Какие типы поведения существуют кратко

Обновлено: 04.07.2024

"Пустые руки ребёнка займут делом черти" гласит известная поговорка. Учитель в школе должен быть уверен, что у каждого ребенка всё время есть дело и что в случае необходимости педагог может помочь. А если в классе не прекращаются нарушения дисциплины и ученики не желают выполнять задания и слушать увещевания учителя?
Разговор "с глазу на глаз".
Если нарушения поведения не прекращаются, учитель должен поговорить о них с учеником.
Сначала попробуйте поговорить напрямик "как взрослый с взрослым", отчитать. Злость редко хороший советчик. На ученика в этом случае будет оказано огромное давление, поэтому этот способ нужно использовать осторожно, в сочетании с другими приемами решения проблем. (Если ребенок заплачет, уменьшите напор).
Разговаривая с глазу на глаз. Используйте подход "расстояние - контакт глазами - вопрос"
Вот особые приемы вернуть ученика к работе:
* Расстояние. Чем ближе учитель находится, тем сильнее эффект, особенно если учитель вторгся в "личное пространство" ученика и учитель принял уверенную осанку.
* Контакт глазами. Нельзя "отпускать" глаза ученика, когда вы как учитель говорите ему.
* Вопрос. Часто сильным эффектом, ставящим учащегося "на место", оказывается вопрос, а не краткое нравоучение. (почему ты не начал(а) работать?).
Смотрите пристально, приндвиньтесь близко, не упускайте контакт глазами. Не действуйте агрессивно и не прикасайтесь к ребенку. Если вы взволнованы, не показывайте это и продумывайте свою речь.
Задавайте вопросы строго и уверенно. Не бойтесь молчания после того, как вы задали вопрос. Это молчание создает дополнительное давление на ученика. Не пускайтесь в критикующие тирады, ваша мимика и вопросы окажут гораздо больше влияния. Никогда не используйте сарказм и обращайте критику на то, как школьник учится или действует, а не на личность. Дайте ясно понять, что вы, как учитель, делаете всё это ради ученика, а не чтобы "отомстить" или из каких-либо других эгоистических побуждений. Если вы уверены, что разговор возымел действие, полезно "вытащить" у ребёнка обещание впредь действовать иначе.
Никогда не дотрагивайтесь до ученика во время беседы в стиле "взрослый с ребенком", он может воспринять это как агрессию и атаковать в ответ. Не проявляйте агрессии. Никогда не позволяйте ученику отворачиваться или уходить: "Смотри на меня, когда я с тобой разговариваю!"
Этот подход оказывает на ученика гораздо больше давления, чем любое наказание или нотация, но, если вы обнаружите, что слишком часто обращаетесь к нему, значит, вы не можете найти истинную проблему. Если вы беседуете в подобном стиле на уроке, не давайте ученику поворачиваться к классу, иначе он будет "играть на зрителя". В присутствии одноклассников дети ведут себя по-другому и могут плохо отреагировать на беседу. Старшие учащиеся хуже отреагируют на такие беседы,особенно если вы "перегнёте палку". Не используйте этот метод вообще, если вы ожидаете, что конкретный ученик будет "огрызаться", особенно перед классом. В место этого используйте прием "заело плёнку", чтобы подчеркнуть непреклонность принятого в классе правила. Многие учащиеся постараются втянуть вас в спор: не соблазняйтесь. В подобных разговорах беззлобный смех или улыбка позволят снизить напряженность и покажут вашу уверенность в себе. Критикуйте поведение, никогда не критикуйте личность ученика[c.142-144].
Литература:
1.Джефф Петти. Современное обучение. М.:"ЛомоносовЪ", 2010

Существует много классификаций поведения. Различают социальное и индивидуальное поведение, отличают внутреннее и внешнее поведение, врожденное и приобретенное (а в нем - творческое), намерененное и нет, осознанное и нет, правильное и ошибочное. Подробнее:
• Социальное и индивидуальное поведение
Социальное поведение - адекватное и нет, конфликтное и синтонное, правильное и ошибочное, девиантное и делинквентное. Поведение Я и ты, Я и мы. Индивидуальное - Я и предметы.
• Внешнее и внутреннее.
Внешнее поведение - телесное и речевое поведение. Внутреннее поведение - рациональные или психологические действия, которые совершает человек в своем внутреннем мире.
• Врожденное и приобретенное

Врожденное поведение
Врожденное поведение - Поведение, которое запрограмированно генетически или выучено в первые часы после рождения (импринтинг).

Правильное - ошибочное - конформное – нестандартное
Материал
Ось "адекватное - неадекватное" и ось "к желаемой человеком цели - в сторону" в пересечении дают удобную типологию.
• Правильное поведение
Адекватное поведение, направленное к желаемой человеком цели. См.;
• Конформное поведение
Адекватное поведение, направленное в сторону от желаемой человеком цели. См.;
• Нестандартное поведение
Неадекватное поведение, направленное к желаемой человеком цели. См.;
• Ошибочное поведение
Неадекватное поведение, направленное к желаемой человеком цели. См.;

Адекватное и неадекватное поведение
Материал Адекватное поведение - соответствующее требованиям ситуации и ожиданиям людей. Как разновидность социального поведения, адекватное поведение внутри себя делится на:
• конформное поведение
• ответственное поведение
• помогающее поведение
• правильное поведение.
• синтонное поведение
Ось "адекватное - неадекватное" и "к желаемой человеком цели - в сторону" дает удобную типологию.
Разновидности неадекватного поведения:
• виктимное поведение
• девиантное поведение
• делинквентное поведение
• демонстративное поведение
• конфликтное поведение
• ошибочное поведение

Адекватное поведение:
• конформное поведение
• ответственное поведение
• помогающее поведение
• правильное поведение.
• синтонное поведение

Правильное поведение - адекватное поведение, направленное к желаемой человеком цели.
Противоположно правильному - ошибочное поведение, неадекватное поведение, направленное в сторону от желаемой человеку цели. Промежуточные варианты - конформное и нестандартное поведение.

Разновидности неадекватного поведения:
• виктимное поведение
• девиантное поведение
• делинквентное поведение
• демонстративное поведение
• конфликтное поведение
• ошибочное поведение

Делинквентное поведение
Материал Делинквентное поведение (от лат. delictum - Проступок) - асоциальное противоправное поведение человека, проявляемое в его поступках (действиях или бездействии), наносящих вред как отдельным людям, так и обществу в целом. Этим понятием оперируют представители криминологии, социологии, педагогики, социальной психологии и других отраслей знания.
Подростковая делинквентность
Особо пристальный интерес в научных исследованиях уделяется подростковой делинквентности. Рост числа проступков, совершаемых молодыми людьми в несовершеннолетнем возрасте, увеличение удельного веса тяжких насильственных преступлений в их составе представляют собой угрозу обществу. Изучению подлежат причины, вызывающие деликты, условия, способствующие их распространению в молодежной среде, особенности личности делинквента (правонарушителя), специфика его социализации, делинквентные субкультуры, вопросы профилактики и предупреждения правонарушений и ряд других проблем.
Причинение вреда
Причинение вреда делинквентом связано с посягательством на человека, его права и свободы, собственность, права юридических лиц, другие общественные и государственные интересы, а также установленный государством правопорядок. Различные виды делинквентного поведения подвергаются не только социальному осуждению. Они формализуются государством в нормах права посредством описания признаков, их характеризующих, и определения их в качестве правонарушений, за которые в законодательстве устанавливаются различные виды ответственности.
Совершаемые делинквентом деяния могут представлять собой гражданско-правовые деликты: причинение имущественного вреда человеку или организации, нанесение морального вреда личности, дискредитация репутации человека или юридического лица и др. Лица, их совершающие, подлежат ответственности, установленной гражданским законодательством.
Виды делинквентного поведения
К числу делинквентных относятся административные правонарушения, выражающиеся в нарушении правил дорожного движения, мелком хулиганстве (сквернословие, нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан). В качестве административных правонарушений рассматриваются также распитие спиртных напитков на улицах, на стадионах, в скверах, парках, во всех видах общественного транспорта и в других общественных местах; появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность; доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения родителями или иными лицами. Влекут за собой административную ответственность и такие деликты, как занятие проституцией, распространение порнографических материалов или предметов и др., перечень которых в законодательстве об административных правонарушениях достаточно обширен.
Дисциплинарный проступок как вид делинквентного поведения — это противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей. Дисциплинарные проступки (прогул без уважительных причин, прогулы без уважительных причин занятий учащимися, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время, нарушение правил охраны труда и др.) влекут дисциплинарную ответственность, предусмотренную трудовым законодательством.
Особую общественную опасность представляет такой вид делинквентного поведения, как преступление. Преступлениями являются только те общественно опасные деяния, которые предусмотрены уголовным законом и запрещены им под угрозой наказания. К ним относятся кражи и убийства, угоны автомобилей и вандализм (осквернение сооружений и порча имущества), терроризм и изнасилования, мошенничества и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ. Эти и многие другие преступления влекут наиболее строгие меры государственного принуждения — наказание и иные меры уголовной ответственности (общественные работы, штраф, арест, лишение свободы и др.), которые применяются к лицам достигшим возраста уголовной ответственности: 16 лет, а за некоторые преступления — 14 лет. Совершение деяний, признаваемых преступлениями, лицами, не достигшими уголовной ответственности, влечет применение мер воздействия, носящих воспитательный характер (объявление выговора или строгого выговора, помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение и др.).
Делинквентное и девиантное поведение
Иногда делинквентное поведение смешивается с девиантным поведением. В действительности эти понятия - не совпадающие. Они соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Всякое делинквентное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. См. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения. Перевод государством делинквентного поведения в категорию деяний, не являющихся правонарушениями, приводит к переходу их в разряд либо отклоняющегося, либо социально нейтрального, либо даже социально одобряемого поведения. Например, скармливание скоту и птице скупленных в магазинах печеного хлеба, муки, крупы и других пищевых продуктов до марта 1994 в зависимости от обстоятельств признавалось в Беларуси административным правонарушением или преступлением, а затем перешло в разряд морально порицаемого отклоняющегося либо социально нейтрального поведения. Коммерческое посредничество, признаваемое преступлением в соответствии с Уголовным кодексом страны, может утратить характер делинквентного поведения в другое время и с развитием рыночных отношений стать нормой поведения в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Демонстративное поведение
Материал Демонстративное поведение - выразительные действия и поступки, в которых прослеживается целенаправленное желание привлечь внимание к себе.
Демонстративное поведение, пока оно не выходит за некоторые разумные рамки, удобное средство для решения самых разных жизненных задач. Демонстративное поведение нередко присуще лидерам по харизматичному типу и большинству женщин. Можно считать, что в той или иной мере демонстративное поведение лежит в сути женского поведения, поскольку одна из главных задач женщины - это привлечение к себе внимания. Разумная мера демонстративного поведения для женщины - это норма. Смотри Мужское и женское
Неадекватное демонстративное поведение
Демонстративное поведение бывает в рамках нормы, бывает - за рамки нормы выходит, становится неадекватным.
Демонстративное поведение, даже неадекватное, не всегда связано с психологическими проблемами личности.
Например, что касается демонстративного поведения Маньки Облигации в кинофильме "Место встречи изменить нельзя", то ее поведение с какими-либо психологическими проблемами, по-видимому, не связано, и есть лишь выражение ее личностного типа и особенностей воспитания, воспитания на образцах социальных низов.
А вот демонстративность героини Джулии Робертс в фильме "Красотка" - от смущения и немного месть за то, что на нее окружающие смотрят с осуждением. Эта демонстративность - от ситуативных психологических проблем, это проблемное поведение.

Конфликтное поведение
Материал Конфликтное поведение - поведение, которое провоцирует появление конфликта.
Ну и че тебе надо? Ага, щаз!
Конфликтное поведение на уровне общения - это конфликтогены: словами, позами, жестами, эмоциями. На уровне действий - драки, захват территории или имущества. В отличие от хулиганства и преступлений, явного нарушения законов в конфликтном поведении может не быть.
Типичные причины конфликтного поведения - обычно избегание неудачи, желание привлечь к себе внимание, борьба за власть и месть. Смотри Причины конфликтного поведения

Ошибочное поведение
Материал
Ошибочное поведение - неадекватное поведение, направленное в сторону от желаемой человеком цели.
Вариант - реализующее мои цели, но цели мелкие, поверхностные, достижение которых отдаляет достижение моих же, но более серьезных целей.
Если в ситуации критики я сделаю тупое лицо, они от меня отстанут. Но если в результате я привыкаю тупить и не слушать тех, кто дает мне обратную связь, я в будущем совершаю еще больше ошибок.
Противоположно ошибочному - правильное поведение: адекватное поведение, направленное к желаемой человеку цели. Промежуточные варианты - конформное и нестандартное поведение.
Разновидностью ошибочного поведения является проблемное поведение - ошибочное поведение, вызванное психологическими проблемами человека.
Причины ошибочного поведения
За ошибочным (конфликтным, неадекватным, неэффективным) поведением психологически здорового человека (и ребенка) обычно стоят следующие причины: случайность, физические проблемы, некомпетентность (отсутствие нужных знаний и умений) и невоспитанность, отсутствие нужных привычек. Ошибочное поведение, идущее из детства.
Достаточно типовая ситуация, когда в детстве ребенок нашел достаточно удачный для того возраста способ решения какой-то жизненной задачи, от повторения этого способ закрепился, а во взрослом возрасте это воспроизводится, хотя стало уже неадекватным.
Как реагировать на ошибочное поведение?
Ваши основные правила: спокойствие, твердость, формат и позитивные инструкции.

Социальное поведение
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/socialnoe_povedenie
Социальное поведение - действия человека среди людей и относительно людей (Я и ты, Я и мы). Не просто действия среди людей, а социально значимые действия, то что значимо для окружающих.
"Ваш ребенок сбежал с уроков и подчищал плохие отметки в своем дневнике!"
Типы социального поведения
• Намеренное (преднамеренное) поведение (осуществляемое специально) и непреднамеренное (осуществляемое случайно, без головы).
Если человек не привык соображать и не задумывается, что он делает, это смягчает его вину, но не освобождает его от ответственности. Двойку за плохое поведение в школе поставят и за шалости, и за случайно в результате разбитое окно. Если у человека поведенческая реакция, ответственность его не снимается, но снижается. "Это не я начал обзываться, он первый начал!"
• осознанное (сознательно управляемое человеком) и неосознанное.
Если муж и жена начинают друг другу неосознанно мстить, это все равно их поведение.
Виды социального поведения
У социального поведения множество разновидностей: поведение адекватное и нет, конфликтное и синтонное, правильное и ошибочное, девиантное и делинквентное. Девиантное, Демонстративное, Делинквентное - у социального поведения много разновидностей.
Роли и социальное поведение
Требуя выполнения тех или иных социальных ролей, предъявляя те или иные ожидания, одни люди управляют другими.

Виды социального поведения

Социальное поведение - действия человека среди людей и относительно людей (парадигма "Я и ты", "Я и мы").
Говоря об объективныхпоследствиях социального поведения, выделяют поведение адекватное и нет, конфликтное и синтонное, правильное и ошибочное, девиантное и делинквентное. Разбирая причинытого или иного социального поведения, выделяют поведение психологически здорового человека и поведение психологически проблемного человека - поведение невротика или психопата. В частности, это поведение демонстративное, поведение застревающее, защитное поведение, конформное поведение.
Основные виды социального поведения списком:
• Адекватное и неадекватное поведение
Адекватное - соответствующее требованиям ситуации и ожиданиям людей.
• Правильное и ошибочное
Правильное - соответствующее принятым нормам и правилам, ошибочное - не соответствующее нормам и правилам по причине случайной ошибки или незнанию.
• Синтонное и конфликтное поведение.
Синтонное - рождающее лад и гармонию, отвечающее потребностям другим людей. Конфликтное - порождающее напряженность и конфликты.
Интересные типологии поведения
• Правильное - ошибочное - конформное - нестандартное
Ось "адекватное - неадекватное" и "к желаемой человеком цели - в сторону" дает удобную типологию.

Втипы поведенияЭто различные способы, которыми человек может выступить перед лицом внешнего стимула, например, изменение окружающей среды, или внутреннего, например, появления определенного ощущения или эмоции. Изучение поведения - одна из основных задач таких дисциплин, как психология, антропология и социология.

Не существует общепринятого списка типов поведения, с которыми мы можем столкнуться. Однако многие авторы на протяжении всей истории пытались создать как можно более точную классификацию. Таким образом, появилось множество различных критериев для их упорядочения, таких как их происхождение, их влияние на окружающую среду или роль, которую в них играет разум.

Изучение типов поведения, которые проявляют люди, особенно важно, потому что оно позволяет нам лучше понять нашу природу, спрогнозировать свое поведение и осуществить вмешательства, которые служат для решения всех видов проблем. Более того, в таких направлениях, как бихевиоризм, поведение считается единственным феноменом, заслуживающим изучения.

В этой статье мы рассмотрим некоторые из наиболее распространенных классификаций, чтобы упорядочить существующие типы поведения. Различные категории не являются исключительными, но поведение может принадлежать нескольким классам одновременно.

Типы поведения по своему происхождению

- Инстинктивное поведение

Сегодня мы знаем, что у людей есть ряд инстинктов, которые заставляют нас действовать бессознательно, и которые связаны с нашим выживанием и нашими репродуктивными инстинктами. Некоторые из этих инстинктивных форм поведения очень очевидны, в то время как другие трудно обнаружить.

Так, например, зевота, когда мы хотим спать, является ярким примером инстинктивного поведения: это что-то неконтролируемое, и мы делаем это, не зная почему. Однако еще один менее очевидный пример - это необходимость искать одобрения у других - инстинкт, который, как было доказано, проявляется во всех культурах.

- Приученное поведение

На другой стороне спектра мы находим усвоенное поведение, то есть поведение, которого нет во время нашего рождения и которое мы приобретаем с помощью различных механизмов на протяжении всей жизни. Большинство представленных нами моделей поведения попадают в эту категорию.

Практически все, что мы делаем в повседневной жизни, - это выученный тип поведения. К этой категории относятся такие привычки, как приготовление пищи, одевание, чистка зубов, вождение или работа.

С другой стороны, есть много разных способов, которыми мы можем научиться новому поведению. Среди других механизмов мы находим моделирование, классическое и оперантное обусловливание, косвенное обучение или обучение воздействием.

Типы поведения в зависимости от их отношения к стимулу

- аппетитное поведение

Аппетитное поведение - это поведение, которое осуществляется для достижения определенной цели, связанной с поиском удовольствия или поиском положительных стимулов для благополучия человека. Эти раздражители могут быть как внешними, так и внутренними, хотя на практике это почти всегда смесь обоих типов.

Например, среди аппетитного поведения мы можем найти такие, как приготовление еды, чтобы утолить голод, встречи с друзьями в течение приятного дня или просмотр фильма, который привлекает наше внимание.

- Избегающее поведение

Избегающее поведение противоположно аппетитному, поскольку оно направлено на максимальное избегание неприятных стимулов. Как и в предыдущем случае, стимулы, от которых вы убегаете, могут быть как внутренними, так и внешними.

Во многих случаях характер конкретного поведения зависит от намерения человека, а не от конкретных выполненных действий. Например, употребление шоколада для удовольствия может вызвать аппетит; но если бы это было сделано для устранения беспокойства, оно стало бы избегающим.

Типы поведения в зависимости от их видимости

- Скрытое поведение

Скрытое поведение - это все те виды поведения, которые нельзя наблюдать невооруженным глазом извне, таким образом, что только тот, кто их выполняет, осознает это. В большинстве случаев это мысли разного рода.

Эта категория используется в основном в некоторых психологических направлениях, таких как бихевиоризм или когнитивизм, таким образом, что мысли рассматриваются как еще одно поведение, которое, следовательно, можно изучать с научной точки зрения.

- манифестное поведение

С другой стороны, явное поведение - это все, что может видеть внешний наблюдатель. В этой категории мы можем найти все виды поведения, не связанные с мышлением, такие как физические действия, речь или движение.

Таким образом, человек, который думал о том, что делать в определенной ситуации, будет вести себя скрытно; но как только он предпримет действия, его поведение проявится.

Типы поведения по намерениям человека

- Непроизвольное поведение

Категория непроизвольного поведения будет включать все те виды поведения, которые происходят без принятия индивидуумом решения, которое они осознают. Обычно они связаны с автоматической реакцией на стимул, который может быть как внутренним, так и внешним.

Например, когда человек обжигает палец при прикосновении к стеклокерамике, его автоматическая реакция будет заключаться в том, чтобы убрать руку от огня, чтобы избежать боли. Это поведение полностью автоматическое, и человек не поймет, что он сделал, пока это не будет сделано.

- Добровольное поведение

С другой стороны, произвольное поведение - это все, на что человек медитирует перед тем, как выполнить. Сначала считалось, что любое поведение является продуктом автоматической реакции на стимул, но позже было обнаружено, что у нас есть возможность выбирать способ действия в любое время.

Так, например, когда что-то нас злит, нашей автоматической реакцией может быть крик; Но у нас также есть возможность не делать этого и вести себя более конструктивно.

Типы поведения в соответствии с нашими отношениями с другими

- Пассивное поведение

Пассивное поведение - это поведение, которое отвергает собственные желания и потребности, чтобы попытаться избежать конфликтов с другими или избежать причинения вреда другому человеку. Пассивное поведение обычно типично для людей с низкой самооценкой, которые не знают, как вести себя напористо.

Примером пассивного поведения может быть терпение оскорблений и унизительных комментариев от другого человека просто для того, чтобы не спровоцировать более сильный конфликт, даже если это причиняет нам боль. В конечном итоге пассивное поведение создает больше проблем, чем позволяет избежать.

- Агрессивное поведение

На другом конце спектра мы находим агрессивное поведение, которое направлено на удовлетворение собственных желаний и потребностей без учета чужих. Интересно, что они также обычно типичны для людей с низкой самооценкой, особенно когда даются автоматически, а не преднамеренно.

Возвращаясь к предыдущему примеру, человек, который стремится оскорблять и унижать других, будет действовать агрессивно, обычно для того, чтобы почувствовать свое превосходство или получить какую-то власть.

- Напористое поведение

С другой стороны, напористое поведение - это все, что используется для подтверждения их собственных желаний и потребностей, принимая во внимание желания других. Настойчиво реагируя на конфликт, часто можно найти решение, которое устраивает все стороны и предотвращает эскалацию проблемы.

Примером напористого поведения может быть ясный разговор с другим человеком о том, что он сделал, что нас расстроило, с намерением найти способ, чтобы этого больше не повторилось.

Типы поведения в зависимости от их полезности

- Адаптивное поведение

В психологии поведение считается адаптивным, когда оно позволяет человеку надлежащим образом реагировать на окружающую среду и дает ему максимальную вероятность достижения поставленных целей и достижения состояния благополучия.

Например, человек, который хочет похудеть и привести себя в форму, будет действовать адаптивно, занимаясь спортом и питаясь правильно.

- Неадаптивное поведение

Напротив, неадаптивное поведение - это поведение, которое идет вразрез с благополучием и целями человека. Продолжая предыдущий пример, тренировки и диета могут быть несколько дезадаптивными в случае человека с такими расстройствами, как анорексия или булимия.

Во многих случаях может показаться, что неадаптивное поведение не имеет никакого смысла; но даже если они в долгосрочной перспективе вредны для человека, в большинстве случаев они получают вознаграждение за их выполнение. В противном случае они исчезли бы сами по себе.

Типы поведения по устойчивости

- Стабильное поведение

Эта категория относится к поведению, которое повторяется каждый раз, когда возникает похожая ситуация. В психологии они будут иметь особую полезность при прогнозировании поведения человека, что позволит разработать более эффективные меры вмешательства.

Фактически, изучение личности в большинстве случаев включает в себя исследование стабильного поведения человека, чтобы понять его наиболее характерные черты.

Например, человек, который всегда злится, когда говорит на определенные темы, будет демонстрировать стабильное поведение, и это может дать нам представление о его темпераменте.

- Неустойчивое поведение

Неустойчивое поведение - это такое поведение, которое не повторяется предсказуемым образом в аналогичных ситуациях. В жизни большинства людей они происходят гораздо реже, чем стабильные, и в большинстве случаев они стоят за жизненно важными изменениями.

Неустойчивое поведение также имеет тенденцию возникать в периоды большой эмоциональной нагрузки, например, когда человек испытывает сильную боль или стресс.

Так, например, человек, только что потерявший близкого родственника, может удивительным образом вести себя с окружающими.

Типы поведения в зависимости от их отношения к обществу

- Просоциальное поведение

В рамках данного общества поведение считается просоциальным, если оно способствует благополучию всех его членов и соответствует стандартам и ценностям его конкретной культуры.

С другой стороны, поведение может быть просоциальным в одной стране и не быть таковым в другой. Примером этого явления может служить отношение к выпивке жителей разных стран. Такие культуры, как итальянская, ирландская или испанская, включают потребление таких напитков, как вино и пиво, в свои привычки, и считается желательным и просоциальным поведением оставаться в баре, чтобы выпить с друзьями и семьей.

Напротив, в некоторых культурах, например в арабских, употребление алкоголя считается чем-то очень негативным и противоречит ценностям их общества.

- Парасоциальное поведение

Парасоциальным поведением может быть такое поведение, при котором, хотя оно не способствует благополучию членов культуры, оно не причиняет им прямого вреда. Люди, которые их реализуют, обычно страдают от своего рода отторжения со стороны сограждан из-за отказа от традиционных ценностей, но обычно не страдают от особо негативных последствий.

Например, в одних культурах не одобряются определенные образы жизни, такие как кочевничество или предпринимательство, в то время как в других они приветствуются.

- Антисоциальное поведение

Антисоциальное поведение - это все, что прямо противоречит ценностям культуры или причиняет какой-либо вред жителям общества. Среди наиболее распространенных примеров такого поведения мы можем найти такие преступления, как грабежи, нападения или убийства.

Под поведением в современной научной литературе понимают сложившийся образ взаимодействия личности с природно-социальной окружающей средой.

Формирование поведения обусловлено способностью личности изменять собственные действия под влиянием внешних факторов, внешних условий ситуации. Поведение характеризуется огромным приспособительным потенциалом, позволяя человеку избегать негативного влияния окружающей среды.

Типы поведения

Выделяют следующие виды поведения:

Асоциальное поведение

Огромное внимание для современных исследователей представляет асоциальное поведение, которое определяется как неспособность личности устанавливать прочные социальные взаимосвязи, нежелание придерживаться принятых норм, правил социума отсутствие лояльности по отношению к другим, отсутствие желания соблюдать свои обязанности перед ними, отсутствие вины за неблаговидные поступки.

Основными формами проявления асоциального поведения выступают следующие:

Суицидальное поведение является оной из форм проявления антисоциального поведения, сложным явлением, которое возникает под влиянием совокупности психиатрических, психологических, социальных факторов.

Готовые работы на аналогичную тему

Критерии асоциального поведения

К диагностический значимым показателям асоциального поведения, позволяющим на ранних этапах выявить формирование асоциальных форм поведения и оказать соответствующую психологическую помощь, относят следующие:

  • отсутствие положительно ориентированных жизненных планов, профессиональных намерений;
  • недисциплинированность, несознательность по отношению к профессиональной или академической деятельности;
  • отсутствие интересов, увлечений, хобби;
  • неадекватное отношение к педагогическому воздействию;
  • отсутствие навыков адекватного оценивания поступков окружающих;
  • отсутствие навыков адекватной рефлексии, саморефлексии;
  • нечуткое, невнимательное отношение к окружающим, отсутствие эмпатии;
  • несамостоятельность, восприимчивость к негативному влиянию со стороны окружающих, неспособность преодолевать проблемно-конфликтные ситуации;
  • отсутствие культуры внешнего поведения;
  • наличие дурных пристрастий, привычек.

Таким образом, поведение представляет собой тип взаимодействия личности с окружающей средой, которая может проявляться в различных конструктивных и деструктивных формах.

Всем привет! В данной теме разберем, какие разновидности социального поведения существуют их типы и виды. Социальное поведение стоит рассматривать со стороны психологического воздействия на людей и занимаемого ими положения в обществе. Такие формы социального поведения рассматриваются со стороны социума, а не индивидуальности. Его взаимодействие с другими людьми и оказания влияния как на отдельные личности, так и общество в целом.

Виды социального поведения

Психология выделяет следующие виды:

Социальное поведение🤔: 11 основных видов проявления

Массовое

Обуславливается плохой управляемостью социальной активности большого количества людей, не имеющего организованности и конкретных целей. Обычно подобное приравнивают к стихийным действиям. К основным примерам можно отнести массовую панику, религиозное направление, политику и так далее…

Групповое

Считаются действия отдельных людей, объединенных в социальные группы. Обычно группы возникают из-за определенных процессов, возникающих внутри коллектива. Отличительная особенность во взаимодействии людей внутри объединения, даже при нахождении за его пределами.

Полоролевое

Относится к действию, связанному с обладателем конкретной половой принадлежности, и основывается на социальной роли, выполняемой данным человеком в течении жизни в социуме.

Данный вид может относиться, как к группе лиц, так и к отдельным личностям, зависящим от выполняемых социальных функций и целей преследования. В ниже приведенных примерах вида будут описаны личности во время взаимодействия с другими индивидами.

Просоциальное

Заключается в стремлении оказать помощь и поддержку окружающим людям. Также при прямой помощи другим людям, данное поведение называют помогающим.

Конкурентное

Социальное поведение🤔: 11 основных видов проявления

Выражается в восприятии другого индивида в качестве потенциального или действующего конкурента, вступая в борьбу или соревновательный процесс. Основной целью является достижение преимуществ и побед. Данная манера поведения имеет два вида.

  1. Индивид проявляет нетерпимость, раздражительность, враждебность, недоверчивость.
  2. Отсутствует стремление к конкурированию, выражается в доброжелательном отношении.

Послушное

Отвечает за взаимодействие между личностями, посредством цивилизованности и культурности. Зачастую, подобное поведение называют правопослушным, в свою очередь противоположное называется девиантным, противоправным и проблемным.

Девиантное

Осуществляется в виде проявления непокорности и бунтарства в общепринятых социальных нормах, морали или нравственности. Но при всем этом, девиантные действия нельзя приравнивать к противоправным.

Противоправное

Относится к нарушающим установленные социальные нормы. За подобные действия можно получить реальное наказание, согласно законодательству Российской Федерации.

Проблемное

Социальное поведение🤔: 11 основных видов проявления

К этому можно отнести любое, которое влечет за собой психологические проблемы. В большинстве случаев выражается в неприемлемом поведении, влекущем за собой деструктивность или антисоциальность.

Также к такому поведению можно отнести и близкие отношения людей, как привязанность и материнство.

Привязанное

Основывается на выраженном стремлении человека находиться рядом с другим человеком. Данная форма поведения берет свое зарождение с детского возраста, и объектом привязанности является мать.

Материнское

Проявляется в поведении матерей по отношению к своим детям, в том числе и любое другое поведение человека, имеющее сходство с действием матери к ребенку.

В действительности вариантов поведения большое количество: стремление избегать провалов, достигать успехов, достижение успешности, и тому подобное.

Иные виды поведения человека в обществе

Стремление к успеху

Данная манера действий отвечает за влиятельность и успех в жизни человека. К лучшему примеру можно отнести людей, которые в недалеком прошлом смогли стать успешными в современном мире.

Избегание неудач

Является альтернативной формой достижения успеха. Основывается на особой озабоченности не остаться последним или хуже остальных, не быть неудачником по жизни.

Также можно к видам социальных действий отнести желание быть коммуникабельным, а противоположным относится избегание людей. К отдельным формам можно выделить стремление достичь властвования и его сохранения. Противоположным стремлением можно отнести желание быть покорным.

В большинстве случаев социологи изучают наиболее распространённые виды социального поведения, влияющего на социум и отдельную личность. К таким относят: добро, зло, дружественность, враждебность и многие другие.

А что вы можете добавить по данной теме? Поделитесь своими размышлениями в комментариях.

Главная по устранению плача и поднятию хорошего настроения.
Ликвидирую проблемы в отношениях женской изюминкой.
Обожаю писать вкусные тексты.

Читайте также: