Проект русская изба в детском саду средняя группа

Обновлено: 03.07.2024

Предмет исследования.
Русская изба с её внутренним содержанием (посуда, мебель, игрушки, музыкальные инструменты, русский и др.)

Гипотеза.
Через родную песню, сказку, овладение языком своего народа, его обычаями ребёнок дошкольного возраста получит первые представления о культуре русского народа. Предметы национального быта пробудят в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит ощутить себя частью русского народа.

Проверка гипотезы. Методы исследования.
•Экскурсии в мини-музей.
•Беседы с детьми.
•Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.
•Чтение художественной литературы.
•Продуктивная деятельность (изготовление оберега)
•Театрализованные игры.
•Рассматривание предметов быта и посуды.
•Заучивание потешек, прибауток, закличек.
•Использование русских народных песен и танцев.
•Проведение русских народных игр.
•Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
•Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
•Рассказ о народных обычаях и традициях.

I этап – подготовительный.
Цель: разработать проект.

Ноябрь, темы недели:
1. Неделя дружбы
2.Я – человек
3.История моей семьи
4.Человек и предметы быта

Март, темы недели:
1.Женский день
2.Весна пришла, весне дорогу
3. Наши любимые игрушки
4.День детской книги.

ВложениеРазмер
proek_v_sredney_gruppe_russkaya_izba.docx 340.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Георгиевский детский сад общеразвивающего вида Межевского муниципального района Костромской области

Воспитатель: Макарова А.А.

Проект разработан: Макарова Анна Андреевна, воспитатель

Тип проекта: Ознакомительно-ориентировочный.

Продолжительность проекта : краткосрочный

Участники проекта: Дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.

Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.

- Познакомить детей с устройством русской избы;

-Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

- Познакомить с традициями русского народа;

- Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами

- Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, ушат, зыбка, прялка, лавка, сундук;

- Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);

- Знакомство с русскими народными хороводными играми;

- Изготовить макет русской избы;

- Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;

- Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

Формы работы с детьми в процессе реализации проекта:

- Беседы с детьми.

- Рассматривание иллюстраций на тему жизни в деревне.

- Чтение художественной литературы.

- Продуктивная деятельность (изготовление оберега)

- Рассматривание предметов быта и посуды.

- Заучивание потешек, прибауток, закличек.

- Проведение русских народных игр.

- Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

- Рассказ о народных обычаях и традициях.

Условия реализации проекта:

- Принцип интеграции образовательных областей.

- Активное включение детей в различные виды деятельности: продуктивную, игровую, художественно – эстетическую, коммуникативную;

- Учет индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов детей;

- Использование разнообразных методов и приемов работы с детьми;

Методы и приемы:

Формы работа с родителями по реализации проекта

- Обогащение предметно-развивающей среды.

Формы работы с педагогами по реализации проекта

Ожидаемый результат с детьми:

- Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.

-Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

- Традиции русского народа: гостеприимства, почитание старости.

- Узнают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине.

- Презентация проекта для родителей и педагогов.

Этапы проведения и реализации проекта:

1 Этап: Подготовительный (1 неделя)

- сбор информации, подготовка наглядного материала;

- консультации для родителей;

- подбор дидактических игр.

2 Этап: Основной (2 недели)

- Работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы;

- Работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей);

3 Этап: Заключительный (1 неделя)

План реализации проекта:

- Консультации для родителей:

- Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.

- Досуг: загадки о предметах быта.

- Оформление макета в группе.

- Музыкальная деятельность: слушание народных песен (аудиозапись). Пение знакомых колыбельных песен.

- Беседы с детьми по теме проекта:

В ходе данного проекта дети получили знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве, познакомились со старинными предметами домашнего обихода. Обогатился словарный запас названиями предметов русского быта.

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем, это относится и к прошлому нашего народа. К числу наиболее актуальных проблем относится формирование у детей патриотических чувств и развитие духовности. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Сейчас, с возвращением к нам национальной памяти, всё больше надо знать о русской культуре, обычаях и традициях, о том, как жили наши предки, во что одевались, как отмечали праздники, что ели и что пили. Мы должны знать сами и знакомить детей.

2 часть. Актуальность проекта :

В наши дни, дети очень мало получают информации о русской культуре, быте. Поэтому я задумалась над проблемой приобщения детей к истоком русской народной культуры. Безусловно, работа в данном направлении велась, в группе оформлен уголок русской народного искусства, детям читались сказки, их знакомили с пословицами, поговорками. Однако было очевидно, что система работы в данном направлении развития детей требует организации особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний. Поэтому я решала создать в группе уголок в виде русской избы, где будут размешены предметы, наиболее часто встречающихся в русских избах.

3 часть Определение предмета исследования

Патриотическое воспитание – сложный процесс, требующий продуманной системы, органической связи со всеми сторонами формирования личности ребенка. Сегодня очень важно воспитывать молодое поколение на исторических традициях нашего народа. Необходимо формировать у подрастающего поколения беззаветную любовь к Родине.

4 часть. Выдвижение гипотезы

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только в том случае, если сам воспитатель будет знать и любить историю своей страны, сумеет передать своему воспитаннику то, что вызовет у малыша чувство гордости и восторга. И чем раньше начинается работа по патриотическому воспитанию детей, тем большим

будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды деятельности детей.

5 часть. Проверка гипотезы

Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатства - начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Невозможно воспитать чувство собственного достоинства, уверенность в себе, а, следовательно, полноценную личность, без уважения к истории и культуре своего Отечества.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного,целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Нет сомнения в том, что уже в детском саду в результате целенаправленной воспитательной, систематической работы у детей могут быть сформированы элементы патриотизма.

Цель проекта : приобщение детей среднего дошкольного возраста к истокам Русской народной культуре, её наследию; формирование чувства любви и добра; воспитание патриотизма. Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами работы с детьми.

Задачи проекта :

1. Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуре, через русские народные подвижные игры

2. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

3. Знакомство с особенностями русского национального уклада жизни (быта).

4. Формирование у детей представления о взаимозависимости человека и природы, знакомство с отражением природных явлений в народном фольклоре.

5. Развивать речь детей, активизировать словарный запас

6. Расширять музыкальный кругозор через ознакомление с лучшими образцами песен тех лет

7. Развитие творческих и исследовательских способностей детей

8. Содействовать активизации совместной деятельности со сверстниками, родителями и педагогами

9. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности

Тип проекта :

По продолжительности: долгосрочный

По направлению деятельности: информационный, практико- ориентированный, творческий, игровой.

Участники проекта : дети группы № 12, воспитатель, родители

Продолжительность проекта : 3 года

- формирование у дошкольников устойчивой нравственно- патриотической позиции

- дети имеют представления о русской избе

- дети с большим уважением относятся к наследию предков

-формирование у детей патриотических чувств и представление о быте предков

- развитие чувства ответственности и гордости за своих предков

-дети становятся более самостоятельными и инициативными в разных сферах деятельности

- развитие у детей воображения, мышления, памяти

- расширение и активация словаря

- повышение уровня заинтересованности родителей проблемой

- проявление у ребёнка познавательного интереса к культуре и истории русского народа

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап

Создание необходимых условий для реализации проекта :

- формулировка целей и задач проекта

- создание условий для реализации проекта

- подбор познавательной, художественной литературы

- рассматривание художественной литературы, энциклопедий, тематических альбомов

- проведение бесед, занятий

- подборка атрибутов и игр для занятий

II. Основной (практический этап)

Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в средней группе

Использование атрибутов музея. Интеграция с другими видами деятельности.

Январь. С гуся вода, с Ваня худоба. Закрепление представлений о зыбке, рукомойнике. Исполнение потешек об умывании, колыбельных.

Апрель Колобок – румяный бок. Познакомить с такими экспонатами музея, как сито, скалка. Инсценирование сказки

Май. Идёт коза рогатая. Познакомить с назначением крынки, подойника. Использовать потешки о корове и козе

Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в старшей группе

Использование атрибутов музея. Интеграция с другими видами деятельности.

Февраль. Наши подружки -ложки, миски, кружки Знакомить со старинной деревянной утварью.

Май. «Курочка в избушке веником метёт Веник, голик, совок. Народные загадки

Тематический план проведения игровых экскурсий в музее в подготовительной к школе группе

Использование атрибутов музея. Интеграция с другими видами деятельности.

Декабрь. Волшебная иголка Роль вышивки, лоскутных изделий в создании домашнего уюта. (подзоры, занавески, лоскутные одеяла, половики) Рисование узоров для вышивки со знаками Земли-матушки

Февраль. Сверху пар, снизу жар-это русский самовар Познакомить с традицией чаепития. За самоваром знакомимся с докучными сказками.

Март Весна пришла, сороки привела. Сито, скалка, ларь Печём жаворонков.

Май. Прощание с избой Закрепить представление о музее, как месте погружения в прошлое, месте хранения старинных редких предметов. Народные загадки

III. Заключительный этап

Подведение итогов проекта

В своём ДОУ мы воссоздаём основные детали и обстановку русской избы (лавки, печь, люлька, кровать и др.) Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта не могут не пробудить в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволит им ощутить себя частью русского народа. Любовь маленького ребёнка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живёт, детскому саду, городу.

Через организацию бесед о музеях, о том зачем они нужны? Что в ни храниться? Кто куда ходит и зачем? мы вызываем интерес к музею и желание создать его детском саду. Таким образом, с помощью родителей, коллектива накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви).

Большое место в реализации проекта должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским костюмом. Дети узнают, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также идёт ознакомление детей с русскими праздниками : Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. Дети могут участвовать в фольклорных развлечениях и досугах, посвященных народным праздникам, что дает большую возможность проникнуться историей своего народа.

1. Обретение ребенком целостной смысловой картины представлений об истории, культурной жизни, архитектуре современной жизни родного села;

2. Активизация представлений о малой родине как о природном комплексе с разнообразным животным и растительным миром;

3. Отражение в художественно – творческой деятельности (музыке, танцах, театральной деятельности, рисовании, лепке, конструировании) темы любви к родному краю;

4. Вызвать постоянный и устойчивый интерес, потребность общаться с прекрасным в окружающей действительности и произведении искусства;

5. Сформированность первых представлений о культуре своего народа, обычаях;

6. Обогащение словарного запаса детей;

7. Сформированность представлений о морально-нравственных ценностях:

доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваги;

8. Развитие коммуникативных навыков, уважительного отношения к

взрослым, сверстникам, малышам;

9. Обогащение представлений детей о культурном наследии своего народа.

1. Пробуждение желания открывать и систематизировать собственные познания в мире краеведения;

2. Активизировать участие вместе с детьми в поисковой, художественно – творческой и здоровье сберегающей деятельности ДОУ

3. Проявление позиции активных участников и партнеров воспитательного и образовательного процесса.

1. Пополнение своего педагогического арсенала научными обоснованными знаниями о возможностях и условиях применения системного подхода в воспитании и обучении дошкольников с учетом культурологического и регионального аспектов, о проектном методе в деятельности дошкольного учреждения.


Козлитина Марина Петровна, воспитатель МБДОУ “Детский сад общеразвивающего вида “Рябинушка” с.Гостищево” Белгородская область Яковлевский район.


Цель:

— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

Ход занятия:

Хозяйка избы встречает детей у входа.

— Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома, присаживайтесь. Сядем рядком, да поговорим ладком.

В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

-Как мы себя чувствуем дома?

Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Но, в отличие от елки,

— Почему же из лиственницы строили дома?

Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

— Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

Послушайте, да отгадайте мою загадку:

Печь – это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку.

Печка — деревенская кормилица.

-Чем же могла печь накормить своих хозяев?

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила. Там же на крюке, забитом в потолок, висела колыбелька для самого маленького в семье.

Но жили в доме не только люди. Были в нем жильцы — кто родом из леса, кто- с поля, кто – из земли. Без них в хозяйстве не обойтись. Какие же предметы еще находились в русской избе? Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

И шипит, и кряхтит

Воду быстро кипятит, он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов,

Кран на брюхе открывает, кипяточек наливает (самовар)

За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

“Как у нас семья большая”

Как у нас семья большая

(Ритмические хлопки в ладоши и удары кулачками попеременно)

Два у лавки стоят

(Загнуть большие пальцы на обеих руках).

Два учится хотят

(Загнуть указательные пальцы на обеих руках)

Два Степана у сметаны объедаются

(Загнуть средние пальцы)

Две Дашки у кашки

(Загнуть безымянные пальцы)

Две Ульки в люлке

Воспитатель. Продолжим отгадывать загадки.

Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Дети пробуют просеять муку через сито.

«Что за барыня такая ?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

«Всех кормлю с охотою,

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

«Что хозяйка в печку ставит,

Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Главной кухонной посудой был горшок — прямой предшественник кастрюли, супницы, сахарницы, чайника, контейнера для хранения. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Горшок был мужской и женский.

Хозяйка показывает детям два горшка и просит отгадать, какой из них женский, а какой мужской.

Женский горшок по форме — вытянутый вверх, изящный. В нем хранили муку, крупу.

Мужской по форме — толстый, пузатый, его использовали для приготовления пищи.

Когда купали детей, то девочек поливали из женского горшка, чтобы вырастали стройными да красивыми, а мальчиков — из мужского, чтобы росли сильными да крепкими.

О посуде мы с вами поговорили, а теперь давайте вспомним что же готовили в печи.

Я вам предлагаю испечь баранки, но сначала вы мне скажите что нужно для того чтобы испечь баранки?

(дети перечисляют продукты: яйца, мука, вода, соль, дрожжи. Воспитатель показывает перечисляемые продукты детям, доставая из большой чаши, которая стоит на столе прикрытая рушником). Что такое рушник?

Да вот печь надо разжечь,

Тесто надо замесить

Да баранки надо накрутить.

Будьте добрее, подсобите,

В моем деле помогите.

Давайте печь растопим,

Что там у нас посмотрим?

Подбросим дров. Прекрасно!

Эх, гори, гори ясно!

Описание: участники становятся в круг, держа в руках, красные и желтые платочки, и говорят слова выполняя движения.)

Гори, гори ясно (руки с платочками вперед, взмахи в верх, в вниз)

Чтобы не погасло (присесть руки в низ)

Глянь на небо, (встать. Пройти в центр, руки вверх помахать, отойти)

Птички летят, (взмахи руками в стороны вверх, вниз)

Колокольчики звенят. (руки вниз взмахи вправо, влево)

Ну что ж о печь мы затопили, а теперь можно взяться и за работу

Теперь нам надо замесить тесто.

Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)

Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)

И баранки испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)

Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!

(дети снимают салфетки с тарелочек на стол. В тарелочках тесто скатанное в шарик)

Тесто наше отдохнуло,

К ручкам нашим все прильнуло,

И сейчас нам нужно,

Вылепить баранки дружно.

Мы с вами как настоящие хозяева сегодня будем работать с тестом- выпекать баранки.

— Какое она на ощупь тесто? (мягкая, податливая, меняет форму)

Давайте вспомним как мы будим делать баранки

нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко.

(дети лепят баранки, воспитатель готовые ставит в печь).

А баранки, к чаю подавали давайте посмотри, готовы ли наши баранки?

(воспитатель достает из печи настоящие баранки и раздает детям)

Вот они с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.

Воспитатель. Молодцы! Красивые баранки у вас получились.

Воспитатель: Ребятки расскажите мне, к кому вы сегодня ходили в гости? В какие русские народные игры вы играли? Что нового вы сегодня узнали на этой встречи? А что вы сегодня стряпали? А из чего?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание духовно-нравственного качества у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской культуры. Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, было решено создать проетк "Русская изба"

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение


Детский сад № 214

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской народной культуры

Воспитатель: Заплатина Людмила Ивановна

Воспитатель: Шумкина Анастасия Александровна

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:

Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный

Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители.

Актуальность проекта:

Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте.В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.

И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Цель проекта: Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.

Познакомить детей с устройством русской избы;

Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

Познакомить с традициями русского народа;

Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами;

Развивающие:

Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;

Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);

Знакомство с русскими народными хороводными играми;

Воспитательные:

Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;

Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.

Сроки реализации проекта: апрель - май 2018г.

Ожидаемые результаты:Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

Формы работы с детьми:

Экскурсия в мини музей.

Беседы с детьми.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание быта и посуды.

Заучивание потешек, прибауток, закличек, частушек.

Использование русских песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

Рассказ о народных обычаях и традициях.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

I Этап

Подготовительный

02 04. 2018г. – 23.04.2018г.

Изучение литературы по данной теме;

Составление перспективно – тематического плана;

Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;

Диагностика детей о русской культуре;

Обогащение развивающей среды:

Материальное:

Стол, полки, лавки, печь, люлька, сундук;

Самовар, чугунок, бочка, расписная деревянная посуда и т.д.;

Коромысло, прялка, швейная машинка; ухват и т.д. (предметы обихода);

Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитые рушники;

Элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти); народные куклы.

Научно-методическое:

подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций;

Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений;

Чтение русско-народных сказок;

заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.

Проведение консультаций для родителей и педагогов;

Диагностика полученных знаний детей;

Анализ полученных данных;

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Знакомство с бытом русского народа, национальным костюмом.

Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни)

Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;прививать детям культуру поведения в музее.

Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пересказывать

Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.

Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны;

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.

Изучение малых фольклорных форм

Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

Расширять и обогащать словарный запас детей.

Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода.

Ознакомление детей с русскими национальными костюмами: историей, внешним видом, назначением, изготовлением. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами

Проведение русских народных игр.

Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов.

Ознакомление с образцами вышивки и кружев.

Знакомство с вышивкой и вязанием кружевных изделий.

Знакомство с декоративно-прикладным искусством.

Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской и филимоновской росписью.

Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения, особенности росписи, цветовую гамму, элементы узора.

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять украшения на игрушках. Закреплять умение составлять симметричный узор на круге, розетте, выделяя середину и кайму.

Разучивание стихов о Дымковской, Филимоновской игрушке, отгадывание загадок.

Закреплять интерес к русской народной игрушке. Развивать уважение к мастерам народных промыслов. Обогащать словарь детей.

Учить рассматривать дымковских барынь, закреплять умение рисовать красками прямые линии, в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре.

Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки. Учить соединять части фигурки, создавать образ, используя полученные навыки и приёмы лепки. Формировать умение работать с пластилином. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.

Познакомить детей с искусством гжельской росписи. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.

Чтение стихов, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о гжели.

Обогащать словарь детей.

Формировать у детей обобщённое представление о народном искусстве.

Познакомить детей с одним из народных промыслов России – хохломской росписью

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере хохломской росписи. Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травинка).

Познакомить детей с народным промыслом, познакомить с историей их возникновения.

Роспись жостовского подноса

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостово;

Закрепить умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов.

Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представления об элементах городецкого узора. Учить расписывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи.

Ознакомление с названиями городецкой росписи;

Составление композиции на досках различной формы.

Выставка детского творчества

Традиции и обычаи русского народа

Расширить представления детей о том, что такое обряд, обычай; обогатить словарь детей, развивать диалогическую речь.

Познакомить с традиционными русскими народными праздниками. Прививать любовь к традициям своего народа, развивать понимание народных праздников.

Познакомить детей с русским обычаем – обычаем гостеприимства, хлебосольства.

Побуждать творчески воспроизводить в играх приём гостей. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Приобщение детей к народной культуре через песенно-игровые традиции, обрядовые праздники.

Учить детей передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

Чтение русских народных сказок

Читайте также: