Какие участники исторического процесса являются движущими силами истории кратко

Обновлено: 03.07.2024

Субъекты как участники исторического процесса, движущие силы - те участники истории, которые в конкретный период за­нимают ведущее, значительное место в обществе, именно от их деятельности зависит направленность общественного развития.

Субъекты и движущие силы истории - народные массы, классы, личности.

40.Проблема направленности, единства и многообразия мировой истории. Теории исторического круговорота и множественности цивилизаций и культур (Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби).

Материалистич. подход к единству истории вкл. в себя признание единства мир. ист(и). Единство и. закладывается в самой реальной жизни, в способе ее матер. обеспечения с пом. трудовой деятельности и используемых ею материальных средств труда. Труд – вечное условие чел. жизни. Мат. основа ист. процесса есть одновременно и основа его единства. Если различные культуры и цивилизации развиваются как самост. и внутренне замкнутые образования, то никаких общих законов, ист. закономерностей быть не может.

Формы проявления единства ист. процесса. Установление многообр. связей между странами: экономич., культурных => рост городов, консолидация народностей. С развитием капит. отношений все больше стран вовлекаются в механизм кап. экономики. Эк. и культурное развитие тесно связ. с развитием науки и техники. В этом взаимосвязанном мире соц. значимые события сразу становятся достоянием всех, интересы и судьбы народов тесно переплетаются. Т.о. в ходе истории меняются формы выражения ее внутр. единства, старые формы накладываются на новые.

Причины и факторы многообразия истории. Многообразие истории существует во времени и пространстве. Во времени – это разл. этапы исторического развития, формации и эпохи. В пространстве – это наличное реальное многообразие социальн. жизни, осн. источник которого – неравномерность ист. развития.

О.Шпенглер- культурологическая теория. История-случайн зарождение и умерщвление культуры. Когда культура исчерпывает себя, она превращается в цивилизацию. Признаки: появлен мегаполисов,научный атеизм,демографич спад.культура замкнута внутри себя. Понять ее может только тот кто в ней родился.А.Тоинби-мировая истор-совокупность локальных цивилизаций. Эволюция цивилизации: возникновение, рост, надлом, распад- не обязательны. Каждая цивилизация в тот или иной момент сталкивается с вызовом. Она должна дать ответ, кот заключается в духе. Критерии выделения цивилиз: религия, история, язык, обычаи.

Общественный прогресс - движение общественных форм, характеризующихся переходом от низшего к высшему со­стоянию, когда новая форма представляет собой ступень в разви­тии от естественных дорм детерминации к социально значимым.

Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775—1854) писал, что решение опроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие — о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.

Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

Как видим, вопрос о критерии прогресса занимал великие умы нового времени, но решения не нашел. Недостатком всех по­пыток одолеть эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы — все это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерий общественного прогресса. Рассмотрим не­которые из них.

Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Она аргументируется тем, что на­правленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. В общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые .соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, для роста производительности труда, для развития человека. Человек здесь рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.

Эта позиция подвергается критике с другой точки зрения. Так же как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его лишь в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История дала примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодолеть односторонность критериев, отражающих состояние лишь одной сферы жизни общества, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие свободы.

Свобода характеризуется не только знанием (отсутствие которого делает человека субъективно несво­бодным), но и наличием условий для ее реализации. Необходимо также решение, принимаемое на основе свободного выбора. На­конец, требуются еще и средства, а также действия, направленные на реализацию принятого решения. Напомним также, что свобода одного человека не должна достигаться путем ущемления свободы другого человека. Такое ограничение свободы носит социально-нравственный характер.

Смысл жизни человека заключен в самореализации, самоосуществлении личности. Так вот, свобода выступает как необходимое условие самореализации. В самом деле, самоосуществление возможно, если человек имеет знания о своих способностях, возможностях, которые дает ему общество, о способах деятельности, в которой он может реализовать себя. Чем шире возможности, создаваемые обществом, тем свободнее человек, тем больше вариантов деятельности, в которой раскроются его потенции. Но в процессе многогранной деятельности происходит и многостороннее развитие самого человека, растет духовное богатство личности.

Итак, согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению еще одной точки зрения на социальный прогресс.

42.Понятие общественно-экономической формации. Теория формаций и реальный социальный процесс. Современные дискуссии по проблеме формационного и цивилизационного подхода к всемирной истории.

Общество – система саморазвивающаяся, она находится в изменении и развитии. Общественно-экономическая формация(ОЭФ) – исторически определившийся тип общества, представляющий собой особую степень в его развитии. ОЭФ – социальная система, состоящая из взаимосвязанных элементов и находящаяся в состоянии неустойчивого равновесия. Маркс провёл научное членение исторического процесса и обосновал исторически переходящий характер каждой из ОЭФ. В результате вся история человечества предстала как закономерный процесс развития и смены ОЭФ, ступеней этой истории. ОЭФ – это конкретно-исторический тип общества, взятого в его целостности, функционирующий и развивающийся в соответствии с присущими ему объективными законами. Каждая формация - целостная система. В формацию входят производительные силы и производственные отношения, которые и составляют её материальную основу; определённые социальные субъекты, представленные различными историческими формами общности людей: родами и племенами, сословиями и классами, народностями и нациями, политическими партиями и общественными организациями. Маркс писал о единстве миров истории, она едина, однолинейна, те все общества стремятся к единой цели-коммунизму. Критика теории формаций:1)Маркс разработал эту теорию на материале развития Зап. Европы и решил, что его законы универсальны для всех обществ.2) рассматривает соц-экономич фактор как основной, но показать развитие общ-ва сегодня только экономикой невозможно.3) общество базируется на одном основании, но любое сведение к одному является несостоятельным.4)предписывание истории однолинейный типологич характер- историч процесс идет по одной линии и стремится к 1 цели- коммунизм; Цивилизация(Ц)- большие самодостаточн сообщества стран и народов, выделенные по социокультурному основанию и сохраняющие свое своеобразие и уникальность на длительных отрезках исторического времени, несмотря на все изменения и влияния, которым они подвергаются. Ее можно уничтожить, но изменить нельзя. Существуют отдельные теории: О.Шпенглер- культурологическая теория. История-случайн зарождение и умерщвление культуры. Когда культура исчерпывает себя, она превращается в цивилизацию. Признаки: появлен мегаполисов,научный атеизм,демографич спад.культура замкнута внутри себя. Понять ее может только тот кто в ней родился.А.Тоинби-мировая истор-совокупность локальных цивилизаций. Эволюция цивилизации: возникновение, рост, надлом, распад- не обязательны. Каждая цивилизация в тот или иной момент сталкивается с вызовом. Она должна дать ответ, кот заключается в духе. Критерии выделения цивилиз: религия, история, язык, обычаи. Общ черты теорий: Ц- общность, целостность, отличная от ее частей;для Ц характерно самоопределение-своей судьбы, она развив только исходя из себя самой;Ц не коммуникабельна. Цивилизацион подход:1.Ц творится людьми.2.Исследование влияния форм культуры.3.Анализ по горизонтали(Ц кот существ сегодня).4.Культурологич анализ(некие формы дух жизни).5.Истор развития общ-ва-вне его.6.То, что людей объединяет. Формацион подход: 1.История-закономер процесс.2.Это бытийственный анализ истории-надо найти первооснову истор.3.Анализ по вертикали-из древности до наших дней.4.Соц-экономич анализ общ-ва.5.Внимание акцентрируется на внутрен источниках развития.6.Больше исследуется то, что разъединяет людей.

Основа развития прогрессивной техники и технологий переструктурирования – это явление детерминантного общества в целом. Технологический детерминизм – 60-70 гг ХХв – отражает мысль, согласно которой развитие общества обуславливается развитием технологий, те развитие техники –определяющий фактор в развитии общ-ва. =>развитие нового класса (компьютеры-програмисты). Белл, Тофлер, Бжезинский выдел 3 этапа развит: традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Характеристики индустриального общ-ва:

1. Высок ур-нь развития техники-источник развития общ-ва

2. Массовость производства

3. Потребление энергии возрасло, вместо естествен источников-искусственно созданные

4. Новые ср-ва коммуникаций

5. Разрыв с традицией

6. Мир-функциональн деятельность(восприним с точки зрения полезности всего)

Индустриальное общество возникло в 17в с эпохи буржуазой революции. Ключевые ценности индустриального общ-ва:

1. Ценность достижения и успеха

2. Обладание частн собственностью

4. Ценность потребления, перераст в потребительство

5. Ценность активности и труда

6. Вера в прогресс

С 50 г стал употребляться термин постиндустриальное общество. Изменения в индустриальном общ-ве: 1)важную роль в общ-ве преобретает информация и информационные технологии – ключевое изменения;2)резко возраст роль экономики и услуг;3)пр-во тсало наукоемным(использ больш кол-во открытий,проработок). Постиндустриальное общ-во рассматривает вложение в человека как важн часть своего развития,в его здоровье, образование. Характеристики постиндустриального общ-ва:1)основа жизни – информ технологии;2)человек – основная сила развития общ-ва(человек носитель знаний);3)основной принципы индустриального общ-ва сохранились в постиндустриальном; 4)количествен рост, но глубины роста нет. Постиндустриальное общ-во несет черты мужского начала, но надо воспроизводить новый путь отношения к жизни, усилить роль женщины.

44.Философское понятие культуры. Культура и природа. Социальные функции культуры. Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и общечеловеческое в культуре.

Термин культура первоначально означал возделывание почвы, изменение в природе объекта под воздействием чела. Очень важн особенностью культ явл-ся заложенное в ней чел-ое начало. Культура – всё созданное человеком. Культура предстаёт как сотворённая чел-ом 2-ая природа, надстроенная над природой естественной. Там, где есть чел, его деятельность, отношения м/у людьми, там есть и культура. Нужно различать материальн и духовн культуру, не противопоставл их друг другу. В материал культуре заключено её духовн начало – в ней всегда есть воплощение идей, знаний, целей чела, что только и делает её культурой, продукты духовн культуры всегда обличены в материальн форму. Культура – совокупность созданных челом ценностей. Мир культуры – мир материальн и идеальн духовн ценностей, т.е. мир объектов материальн и идеальн, взятых в его отношен к челу, мир, наполненый чел-ими смыслами. Социальные ф-ции культуры выражают субъективно-личност сторону деятельности обществен чела, способы и нормы социальн организац и регулиров процессов жизнедеятельности, изобретения, открытия созидание нового уникальн, дают результаты, кот включаются в исторический процесс. Имеются ввиду и новые идеи, лишь ожидающие своего воплощения в социальную действительность, и материализован результаты чел-ой деятельности, и сама деятельность как посредствующее звено м/у ними. В процессе развития общества усиливалось взаимодействие культур. По мере того, как история становилась всемирной, возможность взаимовлияния культур неизмеримо возрастала. Но имеют глубокие корни и различия культур. Культурные различия – один из источников многообразия исторического процесса. Каждая культура неповторима. И это означает, что в определённом отношении разные культуры равны между собой. Многообразие культур – объективная реальность, и к ней можно подходить двояко: руководствоваться либо идеей единства мировой культуры, либо утверждением несовместимости культур, считая, что каждая из них стимулируется своими принципами и не способна вступать во взаимодействие с другими культурами. Согласно марксистского подхода любые локальные и национальные культуры в своей особенной форме выражают всеобщее, общечеловеческое содержание. Научно-технический прогресс оказывает воздействие на культуру и общ. жизнь. Последнее ведёт к усилению углублению взаимодействия и проникновения культур, но и порождает разнообразные противоречия. 3 ур-я взаимодействия(диалог) культур : 1)этнический:отношения м/у локальными этносами .2)межнациональный:диалог различ гос-полит структур, полит элит.3)цивилизацион: основан на встрече различ типов социальности, систем ценностей и форм культуротворчества); Диалог культур возможен и в виде взаимодействия актуальн типа культуры с историч сложившейся культурн традицией. Важн значен имеет структура диалога культур- направление и конкрет формы взаимного обмена культурн инфо. Широко распростр обмен хоз навыками и производствен технологиями. Следует учитыв и конкрет ур-нь взаимодейств культур(осеществл ли связи на ур-е гос политики, воен оккупации,обыденно- бытовых контактов). Различ формы и принципы взаимодейств культур (мирные, добровольн, партнерское, взаимовыгодн сотрудничество). В кажд случае взаимодейств культур можно выделитьнескольк этапов: 1)Культурн шок-первонач реакция сознания на встречу с иной культ реальностью.2)Культурн конфликт- противостоян не жизнен важных аспектов чел существования, а спор субъективн убеждений

Какие участники исторического процесса являются движущими силами истории?


Все, но с разной долей участия.

Например петр 1, александр1, иван грозный, иван1.


Русский историк и философ Л?

Русский историк и философ Л.

П. Карсавин о философии истории.

Философия истории определяется тремя основными своими задачами.

Во - первых, она исследует первоначала исторического бытия, которые вместе с тем являются и основными началами исторического знания, истории как науки.

Во - вторых, она рассматривает эти основоначала в единстве бытия и знания, т.

Е. указывает значение и место исторического в целом мира и в отношении к абсолютному Бытию.

В - третьих, задача ее заключается в познании и изображении конкретного исторического процесса в его целом, в раскрытии смысла этого процесса.

Е. теориею исторического бытия и теориею исторического знания.

С первого же взгляда очевидна глубокая органическая, нерасторжимая связь проблем теории истории и философии истории.

Невозможно определить основоначала истории иначе, как чрез отношение их к основоначалам бытия и знания вообще, а следовательно — и без уяснения связи их с Бытием абсолютным.

Всякий теоретик истории, если только он искусственно не замыкает себя в круг вопросов так называемой технической методологии, неизбежно должен выяснить : в чем заключается специфичность исторического бытия и существует ли эта специфичность, каковы основные категории исторического познания, основные исторические понятия, те же ли они, что и в области познания природы, или другие, и т.

Д. Все это делает настоятельно необходимым рассмотрение теоретико - исторических и философско - исторических проблем во взаимосвязи.

Вопросы и задания : 1) В чем, по мысли автора, состоят задачи философии истории?

Как вы понимаете смысл каждой из задач?

2) Как соотносятся историческое бытие и историческое знание?

3) Какую задачу призвана решать философия истории в узком смысле?

4) Почему автор объединяет рассмотрение теоретических и философских проблем истории?

5) Какова связь изучения конкретного исторического процесса и философии истории?

6) К какой из задач философии истории можно отнести вопросы, рассмотренные в данном параграфе?


Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе?

Опираясь на знания по истории, литературе, другим предметам, приведите примеры, характеризующие роль народа в историческом процессе?


ПОМОГИТЕ?

Назовите движущие силы исторического процесса.


В чем состоит универсальность исторического процесса?

В чем состоит универсальность исторического процесса?


Опираясь на материалы истории, проследите за изменениями нравственных норм в процессе исторического развития?

Опираясь на материалы истории, проследите за изменениями нравственных норм в процессе исторического развития.


ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА?

ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС И ЕГО УЧАСТНИКИ.

Одна из великих загадок существования человечества — смысл и движущие силы исторического процесса (движения народов и государств во времени, пространстве, в системе материальных и духовных координат).

Если проанализировать то, что наработала за века своего существования историческая наука, то окажется, что исторический процесс в ее интерпретации — это длинная цепь различных конфликтов, столкновений потребностей, интересов, притязаний, самолюбий, хитромудрых замыслов и неосмотрительных способов их реализации.

Недаром философ Н.

Долгие века история причудливо кроила и лицевала как катастрофический процесс политическую карту мира, состав народов, поднимая на гребень могущества и благополучия одни народы и низвергая в пучину нищеты, рабства и балансирования на грани небытия другие.

Что касается логики исторического процесса и его участников, то отношение к этому вопросу всегда зависело от мировоззренческих, идеологических позиций тех, кто высказывался по нему.

Наиболее изящное объяснение смысла исторического процесса содержится в религиозных учениях : история — это результат промышления Божьего (или его попущения).

По теории марксизма, исторический процесс трактуется как строго последовательное и неуклонное чередование социально - экономических формаций : рабовладельческий строй сменялся феодальным, на смену феодализму шел капитализм, а этот последний эксплуататорский строй в результате обострения классовой борьбы неизбежно должен был заменен на строй социалистический, а потом и коммунистический.

Согласно этим взглядам, история вершилась под воздействием экономических процессов, а ведущим участником исторического процесса были народные массы под руководством прогрессивной политической партии.

Некоторую роль играли и отдельные личности (вроде вождей левого движения).

Но их значение в исторических преобразованиях не следовало преувеличивать.

Представители иных течений социально - политической мысли также признавали существенную роль народных масс как движителей исторического процесса, но при этом активнее отстаивали ведущую роль в нем выдающихся личностей, таких, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Оливер Кромвель, Мартин Лютер, Петр I, Наполеон Бонапарт, Авраам Линкольн, Владимир Ленин, Мао Цзэдун и др.

Близко к этой точке зрения стоит концепция решающего значения для судеб стран и народов их элит — культурных, экономических, научных и т.

Д. Эта концепция исходит из принципа изначального неравенства людей по национальным, расовым, классовым, социальным признакам и рассматривает исторический процесс как результат деятельности высших каст, которым подчиняется все остальное население.

До последнего времени большинство мыслителей в области истории склонялись к тому, что исторический процесс непредсказуем, как правило, осуществляется спонтанно и от истории можно ждать всего, чего угодно.

Вообще в истории (даже новой и новейшей, не говоря уже о более древних временах) при ретроспективном ее рассмотрении легко обнаружить массу, казалось бы, совершенно случайных обстоятельств, приведших к весьма серьезным, глобальным последствиям.

Опоздание Груши в финале битвы при Ватерлоо (после чего Наполеон окончательно сошел с исторической арены), убийство Александра II, уже подготовившего конституционную реформу, и т.

В соответствии с этим принципом, периоды революций, резких скачков, коллизий, ломок в историческом процессе обязательно сменяются временем умиротворения, стабильности, даже иногда частичного возврата к прошлым (дореволюционным) порядкам.

1. Движущие силы истории — совокупность факторов, которые влияют на исторический процесс.

В советское время под влиянием марксизма сложилось одностороннее восприятие истории как процесса, который развивается, главным образом, по объективным законам. Значение субъективных факторов, влияние отдельных личностей на ход истории приуменьшалось. Современная историческая наука исходит из того, что в истории действуют как объективные, так и субъективные факторы, причем роль субъективных факторов очень велика.

Другой стереотип, возникший под влиянием марксизма, заключается в том, что историей движет борьба угнетенных классов против угнетателей. В действительности, случаи народных восстаний и других активных действий угнетенных крайне редки. Наоборот, субъективное желание класса угнетателей закрепить свое материальное и иерархическое привиле­гированное положение и заставить работать на себя большинство общества, как правило, успешно реализовывалось на практике во все времена и это было одним из основополагающих факторов, определявших ход истории (от бояр Киевской Руси до партийной номенклатуры 1970-х гг. и современных олигархов).

2. История — наука, в значительной степени, конъюнктурная и не свободная от идеологии. Независимо от эпохи, история используется господствующими политическими силами для обоснования и достижения своих интересов и отражает официальную точку зрения.

В отличие от математики, многие исторические события необходимо воспринимать не как точно имевшие место (особенно касающиеся древности и средневековья), а как версию этих событий, написанную живыми людьми, не свободными от влияния эпохи, интересов правящих сил, собственного восприятия событий.

Кроме того, по истории допетровского периода (до 1700 г.) большинство источников, архивных материалов было уничтожено, по истории домонгольского периода сохранилось всего около 150 источников, и точно доказать те или иные события не все­гда возможно.

Поэтому воспринимать исторический материал необходимо осторожно, учитывать, что любым событиям заинтересованными силами дана интерпретация, надо ориентироваться, в первую очередь, на конкретные факты.

Когда мы обращаемся к социальному развитию, закономерно встает вопрос: что движет им? кто субъекты этого развития?

Источниками исторического процесса являются результаты взаимодействия трех независимых друг от друга миров:

во-первых, это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека;

в-третьих, это мир человеческой субъективности.

Таким образом, источниками исторического процесса являются:

1) природные и климатические условия, которые влияют на политическое устройство общества;

2) процесс разделения труда и развитие техники;

3) морально-религиозное, духовное развитие и совершенствование общества.

Человеческое общество – это высокоорганизованная, самоуправляемая система, по сложности, превосходящая любую самоорганизованную систему в природе. Характерная ее особенность состоит в том, что ее развитие осуществляется через деятельность людей, преследующих свои цели. Следовательно, участниками исторического процесса являются все люди. Однако, субъектами они становятся лишь в той мере и тогда, когда действуют сознательно, т. е. осознают:

а) свое место в историческом процессе;

б) социальное значение своей деятельности;

в) направленность исторического процесса.

Таким образом, субъектами исторического процесса могут выступать: политические партии, классы, нации, народности, отдельные личности, элитарные группы и т. д., включая народы и человечество вцелом, которые четко осознают свое место и роль в истории.

а) объективные факторы;

б) субъективные факторы.

Объективные факторы:

1) природные и климатические условия жизни общества;

2) состояние материального производства;

3) существующая социальная структура общества;

4) потребности людей в обеспечении необходимых условиий жизни и интересы, которые являются главным побудителем человеческой деятельности.

Потребности (нужда в чем-либо)могут быть:

а) естественные (биологические);

б) социальные (созданные обществом).

Интересы (отношение человека к самой потребности) могут быть:

Перед субъектами исторического процесса всегда стоит проблема- осознать свои интересы. Если они осознаются, то субъект создает свой мысленный план действий, направленный на их удовлетворение. В этом плане он ставит цель, выбирает необходимые средства и предпринимает действия по достижению цели. При достижении поставленной цели, возникают другие потребности. И так до бесконечности. На этой основе сформулирован закон возвышения потребностей.

5) общественные противоречия, которые всегда являются постоянно действующей движущей силой и источником общественного развития (важнейшее противоречие между потребностями и их удовлетворениями).

Субъективные факторы:

а) сознание, духовный мир людей;

б) умение и навыки к производительной деятельности;

в) социальный опыт;

г) уровень культуры;

д) организаторские, волевые качества;

ж) организованность в действиях людей.

Таким образом, субъективные факторы – это разного рода способности людей, своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни. Объективные и субъективные факторы исторического процесса активно между собой взаимодействуют. Как только люди осознают объективные обстоятельства своей жизни, свои потребности и оптимальные способы их удовлетворения, они действует уже не стихийно, а сознательно. Чтобы удовлетворять возрастающие материальные и духовные потребности людей (членов общества), необходимо постоянно расширять общественное производство материальных благ и духовных ценностей, что ведет к постоянному и прогрессивному, непрерывному развитию общества.

Вместе с этим, возникает вопрос: а есть ли решающая сила общественного развития? Да. Такой силой является народ.

Роль народных масс в истории:

во-первых, это решающая сила исторического процесса; народ является творцом истории. Именно его деятельность является определяющей силой в изменениях общества;

во-вторых, эта сила исторически развивается и возрастает, так как в ходе истории все более широкий круг общественных явлений, преобразований осуществляется народными массами.

Однако, общество не однородно. Внутри него функционируют классы, нации, всевозможные коллективы и другие социальные общности. Каждая социальная общность объединяется каким-то объективным общим интересом. Интерес той или иной общности - это не только общее мнение, общая позиция, но это и общее действие. Этот интерес реально существует, функционирует в обществе именно через социальное действие, социальную активность. Следовательно, социальные общности являются объединениями людей, руководствующихся программой деятельности для реализации ее в жизнь. Поэтому они являются важными движущими силами общественной жизни.

В обществе, основанно на частной собственности, борьба социальных групп, общностей, классов, народностей носит объективный характер, так как является отражением объективных экономических, социальных противоречий классов, их интересов.

Формы классовой борьбы:

а) экономическая - борьба за улучшение своего существования в пределах данного строя;

б) политическая – борьба по вопросам государственного устройства и государственной власти;

в) идеологическая – борьба против взглядов и теорий, распространяемых противоположным классом, т. е. идеологии.

Роль классовой борьбы тесно связана с ролью народных масс в истории. Ведь народ, начиная с рабовладельческой формации, состоит из классов и роль соответствующих классов в истории это и есть не что иное, как определенное выражение развития роли народных масс.

Роль личности в истории.

1) человек как субъект отношений и сознательной деятельности;

2) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности.

Первый аспект - каждый индивид есть личность, активно действует в обществе и выступает как его движущая сила. Именно в личностях, их действиях находит свое воплощение роль народных масс, классов и др. социальных общностей в истории.

Второй аспект - роль исторической личности, вписавшей свое имя в те или иные периоды истории народа или человечества.

Первый аспект понимает личность как субъекта исторического процесса. Ведь народ, класс, нация сами по себе не действуют. Никакой борьбы нет и не может быть вне конкретных действий, поступков отдельных личностей. Именно от личности, от ее действий, конкретных поступков зависит неповторимость общественной жизни. Поэтому роль личности в качестве движущей силы истории всеобща и абсолютна. Движущей силой истории является каждая личность. Следовательно, каждая конкретная личность является творцом истории, ее действительной движущей силой.

Одновременно, каждая личность есть носитель индивидуальных, присущих только ей качеств. Отсюда второй аспект рассмотрения ее роли.

В понимании данного вопроса сформировались два подхода:

1) личность в истории играет главенствующую роль;

2) личность в историческом процессе никакой роли не играет, поскольку деятельность личности зависит от объективных условий, и изменить ход событий во всемирно-историческом масштабе не дано.

Истина, как всегда, посередине.

Роль исторической личности есть результат двух слагаемых:

во-первых, социальных условий, общественных потребностей;

во-вторых, индивидуальных качеств конкретной личности.

Решающее значение принадлежит социальным условиям. Различные социальные обстоятельства (революция, война, и т д )требуют различных личностей, обладающих определенными качествами (качества политика, полководца и т. п.).

Выдающаяся личность формируется как своеобразное сочетание:

а) общественной потребности;

б) воспитание выдающихся качеств, т. е. она, с одной стороны, аккумулирует в себе социальную энергию тех сил, которые она представляет, а с другой стороны, соединяя эту энергию со своими качествами, придает ей мощный дополнительный импульс.

Таким образом, роль исторической личности сводится к следующему:

1) она оптимальным образом выражает интересы определенных социальных сил;

2) она сама, являясь неповторимой индивидуальностью накладывает своей отпечаток на ход истории.

Читайте также: