоит брать ко вниманию особенности психологической нагрузки на ребенка в различные периоды его жизни. Таким образом построены разработанные специалистами онлайн тренажеры мышления, которые в зависимости от возраста и степени тренированности, подбирают оптимальную нагрузку и тип упражнений, который в данный период наиболее нуждается в развитии. Для самостоятельных упражнений с школьником, следует рассмотреть те естественные процессы в формировании личности, которые протекают в данный период онтогенеза.

Психологические факторы школьника, требующие изменения в мышлении

До того, как растущая личность плотно начала взаимодействовать с социумом, ребенок позиционировал все происходящее с эгоцентрической точки зрения, что в первую очередь, концентрировало все его внимание на собственных потребностях, чувстве комфорта и удовлетворенности окружающей обстановкой. Этот процесс в той или иной степени зависит от окружения, наличия других детей в семье и характера воспитания, однако с уверенностью можно рассуждать о том, что в дошкольном возрасте ребенок не относит себя к социуму, со всеми вытекающими последствиями.

Первое новшество, с каким сталкивается молодой школьник, это ответственность и некая моральная обязанность. Из потребительского, мышление начинает формироваться в социальное, а ответственность мотивируется не только наказанием, но и признанием других участников окружения.

Тип мышления также претерпевает значительных изменений, и если раньше активно происходило познание окружающего мира через наглядно-образное мышление, до этого момента уже хорошо развитое, то теперь на первое место выходит более прогрессивный вид умственной деятельности – словесно-логическое мышление. Эти изменения несут в себе как определенный стресс для человека, так и более эффективное умственное развитие личности. Таким образом, в процессе тренировки, важно подобрать правильное соотношение между различными по типу упражнениями и уделить достаточное внимание формируемому и новому образу мышления для ребенка, так как дальше именно на словесно-логическом мышлении будет построено обучение общеобразовательным и специальным дисциплинам.

Важные элементы тренировки в данный период:

  • Понятие – то, что необходимо школьнику для освоения новых знаний, научных данных и терминов в процессе обучения. Овладение понятием входит в основу, гарантирующую успех в освоении новых знаний.
  • Суждение – его тренировка позволит ребенку сравнивать получаемые знания и выявлять истинность утверждений. С помощью суждений школьник определяет степень соответствия заявленной информации действительности и превращает полученные знания в выводы.
  • Умозаключение – необходимый компонент мыслительного процесса, который отвечает за обобщение знаний и преобразование ее в удобный для запоминания формат. Именно умозаключения откладываются в голове на длительное время и часто бывает, что человек даже не может вспомнить, почему он так считает, однако стереотип надежно откладывается в памяти.

Особенности тренировок на развитие мышления в раннем школьном возрасте

В этом разделе мы рассмотрим каким именно мыслительным приемам стоит научиться школьнику и как это ему поможет в дальнейшем. Так как развивается качественно новый уровень умственной деятельности, тои понятия и инструменты, присущи ему, должны занять основное внимание в этот период тренировок.

Сравнения

Выделение важных и не важных деталей

Поиск ключевых деталей и характеристик объекта, помогает сконцентрироваться на главном и не отвлекаться на второстепенные детали. Эта способность играет важную роль в умении классифицировать понятия, объекты и находить для них основное применение. В дальнейшем эти навыки помогут подобрать краткий, лаконичный и емкий заголовок к тексту или группировать объекты по их основным признакам. Без такого умения, процесс освоения знаний будет абсолютно неэффективным, а ученик отстающим.

Обобщения

Данный мыслительный инструмент базируется на предыдущем, и дает способность формировать группы объектов, которые имеют одинаковые или схожие базовые характеристики. В случае с информацией об определенном событии, обобщение позволяет упустить второстепенную информацию и изложить только суть, которая имеет ценность для слушателя.

Понятия

Это новый объект для мыслительной системы ребенка, однако, для дальнейшего познания мира он очень важен. Оперируя понятиями, школьник будет изучать те процессы, которых он не видит, однако получает знания о них. Не развивая понятия, личность остается на примитивном начальном уровне обработки знаний и не может перейти на высшую ступень знакомства с окружающим миром.

Причинно-следственная связь

Важный элемент логического мышления, который определяет связь между какими-то действиями и результатом. Кроме того, что такое умение существенно облегчает процесс образования и делает его эффективным, оно еще играет важную роль в становлении личности как части социума, определяя такие понятия как ответственность, наказание, поощрение. Мышление такими категориями, позволяет с высокой точностью восстанавливать недостающие элементы картины события или прогнозировать исход определенных действий.

Закономерность

Нахождение определенной закономерности в группе объектов, позволяет прогнозировать продолжение логической цепочки или группировать данные с высокой точностью. Такое умение очень понадобиться в точных науках, однако оно будет н лишним и в других направлениях образования.

Развиваем все виды мышления в игровой форме

Начало школьного периода и огромное количество заданий, являются стресс-фактором для ребенка, что вполне нормально для его развития, однако дополнительные тренировки умственных способностей намного лучше воспринимаются, в этот период, в игровой форме. На развитие словесно-логического мышления у молодого школьника, направлена учебная программа, которая может быть дополнена в разумных пределах специальными тренажерами или индивидуальными заданиями в игровой форме.

Упражнения на словесно-логическое мышление

Это в первую очередь те игры, которые помогут связать слова с реальными предметами или знакомыми образами:

  • Нахождение предмета по описанию – среди предложенных предметов, нужно выделить один или несколько, которые будут соответствовать заявленным условиям (вес цвет, форма, материал и др.)
  • История по картинкам – на основании рисунков, нужно составить краткую историю, которая объясняла бы все нарисованное логично или творчески (тренируется дополнительно логическое или креативное мышление).

Наглядно-образное мышление на данный момент уже имеет довольно высокую степень развития, однако его тренировка все еще очень важна и требует постоянства.

Упражнения на наглядно-образное мышление у школьников

В этом пункте, будет не лишним задействовать творчество ребенка, так как это сделает тренировку интереснее и продуктивнее:

  • Снять короткий видеоролик – пользуясь своим смартфоном, школьник должен создать короткий ролик с заранее заданными условиями (образами). Выбрать эти условия можно заранее, а можно предоставить это решение самому автору ролика.
  • Нарисовать картину по заданному сюжету – чем больше условий, тем эффективнее процесс тренировки, не обязательно объекты на рисунке должны быть существующими, можно смело подключать воображение.
  • Написать сказку с выполнением условий – условия определяют сложность тренировки, при выполнении этого задания потребуется как логическое умение, так и творчество.
  • Головоломки, логические задачи и задания на поиск закономерностей – такие упражнения можно подбирать как индивидуально, так и проходить их в специальных тренажерах мышления, которые доступны онлайн в соответствующем разделе.

Наглядно действенное мышление требует для своей стимуляции совмещения определенных действий с видимыми образами, что и нужно добиться при подборе заданий.

Упражнения на наглядно-действенное мышление

Образ из которого будет браться пример, требующий действий, может быть готовым (инструкция, пример другого человека) или изначально придумываться самим школьником (что намного сложнее и больше подходит в старшем возрасте):


О чем эта статья:

Что такое мышление

Каждый день мы принимаем множество решений: как быстрее добраться из пункта А до пункта Б, что подарить другу на день рождения, как решить сложную задачу в школе или в обычной жизни. И хотя мир полон неопределенностей, то, как мы рассуждаем, все же частично влияет на результат.

Мышление — это когда мы что-то познаем: систематизируем и анализируем информацию, строим связи, выделяем важное, откидываем лишнее и делаем выводы.

Чтобы понять, как развивать мышление, важно уточнить: само мышление бывает разным — все зависит от того, какую именно работу проделывает наш мозг.

Наглядно-действенное — это когда мы принимаем решение прямо внутри ситуации, которая постоянно меняется. Шахматы и головоломки — отличный пример. Очень полезный навык для мира, который меняется каждый день — да что уж там, порой и несколько раз за день.

Наглядно-образное — это представить какую-то ситуацию или образ, но фактически ничего с ними руками не делать. Например, увидеть в случайном прохожем что-то знакомое и подумать, с чем это связано: может, он похож на соседа или на знаменитого актера (или он и есть тот самый актер)?

Словесно-логическое — мы применяем этот тип мышления, когда группируем предметы по признакам (смартфон, фитнес-браслет, беспроводная колонка — гаджеты), что-то утверждаем или отрицаем (на улице хорошая погода, светит солнце и тепло / на улице ужасная погода, светит солнце и очень жарко) или делаем выводы на основе суждений (мама сказала, что вечером занята работой — значит она не придет на родительское собрание).

Теоретическое мышление — любимое занятие ученых! Когда они проводят эксперименты, то выделяют и анализируют разные характеристики явлений. Все это помогает мысленно изменить объект и изучить его в деталях. Например, надо решить, что лучше взять на перекус в школу: банан или яблоко. Анализируем: банан мягкий и может испортить тетрадки в рюкзаке, яблоко твердое и занимает меньше места. Выбор очевиден!

Практическое мышление — поставить цель выучить английский и придумать под это дело план, чтобы была мотивация продолжать.

Творческое мышление — это когда мы нестандартно решаем простые задачи: используем воображение, систематизируем и анализируем. Например, нужно придумать, как не волноваться на семейной фотосессии. Можно предложить родителям изображать разных животных и общаться друг другом на их языках. Тогда и кадры получатся с улыбками, и в процессе будет весело.

Чтобы получать полезные материалы для учебы и быть в курсе новостей, которые касаются вас и вашего ребенка, подпишитесь на телеграм-канал Skysmart | Родителям.

Зачем развивать самостоятельно, если есть школа

Школьные программы развивают мышление, но заниматься с ребенком дома не менее важно. И вот почему: уроки в школе дают детям новые знания, но закрепить и усвоить их помогает как раз домашняя работа — с упражнениями на развитие мышления та же история.

Кроме того, дома ребенок чувствует себя комфортнее — в кругу семьи ему проще делиться мыслями, ошибаться и пробовать снова. Вот еще несколько причин в пользу развития мышления:

  • Антистресс. С развитым мышлением проще справляться с эмоциями и решать непростые ситуации.
  • Экономия времени. Дети с развитым мышлением умеют расставлять приоритеты и стремятся сами управлять своим временем.
  • Креативность. Нестандартные идеи и новые решения востребованы как в школе, так и за ее пределами. Развитое мышление помогает увидеть, где лежит граница стереотипов и нормы — и когда уместно выйти за ее пределы.
  • Социальная реализация. Недостаточно развитое мышление ограничивает потенциал. Чтобы стать физиком, кроме хороших отметок в школе нужно еще усердие и мотивация, чтобы поступить в вуз и доучиться до конца. Так же и с работой — у специалистов с гибким умом больше возможностей по сравнению с теми, у кого есть только знания и опыт, но нет нужных навыков.

Как развивать мышление младших школьников


Мальчик и летучий змей

Детям в этом возрасте сложно (и даже невозможно) просто что-то выучить. Поэтому их обучение не должно быть похоже на обучение. Многократное повторение, интересный сюжет, яркая картинка — вот что привлечет внимание и даст результат. Чем разнообразнее игры, тем дольше получится сохранять интерес ребенка. Рассмотрим пять приемов на развитие мышления младших школьников.

Разложить картинки на группы

Распечатайте набор картинок с изображением простых предметов из разных областей и предложите ребенку рассмотреть их и разложить на группы. Например: кухонная посуда, одежда, гаджеты, котики, фрукты.

Отделяя одни предметы от других, ребенок учится видеть общее и разное — тем самым развивает словесно-логическое мышление за счет группировки предметов по признакам.

Собрать конструктор

Предложите ребенку составить разные фигурки из конструктора — в том числе такие, которых нет в инструкции. Чем больше деталей, тем лучше.

В процессе подбора фигурок без инструкции, ребенок учится ошибаться и пробовать снова и развивает наглядно-действенное мышление.

Отметить общий признак

Перечислите слова из одной категории и попросите ребенка назвать одно слово, которое их объединяет. Например:

  • огурец, брокколи, кабачок, редис — овощи;
  • мухомор, подберезовик, лисичка — грибы;
  • береза, дуб, сосна — деревья.

Когда ребенок ищет общее между разными объектами, он учится визуализировать и анализировать их свойства и развивает наглядно-образное мышление за счет активного воображения и обработки прошлого опыта.

Назовите слово и предложите ребенку найти слово с противоположным значением. Можно использовать разные части речи:

  • существительные (смелость — трусость);
  • прилагательные (смешной — грустный);
  • глаголы (открыл — закрыл).

Подбирая антоним, ребенок учится выделять противоположные признаки при совпадении других компонентов — за счет анализа и смекалки развивается словесно-логическое мышление.

Назовите разные части одного объекта и предложите ребенку угадать, какой объект вы загадали. Например:

  • цифры, стрелки — часы;
  • уши, хвост, хобот — слон;
  • буквы, картинки, бумага — книга.

Можно усложнить задание: кроме частей называть еще и характеристики объекта. Например: маленький, колючий, живет в лесу — еж.

Когда ребенок соединяет разные части в целое, он учится рисовать воображаемые картинки — отличная тренировка для прокачки словесно-логическое мышление.

Как развивать мышление средних школьников


Девочка рисует

Нарисовать эмоции на лице

Предложите ребенку нарисовать мордашки с разными эмоциями. Вы можете называть эмоции сами или попросить ребенка вспомнить разные ситуации за день и нарисовать то, что он чувствовал в те моменты.

Рисуя грустные, веселые и сердитые рожицы, ребенок учится распознавать внешние сигналы эмоций — что как раз помогает укреплять теоретическое мышление и вместе с ним эмоциональный интеллект. Это происходит благодаря тому, что ребенок анализирует свои чувства и реакции других людей.

Сочинить историю

Выбирая продолжение истории, ребенок учится смело озвучивать свои фантазии. Он развивает творческое и системное мышление за счет последовательного проговаривания своих идей с сохранением общего смысла.

Придумайте предложение с реалистичным смыслом (мама готовит ужин) и спросите ребенка: правда это или вымысел. Затем скажите что-то нереальное (книга идет домой) и задайте тот же вопрос. Предложите ребенку самому называть вам правдивые и ложные предложения.

Так ребенок учится сопоставлять реальность и фантазии. Благодаря этому происходит развитие словесно-логического мышления за счет анализа слов и предложений.

Возьмите любой предмет и попросите ребенка изобразить такое действие, которое мы обычно не делаем с этим предметом: сыграть на швабре, как на гитаре, нести мяч на голове, как корону. Угадывайте, что изображает ребенок, задавайте ему уточняющие вопросы.

Придумывая, как изобразить необычное действие с определенным предметом, ребенок учится реализовывать нестандартные идеи. В этот момент его гибкий ум вместе с активным воображением развивают наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Нарисовать интеллект-карту

По центру листа напишите любое слово или идею. Например, город. От него нарисуйте несколько стрелок и отметьте, что есть в городе: дома, люди, дороги. Дальше проведите стрелки от каждого слова и определите категории: какие бывают дома (школы, жилые дома, заводы, магазины), какие бывают люди (взрослые и дети, мужчины и женщины). На следующих стрелках отметьте, что есть в этих домах (классы в школах, прилавки и примерочные в магазинах), чем занимаются горожане (гуляют, работают). Продолжайте до самых мелких деталей.

Это упражнение учит видеть целое, его части и закономерности. Оно дает положительный заряд творческому и системному мышлению за счет работы обоих полушарий мозга.

Как развивать мышление подростков


Подросток

Составить список

Предложите подростку составить список (чек-лист) чего-то важного для всей семьи или конкретно для него: список желанных подарков, покупок, фильмов для просмотра. Затем обсудите, чем полезны списки и как он может их использовать в учебе.

Составляя список, подросток учится систематизировать свои мысли, желания, планы — тем самым развивает практическое и системное мышление за счет придания формы тому, что до этого было только в голове.

Назвать различия

Спросите об отличиях между кораблем и лодкой, травой и газоном, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.

Когда подросток замечает различия похожих объектов, то задействует словесно-логическое мышление: анализирует характеристики, выделяет главное от второстепенного, вспоминает свой прошлый опыт.

Придумать название предмету

Покажите фотографии таких гаджетов и предметов, которые подросток еще не видел: это может быть что-то суперсовременное (датчик осанки) или наоборот что-то давно забытое (стационарный телефон с пружинкой). Предложите придумать название и описать функционал этих предметов.

В этом упражнении подросток учится смело выражать свои мысли и отказываться от скучных и неподходящих идей. Как следствие, это помогает развивать творческое мышление за счет создания новых сочетаний слов.

Покажите фотографию, на которой изображена неоднозначная ситуация (собака застряла в вазе) и попросите предположить, что произошло до этого момента.

В момент создания своей истории, подросток анализирует ситуацию и видит ее объемнее — тем самым развивает творческое мышление за счет выражения своих гипотез и фантазий.

Задайте подростку странные и неожиданные вопросы. Например:

  • Что лучше: яблоко или дыня?
  • Что мягче: рука или нога?
  • В чем польза жирафа?

В ответе должно быть как минимум три аргумента.

Когда подросток отвечает на нестандартные вопросы, он размышляет в состоянии неопределенности и укрепляет словесно-логическое мышление — то самое, которым пользуются ученые.

Как не утомить ребенка постоянным развитием

Если ходить в зал на тренировки каждый день (особенно с непривычки), можно быстро перегореть и отказаться от желания стать спортивным. То же самое и с развивающими упражнениями — выполнять их нон-стоп точно не стоит, иначе возникнет сопротивление. Лучше всего внедрять их между делом, постепенно, в виде игры.

Вика Войцеховская

старший методист Skysmart English Content

«Вот, о чем стоит помнить родителям, чтобы помочь детям развивать мышление:

Не превращать развитие мышления в обучение — этого формата ребенку более, чем достаточно. Покажите, что это может быть весело и интересно на приемах, о которых мы рассказали.

Заниматься мало, но регулярно. 15 минут каждый день — всегда лучше, чем 2 часа за раз.

Внедрить эти приемы просто: играйте по пути в школу, когда готовите ужин или на выходных. Не относитесь к заданиями слишком серьезно, иначе ребенок может излишне стараться, переживать — делу это не поможет.

Если ребенок не знает, как ответить — порассуждайте вместе с ним: задавайте вопросы или подарите подсказку. Наслаждайтесь процессом вместе, и все получится!

Читайте также: