Анализ методической литературы по вопросам развития речи в доу

Обновлено: 05.07.2024

С помощью всестороннего обследования образовательного процесса и последующего педагогического анализа, выяснить причины и факторы, определяющие качество, педагогической работы по развитию речи у детей.

Возрастные группы: все возрастные группы.

Основные формы и методы контроля

1. Оценка профессионального мастерства воспитателя

2. Выявление уровня речевого развития детей

3. Оценка создания условий в группе

5. Оценка планирования работы

6. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме.

Оценочный инструментарий

Карта изучения профессионального мастерства воспитателя и развития речи детей во время НОД.

Карта изучения планирования образовательной деятельности по развитию речи.

Карта анализа взаимодействия с родителями.

Карта оценки создания условий в группе (наличие дидактических пособий к современным технологиям по развитию речи).

Вопросы, подлежащие проверке:

1. Оценка эффективности занятий по развитию речи.

2. Проверка документации педагогических работников.

3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах

4. .Взаимодействие с родителями по вопросам речевого развития.

Сроки контроля: 18.11. - 27.11.2019 г

Тематическая проверка была проведена в форме посещения и анализа непосредственно образовательной деятельности, анализа календарных планов, взаимодействия с родителями по вопросам речевого развития, обследования ППРС в группе.

Тематическая проверка по использованию в образовательном процессе современных технологий и методов развития речи у детей дошкольного возраста стала необходима, т.к. ежегодно проводимая диагностика детей показала невысокий уровень развития их речи.

группа № 2(2 младшая)

группа № 8 (2 младшая)

группа № 1 (подготовительная)

группа № 5 (подготовительная)

группа № 9 (подготовительная)

группа № 10 (подготовительная)

Итоговый показатель по группам

По результатам диагностики, проводимой по 5-ти бальной системе в сентябре 2019 года, можно сделать следующий вывод: во 2 младших группах показатель низкий; в средней группе показатель ниже среднего, в старшей группе средний уровень, среди подготовительных к школе групп, средний уровень в группе № 5, в группе №1 ниже среднего, №9 и №10 уровень низкий. Итоговый показатель по группам (среднее значение) - 2,4 ниже среднего уровня.

Рекомендую на основе педагогической диагностики, которая была проведена в начале учебного года планировать индивидуальную работу с детьми по тем критериям, которые указаны в образовательных областях.

Компетентность педагогов по речевому развитию детей.

Т.к. одной из годовых задач –речевое развитие детей, педагогам необходимо повышать свою профессиональную компетенцию в данном направлении, актуализировать свои знания методики развития речи. Именно, поэтому в рамках решения этой годовой задачи были запланированы и проведены следующие мероприятия в этом учебном году:

Консультации:

Мастер-классы:

Коллективный просмотр НОД

Воспитатели всех возрастных групп принимали участие в городских метод. объединениях по речевому развитию по темам

Развитие речи детей раннего возраста

Развитие речи посредством дидактических игр

Развитие речи при помощи театров различного вида

Ознакомление с художественной литературой уральских авторов

Использование мнемотехники в развитии речи детей

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений

Методика ознакомления со звуком и буквой

Звуковой анализ слова

Важно помнить, что главным источником знаний для детей является речь взрослого: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребёнок будет подражать речи взрослого.

Это мы увидели во время проведения конкурса чтецов. Многие участники конкурса при чтении стихов протягивали слова, фразы. Так их учили родители или воспитатели. Поэтому, рекомендую, педагогам работать над выразительностью и эмоциональностью своей речи и речи воспитанников. (О новогодних репетициях, и о музыкальных занятиях)

По результатам внедрения современных технологий, методов и приемов по развитию речи выяснилось следующее:

Воспитатели используют современные технологии, методы и приемы по развитию речи:

- настольно-печатные игры, мозаику, шнуровку, пазлы;

-мнемотехнику: мнемодорожки, мнемотаблицы, схемы к стихотворениям, моделирующие таблицы для заучивания стихов, схемы для составления описательных и сравнительных рассказов, карточки-символы для составления схем-слов;

-ТРИЗ (салат из сказок)

Предлагаю педагогам ДОУ продолжить более активно использовать современные технологии и методы развития речи как в специально организованной, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей;

Конкретно, по возрастным группам:

Группам раннего возраста:

игровые технологии, мнемоквадраты, трёхэкранный системный оператор.

Вторым младшим группам:

мнемодорожки, трёхэкранный системный оператор, мини-драматизации.

Средней группе : биоэнергопластику, игры-инсценировки, мнемотаблицы, схемы для составления описательных рассказов, 5ти экранный системный оператор, игры –инсценировки.

Старшей и подготовительным группам -

- технологии обучения составлению загадок,

-технологию проблемного обучения,

- элементы ТРИЗ (системный оператор, методы противоречий, эмпатии, каталога, фокальных объектов и т.д.)

Проверка документации педагогических работников.

Анализ календарного планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учёте возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Педагоги в основном всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят. В утренний промежуток времени педагоги планируют артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастики, словесные игры, направленные на расширение и активизацию словаря детей, планируется индивидуальная работа. Для проявления детьми словесного творчества систематически планируются сюжетно-ролевые игры. Но в планах не отражена театрализованная деятельность и игры-драматизации.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах :

В группах, за исключением группы № 9, создана достаточно богатая предметно - развивающая среда для речевого развития детей. Имеются книжные уголки для детей, театрализованные зоны, разнообразный дидактический материал: наборы сюжетных и предметных картинок по развитию речи (в группах№№ 8,10,1,5,4),

наглядность по ознакомлению с окружающим миром, пособия по мнемотехнике (очень разнообразный материал в группах №№ 8,10,5,1,4),

речевых игр (на развитие связной речи, по звуковой культуре речи, по лексическим темам в группах №№ 8, 10, 1, 5,4),

артикуляционных и пальчиковых гимнастик (во всех группах) ,

загадок, считалок, скороговорок, чистоговорок, потешек по режимным моментам ( в группах №№ 8, 10, 1, 5 , 6,7) ,

сюжетно- ролевых игр ( в группе № 8),

подвижных игр со словесным сопровождением ( в группе № 6),

настольно- печатные игры;

буквы, игры по логическому речевому развитию ( в группе № 4)

игры с прищепками;

карточки-символы для составления схем слов.

Наиболее оснащённые, книжные, театрализованные, речевые уголки в группах №1, 5, 6, 7, 8, 10. Созданная предметно – развивающая среда используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи.

Предложения:

1.Тщательно подойти к подбору художественной литературы для книжного уголка. Не выставлять кипы книг на столе или полке, а периодически организовывать выставки книг (одного писателя, тематические и т.д.)

2. Давать возможность детям использовать в самостоятельной деятельности материал современных образовательных технологий для развития связной речи дошкольников (пиктограммы, мнемотаблицы, мнемодорожки и др.) в соответствии с тематическими неделями.

3. В группе № 9 необходимо оформить книжный и речевой уголки в соответствии ФГОС.

4. В группе № 10 необходимо сконцентрировать все оборудование (очень богатый материал) в одном месте.

Оценка эффективности занятий по развитию речи .

Главная цель посещения занятий заключалась в изучении эффективности использования в работе современных технологий, методов и приемов по развитию речи в группах старшего дошкольного возраста.

Воспитатели в разной степени владеют методикой развития речи детей дошкольного возраста, не всегда владеют точностью и ясностью выражения мыслей.

Содержание и структура занятия не во всех группах соответствует уровню развития детей и их возрасту, не все педагоги учитывают зону ближайшего развития. Довольствуются предлагаемым конспектом занятия, не используют возникающие в ходе занятия проблемные ситуации для активизации мыслительных операций у детей, не обращают внимание на ошибки в речи детей, педагоги не нацелены на достижение результата, порой формально подходят к проведению занятий.

Мало кто из воспитателей проводит предварительную работу с детьми. Объяснение новых слов и понятий происходит в лучшем случае на занятии, или вообще не происходит никаких пояснений. (Словарная работа: егерь, рукавичка). Демонстрационный материал не всегда отвечает дидактическим целям, размещен не на уровне глаз, не учитывается размер демонстративного материала, непродуманно размещается на доске, часто бывает наслоение картинок. При подготовке к открытым мероприятиям педагоги проявляют умение организовать детей на занятие, вызвать эмоциональное отношение к нему. В повседневной деятельности начало занятия обычное, без сюрпризных моментов.

Повысилась речевая культура воспитателей: умение выражать свои мысли точно, ясно, лаконично, доступно по содержанию и форме. Воспитатели стараются использовать разнообразные современные технологии, эффективные методы и приёмы обучения развития речи детей, но не всегда правильно используют их, даются нечёткие инструкции по применению этих таблиц, опорных схем. Правильное использование новых технологий позволяет сложный процесс пересказа, рассказа, заучивания стихотворений сделать более интересным, увлекательным, поддерживает интерес к занятиям по развитию речи, повышает самооценку и уверенность в себе при успешном выполнении заданий.

Анализ взаимодействия с родителями по тематике контроля .

Во всех группах в информационных уголках для родителей на время проверки была представлена информация по теме контроля: это и папки –передвижки, буклеты, консультации, журналы для родителей.

Предложения: подготовить и провести в нетрадиционной форме родительское собрание, посвященное данной теме во всех возрастных группах.

Вывод по тематическому контролю

Таким образом , проведенный тематический контроль показал, что проблема развития речи и коммуникации дошкольников актуальна, и она в ДОУ решается: через НОД, специальные коррекционные занятия учителя-логопеда, свободную деятельность детей, через режимные моменты, во время проведения прогулок.

Использование современных технологий и методов развития речи положительно влияет на качество речевой деятельности детей. Дети стали легко запоминать стихотворения, расширился активный словарный запас, пополнился пассивный словарь детей, при составлении рассказов с опорой на наглядность, появилась логика изложения, но детские рассказы пока ещё не окрашены эпитетами, сравнениями, метафорами и т.д. Для этого необходимо вести более активную работу по обогащению словаря, активизировать в речи слова, обозначающие действия, признаки, качества, свойства предметов. Поэтому внедрение современных технологий и методов продолжает оставаться важной и неотъемлемой частью работы, как одно из условий улучшения речевых способностей дошкольников.

В группах созданы условия для речевой деятельности детей: организуются дидактические и сюжетно-ролевые игры, групповые и индивидуальные беседы. Накоплен иллюстративный наглядный материал и дидактический материал.

Предложения и рекомендации:

-педагогам ДОУ продолжить активно использовать современные технологии и методы развития речи как в специально организованной, так и в совместной и самостоятельной деятельности детей;

- ввести в практику показ инсценировок, кукольных театров детям детского сада, использовать разнообразие видов театра,

- подготовить и провести в нетрадиционной форме родительское собрание, посвященное данной теме во всех возрастных группах.

Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2—3 лет. Пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика- Синтез, 2006.- 104с.

Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений для проведения занятий по развитию речи с детьми в возрасте 2—3 лет. Оно может быть также использовано родителями.

В книге содержится практический материал, который включает в себя 30 тематических циклов, предусматривающих лексико-грамматическое и сенсорное развитие детей.

Чтение с наглядным сопровождением

Цели. Развивать навык фразовой речи. Учить отвечать на вопросы полным предложением, опираясь на образцы воспитателя. Способствовать усвоению обобщающего понятия овощи. Учить детей повторять и запоминать рифмованный текст с опорой на картинки.

Материал, содержащийся в книге, имеет многофункциональный характер: формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, речевую моторику; способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; формирует процесс социальной адаптации у детей, учит играть с игрушками и сверстниками.

Каждое упражнение — это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Занятия проходят в облегченных речевых условиях (с использованием игрушек, различных предметов, картинок, рифмованных текстов, речевых игр, мини-спектаклей, речевых подвижных игр).

анализа методического пособия с речевыми играми-занятиями для детей раннего возраста

Кому адресована книга

Структура методического пособия

Структура главы методического пособия

Педагогическая значимость пособия

Гербова В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112с.: цв. вкл.

Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов.

В пособии представлены примерные планы занятий по развитию речи и приобщению детей 2-3лет к художественной литературе; даны рекомендации по организации и проведению занятий.

От автора Особенности развития речи детей третьего года жизни Показатели речевого развития детей

Рекомендации по организации и проведению занятий Формы работы по развитию речи Организация и проведение занятий Формирование словаря Воспитание звуковой культуры речи Развитие диалогической речи Особенности ознакомления детей с художественной литературой

В пособии представлена система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой, устным народным творчеством. Материал, содержащийся в книге, имеет многофункциональный характер: способствует формированию словаря (описаны приемы обогащения и уточнения словаря, приемы активизации словаря); способствует воспитанию звуковой культуры речи; развивает фразовую и связную речь: диалогическую и монологическую. Виды занятий представленных в пособии: дидактическая игра, дидактическое упражнение, игра-инсценировка, рассматривание сюжетных картин, чтение художественной литературы (стихотворения, рассказы, авторские сказки), устного народного творчества (потешки, народные сказки, песенки), рассматривание иллюстраций к сказке, инсценирование сказки.

анализа методического пособия с речевыми играми-занятиями для детей раннего возраста

Кому адресована книга

Структура методического пособия

Структура главы методического пособия

Педагогическая значимость пособия

Пособие предназначено для специалистов дошкольных учреждений, педагогов, занимающихся с детьми раннего дошкольного возраста, родителей.

Методическое пособие содержит сведения по развитию речи у ребенка от рождения до трех лет. В книге даны основные закономерности процесса освоения ребенком языка, показан весь путь последовательного речевого развития, рассказано об условиях, влияющих на его успешное протекание. Описаны этапы развития речи: доречевое и речевое общение. Представленные игры составлены с учетом педагогических требований и учитывают особенности каждого возрастного периода.

Введение Этапы развития речи детей с рождения до трех лет Развитие речи ребенка первого года жизни Развитие речи ребенка второго года жизни Игры на развитие импрессивной речи Игры на развитие экспрессивной речи Развитие лексики и грамматики у детей третьего года жизни Занятия по разучиванию стихов и потешек Работа с загадками Рассказ по картинке Обогащение словарного запаса детей третьего года жизни Примерное планирование занятий по развитию речи Приложения

Была у мамы Маша, Дочка-растеряша. Хочет с куклой поиграть– Не найти ее опять.

Мяч куда-то закатился, Мишка с полочки свалился. С тобой мы к Машеньке пойдем И все игрушки соберем.

Игры и упражнения, содержащиеся в пособии, направлены на развитие речи ребенка от рождения до трех лет. От 0 до года: игры и упражнения способствуют развитию способности подражать звукам речи взрослого, развитию понимания названий предметов, развитию понимания названий знакомых движений, развитию голосовых реакций, лепету, усвоению легких для произношения слов и звукосочетаний, расширяют пассивный словарь малыша, способствуют развитию грамматических навыков. Пособие содержит игры направленные на развитие импрессивной и экспрессивной речи, игры-занятия направленные на развитие лексики и грамматики, игры-занятия, способствующие обогащению словарного запаса детей, игры-занятия по разучиванию стихов и потешек. Представленные в пособии занятия имеют интересный игровой сюжет. Игры-занятия проходят с использованием игрушек, различных предметов, картинок, рифмованных текстов, загадок, речевых игр, речевых подвижных игр. Игры-занятия проходят с использованием художественной литературы (стихотворения, потешки, сказки) и иллюстраций к сказкам. В пособии содержатся Приложения , которые используются в играх.

анализа методического пособия с речевыми играми-занятиями для детей раннего возраста

Кому адресована книга

Структура методического пособия

Структура раздела методического пособия

Педагогическая значимость пособия

Янешко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста (1-3). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 – 64 с.

Пособие предназначено воспитателям дошкольных учреждений для проведения занятий по развитию речи с детьми 1-3 лет. Оно также может быть полезно и родителям.

Предисловие Подготовительные упражнения Развитие понимания речи Развитие активной речи

Развитие активной речи Развитие речевого подражания Занятие 1. Самолеты Цель. Ход занятия Занятие 2. Машины Цель. Ход занятия Занятие 3. Поиграем на дудочке Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 4. Поиграем на балалайке Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 5. Позвеним колокольчиком Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 6. Ехали-ехали Цель. Ход занятия Занятие 7. Баба сеяла горох Цель. Ход игры Занятие 8. Поиграем с куклой Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 9. Гости Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 10. На! Дай! Цель. Материалы. Ход занятия Приемы, способствующие развитию активной речи детей Повторение речевого материала. Паузы в речи. Вопросы. Договаривание последних слов в тексте. Использование стихотворений. Использование текстов с повторяющимися элементами. Сочетание текста с движениями. Сочетание текста с мелодией. Рифмованные загадки. Использование иллюстраций к текстам. Обыгрывание текста. Занятие 1. Петушок Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 2. Божья коровка Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 3. Гуси Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 4. Игрушки Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 5. Курочка Ряба Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 6. Репка Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 7. Айболит Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 8. Сорока - белобока Цель. Ход занятия Занятие 9. Саша Цель. Ход занятия Занятие 10. Коза рогатая Цель. Ход занятия Занятие 11. Ладушки Цель. Ход занятия Занятие 12. Бобик Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 13. Пирожки Цель. Ход занятия Занятие 14. Цыплята Цель. Ход занятия Занятие 15. Я на солнышке лежу Цель. Ход занятия Занятие 16. Антошка Цель. Ход занятия Занятие 17. Загадки про птиц Цель. Материалы. Ход занятия Занятие 18. Загадки про зверей Цель. Материалы. Ход занятия

Божья коровка , Черная головка , Улети на небо , Принеси нам хлеба , Черного и белого , Только не горелого .

Со временем задание можно усложнить, предлагая детям договаривать не отдельные слова, а целые фразы.

Божья коровка, Черная головка , Улети на небо, Принеси нам хлеба , Черного и белого, Только не горелого .

Технологическая карта анализа методического пособия с речевыми играми-занятиями для детей раннего, младшего и старшего дошкольного возраста

Кому адресована книга

Структура методического пособия

Структура раздела методического пособия

Педагогическая значимость пособия

Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 64с.

Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждений, а также студентам и преподавателям педагогических колледжей и вузов.

От издательства Задачи и содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников Развитие восприятия речи Развитие речедвигательного аппарата Формирование произносительной стороны речи Интонационная выразительность речи Формирование звуковой культуры речи детей Первая группа детей раннего возраста (от рождения до года) Вторая группа детей раннего возраста (от одного года до двух лет) Первая младшая группа (от двух до трех лет) Вторая младшая группа (от

трех до четырех лет) Средняя группа (от четырех

до пяти лет) Старшая группа (от пяти до шести лет) Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) Рекомендуемая литература

Формирование звуковой культуры речи детей Первая группа детей раннего возраста (от рождения до года) Вторая группа детей раннего возраста (от одного года до двух лет) Первая младшая группа (от двух до трех лет) Организация и методика проведения занятий Пример занятия Программное содержание. Оборудование. Ход занятия Обследование состояния звуковой культуры речи детей Вторая младшая группа (от трех до четырех лет) Организация и методика проведения занятий Пример занятия Программное содержание. Наглядный материал. Ход занятия Средняя группа (от четырех до пяти лет) Организация и методика проведения занятий Примеры занятий Занятие 1 Программное содержание. Наглядный материал. Ход занятия Занятие 2 Программное содержание. Наглядный материал. Ход занятия Старшая группа (от пяти до шести лет) Организация и методика проведения занятий Примеры занятий Занятие 1 Программное содержание. Наглядный материал. Ход занятия Занятие 2 Программное содержание. Ход занятия Подготовительная к школе группа (от шести до семи лет) Организация и методика проведения занятий Пример занятия Программное содержание. Наглядный материал. Ход занятия Обследование сформированности звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возрасти Произносительная сторона речи Восприятие речи

Представленные в пособии занятия содержат упражнения на выработку правильного звукопроизношения, четкой дикции, навыков использования интонационных средств выразительности, развитие голосового аппарата, речевого слуха. В процессе речевых игр дети учатся отчетливо произносить гласные и согласные звуки, выделять из общего речевого потока слова с определенным звуком, произносить фразы в разном темпе (быстро, медленно), с разной силой голоса (тихо, громко). Пособие имеет важное значение не только для развития правильной и чистой речи детей, но и для подготовки их к овладению чтением и письмом.

анализа методического пособия с речевыми играми-занятиями для детей раннего и младшего дошкольного возраста

Кому адресована книга

Структура методического пособия

Структура раздела методического пособия

Педагогическая значимость пособия

Рудик О.С. Развитие речи детей 2-4лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2010 – 160с. (Детский сад с любовью).

Адресуется воспитателям и специалистам детского сада, студентам педагогических учебных заведений.

рассказывания; сценарии развлечений.

От автора Характеристика речи детей раннего и младшего дошкольного возраста Второй год жизни Третий год жизни Четвертый год жизни Воспитание звуковой культуры речи Планирование работы Второй год жизни Третий год жизни Четвертый год жизни Дидактические игры и упражнения Формирование грамматического строя речи Планирование работы Дидактические игры и упражнения Развитие словаря Планирование работы Дидактические игры и упражнения

Связная речь Планирование работы

Дидактические игры и упражнения Приложения Приложение 1. Список произведений для чтения и рассказывания Приложение 2. Литературная страничка для малышей Приложение 3. Загадки Приложение 4. Сценарии развлечений Приложение 5 . Пальчиковая гимнастика

Упражнения на развитие мелкой моторики Упражнения за столом Упражнения на умение соотносить движения с текстом Приложение 6. Упражнения на развитие силы, высоты, тембра голоса Приложение 7 . Дыхательная гимнастика Методические рекомендации к проведению Упражнения на укрепление мышц дыхательной системы

Приложение 8. Физкультминутки

Основные требования при проведении физкультминуток Комплекс упражнений Приложение 9. Народные игры Список используемой и рекомендуемой литературы

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ Планирование работы Развитие предпосылок связной речи Дидактические игры и упражнения (2-ая младшая группа от 3-4 лет) Козлята и зайчик Задача. Материалы. Теремок Задача. Примечание. Подбери чашки к блюдцам Задачи. Материалы. Угощение кукол Задачи. Задания. Посади огород Задачи. Материалы. Овощи и фрукты – полезные продукты Задачи. Материалы. Вопросы. Что изменилось? Задачи. Игровое задание. Правила игры. Материалы. Вариант игры. Скажи, что делает, и что будет делать потом? Задача. Добавь слово Задача. Примечание. Что делает Наташа? Задача. Как медвежонок катался на машине Задача. Назови, что это, и скажи, какой? Задача. Объясни Буратино Задача. У кого какой зверь Задача. Встань в круг Задача. Кто знает, тот дальше продолжает Задача. Поезд Задача.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ Дидактические игры и упражнения (2-ая младшая группа от 3-4 лет) У кого какой зверь Задача: учить детей пофразно описывать игрушку.

Воспитатель и ребенок описывают каждый свою игрушку. Воспитатель. У меня утенок. Ребенок. А у меня цыпленок. Воспитатель. Утенок желтый. Ребенок. И цыпленок желтый. Воспитатель. У утенка большие красные лапы. Ребенок. А у цыпленка лапки маленькие и т.д. Сначала описываются игрушки, внешне похожие, отличающиеся незначительными признаками. В ходе обучения задание усложняется: используются разные игрушки: лягушонок и гусенок, медведь и заяц, курочка и козлик.

Работа по развитию речи проходит в свободное от занятий время (в свободной деятельности; утром, на прогулке, во второй половине дня) в виде игр и упражнений. В пособии значительное место отводится использованию разных видов игр (развивающих, дидактических, игр-драматизаций, народных). Игры и упражнения направлены на воспитание звуковой культуры речи, на формирование грамматического строя речи, на развитие словаря, на развитие связной речи: диалогической и монологической. Значительное место в пособии отводится использованию художественного слова: стихотворениям, сказкам, рассказам, малым фольклорным формам. Все разделы пособия взаимосвязаны и каждый из них значим для планирования воспитательного процесса.

анализа методического пособия с речевыми играми-занятиями для детей раннего возраста

Кому адресована книга

Структура методического пособия

Структура главы методического пособия

Педагогическая значимость пособия

Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Книга адресована воспитателям, родителям, а также студентам, преподавателям педагогических колледжей и институтов.

Книга освещает основные вопросы раннего развития детей. Даны психические особенности и педагогические условия развития речи и мышления. Особое внимание уделено значению зрительных образов (картин) для умственного развития ребенка.

От автора Развитие речи и мышления детей раннего возраста Психические особенности развития речи и мышления в раннем возрасте Педагогические условия развития речи и мышления в раннем возрасте Ознакомление с окружающим Развитие речи Картины и картинки на занятиях с детьми О значении картинок (картин) для умственного развития ребенка Психология восприятия картинки (картины) в раннем возрасте Педагогические условия организации занятий с картинками (картинами) Методика проведения занятий с использованием изобразительного материала Конспекты занятий Приложения Приложение 1. Динамика развития мыслительных операций и речи (занятия с картинками) Приложение 2 Примерные планы занятий с картинками и картинами План занятий с детьми 2-го года жизни План занятий с детьми 3-го года жизни Список конспектов занятий Список литературы

В пособии содержатся занятия для детей от 1 года до трех лет. Каждое занятие подобрано под определенный возраст ребенка, занятие имеет несколько частей. Материал, содержащийся в пособии, направлен на формирование словаря, на развитие активной речи, на расширение пассивного запаса слов, на развитие способности детей сравнивать и обобщать, выражать словом свои чувства, мысли, впечатления, на формирование грамматического строя речи, на формирование связной речи: диалогической и монологической. На занятиях дети закрепляют знания о знакомых предметах, животных, учатся строить предложение из 3-4 слов, грамматически правильно употребляя существительное. На занятиях вводятся в активную речь детей собирательные имена существительные: посуда, одежда, мебель, фрукты, овощи, игрушки и т.д., формируется обобщенное представление о функциональном назначении предметов. С детьми второго года жизни проводятся занятия четырех видов: наблюдение, инсценировка, рассматривание, чтение художественной литературы. В качестве наглядных средств на занятиях фигурируют предметы домашнего обихода, живые и неживые объекты, картинки (картины), книги. Значительное место в пособии отводится использованию картин и картинок на занятиях.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

АНАЛИЗ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДОО ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация статьи: В статье проанализирована образовательная область

- сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, форми- ровать у них привычку к здоровому образу жизни;

- содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка;

- обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Содержание Программы охватывает все предусмотренные ФГОС образо- вательные области: социально-коммуникативное развитие; познавательное раз- витие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Новизна программы заключается в том, что в качестве специальной по- ставлена цель поддержания у детей базовых мотиваций – познания, общения, созидания, а в старшем дошкольном возрасте – формирования мотивации уче- ния. Эта работа требует собственных форм и приемов, а также особой органи- зации всего педагогического процесса. Содействие становлению сознания старшего дошкольника включает в себя работу по: развитию речи, охватываю- щую обогащение и расширение словаря; формированию грамматического строя речи; совершенствованию качества произносительной стороны речи; развитию связной речи; формированию речи как вербального компонента коммуникатив- ных процессов. Важной частью этой работы в старшем дошкольном возрасте является разносторонняя подготовка к обучению грамоте, направленной на подготовку к овладению чтением и письмом.

Авторы программы считают, что педагог должен содействовать своевре- менному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, способст- вуя коммуникативной деятельности: в старшем дошкольном возрасте детей не- обходимо учить грамотно вести диалог, выражать свои мысли в связном моно- логе.

Педагогу необходимо расширять словарный запас детей на основе форми- рующихся у них богатых представлениях о мире; активизировать его в само- стоятельных высказываниях; продолжать формировать видовые, родовые и от- влеченные обобщенные понятия; развивать смысловую сторону речи. Для этого авторы считают необходимым знакомить старших дошкольников со значением слов, с антонимами, синонимами, с многозначностью слов. Кроме того, предла- гают учить детей осмысливать образные выражения и фразеологические оборо- ты.

Помимо формирования грамматического строя речи и развития произно- сительной стороны речи старших дошкольников, в содержании раздела образо-

Для развития диалогической формы речи, по мнению авторов программы, необходимо: вырабатывать активную диалогическую позицию в общении со сверстниками; приобщать к элементарным правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника, формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным); учить в зависимости от социальной си- туации правильно оформлять свои реплики приветствия, обращения, просьбы, извинения, утешения, благодарности, прощания, отказа; отрабатывать умение вежливого и тактичного ведения диалога со взрослыми и другими детьми; за- креплять и совершенствовать навыки речевого этикета.

Для развития монологической формы речи авторы предлагают: обучать основам построения связных монологических высказываний (повествователь- ного и описательного типа); учить составлять комбинированные связные вы- сказывания (сочетать описательные и повествовательные монологи, включать диалог); составлять план собственных высказываний и придерживаться его в процессе рассказывания.

письма и обучению чтению практикуется применение разнообразных игр и уп- ражнений.

Авторы программы считают необходимым создать для каждого ребѐнка условия для его всестороннего развития, взаимодействия с окружающим миром и творческой самореализации.

1. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творче- ство детей.

2. Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способ- ствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе обще- ния.

3. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия.

4. Расширять словарный запас воспитанников путем обогащения представ- лений о явлениях социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

5. Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в ре- чи сверстников.

6. Воспитывать интерес к письменным формам речи.

7. Поощрять инициативу воспитанников к рассказыванию.

8. Продолжать знакомить воспитанников с многообразием жанров, видов литературы, средствами языковой выразительности.

Авторы программы сформулировали задачи речевого развития, охватывая все разделы: грамматический строй речи, связная речь, звуковая культура речи, словарная работа. А также обучение грамоте и ознакомление с детской литера- турой.

В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделено развитию у детей речевого творчества и воспитанию интереса к речи как особому объекту познания.

По А.А.Леонтьеву, речь является не самоцелью, а орудием и может ис- пользоваться по-разному. Авторы программы рекомендуют включать речь во все виды деятельности детей. Из этого следует, по их мнению, что речевые умения и навыки необходимы для совершенствования мыслительной и практи-

ческой деятельности ребенка, успешного овладения им сложноорганизованной формой речевого высказывания.

Также авторы программы разработали критерии уровней речевого разви- тия детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах.

Следует отметить патриотическую направленность Программы, а также направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценно- стей (социокультурный компонент), на сохранение и укрепление здоровья де- тей.

Преимуществом Программы можно считать и наличие отдельного раздела по развитию игровой деятельности. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности и должна присутствовать во всей психолого-педагогической ра- боте, а не только в одной из областей. Признавая исключительную важность развития игровой деятельности дошкольника, авторы дополнили Программу отдельной главой, посвященной игре. В этой главе раскрывается содержание психолого-педагогической работы по развитию игровой деятельности для каж- дого возрастного периода, что позволяет педагогу комплексно видеть все ас- пекты игровой деятельности в поступательном развитии.

Содержание психолого-педагогической работы в образовательных облас- тях изложено по тематическим блокам, внутри которых материал представлен по возрастным группам. Такая структура программы позволяет видеть времен- ную перспективу развития качеств ребенка, дает возможность гибче подходить к выбору программного содержания, проще вводить вариативную часть.

Очевидным достоинством Программы является то, что она обеспечена полным учебно-методическим комплектом, включающим методические посо- бия по всем линиям и направлениям развития ребенка, комплексно- тематическое планирование, наглядные пособия и рабочие тетради [2].

1. Бабаева, Т.И. Детство: Примерная образовательная программа дошкольно- го образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб.: Детство-Пресс, 2014. – 280 с.

2. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой / Под ред. – М.; Мозаика-

Синтез, 2014. – 368 с.

3. Гризик, Т.Н. Радуга: Примерная основная образовательная программа до- школьного образования. Проект. ФГОС / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон и др. – М.: Просвещение, 2014. – 232 с.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития выразительности речи у дошкольников
Дошкольный возраст – период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, г. Г. Кравцов, Н. Н. Поддьяков и др.).
В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит выразительности речи. Уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением (Б.Г.Ананьев, Л. и. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, с. л. Рубинштейн и др.)
При достижении старшего дошкольного возраста формирование речи настолько значительно, что можно говорить не только об овладении им фонетикой, лексикой, грамматикой, но и о развитии таких качеств речи, как содержательность, точность и выразительность.
Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками:
Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.
Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.
Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.
Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.
Тембр голоса – окраска, качество звука.
Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко. (10)
Речь является важным средством самовыражения ребёнка. С этой точки зрения особое значение имеет выразительность как качественная характеристика речи, многие исследователи подчёркивают функциональное значение выразительности речи (В. В. Виноградов, Б. Н. Головин, с. и. Ожегов, с. Л. Рубинштейн, З.В. Савкова, Е.В. Язовицкий и др.)
Выразительность речи обеспечивает эффективность коммуникации, способствует донесению смысла высказывания до слушателей. Уместное и оправданное использование средств речевой выразительности делает старшего дошкольника интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание
взрослых и сверстников. Старший дошкольник с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.
Выразительность ре

Оценить 1157 0

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития выразительности речи у дошкольников

Дошкольный возраст – период интенсивного формирования личности, который характеризуется становлением основ самосознания и творческой индивидуальности ребёнка в разных видах деятельности (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, г. Г. Кравцов, Н. Н. Поддьяков и др.).

В системе факторов, обусловливающих становление личности, особая роль принадлежит выразительности речи. Уже на ранних стадиях онтогенеза речь становится основным средством общения, мышления, планирования деятельности, произвольного управления поведением (Б.Г.Ананьев, Л. и. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, с. л. Рубинштейн и др.)

При достижении старшего дошкольного возраста формирование речи настолько значительно, что можно говорить не только об овладении им фонетикой, лексикой, грамматикой, но и о развитии таких качеств речи, как содержательность, точность и выразительность.

Выразительная речь характеризуется различными интонационными характеристиками:

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Интенсивность произнесения – степень усиления или ослабления выдыхания, голоса, темпа при произнесении звуков речи, то есть силы или слабости произнесения при артикуляции звуков, особенно гласных.

Мелодика речи – совокупность тональных средств, характерных для данного языка; модуляция высоты тона при произнесении фразы.

Ритм речи – упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определенная ее смысловым заданием.

Темп речи – скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной и слуховой напряженности.

Тембр голоса – окраска, качество звука.

Логическое ударение – интонационное средство; выделение какого-либо слова в предложении интонацией; слова произносятся более членораздельно, длительно, громко. (10)

Речь является важным средством самовыражения ребёнка. С этой точки зрения особое значение имеет выразительность как качественная характеристика речи, многие исследователи подчёркивают функциональное значение выразительности речи (В. В. Виноградов, Б. Н. Головин, с. и. Ожегов, с. Л. Рубинштейн, З.В. Савкова, Е.В. Язовицкий и др.)

Выразительность речи обеспечивает эффективность коммуникации, способствует донесению смысла высказывания до слушателей. Уместное и оправданное использование средств речевой выразительности делает старшего дошкольника интересным собеседником и желаемым участником разных видов деятельности, позволяет привлечь внимание

взрослых и сверстников. Старший дошкольник с выразительной речью чувствует себя более раскованно и уверенно в любой обстановке благодаря тому, что может адекватными средствами выразить мысли и чувства, показать свою творческую индивидуальность.

Выразительность речи позволяет старшему дошкольнику ярче проявить себя в разных видах деятельности, и прежде всего, в игровой и художественной. Выразительность характеризует не только уровень формирования детской речи, но и особенности личности старшего дошкольника: открытость, эмоциональность, общительность и так далее.

Широкое влияние, которое оказывает выразительность на коммуникативную культуру личности, взаимоотношения с окружающими, самовыражение в разных видах творческой деятельности, обусловливает необходимость исследования факторов и средств формирования выразительности речи в старшем дошкольном возрасте. (10)

Воспитание ритма и интонации является не только проблемой улучшения выразительности самой речи. Как неоднократно отмечали классики педагогики и психологии, богатая ритмическая речь способствует общему психическому развитию ребенка и облегчает обучение. К.Д.Ушинский отмечал важность ритма для обучения письменной речи.

Вопрос о воспитании выразительной речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи; выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи старшего дошкольника.

Работа по формированию выразительности речи у старших дошкольников должна пронизывать всю жизнь детей в детском саду, должна вестись на всех занятиях: воспитателей, музыкального руководителя, на физкультурных занятиях, включаться во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад

Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлений, теряются в присутствии незнакомых лиц.

Привычку к выразительной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях.

Читайте также: