Чем отличается школа 19 века от современной

Обновлено: 04.07.2024

2. Предварительная подготовка

Сейчас поступают в первый класс без экзаменов. Вступительные испытания в гимназию начала XX века требовали от учеников хороших начальных знаний русского языка, литературы, закона Божьего, арифметики и естествознания. Ученик должен был знать про существительные и глаголы, одушевлённые и неодушевлённые, решать задачи на сложение, вычитание, умножение и деление. Поэтому поступлению в гимназию предшествовала серьёзная домашняя подготовка.

3. Программа

4. Форма

Школьная форма того времени была обязательной, причём ученик был обязан носить форму даже во внеурочное время, если, например, шёл с родителями в театр, в гости или на торжественный ужин. Необязательной школьная форма была только в совершенно неформальной обстановке – скажем, дома или у самых близких друзей. У гимназистов форма была серого цвета с синим кантом, у реалистов – чёрного с жёлтым.

5. Оценки

6. Дисциплина и наказания

Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 рублей. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее стоило 5 рублей за аршин, а черное 3 рубля?

– Не можете ли вы сегодня дать мне немного денег? – просит Зиберов робко. – Завтра мне нужно взносить плату за учение. Вы должны мне за шесть месяцев.

– Я? Ах, да, да. – бормочет Удодов, не глядя на Зиберова. – С удовольствием! Только у меня сейчас нету, а я вам через недельку. или через две.

Исследовательская работа, посвященная актуальным проблемам современной школы. Попытка сравнительного анализа учебных планов современной школы и средних образовательных учреждений 19 в.

ВложениеРазмер
Школа вчера и сегодня. Сравнительный анализ учебных планов гимназии 19 в и современной школы. 249.39 КБ

Предварительный просмотр:

Учебный план ГБОУ СОШ 182 СПб 2014-15 уч.г.

“Школа: вчера, сегодня, завтра”

Сравнительный анализ учебных планов гимназий второй половины 19 века и современной школы

Автор: Володина Юлия, 10 класс

Руководитель: Малыгина В.А.

Школа вчера, сегодня, завтра. Попытка сравнительного анализа учебных планов школы вчера и сегодня и вопросы к школе завтрашней.

Школа со времен возникновения беспрестанно подвергалась критике и последующим реформам. Менялись эпохи, одни цивилизации приходили на смену другим, но, по сути, система преподавания не менялась: один учитель с мелом (стилом, глиняной табличкой, пером) против группы учеников. И вопросы перед учителями что тогда, что сейчас стояли одни и те же.

В 6 в до н.э. Пифагор: “Правильно осуществляемое обучение должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика”, “Всякое изучение наук и искусств, если оно добровольно, то правильно достигает своей цели, а если не добровольно, то негодно и безрезультатно”.

В 5 в до н.э. Гераклит: “мудрость в том, чтобы знать все как одно”, “многознание уму не научает”

В 17 веке Ян Амос Каменский:

.Иоганн Гербарт в 19в “Обучение без нравственного воспитания есть средство без цели, а нравственное образование. без обучения есть цель, лишенная средств”.

В 19 веке Министр народного просвещения граф Уваров

«…два главные недостатка давно замечены

были в воспитании нашего юношества: поверхностное обучение

многим предметам вместе… роскошь полузнаний… и склонность

заниматься предметами легкими и некоторый род отвращения или

равнодушия к занятиям, коих приобретение предполагает навык к

Впору задаться вопросом, а что менялось в образовании, если проблемы часто оставались теми же.

И все же сравнивать современную школу со школой 16 века вряд ли правильно. Интереснее посмотреть на школы конца 19 века, когда были проведены последние принципиальные реформы общего среднего образования в России. И в течение всего 20 века, пожалуй, единственным принципиальным преобразованием было создание смешанных школ в…..

При этом с конца 20 века в большом количестве стали появляться лицеи и гимназии, как ностальгия по дореволюционному образованию. И опять же вопрос – а есть ли чему завидовать? Как отличалась новая школа в начале своего пути и сегодня?

Постепенно по мере знакомства с темой, пришлось несколько раз сужать круг рассматриваемых вопросов. В результате тема исследования сформулировалась так: сравнительный анализ учебных планов средних образовательных учреждений конца 19 века в России и современной школы.

Гимназическое образование в 19 веке претерпело несколько реформ, пока в 1864 и в 1871 гг не приобрело черты, наиболее напоминающие сегодняшнюю школу.

Устав 1864 года разделил все гимназии на классические и реальные. В классических гимназиях преобладало гуманитарное образование и обязательным было изучение двух древних языков. Выпускники классических гимназий империи принимались в университет

без экзаменов. В реальных гимназиях из древних языков изучался только один и преобладали предметы естественно-научного цикла. Выпускники реальных гимназий не имели права поступления в университет, а в специальные высшие учебные заведения принимались с проверочным экзаменом.

В дальнейшем реальные гимназии были преобразованы в реальные училища. Кроме этого система среднего образования тогда включала кадетские корпуса и женские гимназии, возникшие в 1858г.

Обучение в гимназии начиналось в 10-12 лет и продолжалось 6-8 лет. В приготовительный класс принимались мальчики всех сословий от 8 до 10 лет, знающие молитвы и умеющие читать и писать по-русски, а также умеющие считать до тысячи и производить сложение и вычитание с этими числами. Так что обучение в гимназии в среднем соответствует современной средней и старшей школе.

В качестве образцов учебного плана были взяты

Устав классических и реальных гимназий по 1864 г,

учебный план гимназии Пензенской губернии ,

Учебный план реальных училищ по уставу 1872,

учебный план для женских институтов и гимназий

Ведомства учреждений Императрицы Марии, 1905 г,

и учебный план школы 182 СПб 2014 г., г

Пензенская гимназия (вторая половина 19 века)

Только для желающих 3 урока в каждом классе

Французский или немецкий

Итого в классических гимназиях

Итого в реальных гимназиях

Устав реальных училищ

Письмоводство и книговодство

Землемерие и нивелировка

Работы в лаборатории

Первый вопрос, который был поставлен при сравнении, какие предметы изучались раньше и сегодня?

На первом году обучения заметно сильное преобладание филологических предметов в классической и женской гимназии . Это – древние (латинский и древне-греческий) языки.

Самая большая разница в направленности изучаемых предметов – к концу обучения. В классических гимназиях практически исчезают дополнительные предметы, остаются те, что составляли основу все годы – языки, физико-математические, социально-философские предметы. Почти так же и в женских гимназиях, причем здесь доля языков превышает все остальные предметы, с минимальным набором общеобразовательных предметов. Это неудивительно, женские гимназии готовили образованных домохозяек и гувернанток.

Резко отличается подбор предметов в реальных гимназиях. На первое место выходят предметы дополнительные – прикладные, ориентирующие на дальнейшую профессиональную деятельность.

В современной школе доля предметов различных циклов в учебном плане в течение всего периода обучения меняется незначительно. В связи с физико-математическим профилем на последний год именно эти предметы перетягивают на себя долю в изучаемых предметах. В остальном в современной школе на протяжении всего времени обучения с 5 класса доля предметов различных направлений меняется незначительно.

Следующее направление сравнения - это количество изучаемых предметов по классам. Из рассмотрения исключены предметы физвоспитания, поскольку они не были включены в учебные планы гимназий 19 века, но при этом физическая подготовка была обязательной – фехтование, верховая езда, гимнастика, как правило, во второй половине дня.

Можно сделать вывод, что на первых этапах обучения количество предметов в классической гимназии выше, чем в реальной и женской. Это результат большего количества гуманитарных предметов. В последние годы обучения наоборот количество предметов в реальных гимназиях больше. Все дело в том, что в последние годы обучения в реальных гимназиях с уменьшением количества общеобразовательных предметов сильно увеличивалось количество прикладных предметов – законоведение, землемерие, механика и др. После реальных гимназий молодые люди могли работать чиновниками без дополнительного образования. Фактически на тот момент реальные гимназии (в последствии училища) совмещали функции современной средней школы и профтехучилищ и колледжей .

Нетрудно заметить, что школа 182 значительно опережает по количеству изучаемых наук любую из гимназий 19 века.

Но нельзя не заметить, что некоторые предметы по объективным причинам не могли изучаться в 19 веке – химия, которая стала активно развиваться в 20 веке, ИКТ.

Следующий критерий сравнения – это недельная нагрузка.

Видим, что минимальная нагрузка по научным предметам была в женских гимназиях. Значительно большая нагрузка, особенно, в последние годы обучения, приходилась на учащихся реальных училищ. И самая высокая – на учеников современной школы. Но, исследуя распорядок дня учеников и учениц гимназий 19 века, видим, что учились они не меньше наших. И реальная учебная нагрузка была 35-40 ч в неделю. Все дело было в распорядке дня и требует отдельного рассмотрения.

Итак, даже это небольшое исследование позволяет ставит много вопросов:

  • Каково оптимальное распределение различных направлений изучаемых предметов? Должно ли это распределение меняться с годами, или оставаться неизменным?
  • Какова оптимальная недельная нагрузка в научных предметах, т.е связанных так или иначе с сидением за партой? Как связано количество обязательных уроков в неделю с качеством образования?
  • Каково оптимальное количество одновременно изучаемых предметов? Как связано опять же качество образования с количеством одновременно изучаемых линий?

Логично следующим шагом попробовать если не дать ответы на поставленные вопросы, то хотя бы уточнить сами вопросы.

В следующем году предполагается следующий этап работы – проведение ряда тестов, связанных с возникшими вопросами. Один из тестов был проведен в этом году.

Поскольку одним из самых значимых расхождений в учебных планов было различие в количестве изучаемых предметов, мы провели тест, направленный на выявление объема запоминаемого в зависимости от способа подачи материала. Тест был разработан на основе тестов Павлова на выявление объема памяти.

Тест заключался в следующем. Существует 5 групп по 5 объектов – геометрические фигуры, слова, числа, картинки, словосочетания. В каждой группе объекты логически связаны. Учащимся предъявляются эти объекты на 30 секунд. После чего предлагается воспроизвести все, что запомнили. Для каждой группы проводилось 2 теста. В первый раз объекты предлагались группами, когда легко увидеть логические связи между ними и, соответственно, легко запомнить. Во второй раз объекты предлагаются на то же время, но разобщенно. Сравниваются число правильно воспроизведенных предметов по группам. Тесты проводились в 5б, 6а, 6б классах. Результаты собраны в таблицы.

Чем образование в дореволюционной России отличалось от современного

В первых российских гимназиях ученики начинали день со стограммового куска хлеба. После трёх уроков следовал завтрак – он сопровождался установленными молитвами. От платы за завтраки освобождались лишь беднейшие гимназисты. Остальные платили, но на 5 копеек можно было купить булочку, чай и бутерброд с тремя кусочками колбасы.


Куда ставили отметки

Школьный дневник появился в России в середине XIX века. Кроме привычных граф для расписания занятий, отметок и домашних заданий, в дневниках раньше были ещё и билеты, по которым гимназисты могли уезжать на время из гимназий. Дело в том, что не в каждом городе была гимназия, многие ученики приезжали из других мест и во время учёбы жили у родственников или на особых гимназических квартирах. Если ученик собирался съездить домой, то классный руководитель заполнял билет, вырезал его из дневника и ставил на нём гербовую печать. На обратной стороне билета пометки делали уже родители.


Как общались с родителями


Кому давали медали

В первой трети XIX века в каждой классической гимназии была своя медаль, которую вручали по окончании учёбы лучшим гимназистам. Николай I запретил гимназиям чеканку собственных медалей, но утвердил единую медаль – только для учащихся мужских гимназий. При Александре II гимназисток тоже стали награждать золотыми и серебряными медалями. Октябрьская революция медали отменила, но первые несколько лет они ещё присуждались. В 1920 году симферопольскую гимназию с золотой медалью закончил Игорь Курчатов.


Что изучали


Какой была дисциплина


Во что играли

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Часто встречается мнение о том, что Россия была неграмотной страной даже в начале 20 века. Так ли это?

Чем отличалось образование в Российской империи от того, что есть сейчас?

По первому вопросу можно отметить следующее:

перепись 1897 года выявила, что в государстве всего 21% грамотного населения. Причем грамотным считался человек, который умел читать. То есть, в этот 21% входили и люди, которые могли только читать, и люди, которые могли читать и писать. Самое грамотное население было в Прибалтике – около 70%. Неплохо дела обстояли в Петербурге и в Москве – около 50% грамотных.


Очевидно, что с образованием в конце 19 века в России все было не очень хорошо.

Что касается второго вопроса, вынуждена признать, что он некорректный. Как можно сравнивать уровень образования в наше время и более 100 лет назад? Конечно, отличий было много.

В ряде источников пишут, что в 1908 году приняли закон о всеобщем образовании. Но это не совсем так. По сути, дети в стране могли бесплатно получить начальное образование в 4 класса. На этом всё.


Проект реформы образования был подготовлен министром просвещения фон Кауфманом. И там были хорошие идеи:

1. Поголовно всем бесплатное начальное образование.

2. И без того высокий статус учителя – укрепить.

3. Школы не должны находиться на расстоянии более чем 3 верст от домов учеников и так далее.

Но законопроект фон Кауфмана не встретил поддержки. Более того, министр довольно быстро оставил свой пост. Единственное, что было утверждено – увеличение расходов на образование. Единоразово было выделено, по разным данным, от 6 до 10 млн. рублей на финансирование школ.


Попробуем все же вычленить какие-то различия:

сейчас, известно, в школах учатся бесплатно 11 лет. В царские времена детей учили только писать и читать. Дальше – как повезет – зависит от талантов ребенка и состоятельности его семьи. В ту же гимназию могли поступить не все. Далеко не все.



Поэтому, в некотором смысле, образование в империи было даже лучше

Сидит оболтус пялится на порнушку в смартфоне и похотливо погляывает на учительницу. Хамит. а сделать ничего невозможно.

Неуправляемый олигофрен занимает столко же времени учителя сколько и 5 талантиливых учеников.

Отрицательный лидер создаёт невыносимую среду в классе.

А выгнать никого нельзя.

Барановы Морозовы Зворыкины Хлудовы Рябушинские.

Посмотри какое тут обучение вообще может быть с соломенными крышами и в лаптях


А вот такое и было.

Сам Богданов-Бельския там изображён, Морозов Савва. Рябушинский Баранов легион им имя

Ну, твой дед это еще не "фся рассея".

Кстати многие крепостные былы побогаче своих бар.

С Морозов выкупался за 15 тыр (почти пуд золота) Филиппов (булочник) Абрикосов(кондитер) так и сидели на оброке до 1861г

Актёра Щепкина фанаты выкупили за такую сумму - сейчас бы Платини или Шуммахера купить можно было.

Да и тов Салин нехилое образование получил

а работника райкома Вашего отвественного за ЛикБез нужно было шлёпнуть ещё в 1937 как троцкиста- вредителя!

Ваш комментарий сохранен, но пока скрыт.
Войдите или зарегистрируйтесь для того, чтобы Ваш комментарий стал видимым для всех.

За сутки посетители оставили 585 записей в блогах и 5895 комментариев.
Зарегистрировалось 16 новых макспаркеров. Теперь нас 5030948.

Читайте также: